Главная страница

Философия. Философия_Спиркин_2006. Л. Е. Серебряков Спиркин А. Г. С философия Учебнике изд. М гардарики, 2006. 736 св пер Автор учебника Л. Г. Спиркин членкорреспондент ран, создатель популярнейших в е годы учебников по философии. Настоящий учебник


Скачать 3.09 Mb.
НазваниеЛ. Е. Серебряков Спиркин А. Г. С философия Учебнике изд. М гардарики, 2006. 736 св пер Автор учебника Л. Г. Спиркин членкорреспондент ран, создатель популярнейших в е годы учебников по философии. Настоящий учебник
АнкорФилософия
Дата20.10.2022
Размер3.09 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаФилософия_Спиркин_2006.pdf
ТипУчебник
#743395
страница33 из 52
1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   52
/
321 ганизма. Большинство природных влияний на человеческий организм до сих пор остается неведомым, наука распознала лишь ничтожно малую их часть. Так, известно, что, если человека поместить в безмагнитную среду, он немедленно погибнет
1
Человек существует в системе взаимодействия всех сил природы и испытывает от нее самые разные воздействия. Душевное равновесие возможно только при условии физиологической и психологической адаптации человека к природному миру, атак как человек — это прежде всего существо социальное, то адаптироваться к природе он может только через общество. Общественный организм действует в рамках природы, и забвение этого жестоко карает человека. Если ценностные ориентиры социума направлены не на гармонию с природой, а, напротив, изолируют человека от нее, проповедуя уродливо разросшийся урбанизм, то человек, воспринявший эту ценностную ориентацию, становится раньше или позже жертвой своей собственной ценностной установки. Кроме того, у него образуется своеобразный средовой вакуум, как бы недостаток сферы деятельности, и никакие социальные условия не смогут возместить человеку психологические потери, связанные с отчуждением от природы. Будучи не только социаль-
1
Замечено, что общение с животными, как правило, улучшает самочувствие человека. Биомасса всего живого порождает особое биополе. Люди не устают от собак, кошек и других домашних животных, они не испытывают дискомфорта, столь распространенного в человеческом общении, от биополевого воздействия животных. Напротив, человек получает от них даже какой-то заряд энергии. Установлено, что кошки и лошади снимают отрицательные, стрессовые состояния человека. Следовательно, человек взаимодействует с природной средой не только на функционально-организменном уровнено и на эмоционально-духовном. Кому неизвестно, например, благотворное эмоциональное воздействие, оказываемое на психику чувством полного слияния с природой.
2
Однажды ИВ. Гете, вспоминал его личный секретарь И. Эккерман, велел принести и поставить на стол цветущий лавровый куст и какое-то японское растение. Я сказал, что оба растения воздействуют по-разному: лавр успокаивает душу, веселит и ласкает ее, а японский цветок, напротив, ее печалит и огрубляет.
— В общем-то вы правы, — сказал Гете, — поэтому, вероятно, и считается, что растительный мир страны влияет на душевный склад ее обитателей. И конечно, тот, кто всю жизнь живет среди могучих, суровых дубов, становится иным человеком, чем тот, кто ежедневно прогуливается в прозрачных березовых рощах. Надо только помнить, что не все люди столь чувствительны, как мыс вами, и что они крепко стоят на ногах, не давая внешним впечатлениям возобладать над ними. Мы знаем точно, что помимо врожденных и расовых свойств характерна рода складывается в прямой зависимости от почвы и климата, от пищи и занятий. Надо также помнить, что первобытные племена в большинстве случаев селились на землях, которые нравились им, те. где сама местность гармонировала с врожденным характером племени (Эккерман И.П. Разговоры с Гете. МС Глава 10. Человек и его бытие в мире ваем ощущение единства нашего бытия и космической беспредельности. Человек не может рассматривать себя как существо, свободное от отношений, царящих в природе ведь сам он есть и природное существо — его социальная сущность не снимает его природного начала. Человек, как и любое другое живое существо, имеет свою среду обитания, которая своеобразно преломляется в нем во взаимодействии всех его составляющих. В последнее время в науках о человеке все более начинает осознаваться факт влияния среды на состояние организма, психики, которое определяет чувство комфорта или дискомфорта
1
Философское осмысление человека было бы существенно неполным без рассмотрения его в системе человек — Вселенная. Наша жизнь в большей мере, чем мы думаем, зависит от явлений природы. Мы живем на планете, в глубинах которой постоянно бурлит множество еще неизвестных, но влияющих на нас процессов, а сама она, как своего рода песчинка, несется в своих круговых движениях в космических безднах. Зависимость состояния организма человека от природных процессов — колебаний температуры, колебаний геомагнитных полей, солнечной радиации и т.д. — отражается чаще всего на его нервно-психическом состоянии и вообще на состоянии организма. Разные места Земли оказываются более или менее благоприятными для человека. Например, воздействие благодатных для организма подземных излучений может способствовать освобождению от нервных стрессов или облегчению некоторых недугов ор-
1
Что касается тела и души и их отношения к Солнечной системе и Космосу в целом, то следует заметить, что астрология ставит судьбы людей и народов и каждого индивидуума в связь с расположением планет, причем эта зависимость относится и к моменту зачатия, и появления ребенка на свети ко всему жизненному пути, и к разного рода перипетиям. Астрологию, разумеется, нельзя отнести к науке, хотя она что-то весьма расплывчатое и схватывает в своих расчетах, но, конечно, она не может претендовать на раскрытие судеб человеческого бытия это не дано никому из людей. Но все-таки астрологию нельзя относить просто к суеверию. Ее скорее можно отнести к одной из вненаучных форм познания. Ведь жизнь каждого человека от зачатия до рождения и все последующее время до конца земного бытия плотно вписана в контекст природы ив принципе не может в чем-то не зависеть оттого, что происходит в природе. Известно, к примеру, что ИВ. Гете и АС. Пушкин были метеопатами, те. болезненно реагировали на всякого рода надломы в природе, на времена года, на перепады давления, температуры и т.п. А в наше время, когда мы силами безудержного прогресса техники вздыбили природные процессы, пагубное воздействие больной природы не может не отражаться на нас. И серьезным ученым не стоит отвергать различного рода вненаучные формы познания.

