Главная страница
Навигация по странице:

  • Выводы по ГЛАВЕ 2.

  • СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

  • ПРИЛОЖЕНИЯ. Приложение А.Тезаурус. Творчество

  • Творческое мышление — это

  • Гиперболизация

  • КУРСОВАЯ РАБОТА (Теоретические и методические Основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного образования). Курсовая работа 1. Курсовая работа (Теоретические и методические Основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного образования) на тему Развитие воображения детей дошкольного возраста на занятиях сюжетного рисования (лепки, аппликации)


    Скачать 62.41 Kb.
    НазваниеКурсовая работа (Теоретические и методические Основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного образования) на тему Развитие воображения детей дошкольного возраста на занятиях сюжетного рисования (лепки, аппликации)
    АнкорКУРСОВАЯ РАБОТА (Теоретические и методические Основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного образования
    Дата04.01.2022
    Размер62.41 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая работа 1.docx
    ТипКурсовая
    #324046
    страница3 из 3
    1   2   3

    2.3. Развитие воображения посредством сюжетного рисования.
    Обучение детей изобразительному искусству предусматривает наряду с приобретением ими изобразительных умений и навыков развитие воображения. Эта система включает в себя программу требований к изобразительным навыкам дошкольников и методику, основанную на воспитании у них наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни многообразие красок, форм, движение. Большое внимание в построении всей системы обучения изобразительному искусству должно уделяться воспитанию воображения ребенка. В своей работе по руководству изобразительной деятельностью детей педагог должен сочетать методы коллективного обучения с индивидуальным подходом к каждому ребенку.

    Отечественная педагогика считает бесспорным зависимость правильного развития всех сторон личности от обучения. Развитие воображения и творческих изобразительных способностей также подчиняется этой закономерности.

    Проблемы творческого процесса широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегративного показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель определяется как некоторое сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов или же рассматривается как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов мышления вообще и творческого мышления, в частности.

    Психологический анализ творческой деятельности указывает на ее огромную сложность. Она возникает не сразу, а постепенно, развивается из более элементарных и простых форм в более сложные. Она во многом зависит от накопленного человеком опыта. Творческая деятельность находится в прямой зависимости от разнообразия прежнего опыта человека.

    Важнейшими составными частями процесса творческого воображения являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Диссоциация заключается в том, что сложное целое как бы “рассекается” на части, одни из которых преимущественно выделяются по сравнению с другими, сохраняются, другие забываются. Диссоциация является необходимым условием для будущей деятельности фантазии. Ассоциация – это объединение диссоциированных и измененных элементов. Таким образом, воображение творчески преобразует действительность, оно способно давать новые и неожиданные результаты.

    "Истоки воображения и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" – утверждал В.А. Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей.

    К изобразительной деятельности относятся рисование, аппликация, лепка. Рисование популярно среди детей дошкольников 5 - 6,5 лет. По рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности детей находят отражение специфические особенности их мышления-конкретность, образность.

    Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия.

    Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т.д. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности.

    Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезать из бумаги разнообразные сюжеты, узоры, наклеивать их на фон. Дети выполняют как индивидуальные, так и коллективные работы; учатся аккуратности, усидчивости, осваивают основные приемы вырезания, правила работы с клеем.

    В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. В наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых дети создают изображения не по частям, а из целого, например одной линией контура в рисовании.

    Ребенок успешнее овладевает письмом, если он умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения. Формированию такого рода движений способствует рисование растений, декоративное рисование по мотивам вышивок, росписей и др. В процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций формируются умения удерживать определенное направление. Сюжетное рисование способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей, хорошего эстетического вкуса, интереса к народному искусству, искусству родного края.

    Первый этап в развитии художественных способностей начинается с того момента, когда в руки ребенка впервые попадает изобразительный материал. В педагогической литературе этот период носит название “доизобразительный”, так как здесь еще нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что-то изобразить. Этот период играет существенную роль.

    Ребенок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм. Самостоятельно немногие дети могут овладеть всеми доступными им движениями и нужными формами. Воспитатель должен вести ребенка от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке.

    Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей. Путем ассоциаций дети учатся находить сходство в простейших формах и линиях с каким-либо предметом. Такие ассоциации могут возникнуть у них непроизвольно, когда ребенок замечает, что его штрихи напоминают знакомый предмет. Обычно они неустойчивы: в одном и том же рисунке он может увидеть разные предметы. Простая нарисованная форма может напомнить много предметов, приближающихся к ней. Ассоциации помогают перейти к работе по замыслы. Одним из путей такого перехода является повторение той формы, которая получилась у него случайно. Иногда такие первоначальные рисунки по замыслу имеют меньше сходства с предметом, чем ассоциированная форма. Тем не менее второй рисунок говорит о новом, более высоком этапе в развитии изобразительных способностей, так как он появился в результате замысла. Большая роль в этом процессе принадлежит воспитателю, который, задавая вопросы, помогает ребенку осознать изображение. С появлением сознательного изображения предмета начинается изобразительный период в развитии способностей. Деятельность ребенка начинает приобретать творческий характер. Именно здесь уже могут быть поставлены задачи систематического обучения детей. Первые изображения предметов в рисунке очень просты, в них отсутствуют не только детали, но и часть основных признаков.

    В более старшем возрасте при правильно поставленной воспитательно-образовательной работе ребёнок приобретает способность передавать основные признаки предмета, соблюдая характерную для них форму. Постепенно под влиянием обучения и общего развития у ребёнка появляется способность относительно правильно передавать пропорциональные соотношения между предметами и их частями.

    Дети 3-3,5 лет в результате систематических занятий, овладевшие некоторыми формообразующими движениями, самостоятельно задумывают содержание изображения в соответствии с имеющимися у них воображением, умениями и впечатлениями об окружающей жизни. К 6 годам обогащается сенсорный опыт детей. Богаче, разнообразнее и точнее становятся представления о предметах и явлениях окружающего, усиливается работа воображения. Замыслы характеризуются большим разнообразием, устойчивостью. Дети старшего дошкольного возраста подходят к созданию изображения со сложившимся замыслом, который ребенок соотносит с имеющимся в его опыте способами изображения и средствами его выразительного решения. Таким образом, задача педагога - помогать в развитии этих процессов на каждом этапе, найти такие методы и средства, которые позволили бы воспитать творческую личность.

    Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Все они оказывают большое влияние на личность ребенка, развивают перцептивную сторону, способствуют развитию воображения, памяти, речи, воспитывают нравственные качества ребенка. В процессе работы у детей развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика; синхронизируется работа обеих рук. Ребенок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать.

    Происходит развитие сенсорных и мыслительных способностей детей, развивается планирующая мыслительная деятельность, развивается художественный вкус.

    В своих работах Е.А. Флерина выделила отличительные особенности детского рисунка: искренность, эмоциональность, непосредственность выражения ребёнком своих мыслей и чувств. При использовании минимум средств, ребёнок передаёт своё состояние.

    Смелость. Риск, способность к риску - непременное условие и характеристика творческой личности;

    Содержательность. Рисунок даже самого маленького ребёнка несёт в себе какое-то содержание. Младшие дошкольники рисуют каракули, но они полны содержания. В рисунках старших дошкольников - всё, что окружает детей, что их волнует.

    Гуманизм, оптимизм содержания детского рисунка - показатель природной доверчивости, доброжелательности человека. Ребёнок изначально несёт в себе многие лучшие черты человечества, то есть общечеловеческие ценности, которые зафиксированы во всех мировых религиях, мифах, легендах, сказках. В детских рисунках почти всегда добро побеждает зло. Рисунки дошкольников можно сразу узнать по их яркости, красочности, декоративности.

    Выразительность - главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью понимается способность художника посредством разнообразных приёмов передавать человеческие эмоции, использование им в образной характеристике таких деталей, которые с наибольшей полнотой раскрывают сущность изображаемого явления или характера. Выразительность детского рисунка — это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему. Наряду с выразительностью и грамотностью детских работ следует выделить и такое их качество, как оригинальность. Такая особенность детского рисунка может сочетаться с грамотностью, выразительностью, но может быть и единственной характеристикой образа. То есть рисунок ребенка может быть неграмотен, и не выразителен, но отличаться своеобразным решением задачи. Оригинальность образа - показатель творческого воображения.

