рроо. Л. Э. Панкратова 2019 г. Реабилитация жертв деструктивных религиозных сект выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 39. 03. 02 Социальная работа Идентификационный код вкр 5103325 Ис
Скачать 0.6 Mb.
|
2.1. Анализ особенностей жертв деструктивных сект причин, факторов и последствий вовлечения. Изучение теоретических аспектов попадание человека в секту показало, что в деструктивную секту человек может попасть по разным причинам. При этом вовлечение происходит обманным путем, обещая рай, деньги, счастье, обретение смысла жизни, раскрепощение, свободу, совершенствование. Лесть теплота и ласка и это самые известные способы удержания в секты. Для того, чтобы иметь возможность квалифицировано оказать помощь в реабилитации человеку, попавшему в деструктивный культ, необходимо понимать причины его попадания в эту организацию, факторы удерживающие его в деструктивной сект и также необходимо учитывать тот ущерб, который может нанести деструктивная секта психологическому и физиологическому, социальному здоровью потерпевшего, что и приводит к проведению первого исследования. Объектом исследования являются истории бывших последователей деструктивных организация, опубликованные в СМИ общественных и религиозных форумах, газетах, группах, созданных с целью дискредитации сект, специализированных сайтах по борьбе с сектантами. Проанализировано 62 истории жертв деструктивных религиозных организаций. Целью исследования является выявление причин вступления человека в деструктивную религиозную секту, факторов, способствующих вовлечению и последствий. 28 Таблица 1 Основные мотивы вступления личности в деструктивную секту Причины вовлечения в деструктивные секты Количество встречаемых случаев Процент от количества встречаемых случаев Проблемы личного характера (неудавшиеся личная жизнь, семейные неурядицы, конфликты, психический и физические заболевания, зависимость) 17 27% Проблемы социального характера (неприятности на работе, учебе, недовольство своим статусом и положением в обществе, сложное материальное положение) 5 8% Поиск игры, развлечения, новых впечатлений, новых знакомств. 6 9% Одиночество и низкая самооценка 10 16% Поиск религиозной истины, потребность в служение людям 12 19% Разочарование в собственной религии и церкви 1 1% Получение сакральных знаний и развитие навыков недоступных другим 4 6% Другое 9 14% 29 Анализ данных таблицы 1 свидетельствуют о том, что в 27 % случаев основой причиной вступления в деструктивную организацию является глубокие внутренние проблемы человека, вызванные эмоциональным потрясением, которое появилось в результате сложившихся трудностей в его личной жизни неудавшиеся личная жизнь, семейные неурядицы, конфликты, психический и физические заболевания, зависимость . Еще одним мотивом, способствующим вовлечению человека в секту, становится желание человека познать истину, и служить людям (19%). В 16 % процентов случаев подталкивает будущего неофита вступить в деструктивную секту отрешенность от общества - одиночество и низкая самооценка. Следует отметить и тот факт, что большое значение имеют индивидуальные мотивы человека- они составляют 14 %. К ним можно отнести желание спасти близкого человека, находящегося в культе, поиск правды и любознательность, влюбленность в вербовщика или члена культа, желание найти духовного настоятеля, построить карьеру, выйти замуж и др. В 9% случаев человек приходит в деструктивную организацию с целью разнообразить свою жизнь. Его привлекает азарт, новые впечатления, участие в каком- либо действии, желание быть частью интересного события - выделиться из серой массы. Еще одним мотивом является проблемы социального плана. Именно трудности, с которыми встречаются люди в обществе на работе, различных группах и коллективах- они стравляют 8%. Это неприятности на работе, учебе, недовольство своим статусом и положением в обществе, сложное материальное положение. Люди, составляющие 4%, приходят в деструктивный культ с целью развития в себе новых знаний и навыков. Это могут быть курсы по изучению психологии, английского языка, бизнес-курсы. И 1% составляют люди, причина которых является разочарование в собственной религии, ее идеологии, структуре и духовных служащих. 30 Таблица 2 . Факторы, влияющие на вовлеченность человека в деструктивную секту Факторы, влияющие на вовлечение личности в секту Количество встречаемых случаев Процент от количества встречаемых случаев Члены секты, разбирающиеся в духовных вопросах 6 11% Активная внутренняя жизнь членов деструктивной секты (возможность участвовать в мероприятиях, создавать их) 5 9% Дружелюбная семейная атмосфера в секте 13 24% Содержание идеи и ценностей 7 13% Курсы, занятия, проводимые на базе секты 9 16% Поддержка адептов, сочувствие сих стороны 10 18% Другое 5 9% После первичной психологической обработки человека во внешнем мире будущий неофит попадает на общее собрание сектантов, где решает стать последователем деструктивной организации. Анализ данных таблицы 2 показывает, что большинство людей привлекает в ней дружелюбная семейная атмосфера (24 %), которую они не могут встретить вовне организации. Приподнятое настроение членов деструктивной секты и их желание быть единым целым. 