Философия. Философия_Спиркин_2006. Л. Е. Серебряков Спиркин А. Г. С философия Учебнике изд. М гардарики, 2006. 736 св пер Автор учебника Л. Г. Спиркин членкорреспондент ран, создатель популярнейших в е годы учебников по философии. Настоящий учебник
Скачать 3.09 Mb.
|
2' 36 Глава 1. Античная философия кончилась трагически, но велась не понапрасну. Заслуги Зенона как философа очень велики. Они вошли в века. Он развивал логику как диалектику. Обратимся к наиболее известному опровержению возможности движения — знаменитым апориям Зенона, которого Аристотель назвал изобретателем диалектики. Апории чрезвычайно глубоки и вызывают интерес посей день. Мы не можем входить вовсе многочисленные стороны зеноновских апорий (им посвящены книги, и наше изложение по необходимости поверхностно. Внутренние противоречия понятия о движении ярко выявляются в знаменитой апории «Ахиллес», где анализируется положение, при котором быстроногий Ахиллес никогда не может догнать черепахи. Почему Всякий раз, при всей скорости своего бега и при всей малости разделяющего их пространства, как только он ступит на место, которое перед тем занимала черепаха, она несколько продвинется вперед. Как бы ни уменьшалось пространство между ними, оно ведь бесконечно в своей делимости на промежутки, и их надобно все пройти, а для этого необходимо бесконечное время. И Зенон, и мы прекрасно знаем, что не только Ахиллес быстроногий, но и любой хромоногий тут же догонит черепаху. Но для философа вопрос ставился не в плоскости эмпирического существования движения, а в плане мыслимости его противоречивости в системе понятий, в диалектике его соотношения с пространством и временем. Аналогично, в апории Стрела Зенон доказывает, что, двигаясь, стрела в каждый данный момент времени занимает данное место пространства. Так как каждое мгновение неделимо (это что Скромно живя в Элее, он навещал Афины, недолюбливая афинян за роскошь, суетность, болтливость, задорность, страстность и безнравственность. В Афинах он давал уроки Периклу. В последний раз возвращаясь в Элею, он нашел ее под гнетом тирана Неарха. Зенон, как и следовало ожидать, составил заговор против тирана, ноне успел в своем предприятии и был арестован. Тогда-то, по замечанию Цицерона, Зенон доказал все превосходство учения своего наставника и показал, что подлинно мужественная душа боится только одного — низости, астрах и мучения существуют лишь для женщин, детей и мужчин с женственными сердцами. Когда Неарх стал допрашивать его о сообщниках, Зенон привел тирана в трепет, назвав ему всех его придворных эта мастерская по своей смелости выходка была не лишена (по обстоятельствам того времени) некоторой вероятности. Испугав таким образом своего обвинителя, Зенон обратился к зрителями сказал Если вы согласитесь остаться рабами из боязни мучений, которым, вы видите, что я подвергаюсь, то я могу только удивляться вашей трусости При этих словах Зенон откусил себе языки выплюнул его в лицо тирану. Народ был так возбужден этой сценой, что кинулся на Неарха и убил его. Вот таков был Зенон как личность. § 6. Элейская школа Ксенофан, Парменид, Зенон 37 то вроде точки во времени, тов его пределах стрела не может изменить своего положения. А если она неподвижна в каждую данную единицу времени, она неподвижна ив данный промежуток его. Движущееся тело не движется нив том месте, которое оно занимает, нив том, которое оно не занимает. Поскольку время состоит из отдельных моментов, постольку движение стрелы должно складываться из суммы состояний покоя. Это также делает невозможным движение. Поскольку стрела в каждом пункте своего пути занимает вполне определенное место, равное своему объему, а движение невозможно, если тело занимает равное себе место (для движения предмет нуждается в пространстве, большем себя, тов каждом месте тело покоится. Словом, из того соображения, что стрела постоянно находится в определенных, но неразличимых здесь и теперь, вытекает, что положения стрелы также неразличимы она покоится. Апории Зенона связаны с диалектикой дробного и непрерывного в движении (а также самом пространстве-времени). Анализируя гипотетическое соревнование Ахиллеса и черепахи, Зенон представляет перемещение каждого из них в виде совокупности отдельных конечных перемещений первоначального отрезка, разделяющего черепаху и Ахиллеса, того отрезка, который проползет черепаха, пока Ахиллес преодолевает исходный разрыв, и т.