Философия. Философия_Спиркин_2006. Л. Е. Серебряков Спиркин А. Г. С философия Учебнике изд. М гардарики, 2006. 736 св пер Автор учебника Л. Г. Спиркин членкорреспондент ран, создатель популярнейших в е годы учебников по философии. Настоящий учебник
Скачать 3.09 Mb.
|
4. А. Бергсон Вначале в. большую популярность приобрело учение французского мыслителя Анри Бергсона (1859—1941) — представителя интуитивизма и философии жизни. Его воззрения можно определить как генеральное возражение против материалистически- механистического и позитивистского направления философской мысли. Наиболее важно его учение об интенсивности ощущений, о времени, о свободе воли, о памяти в ее соотношении со временем, о творческой эволюции и роли интуиции в постижении сущего. Значимо в его концепции стремление построить картину мира, которая по-новому объясняла бы эволюцию природы и развитие человека в их единстве. Критикуя механицизм и догматический рационализм, А. Бергсон утверждал в качестве субстанции жизнь как некую целостность, отличную от материи и духа жизнь устремлена вверх, аматер и я — вниз. Материя, отождествляемая с прерывностью, пространством и миром твердых тел, оказывает сопротивление жизни и становлению. Сущность жизни, по Берг сону, постижима лишь с помощью интуиции, которая интерпретировалась как своеобразная симпатия и которой доступно непосредственное проникновение в сущность предмета путем как бы слияния сего уникальной природой. Говоря иными словами, интуиция понималась как самопостижение жизни, те. познание ею самой же себя. Поэтому Бергсон не противопоставлял объект субъекту. Бергсон призывал обратиться к жизни нашего сознания ведь она дана нам непосредственно в нашем самосознании, а оно показывает, что тончайшая ткань психической жизни есть длительность, те. непрерывная изменчивость состояний. Идея длительности — излюбленная центральная категория в философии Берг сона. Длительность — атрибут времени, трактуемый как живое время, обладающее особой энергией спонтанного порыва. Из создаваемого человеком образа времени как времени мировых событий нельзя вычесть влияние длительности как целостного потока, включенного в необратимую человеческую жизнь. Идеи Бергсона о времени созвучны теории относительности длитель- 168 Глава 7. Западная философия конца XIX—XX веков ность событий и состояний — это фундаментальная характеристика времени 1 В своих гносеологических рассуждениях Бергсон противопоставляет интеллект интуиции, полагая, что интеллект — это орудие оперирования с материальными, пространственными объектами, тогда как интуиция дает человеку возможность схватывать суть живой целостности вещей, явлений. В своих метафизических воззрениях (при рассмотрении эволюции органического) Берг сон трактовал жизнь как некий метафизически-космический процесс, как жизненный порыв, как могучий поток творческого формирования, при этом по мере ослабления напряжения этого порыва жизнь увядает и распадается, превращаясь в материю, которую он рассматривал как неодушевленную массу — вещество. Человек же являет собой творческое существо, и через него проходит путь жизненного порыва. Великий дар творчества, по Бергсону (который в этом следовал А. Шопенгауэру), органически связан с иррациональной интуицией, а она есть божественный дари дается лишь избранным. Философские позиции Бергсона, изящно выраженные в многочисленных трудах и оказавшие большое влияние на развитие философской культуры, уязвимы он резко противопоставил интеллект и интуицию, что делает невозможным познание, нуждающееся в единстве того и другого, в их взаимодополнении. Ив самом деле, созерцаемое в чистой интуиции без всякого понятийного различения и логического осмысления по существу оказывается просто даже невыразимым. Кроме того, Бергсон, абсолютизируя принцип изменчивости сущего, вступает в явное противоречие с достижениями науки и философии, исходящими из неоспоримого принципа единства изменчивости и устойчивости. Ученые и философы высоко ценили динамизм картины мира у Бергсона, критику им атомистического истолкования духовного мира человека (души) и развитие идеи целостности сознания. Идеи Бергсона роднят его с символистами. Он оказал большое вли- 1 Кстати, заметим, что одна из глав Кибернетики Н. Винера называется «Ньютоново и бергсоново время, а это говорит об очень многом. Бергсон — один из первых в философии XX в. проанализировал непросто специфику времени, а именно переживаемого человеком времени. 