31 Вторым по распространенности фактором является возможность ходить на бесплатные или платные курсы и занятия проводимые на базе секты. Данный фактор составляет 18 %. Не менее важным моментом останавливающим человека в секте, становится поддержка адептов и сочувствие сих стороны (16%), позволяющие человеку почувствовать себя нужными значимым в новом коллективе. В 13 % случаев человек, находящегося в деструктивной секте привлекает содержание идей и ценностей, разделение их с адептами деструктивного культа. Еще одним фактором, завлекающим человека, является возможность познакомиться в секте с людьми, которые ответят на любые вопросы мироздания. Он составляет 11 %. Фактор, составляющий 9 % отвечает за привлечение людей путем организации активной внутренней жизни членов культа (возможность участвовать в мероприятиях, создавать их. Таблица 3 Последствия воздействия деструктивной секты на человека Последствия пребывания человека в деструктивной секте Количество встречаемых случаев Процент от количества встречаемых случаев Разрыв отношений с родственниками, одиночество 18 33% Психологические проблемы 17 31% Финансовые потери 12 23% Летальный исход 3 6% Физиологические ущерб 4 7% Анализ данных таблицы 3 показывает, результат длительного воздействия деструктивной религиозной секты на жизнедеятельность человека. Первоочередной целью любой деструктивной организации 32 является разрушение социальных связей будущего адепта организации, полная изоляция его от общества. Это может быть потеря контактов с близкими, уход из семьи, отдаление от друзей и товарищей, коллег по работе. В результате чего, окружение человека составляют лишь адепты секты. В этой позиции неофит становится очень уязвимым, им легче манипулировать и управлять. Именно искусственно созданное одиночество становится основным рычагом управления. Данный итог встречается в 33% случаев. В 31 % случаев бывшие адепты секты испытывают глубокие психологические изменения депрессия, страх, психоз, бред, галлюцинации и т.д. Следует отметить, что в 23 % случаев люди несут в деструктивной религиозной секте большие финансовые потери, лишаются жилой площади и любых других средств на существование. Многие испытывают физиологический ущерб (7%) связанный с рукоприкладством в данной организации (физическое и сексуальное насилие. Необходимо отметить тот факт, что многие адепты секты, не могут вынести психологического, физического, сексуального насилия и кончают жизнь самоубийством. Также в некоторых сектах встречается ритуальное убийство. Случаи с летальным исходом встречаются в 6% случаев. Проведенный контент-анализ позволяет сделать следующие выводы 1. Мотивы человека вступить в деструктивную религиозную организацию могут иметь разную побудительную силу. Многое зависит от ситуации и потребностей человека в определенный момент времени. Преимущественно человек становится частью деструктивной организации, в связи с глубокими внутренними переживаниями, которые возникли у него на почве неразрешенных проблем в личной жизни. Это могут быть проблемы, созданные определенными обстоятельствами, событиями, а также в результате переломных моментов в жизни человека. Не менее подвержены 33 влиянию люди, одинокие с низкой самооценкой, люди, не имеющие качественных мировоззренческих ориентиров и находящиеся в поиске. 2. К основным факторам, удерживающим человека в секте, можно отнести дружелюбную и семейную атмосферу, играющую важную роль создании видимого благоприятного климата в сообществе последователей. Наигранные дружественные отношения привязывают человека к группе, он проникается доверием и симпатией к своим новым знакомым. У него возникает желание чаще находится в данном окружении, появляется желание разделить с этими людьми свои трудности. Привлекает людей также возможность пройти определенные курсы, которые помогут развить определенные навыки и получить новые знания. Люди стремятся познать себя и развить новые качества. 3. Одним из опасных последствий вступление в деструктивную религиозную организацию является разрыв отношений неофита с родственниками и близкими людьми. Человеку сложно вырваться из сетей сектантства лишь потому, что новая община стала для него настолько значимой, что смогла заменить семью. Адаптация бывших сектантов в социуме, в связи с утратой прошлых социальных связей крайне сложна. Нередко даже те, кто пытается выйти, возвращается обратно. Еще одним негативным последствие можно выделить возникновение психических отклонений, которые в той или иной степени коррелируют с возникновением физиологических заболеваний 4. Среднестатистический портрет человека, который может быть завербован в деструктивную секту выглядит следующим образом. Этот человек может иметь проблемы в личной жизни, испытывать трудности в построении семейных отношений, иметь психические и физические заболевания или аддиктивное поведение, находится в духовной поиске, имеет потребность в общении и самоутверждении. Главная особенность этого человека в том, что он находится в тяжелом эмоциональном состоянии, которое было вызвано в результате нерешенной проблемы или задачи. Этому 34 человеку требуется активная социальная поддержка, а также здоровые семейные отношения, духовный рост и развитие. Включенное наблюдение на первом этапе вербовки последователей Иисуса Христа последних дней. Мормоны. С целью сопоставления результатов контент-анализа, определяющего методы вербовки, удержания, с объективной реальностью, было осуществлено второе эмпирическое исследование, заключающиеся в проведении включенногонаблюдения на первом этапе вербовки за последователями Иисуса Христа последних дней. Последователи секты называют себя мормонами. Мормоны — религиозная группа, учение которой представляет собой смесь библейских доктрин с элементами язычества, ислама и последующих откровений. Цель наблюдения выявить особенности вовлечения человека в деструктивные секты Наблюдение проходило в общественных местах, а также на территории самой Церкви Иисуса Христа последний дней. Знакомство в социуме. Входе наблюдения было выявлено, что последователи религиозных учений осуществляют активную вербовку людей в общественных местах на улице, остановках, общественном транспорте, возле крупных торговых