§ 2 . 0 многомерности человека
319 личности. Проблема личности в обществе ставилась в двух планах в юридическом, определяемом феодальным правом, и как соотношение божественного провидения и свободы воли индивида. В период становления капитализма начинается борьба за свободу личности, против иерархической сословной системы. Сначала требование свободы личности сводилось главным образом к требованию свободы мысли. Затем оно переросло в требование гражданской и политической свободы, свободы частной инициативы. Расцвет капитализма — это эпоха индивидуализма. Выражая эгоистическую психологию индивидуализма, А. Шопенгауэр, например, подчеркивал, что каждый желает над всем властвовать и уничтожать все, что ему противится каждый считает себя средоточием мира свое собственное существование и благополучие предпочитает всему другому он готов уничтожить мир, чтобы только свое собственное Я поддержать несколько долее. Личность может быть свободной лишь в свободном обществе. Личность свободна там, где она не только служит средством для осуществления общественных целей, но и выступает самоцелью для общества. Только высокоорганизованное общество создаст условия для формирования активной, всесторонней, самодеятельной личности и сделает именно эти качества мерой оценки достоинства человека. Именно высокоорганизованное общество нуждается в таких личностях. В процессе созидания такого общества люди формируют в себе чувство собственного достоинства. В заключение обобщающе подчеркнем, что человек есть социальное, биологическое и космическое существо он немыслим без общества, поскольку к реальности его существа относится не только он сам как нечто конечное, но и все общество, вся история человечества далее, он немыслим вне его биологической, психофизиологической организации он также немыслим вне Космоса, влияние которого он испытывает ежесекундно и В который он вписан всем своим существом. Человек в лучах Вселенной Наряду с рассмотренными измерениями человека можно говорить и о его космическом измерении мы существуем именно такими потому, что такова Вселенная. Вселенная такова, какова она есть, какой она создана. Мы существуем в ней — на планете Земля, а она — часть мироздания. Космос как бы задуман с учетом зарождения и существования человека. И условия бытия как. бы приготовлены для живого на Земле и человека как его вершины. Кто из нас не чувствует слиянность с природой, не чувствует потаенный смысл природных стихий Мы ежесекундно испыты-

