Главная страница
Навигация по странице:

  • В книготорговом объединении «Юристъ

  • Философия. Философия_Спиркин_2006. Л. Е. Серебряков Спиркин А. Г. С философия Учебнике изд. М гардарики, 2006. 736 св пер Автор учебника Л. Г. Спиркин членкорреспондент ран, создатель популярнейших в е годы учебников по философии. Настоящий учебник


    Скачать 3.09 Mb.
    НазваниеЛ. Е. Серебряков Спиркин А. Г. С философия Учебнике изд. М гардарики, 2006. 736 св пер Автор учебника Л. Г. Спиркин членкорреспондент ран, создатель популярнейших в е годы учебников по философии. Настоящий учебник
    АнкорФилософия
    Дата20.10.2022
    Размер3.09 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия_Спиркин_2006.pdf
    ТипУчебник
    #743395
    страница52 из 52
    1   ...   44   45   46   47   48   49   50   51   52
    § 2. Об историческом прогрессе Идея прогресса На протяжении почти всей истории развития философской мысли в ряду с другими фундаментальными идеями существенное место занимала идея прогресса. Большая часть человечества, прежде всего мыслители, верует в прогресс, те. не только в эволюцию, а в поступательное движение человечества к одной высшей разумной целик идеалу всеобщего блага, искупающего все жертвы, все страдания. И хотя иногда, как говорил Г. Лейбниц, и встречается попятное движение наподобие линий с заворотами, тем не менее в конце концов прогресс возобладает и восторжествует. Г.В.Ф. Гегель определял всемирную историю как прогресс в сознании свободы — прогресс, который мы можем познать в его необходимости»
    2
    Вопрос о прогрессе — это непростой вопрос умозрения, а жизненный вопрос о судьбе человека и всего человечества, а в еще более широком плане — и всего мирового бытия. Процесс развития предполагает накопление качественных новообразований, которые необратимо уводят систему от ее исходного состояния в направлении либо повышения уровня организации системы, либо ее понижения, либо сохранения в общем того же уровня при постоянных модификациях. Такие формы развития выражаются категориями прогресса, регресса и одноплоскостного развития. Бросив взгляд на историю человечества, возвращаясь
    1 См Лейбниц Г.В. Сочинения Вт. М, 1984. Т. 3. С. 380.
    2
    Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М, 1948. Т. VIII. С. 19.

    § 2. Об историческом прогрессе
    721 мыслью от звена к звену вглубь веков, мы обозреваем непрерывную цепь сменявших друг друга поколений людей. Каждое из них родилось, жило, радовалось, страдало и уходило в мир иной. Ткань всемирной истории состоит извечно зарождающейся и обрывающейся жизни индивидов и из непрерывной цепи того, что создано их усилиями. Долог и тернист путь человечества. От первобытного стада до современных социальным систем, от каменного рубила до использования энергии атома, автоматики, электроники и информатики, от стойбища вокруг костра и шалаша до современных гигантских городов, от бродячих сообществ дикарей до великих наций, от примитивных знаний, переплетенных с мифологическими вымыслами, до глубоких и изощренных теорий. На подмостках истории сыграно неисчислимое множество великих и мелких, героических и гнусных, злодейских сцен, произошло множество кровавых войн. Подсчитано, что за шесть тысяч лет истории человечества на Земле было более 20 тысяч войн, которые унесли многие миллионы человеческих жизней историки зарегистрировали всего лишь 292 мирных года залет. В течение немногих месяцев, дней или даже часов разрушается то, что создавалось десятилетиями и столетиями. В истории возникают мощные государства, расцветают и гибнут колоссальные империи. Из великих, шедших в авангарде человеческой цивилизации, этносы становились малыми, из богатых — нищими. В огне революций сгорала власть одних социальных групп и рождалась власть других. Разбивались и рушились царские и королевские троны, срывались с голов короны, асами головы нередко слетали с плеч. Уходили в небытие тираны, но, к сожалению, приходили новые. Раздумья о социальном прогрессе приводят к противоречивым вопросам, например становится человечество физически и духовно более здоровыми счастливым или нет Развивается ли утонченность ума и чувства людей или современные люди не продвинулись в своем умственном развитии ни на йоту по сравнению с великолепием умов, скажем, в древних цивилизациях Что принесла людям современная техника — этот идол человечества Разве авангардизм и абстрактное искусство лучше полотен Рафаэля и Леонардо да Винчи, а пьесы или стихи наших современников лучше творений Шекспира, Гете, Пушкина, Лермонтова и Тют­
    чева? Прогресс в его чисто логическом смысле есть всего лишь абстракция. Развитие искусства это особенно хорошо доказывает.

    722 Глава 20. Смысл истории и идея исторического прогресса Сравните такие шедевры, отдаленные друг от друга сотнями лет, как «Илиада» Гомера, Божественная комедия Данте, «Гамлет»
    Шекспира, «Фауст» Гете и Евгений Онегин» Пушкина. Можно ли какое-нибудь из этих произведений назвать более высоким по силе гениальности и художественности Каждое из них — великое творение. В науке иначе — явное преимущество на стороне более современного автора он или резко ограничил значимость своего предшественника, или отверг его теорию как ошибочную. Но Пушкин не отверг ничего в Шекспире. Время только усиливает мощь художественного шедевра прошлого. Некоторые авторы утверждают, что люди биологически, интеллектуально и нравственно вырождаются, доказывая это тем, что увеличивается число раковых больных, больных сердечно-сосу­
    дистыми, нервно-психическими, аллергическими и иными недугами угрожающе много рождается детей с физиологическими отклонениями от нормы, увеличивается число умственно отсталых. Следует также учесть еще число людей, страдающих СПИДом, наркоманией, алкоголизмом. Нарушение экологического равновесия, чудовищное загрязнение окружающей среды, накопление термоядерных, химических, биологических средств массового истребления — это подарок ученых. В результате всего этого современное человечество подошло вопреки своей воле к краю пропасти своего бытия в этом мире. Каждый новый источник энергии являет собой результат научных открытий, свидетельствуя о взлете научной мысли, способствующей дальнейшему прогрессу производительных сил. Но он же нередко становится угрозой для жизни самого человека. Атомная физика и кибернетика (как и многое другое) тесно связаны с военным делом. В первую очередь именно здесь приобретения оборачиваются потерями. Сознание многих наших современников пронизывает гнетущее чувство какой-то бесперспективности стоит ли бороться, стремиться к лучшему, заботиться о судьбах грядущего поколения, если все должно обратиться в тлен Возникает крайне обостренное чувство обреченности человека в мире. Отсюда идеи трагической участи рода человеческого, кризиса сознания, крушения разума, отсутствия веры в позитивные программы выхода ради чего жить, когда все идеалы прогресса померкли Некогда Ж . Ж . Руссо выдвинул тезис, что прогресс науки искусств принес людям неизмеримый вред. Этот тезис парадоксален только на первый взгляд. Руссо уже тогда угадал противоречивый