центров. Начинают общение с ненавязчивых комплиментов и искренней улыбки. Могут спросить дорогу до определенного объекта в городе. После недлительной беседы могут пригласить на празднества, проводимые в организации или предложить пойти прогуляться по городу в другой день. Могут настаивать на том, что они очень нуждаются в хорошем друге, который может их познакомить с местными достопримечательностями. По завершении знакомства возьмут номер телефона. Первая встреча в рамках религиозной общины. На общее мероприятие последователей секты можно попасть, получив приглашение по телефону или сообщением. Организация мероприятия 35 проходит на базе Церкви Иисуса Христа последних дней. На входе в зал может стоять человек, который проводит вас до места, предназначенного для вас в зале. На сцене могут выступать адепты со своими личными номерами. Это может быть хоровое пение, исполнение песен под гитару и других инструментах, современные танцы. Также в мероприятия могут быть включены командные игры с аудиторией. После окончания мероприятия адепты проявляют активный интерес к гостям мероприятия. Стараются всячески подружиться, вызвать интерес к собственной персоне, используют тактильный контакт объятия, хлопки по плечу, поглаживание волос. На этом этапе они дают очень маленькую поверхностную информацию о своей организации, стараются вовлечь человека в последующие мероприятие. Третий этап. Следующие мероприятие может быть как в самой организации, так вне ее рамок. Это может бесплатное приглашение в кино, боулинг, занятие по кулинарному искусству, изучение иностранного языка, игра в снежки и т.д. И только после долгих сессией и приглашений куда-либо, человеку предлагают ознакомиться с священным писанием данной организации подарят книгу. На третьем этапе к человеку предоставят куратора, который всегда будет находиться рядом с новоприбывшим. Когда доверие уже завоевано с человека начинают считывать информации о семье и его личных проблемах, знакомятся и стараются тщательно навязать свое мировоззрение. Входе наблюдения можно выявить Последовательное и постепенное вовлечение человека, дозированное предоставление информации о своей деятельности. 2. Использование техники бомбардировка любовью 3. Привлечение с помощью бесплатно проводимых празднеств, мероприятий 4. Создание уютной семейной обстановки 5. Проявление интереса к семейным связям, отношениям, личным семейным проблемам 36 Раньше также, как и сейчас сектантов можно было встретить в любом общественном месте. Но вербовка людей претерпела изменения. Не так давно вербовщик мог говорить открыток какой религиозной организации он принадлежит либо можно было это понять по религиозным атрибутам, которые используют для вовлечения листовки или книги. На данный момент принят пакет Яровой. Закон запретил сектантам вербовку новых адептов в общественных местах и жилых помещениях. Поэтому стечением времени техники вербовки эволюционировали, что во многом поспособствовало вступление нового закона в силу. Теперь человека приглашают на чай и празднество, на дружеское совместное проведение отдыха, те, приходя в общество секстантов, человека привлекает масштабность мероприятия любовь и внимание со стороны адептов. Он полностью погружается в мир, в котором его понимают и ценят, в котором много удовольствий, радости и счастья – и тем сложнее ему становится выбраться. Теперь чем более скрытне стали последователи секты, тем опаснее они стали для общества. Таким образом можно сделать вывод, что результаты наблюдения подтверждают результаты контент-анализа. Секты применяют множество манипулятивных техник для удержания своих адептов. Основными управляющим воздействиями можно назвать создание иллюзии рода- семейных отношений, использование приема повышенного благоговения к неофитами рядовым членам секты на начальном этапе их вхождения в секту, использование специальных обращении между членами кута старейшина Вячеслав, сестра Джессоп», брат Майкл, которые формируют представление о тесных связях в группе, и почтении лидеров секты, использование приема «недоговаривания», лживо имя веры- на первых этапах вербовки, говорят лишь ту информацию, которую разрешают доносить до новоприбывших. Более распространенным методом привлечения и удержания является организация бесплатных занятий, курсов, досуговых мероприятий с целью привлечения новой аудитории. Надо отметить, что 37 досуговая деятельность членов вне церкви в религиозной группе не приветствуется. 2.2. Анализ деятельности Центров реабилитации жертв нетрадиционных религий при миссионерском отделе Екатеринбургской епархии и отделе Московской Патриархии. В настоящее время в России реабилитация лиц, пострадавших от деятельности нетрадиционных религий, является одним из направлений миссионерской работы РПЦ. В Москве действует Центр Религиоведческих Исследований во имя священномученика Ириней Лионского, который является головным центром Российской ассоциации центров изучения религий и сект. Президентом, которого назначен с самого начала его существования А.Л. Дворкин. Именно при нем впервые с 1993 года началось осуществление антисектанской деятельности. На территории РФ также действуют целая сеть подобных родительских инициатив в Санкт- Петербурге, Новгороде, Самаре, Новосибирске и других городах России, в том числе Екатеринбурге. Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий во имя святого преподобного Иосифа Волоцкого г. Екатеринбурге был основан г. Расположен при храме Святителя Иннокентия, Митрополита Московского. Здесь семьи и члены семей могут получить помощь в противодействии деструктивной организации. В основе деятельности сотрудников Центра во имя Иосифа Волоцкого - помощь людям в обретении настоящей подлинной веры в Бога и воцерковлении. В центре осуществляется два направления работы Профилактика вовлечения- система мер, заключающихся в проведении просветительских бесед, в том числе проведении лекций о деструктивности сект в студенческой среде, а также освещение проблемы в средствах массовой информации. 