2 Он был склонен связывать интеллект с разумными рассудочным познанием, достигающим своих высших форм в физико-математических науках. По его мнению, интеллект разлагает целостность мира на тела, а тела — на элементы и т.д., а затем конструирует из них искусственные единства, в результате чего происходит утрата уникального. §5.4. Пирс 169 яние наряд направлений в философии, в том числе на прагматизм с У. Джемсом во главе. Отметим, что Бергсона постоянно интересовали такие проблемы, как душа и тело, идея духовной энергии, сновидения и т.п. Они имели для него особое значение, во-первых, потому, что он желал освободить дух от тела и тем самым доказать возможность бессмертия души, а во-вторых, сними был связан его интерес к спиритизму и телепатии он усматривал в этом путь копытному подтверждению возможности непосредственного общения сознания без обращения к языку и телесным движениям. Само литературное творчество Бергсона отличалось увлекающим за собой порывом, борьбой, полемикой, все новым продолжением вперед во времени, все новым самовоспламенением. Его произведения приветствовали даже как революционную философию. Например, У. Джемс назвал его философию благой вестью, а некоторые ученики Бергсона видели в своем учителе пророка. § 5. Ч. Пирс Основные идеи прагматизма впервые высказал Чарлз Сандерс Пирс (1839—1914) — американский философ, логик, математики естествоиспытатель. Статьи Пирса Как сделать наши идеи ясными, Определение веры послужили первоисточником американского прагматизма. Философские воззрения Пирса сочетают две противоположные тенденции позитивистскую (эмпирическую) и объективно-идеалистическую, идущую от Платона и Ф. Шеллинга. Он отрицал врожденные идеи и интуитивное познание. Вслед за И. Кантом он утверждал, что исходным пунктом познания выступает видимость. По Пирсу, понятие об объекте можно достигнуть лишь путем рассмотрения всех практических следствий, вытекающих из действий с этим объектом. Наше знание об объекте всегда является незавершенными опровержимым, гипотетичным. Это относится не только к обыденному знанию и знанию естественнонаучному, но и к математическими логическим суждениям, всеобщность которых может быть опровергнута контрпримерами. Он опровергал механистический детерминизм и отводил большую роль творчеству случайного в движении и развитии сущего. Дух не только рационализирует мирно также вносит в него любовь и гармонию, неотделимую от творческой свободы. Истина в трактовке Пирса — ясное, отчетливое, непротиворечивое на данной стадии развития знания. Истинность знания является надежным условием результативной практики. Полез 170 Глава 7, Западная философия конца XIX—XX веков ность определяет значение истины, ее надежность. Практический интерес — причина нашей заинтересованности в искании истины. Высшее воплощение духа — Бог, к которому человек обращен всеми своими духовными силами — чувством совершенства, любовью и верой. Рациональные доказательства бытия Бога бесполезны, в поведении человека всегда есть рационально необъяснимый, непознаваемый остаток, направляемый верой. Пирс — один из основоположников математической логики и семиотики 6. У. Джемс Уильям Джемс (1862—1910) — американский философ и психолог, один из основоположников прагматизма. Согласно Джемсу, философ ищет такой мир, который подходил бык его темпераменту, и поэтому верит в любую соответственную картину мира. В значительной мере история философии есть история своеобразного столкновения человеческих темпераментов. Темперамент влияет на ход мыслей философа несравненно сильнее, чем любая из его безукоризненно объективных предпосылок. Мы встречаем в философии два интеллектуальных типа. Один из них — мягкий рационалист, оперирующий принципами, интеллектуал, идеалист, оптимист, верующий, индетерминист, монист, догматик другой — жесткий эмпирист, оперирующий фактами, сенсуалист, материалист, пессимист, неверующий, детерминист, плю ралист, скептик. Номы хотим посредствующей системы рационализм дает религию без фактов, эмпиризм дает факты без религии, мы же хотим соединить честное научное обращение с фактами со старой верой в человеческие ценности. Такой посредствующей системой является прагматизм, который способен оставаться религиозным, подобно рационализму, ив тоже время сохранить интимнейшую близость с фактами. Так характеризует суть позиции Джемса наш талантливый психологи философ П.