Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2. Анализ состояния проблемы в практике дошкольного воспитания

  • КУРСОВАЯ РАБОТА (Теоретические и методические Основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного образования). Курсовая работа 1. Курсовая работа (Теоретические и методические Основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного образования) на тему Развитие воображения детей дошкольного возраста на занятиях сюжетного рисования (лепки, аппликации)


    Скачать 62.41 Kb.
    НазваниеКурсовая работа (Теоретические и методические Основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного образования) на тему Развитие воображения детей дошкольного возраста на занятиях сюжетного рисования (лепки, аппликации)
    АнкорКУРСОВАЯ РАБОТА (Теоретические и методические Основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного образования
    Дата04.01.2022
    Размер62.41 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая работа 1.docx
    ТипКурсовая
    #324046
    страница2 из 3
    1   2   3
    ГЛАВА 2. Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста.
    2.1. Понятие «воображение» в психолого-педагогической науке.
    По определению, данному в психологическом словаре, воображение – это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. Желание понять и объяснить воображение, привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его пробуждать в наши дни. Большинство научных деятелей, изучающих феномен воображения придерживаются, одного и того же мнения, что воображение характерно только для человека, которое странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же время самым психическим из всех психических процессов и состояний. До сих пор так и неизвестна настоящая природа воображения. Ученые не могут объяснить механизм воображения, его анатомо-физиологическую основу. Неизвестными остаются такие факты, как место локализации воображения в мозгу человека, с работой каких известных науке нервных органических структур оно связано.

    Воображение человека выражается:

    1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности;

    2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью;

    3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют, симулируют действительность;

    4) в создании образов, соответствующих описанию объекта.
    Воображение является основой всякой творческой деятельности. В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу.

    Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий. Возможность построения нового, воображаемого мира ребенком разные психологи объясняли по-разному.

    Я.Л. Коломенский определяет воображение как своеобразную форму отражения действительности, заключающуюся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений

    Философ Л.Э. Голосовкер рассматривает воображение как первоначальный и высший познающий и комбинирующий разум человека, разум его мифотворческого периода. Он определяет воображение парадоксально – «разум воображения», диалексическая логика воображения – и противопоставляет его разуму науки как отвлеченному разуму. Разум порождает идеи, которыми живет человечество.

    В работах Выготского Л.С. раскрыты основополагающие характеристики воображения вообще и детского в частности. Непреходящее значение имеют замечания учёного о том, что детское воображение развивается относительно независимо от рассудка, и поэтому недостаточно контролируется ребёнком. Неприхотливость детской фантазии создаёт ложное впечатление его богатства. Поскольку опыт ребёнка мал, поэтому детское воображение беднее, чем у взрослого.

    В то же время он отмечал яркость, свежесть, эмоциональную насыщенность образов воображения у детей и большое доверие ребёнка к продуктам своего воображения.

    Способность к воображению не даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. В современной науке существует много исследований, посвящённых развитию воображения в онтогенезе. Основным предметом изучения являлись возрастные периоды развития воображения и те виды деятельности, в которых оно развивалось.

    Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

    Важнейшее назначение воображения в том, что оно позволяет представлять результаты труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Воображение позволяет принять решение даже при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи.

    Есть основания сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика. Чем более привычной, точной и определенной явится ситуация, тем меньше простора дает она фантазии. Совершенно очевидно, что для той области явлений, где основные законы выяснены, нет необходимости использовать воображение, однако при наличии приближенных сведений о ситуации, напротив, трудно получить ответ с помощью мышления - здесь вступает в права фантазия.

    Существуют несколько классификаций видов воображения.

    По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное, практически деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели.

    В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения бывает воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта. Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов. Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам, выражающим его особенность. Для воображения характерны определенные процессы, которые включают элементы наглядности. Так, операцией обобщения при создании образа воображения выступает операция типизации,состоящая в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Приемом воображения является и комбинирование, представляющее собой подбор и соединение определенных черт предметов или явлений.

    Следующим существенным способом создания творческих образов является акцентирование, подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является шарж, карикатура.

    Имеется способ – аплютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек – зверь или человек – птица.

    Гиперболизация – это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. (Пример: мальчик с пальчик).

    Механизмом функционирования воображения является и прием уподобления, который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления тоже важен: он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т. д.)

    Прием расчленения заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.

    Прием замещения – это замена одних элементов другими.

    Существует еще прием аналогии. Его сущность – в создании нового по аналогии (сходству) с известным.

    Определяя особенность воображения, связанную с названными приемами действительности следует подчеркнуть, что все они протекают не только в абстракции, но и в форме чувственности.

    Конечный источник операций воображения – предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения. Следовательно, основой для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме.


