Главная страница

рроо. Л. Э. Панкратова 2019 г. Реабилитация жертв деструктивных религиозных сект выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 39. 03. 02 Социальная работа Идентификационный код вкр 5103325 Ис


Скачать 0.6 Mb.
НазваниеЛ. Э. Панкратова 2019 г. Реабилитация жертв деструктивных религиозных сект выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 39. 03. 02 Социальная работа Идентификационный код вкр 5103325 Ис
Дата18.03.2022
Размер0.6 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаRSVPU_2019_122.pdf
ТипРеферат
#403158
страница2 из 6
1   2   3   4   5   6
1.2. Причины вступления личности в деструктивную организацию и последствия воздействия деструктивной секты на человека. Приход личности в тоталитарную секту или культ- есть результат взаимодействия обеих сторон, стороны вербовщика и стороны вербуемого. Этот процесс происходит в результате того, что один желает нести миссию по спасению павших, другой находится в состоянии смятения и поддается этому влиянию. При этом в качестве вербовщиков в общественных местах на начальных этапах вербовки выступают не сами лидеры религиозной организации, а рядовые члены секты, среди них есть такие, которые даже не обладают особыми коммуникативными способностями и техниками психологической обработки. Успех их заключается в том, что в сферу их влияния попадают определенные категория населения, которые более всего уязвимы, и которые требуют минимального использования усилий для их обработки. Данные категории можно объединить в следующие группы Люди, имеющие какие-либо проблемы социального и личного плана. Причины здесь можно выделить следующие неприятности на работе, в учебе, недовольство своим статусом и положением в обществе, семейные неурядицы, конфликты, психические или физические заболевания и т.д. Тоталитарная секта становится для них, неким оплотом спасения, предлагающая решить все настигнувшие их проблемы. Люди без каких-либо особых проблем, незнающие, чем заняться в этом благополучном, но сером и однообразном мире. Именно беззаботная жизнь выталкивает их на поиск приключений. Главным мотивом в данном случае становится поиск игры, развлечения, новых впечатлений, какого-то нового смысла в жизни.
1
Олейник ИВ, Соснин В.А. Тоталитарная секта как противостоять ее влиянию. URL: дата обращения 03.06.2013)
2
Мартинович В.А. Портрет потенциального адепта секты // Адукацыя i выхаванне. 2009.
№ 3. C. 59-63.

15 Личности, относящиеся к третьему типу замкнутые, тихие, благовоспитанные, умные люди, практически не имеющие друзей и особых увлечений. Секта обеспечивает их общением с людьми, которые проявляют к ним интерес. Потому здесь можно выделить следующие причины одиночество и низкая самооценка, желание стать значимыми любимым. Основная масса молодежи уходят в секты, именно по этой причине. Люди, стремящиеся к познанию истины. Они способны, отдав все силы выбранному делу, впоследствии его без всяких проблем бросить, найдя новое увлечение. Основная причина входа в тоталитарную секту отсутствие жизненного ориентира. Личности, которые разочаровались в своей религии и церкви
По опыту работы протоирея Олега Сентяева, который отмечает, что, 80-
90% потенциальных сектантов перед решением уйти в секту заходили в православный храм, ноне нашли должного внимания со стороны священнослужителей, который были заняты требами. Тем самым эта ситуация способствует утверждению в людях мысли, что новая религиозная организация – это место, где тебя любят, понимают и ждут. Таким образом, следует отметить, что прежде всего данная классификация не делает акцента на социально-демографических признаках человека пол, возраст, национальность, профессия, семейный статус. Она определяет, что попадание человека в деструктивную секту зависит от жизненный обстоятельств и внутренней эмоциональной составляющей человека. Наиболее значимым для проведения исследования также является рассмотрение последствий воздействия деструктивной секты наличность. Одно из самых детальных описаний опасностей и потерь, которые ожидают людей в культах, описали американские специалисты Дж. Росс и
1
Стеняев.О. Реабилитация лиц, пострадавших от деятельности нетрадиционных религий. Дипломная работа //
Сергиев Посад. Свято-Троице-Сергиева Лавра. 2007. С. 25.