    § 2. Об историческом прогрессе
    723 характер развития человеческой цивилизации одним она несет благо, другим — страдания. Он в очередной раз воскресил идею золотого века, находившегося в далеком прошлом человечества. Тогда не было частной собственности, царило всеобщее равенство. Люди были детьми природы. Они находили пищу под любым деревом, утоляли жажду из первого попавшегося источника, постелью им служила трава под тем же деревом, которое давало пищу. Представление о естественном человеке у Руссо, хотя и питало Французскую революцию, по существу представляло собой реакцию, именно реакцию на христианское средневековое мировоззрение. Человечеству предлагалось отвернуться от уже осознанного в христианстве и вновь, как в античности, обрести идеал в мифоло­
    гизированном прошлом. Как ни привлекательна идея повернуть вспять прогресс сего нежелательными плодами, она неосуществима, и есть мыслительный идеализм. Выражаясь словами П. Фло­
    ренского, это попытка замазать противоречие тестом философии , вместо того чтобы взглянуть ему в глаза. Христианство, как видно из опыта, судит о человеке вернее, когда говорит о его греховной природе, чем философы, предполагающие идеальность естественного человека. АИ. Герцен метко подчеркнул
    «Руссо понял, что мир, его окружающий, неладен но нетерпеливый, негодующий и оскорбленный, он не понял, что храмина устаревшей цивилизации о двух дверях. Боясь задохнуться, он бросился в те двери, в которые входят, и изнемог, борясь с потоком, стремившимся прямо против него. Он не сообразил, что восстановление первобытной дикости более искусственно, нежели выжившая из ума цивилизация ».
    Руссо оказал определенное влияние на Л . Н . Толстого в его проповеди опрощения. НА. Бердяев заметил, что и Руссо, и Толстой смешивают падшую природу, в которой царит беспощадная борьба за существование, эгоизм, насилие и жестокость, с преображенной природой, с природой ноуменальной, или райской»
    1
    Современная критика беспредельного технологического прогресса более изощренна, чем концепция Ж . Ж . Руссо. У нее есть несколько сторон. Во- первых, осознаны границы роста человеческой цивилизации, по крайней мере в пределах Земли. Как заметил АИ. Солженицын, черви, грызущие одно яблоко, должны понимать, что яблоко не бесконечно. Хотя сделанные в е гг. оценки природных ресурсов оказались заниженными, самой проблемы это не снимает. Во- вторых, на разных направлениях чув-
    1 Бердяев НА Русская идея. СПб., 1907. С. 3.

    724 Глава 20. Смысл истории и идея исторического прогресса ствуется приближение некоего качественного перехода в новую эпоху, сопоставимого с переходом от средневековья к Новому времени (новое средневековье Бердяева). Этот переход должен включать в себя и перемену ценностей с отказом от потребительской гонки на пути вверх, как призывал Солженицын в Гарвардской речи. Типичными чертами такого рода концепций являются осознание неизбежности нынешнего этапа в истории человечества и стремление преодолеть его, а непросто отвернуться от него (мы не говорим о хиппи, одиночках, бегущих от цивилизации, и т.п., чье существование, кстати, тоже свидетельствует о переживаемом историческом переломе. Происходит поиск возможности применить плоды самого технологического прогресса к его изживанию, например пропаганда дробного, малого производства на основе самых передовых технологий. Характерно также стремление к религиозному осмыслению проблемы. Коротко говоря, современных критиков прогресса отличает от Руссо прежде всего желание идти не назад, а вперед. Здесь имеет смысл вернуться к содержанию понятия прогресс . Заметим, кстати, что еще впервые десятилетия XX в. слово прогресс употреблялось обычно не само по себе, а чаще в конкретных оборотах вроде прогресс народного хозяйства и т.п. Современное словоупотребление (без дополнительных определяющих слов) в какой-то мере отражает тенденцию к оперированию обособленными понятиями, ставшими мифологемами, символами. Это вполне объективная тенденция, происходящая из того, что многие общие понятия действительно как бы вырвались на свободу в нашем веке, обретя определенную власть над вещными реалиями и человеческим сознанием, которому они раньше преданно служили. Попытка устроить жизнь на началах материализма обернулась торжеством худшего варианта идеализма, торжеством автономно существующих фантастических идей над сознанием. Что же сейчас имеют ввиду, когда говорят о прогрессе и его издержках Что вообще такое прогресс По смыслу — это развитие к лучшему. Но что такое — это лучшее и как же может развитие к лучшему принести плохое Тут имеются две стороны. Во- первых, говоря об издержках и бедах, принесенных прогрессом цивилизации, в содержание этого понятия вкладывают то, что считалось прогрессом (особенно экономическими технологическим) еще в XIX в, вернее, современную экстраполяцию этих представлений. Бросим хотя бы беглый взгляд на замечательные открытия, начиная с древних времен, в области математики, астрономии,

