Главная страница
Навигация по странице:

  • 32 Глава 1. Античная философия § 6. Элейская школа Ксенофан, Парменид, Зенон

  • Философия. Философия_Спиркин_2006. Л. Е. Серебряков Спиркин А. Г. С философия Учебнике изд. М гардарики, 2006. 736 св пер Автор учебника Л. Г. Спиркин членкорреспондент ран, создатель популярнейших в е годы учебников по философии. Настоящий учебник


    Скачать 3.09 Mb.
    НазваниеЛ. Е. Серебряков Спиркин А. Г. С философия Учебнике изд. М гардарики, 2006. 736 св пер Автор учебника Л. Г. Спиркин членкорреспондент ран, создатель популярнейших в е годы учебников по философии. Настоящий учебник
    АнкорФилософия
    Дата20.10.2022
    Размер3.09 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия_Спиркин_2006.pdf
    ТипУчебник
    #743395
    страница2 из 52
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52
    § 3. О семи мудрецах Мудрецами почитались следующие мужи Фалес, Солон, Пери- андр, Клеобул, Хилон, Биант, Питтак (Диоген Лаэрций. 1. 13). По всей вероятности, мудрость одного только Фалеса вышла заграницы практических нужд и пошла дальше них в умозрении, а остальные снискали имя мудрецов за свои политические заслуги. Семи мудрецам приписываются многочисленные изречения. Предание донесло следующие изречения Фалеса:

    28 Глава 1. Античная философия Старте всех вещей — Бог, ибо он не рожден. Прекраснее всего — Космос, ибо он творение Бога. Больше всего - пространство, ибо оно вмещает все. Мудрее всего — время, ибо оно обнаруживает все. Быстрее всего — мысль, ибо она бежит без остановки. Сильнее всего — необходимость, ибо она одолевает всех. Его спросили, может ли человек тайком от богов совершить беззаконие. Фалес ответил Не только совершить, но и замыслить не может. На вопрос, что трудно, он ответил Знать себя. Что легко — Наставлять другого. Что всего слаще — Успех. Что есть божество — То, у чего нет ни начала, ни конца. Какую невидаль довелось увидеть — Тирана, дожившего до старости. Как легче всего переносить несчастье — Если видишь, что врагам приходится еще хуже. Как нам прожить самую лучшую и самую праведную жизнь — Если сами не будем делать того, в чем упрекаем других. На вопрос, кто счастлив, ответил Кто телом здоров, натурой богат, душой благовоспитан. Он говорил Какие взносы внесешь родителям — такие взымай с детей. Не красуйся наружностью, но будь прекрасен делами. Не наживай богатства нечестным путем. Находясь у власти, управляй самим собой. Где порука, там беда. Не множество слов доказывает рассудительность мнения. Изречение Бианта: Бери убеждением, а не силой. Изречения Периандра: Бесчестная прибыль обличает бесчестную натуру. В удаче будь умерен, в беде — рассудителен. Неудачи скрывай, чтобы не радовать врагов. Изречения Хилона: Ничего слишком все хорошо в меру. Предпочитай убыток позорной прибыли первое огорчает один раз, второе будет огорчать всегда. Если у тебя крутой нрав, проявляй спокойствие, чтобы тебя скорее уважали, чем боялись. Язык твой пусть не обгоняет ума. Не желай невозможного. Изречение Питтака: Трудно быть добрым.

