Нарты. Курсовая работа выразительные возможности односоставных предложений в описании (на основе творчества русских писателей 19 века)
Скачать 331.99 Kb.
|
ГЛАВА 2.Особенности использования односоставных предложений в творчестве писателей 19 века Односоставные предложения в авторском тексте используются при описании различных ситуаций: ситуация активного действия, ситуация восприятия и других ситуаций. Используются такие конструкции при описании природы, окружающей среды, состояния человека. В литературе язык занимает особое положение, поскольку он является тем строительным материалом, той воспринимаемой на слух или зрением материей, без которой не может быть создано произведение. Самое лучшее в языке, сильнейшие его возможности и редчайшая красота в произведениях поэтов – все это достигается художественными средствами и формирует индивидуальный стиль писателя, его язык. Тема интересна тем, что в произведениях художественной литературы можно встретить много примеров различных вариантов односоставных предложений, большое количество переходных звеньев между односоставными и двусоставными предложениями, которые выражают тончайшие оттенки мысли, способы описания и показывают богатейшие возможности синтаксического строя русского языка при выражении семантики. Писатели активно используют односоставные предложения для выражения своих мыслей, своих чувств, для описания различных коммуникативных ситуаций. Односоставные предложения представляют собой ряд самостоятельных структурно-семантических типов предложений, каждому из которых свойственны специфические формы выражения главного члена и часто – определенные разновидности второстепенных членов, а также своеобразие в коммуникативном назначении и грамматической семантике. Основными типами односоставных предложений, выделяемыми в русской лингвистической традиции, являются: определѐнно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, инфинитивные и 22 назывные, или номинативные (генитивные, вокативные). Грамматическая специфика каждого типа в основном связана с формами выражения главного члена. При этом в большинстве типов односоставных предложений главный член имеет грамматические и семантические признаки, характерные для сказуемого. Сказуемо-бесподлежащными являются все типы, кроме назывных предложений. Единство разновидностей односоставных предложений проявляется в том, что для полного словесного выражения мысли в них достаточно одного главного члена. 2.1. Односоставные обобщенно-личные предложения в описании В форме обобщенно-личныхпредложений излагаются советы,пожелания, приказы и т. д., адресованные не конкретному лицу, а обобщенной группе лиц. Обобщенность деятеля имеет много общего с неопределенностью:нередко лицо намеренно не указывается, чтобы представить исполнителядействия как лицо обобщенное. В таких случаях определенность инеопределенность деятеля сливаются с обобщенностью. На периферии двусоставных предложений находятся предложения снеопределеннымиобобщеннымдеятелем,обозначеннымсуществительными типа «люди», «человек»; местоимениями «кто-то»,«все», «ты», «мы» и др., указывающими на неопределенное или обобщенное лицо. Например: Сказали мне,что заходил за мною кто-то... 10 (Пушкин А.С.); Недаром сказал кто-то: нетничего тягостнее сознания только что сделанной глупости 11 (Тургенев И.С.). Двусоставные предложения имеют обобщѐнное значение в тех случаях,когда местоимения-подлежащие не указывают на конкретное лицо, 10 Пушкин А. С. Избранные драматические произведения.–М.: Художественная литература, 1953. – С. 45. 11 Тургенев И. С. Дворянское гнездо. Рудин : романы. – М.: АСТ, 2002. – С.125. 23 аобозначают всякое лицо. Например: Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!всмотритесь в неѐ… 12 (Гоголь Н.В.) В таких предложениях местоимения «ты», «мы», «вы» не обозначаюткаких-либо конкретных лиц и в некоторых случаях имеют факультативныйхарактер. Действие может быть отнесено к любому лицу. Семантико-стилистический характер и сближает такие двусоставные предложения собобщѐнно - личными, определяя их переходное положение в системе типовпростого предложения. Рассмотрим некоторые примеры функционирования односоставных предложений в тексте художественных произведений. Так, в данном отрывке из произведения И. Бунина совмещаются ситуации активного действия и зрительного восприятия. Выскочишь из лесу, увидишь на зеленях пеструю, растянувшуюся по земле стаю собак и еще сильнее наддашь «киргиза» наперерез зверю, по зеленям, взметам и жнивьям, пока, наконец, не перевалишься в другой остров и не скроется из глаз стая вместе со своим бешеным лаем и стоном. Тогда весь мокрый и дрожащий от напряжения, осадишь вспененную, хрипящую лошадь и жадно глотаешь ледяную сырость лесной долины. В данном тексте ситуация активного действия представлена с помощью глаголов в форме 2-го лицо единственного числа: выскочишь, наддашь, не перевалишься, осадишь, глотаешь. Все указанные глаголы придают предложениям обобщающий характер. Ситуация зрительного восприятия, выраженная глаголом увидишь в форме 2-го лица, помогает автору увидеть живописные картины русской природы. Обобщительная форма предложений в данном случае является наиболее уместной, так как автор делится чувствами и наблюдениями, которые переживает каждый. Рассмотрим другой текст, в котором дана ситуация восприятия. 