рроо. Л. Э. Панкратова 2019 г. Реабилитация жертв деструктивных религиозных сект выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 39. 03. 02 Социальная работа Идентификационный код вкр 5103325 Ис
Скачать 0.6 Mb.
|
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный профессионально-педагогический университет Институт гуманитарного и социально-экономического образования Кафедра социологии и социальной работы К ЗАЩИТЕ ДОПУСКАЮ Заведующая кафедрой СЦР ___________ Л.Э. Панкратова «____»____________2019 г. РЕАБИЛИТАЦИЯ ЖЕРТВ ДЕСТРУКТИВНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ СЕКТ Выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа Идентификационный код ВКР: 5103325 Исполнитель студент группы СР-404 Е.В.Вертянкина Руководитель ст. преподаватель ТА. Заглодина Нормоконтролер: ст.преподаватель ТА. Заглодина Екатеринбург 2019 СОДЕРЖАНИЕ Введение ................................................................................................................... Глава 1. Религиозные организации деструктивного характера понятие, классификация, методы работы с адептами ......................................................... 6 Теоретический анализ деструктивных сект в современной науке .............. 6 Причины вступления личности в деструктивную организацию и последствия воздействия деструктивной секты на человека. .......................... 14 1.3. Методы реабилитации жертв деструктивных религиозных сект ............. Глава 2. Реабилитация жертв деструктивных религиозных сект в Русской Православной церкви ............................................................................................ 27 2.1 . Анализ особенностей жертв деструктивных сект причин, факторов и последствий вовлечения. ...................................................................................... 27 2.2 . Анализ деятельности Центров реабилитации жертв нетрадиционных религий при миссионерском отделе Екатеринбургской епархии и отделе Московской Патриархии. ..................................................................................... Заключение ............................................................................................................ Список источников и литературы ....................................................................... Приложения ........................................................................................................... 55 3 ВЕДЕНИЕ За последние десятилетия в России религиозный плюрализм спровоцировал возникновение целого ряда религиозных организаций, которые допускают в своей деятельности либо террористические акты и политический экстремизм, либо демонстрируют всему миру, что членство в них способно причинять вред человеку, его психике, семье и окружающему обществу. В отечественной литературе данные религиозные организации получили название деструктивные секты и тоталитарные секты. Статистики количества действующих деструктивных сект вне ведется. По оценке профессора А.Л. Дворкина в РФ активно действует от 80 до 500 деструктивных организаций. Вовлечены них от 1 до 5 млн. россиян, и 70% — это молодежь в возрасте от 18 до 27 лет. Среди них 80% адептов имеют среднее и высшее образование. Каждый гражданин, согласно Конституции РФ статье 28, имеет право на свободу вероисповедания. В соответствии с этим же законом действует ФЗ 125 О свободе совести и религиозных объединениях, который определяет и регулирует деятельность религиозных объединений, а также запрещает работу тех организаций, которые принуждают к разрушению семьи, посягаются наличность, права и свободы граждан, наносят ущерб нравственности, здоровью граждан. Исследованием сект как современного феномена занимались такие исследователи как Дворкин.А.Л., Конь.Р.М., Кантеров.И.Я, Лангоуни М.Д., Кондратьев Ф.В, Козырев Ф.Н., Эгильский .Е.А, Матецкая.А.А, Технологии оказания помощи жертвам деструктивных организаций и описаны в работах С.Хассена , Е.Н.Волкова, К. Джиамбалво, Рычкова, В.А, Форда. В, Роберт Дж. Лифтона, Лири.Т , Стюарт. М. Актуальность темы заключается в том, что часть российского населения нуждается в профессиональной реабилитации пострадавших от 1 Петин В.И. Александр Дворкин: В России около 80 крупных сект // Российская газета Федеральный выпуск. №52(6324). 