п. В этом пока и заключена замена непрерывного движения на отдельные шажки — в реальности ни Ахиллес, ни черепаха не ждут друг друга и движутся независимо от условного разбиения их путина воображаемые отрезки. Тогда путь, который предстоит преодолеть Ахиллесу, равен сумме бесконечного числа слагаемых, откуда Зенон и заключает, что на него не хватит никакого (конечного) времени. Если считать, что время измеряется количеством отрезков, то заключение справедливо. Обычно, однако, указывают, что Зенону просто не было знакомо понятие суммы бесконечного ряда, иначе он увидел бы, что бесконечное число слагаемых дает все же конечный путь, который Ахиллес, двигаясь с постоянной скоростью, без сомнения, преодолеет за надлежащее (конечное) время. Таким образом, элеатам не удалось доказать, что движения нет. Они своими тонкими рассуждениями показали то, что едва ли кто из их современников осмысливал, — что такое движение Сами они в своих размышлениях поднялись на высокий уровень философских поисков тайны движения. Однако они не смогли разорвать путы исторической ограниченности развития философских 3 8 лава 1. Античная философия воззрений. Нужны были какие-то особые ходы мысли. Эти ходы нащупывали основоположники атомизма. Апории Зенона «Ахиллес» и Стрела обнажают глубокую загадку того, как из неподвижности, видимого отсутствия измерений (стрела покоится в каждый момент) рождается движение. Впоследствии Диоген-циник, для опровержения довода Зенона, направленного против существования движения, поднялся и стал ходить. АС. Пушкин выразил это так Движенья нет Сказал мудрец брадатый, Другой смолчал, Но стал пред ним ходить. § 7. Эмпедокл Эмпедокл (ок. 490 — ок. 430 до н.э.) принадлежал к знатному роду. В политической борьбе, кипевшей в его время в Агригенте, где он родился, Эмпедокл поддерживал сторону демократии, достиг высокого положения и твердой рукой стремился оградить молодой в Агригенте демократический уклад от попыток реставрации аристократической власти. Для него характерно сочетание глубины умозрения, широкой и точной наблюдательности с практическими интересами — со стремлением использовать знание в жизни. В эту эпоху постоянных конфликтов между демократией и тиранией вожди партий, терпевших поражение, подвергались казни или изгнанию. Эмпедокл тоже был изгнан из родного города 1 Говорят, что, подобно большей части древних философов, он много путешествовали собрал в отдаленных странах удивительный запас знаний. Думали, что только на Востоке он мог научиться великим тайнам медицины и магии, а египетские жрецы научили его искусству пророчества. Возможно, в юности он испытал влияние орфизма, а потом пифагорейского учения разумеется, он был осведомлен в воззрениях и мыслителей других школ. До своего изгнания Эмпедокл сочетал занятия наукой и политикой, после отошел от последней. Отмечу одну любопытную деталь. Он потратил значительную часть своего состояния странным, но великодушным образом раздавал приданое бедным девушками выдавал их замуж за знатных молодых людей. Сего именем связано столь же много легенд, как и с именем Пифагора. Обоим приписывают величавую важность и чудодейственную силу. Пророчества Эмпедокла, чудесные исцеления (рассказывали, что он вернул к жизни женщину, признанную мертвой в течение тридцати дней, власть над дождем и ветром были так известны ивы казывались так часто, что при появлении его на Олимпийских играх все взоры почтительно устремлялись на него. Его одежда и наружность соответствовали его славе. Гордый, бескорыстный, он отказался принять бразды правления в