38 Реабилитация пострадавших – комплекс мер направленных на выведение человека из деструктивной секты. В реабилитационных группах проходят занятия для бывших адептов секты, таки для родственников пострадавших. Цель таких занятий – мотивация бывшего адепта на размышление, критическую оценку доктрин организации и своего опыта пребывания в секте. Осуществляет реабилитацию иерей Александров Илья Николаевич Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти АС. Хомякова находится при храме Всех Скорбящих Радость на Б. Ордынке в Москве и был основан в 1994 г. Основной своей задачей он ставит духовную реабилитацию людей, пострадавших от деструктивных религиозных сект. Реабилитация проходит под руководством иерея Евгения Тремаскина. Цель религиозной реабилитации – приобщение человека к православному христианскому образу жизни во всех его формах и проявлениях. Центр производит практику Чина Присоединения к Церкви людей, которые, будучи крещенными в Православии, отпали от нее, уклонившись в секты и псевдорелигиозные культы. Проводится Чин Присоединения два раза в год – весной и осенью. Совершает чин присоединения митрополит Волоколамский Иларион. Вовремя прохождения практики в Центре реабилитации жертв нетрадиционных религий им. Св. Иосифа Волоцкого было проведено исследование с целью выявления особенностей реабилитации жертв деструктивных религиозных сект. В качестве базы исследования выступили Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий им. Св. Иосифа Волоцкого г. Екатеринбург и Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий им. АС. Хомякова г. Москва. В исследовании реабилитации жертв деструктивных сект применялся метод глубинного интервью с деятелями РПЦ, которые осуществляли реабилитацию пострадавших, а также одни из первых, освоивших и применяющих зарубежные методики по выведению человека из 39 деструктивной организации. А именно в исследовании приняли участие четыре респондента Александров Илья – иерей и настоятель храма во им. Иннокентия, Митрополита Московского г. Екатеринбург Суровейкин Никита- протоирей, специалист по реабилитации жертв деструктивных сект. Храм во им. Иннокентия, Митрополита Московского г. Екатеринбург г. Екатеринбург Зайцев Владимир- протоирей, специалист по реабилитации жертв деструктивных сект. Храм во им. Иннокентия, Митрополита Московского г. Екатеринбург г. Екатеринбург Тремаскин Евгений иерей, специалист по реабилитации жертв деструктивных сект. Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий им. АС. Хомякова г. Москва. Эксперты утверждают, что первым, кто испытывает чувство беспокойства за своих близких, оказавшихся в деструктивной организации, и обращается в Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий это родители или члены семей, также друзья пострадавших. В редких случаях могли прийти за консультацией и сами пострадавшие, если их срок нахождения в новой организации составляет непродолжительное время, до полугода. Как отмечают эксперты при этом эффективность реабилитации в разы увеличивается, когда приводят и оказывают влияние на человека авторитетные для него люди. Чаще всего ими являются родители пострадавшего. Также Владимир Зайцев указывает Когда обращаются друзья, а не мама и папа, братья и сестры-это более худшая ситуация чем семья, потому что друзья не имеют такого влияния на человека, они не присутствуют в его жизни 24 часа в сутки -соответственно их интерес можно сказать сторонний Эксперты отмечают, что нельзя однозначно составить социальный портрет человека, попавшего в секту, т.к. для каждой организации характерна своя аудитория вовлекаемых. Эксперт Александров Илья считает 40 Попасть в деструктивную секту может любой человек. Вне зависимости от склада характера, уровня образования, социальной принадлежности Владимир Зайцев также добавляет Здесь нет возможности делать социальный портрет по всем организациям одновременно-делать какую-то структуру. Вот если взять отдельно взятую организацию, например, СИ то это как правило специализация на людях пенсионного и предпенсионного возраста и школьниках. Если брать Саентологию, то это как правило закомплексованные, нереализованные люди студенческого и постстуденческого возраста, если брать секту Муна, то тут уже студенческая молодежь, имеющая проблемы с общением и с учебой. Если это ОСК, это как правило люди самый разных возрастов, ноне самых молодых, те. студентам неинтересны кришнаиты, то это большинстве случаев женщины, интересующиеся оккультизмом, вовлеченные в эту мистику, которым интересен здоровый образ жизни и т.д. итак можно по каждой организации структурировать. По всем вообще -нельзя Главными причинами попадания в секту чаще всего эксперты выделяли комплексы, неразрешенные проблемы, духовные потребности. Никита Суровейкин считает, главная причина попадания — это семейные проблемы Вычитали Витакера Полночные размышления семейного терапевта Витакер — это один из первых людей, кто начал проводить семейные консультации, семейную терапию. Он собирал несколько поколений и проводил терапевтические встречи. По его мнению, шизофрения — это попытка исцелить родительскую семью. Ну он водно время и с шизофрениками работал. Он немедикаментозно исцелял людей от шизофрении. Работали добивался успехов и результатов. После этого его пациенты возвращались в семью и снова становились шизофрениками. Это было начало его пути, ион сделал вывод, что проблема шизофрении — это не проблема человека, а проблема его семьи. Я привожу такой пример, потому что он в некоторой степени, мне кажется, применим вот к этой теме. А ведь тема попадания людей в секту — это тема ухода из семьи. Человек 41 находит некую замену нормальным семейным отношениям в тоталитарной секте Таким образом, ответы экспертов совпадают с результатами контент-анализа, где в качестве причин ухода в секту выявлены личные проблемы человека, проблемы семьи, религиозный поиск, комплексы и низкая самооценка. Статистика обращенных в центр нетрадиционных религий не ведется. Но как отмечает один из экспертов, местного отделения екатеринбургской епархии, на период св месяц было от 8 до 10 обращений при этом удавалось помочь 40 % случаев. Эксперты единогласны в том, что человек в результате длительного пребывания в секте имеет разрыв социальных связей, повреждение личности и также у человека могут возникнуть проблемы со здоровьем. Также это мнение подтверждает результаты контент-анализа, в результате которого были отмечены последствия, указанные экспертами. Эксперты утверждают, что деструктивные культы попадают из само многочисленных организаций Свидетели Иеговы, саентологи, ОСК, Муниты и других оккультных организаций. В делении сект на конструктивные и деструктивные секты, эксперты придерживаются классификации А.Л. Дворкина и С.Хассена. При этом подход к реабилитации в зависимости от среды вовлечения, по мнению, эксперта иерея Евгения Тремаскина не меняется Есть критерий относительно, которого мы можем проверять человека. Критерий истины один — это истинность православной церкви, сам Христос и дух святой. Если это не соответствует тем критериям, мы просто показываем в чем разница, отличия. Однако протоирей Владимир Зайцев утверждает, что нет шаблона общения с человеком. Первое что мы делаем, мы узнаем из какой среды человек был вырван. Как на это среагировали родные и близкие. Сколько времени прошло, сколько у него сталось социальных связей, потому что мы стараемся по максимуму их подтянуть. В реабилитации принимает участие священник, также могут быть привлечены психолог, бывший член культа и друзья, близкие пострадавшего. При этом, по мнению представителей местного отделения патриархии, 90 % успеха составляет 42 активная помощь групп взаимодействия. Группы взаимодействия формируют здоровое поведение сектанта, вдохновляют его и способствуют его изменению. Вместе стем родные близкие должны проявлять максимум внимания к самому человеку, но действовать в контексте с человеком, который курирует сам процесс. По мнению иерея Евгения Тремаскина близкие, приводящего пострадавшего в Центр реабилитации нетрадиционных религий занимаются исправлением себя. Эксперты отмечают следующие этапы реабилитации знакомство с родственниками, знакомыми. Проведение первичного опроса. Сбор информации о человека и деструктивной секте, в которой он находится. Информирование родственников и выдача список литературы, с которым им надо ознакомиться. Осуществления консультирования по выходу. Длительность одной консультации занимает до четырех часов. Продолжительность реабилитации для каждого человека индивидуальна и во многом зависит от длительности пребывания в деструктивной секте и степени оказанного новой организацией влияния. При проведении консультативных сессий для экспертов и близких сектанта очень важно придерживать единых правил отказаться от критической информации, внимательно слушать пострадавшего, дозированно выдавать компрометирующую информацию, не видеть в сектанте жертву, которую нужно спасти, а принять этот случай с ним, как часть его жизненного опыта, не причислять человека к сектантам. Представители храма Иллариона, митрополита Московского утверждают, что реабилитация возможна только в том случае, если человек дает согласие на это. Тем не менее Иерей Евгений Тремаскин подтверждает слова коллег, но также отмечает, что они с человеком продолжают работать только в том случае, если он решает критерий истинного бога принять. В процессе работы с реабилитантом эксперты указывают следующие трудности нежелание родных меняться, усталость родных и близких, сложность в поиске подхода к человеку, несовершенство методик реабилитации. В отношении насильственных 43 методов в реабилитации все эксперты единогласны в том, что они не могут быть применимы. Однако Владимир Зайцев отмечает, что в период ремиссии отчасти возможны. Заключаются они в том, чтобы человека вывезти из той территории, где густо распространены члены секты. В качестве главной цели в реабилитации иерей Евгений Тремаскин определяет Приобщение человека к христианскому образу жизни во всех его формах и проявлениях. Христианский образ жизни — это пост и молитва. Другие эксперты с колонны утверждать, что цель реабилитации заключается, в том, чтобы вывести человека из деструктивной секты, вернуть ему способность самостоятельно мыслить, помочь социализироваться и принять свой опыт. При этом человеку дается возможность по собственному желанию пройти процедуру воцерковления. Владимир Зайцев говорит православным стать нельзя, до этого человек должен сам прийти, те если человек хочет, то может разобраться в учении и присоединиться к церкви, при этом он подчеркивает в третьем этапе реабилитации не может быть воцерковления. Нельзя путать миссионерство с реабилитацией. Я против этого категорически. Потом, когда человек уже расстанется с новой организацией. По собственному желанию его можно присоединить. Протоирей Никита Суровейкин указывает, что религиозная потребность человека после выведения из секты остается, поэтому они после реабилитации предлагают альтернативу- православную. В подтверждение слов Никиты Суровейкина о религиозной потребности необходимо отметить, что