Нарты. Курсовая работа выразительные возможности односоставных предложений в описании (на основе творчества русских писателей 19 века)
Скачать 331.99 Kb.
|
32 1. Односоставные предложения используются при описании различных ситуаций: ситуация активного действия, ситуация восприятия, а также при описании природы, окружающей среды, состояния человека. 2. С помощью обобщенно-личных предложений писатели выражают внутреннее состояние субъекта, передает глубокие чувства и переживания человека. 3. Сфера употребления неопределенно-личных предложений очень обширна. Они могут быть выражены в ситуации, когда субъект действия может быть известен, но говорящий не хочет указывать его в сообщении. 4. Безличные предложения могут употребляться в разных ситуациях, например, для передачи физического или душевного состояния человека, состояния окружающей среды (обстановки), природы, для выражения желательности, возможности или невозможности, указания на отсутствие кого-чего-либо. 5. Выразительные возможности инфинитивных предложений используются часто в поэзии: передается состояние лирического героя, изображение картины природы, окружающей среды, а также эмоциональное состояние самого автора. 33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Односоставные предложения являются значимым элементомхудожественного произведения. М.В. Ломоносовым было замечено: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола кукрашению и важности служит». Так отмечается принципиальнаяособенность языка, не терпящего избыточности средств выражения одного итого же значения. Для красочной и образной речи нужно пользоватьсяразличными видами односоставных предложений. Каждый вид односоставных предложений получает у писателей особуюсмысловую нагрузку, поэтому группировка материала производится поразным языковым признакам, важным для автора. Таким образом, для определѐнно-личных предложений важны такие иххарактеристики, как формы лица и числа, наклонение глаголов, ихлексическое значение, адресованность.Преобладают формы 2 л. ед.ч. повелительного наклонения. Формы 1 л. ед.ч. создают образ говорящего, обычно лирического героя,с опорой на лексические группы глаголов движения, восприятия,эмоционального состояния, превращения. Доминируетгруппа движения, выражающая динамику образа героя. Неопределѐнно-личные предложения выражают отношение внешнегомира к говорящему. Для них важны формы времени, которые описываютдействие, регулярно повторяющееся (настоящее время), имевшее место в прошлом(прошедшее время) либо предсказываемое автором (будущее время).Отношение мира к говорящему может быть положительным,отрицательным (чаще всего) или и тем и другим. Обобщѐнно-личные предложения выражают очень активноеотношение героя к внешнему миру. В большинстве случаев используютсяформы повелительного наклонения разной семантики, от просьбы доприказа. 34 В свободных проявлениях авторское «я» предстаѐт в определѐнно- личных предложениях с формами 1 л. ед.ч. Активное воздействие на другихлюдей выражается в определѐнно-личных предложениях с формами 2 л.ед.ч., в обобщѐнно-личных и инфинитивных предложениях. Они жеиспользуются для диалога с самим собой. Восприятие автором внешнегомира передают неопределѐнно-личные, безличные и номинативныепредложения. Для безличных предложений важны частеречные способы выраженияглавного члена и характер выражаемой оценки, модальной и эмоциональной.В лирике чаще всего так передаѐтся состояние и мировосприятиелирического героя. Инфинитивныепредложенияпередаютмодальныеоттенки желательности и нежелательности, возможности и невозможности,целенаправленности,предопределѐнности,пренебрежения,при каза.Преобладает значение невозможности действия. Главный субъектинфинитивных предложений – сам говорящий. Односоставные предложения, с учѐтом их лексико-грамматическихи коммуникативных возможностей, выражают личность писателя, характер егоустремлений. 35 Список использованной литературы 1. Бабайцева В.В. Односоставные предложения в современном русскомязыке. – М.: Просвещение, 1968. – 600с. 2. Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка. –М., 2000. – 450с. 3. Валгина Н.С. Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык/ Под ред. Н.С. Валгиной: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2005. – 685с. 4. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М.: Высшаяшкола, 1991. – 420с. 5. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Эксмо – Пресс, 2001 6. Нурбахтина Р.Р. Выразительные возможности односоставныхпредложений // Русский язык в школе. – №8. – 2009. – С. 25. 7. Овсянико-Куликовский Д.Н. Синтаксис русского языка. – СПб.,1912. – 560с. 8. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М., 1956. – 475с. 9. Русская грамматика. Т.II. – М., 1980. – 650с. 10. Руднев, А.Г. Синтаксис современного русского языка: Учеб.пособие для вузов Текст. / А.Г.Руднев. Изд.2-е. – М.: Высшая школа, 1968. – 320с. 11. Современный русский язык: В 3 ч. Ч.3. Синтаксис. Пунктуация / В.В.Бабайцева, Л.Ю. Максимов. – М.: Просвещение, 1987. – 670с. 12. Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. –М., 2000. – 500с. 13. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. – Л., 1941. – 465с. Источники художественной литературы: 1. Гоголь Н.В.Вечера на хуторе близ Диканьки; Миргород. – М.: Художественная литература, 1982. – 431с. 36 2. Гончаров И. А. Фрегат «Паллада». –М.: Государственное издательство художественной литературы, 1948. – 257 с. 3. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. – М.: Олимп: АСТ, 1999. – 477с. 4. Пушкин А.С. Избранные драматические произведения.– М.: Художественная литература, 1953. – 345с. 5. Пушкин А.С.Капитанская дочка. –М.: Детская литература, 1982. – 110с. 6. Пушкин А.С. Евгений Онегин. – М.: Детская литература, 2003. – 408с. 7. Тургенев И.С. Дворянское гнездо. Рудин: романы. – М.: АСТ, 2002. – 300с. Интернет источники: 1. www.ru.wikipedia.org 2. www.textologia.ru/russkiy/sintaksis.html 3. gramma.ru 4. licey.net/free/4-russkii_yazyk.html |