П. Блонский 2 Воззрения Джемса являют собой своеобразное сочетание эмпиризма с идеалистическими и даже мистическими тенденциями. Признавая невозможность объяснения явлений сознания из мате См Мельвиль Ю.К. Чарлз Пирс и прагматизм. М, 1968; Парус В.Н. Пирс // Современная западная философия. М, 1991. 2 См Блонский, П.П. Современная философия. М. 1922. Ч. II. СУ Джемс 171 риальных факторов, он в тоже время придавал этим факторам весьма существенное значение. Джемс отрицал существование бессознательного начала в нашей душевной жизни и вслед за А. Берг соном отстаивал идею единства душевной жизни, борясь против атомистического, внутри-себя-расчлененного ее понимания, столь ярко выраженного, например, в английской ассоцианистской психологии. Огромной заслугой Джемса является стремление устранить механистические представления изучения о душе. Он приписывал сознанию такие основные признаки всякое состояние сознания является состоянием определенной личности (это всегда сугубо личное сознание и самосознание, в сознании происходит постоянная смена его состояний (поток сознания) ион непрерывен сознание есть активное начало, выбирающее из различных состояний какое-либо определенное, как это четко проявляется в акте внимания и волевого усилия. Ни одно состояние сознания не бывает тождественным с любым иным. В теории познания Джемс исходит из признания исключительной значимости опыта. В своих исследованиях он обращается к конкретному — к фактам, прежде всего к действиям, к поведенческим актам, отвергая значимость абстрактных, абсолютных начал. Противопоставляя эмпирический метод методу рационалистическому, он создал учение, которое назвал радикальным эмпиризмом. По Джемсу, истинность знания определяется его полезностью для успеха наших поведенческих актов, поступков. Джемс абсолютизировал успех, превращая его не только в единственный критерий истинности идейно ив само содержание понятия истины у него истина открывает смысл нравственной добродетели, а неполноту смысловой информации об объекте познания. Прагматисты, в том числе Джемс, обвиняли всю прежнюю философию в отрыве от жизни, в абстрактности и созерцательности. Философия, по Джемсу, должна способствовать не осмыслению первых начал бытия, а созданию общего метода решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях, в потоке постоянно меняющихся событий. Согласно Джемсу, мы реально имеем дело стем, что переживается в нашем опыте что и составляет поток сознания опыт никогда не дан нам изначально как нечто определенное. Все объекты познания формируются нашими познавательными усилиями входе решения жизненных задач. Цель мышления состоит в выборе средств, необходимых для достижения успеха. По словам Джемса, ось мира проходит через эгоистические центры человека быть может, мы находимся в мире, как собаки и кошки в наших библиотеках они 172 Глава 7. Западная философия конца XIX—XX веков видят книги и слышат разговор, ноне чуют во всем этом никакого смысла. Джемс унаследовал глубокую веру в Бога от своей семьи. Его религиозные убеждения были демократичны, полны тепла и человеческой доброты. Идея Бога, по Джемсу, истинна. Она служит удовлетворительно в самом широком смысле слова, и мы вполне можем веровать на основании факта религиозного опыта, говорящего, что существуют высшие силы, занятые тем, чтобы спасти мир в смысле наших собственных идеалов в религии заключена истина, ее содержание проникнуто духом разума, нравственности и любви к ближнему. Речь, следовательно, идет об истине, от коей зависит счастье человечества и каждого индивидуума в отдельности. Джемс считал, что люди могут быть счастливы, исходя из того, что вера в Бога помогает им быть счастливыми. Джемс защищал принцип свободы воли и идею бессмертия души 7. Дж. Дьюи Джон Дьюи (1859—1952) — американский философ, один из виднейших представителей прагматизма. Фундаментальным понятием философии этого мыслителя был опыт, под которым имелись ввиду все формы проявления человеческой жизни. Помысли Дьюи, философия возникла не из удивления, как полагали еще в