анализ личных историй пострадавших показал, что одной из самых распространенных причин ухода в секту является поиск религиозной истины. Постреабилитационная работа с пострадавшим, по мнению экспертов, осуществляются в том случае, если человек сам проявляет к этому действую желание. Заключается она просветительских беседах. Также у протоирея Никиты Суровейкина был опыт создания групп самопомощи, в которых планировалась работа с постсектанским синдромом. По словам организатора процесса реабилитации, группы победе не имели большого успеха и 44 просуществовали непродолжительное время в связи стем, что люди отказались от терапевтической помощи. По предположениям Никиты Суровейкина, людям, входящим в эту группу, не хватило внутренних ресурсов признать свою проблему в семье. Поэтому моменту он говорит следующие так скажем то, что мы предложили людям, у которых родные в сектах находятся — это хотя бы виденье проблем, которые есть в семье и предлагали начать с себя. Ну а работа над собой — это сложный процесс эмоциональный и духовный. У них не хватило мотивации, возможно не хватило опыта у нас, как у организаторов этого процесса. Последние группы были более терапевтичны и направлены на процесс, на проблему семьи и люди сами отказались от терапии, а отказались, потому что больно. Согласно мнению экспертов, дабы успешно провести реабилитацию, человеку, который осуществляет этот процесс необходимо иметь специальную подготовку, хорошо владеть званиями в области сектоведения, религиоведения, иметь преимущественно профильное гуманитарное образование. Таким образом можно, выделить два подхода реабилитации жертв деструктивных религиозных сект на базе РПЦ. Первый подход — это православный подход, который основывается на христианском учении, заключительным этапом реабилитации в данном подходе является воцерковление. Главная задача реабилитации состоит в том, чтобы через познания священного писания и личности Иисуса Христа приобщиться к христианскому образу жизни во всех его формах и проявлениях. Библейская школа на Ордынке г. Москва является ярким представителем данного подхода. Второй подход реабилитации носит более светский характер. В его основе лежат зарубежные методики реабилитации, авторами которых являются Кэрол Джиамбавло Консультирование о выходе и Стивен Хассен Подход стратегического взаимодействия. Задача подхода заключается в выведении человека из деструктивной секты и восстановление его 45 социальной среде. Присоединение к церкви осуществляется исключительно по просьбе реабилитируемого. Ответ экспертов соответствует теоретическим концепциям в поэтапности проведения реабилитационной работы, индивидуальности подхода, а именно отсутствие шаблонности действий, командной работе, в состав которой входит консультант, бывший сектант, родные, друзья. Немаловажно овладеть техникам общения, заключающимися в правильном выстраивании диалога. Также можно выделить, что как в теории, таки в практике отводиться большая, ответственная роль близким людям культиста. Благодаря слаженной работе куратора реабилитационного процесса и близкого окружения пострадавшего выведение человека из секты становится успешным в большинстве случаев. 46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ История религий — это история постоянных изменений. Все религии меняются стечением времени, от них могут отделяться секты и появляться новые религии. Это естественный исторический процесс. А есть религиозные объединения, которые появляются и исчезают через некоторый промежуток времени — это деструктивные культы и секты. При этом их недолгий срок существования, связан с отсутствием духовной жизнеспособности, слабой организаций и низким уровнем личной заинтересованности адептов, а также, в том случае, если лидер группы корыстен или психически неустойчив, учение ущербно по своей сути, а членов объединят лишь страх. Но прежде, чем эти религиозные группы изживут себя, большое количество населения нашей страны может пострадать. Поэтому очень важно разработать эффективную систему помощи пострадавшим от деятельности деструктивных религиозных организаций. На данный момент в России одного из главных мест в реабилитации жертв деструктивных культов принадлежит Русской Православной Церкви. Их программа социальной адаптации членов деструктивных сект, как показывает практика, имеет хороший результат и способна изменить жизнь человека после пребывания в деструктивной организации. Их накопленный опыт очень важен и значим для будущей системы социальной защиты населения в этой области. Исследование во второй главе показало, что среднестатистический портрет человека, который может быть завербован в деструктивную секту выглядит следующим образом. Этот человек может иметь проблемы в личной жизни, испытывать трудности в построении семейных отношений, иметь психические и физические заболевания или аддиктивное поведение, находиться в духовной поиске, имеет потребность в общении и самоутверждении. Главная особенность этого человека в том, что он находится в тяжелом эмоциональном состоянии, которое было вызвано в 47 результате нерешенной проблемы или задачи. Этому человеку требуется активная социальная поддержка, а также здоровые семейные отношения, духовный рост и развитие Рассматривая православный и зарубежный опыт реабилитации можно сделать вывод, что суть данных методов в той или иной области базируется на ненасильственной реабилитации адепта деструктивной организации Этот процесс очень сложный и длительный, и его, в свою очередь, можно разделить на несколько этапов. Первый этап 1. Предварительное общение с обратившимися за помощью родственниками или друзьями. Выяснение мотивов обращения, обучение родственников правильному взаимодействию с неофитом. 