    § 2. Об историческом прогрессе 725 физики, биологии, медицины, а уже в науке Нового и Новейшего времени — теории теплоты, электричества, магнетизма, оптики, теории относительности, квантовой механики, кибернетики и т.п. И мы поймем совсем неудивительно, что идея научного прогресса оказалась доминирующей начиная уже св, когда Ж. Кон- дорсе выпустил свою знаменитую книгу Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума (1794). Сторонником безграничного прогресса был И. Кантон иронизировал над идеей остановки, конца всего сущего. В XIX в. в таком прогрессе действительно видели путь к лучшему для человечества. Современное разочарование в прогрессе в первую очередь вызвано обманутыми надеждами прогресс технологии обернулся экологическими бедами и опасностью физической гибели человечества (оружие массового поражения, катастрофы на АЭС, социальные эксперименты привели к чудовищным жертвами созданию вырождающихся тоталитарных обществ. Земля большой утес, на котором приковано и терзается коршуном сомнения человечество, которое и есть истинный Прометей. Оно похитило свети теперь переносит за это мучительные пытки»
    1
    Попытаемся уточнить критерии прогресса что считать лучшим, что худшим, какое направление в развитии прогрессивно, какое реакционно Одним словом, все можно сказать овсе мирной истории, все, что только самому расстроенному воображению в голову может прийти. Одного только нельзя сказать — что благоразумно. На первом слове поперхнетесь. Тут большое поле для критического разума, выводы которого нам будут казаться парадоксальными, пока мы не отрешимся от прогрессистских иллюзий XVIII—XIX вв.
    3 1
    Гейне Г Полное собрание сочинений. СПб., 1904. Т. 4. С. 390.
    2
    Достоевский Ф.М. Записки из подполья // Собрание сочинений Вт. М,
    1982. Т. 2. С. 422.
    3
    Например, и на Западе, и у нас широко и некритически повторяют представление XIX во социализме как некоем общественном идеале, основанном на справедливости, равенстве распределения жизненных благ. Современные прогрессивные публицисты у нас теперь нередко усматривают социалистические черты тов шведском устройстве общества, то едва лине в современном капитализме США и Германии. Соответственно неуспех, мягко говоря, социального эксперимента в нашей стране интерпретируется, как то, что социализма мы не построили, социализма у нас еще не было и т.д. Вопрос не праздный, ибо от ответа на него зависит, что делать дальше, к чему стремиться в практической деятельности. Неожиданными для многих могут прозвучать слова АИ. Солженицына, что на самом деле социализм с древних времен (социалистические учения в первую оче-

    726 Глава 20. Смысл истории и идея исторического прогресса Ново- вторых, все сказанное выше об онтологической природе противоречий, их абсолютной неизбежности свидетельствует о том, что плата за прогресс будет всегда, как бы хорошо мы ни скорректировали это понятие. И это, пожалуй, более важная сторона проблемы. В рамках материального, тварного мира человек не может преодолеть трагичность бытия. Опрометчиво рассчитывать на посюстороннее решение всех проблем, на бесконфликтный ход прогресса (при самом верном его понимании. Христианская надежда совершенно отлична от исторического оптимизма. Она имеет основание вне этого мира и обращена не к обществу, не к массам, а к личности. Возможность конфликта между общим прогрессом и личностью давно открыта в русской литературе и русской философии. По словам С.Н. Трубецкого, человек не может мыслить свою судьбу независимо от судьбы человечества, того высшего собирательного целого, в котором он живет ив котором ему раскрывается полный смысл жизни. С одной стороны, общество заключает в себе родовую основу личной жизни, ас другой — оно есть нечто сверхлич­
    ное, разумное, нравственное и правовое целое. На низших ступенях своего становления, когда разумное начало было еще слаборазвито, в большей мере проявлялись родовое начало, силы инстинкта и механизмы здравого житейского смысла, на высших — общественные отношения все более и более подчиняются сознательным разумным нормам. Так что становление и совершенствование личности и общества и их разумный прогресс взаимно обусловливают друг друга. Каков же смысли объективная цель этого прогресса Несомненно, объективным законом истории является создание все более совершенного общества общественные союзы, появляющиеся от начала жизни на Земле, вступают во взаимные столкновения, в общую борьбу за выживание и реализацию личных и групповых интересов. В истории общества выживали и процветали сначала наиболее сильные, жизнеспособные, находчивые как личности, таки сообщества, потом общественные структуры более широкого национального и многонационального масштаба, и наконец — наиболее солидарные, разумные и наиболее культурные. редь, и социалистические государства, например, империя инков) был вовсе не прогрессом, а явлением реакционным, реакции Платона — на греческую куль-
    Т
    УРУ. гностиков — на христианство, реакции — одолеть распрямление человеческого духа и вернуться к приземленному бытию самых примитивных государств древности (Сочинения. Т. 10. Вермонт Париж, 1981. С. 456).

    § 2. Об историческом прогрессе 727 Солидарность объединяет народы и способствует их прогрессу разумный смысл человечества не может заключаться в бесконечном порождении борющихся, враждующих, воюющих государств, соперничающих в величине и разрушительной силе и пожирающих друг друга, используя все более смертоносное оружие. Если прогресс — цель, то для кого мы работаем Кто этот Молох , который, по мере приближения к нему тружеников, вместо награды пятится ив утешение изнуренными обреченным на гибель толпам, которые ему кричат осужденные насмерть приветствуют тебя, только и умеет ответить горькой насмешкой, что после их смерти все будет прекрасно на земле Неужели ивы обрекаете современных людей на жалкую участь кариатид, поддерживающих террасу, на которой когда- нибудь другие будут танцевать. или на то, чтобы быть несчастными работниками, которые по колено в грязи тащат барку с таинственным руном и с смиренной надписью прогресс в будущем на флаге. Утомленные падают на дороге, другие со свежими силами принимаются за веревки, а дороги, как вы сами сказали, остается столько же, как и при начале, потому что прогресс бесконечен. Это одно должно было насторожить людей цель бесконечно далекая — не цель, а если хотите, уловка цель должна быть ближе, по крайней мере заработанная плата или наслаждение в труде .
    Ф.В. Шеллинг, например, говорил идея непрекращающегося прогресса есть идея бесцельного прогресса, а то, что не имеет целине имеет и смысла бесконечный прогресс — это самая пустая и мрачная мысль. С.Н. Булгаков вторит ему теория прогресса подобна тусклой свече, которую кто-то зажег в самом начале темного бесконечного коридора. Свеча скудно освещает уголок в несколько футов вокруг себя, но все остальное пространство объято глубокой тьмой. Наука не в силах раскрыть будущих судеб человечества, она оставляет нас относительно них в абсолютной неизвестности. Отрадная уверенность, что все доброе и разумное в конце концов восторжествует и непобедимо, не имеет никакой почвы в механистическом миропонимании ведь здесь все абсолютная случайность. И отчего же та самая случайность, которая нынче превознесла разум, завтра его не потопит, и которая нынче делает целесообразными знание и истину, завтра не сделает столь же целесообразными невежество и заблуждение Или история не знает крушения и гибели целых цивилизаций Или она свидетельствует о правильном и неправильном прогрессе
    1
    Молох — в мифологии древних финикиян, карфагенян, израильтян и др. бог солнца, огня и войны, которому приносились человеческие жертвы символ жестокой силы, требующей множества человеческих жертв.
    2
    Герцен АЛ. Собрание сочинений Вт. М, 1956. Т. VI. С. 35—36.