древности, а из социальных напряжений и стрессов. Поэтому задача философии заключается в такой организации жизненного опыта, прежде всего уклада социального бытия, который способствовал бы улучшению образа жизни людей, их бытия в мире. Средством для этого должен стать метод науки и разума, который служил бы орудием, инструментом, соответствующим нашим прагматическим устремлениям. Такой метод состоит в установлении испытываемого затруднения или проблемы, которые возникают во всевозможных жизненных ситуациях и ставят человека перед задачей поиска средств для целесообразного их решения. При этом идеи, теории призваны выступать в роли жизненно необходимых интеллектуальных инструментов. Отсюда и стержневая идея мыслителя, определяющая суть его философии, — инструментализм. По Дьюи, истинны те идеи, концепции и теории, которые являются результативно-выгодными, успешно работают в жизненно важных обстоятельствах, ведут к достижению праг- См.: Джемс У Многообразие религиозного опыта. СПб., 1992. § 8. Э. Гуссерль 173 матических целей. При этом средства, которые избираются для решения соответствующих проблем, должны быть не субъективными и произвольными они должны отвечать характеру проблемы и поставленной цели, ибо неадекватные средства могут извратить самые лучшие намерения и цели. Итак, по Дьюи, познание есть инструмент приспособления человека к окружающей среде, как природной, таки социальной. А мерило истинности теории — ее практическая работоспособность в данной жизненной ситуации. Практическая целесообразность — критерий не только истинности, но и моральности. Под этим углом зрения Дьюи рассматривал, в частности, и проблемы религии. Дьюи полагал, что предложенный им метод инструментализма пригоден для эффективного решения любых проблем в демократическом обществе. Защиту и обоснование именно такого общества он считал своей главной как социальной, таки моральной целью, а также смыслом своего философствования. Кстати, заметим, что Дьюи был замечательным политическим мыслителем. Кроме того, он внес существенный вклад в разработку идей педагогики и теорию культуры. В заключение можно сказать, что прагматист не склонен рассуждать о постижимости или непостижимости внутреннего смысла бытия. Он предпочитает думать о том, что ведет к успеху в жизни, а отсюда следует, что задача человека заключается в том, чтобы наилучшим образом устроиться в жизни, в мире, а задача философии — помочь ему в этом. Давно уже замечено, что принципы прагматизма оказали существенное влияние на общий стиль американского мышления и практики, в том числе и политики. Тут, видимо, имеет место взаимодействие индивидуально-социального образа жизни и образа мышления, что нашло свое адекватное выражение ив типе философствования, по крайней мере указанных философов-прагматис тов. § 8. Э. Гуссерль Эдмунд Гуссерль (1859—1938) — выдающийся немецкий мыслитель, родоначальник одного из основных направлений современной философии — феноменологии, что буквально означает 1 В России большое влияние воззрений Гуссерля испытал на себе А.Ф. Лосев, что сказалось на всем его творчестве. Он неоднократно и с пафосом говорил мне Я гуссерлианец!» 174 Глава 7. Западная философия конца XIX—XX веков учение о феноменах, понимаемых им как возникающие в сознании смыслы предметов и событий. По Э. Гуссерлю, феноменология — это строго научная философия о феноменах сознания как о чистых «сущностях, образующих мир идеального бытия, о самоочевидных логических принципах, дающих возможность очистить сознание от эмпирического содержания, во всей его частной конкретике, что осуществляется с помощью многоступенчатого метода феноменологической редукции. В результате из рассмотрения исключаются (или заключаются в скобки) весь окружающий мир, все существующие взгляды, научные теории и сам вопрос о существовании того, что является предметом исследования. И лишь этим путем мы как бы возвращаемся к самим вещам в виде сферы сознания, свободной от отношения к реальности, но сохраняющей все богатство своего содержания. Такая редукция являет собой прием обоснования, идеализации. Следовательно, феноменология по своей сути является наукой факта — предельно обобщенного и идеализированного. Сам Гуссерль называет ее дескриптивной, те. описательной, наукой. Он выступал срезкой критикой скептицизма