318 Глава 10. Человек и его бытие в мире миром культуры. Таким образом, общественное начало проникает через психическое внутрь биологии индивида, которая в таком преобразованном виде выступает основой (или материальным субстратом) его психической, сознательной жизнедеятельности. Итак человек представляет собой целостное единство биологического (организменного, психического и социального уровней, которые формируются из двух — природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид — это непростая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени — человеческой личности. Исторический характер отношения человека и общества Весь духовный склад человека несет на себе явственную печать общественного бытия. В самом деле, практические действия человека являются индивидуальным выражением исторически сложившейся общественной практики человечества. Орудия, которыми пользуется человек, несут в своей форме обществом выработанную функцию, предопределяющую приемы их применения. Каждый человек, приступая к делу, учитывает то, что уже сделано. Все, чем обладает человек, чем он отличается от животных, является результатом его жизни в обществе. Вне общества ребенок не становится человеком. Богатство и сложность социального содержания личности обусловлены многообразием ее связей с общественным целым, степенью аккумуляции и преломления в своем сознании и деятельности различных сфер жизни общества. Вот почему уровень развития личности есть показатель уровня развития общества и наоборот. Однако личность не растворяется в обществе. Она сохраняет значение неповторимой и самостоятельной индивидуальности и вносит свою лепту в общественное целое. В родовом праве именно род был субъектом права. Личные интересы еще небыли выделены из интересов коллектива, и личность как таковая еще отсутствовала. В процессе развития труда и обогащения на его основе общественных отношений происходит дифференциация социальных функций людей. Приобретая личные права и обязанности, личные имена, определенную степень личной ответственности, люди все больше выделялись из первоначального слабо расчлененного общественного целого как самостоятельные деятели. Человек становится личностью. В феодальном обществе индивид прежде всего принадлежал к определенному сословию. Этим определялись права и обязанности

§ 2. О многомерности человека
317 Особо надо сказать о тех концепциях, в которых при всем внешнем признании важности биологического фактора высказываются неоправданно оптимистические утверждения о возможности быстрого и необратимого изменения человеческой природы в нужную сторону за счет одних только внешних воспитательных воздействий. История знает много примеров того, как с помощью мощных социальных рычагов менялась общественная психология (вплоть до массовых психозов, но всегда эти процессы были кратковременны и, главное, обратимы. Человек после временного исступления всегда возвращается к своему исходному состоянию, а иной раз теряет при этом даже достигнутые рубежи. Культурологическая штурмовщина и краткосрочные изматывающие рывки не имеют исторического и социального смысла — они только дезориентируют политическую волю и ослабляют действенность самих социальных рычагов. Каким же образом в человеке объединяются его биологическое и социальные начала Человек рождается как биосоциальное единство. Это значит, что он появляется на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими системами, которые доформировываются в условиях социума, те. генетически они заложены именно как человеческие. Механизм наследственности, определяющий биологическую сторону человека, включает в себя и его социальную сущность. Новорожденный — не tabula rasa, на которой среда рисует свои причудливые узоры духа. Наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем особой способности к подражанию взрослым — их действиям, звуками т.п. Ему присуще любопытство, а это уже социальное качество. Он способен огорчаться, испытывать страхи радость, его улыбка носит врожденный характер. А улыбка — это привилегия человека. Таким образом, ребенок появляется на свет именно как человеческое существо. И все-таки в момент рождения он — лишь кандидат в человека. Он никак не может стать им в изоляции ему нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир людей общество, именно оно регулирует и наполняет его поведение социальным содержанием. Каждый здоровый человек обладает послушными его воле пальцами, он может взять кисть, краски и начать рисовать. Но это не сделает его настоящим живописцем. Точно также и с сознанием, которое не является нашим природным достоянием. Сознательные психические явления формируются прижизненно в результате воспитания, обучения, активного овладения языком,