    728 Глава 20. Смысл истории и идея исторического прогресса Забудем о мировом катаклизме или застывании Земли и всеобщей смерти как окончательном финале истории человечества, говорят механицисты, но уже сама по себе перспектива абсолютной случайности, полная непроглядного мрака и неизвестности, не принадлежит к числу бодрящих. И на это нельзя возражать обычным указанием, что будущее человечество лучше нас справится со своими нуждами, ибо ведь речь идет не о будущем человечестве, а о нас самих, о том, как мы представляем свою судьбу. Все, что имеет сказать здесь наука, это одно непознаваемо. Разгадать сокровенный смысл истории и ее конечную цель, оставаясь собой, она не может. Но, конечно, на этом ответе никогда не может успокоиться человеческий дух. Остановиться на таком ответе — это значит стать спиной к самым основным вопросам сознательной жизни, после которых уже не о чем спрашивать. О критериях прогресса Существует точка зрения, согласно которой невозможно решать проблему критериев прогресса вообще. Эту проблему надо рассматривать применительно лишь к определенным системам, хотя и глобального масштаба, например к обществу, обобщением процесса развития которого она первоначально и явилась. Ее сложнее решать применительно к животному миру и тем более растительному. А говорить о прогрессе применительно к физической реальности вообще не стоит. Некоторые утверждают, что можно говорить об универсальности прогресса от элементарных частиц к атому, а потом к молекуле и затем. к коммунизму
    1
    С общей точки зрения мерой прогресса может служить продвижение от простого к сложному, повышение сложности организации. Восходящее развитие означает повышение уровня организации и соответственно сложности системы, что влечет за собой усиление роли внутренних факторов в составе целого по сравнению с внешними, рост активности системы, возможности ее самосохранения, а также относительной самостоятельности. Такая формулировка особенно созвучна нашему времени, когда появились общие теории типа теории систем, кибернетики или более ранней «тектологии». Организованность повышается количественно тогда, когда в рамках данной формы, приданной ее структуре объединяются, накопляется более значительная сумма
    1
    По остроумному замечанию Вл. Соловьева, сторонники теории прогресса мыслят странным силлогизмом человек произошел от обезьяны, следовательно, мы должны любить друг друга.

    § 2. Об историческом прогрессе
    729 элементов-активностей, например, когда масса туманности или планеты возрастает за счет материала окружающих ее пространств. Структурно организованность повышается тогда, когда в рамках системы ее активность соединяется с меньшими дезин- грессиями, например, когда в механизме уменьшаются вредные трения частей, когда увеличивается коэффициент использования энергии, те. становятся меньше ее бесплодные затраты»
    1
    Современная математика научилась придавать числовое выражение сложности системы. Оно базируется на сложности ее описания, грубо говоря, на потребном для этого количестве знаков. В естественнонаучных рамках прогресс обычно характеризуют как общее совершенствование системы, а именно повышение ее витальности, устойчивости, информационной емкости и увеличение возможностей ее дальнейшего развития и функционирования, ее адаптивности к внешними внутренним фактором распада. Так, в истории человечества совершенствованием считают повышение уровня жизнеспособности и устойчивости, возрастание производительности труда, совершенствование механизмов управления. Тот способ производства и распределения материальных благ является более прогрессивным, который обеспечивает большую заинтересованность человека в труде и производстве капитала. При рассмотрении критерия экономического прогресса нужно исходить не столько из уровня и темпов развития производства, как такового, сколько из уровня жизни трудящихся и роста народного благосостояния
    2
    Без сомнения высшее мерило прогрессивности всех общественных явлений — человеческая личность Исторический прогресс находит свое отражение в развитии и удовлетворении потребностей человека в научном, философском, эстетическом познании мира, в развитии и удовлетворении потребности жить по благородным нормам истинно человеческой морали — морали высокого уважения к себе и другим. Существенным мерилом исторического прогресса является возрастание свободы в ее разумном употреблении. Как мы уже говорили тема прогресса в искусстве еще более осложняется.
    1
    Богданов АЛ. Всеобщая организационная наука. Тектология. МЛ. С. 89.
    2
    Современные социологи пользуются понятием качество жизни, более широким, чем уровень, включающим также общественную защищенность, устойчивость существования и т.д.