Агри генте, предложенные ему гражданами его желание отличаться от других вира § 7. Эмпедокл 39 Эмпедокл оказал воздействие на всю направленность научного и философского мышления. Нельзя переоценить его вклад враз витие естественных наук. Он трактовал воздух как особую субстанцию. Опираясь на наблюдение, он доказал, что, если сосуд погружать кверху дном вводу, она в него не проникает. Ему принадлежит тонкое наблюдение факта центробежной силы если вращать чашу с водой, привязанную на конце веревки, вода не выльется. Он знал, что растения имеют пол. Проявляя острый интерес к царству живого, Эмпедокл выдвинул гипотезу эволюции растений и животных, а также принцип выживания наиболее приспособленных (биологи от него ведут идею адаптации. Он говорил, что Луна светит отраженным светом, что для распространения света требуется определенное время, но оно так мало, что мы его не замечаем. Ему было ведомо (как и другим, что солнечное затмение вызывается прохождением Луны между Солнцем и Землей. Существенны его заслуги в медицине снегов европейской культуре начинается ее история. Как и многие другие, он писал стихами. В своей трактовке бытия Эмпедокл берет исходным пунктом тезис Парменида, состоящий в том, что в собственном смысле не может быть ни возникновения, ни гибели. Вместе стем, стремясь объяснить факт кажущегося возникновения и исчезновения, Эмпе докл находит это объяснение в смешении первоначальных элементов — корней всего сущего — и распадении этой смеси. Исходным элементам свойственны предикаты невозникших, непреходящих и неизменных они — вечное бытие, а из пространственного движения, вследствие которого они смешиваются в различных отношениях, должны быть объяснены и многообразие, и смена от жалось в том, что он носил жреческую одежду — золотой пояс, дельфийскую корону — и окружал себя многочисленной свитой. Эмпедокл утверждал, что он божество, которому должны поклоняться и мужчины, и женщины. Однажды он сказало себе цветисто, как о Боге, так Други! О вы, что на склонах златого холма Агригента... Ныне привет вам Бессмертному Богу подобясь средь смертных, Шествую к вам, окруженный почетом, как то подобает, В зелени свежих венков ив повязках златых утопая, Сонмами жени мужей величаемый окрест грядущих, В грады цветущие путь направляю они же за мною Следуют, все вопрошая, где к пользе стезя пролегает Те прорицаний желают, другие от разных недугов Слово целебное слышать стремятся, ко мне обращаясь (Якубанис Г Эмпе докл — философ, врачи чародей. Киев, 1906.) О его смерти возникло много легенд. Известен рассказ о том, что он прыгнул в Этну хотел доказать свою божественную сущность, но сгорел, как обычный смертный. 40 Глава 1. Античная философия дельных объектов. Таким образом, Эмпедокл дошел до понимания того, что все сущее как-то, из чего-то и во что-то организовалось, произошло, а не от века пребывает враз и навсегда данном состоянии. Чтобы парменидовское понятие бытия стало более приемлемым для объяснения природы, Эмпедокл развил идею элемента хотя сам термин, видимо, им не употреблялся) как вещества, которое, будучи в себе однородно, испускает качественно неизмененные и только меняющиеся состояния движения и механические деления, а это — уже путь к атомистике. В качестве первоначал сущего Эмпедокл исходил из признания четырех стихий земли, огня, воздуха и воды (само число элементов произвольно, и взяты они у предшествующих натурфилософов. Процесс смешения Эмпедокл мыслил как проникновение частиц одного в поры другого, а распадение — как выхождение из этих пор. Относительно качественных различий вещей он рассуждал лишь в общих чертах они происходят от различной меры, в какой имеется в вещах смешение всех или лишь нескольких элементов. Нов качестве чисто неизменного бытия элементы не могут двигаться и нуждаются в том, чтобы приводиться в движение. Естественно возникает потребность найти причину движения, те. движущую силу. На этом пути Эмпедокл отступает от гилозоизма милетских философов. У него