16
М.Лангоуни
1
. В первую очередь они отметили физиологический ущерб, который выражается Сильной восприимчивости к несчастным случаям, болезнями общему утомлению Энергетической и качественной неполноценности потребляемой пищи Большом риске появления заболевания, передаваемого половым путем в деструктивных организациях, где присутствует беспорядочность в половых связях и/или проституция Жестоком обращении с детьми, применение физического насилия Сексуальном насилии женщин и детей Преждевременной смерти в результате пренебрежения медицинским уходом В качестве второго негативного фактора было отмечено нанесение финансового ущерба. Члены тоталитарных сект и деструктивных культов оказываются зависимыми от организации, в которой находятся, так как все свои сбережения передали в ее управление. И даже, если они захотят уйти, у неофитов часто нет денег, чтобы это сделать. В случае, когда им удается найти какие-либо средства (при помощи со стороны, например, культисты встречаются с новой проблемой, заключающейся в содержании себя в некультовом мире. Надо отметить, что большинство состоятельных адептов передают культам огромные финансовые суммы для управления по доверенности. Самым часто встречающимся последствием является нанесение психологического вреда, который проявляется в следующем Психологическая зависимость, которая проявляется в инфантильности и нежелании брать на себя ответственность за совершаемые поступки, уменьшении способности принимать решения (в группах, где участники полагаются на вышестоящих членов или лидера при принятии этических и Волков Е.Н.
Консультирование по случаям интенсивной манипуляции и социальной зависимости реабилитация и профилактика.
URL: http://www.transactional- дата обращения 01.03.2014)

17 практических решений, таких как стоит ли жениться, оставить работу, ходить в колледж, посетить родителей и т.п.). Задержка достижения зрелости. Например, летний мужчина, который никогда не назначал свиданий из-за культовых запретов. В процессе длительных медитаций, экспериментов с сознанием, употребления наркотических и психотропных веществ могут появиться такие психические расстройства, как искаженные восприятия реальности, расщепленная, слабо организованная личность, галлюцинации, нередки нервные срывы, психопатические эпизоды, паранойя, мания величия, регрессия к детскому поведению, суицидальное мышление. Ослабленная психологическая интеграция, то есть разобщение с докультовой семьей, наследием, друзьями, ценностями и личностью, с будущими целями. Членам деструктивных культов свойственно существовать в настоящем времени и отвергать прошлое и будущее. У них появляется враждебность, агрессия, отчуждение по отношению к миру и обществу. Дж. Росс и М.Лангоуни выделяют три вида основных распространенных последствий, которые могут возникнуть в результате долгого контакта с деструктивной сектой нанесение психологической травмы, причинение вреда здоровью и финансовый ущерб.
1.3
. Методы реабилитации жертв деструктивных религиозных сект Реабилитация пострадавших от деструктивных сект — это совокупность направленных мероприятий, нацеленных на выведение человека из секты и формирования у него новых ценностей. Современный метод реабилитации пострадавших от деятельности деструктивных сект
1
Волкова. Е.Н. Исцеление от рая реабилитация и самопомощь при социальной зависимости Под науч. Е. Н. Волкова. СПб.: Речь. 2011. C. 392.

18 представляет собой технологию состоящую из этапов по своему содержанию противоположных модели трансформации размораживания, изменения, замораживания : избавление мышления культовой личности от деструктивного влияния, возращение бывшей культовой личности к прежнему кругу общения, включение ее в нормальные социальные связи, приобщение к общественно одобряемым нормам, ценностями убеждениям. И заключительным действием является достижение полной независимости от культа, воссоздание прежней личности, способной к полноценному существованию в социальной реальности. Рассмотрим эволюцию технологий реабилитаций. Методика депрограммиравания. Тэд Паптрик
1
Одной из методик высвобождения от культовой зависимости является так называемое депрограммирование. Данное направление появилось в США в конце х годов, его родоначальником является Тэд Патрик, американский деятель антикультвого движения. Под депрограммированием поминается вмешательство, известное как «недобровольное», при котором члену секты или культа не дают покинуть дом или специально подготовленное место, чтобы насильно заставить его выслушать информацию, представленную
«депрограммистами», нередко бывшими членами культов. Результат считается достигнутым, если участник культа проявляет признаки психологического перелома и освобождения от культовой зависимости. На сегодняшний день данный метод применим в США только для лиц старше 18 лет, так как в большинстве случаев, наносит психологическую травму как представителю деструктивной организации, таки его близким, в силу того, что не предполагает предварительного консультирования с членами семьи. Также в данном направлении не уделяется внимания и последующей адаптации, и реабилитации бывшего культиста, так как
1
Хассен С Освобождение от психологического насилия. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК,
2001. С. 87-89