    730 Глава 20. Смысл истории и идея исторического прогресса А вот прогресс в нравственности Можно ли сказать, что современные люди более нравственны, чем прежние Посмотрев на то, что происходит с нравственным миром человека и человечества, можно ли со спокойной совестью сказать, что в процессе исторического развития увеличивается, к примеру, сумма человеческого счастья По крайне мере, это весьма сомнительно. И все мы не без чувства тревоги наблюдаем это. А вот в технике Тут, как уже говорилось, прогресс достаточно очевиден
    2
    Есть области, в которых прогресс тоже несомненен — это области познания и экономики В познании человечество идет к одной определенной и ясной целик истине, знание дает нам все больше возможности его практического применения во всех сферах нашего бытия. Распространяясь в массах, оно просвещает, возвышает, объединяет человечество, внося свой вклад в единую культуру. Но разве наука сама по себе может дать человеку и человечеству всю полноту блага — духовного и телесного Было бы очень наивным полагать, что исторический прогресс являет собой какое-то торжественное шествие человечества только прямо впереди только непременно вверх, при этом во всех отношениях. Ноне будем впадать в пессимизм он не обладает возвышающей душу силой. к 'к -к А мыс вами, читатель, с пылкой страстью, а порой и отчаянием или с животворящей надеждой в сердце устремляем любознательный взор наш в исторические и грядущие дали, туда, где синеет таинственная линия горизонта зарази закрывающего и приоткрывающего загадочные дали будущего. И пусть живым трепетом этой тайны и ободряющей деятельной надеждой наполняется душа наша
    1
    При рыцарях не было концлагерей И душегубок не было (Солженицын А. В круге первом. Вермонт, Париж, 1978. С. 369).
    2
    Хотя. Вот крупноблочное строительство — вполне очевидно прогрессивнее дедовских методов. Но выясняется, что железобетон разрушается едва не влет корродирует и лопается стальной прута старые каменные дома, сложенные вручную, практически вечны.
    Именной указатель А б бань я но
    Абеляр П 90-92, 99

    Абуладзе Т 686
    Августин Блаженный 91, 100, 105,
    177,179,310,478
    Авенариус Р 196, 429
    Аверинцев С.С. 188
    Аверроэс (Ибн Рушд)88. 89, 97, 100
    Авиценна (Ибн Сина)8£, 97, 100, 547
    Агриппа Неттесгеймский 391
    Адорно В 629
    Айер А 193
    Аквинат, см. Фома Аквинский
    Аксаков И.С. 374
    Аларих 87 Александр Македонскийбб—68, 391 Алексеев Б.Н. 78 Алексеев Н.Н. 564, 566 Алексеев П.В. 222
    Амбарцумян В.А.466
    Анаксагор41 -43, 370
    Анаксимандр 2 7
    Анакеимен27, 42
    Антисфен 66, 67
    Антифонт 48, 390
    Аренд X. 628 Аристотель 26, 30. 33, 36, 42, 49, 51. 53,
    59-66, 75-78, 89, 92-95, 98,103,154,184,
    226, 273, 314, 338, 367, 370, 391, 417, 478,
    538. 552, 589, 590, 605, 606, 614, 615, 621,
    661,677,690, 712
    Аркесилай 391
    Архилох 545 Архимед 45, 468
    Асмус В.Ф. 68, 473
    Афиногенов А. 633
    •Ьакунин U.A.210
    Бальзак 0.239
    Баррет 182
    Баумгартен А. 677 Бах И.С. 191
    Бахтин ММ 700

    Бейль П 127

    Белинский В.Г. 21, 207, 680
    Бергсон А 157,161,167,169,171,338,469

    Бердяев НА 178, 217, 218, 230, 232,
    333,
    406, 629, 723, 724 Беркли Дж 121, 122, 132, 145, 227
    Бернар К 299 Вертело 692

    Бетти Э. / 76 Бетховен Л. ван
    Бёлль Г 213

    Бёме Я 104, 105
    Биант27, 28
    Блаух М 542 Блок А 335 Блок М 529
    Блонский П.П. /70
    Бодлер Ш 678
    Боккаччо Дж 101
    Болинброк Г 670
    БоноЭ. це384 Бор Н 399
    Боркенау Ф
    Браун 466
    Бродский И. 674
    Бройль Л. де 387, 463
    Броун Р 134
    Бруно Дж 103, 106, 473. 648
    Брюсов В 260, 417, 548
    Бубер М. / 78, 409 Будда 157, 669
    Булгаков МА 239, 656
    Булгаков С.Н. 12, 20, 210, 218, 219, 229,
    330, 533, 562, 727
    Бухарин НИ 591
    Бэкон Р 96, 97,100
    Бэкон Ф 76, 97, 108-110, 113, 125, 131.
    202, 453. 562. 648
    Бюхнер Л 344
    DumepP.161.379 Ван Го г В . 5 2 2 Вашингтон Цзк.548
    Введенский НЕ 344 Вебер М 714
    Вейль Г 399
    Веневитинов Д.В. 149
    Вергилий 190 Вернадский В.И. 219. 323, 344, 444, 463,
    671
    Вико Дж 479-481

    Виндельбанд В
    Винер Н 417, 555
    Винкельман И
    Витгенштейн Л 157,194, 196, 198 Вознесенский НА 591 Вольт А 134