    § 4. Пифагор и его школа 29 Изречения Клеобула: Будь любослух, а не многослов. В достатке не заносись, в нужде не уничижайся. Изречения Солона Избегай удовольствия, рождающего страдания. Не спеши приобретать друзей, а приобретенных не спеши отвергнуть. Научившись подчиняться, научишься управлять. О тайном догадывайся по явному. Никогда не слишком .
    § 4. Пифагор и его школа Пифагор (VI в. до н.э.), теорему которого о соотношении длин катетов и длины гипотенузы прямоугольного треугольника мы учим в школе, был тоже озабочен проблемой Из чего все, но решал ее иначе, чем милетцы. Все есть число — вот его исходная позиция. Он, первый назвавший философию этим именем, трудился не в одиночку, а в организованной им школе, куда, кстати, входили и женщины. Именро в числах пифагорейцы усматривали свойства и отношения, присущие различным гармоническим сочетаниям сущего. Пифагорейцы видели в числе и математических отношениях объяснения скрытого смысла явлений, законов природы. Они изучали зависимость характера звучания музыкальных инструментов от длины струн искали простые числовые отношения в геометрии и астрономии. Пифагор успешно разрабатывал различного рода математические доказательства, что способствовало развитию принципов точного рационального типа мышления. Культура такого типа мышления развивается до сей поры. Пифагорейцы одними из первых тонко осмыслили значимость числа не только в конкретно-научном, но ив философском мышлении. Важно подчеркнуть, что пифагорейцы хоть и абсолютизировали числа, достигли немалых успехов в своих поисках гармонии, удивительно красивой количественной согласованности, которая пронизывает все сущее, прежде всего явления Космоса.
    1
    Фрагменты ранних греческих философов. М, 1989. Ч. 1. СВ своем союзе (школе) Пифагор пользовался харизматической силой власти. Его указания пифагорейцы называли словами бога, а о его авторитете говорит выражение Сам сказал Пифагорейский союз просуществовал долгие годы, упорно развивая свои научно-философские и нравственные идеи.

    30 Глава 1. Античная философия Гармония Вселенной обусловлена мерой и числом, математической пропорциональностью. Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ. Он считал, что все происходящее в мире снова и снова повторяется через определенные периоды времени, а души умерших через какое-то время вселяются в других, живо- творяя их телесность.
    § 5. Гераклит Эфесский Великим диалектиком античного мира является Гераклит из Эфеса (ок. 530—470 до н.э.). Он принадлежал к царскому роду. Гордый, сумрачный, нелюдимый, он отказался от предложенного ему высшего сана в государстве в пользу своего брата (афинского царя Кодра), но ходил в пурпуре со знаками царской власти. Все существующее, по Гераклиту, постоянно переходит из одного состояния в другое. Ему принадлежат знаменитые слова Все течет (можно ли переоценить эту гениальную максиму, В одну и туже реку нельзя войти дважды, В мире нет ничего неподвижного холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется. Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель — бытие и небытие — связаны между собой, обусловливая и переходя друг в друга. Получается, что ничего нет, вселишь становится. Нельзя даже вообразить себе, чтобы в сущем что-то, вдруг оцепенев, застыло бы напрочь в абсолютной немоте. В ощущении остается лишь одна текучая волна, за которую трудно ухватиться щупальцами разума она все время ускользает. Это ведет к крайнему скептицизму Кра- тила: ни о чем ничего нельзя утверждать, ибо все течет скажешь о человеке что-то хорошее, а он уже утек в грязь дурного 1
    Однажды, играя с детьми близ храма Дианы, он ответил прохожим, дивившимся ребячеству его занятий Не лучше ли играть с детьми, чем обделывать с вами государственные дела Лучше всего характер Гераклита может объяснить презрительное письмо, в котором он отклонил вежливое приглашение Дария провести несколько времени при его дворе «Гераклит Эфесский шлет привет царю
    Дарию, сыну Гистапса! Все люди уклоняются от путей истины и справедливости. У них нет привязанности ник чему, кроме корысти. Они стремятся к одной суетной славе с упорством безумия. Что до меня касается, то я чужд лукавства и никому не враг. Я глубоко презираю суету дворов и никогда не стану ногой на персидской почве. Довольствуясь малым, я живу, как мне угодно (Льюис Дж. История философии. СПб., 1865. С. 66).
    2
    Кратил, по преданию, последователь Гераклита и учитель Платона. Согласно Платону и Аристотелю, Кратил признавал всеобщую изменчивость вещей