и релятивизма, обвиняя их в психологизме, когда всякий познавательный акт определяется по своему содержанию структурой эмпирического сознания. Беля так, тони о какой истине, которая бы не зависела от нашей субъективности, нечего и говорить она невозможна. Впер вом томе своих Логических исследований Гуссерль атакует психологизм своей эпохи, критикует попытку обосновать логику психологией, говоря, что логические законы не психологичны по своей природе. По Гуссерлю, науки о природе и обществе непременно нуждаются в определенном философском обосновании. В Логических исследованиях Гуссерль так определил объект, цели и метод философии Ее основной объект — это научное знание и познание, Ее цель — построить науку о науке, те. «наукоуче- ние». Решающая проблема теории познания — проблема объективности познания. Философу, говорит Гуссерль, недостаточно того, что мы ориентируемся в мире, что мы имеем законы как формулы, по которым мы можем предсказывать будущее течение вещей и восстанавливать прошедшее. Он хочет привести в ясность, что такое по существу вещи, события, законы природы и т.п. И если наука строит теории для систематического осуществления своих проблем, то философ спрашивает, в чем сущность теории, что вообще делает возможным теорию и т.п. Лишь философское исследование дополняет научные работы естествоиспытателя и математика и завершает чисто и подлинное теоретическое § 8. Э. Гуссерль 175 познание. Гуссерль, повторяем, рассматривал философию как строгую науку — науку о феноменах сознания. Вслед за рационалистом Р. Декартом Гуссерль стремился отыскать последние самоочевидные, собственно логические принципы, чтобы очистить сознание от эмпирического содержания, что осуществимо лишь с помощью редукции, те. сведения высшего к низшему, простому. Для этого философия призвана освободиться от всех догматических принципов, которые вырастают на почве обычной естественной установки сознания в своем отношении к миру. Сего точки зрения, философия призвана стать борцом и за необходимое человечеству самосознание как раз это и было основанием всего логического здания его системы. Гуссерль призывал к свершению эпохе — воздержанию от какого-либо утверждения. В результате редукции остается последнее неразложимое единство сознания — интенционалъностъ, те. направленность сознания на предмет (заметим, что со времен древних мыслителей таки понимали отношение сознания к объекту. Гуссерль под интеыци- ональностью понимал такую направленность сознания на предмет как обобщенно-чистую структуру сознания, свободную от индивидуально-психологических, социальных и иных факторов. Таким своеобразным способом Гуссерль стремился решить гносеологический вопрос о связи субъекта и объекта. Феноменология призвана служить своего рода связующим звеном между ними, быть одновременно представителем духовного мира и трансцендентного мира сущего. В этом мыслитель видел метод постижения сущности событий. Правда, сами сущности у Гуссерля выступают как значения, не обладающие собственным, самодостаточным статусом существования. В последний период жизни он обратился к идее жизненного мира, что вело его к философии жизни. Он выступал против господства сциен тизма 2 и натуралистически-позитивистского мировоззрения вообще. Идеи Гуссерля послужили одним из источников экзистенциализма и герменевтики 1 См Гуссерль Э Логические исследования. СПб., 1907. Т. 1. СВ данном контексте под сциентизмом имеется ввиду абсолютизация науки, прежде всего естествознания как единственного образца собственно научного способа осмысления сущего. 3 См Мотрошилова Н.В. Принципы и противоречия феноменологической философии. М, 1968; Гаиденко П.П. Проблема интенциональности у Гуссерля и экзистенциалистская категория трансценденции // Современный экзистенциализм. М, 1966. 176 Глава 7. Западная философия конца XIX—XX веков § 9. Представители герменевтики В собственно теоретико-познавательном смысле под герменевтикой имеется ввиду истолкование, понимание текстов. Этот термин стал употребляться в философском смысле в раннем немецком романтизме. Герменевтика с самого начала была связана с идеями интерпретации и понимания. Представители современной философской герменевтики (Э. Бетти, Х.