    732 Именной указатель
    Вольтер (Мари Франсуа Лруэ) 125-129,
    132. 149. 204. 287. 372. 374. 479-481.507.
    687. 713
    Вольф X. 234, 202
    Вундт В 344
    Вышеславцев Б.П. 398
    1 адамер Х.Г. 176. 177
    Гален 286 Галилей Г,
    422, 648
    Галлер А 134
    Гальвани Л
    Ганди М
    Гартман Э 160. 359 Гаусс 469
    Ге МН. 390
    Гегель Г.В.Ф. 18. 23, 50, 53, 54, 84, 104.
    146. 147, 149-154. 158. 162, 184, 190, 196,
    207, 220, 227-229. 290. 295. 299. 301, 302.
    311, 340, 341, 349. 354. 356. 359. 368, 383,
    385, 399, 419, 455, 481,495. 496. 499, 510,
    51 7, 518, 528, 539, 545, 546. 550. 552. 565.
    573. 574. 586, 587, 599, 600, 603, 605, 607,
    620, 625, 627, 633. 661,664. 665, 669, 671,
    676. 686, 704. 708, 714, 720 Гейзенберг В 395, 671
    Гейне Г 117, 128, 135,287, 373,521,602
    Гексли Т 386
    Гелен А. / 78
    Гельвеций КА 125, 127, 204
    Гельдерлин Ф 183
    Гельмгольц Г 469 Генрих ГУ 507
    Гераклит .30-32, 49, 74. 366. 370, 712
    Гердер И.Г. 130, 134. 479, 481, 484-487.
    698
    Геродот 477
    Герцен АИ 44, 207-210. 224. 228, 249,
    304,306, 324, 419, 510, 521, 557. 693, 711.
    723
    Гесиод 24, 32
    Гёте ИВ 78, 130, 134, 135, 144, 184, 280,
    320, 321, 370. 380. 388. 396, 399. 415, 422,
    450, 499, 500, 521, 556, 642, 665, 678, 706,
    709, 713, 721, 722
    Гизо Ф 484
    Гиппий 48, 390
    Гиппократ 48
    Гистапс 30 Гитлер А 704. 716
    Гоббс Т. 120. 125. 129. 490. 599,
    670
    Гоген П 522 Гоголь Н.В. 333, 530, 652
    Голосовкер Я.Э. 213 Голь Ш це 714
    Гольбах П 125, 131, 367
    Гомер 24, 32, 683, 697, 722
    Гонкур (Э. и Ж Гораций 110
    Горгий 46-50, 390 Горький М 166 Грибоедов АС 530
    Григорьев Ап. 149
    Гроций Г 490
    Гумбольдт А 134
    Гумбольдт В 134
    Гуссерль Э 157. 173-175, 177, 179, 189,
    220 Гюйгенс X. 470
    Д'Аламбер Ж 125, 133

    Данте 687, 722 Дарвин Ч. 234, 163, 289, 399. 411,459
    Дарий 30 Декарт Р. 113,114,116,117,119,125,175,
    184, 189. 191.202. 227. 341.353, 380. 427.
    478. 480
    Демокрит 43-46. 68. 69, 72, 370, 711, 712
    Дессаур Ф. 552
    Джантиле Дж 627

    Джемс У 157,169-1 72, 331,344, 428, 569
    Джефферсон Т 619 Джине Д 260
    Дидро Д 125, 129-132, 308, 516
    Дильтей В 230
    Диоген 27, 38. 66 Дирак П 279, 466 Дмитриев И.С. 672
    Добролюбов НА 680 Доплер К 260 Достоевский Ф.М. 21, 55, 116, 163, 178,
    210, 212-214, 229-231, 312, 356, 374399,
    405, 408, 409, 419, 631,634, 656, 660, 666,
    676,680,681,697, 713
    Дьюи Дж. 257, 172,173
    Дэви Г 134

    Дюбуа-Реймон Э. 336
    Дюрер А 101
    Дюркгейм Э 498, 499 Евклид Екатерина II (Великая 126, 128, 711
    анна д'Арк 325, 648
    Жолио-Кюри Ф 196 Жуковский В.А. 308 Жуковский НЕ 467
    Оамятин Е Зенон Китионский 72, 74 Зенон Элейский 32. 35-38, 45
    Зеньковский В.В. 215, 219, 406
    Зиновьев А.А. 229
    Зощенко МН 135

    Ибн Рушд, см. Аверроэс
    Ибн Сина, см. Авиценна Ивановский Д.И. 356 Иисус Христос 84,87. 93,99.105.159.180.
    213,390,486,669
    Именной указатель
    733 Ильин И.А. 218, 220. 410, 524, 529, 547,
    548, 550, 558, 572, 576, 596, 610, 614, 616,
    623, 624, 632. 634, 658, 660, 665, 709 Ка мю А 178, 182 Кант И 27, 123, 124, 135-145, 154, 157,
    159. 169. 1 78, 184, 188, 189, 212, 213, 227,
    233, 238, 358, 367, 368, 382, 387, 388, 399,
    405, 463. 566. 585, 588, 616, 61 7, 633, 641,
    662, 665, 669, 672, 676, 692, 698, 714, 725
    Капица П 465
    Капп Э. 5,52
    Карамзин НМ, 710 Карл 11111 Карл XII126. 505
    Карнап Р 193, 194,408

    Карнеад391
    Карсавин Л.П. 218
    Катов 615
    Кейнс Дж. М 542, 591 Кеплер И 456, 462, 470, 671
    Кестлер А 628
    Кинэ Э 482, 541
    Кир 709
    Киреевские (братья 149, 206, 207
    Клеанф 72
    Клеобул 27. 29
    Ключевский ВО 510
    Коген Г 678
    Кодр 30
    Колумб X. 463 Кон ПЕ 591
    Кондорсе Ж.А. 76, 479, 482, 725 Кони А.Ф. 374
    Конрад НИ 720

    Конт О 157, 179, 192, 193, 324-326, 386,
    497,498.501,520,669 Конфуций 522 Коперник И 101, 103, 106,631,671, 712
    Кратил 389
    Кроче Б 678
    КсенофанЗ./, 34, 390
    Ксенофонт50, 53
    Кузанец, см. Николай Кузанский Кукольник Н.В. 530 Кулон Ш.О. 459
    Кун Т 384

    Кьеркегор С 116, 157, 161-163, 178, 184,
    189,190, 399,679 Лаб р и о л а А
    Лабрюйер Ж. 711 Лавуазье А.Л. 134
    Лакан Ж. 198
    Лакатос И 199, 383

    ЛамаркЖ.Б. 134, 411
    Ламетри Ж.О. 132
    Ландман М Лаплас П 286
    Лапшин И.И.218
    Ларошфуко Ф 395
    Лассаль Ф
    Лафарг П 497
    Лебедев П.Н. 253
    Леви-Строс К 157, 198
    Левкипп 46 Лейбниц Г.В. 45, 106, 120, 121, 130, 134,
    202, 204, 227, 269, 344, 358, 380, 427, 428,
    453, 485, 720 Ленин В.И. 390, 496, 497, 631
    Леонардо да Винчи/ 01, 712, 721
    Леонтьев В 542