    § 5. Гераклит Эфесский 31 Согласно воззрениям Гераклита, переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл вечным всеобщим Логосом, те. единым, общим для всего существования законом не мне, но Логосу внимая, мудро признать, что все — едино По Гераклиту, огонь и Логос эквивалентны огонь разумен и является причиной управления всем, а то, что всем управляет через все, он считает разумом. Гераклит учит, что мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Огонь — образ вечного движения. Огонь как видимая форма процесса горения является наиболее подходящим определением для стихии, понимаемой как субстанция, для которой характерно, что она есть вечный процесс, пылающая динамика сущего. Но это совсем не значит, что Гераклит на место воды и воздуха поставил огонь. Дело гораздо тоньше. Правда, у Гераклита Космос — это вечно полыхающий огонь, но это живой огонь. Он тождествен божеству. Гилозоистический пантеизм обретает у него наиболее совершенное выражение. Огонька к душа Космоса предполагает разумность и божественность. А ведь разум обладает властной силой управления всем сущим он все направляет и всему дает форму. Разум, те. Логос, правит всем через все. При этом объективная ценность человеческого разума определяется степенью его адекватности Логосу, те. общему миропорядку. Гераклита считают ярким представителем религиозного движения своего века. Он разделял идею бессмертия души, считая смерть рождением души для новой жизни. и высказывался о природе имени. Но если, по Платону, он заявлял что всякое имя обладает правильностью, обусловленной природой именуемой им вещи, то, по Аристотелю, Кратил, ссылаясь на изменчивость (В одну и туже реку нельзя вступить не только дважды, но и единожды, — говорил он, возражая Гераклиту), вообще отрицал какую-либо возможность правильно назвать вещь и предпочитал молча указывать на нее пальцем. Идея непрерывного.потока при своем последовательном проведении переходит в абсолютный релятивизм (relativus — относительность. Гераклит, правда, понимал, что текущая река, изменяясь, покоится.
    1
    Пантеизм (от греч. pan — все и theos — бог) — философское учение, максимально сближающее понятия боги природа с тенденцией к их отождествлению.

    32 Глава 1. Античная философия
    § 6. Элейская школа Ксенофан, Парменид, Зенон
    Гераклит подчеркнул одну сторону противоречия бытия — изменение вещей, текучесть сущего. Подвергая критике гераклитов- ское учение, Ксенофан, а особенно Парменид и Зенон обратили внимание на другую сторону — на устойчивость, сохранение вещей. Принято считать, что греки вообще небыли склонны к умеренности нив своих теориях, нив своей жизни. Если Гераклит утверждал, что все изменяется, то Парменид — прямо противоположное ничто не изменяется. Замечательно по силе обобщения утверждение Парменида: Ничто не может стать чем-нибудь и нечто не может превратиться в ничто. Рассмотрим воззрения Ксенофана именно в этом контексте потому, что Парменид — центральная фигура этой школы — ученик
    Ксенофана. Его учение и повремени, и по существу предшествует учению Гераклита, а учение последнего предшествует учению
    Парменида.
    Ксенофан из Колофона (ок. 565—473 до н.э.) — столь же философ, сколь и поэт — изложил свое учение стихами. Всю жизнь а прожил он почти сто лет) был очень бедным, скитался по различным городам Греции в качестве рапсода, чем и добывал пропитание. Они не стремился к богатству, находя в самом себе неистощимые сокровища его дух был постоянно и фанатично погружен в созерцание великих идей ив поиски их наилучшего поэтического выражения, окрыленный рвением к знанию и мудрости. Он был безжалостен к праздным, требовал от людей трезвой деятельности согласно разуму и на пользу себе и людям. Ксенофан не был равнодушен к поэтическим красотам гомеровских творений, но его возмущала их религиозная неправда (в этом с ним единодушен Платон. Ксенофан писал Всем Гесиод и Гомер бессмертных богов наделили, Что у людей укор вызывает и порицание Кражей, блудом, взаимным обманом их наделили. Он выступал против антропоморфических элементов в религии он высмеивал богов в человеческом виде и жестоко бичевал поэтов, которые приписывают небожителям желания и грехи человека. Он считал, что бог ни телом, ни духом не походит на смертных. Высказывая свою мысль водной из сатир, он ссылался на
    1
    Ксенофан — также сатирик, юморист и карикатурист, автор многих элегий. АС. Пушкин перевел его элегию Чистый лоснится пол.