    Как подчеркивает Флерина Е.А., сюжетное рисование является важным и эффективным средством развития детского творчества. В сюжетном рисовании задействованы практически все психические процессы: воля, воображение, память, мышление. У ребенка развивается самостоятельность и изобразительные способности, важные для развития его творчества. Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности, поэтому сюжетное рисование с учебными целями вводится не ранее, чем в средней группе, причем вначале как изображение 2-3 предметов, расположенных рядом. Естественно, что детям должны быть известны приемы изображения предметов, являющихся главными действующими героями сюжета, иначе трудности в изображении незнакомых предметов отвлекут их от выполнения основной задачи. Однако не следует ограничивать сюжетное рисование изображением только тех предметов, которые дети уже изображали. Ребенок должен уметь нарисовать главное в сюжете, а все детали он выполняет по своему желанию.

    Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятий и аналитико-синтетического мышления. Выделить главное, понять отношения и связи объектов сюжета - задачи довольно сложные для дошкольника. Они могут быть решены детьми старшей группы.

    В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные отношения между предметами. Эта задача усложнена тем, что при изображении сюжета надо показать не только разницу в их размерах, существующую между ними в жизни, но увеличение или уменьшение предметов в связи с расположением в пространстве. Для этого ребенок должен уметь сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними. В старшем дошкольном возрасте ребенок стремится связать изображение в одну цельную картину, появляется уже примитивная композиция рисунка. Рисунок упорядочивается.

    Дети старшего дошкольного возраста могут создавать композиции по заранее продуманному плану, иногда могут строго выдержать принцип единства времени и действия (приложение Б, рис.2) Соответственно, при руководстве воспитателю необходимо применять комплекс методов и приемов обучения для более полного воздействия на все стороны личности ребенка, что поможет эффективному и успешному развитию детского творчества.

    Тематика сюжетного рисования определяется, прежде всего, теми впечатлениями, которые ребенок получает от наблюдения окружающей действительности. Часто на занятиях по сюжетному рисованию педагоги используют нетрадиционные техники рисования, так как это способствует развитию его сенсорного опыта, и, чем больше впечатлений получит ребенок, тем многообразнее и богаче будет его творчество и замысел следующих творческих работ. Неизменным правилом является лишь то, что содержание каждой темы должно быть конкретно определено.
    Выводы по ГЛАВЕ 2.
    Таким образом, анализ творческих работ формирующего эксперимента показал, что у детей в процессе систематических занятий декоративным рисованием, использования дидактических игр и упражнений, проведения экскурсий уровень творческого воображения имеет тенденцию к развитию. На основании полученных результатов экспериментальной работы можно констатировать: 1. Занятия декоративным рисованием способствует развитию продуктивности, оригинальности воображения и выразительности рисунка у старших дошкольников, что свидетельствует о развитии у них творческого воображения. 2. Целенаправленный педагогический процесс с использованием систематических занятий декоративным рисованием, дидактических игр и упражнений способствует развитию творческого воображения.

    . В процессе занятий с детьми декоративным рисованием можно отметить также следующие моменты:

    · стремление детей к творческой деятельности;

    · устойчивый интерес к новому, необычному, мало изученному;

    · быстроту и легкость принятия и выполнения задания;

    · качество выполнения работы, ее оригинальность;

    · продолжительность и увлеченность самим процессом выполнения работы.

    4. Развитие творческого воображения в процессе занятий декоративным рисованием эффективно в ситуации благоприятного положительного воздействия, а разнообразие методов и приемов работы по денному направлению содействует раскрытию творческого потенциала ребенка.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
    Таким образом, рассмотрев теоретические аспекты потенциала изобразительной деятельности и сюжетного рисования в развитии воображения у детей дошкольного возраста, я пришла к следующим выводам:

    1. Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения, имеющихся у человека знаний в новое сочетание. В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. Четвертая функция состоит в формировании внутреннего плана действий. Пятая функция – это планирование и программирование деятельности.

    2. Воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкое отступление от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми узкого личного опыта.