впервые сила и вещество обособляются и мыслятся как самостоятельные мировые потенции. Будучи поэтом и философом, Эмпедокл ввел в виде этих сил не собственно научные понятия, а логически-поэтические силы-образы — Любовь и Вражду. Они мыслились как самостоятельные сущностные силы, перемежающиеся в своем преобладании некогда был Золотой век — царила Любовь, люди поклонялись Афродите. И всюду, где царствуют согласие и гармония, там властвует Любовь. Значит, по Эмпедоклу, все изменения в мире подчинены не какой- либо цели, а Случайности и Необходимости. Развитие происходит циклами — по кругу сменяются четыре состояния мира беспредельное господство Любви и полное объединение всех элементов (Эмпедокл назвал это состояние шаром и характеризовал его как единое, или Бог процесс постепенного разложения смеси усиливающимся преобладанием Вражды абсолютное разобщение всех четырех элементов вследствие господства Вражды процесс постепенного образования новой смеси вследствие все повышающегося преобладания Любви. В состоянии Вражды в пространстве носятся 1 См Виндельбанд В История древней философии. МС. Анаксагор 41 головы без шеи, руки без плеч, глаза без лбов, волосы, внутренние органы движутся сами по себе. Но вот вторгается сила Любви, и все стремится к слиянности Так из смешения стихий бесконечные сонмы созданий В образах многоразличных и дивных на вид происходят . В процессе смешения в порыве Любви получались и уродливые существа с лицом и грудью, обращенными в разные стороны, с туловищем быка и лицом мужчины и т.п., образовывались гермафродиты и прочие несообразности. По Эмпедоклу, все уродливые формы, как ошибки природы, не могли приспособиться и гибли выживали лишь целесообразно организованные существа. В воззрениях на познание Эмпедокл во многом примыкает к элеатам: как и они, он жалуется на несовершенство чувств ив вопросах истины доверяет только разуму — частью человеческому, а частью — божественному. Но разум заменяется чувственными впечатлениями. По Эмпедоклу, разум растет у людей в соответствии с познанием мира, и человек может созерцать Бога только силой разума. Говоря о мнении, он допускает в нем лишь долю правды. Эмпедокл выдвинул такой, ставший знаменитым, принцип истинного познания Подобное познается подобным. В своих религиозных исканиях и трактовке души Эмпедокл опирался на идею Пифагора о бессмертии и переселении душ. § 8. Анаксагор Историки науки считают Анаксагора (ок. 500—428 до н.э.) первым ученым-профессионалом, целиком посвятившим себя науке. В Греции середины V в. до н.э. это был новый, дотоле небывалый тип творческой личности. Анаксагор, как и все досократики, испытывал сильное влияние принципа всеобщей текучести сущего. Но этому принципу противостояло убеждение, что сущее вечно и неуничтожимо. При этом оба эти принципа совмещаются. Анак сагор так излагал свои воззрения греки ошибаются, думая, будто что-нибудь имеет начало или конец ничто не зарождается и не разрушается, ибо все есть скопление и выделение прежде существовавших вещей. Поэтому все, что образуется, можно назвать сме шением—разделением. Значит, не было акта творения, а было и есть только устроение. Таким образом, если ничто не может про Якубанис Г Указ. соч. С. 23. 42 Глава 1. Античная философия изойти из ничего, то все предметы могут быть только сочетаниями уже существующих начал. То, что при этом вступает в соединение или претерпевает отделение, именуется семенами или (что одно и тоже) гомеомериями. (Это нечто, подобное современному пониманию химических элементов) В противоположность Парменид\ и Фалесу, учившим, что все есть едино, Анаксагор утверждал Все есть многое но масса стихий сама по себе хаотическая. Что сочетает элементы Какая сила из неисчислимого множества стихий-зародышей устраивает всеобъемлющую гармоническую систему Эта сила, говорил Анак сагор, есть Разум (Нус) — сила, движущая Вселенной. Он был последователем Анаксимена и впервые к материи присоединил разум, начав свое сочинение (а оно написано