12 Гоголь Н.В.Вечера на хуторе близ Диканьки; Миргород. – М.: Художественная литература, 1982. – С.15. 24 Идем дремучим лесом. Под ногами еле заметный пунктир забытой нехоженой тропки. Куда ни посмотришь – колонны великолепных лиственниц, подпирающих свод из сквозных крон. Они спокойно следят за нами с высоты. Тут все таинственно, непостижимо, а ты шагаешь все дальше и дальше, в сумрак, не чувствуя ног, оглушенный черемуховым духом. И не можешь понять, отчего в лесу так легко, отчего и шаги, и шелест прошлогодней травы, и пугливый взлет птиц кажутся музыкой. Так бы шел вечно, наслаждаясь этой музыкой 13 (Гоголь Н.В.). В тексте ярко выражена ситуация восприятия. С помощью обобщенно- личных предложений автор показал внутреннее состояние субъекта. Автор использует в тексте глагольные формы, которые соединяют его с читателем. Поэтому читатель вместе с автором восхищается величественной красотой сибирской тайги. Такая обобщительная форма предложений является более уместной, так как передает глубокие чувства, переживания человека. 2.2. Неопределенно-личные предложения в описании Неопределѐнно-личные предложения и переходные (промежуточные)типы, образующиеся взаимодействием с двусоставными и другимиразновидностями односоставных предложений, позволяют выразитьразнообразнейшие смысловые оттенки, что и делает их одним из яркихстилистических средств русского синтаксиса. Проанализируем использование неопределенно-личных предложений на следующих примерах: Но лучшею шуткою почиталась у Кирила Петровича следующая. Проголодавшегося медведя запрут, бывало, в пустой комнате, привязав его веревкою за кольцо, ввинченное в стену. Приводили обыкновенно новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались. Таковы были благородные увеселения русского барина! 13 Гоголь Н.В.Вечера на хуторе близ Диканьки; Миргород. – М.: Художественная литература, 1982. – С.56. 25 Несколько дней спустя после приезда учителя Троекуров вспомнил о нем, призвав его однажды утром, повел он его с собою темными коридорами; вдруг боковая дверь отворилась, двое слуг вталкивают в нее француза и запирают ее на ключ. Опомнившись, учитель увидел привязанного медведя, зверь начал фыркать, издали обнюхивая своего гостя, и вдруг, поднявшись на задние лапы, пошел на него. Медведь приблизился, Дефорж вынул из кармана маленький пистолет, вложил его в ухо голодному зверю и выстрелил 14 (Пушкин А.С.). Его тело перевезли поздно вечером. Извозчики не желали ехать «в такую даль» и «в такую грозу». По тем же причинам не могли раздобыть лекаря, чтобы оказать помощь тому, кто лежал на траве под Машуком. Потом положили на диван. Позже перенесли на стол. Рана была смертельной. Хорошо целился Мартынов! «Милая бабушка, будьте здоровы и уверены, что бог Вас вознаградит за все печали». Здесь ситуация активного действия имеет значение перемещения, которая передана неопределенно-личными предложениями, сказуемые которых выражены глаголами 3-го лица множественного числа прошедшего времени. В первом предложении объект, на который переходит действие переходного глагола, выражен формой винительного падежа, в третьем предложении – формой родительного падежа. В предложениях Потом положили на диван и Позже перенесли на стол объект лексически не выражен, о нем нам известно из контекста. Возможно, говорящий знает, кто выполнил эти действия, но ситуация такова, что указание субъектов действий излишне. Говорящему же важно сообщить о самих действиях. К промежуточным между двусоставными и неопределенно- личнымипредложениями относятся предложения, в которых неопределенный 14 Пушкин А.С.Капитанская дочка. –М.: Детская литература, 1982. – С.54. 26 деятельхарактеризуется обособленными определениями. Например: Привезли егодомой и даже не били, смущенные упрямым молчанием мальчика. Сближаясь с двусоставными предложениями наличием деятеля, хотя бы инеопределѐнного, некоторые неопределѐнно-личные предложения связаныотдельными свойствами и с другими разновидностями односоставныхпредложений, а именно с обобщѐнно-личными и безличными. Например: 1) Девочке поручили смотреть за братом. – Девочке поручено смотреть за братом. 