19 считается, что человек, пройдя депрограммирование, принял для себя правильное решение и уже находится на верном пути.
Депрограммирование является юридически рискованным делом, связи стем, что оно осуществляется почти нелегальными методами, но дох гг. оно было единственным средством спасения от культовой зависимости. Подход Кэрол Джиамбалво « Консультирование о выходе».
1
В начале х гг. депрограммирование сменяется консультированием о реформировании мышления (консультированием о выходе. Данное направление разработала Кэрол Джиамбалво. Она является очень компетентным консультантом с уникальными способностями по оказанию помощи семьям, затронутым культом. Ее книга является кратким описанием методик, эффективно использованных ею во множестве воздействий. Консультирование о выходе Семейное воздействие- есть источник информации и надежды для многих, когда они ищут освобождения от оков контроля сознания. Метод Кэрол Джиамбалво один из популярных и широко применяемых в социальной работе с членами деструктивных групп как в США, таки в Европе. Основные цели развитие способностей у клиента критически мыслить, а также помощь члену культа в выходе из контролируемого и диссоциативного состояния сознания, путем уважительного сообщения информации о той организации, в которой находится клиент. При этом, в случае, когда участник культа дает психологам достаточно времени для предоставления их информации (обычно около трех дней) – консультируемые решают уйти примерно в 90 % случаев. Если они не дают консультантам достаточно времени, но выслушивают их информацию, результат достигается примерно в 60 % случаев. Автор методики консультирование о выходе утверждает, что для использования данного метода необходимо налаживание семейного контакта и поддержание хороших отношений с членом культа на протяжении всей
1
Джиамбалво.К. Консультирование о выходе практический обзор Издательство
«American Family г. С. 87.

20 работы, а также избегания различного рода конфликтов, связанных с ситуацией, в которой находится клиент. Для этого психолог сообщает членам семьи эффективные методы общения, а также иную информацию, которая понадобиться входе применения консультирования члена деструктивного культа. Данный метод предполагает командный способ работы. Команда состоит из 3-4 психологов и заинтересованных членов семьи. Консультирование длится около 3 дней по 12-16 часов в сутки, и включает следующие этапы
1) Знакомство. На этом этапе семья представляет психологов культисту. Специалисты по консультированию рассказывают о своих намерениях, дают понять члену культа о том, что семья обеспокоена его участием в секте. Цель процесса на данном этапе является совместное изучение информации, а не убеждение и споры, обеспечение той информацией, которая позволит клиенту сделать полностью информированный выбор. Данная информация будет говорить сама за себя и будет хорошо документирована. На ее основе участник культа сам принимает решение о продолжении консультирования.
2. Агрессивность, отрицание, диссоциация. У объекта воздействия включаются механизмы психологической защиты, и культист отрицает факты или воспоминания, старается максимально оправдать деятельность своей организации. Это происходит неосознанно. В этом случае наиболее эффективным способом будет проявления терпение и толерантности, а также дозированное предоставление информации. В этом же этапе обсуждается тактика контроля сознания, принятая в секте.
3. Сопротивление. Сопротивление проявляется у клиента в желании сменить тему или нежелании вести разговор. Такое явное сопротивление к восприятию новой информации, которую предоставляет специалист по консультированию, является положительным знаком, поскольку человек всего лишь не хочет обсуждать, ноне отрицает. В этом случае консультант должен продолжать информационное воздействие.

21 Проявление интереса. Клиент проявляет интерес, если у него проявляются вопросы относительно предоставляемой ему информации, происходит изменение качества отношений, что проявляется в дружелюбии.
5. Вовлеченность. Стремление клиента в поиске истины усиливаются, возникает желание всестороннего взгляда на ситуацию. Он не проявляет враждебности по отношению к консультантам. В дальнейшем культист сам начинает давать информацию о деструктивной деятельности культа, в котором находится.
6. Установление взаимосвязей. На этом этапе клиент старается оценить, сравнить, установить взаимосвязь между полученной информацией. Формирует свою последовательную, основанную на полученной информации, точку зрения, что дает право говорить об успехе консультирования, поскольку человек начал мыслить независимо. Следует отметить, что адепты религиозных организаций, пребывавшие в культе длительное время, быстрее откликаются на информацию консультантов, поскольку у них было время увидеть некоторые отрицательные стороны культа. Далее происходит установление взаимосвязей при адекватном восприятии действительности, осознание и признание существования различны точек зрения, восприятии альтернатив культовой группе. Специалисты по реформированию мышления уважают любой выбор клиента. Если человек принимает решение покинуть деструктивный культ, то специалист по консультированию дает информацию о том, какие ресурсы могут ему помочь в дальнейшем. Консультирование всегда проходит на добровольной основе при этом оно не нарушает права людей. Главное достоинство метода – это профессиональное мастерство консультантов. Разработанный информационный подход позволяет ориентироваться не наличность, а на содержание проблемы. Консультанту принадлежит ведущая роль в этом процессе. Именно от его образования, навыков, знаний будет зависеть успех работы.