§ 10. Мышление его сущность и основные формы 4 4 5 только то, что теоретик, совершающий эту обработку, непосредственно наблюдал своими глазами и получил в результате своих экспериментов. Теоретик подвергает логической обработке, объяснению всю совокупность эмпирических данных, добытых многими людьми и зафиксированных в различных средствах информации. Эмпирическое познание констатирует, как протекает событие. Теоретическое познание отвечает на вопрос, почему оно протекает именно таким образом и какие законы лежат в его основе. Мышление современного человека, достигшее удивительного совершенства в приемах активного отражения действительности, представляет собой чрезвычайно сложный продукт многовекового развития познавательной деятельности бесчисленных поколений людей. Благодаря кропотливыми упорным усилиям в борьбе с природой каждое поколение неустанно вносило свою посильную лепту в грандиозное здание культуры человеческой мысли. Для того чтобы глубоко и всесторонне понять сущность человеческого мышления, вскрыть его познавательную роль, изучить, каким оно является в данный момент, необходимо выяснить, как оно стало таковым. Без подлинно научной разработки истории развития мышления не может Сыть и его настоящей теории. Исторически развитие мышления шло от конкретных, нагляд­
но-образных форм к отвлеченным, все более абстрактным формам. Познание у каждого человека идет от живого созерцания каб страктному мышлению и является воспроизведением исторического пути развития мышления. Специфические особенности ранних ступеней развития мышления, отличавшегося конкретностью, наглядностью, получили свое выражение, например, в операциях счета. Первобытный человек не мог осуществлять счет в уме. Прежде чем научиться считать мысленно, люди считали при помощи рук, манипулируя с конкретными предметами. Счет в уме возможен лишь посредством оперирования отвлеченными единицами, те. при условии абстрагирования количества предметов от самих предметов. Первобытные люди не обладали этой способностью они могли считать лишь непосредственно осязаемые и зримые предметы 1
Так, Турнвальд отмечает когда жители южных островов хотели сообщить, что пришло пять человек, они никогда не говорили пришло пятеро. Они сообщали об этом примерно так пришел один мужчина с большим носом, старик, ребенок, мужчина с больной кожей и совсем маленький ребенок. Миклухо-Мак­
лай следующим образом описывает приемы счета у папуасов Излюбленный способ счета состоит в том, что папуас загибает один за другим пальцы руки, причем издает определенный звук, например «бе, бе, бе»... Досчитав до пяти, он говорит