2) Его убили на рассвете. – Его убило на рассвете. 3) Ревѐт кто-то над самой головой, гремит, дѐргает, а искры так исыплются сверху. Ревѐт что-то над самой головой… Ревѐт над самой головой… Трудно квалифицировать как неопределенно-личные или двусоставныенеполные такие предложения, которым предшествуют формальнодвусоставные предложения с неопределенным подлежащим – местоимением мы. Например: Мы шли... В узелки завязали По горсткеродимой земли И всю б ее, кажется, взяли, Но всю ее взять не могли. Вдруг что-то похожее на песню поразило мой слух. Точно, это была песня, и женский, свежий голосок, – но куда? … Прислушиваюсь – напев странный, то протяжный и печальный, то быстрый и живой. Оглядываюсь – никого нет кругом; прислушиваюсь снова – звуки как будто падают с неба 15 (Лермонтов М.Ю.). Сам говорящий совершает действие, поэтому предложение не нуждается в наличии местоимения Я, кроме этого, глагольное окончание указывает на действующее лицо. К тому же повторение подлежащего 15 Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. – М.: Олимп: АСТ, 1999. – С.89. 27 Явызовет неблагозвучие, а картина, изображаемая писателем, станет менее динамичной. В тексте ярко представлена ситуация слухового восприятия. Ситуация передана при помощи глагола прислушиваюсь и группы слов протяжный, печальный, быстрый, живой, усиливающих это ощущение. Сфера употребления неопределенно-личных предложений очень обширна. Они могут быть использованы в ситуации, когда субъект действия может быть известен, но говорящий не хочет указывать его в сообщении. Рассмотрим отрывок из произведения И.А. Гончарова, в котором раскрывается структурно-семантическая природа неопределенно-личных предложений: Часу в пятом купали команду. На воду спускали парус, который наполнялся водой, а матросы прыгали с борта, как в яму. Но за ними надо было зорко смотреть… Нечего было опасаться, что они утонут, но боялись акул. К купальщикам тихо подкралась акула. И всех выгнала из воды, а акуле сначала бросили бараньи внутренности, а потом кольнули ее острогой 16 В этом тексте показана ситуация активного действия. Автор не называет действующих лиц, но зато все внимание сосредоточивает на развивающихся событиях, действии, которые переданы глаголами прошедшего времени множественного числа. Из контекста нам ясно, что действующими лицами здесь были капитан, дежурные офицеры, матрос, повар, но автор не называет их, потому что все внимание привлечено к происходящим событиям, в которых участвовали разные действующие лица. Изучение предложений данной конструкции дает большие возможности для наблюдения над конкретными случаями их использования. Вот еще ситуация, которая дана в небольшом отрывке с помощью неопределенно-личных предложений. 16 Гончаров И. А. Фрегат «Паллада». –М.: Государственное издательство художественной литературы, 1948. – С. 96. 28 Недавно дом отремонтировали. Печи отовсюду выкинули, вместо них провели центральное отопление, поставили в квартирах ванны, привели, наконец, в порядок лифты и пустили их. Старый кирпичный каретник во дворе разломали и на его месте разбили скверик… Весь дом заново отштукатурили и покрасили. В этом тексте лицо представляется неизвестным, так как в данной ситуации имеются в виду разные лица: штукатуры, маляры, печники, водопроводчики, электрики и др., их много и назвать всех невозможно. Здесь важно всей конструкцией предложения выразить множество действующих лиц и все внимание сосредоточить на ситуации активного действия, которая передана с помощью глаголов отремонтировали, выкинули, поставили, оштукатурили и т.д. Из контекста нам известно, что действия выполняются многими лицами, группой лиц. 2.3. Безличные односоставные предложения В односоставных предложениях действие-состояние характеризуетсябезотчетностью, неосознанностью причин, непроизвольностью, чемсоздается особая семантико-стилистическая выразительность безличных глагольных предложений. Особое внимание В.В.Бабайцева 17 уделяет конструкциям с инфинитивом исловом на «о», которые становятся безличными в процессе формированиякатегории состояния, сочетая значение оценки со значением состояния. Ср.:Ему было страшно остаться наедине с Анной (односоставное безличное предложение). – Остаться наедине с Анной – это ему было страшно (двусоставное предложение). Структурная и семантико-стилистическая специфика безличныхпредложений со структурно обязательными второстепенными членамиотчетливо осознается на фоне синонимичных двусоставных 17 Бабайцева В.В. Односоставные предложения в современном русском языке. – М.: Просвещение, 1968. – С. 156. 