    § 6. Элейская школа Ксенофан, Парменид, Зенон 33 эфиопов, изображающих своих богов плосконосыми, и на фраки- ян, которые дают богам своим голубые глаза и грубые очертания
    1
    Ксенофан высказал ряд оригинальных для своего времени мыслей, например о происхождении Земли, полагая, что она появилась из моря. В качестве аргументов он ссылался на то, что вот далении от моря (в горах) находят раковины, а на камнях — отпечатки рыб и растений. (Это уже не мифология, а строгая логика научного порядка) Философские воззрения Ксенофана особо значимы для нас потому, что он стоял во главе монотеистов и во главе скептиков. Именно из его уст вырвался крик отчаяния ничего нельзя знать достоверно Секст Эмпирик приводит такие слова Ксенофана: Ясно никто не постиг ничего и никто не постигнет Нерешительность его тонкого ума посеяла семена скептицизма, которые прорастают на ниве всей последующей истории философии. Состояние его ума метко описано неким Тимоном, который вкладывает в уста
    Ксенофана такие слова О, если бы я имел ум глубокий, осторожный ив обе стороны глядящий Увы Долго блуждал я, обольщенный, по дороге заблуждений Теперь убелен ягодами, но подвержен сомнению и разнообразному томительному колебанию, ибо, куда ни обращусь, я теряюсь в едином и всем»
    2
    Впервые именно Ксенофан осуществил разделение видов знания, сформулировав проблему соотношения знания по мнению и знания поистине. Показания чувств дают не истинное знание, а лишь мнение, видимость над всем царит мнение, людям не истина, а лишь мнение доступно, утверждает мыслитель.
    Ксенофан, обуреваемый сомнениями, не был удовлетворен взглядами Фалеса и Пифагора на бытие. Состояние его души выражено фразой Аристотеля Вперив свой взор в беспредельное небо, он объявил, что единое Бог. Солнце и месяц неслись поэтому небу, звезды мерцали в его необъятном пространстве Земля беспрестанно рвалась к нему в виде шара души людей стремились к нему каким-то неясным влечением. Это — центр бытия, это само бытие, оно есть Единое, недвижимое, в лоне его движения Многое. Трактовку Бога в виде небосвода и шара следует понимать как метафору, памятуя, что автор склонен к образному мышлению) Под Единым Богом Ксенофан вовсе не разумел личного Бога, отдельного от мира Бог неотделим от мира, который суть лишь его
    1
    Льюис Дж Указ. соч. С. 39.
    2
    Там же. С. 41.
    2-927