446 Глава 12. Теория познания Слова и выражения в своем поступательном историческом развитии как бы обволакивались тем смыслом, который вкладывали в них различные поколения людей, пользовавшиеся ими. Проследим, например, этимологию слова понятие. На ранней ступени развития сознания человека оно означало физическое действие, осуществляемое руками, — схватить, объять (яти — древнерусское взять. Затем по мере развития абстракции это слово стало обозначать деятельность ума. Понять — это значит схватить, уловить умом какие-то реальные отношения между предметами и явлениями действительности. В настоящее время термин понятие выражает уже не только сам процесс умственной деятельности — понимание, но и результат этого умственного процесса — умственный образ, отражающий предметы или явления в их существенных признаках. Человек всегда стремился представить конкретно, наглядно то, что недоступно конкретному восприятию. Отсюда выражения острая мысль, пылкое воображение, холодный рассудок, черный замысел, глубокий ум и т.д., и т.п. Ранние формы человеческого мышления иногда истолковывались как отрешенные от закономерностей объективного мира, как нечто непроницаемое для того, что к ы называем опытом, те. для выводов, которые может извлечь наблюдатель из объективных связей между явлениями, как что-то такое, что якобы имеет свой собственный опыт, насквозь мистический»
1
Было бы неправильно представлять историческое развитие первобытного, да и не только первобытного, мышления как своего рода триумфальное шествие по пути, прямо ведущему к абсолютной истине. Магия, фетишизм, анимизм, мифологизм накладывали свой отпечаток на мысли и чувства человека. Ввиду этого люди часто делали выводы на основе простой ассоциации или случайного совпадения во времени и пространстве двух несвязанных между собой причинно-следственными отношениями явлений по принципу post hoc ergo propter hoc (после этого — значит поэтому)
2
Но рассматривать первобытное мышление как сплошное царство мистики, как безраздельное господство иллюзорного отражения
«Ибон-бе» (рука. Затем он загибает пальцы другой руки, снова повторяя «бе, бе»... пока не дойдет до «Ибон-али» (две руки. Затем он идет дальше, приговаривая «бе, бе»... пока не дойдет до «самба-бе» и «самба-али» (одна нога, две ноги
(Миклухо-Маклай Н.Н. Собрание сочинений Вт. МЛ. Т. III. С. 176).
1
Левы Брюль Л. Первобытное мышление. МС. г Собака пила воду из речки, в которой отражалась луна. В этот момент наступило лунное затмение. Это было истолковано так, будто собака проглотила луну и поэтому стало темно.

§ 10. Мышление его сущность и основные формы
447 действительности — значит истолковать мышление не как величайший фактор ориентировки человека в окружающей его действительности, а, напротив, приписывать мышлению несвойственную его природе функцию дезориентации человека. Это означает отрицание преемственной связи между мышлением ранних эпохи современным его уровнем, разделение их по существу непроходимой пропастью. На какой бы низкой ступени развития ни находилось мышление человека, оно носило в своей основе логический характер, поскольку более или менее верно отражало связи предметов и явлений объективного мира и служило необходимой предпосылкой целесообразной деятельности человека. Первобытное мышление, хотя рациональное ядро его было окутано многими иррациональными моментами, в целом носило логический характер. Оно явилось закономерными необходимым звеном, соединяющим гигантскую цепь умственного развития, начало которой уходит вглубь животного царства, а продолжение восходит к научному мышлению современного человека. Основные формы мышления Разумное содержание процесса мышления облекается в исторически выработанные логические формы. Основными формами, в которых возникло, развивается и осуществляется мышление, являются понятия, суждения и умозаключения Понятие — это мысль, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи предметов и явлений По самому существу своему и, как показывает само слово понятие это не есть что-либо состоящее или пребывающее, непосредственно готовое оно есть нечто иное, как самый акт понимания, чистая деятельность мышления. Понятия не только отражают общее, но и расчленяют вещи, группируют, классифицируют их в соответствии сих различиями. Кроме того, когда мы говорим, что имеем понятие о чем-либо, то под этим подразумеваем, что мы понимаем сущность этого объекта. Так, понятие человек не только отражает существенно общее, то, что свойственно всем людям, но и отличие любого человека от всего другого, а понимание сущности данного человека предполагает знание сущности человека вообще, те. наличие понятия о том, что такое человек Человек — это биосоциальное существо, обладающее разумом, членораздельной речью и способностью трудиться 1
Можно привести, в порядке шутки, определение крокодила, взятое из одного старого словаря Крокодил есть водный зверь. Хребет у него аки гребень, хвост змиев, а голова василискова. А егда оный зверь станет человека ясти, тогда начнет плакати и рыдати. А ясти не перестает.