исполненным величия слогом) так Все вещи были вперемешку, затем пришел Разум и их упорядочил. Поэтому Анаксагора прозвали Разумом. Он отверг и судьбу как нечто темное, а также случай, считая его причиной, неведомой человеческому разуму. Разум, как понимал его Анаксагор, не есть нравственный Разума всеведущая и движущая сила, приводящая стихии в определенное устройство. По словам Аристотеля, Анаксагор — первый трезвый мыслитель : если он непрямо высказал, что Вселенная есть Ум, «одейст- вотворяющийся» вечным процессом, то он тонко понял, что это самодвижущаяся душа. Цель движения — исполнять всеблагое, заключенное в душе. Заметим такая цель не есть что-то постороннее мысли. Мы привыкли обыкновенно ставить цель с одной стороны, а достигающего — с другой. Но ведь взятая во всеобщем ее понимании, сама цель заключена в достигающем, им одействотворя- ется. Осуществление предмета находится под влиянием его целесообразности исполнилось то, что было, или развивается то, что содержится. В целесообразном движении результат пребывает вначале, те. он есть исполнение предшествующего. Таким началом Анаксагор принял Разум как Закон и положил его в основу бытия. Его Нус, заключающий в возможности всеблагое, Ум, самосохра няющийся в своем развитии, имеющий в себе меру, — торжественно воцаряется над бытием и управляет движением. Ставя началом всеобщее, Ум внутри самого сущего, Анаксагор полагает миродер- жавную цель как скрытую мысль всемирного процесса 1 Фрагменты ранних греческих философов. МС См Герцен АИ Письма об изучении природы. МС. Атомизм Левкиппа — Демокрита 43 Анаксагор впервые отделил невещественное начало мысли, или Ума, от материи. В этом заключается новое слово этого мыслителя. Он понял, что материя как таковая не объясняет явлений движения, мышления и целесообразности во вселенском миропорядке эти феномены невыводимы из непроницаемости, косности, протяженности, те. чисто материальных свойств вещества. Анак сагор различал материальное и нематериальное начала сущего и определял последнее по аналогии с разумным духом человека. Таким образом, впервые введено понятие универсального начала. Однако Анаксагор не называл это начало Логосом. В его системе философских воззрений оно играет роль исключительно причин но-силового начала — мирового двигателя. Он пришел к этому взгляду из осмысления явлений природы, а не на основе анализа логических процессов. § 9. Атомизм Левкиппа — Демокрита Нобелевский лауреат, крупнейший физик середины XX в, Р. Фейнман писал Если бы в результате какой-то мировой катастрофы все накопленные научные знания оказались бы уничтоженными и к грядущим поколениям живых существ перешла бы только одна фраза, то какое утверждение, составленное из наименьшего количества слов, принесло бы наибольшую информацию Я считаю, что это — атомная гипотеза. все тела состоят из атомов — маленьких телец, которые, находятся в беспрерывном движении, притягиваются на небольшом расстоянии, но отталкиваются, если одно из них плотнее прижать к другому Водной этой фразе. содержится невероятное количество информации о мире, стоит лишь приложить к ней немного воображения и чуть соображения . Атомизм проявился как движение античной мысли к философской унификации первооснов бытия. Интересно, что эта гипотеза, развитая Левкиппом (V в. до н.э.) и особенно Демокритом (ок. 470 или 460 до н.э. — умер в глубокой старости, связана с Древним Востоком 2 Таким образом, первоначала других античных мыслителей Де мокрит и его последователи сводили к атомам. И вода, и воздух, 1 Фейнман Р, Лейтон Р, Сэндс М Фейнмановские лекции по физике. М, 1977. Вып. 1, 2. С. 23—24. 2 По ряду свидетельств, Демокрит обучался у халдеев и магов, вначале у присланных в дом его отца для воспитания детей, а затем в Мидии. Демокрит не приписывал себе авторства атомизма, упоминая, что атомизм заимствован им у мидян, в частности у магов, жреческой касты, господствовавшая идея которых — внутреннее величие и могущество, сила знания и мудрости. |