22 Подход стратегического взаимодействия. Стивен Хассен.
1
Стивен Хассен, ведущий эксперт по культами лицензированный консультант-психотерапевт, разработал новый подход, который преобразует образ мыслей и действий людей, имеющих дело с культами и другими отношениями с применением контроля сознания, назвав его Подходом стратегического взаимодействия (ПСВ). Этот метод прошел успешную апробацию и пользуется огромным авторитетом у практикующих психотерапевтов всего мира. Метод представляет собой интегральную систему операций, направленных на выведение сознания человека из-под контроля культа. В отличие от прошлых методов, которые полагаются на краткосрочные и иногда принудительные — просветительские сессии, проводимые "посторонними, подход Хассена, является целенаправленным, терапевтическим курсом действий, который может быть инициирован и осуществлен активными родственниками, друзьями, и любым, кто хочет помочь. Основа рецепта подхода стратегического взаимодействия включает любовь, уважение, свободу выбора и действий, которые максимально подходят для данного индивидуума сего семьей, а также психотерапию и прикладную социальную психологию. Все это является фундаментальной основой для работы с клиентом. Подход стратегического взаимодействия ничего общего не имеет с методикой депрограммирования и не обещает никаких чудесных и быстрых метаморфозов. Хассен предупреждает, что процесс вывода культиста из-под влияния деструктивной группы может занять много времени, на протяжении которого члены команды будут испытывать трудности и разочарования, желание все бросить и оставить как есть. Близкие вместе с членом деструктивной организации будут обучаться шаг за шагом тому, как работать вместе, дабы пробудить члена культа к осознанию навязанного мышления группой контроля. Методика предполагает такую работу с членами семьи как
1
Хассен С. Противостояние сектами контролю над сознанием. М. Изд. «АСТ». 2006. С.
450

23 1) Разъяснение принципов деструктивного контроля сознания Выработку более действенных способов общения с членом культа
3) Исследование верований и тактики деструктивной группы
4) Взаимодействие с культовыми докультовым "я" Освобождение от фобий, привитых культом Проведение целенаправленных мини-взаимодействий Статистка говорит о том, что подход стратегического взаимодействия дает высокие результаты помощи людям в уходе из деструктивных групп в том случае, когда в семье любят и дорожат человеком, который в данный момент порабощен манипуляторами. Именно поддержка семьи помогает выдержать все испытания и добиться положительного результата. В итоге можно говорить о нескольких методиках противодействия влиянию деструктивных религиозных культов – депрограммирование, консультирование по выходу и подход стратегического взаимодействия
(ПСВ). Последний представляет собой наиболее современную и эффективную методику вывода личности из культовой зависимости. В России существуют специальные программы помощи адептам сект. Священники, психологи, выпускники епархиальных миссионерских курсов ведут данную программу и при необходимости подключают специалистов из других сфер юристов, социальных педагогов, а также социальных работников. Методики реабилитации, разработанные в нашей стране усилиями православных религиоведов и богословов, направлены на улучшение физического, а другой стороны, духовно- нравственного состояния адепта. Отечественные методики основаны на методиках зарубежных специалистов и максимально адаптированы под современные условия и ситуации. В основе технологий находятся методики К. Джиамбавло Консультирование о выходе и С. Хассена Подход стратегического взаимодействия. Стадии реабилитации клиента выделяют такие