448 Глава 12. Теория познания В отличие от ощущения, восприятий и представлений понятия лишены наглядности, или чувственности. Восприятие отражает деревья, а понятие — дерево вообще. Содержание понятия зачастую невозможно себе представить в виде наглядного образа. Человек может представить, например, доброго человека, но он не сможет представить в виде чувственного образа такие понятия и процессы, как доброта, зло, красота, закон, скорость света, мысль, причина, стоимость и т.п. Аналогичное утверждение справедливо в отношении всех понятий любой науки. Их объективное определение раскрывается опосредованно и выходит за пределы наглядности. Понятие схватывает и сохраняет лишь существенное понятие есть мысленный образ сущности. Вот почему сравнительно немногие понятия обнимают бесчисленное множество вещей, свойств и отношений. В различные эпохи понятия различны по своему содержанию. Они различны на разном уровне развития одного итого же человека. Кто-то хорошо сказал понятие кошки в голове Кювье враз содержательнее, чем в голове его слуги. Культура подлинно научного мышления полагает себе заправило не пропускать ни одного понятия без точного определения. Еще великий Сократ говорил, что точное логическое определение понятий — главнейшее условие истинного знания. Понятия возникают и существуют в голове человека лишь в определенной связи, в виде суждений. Мыслить — значит судить о чем-либо, выявлять определенные связи и отношения между различными сторонами предмета или между предметами. Суждение — это такая форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается (или отрицается) что-либо о чем-
либо. Например, предложение Клен — растение есть суждение, в котором о клене высказывается мысль, что он есть растение. Суждения имеются там, где мы находим утверждение или отрицание, ложность или истинность, а также нечто предположительное. Если бы в нашем сознании мелькали только одни представления, наличествовали сами по себе понятия и не было бы их логического сцепления, тоне могло быть и процесса мышления. Известно, что жизнь слова реальна лишь в речи, в предложении. Подобно этому и понятия живут лишь в контексте суждений. Изолированное понятие — это искусственный препарат, как, например, клеточка организма, изъятая из своего целого. Мыслить — значит судить о чем-либо. При этом понятие, которое мы

§ 10. Мышление его сущность и основные формы
449 не можем развернуть в суждение, не имеет для нас логического смысла. Можно сказать, что суждение (или суждения) — это развернутое понятие, а само понятие — это свернутое суждение (или суждения. И все споры о том, что выше — понятие или суждение — это схоластическое, а потому бесплодное занятие. Словесной формой, выражения суждения является предложение как непосредственная, материализованная действительность мысли Суждения, каковы бы они ни были, всегда представляют собой соединение субъекта с предикатом, те. того, о чем что-либо высказывается, итого, что именно высказывается. Поэтому все рассматриваемые в логике виды суждений связаны с возможными модификациями субъекта, предиката и связи между ними. Мы говорим Огонь жжет. Это — суждение, в котором логический субъект связан с предикатом. И огонь, и жжение можно ощущать, но связь между ними схватывается нашей мыслью. В зависимости от изменения субъекта суждения могут быть, например, безличными Светает, Нездоровится. Различают единичные, частные и общие суждения Ньютон открыл закон тяготения, Некоторые люди злые, Кость — одна из активных тканей. Суждения делятся на утвердительные и отрицательные Сила твоего тела заключена в соках растения, Никакие планеты не суть звезды. К тому или иному суждению человек может прийти путем непосредственного наблюдения какого-либо факта или опосредованным путем — с помощью умозаключения. Мышление не есть просто суждение. В реальном процессе мышления понятия и суждения не пребывают особняком. Они как звенья включены в цепь более сложных умственных действий — в рассуждения. Относительно законченной единицей рассуждения является умозаключение. Из имеющихся суждений оно образует новое — вывод. Именно выведение новых суждений является характерным для умозаключения как логической операции. Суждения, из которых выводится заключение, суть посылки Умозаключение представляет собой операцию мышле-