2. Знакомство с адептом и мотивация его на дальнейшие встречи 3. Консультирование по выходу из секты, восстановление его критического мышления пострадавшего. Составление индивидуального плана работы с учетом личных целей пострадавшего Вторым этапом реабилитации высыпает социализация бывшего адепта прежде всего, его возвращение в семью, а затем, ив общество. Как правило, это происходит параллельно с успешным консультированием по выходу из секты. Как отмечает А.Л. Дворкин: На каждого человека в мире может найтись свой гуру, но лучше на жизненном пути его не встречать. Поэтому первым уровнем социального вмешательства в противодействие культовой активности должно стать • Формирование и укрепление основ семейных ценностей и пропаганды счастливых и здоровых семейных отношений, поскольку именно проблемы первичной социализации индивида создают, в частности, почву для культовой уязвимости. • Постоянное и непрерывное исследования всех факторов, способствующих вовлечению человека в деструктивные культы. 48 • Разработка и внедрение новых реабилитационных программ не только на базе русской православной церкви, нона базе социальных служб. Второй уровень должен включать работу, которую необходим провести в Центрах реабилитации жертв нетрадиционных религий 1. Постоянное информирование населения о работе центров нетрадиционных религий с помощью СМИ. 2 . Огласка и разоблачение деструктивной религиозной организации и ее лидеров определенной службой, девствующей в рамках закона. Даная служба будет делать публично доступными описания всего членства группа и последствия участия в данной организации, а также биографии лидеров, критические свидетельства участников и экспертные мнения специалистов. 3. Создание горячих линий необходимых для консультации пострадавших командой специалистов, в том числе по вопросам деструктивных культов. Так Нижегородской епархии с 2005 года начал свою работу подобный телефон доверия, где круглосуточно можно задать вопросы православным священникам. 4. По мнению А. Л. Дворкина, необходимо создание сети загородных реабилитационных центров, те. мест, куда можно было бы вывезти жертв сектантства на более или менее длительное время для изъятия их из сектантского контекста и прохождения первого (обычно самого болезненного) периода реабилитации и адаптации к самостоятельной жизни, при этом каждый из таких центров должен быть связан с местной реабилитационной командой. 5. Церковь должна активно взаимодействовать и со светскими специалистами – медиками, психологами, представителями правоохранительных органов и социальными работниками, так как консультирование должно носить комплексный характер, дабы повысить количество покинувших ряды деструктивной секты. 49 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бог Кузя и его адепты // Режим доступа http://chelovek- online.ru/zakon/article/obshchestvo/bog-kuzya-i-ego-adepty/ , свободный. Загл. с экрана. Бывший сектант рассказал, как устроена жизнь в секте Свидетели Иеговы» // Режим доступа https://scisne.net/a-2271 , свободный. Загл. с экрана. Вебер М. Протестантские секты и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. МС. Проглова В. В секту и прочь из нее, секта АСПН//Режим доступа https://www.proza.ru/2015/12/20/1930 , свободный. Загл. с экрана. 5. Волкова. Е.Н. Исцеление от рая реабилитация и самопомощь при социальной зависимости / Под науч. Е. Н. Волкова. — СПб.: Речь, 2011.C. – 392. 6. Волков Е.Н. Консультирование по случаям интенсивной манипуляции и социальной зависимости реабилитация и профилактика // Трансанктный анализ для всех электорнный. науч. журнал . Режим доступа http://www.transactional-analysis.ru/manipulation/97-volkov , свободный. загл. с экрана. Вождаева Н.В. В России появится закон о сектах//Русская планета общественно-политический портал. Аналитический проект. Режим доступа http://rusplt.ru/society/v-rossii-poyavitsya-zakon-o-sektah- 21707.html , вободный. загл. с экрана. 8. Глухов И.А. Сектоведение. Учебное пособие для студентов 4 класса Сергиев Посад МДА. 2005. 25-27 с. 9. Для родных я умер Бывший участник Белого братства о жизни в секте // Режим доступа http://www.aif.ru/society/people/dlya_rodnyh_ya_umer_ byvshiy_uchastnik_belogo_bratstva_-_o_zhizni_v_sekte , свободный. Загл. С экрана. 50 10. Джиамбалво.К. Консультирование о выходе практический обзор. Издательство « American Family гс. Жена бога Кузи: Женщин он называл щуками и выдрами // Режим доступа новости, свободный. Загл. С экрана. 12. Исповедь бывшей сектантки // Режим доступа http://антисекта.рф/articles/ispoved_byvshej_sektantki/ , свободный. Загл. С экрана. 13. Истории бывших сектантов // Режим доступа свободный. загл. и экрана. 14. Истории ухода из ИСККОН и подобных сект. Проблемы и последствия ухода // Режим доступа http://goloka.org.ua/viewtopic.php?t=5257 , свободный. Загл. с экрана. 15. Как я попала в секту и вышла из нее Режим доступа свободный. Загл. с экрана. 16. Как выйти из секты // Режим доступа https://bodrayakrevetka.livejournal.com/77401.html свободный. Загл. с экрана. 17. Как я была в секте // Режим доступа https://yablor.ru/blogs/kak-ya- bila-v-sekte/6301467 , свободный. Загл. с экрана. 18. Как я попала в секту // Режим доступа https://pagewoman.ru/moya- свободный. Загл. с экрана. 19. Как я был мунистом // Режим доступа https://realmoon.livejournal.com/2668.html , свободный. Загл. с экрана. 20. Как я вышел из секты. Расскажи всем // Режим доступа https://vk.com/topic-104775707_33642286 , , свободный. Загл. с экрана. 21. Козырев Ф. Н. Религиозное образование в светской школе. Теория и международный опыт в отечественной перспективе М. Изд.СПб., 2005. С. 335–336. 51 22. Конь Р. М. Введение в сектоведение // Нижний Новгород Нижегородская Духовная семинария. 2008. 496- с. 23. Кондратьев Ф.В. Современные культовые новообразования секты) как психолого-психиатрическая проблема - Миссионерский отдел МП РПЦ, Белгород, 2015. с. 24. Какого это - быть в секте // Режим доступа https://thequestion.ru/questions/242527/kakovo-eto-byt-v-sekte , свободный. Загл. c экрана. 25. Кто вышел из секты Режим Доступа http://www.woman.ru/psycho/medley6/thread/4856450/ , свободный. Загл. c экрана. 26. Лири. Т, Стюарт. М. Технологии изменения сознания в деструктивных культах. -Под ред. И. Митрофановой,»- Спб.: Экслибрис. 2002. — 224 с 27. Олейник ИВ, Соснин В.А. Тоталитарная секта как противостоять ее влиянию. Режим доступа inik.pdf , свободный. Загл. с экрана. 28. Петин В.И. Александр Дворкин: В России около 80 крупных сект // Российская газета Федеральный выпуск. №52(6324). 2016. С. 9 29. Причинность Гоча как она есть // Режим доступа https://lena- malaa.livejournal.com/83421.html , свободный. загл. c экрана. 30. Рассказ человека, сбежавшего из секты Церковь Благодать в Перемышле // Режим доступа свободный. загл. c экрана. 31. Рассказ бывшего высокопоставленного последователя секты Муна // Режим доступа https://pravlife.org/ru/content/rasskaz-byvshego- vysokopostavlennogo-posledovatelya-sekty-muna , свободный. загл. c экрана. 32. Развратник прикрывался древними славянами // Режим доступа https://www.pravda.ru/accidents/1045078-sekta/ , свободный. загл. c экрана. 52 33. Решение Верховного Суда РФ от 20.04.2017 NАКПИ17-238 // Режим доступа https://legalacts.ru/sud/reshenie-verkhovnogo-suda-rf-ot- 20042017-n-akpi17-238/ , свободный. Загл. с экрана. 34. Саентология работает, лишая человека эмоций и сочувствия // Режим доступа http://theme.orthodoxy.ru/scientology/scientologers_025.html , свободный. Загл. с экрана. 35. Секта Спасения Вячеслава Касима // Режим доступа https://forum.iriney.ru/blogs/entry/33-sekta-spasenie-vyacheslava- kasima/ , свободный. Загл. с экрана. 36. Склярова Т. В Православное воспитание в контексте социализации. М изд-во ПСТГУ, 2014. с. 37. Сентяев ОМ Реабилитация лиц, пострадавших от деятельности нетрадиционных религий. 2007// Православная энциклопедия Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/stenyaev/reabilitaciya-lic-postradavshix-ot-deyatelnosti- netradicionnyx-religij.html , свободный. загл. с экрана. 38. Сексуальные обряды Сан Мен Муна // Режим доступа https://pitanov.livejournal.com/40045.html , свободный. загл. с экрана. 39. Сектанты отбирают у туляков квартиры, родных и жизнь Режим доступа https://sektainfo.ru/glavnaya/sektanty-otbirayut-u-tulyakov-kvartiry- rodnyh-i-zhizn/ , свободный. Загл. с экрана. 40. Секта Новое поколение- взгляд изнутри // Режим доступа https://www.pravzhurnal.ru/Preobrazhenie/Stoyanie_v_istine/sekta- novoe-pokolenie-vzglyad-iznutri.html , свободный. Загл. с экрана. 41. Таевский ДА Синкретические религии и секты Словарь- справочник // Издательство Intrada. 2011. с. Трое приверженцев секты покончили с собой, впав в религиозный транс // Режим доступа http://www.k-istine.ru/sects/neo50/neo50_polinsky.htm , свободный. Загл. с экрана. 43. Мартинович В.А. Портрет потенциального адепта секты // Адукацыя i выхаванне. 2009. № 3. 59-63 53 44. Мудрик А. В Социализация человека учебное пособие М.– Воронеж, 2010. 598 с. 45. Муж практически в секте // Режим доступа https://www.kleo.ru/items/dual/2mn-muzh-prakticheski-v-sekte.shtml , свободный. Загл. с экрана. 46. Откровения уфимца, которого пытались затянуть в секту // Режим доступа https://www.ufa.kp.ru/daily/26506.7/3375109/ , свободный. Загл. с экрана. 47. Павловский, В.П. Религиоведение. Учебное пособие / В. П. Павловский, Н. Д. Эриашвили, А. В. Щеглов. - М Юнити-Дана, 2012. 353 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118658 , свободный. загл. с экрана 48. Письма- воспоминания садхаков секты Ашрам Шамболы // Режим работы- письма-воспоминания- садхаков-секты-ашрам-шамбалы/ , свободный. загл. с экрана. 49. Рыбакова. В Я вышла из духоты розового чуланчика. Исповедь бывшего сектанта Режим доступа https://studfiles.net/preview/2957541/page:33/ , свободный. загл. с экрана. 50. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125 - ФЗ О свободе совести и религиозных объединениях (вред. От 01.05.19) // Собрание законодательства РФ 51. Хассен С Освобождение от психологического насилия. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.—234c. 52. Хассен С Противостояние сектами контролю над сознанием. – М. Изд. «АСТ», 2006. – 450 с. 53. Чайкин.Н.В. Противодействие деструктивным культам со стороны русской православной церкви и реабилитация пострадавших М Изд. «АСТ». 2009 гс. Эгильский .Е.А, Матецкая.А.А., Самыгин СИ Новые религиозные движения. Современные нетрадиционные религии и эзотерические учения Учебное пособие- Москва Издательство КноРус», с. 55. Этой женщине удалось выйти из секты // Режим доступа https://24warez.ru/main/article/1157542540-etoy-zhenschine-udalos- vyyti-i.html свободный. Загл. с экрана 56. Я вырвался из лап сектантов // Режим доступа семья свободный. Загл. с экрана 57. Я был в секте взгляд изнутри) // Режим доступа http://churchs.kiev.ua/index.php?catid=77:2011-08-30-13-38- 08&id=3363:2012-06-26-15-07-13&Itemid=6&option=com_content&view=article свободный. Загл. с экрана 58. Я был в тоталитарной секте. Церковь Христа в Екатеринбурге // Режим доступа свободный. загл. с экрана. 55 ПРИЛОЖЕНИЯ Глубинные интервью с специалистами, осуществляющими реабилитацию жертв деструктивных сект Приложение Эксперт. Суровейкин Никита Предлагаем Вам принять участие в социологическом исследовании, целью которого является выявление особенностей реабилитации жертв деструктивных религиозных сект. |