2016. С. См Федеральный закон от 26.09.1997 № 125 - ФЗ О свободе совести и религиозных объединениях (вред. От 01.05.19) 4 деструктивных сект, потому что остается незащищенной от их воздействия со стороны государства. Это происходит в результате того, что многие деструктивные религиозные организации ликвидировать не получается по причине отсутствия основательной доказательной базы, которую необходимо предоставить в суде. При этом надо отметить, что интерес к новой вере не снижается, число новообращенных постоянно растет, вырваться самостоятельно из подобных деструктивных организаций невозможно, удается только единицам, примерно одному из тысячи. В результате негативного влияния деструктивных сект на жизнь и здоровье граждан возникла проблема оказания своевременной квалифицированной помощи пострадавшим от деятельности псевдорелигиозных организаций. Первые реабилитационные программы были разработаны зарубежными специалистами. На данный момент самыми известными являются технологии К.Джимбавло Консультирование о выходе и метод С.Хассена Подход стратегического взаимодействия. Но данные технологии малоприменимы в российской действительности в связи с чем, необходимо проанализировать деятельность центров реабилитации жертв нетрадиционных религий и разработать рекомендации по совершенствованию технологий, что обуславливает выбор темы выпускной квалификационной работы. Объект исследования – жертвы деструктивных религиозных движений/деструктивные религиозные движения и их адепты. Предмет исследования – реабилитация жертв деструктивных сект в Русской Православной Церкви Цель исследования – выявить основные особенности реабилитации жертв деструктивных религиозных сект на базе РПЦ Задачи 1 Вождаева Н.В. В России появится закон о сектах//Русская планета общественно- политический портал. Аналитический проект http://rusplt.ru/society/v-rossii- poyavitsya-zakon-o-sektah-21707.html дата обращения 23.04.19) 5 1. Рассмотреть деструктивные секты как феномен общества 2. Изучить причины ухода человека в деструктивную секту и негативные последствия приобщения к среде деструктивных сект. 3. Рассмотреть методы организации реабилитационной работы с пострадавшим от деятельности деструктивных сект 4. Исследовать с помощью контент-анализа в СМИ основные мотивы человека ухода в деструктивную религиозную организацию и выявить последствия в результате долгого пребывания деструктивной религиозной организации, основные факторы, способствующие вовлечению человека в деструктивную религиозную организацию. 5. Проанализировать деятельность РПЦ в оказании помощи пострадавшим от деятельности деструктивных религиозных организаций. Для достижения цели и решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования - анализ причин вступления в деструктивную организации, факторов, способствующих вступлению и последствий пребывания в деструктивной секте. - включенное наблюдение за последователями сект в процессе вербовки - глубинное интервью с православными деятелями, осуществляющими реабилитацию жертв деструктивных сект Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, 2 главы, заключение, список источников и литературы и приложения. База исследования Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий им. Св. Иосифа Волоцкого г. Екатеринбург и Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий им. Хомякова г. Москва. 6 ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕСТРУКТИВНОГО ХАРАКТЕРА ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, МЕТОДЫ РАБОТЫ С АДЕПТАМИ 1.1. Теоретический анализ деструктивных сект в современной науке В научной литературе новые религиозные движения по типу организации разделяют на культы и секты. Термин секта существует давно и представляет собой религиозную группу, сравнительно небольшую по численности, отделившиеся от большого религиозного объединения – церкви. Последователи секты отделяются от церкви, считая, что она утратила первоначальную чистоту вероучения нравственных норм. Макс Вебер, считал, что типичным культом или сектой является Иисус Христос и его апостолы, связи стем, что все они были рождены евреями и стали обращенными первого поколения. Согласно Максу Веберу, через несколько поколений секты становятся церковью, т.к. большинство приверженцев находятся в группе с момента рождения. В случае группы Иисуса Христа понятие секта дано было очень в нейтральном значении, ни коем образом не агрессивном, уничижительном или негативном. Таким образом, под сектами следует понимать организованные движения, имеющие сложившуюся выраженную социальную структуру. Пример типичной классической секты является баптистская. Движения, не имеющие структуры, называются культами. Культ — это неформальные объединения, которые чаще складываются вокруг харизматичных лидеров, увлекающим за собой неофитов святым учение и притягательной силой своей личности. Следует отметить, что данные организации изначально не имеют криминалистический оттенок, и не являются разрушительными и социально Глухов И.А. Сектоведение. Учебное пособие для студентов 4 класса. – Сергиев Посад МДА. 2005. С. Вебер М Протестантские секты и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. МС опасными. Поэтому в данной работе речь пойдет о деструктивных сектах, которые стоят в оппозиции к традиционным религиям, к миру в целом, и несут угрозу гармоничному состоянию, как личности, таки обществу в целом. По С. Хассену Деструктивная секта или деструктивный культ — это группа, авторитарно руководимая одним человеком или небольшой группой людей, имеющих почти полный контроль над своими приверженцами. При этом автор отмечает, что секта становится деструктивной, когда лидер движения пользуется безграничной властью, преследуя цель обмануть своих адептов, дабы получить максимальное количество ресурсов от последователей духовных и материальных. Хассен выделяет четыре вида деструктивного культа 1. Религиозные культы. В основе этого культа лежит религиозная догма, она может быть христианская, буддийская, индуская, шаманская или базирующаяся на оккультных знаниях. В центре культа всегда будет находиться лидер, стремящийся к власти и финансовому обогащению. К ним можно отнести Общество сознания Кришны, Церковь унификации, Свидетели Иеговы. 2. Политические культы рассматриваются как культ личности какого- либо политика. В качестве примера С.Хассен приводит советский союз, также политическим культам он относит террористические группы и группы, претендующие на борьбу за права человека и социальную справедливость. 3. Психотерапевтические/образовательные культы – это группы массовой терапии или тренинговые центры, которые предлагают своим адептам заниматься решением проблем с сходными с теми, что входят в компетенции психологов или психиатров. Типичными распространенным 1 Хассен С Освобождение от психологического насилия. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.—234c. 8 примером являются тренинги личностного роста. К таким сектам можно отнести организацию Лайфспринг, организованную Джоном Хенли. 4. Коммерческие культы — это культы в большинстве случает работающие по принципу финансовых пирамид, такие как МММ, битрикс24, церковь саентологии и другие организации. Они обманывают людей и манипулируют ими, с целью получения прибыли. Сектовед А.Л. Дворкин ввел понятие тоталитарная секта. По его мнению, тоталитарная секта — это организация, которая осуществляют свою деятельность с целью приобретения власти и денег. При этом для нее характерны обман, вербовка, манипуляция сознанием, регламентация всех аспектов их жизни, эксплуатация своих членов и обожествление либо абсолютизация лидера и самой организации. К основным признакам тоталитарной секты он относит обман, тоталитаризм, контроль сознания. Также А.Л.Дворкин указывает, что религиозного признак не всегда присутствует в секте, существуют тоталитарные секты нерелигиозного плана, такие как Амвей, финансовые пирамиды, Герболайф. К классическим сектам в качестве примера автор относит Адвентистов седьмого дня, методистов, баптистов. Российский исследователь сект и современных сектантских движений Конь Роман Михайлович определяет следующие признаки тотолитарной секты • Наличие лидера, который идентичен богу. В обществе сознания кришны считается, что гуру надо оказывать почтения такие же, как и Богу. Авторитарная структура. Организационная структура стремящаяся к власти • Использование психологического давления, включая программирование сознания. • Эзотерический разрыв- различные уровни просвещения. 1 Дворкин Л. Сектоведение. Тоталитарные секты Опыт исследования. Н. Новгород издательство Братства во имя св. князя Александра Невского, 2002. С. 108-107 Конь Р. М Введение в сектоведение — Нижний Новгород Нижегородская Духовная семинария. 2008. С. 496- 501 9 • Синкретизм вероучения. Вероучение может включать элементы самых разных религиозных доктрина также принципы, выработанные идейными лидерами движения. И.Я. Кантеров по содержанию деструктивные секты разделил наследующие группы 1. Нехристианские течения. В данных группах преобладает харизматическая направленность, ее руководитель наделяется статусом посланника божьего, который заявляет о новом прочтении христианства. Данные религиозные движения признают Библию главным источником вероучения, а Иисуса Христа – центральной фигурой доктрины. К данным группам можно отнести такие тоталитарные секты как Церковь Объединения, Дети Бога, Церковь Тела Христова, Свидетели Иеговы и другие. Церковь Объединения. Главой международной Церкви Объединения является преподобный Мун. Известный как человек, отбывавший уголовные наказание и наживший на своей религии миллионы. Официальная деятельность мунистов в России началась в х годах ХХ века и продолжается по сегодняшний день. Каждый член этой секты, вступая в нее, начинает проживать с пятью или десятью мунитами, постоянно молиться, работает или выпрашивает деньги. Молодые люди или девушки бросают учебу, друзей и даже семью. Переходят в секту и трудятся там в качестве добровольных рабов. Все средства, добываемые членами объединения затем, идут на благо семьи создателя секты. Сектанты, кроме психического и физического здоровья, в секте теряют и свою национальную идентичность. Сектантам внушают, что мировым языком должен быть 1 Кантеров И. Я. Новые религиозные движения (введение в основные концепции и термины учебное пособие для студентов специальности Религиоведение Владимир Изд-во Владимирского гос. унта, 2006. — С -390 2 Эгильский Е.А. Матецкая.А.А., Самыгин СИ Новые религиозные движения. Современные нетрадиционные религии и эзотерические учения Учебное пособие. Москва Издательство КноРус». 2011. С. 221. 10 корейский, а Мун и его супруга – это их истинные родители. Сектантов обучают молиться народном языке основателя, и даже супругов для женщин после их трехлетнего пребывания в секте назначает сам преподобный Мун. Церковь Свидетелей Иеговы Свидетели Иеговы - одна из наиболее опасных сект, действовавших в России. Основал секту коммерсант Чарльз Тейз Рассел в г. Секта иеговистов является тоталитарной каждый член секты находится под строгим контролем. Каждый иеговист обязан выплачивать секте ежемесячно десятую часть своих доходов. Плюс к этому каждый сектант обязан на свои деньги покупать сектантскую литературу и бесплатно ее распространять. Иеговисты обвиняются в разжигании религиозной розни, разрушение российских семей и склонение больных сектантов к отказу от квалифицированной медицинской помощи. С 20 апреля 2017 деятельность Свидетелей Иеговых была ликвидирована на территории РФ 2. Неориенталистские объединения. Религиозные объединения неориенталистского направления модернизируют варианты восточных религий чаще всего буддизма и индуизма. Эти деструктивные культы предлагают человеку таинственный путь освобождения от его пороков и пробуждение в нем божественного начала. Главная цель этих учений в том, чтобы по средствам различных медитации слиться с природой. К данным организациям относятся Международное общество Сознания Кришны, Брахма Кумарис», Миссия Божественного Света, «Апонда Марга». Секта Церковь Объединения (муниты) в Туле Сайт об изучении тоталитарных сект и деструктивных культов, о методах противодействия течениями движениям, направленным на разрушение личности. URL: дата обращения 04.05.2017). Решение Верховного Суда РФ от 20.04.2017 N АКПИ17-238. URL: дата обращения 05.06.2017) 11 Международное общество Сознания Кришны Международное общество сознания Кришны (МОСК. МОСК было основано в 1966 г. в Нью-Йорке выходцем из Индии Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупадой. В России Международное общество сознания Кришны появилось в 1971 году. Православная церковь признает их тоталитарным культом восточного направления, характеризующимся насаждением среди адептов антипатриотических и антинациональных воззрений. В данной религии поощряется отказ от собственного имущества и проповедуется аскетический образ жизни. Сектанты часто рвут отношения со своими родственниками и уходят жить в новую семью. Здесь под психологическим давлением членов тоталитарной заставляют постоянно читать мантру, повторение которой должно осуществятся 1728 разв день, заниматься йогой и продажами книг со священным индуистским писанием Последователи этой секты зачастую страдают психическими заболеваниями от воздействия данного учения. 