29 предложений (Яне работаю.– Мне не работается; Я пою.– Мне поется; Ветер поднялпыль – Ветром подняло пыль и т. д.). В двусоставных предложениях действие зависит от деятеля (субъекта), определяется его желанием и волей. Теперь стало очень тихо, по-вечернему тихо пустынно. Было слышно, как листья в безветренном лесном покое отрывались, сквозили между ветвей, падали на песчаный бруствер окопа. - Вот так, – наконец сказал Бульбанюк. – Орудия поставить здесь. И высотку эту на заметку возьми. Там что-то есть. В крайнем случае, огнем накроешь. А орудия будешь переправлять последними. После рот. Вот так. Где ж этот твой усач гусар? Чего мешкает? Прилетят, это уж ясно. Должен успеть – ответил Ермаков. Текст состоит из односоставных предложений. Употребление в нем безличных предложений выражает состояние природы и живого существа. Восприятие окружающего мира передается с помощью предикативных наречий: тихо, пустынно. Оно совмещается с ситуацией слухового восприятия и передано при помощи сказуемого было слышно. Кроме того, в предложениях имеются локальные распространители в безветренном лесном покое, на песчаный бруствер окопа, которые конкретизируют местонахождение субъекта восприятия. В диалогической речи героев также используются односоставные предложения. Безличное предложение Должен успеть выражает значение долженствования с дополнительным оттенком уверенности. Текст представляет собой образец, где существует не одна ситуация. Безличные предложения позволяют в полной мере увидеть разнообразные ситуации, в которых они функционируют. Безличные предложения могут употребляться в разных ситуациях, например, для передачи физического или душевного состояния человека, состояния окружающей среды (обстановки), природы, для выражения 30 желательности, возможности или невозможности, указания на отсутствие кого-чего-либо. Потом обсушило солнцем стекло. Унесло куда-то перышко. А тоска осталась. Должно быть, не перезимовала птичка, не дотянула до тепла и весны, вот сердцу-то и неловко, печально. Залетело, видать, в меня перышко. Прилипло к моему сердцу. Текст насыщен безличными предложениями. С помощью сказуемых, выраженных предикативными наречиями (неловко, печально), ярко передана ситуация внутреннего душевного состояния человека, состояния тоски и печали по утраченному. Под семантическим субъектом сердцу, который повторяется дважды, подразумевается человек, испытывающий глубокую печаль. А причиной этой тоски является природно-физическая сила, которая выражена в первых двух безличных предложениях со сказуемым обсушило, унесло. Автор очень уместно использовал безличные предложения, в них заложен глубокий смысл, ярко передающий тягостное эмоциональное состояние живого существа. Автору удалось показать, как происходящие физические изменения в природе оказывают влияние на состояние человека. Уместное использование безличных предложений передает тягостное состояние живого существа и убеждает читателя, что человек – частичка этой природы. 2.4. Инфитивные предложения Инфинитивные предложения в составе сложного синтаксического целогочасто «вмещаются» в семантику следующего предложения местоимением-подлежащим это: Ждать? Это было не в его правилах; Бродить погорам с молотком и сумкой за плечами, ездить верхом, жить в палатке,видеть пылающие под солнцем вершины... Неужели это действительнобудет?Такие предложения по семантико-функциональнойроли 31 сближаются с «именительным представления», структурный стерженькоторого образуют имена существительные. Специфику инфинитивных предложений создает инфинитив, сочетающийсвойства глагола и имени. Сближаясь одной стороной с безличными, другой – с номинативными, инфинитивные предложения образуют особуюразновидность односоставных предложений.Не всегда легко отграничить двусоставные неполные предложения собстоятельством места от номинативных(бытийных) с обстоятельственнымопределением. Богатейшие выразительные возможности инфинитивных предложений используются часто в поэзии. В таких предложениях в качестве главного члена предложения выступает независимый инфинитив. Рассмотрим текст, в котором представлена ситуация эмоционального переживания. Нет, поминутно видеть вас, Повсюду следовать за вами, Улыбку уст, движенье глаз Ловить влюбленными глазами, Внимать вам долго, понимать Душой все ваше совершенство, Пред вами в муках замирать, Бледнеть и гаснуть… Вот блаженство 18 С помощью инфинитивных предложений создана А.С. Пушкиным целая смысловая композиция, в которой передается состояние лирического героя. Интонационная выразительность обогащает текст экспрессивным звучанием. Использование глаголов с различными оттенками модального значения. |