ходе которой из сопоставления ряда посылок выводится новое суждение. В познании, как ив самой реальности, все опосредовано, при этом, разумеется, в разной степени. Умозаключение — более высокий уровень логического опосредования, чем суждение, и оно исторически возникло гораздо позже, — также, впрочем, как ив Глава 12. Теория познания онтогенезе, знаменуя собой принципиально новый уровень развития мышления. Характеризуя логику развития мысли в умозаключении, Г. Гельмгольц писал Когда из общего правильного принципа выводишь следствия. то постоянно наталкиваешься на поразительные результаты, которых тыне предполагал. Итак как следствия развиваются не по произволу автора, а по своему собственному закону, то часто я находился под таким впечатлением, как будто переписываю не свою собственную, а чужую работу»
1
Таким образом, умозаключение как логическая операция есть факт сознания, но его логическая форма не осознается она укореняется в сфере неосознанного, как и языковые структуры, которыми мы оперируем, не ведая как. Вместе стем и то, и другое в мгновение ока может осветиться лучами сознания, если в этом появляется потребность. Когда, например, человек утром в зимнюю пору видит причудливые снежные узоры на окнах и это приводит его к выводу, что ночью был сильный мороз, то он тем самым производит умозаключение. Подобные умственные операции человек осуществляет постоянно в самых разнообразных обстоятельствах с незапамятных времен. Дети, как только овладевают языком, уже производят элементарные житейские умозаключения. Такова повседневная жизнь людей. И логика сознательно вычленила на основе речевых структур эти операции ума, сделав их предметом специального теоретического анализа. Умозаключение как сопоставление суждений в поле сознания принесло человечеству принципиально новую познавательную возможность оно избавило его от необходимости постоянно тыкаться носом в конкретный массив единичного опыта и строить неисчислимое множество частных суждений. Он получил возможность двигаться в относительно самостоятельном поле чистой мысли. Поскольку любое знание носит ограниченный характер как исторически, таки по содержанию, постольку в каждый данный период существует необходимость в предположительном знании, в гипотезах Гипотеза — это предположение, исходящее из ряда фактов и допускающее существование предмета, его свойств, определенных отношений Гипотеза — это вид умозаключения, пытающегося проникнуть в сущность еще недостаточно изученной области мира, это своего рода посох, которым ученый ощупывает дорогу в мир неведомого, или, как сказал ИВ. Гете, леса, которые возводят перед строящимся зданием и сносят, когда здание готово.
1
Цит. по кн Оствальд В Великие люди. СПб., 1910. С. 271.

§ 10. Мышление его сущность и основные формы
451 В силу своего вероятностного характера гипотеза требует проверки и доказательства, после чего она приобретает характер теории Теория — это система объективно верных, проверенных практикой знаний, воспроизводящих факты, события и их предполагаемые причины в определенной логической связи это система суждений и умозаключений, объясняющих определенный класс явлений и осуществляющих научное предвидение Например, теория атомного строения материи была долгое время гипотезой подтвержденная опытом, эта гипотеза превратилась в достоверное знание — в теорию атомного строения материи. Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы. Развитие науки связано с открытием все новых и новых законов действительности. Власть человека над окружающим миром измеряется объемом и глубиной знания его законов. На основе глубокого познания вещей, их свойств и отношений человек может время от времени прорывать границы настоящего и заглядывать в таинственное будущее предвидя существование еще неизвестных вещей, предсказывая вероятное и необходимое наступление событий. Венец научной работы есть, по словам НА. Умова, предсказание. Оно раскрывает нам даль грядущих явлений или исторических событий, оно есть признак, свидетельствующий о том, что научная мысль подчиняет задачам человечества силы природы и силы, движущие жизнь общества. Управлять — значит предвидеть, — гласит известное изречение.
- Предвидение составляет высшую ступень того превращения сложного в простое, без которого не обходится ни один истинно талантливый ученый, который сквозь сумрак неизвестности и бесконечной текучести разнообразных единичных явлений просматривает основной смысл совершающихся событий и исходя из этого понимает, куда они текут. Например, Д.И. Менделеев предсказал существование химических элементов, которые были открыты спустя столетие. Весь прогресс научного знания связан с возрастанием силы и диапазона научного предвидения. Предвидение дает возможность контролировать процессы и управлять ими. Научное познание открывает возможность не только предвидения будущего, но и сознательного формирования этого будущего. Жизненный смысл всякой науки может быть охарактеризован так знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать. Предвидеть — вот о чем с самой своей колыбели мечтало человечество, наделяя этим даром своих сказочных и мифических ге-
1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   52


написать администратору сайта