3. Синкретические и универсалистские движения. Последователи данных движений призывают к объединению всех церквей и всего человечества и претендуют на открытие тайн психики. Лидеры этих организаций создают собственное вероучение, обрядовую систему. Им присущ культ лидера, авторитет собственных источников веры. Наиболее известны Великое Белое Братство Юсмалос», «Аум Синреке», Сайентологическая церковь. Белое братство Тоталитарная синкретическая секта. Она была официально основана в 1990 г. в Донецке Мариной Цвигун и Юрием Кривоноговым. Вероучение секты объединяет в себе элементы христианства, оккультизма, гностицизма. 1 Чернявская. А.Г. Психология господства и подчинения Хрестоматия//Изд. "Харвест". Минск. 1998. С. 57-63. 12 Адептам секты внушались запреты для сопротивления антихристу не учиться, не работать, не вступать в брак, не использовать дома электроаппаратуру. Предписывался усиленный пост и постоянные молитвы. Данная организация официально запрещена в России, но ее последователи ушли в подолье и под измененными названиями продолжают вербовку населения. Церковь саентологии Основатель Церкви сайентологии американец Лафайет Рональд Хаббард. В России сайентологи появились вначале х гг., открыв гуманитарный центр Хабборда, а на самом деле церковь в Москве. Идеологическим догматом сайентологиии является доктрина гибели мира и возможность личного спасения лишь при условии присоединения к этому учению. Адептов привлекают с помощью специальных курсов и тестов, которые, якобы, помогают найти выход из сложных ситуаций, а также учат правильному поведению и общению. По мнению большинства исследователей данное движение является деструктивным, поскольку содержит в себе элементы экономической преступности и психологический террор в отношении своих членов 4. Сатанинские группы Начало массовому движению сатанистов положила организация Церковь сатаны, основанная в 1964 г. Энтони Шандором Ла Веем. Его религия проповедует поклонении дьяволу, а человеческие пороки в ней рассматриваются как добродетели. Основной культа в сатанизме является жертвоприношение. Разв месяц совершается черная месса. Используются в качестве жертвы ее образ 1 Таевский ДА Синкретические религии и секты : Словарь-справочник // Издательство Intrada. 2011. С 2 Таевский ДА. указ. соч 13 фотография, кукла, животные, иногда имеют место даже человеческие жертвы 1 К сатанинским группам современной России относятся Черный ангел, Южный крести др. Деятельность многих организаций носит деструктивный характер, так как сопровождается актами вандализма, проповедями расизма, с кощунственной трансформацией христианских обрядов. Официально деятельность этих групп в России запрещена, но они продолжают действовать на нелегальной основе. Таким образом, существуют классические и тоталитарные или деструктивные секты. Можно сказать, что классическая секта, это религиозная организация отделившиеся от религиозной конфессии в результате религиозных противоречий. Деструктивная секта или культ — это авторитарная и иерархичная организация религиозного или нерелигиозного плана, вербующая своих последователей с помощью современных психологических техник обработки и приемов воздействия на сознание, с целью получения власти, влияния и финансового благополучия главы секты или руководящей структуры. К основным признак деструктивной секты относят тоталитарный режим, высокий контроль адептов, их поведения и сознания. По содержанию существуют секты нехристианские течения, неориенталисткие, синкретические, универсалистские, сатанинские. Однако надо отметить, что терминология и признаки деструктивной секты, а также классификация имеет весьма расплывчатое определение, вызывает много споров среди религиоведов и исследователей сект и находится на стадии изучения. 1 Черняевская А.Г. Психология господства и подчинения Хрестоматия//Изд. Харвест". Минск. 1998. С. 57-63 14 |