    34 Глава 1. Античная философия проявление. Ксенофан полагал, что есть лишь одно Бытие во многих видах и это одно — Бог. Ксенофана можно назвать монотеистом пантеистического толка.
    Парменид (конец VII—VI в. до н.э.) — философ и политический деятель, центральная фигура Элейской школы. Он родился в знатной семье и провел молодость в забавах и роскоши, а когда пресыщение удовольствиями подсказало ему о ничтожестве наслаждений, он стал созерцать ясный лик истины в тишине сладкого учения. Он принимал активное участие в политических делах родного города. Парменид был признан своими согражданами одним из мудрых политических руководителей Элей. По утверждению Плутарха, «Парменид же свое собственное отечество привел в порядок отличнейшими законами, так что власти ежегодно заставляли граждан давать клятву оставаться верными законам Парменида»
    2
    Как было принято тогда, Парменид написал поэму О природе, где образно представлен путь познания в виде аллегорического описания путешествия юноши к богине, открывающей ему истину. В первых же стихах поэмы Парменид провозглашает главенствующую роль разума в познании и подсобную роль чувств. Он разграничивает (вслед за Ксепофаном) истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях, которые знакомят нас лишь с видимостью вещей, ноне дают знания их истинной сущности. Философию он разделил на философию истины и философию мнения, назвав критерием истины разум, в чувствах же, говорил он, точности нет не доверяйте чувственным восприятиям, не вращайте бесцельно глазами, не слушайте ушами, в которых раздается только шуми не болтайте праздно языком, но разумом исследуйте высказанные доказательства. Центральной идеей Парменида является бытие, соотношение мышления и бытия. Мышление всегда относится к чему-то, ибо без сущего, о котором оно высказывается, мы не найдем мысли. Попробуйте помыслить ни о чем Ивы убедитесь, что это невозможно. Ничего нет и ничего не будет, кроме сущего, да и нет сущего, где было бы пусто от сущего. Бытие не возникло оно непреходяще. Гениальна идея Парменида о том, что нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося
    1
    «Акме», те. высшая точка творческой активности (так считалось в то время, относится у Парменида кг, значит, тогда ему было 45 лет.
    2
    Плутарх. Adversus Coloton. 32, 11.26 А.

    § 6. Элейская школа Ксенофан, Парменид, Зенон 35 бытия. Сущее Парменид считал лишенным изменчивости и многообразия. Парменид тем самым создал непроходимую пропасть между миром, как он дан нам в восприятии, полным движения, и миром единого и неподвижного бытия, открывающегося мышлению. Возникла драматическая ситуация в развитии познания одни расплавляли мир в потоке воды и полыхании огня, а другие как бы кристаллизовали его в неподвижном камне. Ценна такая идея Парменида: только бытие есть, небытия нет. Лишь у пустоголового племени бытие и небытие признаются тождественными. Небытие невозможно ни познать, ни высказать мыслимо только сущее. Нельзя отыскать мысль без бытия мысль без бытия — ничто. Нужно отметить глубокую мудрость этой идеи. Ив самом деле попробуйте помыслить то, чего нет, те. небытие. У вас ничего не получится. Ваша мысль будет метаться в поисках небытия, при этом каждый раз как бы хватая нечто сущее. Небытие недоступно ни чувствам, ни мыслям. Тут у Парменида выявляется исключительно глубокая идея о предметной отнесенности мысли эта фундаментальная идея остается непоколебимой в веках. Любопытна мысль Парменида, считавшего, что Вселенная не имеет недостатков. Характеризуя сущее в его цельности, он говорит сущее не может быть ни чуточку больше, ни чуточку меньше. Стало быть, нет и пустого пространства все наполняется бытием. Эта мысль полностью верна — в духе А. Эйнштейна. Особо подчеркнем, что Парменид увязывал духовный мир человека с такими детерминантами, как положение человека и уровень его телесной организации высшая степень организации дает и высшую степень мышления. А телесность и духовность совпадают в мироздании в Боге. Зенон Элейский (ок. 490—430 до н.э.) — философ и политический деятель, любимый ученики последователь Парменида
    1
    «Акме» Зенона относят кг. до н.э. Зенон пользовался славой как талантливый учитель и оратор. Молодость прожил в тихом, уединенном учении, высоко ценил превосходство умственных наслаждений — единственных удовольствий, никогда не пресыщающих. От Парменида научился презирать роскошь. Его наградой был голос собственного сердца, ровно бившегося в сознании своей правоты. Вся его жизнь — борьба за истину и справедливость. Она
    1
    Нельзя смешивать этого Зенона с Зеноном-стоиком, о котором речь впереди.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52


    написать администратору сайта