24 Реабилитация. Предполагает осознанный выход сектанта из организации. Данный процесс- один из самых сложных и длительных. Он включает в себя еще и подэтапы
• предварительное общение с обратившимися за помощью родственниками или друзьями, выяснение мотивов обращения
• общение с адептом и мотивация его на дальнейшие встречи
• консультирование по выходу из секты. Социализация. Этап нацелен на возращение в общество и семью.
3) Вступление в Церковь или воссоединение с Церковью. Первый этап первичная беседа с родственниками адепта. Родственники пострадавшего заполняют анкету. В ней они отражают свою версию того, почему член семьи решил вступить в организацию. Дают его полную характеристику возраст, род занятий до попадания в секту, круг интересов, срок пребывания в секте и психологический портрета также отмечают изменения, произошедшие с момента вступления. Здесь же обсуждается возможность прихода адепта на консультацию. Далее, учитывая психологическое состояние родных, проводится психо- коррекционная работа даются советы по стратегии и тактике поведения, по сохранению семейных отношений, рекомендуется необходимая литература. Если в результате беседы возникает необходимость юридической помощи, то она оказывается православными юристами – выпускниками миссионерских курсов. Работа выстраивается так, чтобы объяснить родителям, что возникшую проблему в их семье можно решить путем принятия своего члена семьи. Проговаривается обязательно, что любовь и забота о нем это – необходимое условие на пути успешной реабилитации. Второй этап Консультация адепта. (работа может продолжаться в течение нескольких месяцев
.)
Адепт по собственной воле и с поддержкой близких
1
Рычкова В.А. Реабилитации бывших адептов деструктивных сект Миссионерская деятельность. №4. 2015. С. 14.

25 приходит на консультацию в центр, где происходит знакомство с клиента с командной группы специалистов. Вовремя психокоррекционной работы они выясняют его проблемы и стараются помочь решить их, так как большинство людей попадают в секты в результате личных нерешенных проблем. Затем психолог в корректной форме, дозировано начинает давать информацию о деструктивности организации, в которой находится клиент. Это часто достигается примерами из практики других, но похожих сект. Надо отметить, что на этом этапе можно столкнутся с сопротивлением адепта, которое будет сопровождаться нежеланием продолжать работу, этот момент стоит выдержать и перетерпеть, дать время переосмыслить свои действия. Для этого в союзники берутся родные, учителя, друзья – все, кто заинтересован в возвращении человека из секты. Далее специалист-консультант применяет технику уточнения о определенных аспектах жизни в данной секте, что помогает восстановить критическое мышление реабилитанта. А уже потом с учетом личных целей пострадавшего составляется план, в работу которого привлекаются специалисты разного профиля. На этом этапе прибегают к апологетической литературе, аудио и видеоматериалы, информационно- методическая базе отдела. Предлагается беседа со священником, встречи с теми, кто уже вышел из сект. Реабилитация проходит более эффективно, если к ней привлекают и лиц, которые успешно вышли изданной секты. Третий этап Реабилитационный период. (длится отлет) Реабилитационный период клиент переживает тяжело, возникает чувство одиночества. Он не знает, чем себя занять, так как появляется большое количество времени, которого не была, будучи находясь в секте. Могут развиться различные фобии и появится устремления спасти своих друзей, которые также как он были завербованы. В этот момент он как никогда нуждается в пристальном внимании и поддержке со стороны близких. Реабилитационная работа при центре продолжается и проводится в группе в виде совместных бесед, семинаров, просмотров видеоматериалов,

26 когда все участвуют в обсуждении. Встречи проходят планово, один разв две недели. Также проводятся по необходимости индивидуальные беседы с психологом и священником. Параллельно ведется работа по воцерковлению путем задействования в работу всей миссионерской общины. Основной задачей реабилитационной работы является восстановление трезвого восприятия мира. Духовная реабилитация направлена на раскрытие вероучения Православия и включение бывшего адепта в благодатную жизнь церковной общины. Реабилитационной группе бывший член деструктивной организации может находиться до тех пор, пока не почувствует себя свободным от оков контроля сознания. Как показывает практика, этот срок равен времени пребывания адепта в секте В результате, методика, выработанная русской православной церковью, зиждется на методике С.Хассена и К.Джиамвабло и строится она на процессе, противоположенному процессу падания в секту размораживание, включение критичности мышления, возвращение к своей личности, но уже с переосмысленным опытом пребывания в секте, третьем этапом реабилитации становится воцерковление, как

27 ГЛАВА 2. РЕАБИЛИТАЦИЯ ЖЕРТВ ДЕСТРУКТИВНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ СЕКТ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта