рроо. Л. Э. Панкратова 2019 г. Реабилитация жертв деструктивных религиозных сект выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 39. 03. 02 Социальная работа Идентификационный код вкр 5103325 Ис
Скачать 0.6 Mb.
|
1. Кто чаще всего общается за помощью в центр реабилитации Жертвы секты или их близкие люди 199 г появился центр Реабилитации Жертв нетрадиционных религий. За это время обращались родители друзья, знакомые пострадавших. Были случаи, когда приходили неофиты. До полугода, человек находящийся в деструктивной организации, по моим наблюдениям, мог обратиться за консультацией. 2. Можно ли составить социальный портрет пострадавшего от секты Есть ли какие-то общие тенденции в характере, в социальной ситуации людей, которые обращаются к секте Я занимался реабилитацией в период х годов. Нужно понимать, что в большинстве случаев человека вербуют в секту и у вербовщиков есть цель. И можно выделить 4 активно действующих на тот момент секты СИ, неопятидесятники, секта Муна, ОСК, церковь Христа. Первые 4 перечисленные секты специализировались на молодежи, предпочтительно выбирали первокурсников, второкурсников, абитуриентов, не местных, чьи семьи остались дома, идеально будет, если студент еще будет из неполной семьи. У Мунитов в свое время была вывеска Добро пожаловать Домой. Муниты искали студентов из неблагополучных и неполных семей. Вот СИ искали людей постарше. 56 Какие последствия чаще всего встречаются у людей, долго прибывающих в деструктивных культах Разрушение, трансформация. Хассен пишет, что формируется новое Я. Разрываются социальные связи, те если брать тех же мунитов , знаю несколько студентов, которые до первой сессии в университете находились, потому что регламент жизни в секте расписан на все 24 часа. У меня до сих пор в архиве где-то есть их внутренний документ, мунитский, где 6:00 подъем ив отбой и 7 дней в неделю что и где делать. Вот если углубиться в тему, почему чел-к рвет старые социальные связи. В секте он имеет 4 плана контроль мышления, контроль эмоций, контроль поведения, контроль информации. Вот в плане контроля поведения, жизнь человека расписана на 24 часа и 7 дней в неделю. И человек не может совмешать жизнь в секте и учебу, например. СИ поощряют, что оба члена семьи были членами организации, те они поощряют разводы у них это прописано прям в концепции их, если почитать их литературу, вы это увидите. На уровне семьи я припомню случай с мунитом, который своей матери сказал следующие Вы моя физическая мать, а моя истинная мать — это Хадже Мун». Конечно, такие высказывания порождали конфликты и непонимание ив конечном итоге происходил разрыв семейных отношений. Те же муниты практикуют переезд после того, как человек проходит процедуру блессинга усыновления, тем самым он становится членом организации. Не знаю как сейчас, но тогда муниты проходили один из этапов — это нахождение вдали от дома. Жили в другом регионе. 3. Из каких деструктивных религиозных сект чаще всего люди попадают в центр СИ, неопятидесятники, секта Муна, ОСК, церковь Христа 4. Какие секты можно назвать деструктивными Есть ли конструктивные секты 57 Я занимался реабилитацией, те. работал в поле. Что касается классификации- я неученый. А.Л.Дворкин профессор, вот он подходит с научной точки зрения к этому вопросу. А в целом вопрос классификации до сих пор спорен. Нет четкого определения что такое тоталитарная секта. В мировой практике вызнаете есть понятие деструктивный культ, о которым мы узнали только тогда, когда Волков перевел Хасссена. И есть 4 вида деструктивного культа. Мне эта классификация нравится больше. 5. Меняется ли подход к реабилитации в зависимости от среды, в которой находится вовлеченный в секту Помимо первичной информации — это уровень сектоведения. Реабилитация в нашем случае, представляет под собой, что мы должны челка вывести из секты. У Хассена есть две методики Консультирование по выходу и Подход стратегического взаимодействия. Мы пользовались Консультированием по выходу. Как описывается в книге мы не делали, потому что должен быть консультант по выходу, психолог, который специализируется на реформировании сознания, должен быть бывший член организации — это не консультант по выходу. Это человек, с которым у адепта будет идентификация. И должны быть члены семьи. И члены семьи в этом процессе самое главное. Это что касается подхода стратегического взаимодействия. Яне смог его применить, потому что у родных позиция такая : человек попал в секту- это плохо, давайте мы вам его приведем, вы его из секты выведите и спасибо. А Подход стратегического взаимодействия подразумевает, что в самой семье есть проблемы, из-за которых человек кидает семью и находит себе по большому счету новую семью. Нежелание близких и родных активно участвовать. Мы пробовали такие консультации проводить, работали с психологами. У нас было две группы с названием группа поддержки попавших в тоталитарную секту. Первая группа была успешной, потому что мы там работали с постсектанским синдромом. В ней состояли бывшие члены сект, 58 люди, заинтересованные в этой деятельности и родные пострадавших. По составу она была очень интересной. Изначально мы им читали теоретическою часть о сектах, затем мы изучали что такое манипуляции и вместе с психологом проводили тренинги. Так мы работали месяца 2. И каждый в этой группе получил то, что он хотел. Мне самому было интересно в этом участвовать. Вторая группа у нас не пошла. Скорее из-за состава группы. В состав входили все те же люди. Она была меньше. Ну как вызнаете в психотерапии нет неудачных терапий. Впервой группе люди имели свои причины. Во второй группе причины были неочевидны для людей. Мы делали и третью группу. В ней использовали гештальт-терапию. У меня тогда ресурсов было побольше и даже оплачивал работу терапевту. Мы сделали малую группу сними прошло 2 или три сеанса. После этого люди перестали ходить. А это все были родные пострадавших. Они отказались от терапевчиского процесса. Отказались, потому что больно. Вычитали Витакера Полночные размышления семейного терапевта Витакер — это один из первых людей, кто начал проводить семейные консультации, семейную терапию. Он собирал несколько поколений и проводил терапевтические встречи. По его мнению, шизофрения — это попытка исцелить родительскую семью. Ну он водно время и с шизофрениками работал. Он немедикаментозно исцелял людей от шизофрении. Работали добивался успехов и результатов. После этого его пациенты возвращались в семью и снова становились шизофрениками. Это было начало его пути, ион сделал вывод, что проблема шизофрении — это не проблема человека, а проблема его семьи. Я привожу такой пример, потому что он в некоторой степени, мне кажется, применим вот к этой теме. А ведь тема попадания людей в секту — это тема ухода из семьи. Человек находит некую замену нормальным семейным отношениям в тоталитарной секте. Так скажем то, что мы предложили людям, у которых родные в сектах находятся — это хотя бы виденье проблем, которые есть в семье и предлагали начать с себя. Ну а работа над собой — это сложный процесс эмоциональный и духовный. У них 59 не хватило мотивации, возможно не хватило опыта у нас, как у организаторов этого процесса. Последние группы были более терапевтичны и направлены на процесс, на проблему семьи и люди сами отказались от терапии. Ну скажем так. 6. Как проходит реабилитация На какие этапы делится Первый этап знакомство с родственниками, знакомыми. Мы проводим первичный опрос. Собирает информацию о человеке, сколько времени он находится в деструктивной организации, какая это секта, даем базовую информацию и список литературы, с которым им надо ознакомиться, предлагали дальнейшие пути действия. Второй этап Осуществления консультирования по выходу. Дох часов занимала одна консультация. Консультировали в ем с бывшим членом культа или с человеком, который учился на теологии, приглашали психолога. В зависимости от ситуации. 7. Кто участвует в реабилитации Психологи священник, семья и близкие 8. Какая стратегия поведения близких людей должна быть у реабилитанта, содействующих в процессе реабилитации Мы предлагаем им полностью отказаться критически высказываться. Потому что первая ошибка родственников в том, что они в первый же день вываливаются все информацию на сектанта о деструктивности в секте. И как они говорят ты сектант, тебя завербовали, ты зомби. Второе осуществление успешной работы с семьей. У меня нет успешного опыта работы с семьей, потому что это люди как правило сами созависимы. Они считают, что проблема нес ними и не семьей. Я напомню Вам, что созависимый человек — это всегда спасатель. И спасателю всегда нужна 60 такая жертва, которую нужно спасать. Это проблема более широкая, чем нам кажется. Если брать Дворкина, то этот психологический фактор он совсем исключает. Потому что он профессиональный историк. Ион со своей точки зрения подходит к сектам. Мне кажется, что возможно, у нас общество пассионарно, поэтому у нас неразвита хорошо шаговая реабилитационная программа, как за рубежом. Вызнаете, что в Америке 12 шаговая программа может быть альтернативой тюремному заключению. У нас такого нет. Государство не освоило эту программу, может быть хорошо. Вместе стем группы самопомощи в г. Екатеринбург совсем неразвиты. Ане говорю про анонимные группы алкоголиков и наркоманов, я говорю о группах созависимых. Допустим матери алкоголиков и наркоманов. Групп очень мало. 12 шаговая программа подразумевает прежде всего работу над собой и встречу с болью. Это тяжело и сложно. Есть такое понятие в 12 шаговой программе как дно, чтоб сделать первый шаг надо признать свое бессилие перед алкоголем, нужно упасть на самое дно или признать, если на нашу тему перенести, что я со своим сыном сделать ничего не могу. Я бессильна. Это если говорить о мамах, которые большую часть к нам приходили. Второй и третий шаг вспомнить, что сила есть более могущественная и третий шаг обратиться к высшей силе и четвертый шаг — это анализ своей жизни, а уж с этим никто не хочет иметь дело. Это больно и сложно. Манипуляции еще разговорю более эффективно, более удобно, более знакомы. И как мне видеться, что касается темы реабилитации. Возможно, я пока не знаю, тема с 12 шагами, которая рядом с нашей темой, она была бы более эффективной. Наши группы подразумевали, что люди которые с сектой столкнулись, они имеют постсектанский синдром. В нашей программе это тема 4 шага. Как травма в моем теле до сих пор живет. И пять же сложно. 9. Какие трудности возникают в процессе работы с реабилитантом? Нежелание родных меняться. 10. Какую цель в реабилитации преследует православный психолог 61 Наш центр всегда существовал при храме.Все, кто занимался реабилитацией, сами верующие либо принимающею православную религию, как традиционную для той территории, на которой мы живем. Сточки зренияверующего человека, кто попал в секту, то это богоискатель, который не дошел до храма. 11. Высчитаете, что последним этапом должно быть воцерковление? Да, я тоже к этому веду. Человек существует в нескольких планах. И один из планов — это духовный. И вот мы человека вывели из секты. Но религиозная жажда же у него никуда не делась. Он уже умеет молится Богу. Он имеет такой опыт. Мы предлагаем ему свой путь. Но это проводилось на добровольной основе. 12 Как говорить с вовлеченными в секты Есть ли какие то приемы и техники - отказаться от критической информации - искренне верить, что это человеку зачем-то нужно - не видеть в нем жертву, которую нужно спасти. А принять как часть его жизненного опыта - не врать, потому что так делают только сектанты. Мы даем информацию альтернативную о сектах. При этом надо сказать ему Ты сейчас обладаешь всей полнотой информации. У меня нет цели, чтоб ты обязательно секту покинули стал православным христианином. Я уважаю твой выбор, если ты им не станешь. Я буду рад, если ты увидишь тот опыт, который имею я и им воспользуешься 13. Сколько длится реабилитация Есть ли общий срок реабилитации, для всех ли он одинаковый 62 В среднем хватало 2-3 встречи от 2-4 часов, чтоб убедить человека выйти, если он несильно втянут В те годы к нам обращалось от 8 до 10 человек в месяц. Можно проследить сколько человек мы реабилитировали. 14. Как часто человеку удается помочь выйти из деструктивной религиозной секты 4 из 10 удавалось помочь. Какими специальными званиями должен обладать консультант/психолог, чтоб успешно осуществить процесс реабилитации Консультирование по выходу проводить может научиться любой человек. Главное здесь мотив человека. Как правило консультантами становятся те, кто сталкивался с вовлечением или имел контакт с теми, кого вовлекли или те, кто имеет религиозный мотив. Я напомню вам, что Л.Сонди говорит, что у насесть три источника бытийной силы сам человек Я могу все сам, тот, кто ищет внешний авторитета также есть боги он может стать источником бытийной силы. Сточки зрения здоровья психологического Сонди говорит, что самый здоровый источник-это только любящий бог. Все остальное это, собственно, деньги и престиж. Если для меня занятия реабилитацией — это спасение самого себя. Это один мотив. Другой может этим заниматься, потому что у него комплекс мальчика героя. Кто-то может этим заниматься, чтоб закрыть какие -то момент в жизни. Также у человека может религиозная мотивация быть. Для религиозного человека секты — это зло с большой буквы, потому что для верующего человека дьявол похищает его братьев у Бога. У каждого мотив свой. С.Хассен реабилитацию монетизирует. Сточки зрения профессиональных консультантов психологов, понятно, это клиент, с которым можно отработать несколько сессий и получить свой результат, помочь человеку, ему сострадать и попробовать побыть ему зеркалом. Проблема в том, что я не видел таких психологов в г. 63 Екатеринбурге, которые своими методиками публично владели занимался, массово людей из сект выводил. Что необходимо в обязательном порядке помнить при осуществлении реабилитации? Специальная подготовка нужна для этого. Лучше образование профильное религиоведческое и социального психолога или просто психолога консультанта. В идеальном варианте — это должна быть группа специалистов. 16. В каких случаях осуществить реабилитацию невозможна Что тогда делать Первое условие, когда реабилитация возможна — это согласие самого человека. В секте его не спрашивал, хочет он там быть или нет. Мышление сектанта черно-белое. Мы спасенные- остальные возле и грехе. И точка зрения такая не предполагает альтернативного взгляда. 17. Необходима ли сопровождение клиента после реабилитации Если сам человек желает, то возможна. Опять же те группы, которые мы делали. Мыс ними погоду общались, интересовала их тема сектанства. Многие хотели закрыть свои какие-то моменты занимаясь антисектанской деятельностью публично, кто-то волонтерствовал, участвовал в публичных акциях. 18. Может применима ли насильственные методы (удержание, помещение без согласия) в реабилитации Яне применял. История с депрограммированием уже ответила на этот вопрос, что это невозможно. Ну вот опять же мы жили и занимались этим до того, как появилась запрещенная организация Игил. Последний проект, который косвенно касается этой темы и которой я занимался. Мы нашей митрополией выпустили пособие для православного миссионера Ислам. Собрали специалистов, которые как раз касались тем вербовки в секты 64 исламского типа, радикальные. И вот пример, что сделали с Варварой Карауловой — это насильственный метод Напомню, что ее прям выдернули на границе наши спецслужбы и ее теремное заключение — это своего рода депрограммирование, потому что человеку дают возможность посидеть в камере и подумать. Государство имеет монополию на применение силы. Я считаю нужным тему с радикальным исламом решать так, ну собственно, и решают ее так. 65 Приложение 2 Эксперт. Протоирей Зайцев Владимир Предлагаем Вам принять участие в социологическом исследовании, целью которого является выявление особенностей реабилитации жертв деструктивных религиозных сект. 1. Кто чаще всего общается за помощью в центр реабилитации Жертвы секты или их близкие люди Конечно, близкие люди, потому что как правило сами пострадавшие на момент, когда очухиваются их родственники не воспринимают себя к качеству жертв либо они в принципе не могут покинуть организацию. Поэтому в 90% случаев имели дело родными близкими и друзьями. Когда обращаются друзья, а не мама и папа, братья и сестры-это более худшая ситуация чем семья, потому что друзья не имеют такого влияния на человека, они не присутствуют в его жизни 24 часа в сутки -соответственно их интерес можно сказать сторонний, хотя в целом ряде примеров оказывалось, что именно друзья играли решающею роль, чтобы во-первых мы обратили внимание на проблему, а во- вторых с ней разобрались, а в некоторых случаях -это уникальные случаи, отдельные, хватало буквально двух бесед в присутствии друзей, с человеком вовлеченным в культ самый яркий пример был с церковью Объединения преподобного Муна, когда подруга начала просить помощи , потом привела свою подружку, которая была уже вовлечена и прошла на тот момент трехдневный семинар, те для нее было уже все актуально и адекватно, мыс ней встретились на две беседы и все закончилось благополучно даже без привлечение родителей. Но это уникальный случай, такого обычно не бывает. Просто в этом случае влияние двух девушек подружек друг на друга столь велико, что эффективность ее визави сыграло решающею роль. 66 2. Можно ли составить социальный портрет пострадавшего от секты Есть ли какие-то общие тенденции в характере, в социальной ситуации людей, которые обращаются к секте Здесь нет возможности делать социальный портрет по всем организациям одновременно-делать какую-то структуру. Вот если взять отдельно взятую организацию, например, СИ то это как правило специализация на людях пенсионного и предпенсионного возраста и школьниках. Если брать Саентологию, то это как правило закомплексованные, нереализованные люди студенческого и постстуденческого возраста, если брать секту Муна то тут уже студенческая молодежь, имеющая проблемы с общением и с учебой. Если это ОСК, это как правило люди самый разных возрастов, ноне самых молодых, те. студентам неинтересны кришнаиты, то это большинстве случаев женщины , интересующиеся оккультизмом, вовлеченные в эту мистику, которым интересен здоровый образ жизни и т.д. итак можно по каждой организации структурировать. По всем вообще - нельзя. В основном один отличительный признак, челок который заинтересовался той или иной тоталитарной секты, сам стал объектом ее активности, те без их миссионерского усилия-эти люди Не стали бы их членами и небыли бы вовлечены. Тут играет большоую роль не интерес самого челка . в секту не приходят. Это аксиома. Это люди, которых привлекли. До христианства, до классического буддизма-человек может додуматься сам читая книги, рассуждая самостоятельно. То здесь чтоб познакомится стой или иной маргинальной организацией , чтоб кто-то привносил. |