    2.2. Анализ состояния проблемы в практике дошкольного воспитания
    Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был проведен педагогический эксперимент, который включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Экспериментальная работа проводилась на базе дошкольного учреждения №16 г. Кировска. В эксперименте было обследовано 16 детей старшего дошкольного возраста. На этапе констатирующего эксперимента нами были поставлены следующие задачи: 1. Изучить существующий в педагогической практике опыт использования декоративного рисования для развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий по изодеятельности. 2. Провести диагностику уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Для решения поставленных задач на этапе констатирующего эксперимента была проведена следующая работа:

    · методика Е. Торренса «Неполные фигуры». Тест предназначен для диагностики креативных (творческих) способностей детей методика «Солнце в комнате» (В. Синельников, В. Кудрявцев) на выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.[10]Мы провели диагностику (методика Е. Торренса «Неполные фигуры») детей двух старших групп, в количестве по 8 человек для получения сведений о начальном состоянии изучаемого объекта. Данная методика, являясь, по сути «миниатюрной моделью творческого акта» (Е. Торренс) позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. Эта методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств - видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Задание на дорисовывание фигур является одним из наиболее популярных при исследовании особенностей воображения и творческих способностей дошкольников. Детям было предложено задание. На листе изображены геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах. Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.

    Результаты протоколировались и затем обрабатывались. Данные исследования представлены в приложениях № 2 (экспериментальная группа), № 2а (контрольная группа).

    Все работы детей можно поделить на 4 группы.

    группа (высокий уровень) - оригинальные изображения во всех 3х случаях.

    группа ( высокий уровень) - оригинальные изображения в 2х случаях.

    группа ( средний уровень) - оригинальные изображения в одном случае.

    группа ( низкий уровень) - нет оригинальных изображений. Подсчитывалось также общее количество оригинальных изображений по всей группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми.

    Вывод: представленные результаты показали, что работы в основном 3, 4 группы. Оригинальных изображений выполнено мало. Наиболее часто встречаются в созданных детьми изображениях образы:

    Круг - солнце, шарик; ( Стас О., Саша В.)

    Квадрат - телевизор, портфель, дом; ( Костя С., Света А., Петя Д., Кирилл Ю.)

    Треугольник - ёлка, дом, человек.( Серёжа Д., Лена И., Саша В.)Статистический анализ данных показал, что высокий уровень

    · в экспериментальной группе у 1 ребёнка (Лиза С.), что составило 12, 5%

    · в контрольной группе отсутствует

    средний уровень был установлен:

    · в экспериментальной группе у 2 детей (Маша К., Стас О.) , что составило 25% от общего числа детей в данной группе;

    · в контрольной группе у 3 детей, 37,5%

    низкий уровень

    · в экспериментальной группе у 5 дошкольников, что составило 62,5% от общего числа детей в данной группе;

    в контрольной группе также составил 62, 5%Полученные статистические результаты представлены в таблице 1.

    Таблица 1. Результаты анализа детских работ на этапе констатирующего эксперимента (методика Е. Торренса «Неполные фигуры»)

    Группа/уровень

    Экспериментальная группа

    Контрольная группа




    Кол-во человек

    %

    Кол-во человек

    %

    4группа (низкий)

    5

    62,5

    5

    62,5

    3группа (средний)

    2

    25

    3

    37,5

    1,2группа (высокий)

    1

    12,5

    -

    0


    Для более полного получения картины развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на данном этапе работы использовалась также диагностика универсальных способностей (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)

    Методика «Солнце в комнате» Цель: Выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. Материал: Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш. Инструкция к проведению: Педагог, показывая ребенку картинку: «Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т.д.) педагог дает следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной». Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для «исправления» картинки.

    Обработка данных:

    В ходе обследовании педагог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

    · Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю, как исправить», «Картинку исправлять не нужно») - 1 балл.

    · Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) - 2 балла.

    · Содержательное устранение несоответствия:

    а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - «Солнышко на улице») - 3 балла.

    б) сложный ответ (переделать рисунок - «Сделать из солнышка лампу») - 4 балла.

    Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации («Картинку сделать», «Нарисовать окно», «Посадить солнышко в рамку» и т.д.) - 5 баллов. Результаты протоколировались и затем обрабатывались. Данные исследования представлены в приложениях № 3 (экспериментальная группа), № 3а (контрольная группа).Анализ рисунков детей свидетельствует о наличии большого количества низких и средних показателей выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное»:

    низкий уровень (1-2 балла) показали:

    · в экспериментальной группе 5 детей (62,5%);

    · в контрольной группе 6 детей (75%);

    средний уровень (3-4 баллов):

    · в экспериментальной группе 3 детей (37,5%);

    · в контрольной группе 2 детей (25%);

    высокий уровень (5 баллов):

    · в экспериментальной группе и в контрольной группе отсутствует;

    Полученные статистические результаты представлены в таблице 2.
    Таблица 2. Результаты анализа детских работ на этапе констатирующего эксперимента (Методика «Солнце в комнате» В. Синельников, В. Кудрявцев)

    Балл/уровень

    Экспериментальная группа

    Контрольная группа




    Кол-во человек

    %

    Кол-во человек

    %

    1-2 балла (низкий)

    5

    62,5

    6

    75

    3-4 баллов (средний)

    3

    37,5

    2

    25

    5 баллов (высокий)

    -

    0

    -

    0


    Таким образом, данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о наличии большого количества средних и низких показателей проявления творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Анализ результатов констатирующего эксперимента убедительно доказывает необходимость педагогической работы по развитию у детей творческого воображения. Мы считаем, что целенаправленная систематическая работа, включающая разработку и применение методики обучения детей декоративному рисованию, будет содействовать развитию творческого воображения ребенка.
    1   2   3


    написать администратору сайта