    Леонтьев КН

    Леонтьев Л.А. 591 Лермонтов Ш.Ю.272, 304, 713, 721
    Лессинг Г.Э. 130, 134, 485 Линкольн А 620 Лобачевский НИ 255, 256
    Локк Дж 76, 119-121, 125, 127, 564 Ломоносов МВ 134, 201-203, 257, 672,
    713
    Лосев А.Ф. 55, 72, 73, 75, 77, 79, 173, 220,
    407,539
    Лосский НО 218, 379, 381, 382, 389, 393,
    409, 410
    Лукреций Кар 69, 71, 72, 144, 478
    Льюис Дж 90 м агеллан 259 Майкельсон А.А. 465
    Маймонид (Моисей бен-Маймун)§9, 100
    Макиавелли Я. 101,609,615,626, 706, 708
    Мальро 0.628
    Мальтус Т. 536, 537
    Манлий Капитолийский 706
    Манн Т 354 Марат Ж.П. 418 Марк Аврелий 73-76 Марков МА 274 Маркс К 19, 155, 218, 398, 495, 496, 538,
    541-543,587,588,631 Марсель Г, 182 Мах Э 196,429,433 Менделеев Д.И. 240, 244, 395, 451, 713
    Меринг Ф 496

    Мессинг В 716
    Меттерних К 704
    Мехмед II 523
    Миклухо-Маклай Н.Н. 445
    Мильтон Дж. 399
    Минье О 484
    Мирабо В.Р. 483
    Мирабо 0.613
    Мицкевич А 523 Моисей 225, 708 Моисей бен-Маймун (см. Маймонид)
    Молешотт М 344
    Монтень М. 102, 391
    Монтескье Ш.Л. 480-482, 485, 505, 592,
    604, 607, 615, 617, 618, 620, 623, 634, 702 Моцарт В.А. 470, 640, 713
    Муссолини Б 627


    734 Именной указатель
    Мухаммед 669 Наполеон 709
    Неарх 36
    Нерон 634
    Никитин Е.П. 369 Николай Кузанский (Кузанец) 103, 104,
    106,367
    Ницше Ф 21, 157, 161,163-167, 1 78,184,
    499, 679, 714, 719 Ньютон И. 27, 45. 82, 108, 121, 127, 202.
    203, 240, 241.243, 254. 306, 384, 395, 404,
    425, 459, 467, 470. 556, 671—673, 713
    v-'всянико-Куликовекий ДН 528

    Одоевский Вл.Ф. 149
    Оккам У 98. 100
    Ортега-и-Гассет X. 178, 629
    Оруэлл Дж 628
    Оствальд В 252, 429. 433 Остин Дж 194 п авел ап. 520 Павлов И . ПЛ
    Параджанов С
    Парменид 32, 34. 35, 39. 42. 183 Паскаль В. 17. 116. 179, 311,507
    Пастер Л 441 Пастернак Б.Л. 374
    Пелагий 85
    Периандр 27, 28
    Перикл 36. 619 Петр I (Великий 126, 510, 521, 710
    Петрарка Ф
    Петроний 132
    Пий II103
    Пико делла Мирандола./02, 103. 391 Пилат П. 390
    Пиррон 68, 391 Пирс Ч 157, 169, 170
    Писарев Д.И. 207. 421. 423, 465, 559, 680
    Питтак 27, 28 Пифагор 29, 30, 33, 41,47, 52, 677 Планк М. 233, 283, 41 7 Платон, 47,48, 50, 53, 54, 56-59, 75, 76,
    103. 154, 169. 183, 184, 311,358, 367. 390.
    478, 578, 606. 622, 654, 657, 661,677, 709.
    712
    Плесснер Г 1 78

    Плеханов Г.В. 496. 497, 504
    Плиний Младший 669 Плотин 30, 77, 78, 81, 408

    Плутарх 27, 34, 70. 72
    Поппер К 157, 199, 200. 234. 235. 425 Порфирий 78, 79
    Потакджали 358
    Пристли Дж 134
    Продик 46—49,390
    Прокл 78, 79
    Протагор 46-48, 58. 308, 390
    Прудон П.Ж. 209
    Птолемей 103,422 Пуанкаре А, 469, 470 Пушкин АС 38, 126, 202, 215, 239, 266,
    270. 304. 320, 373, 374, 470, 523, 524, 603,
    697, 713, 721. 722 Г абиндранат Тагор396, 522
    Равальяк507
    Радищев АН 204

    Рассел Б 67, 76, 157, 194-197, 232, 456 Рафаэль 712, 721 Резерфорд Э. 387
    Ренан Ж 670
    Рикардо Д
    Рильке P.M. 183 Риман Б. 255
    Робеспьер М Розанов В.В.2.75
    Роллан P . i 9
    Ромул 709
    Росцелин И 99

    Ротхаккер Э. /78
    Руссо Ж.Ж. 67. 102, 125, 128, 129, 142,
    204. 212. 480. 487-492, 563, 564, 589, 600,
    615, 692, 706, 722-724
    ^Р.лтыков-Щедрин М.Е. 530
    Са; уэльсон П 541. 589
    Сар -р Ж.П. 157. 178. 182. 189-191 Сахаров АД 382, 648
    Светоний 669 Секст Эмпирик 32, 391
    Сен-Симон КА. де Рувруа209, 475, 491-
    495.497.498.501.518
    Сенека 19. 72, 74,132
    Сеченов ИМ. 116, 207, 344
    Симона де Ъову&р191 Скот Д 97, 100

    Смит А 134, 511, 541, 542, 580, 585. 587.
    591
    Сноу Ч 697 Сократ 48-53, 74, 166. 177, 325, 358, 367,
    390,621.648,658
    Солженицын АИ 232, 391, 399. 403,
    723- 725 Соловьев B.C.52,67, 76,140,149,166,206,
    210, 213, 215-217, 219, 315, 324-326, 398,
    399. 520. 529. 530, 557, 558, 565, 566, 573,
    596, 597. 600, 601. 605, 607, 673, 674, 728 Солон 27. 29,47
    Спенсер Г 498, 670