Г. Гадамер, М. Ландман) видят в ней не только метод гуманитарных наук, но и способ толкования определенной культурно-исторической ситуации и человеческого бытия вообще. Усматривая основную проблему философии в проблеме языка, они отвергают объективное научное познание, безгранично доверяя косвенным свидетельствам сознания, воплощенным в речи, прежде всего письменной. Знаменитый деятель эпохи немецкого романтизма Ф. Шлейермахер (1768—1834) осмыслил герменевтику прежде всего как искусство понимания чужой индивидуальности — другого. Предметом герменевтики выступает аспект выражения, ибо именно оно есть воплощение индивидуальности в ее проявлении. Как метод собственно исторической интерпретации герменевтика разрабатывалась крупным мыслителем Вильгельмом Дилъ- теем (1833—1911). В. Дильтей — немецкий историк культуры и философ, представитель философии жизни, основоположник понимающей психологии и школы истории духа (истории идеи) в немецкой истории культуры. Центральным для Дильтея является понятие жизнь, культурно-исторические реалии. Человек, по Дильтею, не имеет истории, он сам — история. Она-то и раскрывает, что он такое. От человеческого мира истории мыслитель резко отделял мир природы. Задача философии (как науки о духе) состоит в том, чтобы понять жизнь исходя из нее самой. В этой связи Дильтей выдвинул метод понимания как непосредственного постижения некоторой духовной целостности — в смысле целостного переживания. Понимание, родственное интуитивному проникновению в жизнь, он противопоставляет методу объяснения, применимому в науках о природе, где мы прибегаем к рассу- 1 Само слово герменевтика восходит к древнегреческим мифам, согласно которым посланник Богов Гермес был обязан толковать и разъяснять людям божественные вести. В античной философии и филологии под герменевтикой понимали искусство толкования иносказаний, многозначных символов, интерпретацию произведений древних поэтов, прежде всего Гомера. Затем это понятие означало искусство толкования Священного Писания, а потоми искусство верного перевода памятников прошлого. § 10. М. Шелер 177 дочному доказательству. Понимание собственного внутреннего мира достигается путем интроспекции, те. самонаблюдения, рефлексии. Понимание же чужого мира осуществляется путем вживания, сопереживания, вчувствования. По отношению к культуре прошлого понимание выступает как метод интерпретации, названный Дильтеем герменевтикой. Основой герменевтики он считал понимающую психологию ее особенность состоит в непосредственном постижении целостности душевно-духовной жизни личности. Основная проблема герменевтики состоит, по Дильтею, в раскрытии того, как индивидуальность может стать предметом общезначимого объективного познания в чувственно данном проявлении чужой уникальной жизни. Именно этим путем пошел Э. Гуссерль. Ведь при любом исследовании далекой от нас, тем более чужой, культуры важно прежде всего реконструировать жизненный мир этой культуры, вжиться в него, только в этом свете можно понять смысл ее памятников. Дальнейшую разработку этой проблемы осуществлял немецкий философ Х.Г. Гадамер, ученик М. Хайдеггера, который понимал герменевтику широко — как учение о бытии, как онтологию, пожалуй, скорее как теорию познания 1 Многое заимствуя у Дильтея и Хайдеггера, Гадамер придал герменевтике универсальный смысл, превратив проблему понимания в саму суть философии. Предметом философского знания сточки зрения герменевтики является мир человека, трактуемый как область человеческого общения. Именно в этой области протекает повседневная жизнь людей, создаются культурные и научные ценности. § 10. М. Шелер С тех пор как возникла сама философия, человек в той или иной мере всегда был объектом философских размышлений, ноне всегда стоял в центре внимания философов, хотя, например, у Сократа человек действительно был основным объектом философских размышлений и споров. Ив известном смысле можно сказать, что Сократ — первый представитель философской антропологии, кроме того, и экзистенциализма, имеющего своим предметом бытие человека в мире. Впоследствии этой проблематике большое внимание уделил Блаженный Августин. Огромной значимости по См Истина и метод. Основы философской герменевтики. М, 1988. 