    В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Воображение из непроизвольного становится произвольным, превращается из непосредственного в опосредованное, причем основным орудием овладения являются сенсорные эталоны.

    Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль. Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков.

    3. Эффективнее всего развивать воображение у детей дошкольного возраста предполагается в изобразительной деятельности, так как именно эта деятельность способствует формированию образов воображения у ребенка дошкольного возраста, образы, в основном, не предваряют деятельности, а возникают лишь в ходе ее. На занятиях сюжетного рисования осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Одним из наиболее важных условий успешного развития способностей ребенка на занятиях по сюжетному рисованию является разнообразие и вариативность работы.

    Вслед за И.В. Дубровиной мы считаем, что воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Творческое воображение - самостоятельное создание новых образов, включенное в процесс творческой деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Воображение только тогда оправдывает себя, когда оно служит реализации идеи, когда в создаваемых образах воплощается идейный замысел.

    Вся работа в целом показала, что занятия с дошкольниками по сюжетному рисованию являются эффективным средством развития воображения. Следовательно, выдвинутая гипотеза подтвердилась.

    Таким образом, все задачи решены и цель достигнута.


    СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ.


    1. Венгер Н.Ю., Путь к развитию творчества/Н.Ю. Венгер//Дошкольное воспитание. -2012. - №11. - стр. 32-38.

    1. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: Учебное пособие/В.И. Волынкин. – М.: Феникс, 2010. – 448с.

    1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя/ Л.С.Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93с. (переизд.2011.)

    1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии/Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2003. – 368с.

    1. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений/О.М.Дьяченко. – М.: Знание, 2006. – 96с.

    1. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника/О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 2008. - №6. – с.34-35

    1. Дьяченко О.М. Психическое развитие дошкольника/О.М. Дьяченко, Т.В.Лаврентьева. – М.: Педагогика, 2014. – 128с.

    1. Ендовицкая Т. О. развитии творческих способностей/Т.О. Ендовицкая// Дошкольное воспитание. – 1967. - №12. - стр. 73-75.

    1. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения/Е.В.Заика//Вопросы психологии. – 2013. - №2. - стр. 54-58.

    1. Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ: Пособие для воспитателей/Л.М. Ковалицкая. – М.: Аркти, 2008. – 24с. –

    1. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании: Учебное пособие/Л.С.Коршунова. – М.: Педагогика, 2009. – 246с.

    1. Королёва С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: Пособие для педагогов-психологов ДОУ/С.Г.Королёва. – М.: Учитель, 2009. – 114с.

    1. Кравцова Е.В. Развитие воображения/Е.В.Кравцова//Дошкольное воспитание. – 2011. - №12. – с.45-47

    1. Опевалова Е.В. Методы изучения познавательного развития детей по их рисункам: Учебно-методическое пособие/Е.В. Опевалова. – Комсомольск-на-Амуре: Издательство Комсом.-н/А гос. пед. университета, 2013. – 148с.

    1. Полуянов Д.С. Воображение и способности/ Д.С.Полуянов. – М.: Знание, 2015. – 50с.

    1. Практическая психология образования/И.В.Дубровина [и др.], под ред. И.В.Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592с.

    1. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности/Под ред. Т.В.Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 2006.

    1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. – Т.1./С.Л.Рубинштейн. – М.: Просвещение, 2009. – 374с.

    1. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие/ Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 672с. –




    1. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие/Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2006. – 336с. – ISBN 5-7695-0149-9.

    ПРИЛОЖЕНИЯ.
    Приложение А.

    Тезаурус.

    Творчество - процесс создания нового из старых элементов во внутреннем мире.

    Творческая деятельность - деятельность человека, направленная на создание нечто нового, вещь внешнего мира, или непредметная вещь, существующая лишь в сознании человека.

    Творческое мышление — это ориентировочно-исследовательская деятельность, обращенная к следам памяти в сочетании с поступающей актуальной информацией.

    Воображение — это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.

    Аплютинация - объединение, «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей (примером может служить классический персонаж сказок человек – зверь или человек – птица).

    Гиперболизация — это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей (пример: мальчик с пальчик).

    1   2   3


    написать администратору сайта