    Спиноза Б 103, 106, 117. 118, 150, 184.
    288. 358. 367, 427, 479, 490 Сталин И.Ъ.221,631, 716
    Станкевич Н.В. 149
    Сухотина Т.Л. 390
    Сэй Ж.Б. 588 Та р д т Г 580
    Тарковский А 686
    Тацит 619, 669
    Именной указатель
    735
    Гейяр де Шарден П
    Тимирязев КА 288
    Гимон 32, 69
    Тит Ливии 706
    Тойнби А 693, 702 Толстой Л.Н. 19,66,67,161,211,212,270,
    304, 390, 418, 680, 697, 713, 723
    Трубецкой С.Н. 726
    Тургенев И.С. 19
    Турнвальд445
    Тьер А 568
    Тьерри О 484
    Тюрго АР 483, 508, 541
    Тютчев ФИ 145, 149, 558, 721 У ай ль д О 678
    Уайтхед А 196 Умов НА 451
    Унамуно М це 178
    Уотсон Р 344
    Ухтомский А.А. 344 Фале с 25-28, 33, 42, 370, 400, 406
    Фальконе 130 Федоров Е.С. 279 Федоров Н.Ф. 214, 520
    Фейерабенд 11.199
    Фейербах Л 104, 154, 155, 158, 207, 208,

    229. 347, 374, 495, 496, 518, 670 Фейнман Р 43
    Фехнер Г 344

    Филодем 70
    Фирдоуси 308
    Фихте И.Г. 144-147, 158, 160, 190, 227,
    312, 324, 368, 600, 601
    Фишер К 678
    Флоренский ПА. (о Павел, 219, 383,
    388, 399, 405-408, 723
    Фогт О 344 Фома Аквинский (Аквинат) 92-94, 97-
    100
    Фразимах 390 Франк С.Л. 218, 402, 409, 672
    Фрейд 3. 159, 189, 360, 361, 398
    Фридман М 591 Фридрих Великий 126
    Фукидид 478
    ФукоМ.П. 198
    Фульбер 91
    Хайдеггер М 157, 177-179, 181-184,
    189,190,230,553
    Хайек Ф 628
    Хаксли О 628
    Хилон 27, 28 Хомяков АС 206, 207, 398
    Хрисипп 72, 73
    Хрущев НС 221
    Хуниг А 554
    Хюбшер А 190 Цв ей г С 683
    Циолковский К.Э. 323, 394, 466 Цицерон 36,70,72,602.615.618,631,668,
    709 Ч а ада е в П.Я. 149, 205, 206, 521,529,530 Чайковский ПИ. 773
    Чернышевский Н.Г. 207, 208, 679
    Черчилль У 619

    Чижевский А.Л. 323, 560
    Чуковский К. И. 335 Ша м по Где
    Швейцер А 190

    Шекспир У 101, 104, 232, 275, 304, 308,
    372, 399, 631. 693. 697, 710, 713, 721, 722
    Шелер М 157, 178-180. 398. 409
    Шелли П. 399
    Шеллинг Ф.В.Й. 106, 146-149, 158, 169,
    679,687, 727
    Шенфлис Г 279 Шестов ЛИ 21, 162,178, 220, 400, 406
    Шефтсбери 663
    Шиллер Ф 130, 134, 213, 703
    Шлегель А.В. 678
    ШлегельФ. 134, 678
    Шлейермахер Ф 134.176, 670
    Шовен Н 630
    Шопенгауэр А 157-161, 163, 168, 178,
    212,319,359,449,667
    Шостакович Д.Д. 687
    Шпенглер О 161, 499, 500, 629, 679, 698 Шредингер Э 414
    Штумф К 344
    Шэффер Фр 581
    «Збнер Ф 409
    Эзоп 373 Эйнштейн А. 35,82,196,230,241,253,256,
    258, 306, 671, 713, 382, 393, 404. 418, 425,
    437,441,470
    Эккерман И 321

    Эмпедокл 38-41. 274
    Энгельс Ф. /55, 496, 503, 542, 631
    Энесидем 69
    Эпиктет 76
    Эпикур 69, 70-72, 670
    Эразм Роттердамский 391,521
    Эриугена И.С. 98
    Эрлих П 536 Эрстед Х.К. 134,464
    Юм Д 123, 124,196, 387, 393, 670
    Юркевич П.Д. 408 Юнг КГ 407 Я мвлих 79

    Ясперс К 157,178,179.182.184-188,190,

    552, 555, 556, 606, 626, 718
    Книги УИЦ «Гардарики» можно приобрести или заказать
    В книготорговом объединении «Юристъ Гардарика»:
    105082, Москва, ул. Ф. Энгельса, д. 75, стр. 10 (ст. метро «Бауманская») Телефоны 797-9081, 797-9082, 797-9083, 797-9084 363-0634, 363-0635, 363-0636 Адрес электронной почты yr_grd@aha.ru
    Интернет-магазин «Юристъ — Гардарика»: http://www.u-g.ru Оптовый отдел, «Книга—почтой» — с 9.00 до 18.00, выходные — суб., воскр. Розничный магазин — с 10.30 до 20.00 (понед. — суб.) с 10.00 до 16.00 (воскр.) Учебное издание
    Спиркин Александр Георгиевич ФИЛОСОФИЯ Учебник Корректор Г.Д. Шаровка Художественный редактор И.С. Соколов Оформление переплета А.Л. Бондаренко Компьютерная верстка ГА. Антоновой Изд. лиц. № 066160 от 02.11.98. Подписано в печать 02.09.2005. Формат 60*90 1/16. Печать офсетная. Усл. печ. л. 46. Гарнитура Ньютон. Доп. тираж 25 000 экз. Заказ 927
    УИН «Гардарики»
    101000, Москва, Лубянский пр, д. 7, стр. 1 Тел (095) 921-0289, 925-6840 Факс
    E-mail: grd@aha.ru gardariki@mtu-net.ru Отпечатано в ОАО Можайский полиграфкомбинат»
    143200, г. Можайск, ул. Мира. 93
    1   ...   44   45   46   47   48   49   50   51   52


    написать администратору сайта