178 Глава 7. Западная философия конца XIX—XX веков ворот к человеку осуществили мыслители Возрождения. Проблема человека находит все большее место в работах И. Канта, А. Шо пенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше, Г. Марселя, П. Тейяра де Шардена, М. Бубера и др. Экзистенциальные и философско-антро- пологические идеи получили глубокое освещение в русской философии, прежде всего у гениального психолога-писателя Ф.М. Достоевского, ЛИ. Шестова, НА. Бердяева и др. Эти направления охватили Германию, Францию, Испанию — в трудах К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж . П . Сартра, А. Камю, Г. Марселя, М. де Унамуно, X. Ортега-иТассета. Философская антропология — это достаточно влиятельное течение современной философской мысли, в центре внимания которого — проблема человека, а главная идея — создание интегральной концепции человека его основные представители — М. Шелер, А. Гелен, Г. Плесснер, Э. Ротхаккер. Это течение, объявив себя основополагающей философской дисциплиной, пытается на основе тех или иных особенностей человека найти способы постановки и решения по существу всех философских проблем. В противовес рационалистическим учениям философская антропология вовлекает в сферу исследования душевно-духовную жизнь человека — эмоции, инстинкты, влечения, что зачастую приводит к иррационализму представители данного направления абсолютизируют эту сторону внутреннего мира человека, умаляя разумное начало. При всех различиях внутри этого течения его основная линия — поиски антропобиологических оснований человеческой жизнедеятельности, культуры, нравственности, права, социальных институтов. Общественная жизнь сводится к межличностным отношениям, основанным на естественных симпатиях людей, — инстинкте взаимности. Все богатство социальной жизни ограничивается актами признания другого, встречи Я и Ты, их взаимоприобщения, достигаемого благодаря сопереживанию и общности языка сего пси хосемантическими индивидуальными нюансами. В противоположность прежним концепциям человека, стремящимся выявить некую устойчивую структуру личности, представители философской антропологии вообще отказываются рассматривать сущность человека для них человек, его существование — всегда нечто незавершенное, а потому неподдающееся строгому определению. Из всех представителей философской антропологии сосредоточимся лишь на Шелере. Макс Шелер (1874—1928) — немецкий философ, один из основоположников философской антропологии как самостоятельной дисциплины, социологии и аксиологии — учения о ценностях. Шелер испытал значительное влияние фило- § 10. М. Шелер 179 софии жизни и феноменологии Э. Гуссерля, позже обратился к религиозной философии, в дальнейшем эволюционировал к метафизике персоналистского типа. Он остро ощущал кризис европейской культуры, источник которого он усматривал в культе выгоды и расчета. По Шелеру, формирование преимущественно экономических форм контроля в современном обществе ведет к господству научно-технических форм познания, враждебных реализации иерархически более высоких ценностей. Он решительно отрицал идеологию и практику социализма, возлагая надежды на третий путь — пробуждение чувства нравственной ценности в сознании людей. Пытаясь построить иерархию объективных ценностей, он ввел различие между абсолютными ценностями и эмпирическими переменными относительны не ценности как таковые, а их исторические формы. Опираясь на Августина и Б. Паскаля, Шелер противопоставил логике интеллекта логику чувства последнее он истолковывал как интенциональный акт, с помощью которого осуществляется познание ценности. Любовь, по Шелеру, — это акт восхолодения, который сопровождается мгновенным прозрением высшей ценности объекта. Специфика любви состоит в том, что она может быть направлена лишь наличность как носителя ценности, ноне ценность как таковую (об этом говорится в его труде Сущность и формы симпатии. Подлинная симпатия есть встреча и соучастие в жизни другого (ср. с коммуникацией, например, у К. Ясперса), не нарушающая его истинной экзистенции, что отличает его от неподлинных форм симпатии, таких, как вчуствова- ние, эмоциональное заражение, идентификация с другим объектом. Феноменологическая редукция у Шелера означает не путь к чистому трансцендентальному сознанию Э. Гуссерля, но скорее акт сопричастности бытию, который ближе к импульсу, или жизненному порыву. Шелер рассматривал феноменологический подход не как способ превращения философии в строгую науку, а как экзистенциальную возможность прорыва к реальности, поэтому его с полным правом можно назвать предшественником фундаментальной онтологии М. Хайдеггера. В работах по социологии познания например, Формы знания и общество) Шел ером проанализировано разнообразие исторических условий, препятствующих или способствующих осуществлению различных жизненных, духовных религиозных ценностей. По Шелеру, три основные формы познания — научная, философская и религиозная — не являются стадиями культурно-исторического развития, как полагал, например, О. Конт, но пребывают в различных состояниях во всех фор- ' 180 Глава 7. Западная философия конца XIX—XX веков мах культуры. Характерный для него дуализм мира ценностей как идеальных заданий и наличного реального бытия достигает особой остроты в работе по философской антропологии Место человека в Космосе, где могущественный, но слепой жизненный порыв и всепостигающий, но бессильный дух выступают как основные принципы человеческого бытия. Философские воззрения Шел ера стали связующим звеном между такими направлениями, как философия жизни и экзистенциализм. В заключение предоставим слово самому Шелеру: В известном смысле все центральные проблемы философии можно свести к вопросу что есть человек и каково его метафизическое местоположение в общей целостности бытия, мира и Бога 11. П. Тейяр де Шарден Пьер Тейяр де Шарден (1881 —1955) — французский ученый, философ и теолог. Его книга Феномен человека внесла существенный вклад в разработку философской антропологии. В этой книге он выразил свои мысли, которые оказались несовместимыми с общепринятыми идеями томизма как основополагающего учения католической церкви, за что автор был лишен права преподавания и публикации философско-теологических работ, Тейяр де Шарден предпринял попытку синтеза научного и религиозного опыта с целью раскрытия эволюции Вселенной, приведшей к появлению человека с присущими ему разумом и чувствами. Он полагал, что этот результат эволюции является заранее запланированным свыше итогом космического процесса как едино-цельной системы. Стремление уяснить диалектику всеединства, охватывающего явления сущего, сопряжены у него с пантеистической установкой, со стремлением найти Бога, как бы растворенного в мире и проникающего вовсе поры сущего мощью своего абсолютного смысла духовное начало, пронизывая мир, направляет его развитие. Для своего анализа Тейяр де Шар ден использовал термин энергия, которую мыслил как неотъемлемое свойство материи, задающее импульс эволюции Космоса. Психоэнергетический феномен лежит в обосновании автором бо- 1 Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии. М, 1989; см. также Философская энциклопедия. М, 1970. Т. 5. С. 499; Корне ев П.В. Шелер как непосредственный предшественник экзистенциализма и основоположник современной антропологии // Современная философская антропология. ММ. Хайдеггер 181 жественного источника космической эволюции. Высшим ее выражением является разумный человек. Мыслитель считал эту энергию естественной формой божественной благодати. Точка Омега — это финальная цель, символизирующая собой Христа, сопричастного мирозданию. Человек, концентрирующий в себе психическую энергию, творит ноосферу. Воззрения Тейяра де Шардена исполнены гуманистически- христианской направленностью. Он призывал к единению всех народов, единению науки и религии, а также мистики в качестве защиты от всех бедствий в современном мире 12. М. Хайдеггер Мартин Хайдеггер (1880—1976) — немецкий философ-экзис тенциалист. Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование) — философия существования, одно из самых модных философских течений в середине XX в, явившее собой самое непосредственное выражение современности, ее затерянности, ее безысходности. Экзистенциальная философия выражает общее чувство времени чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего. Экзистенциальная философия — это философия радикальной конечности» 2 Согласно экзистенциализму, задача философии — заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческо го бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Его бытие окружено со всех сторон какими-то таинственными знаками, символами. Для чего живет человек В чем смысл его жизни Каково место человека в мире Каков выбор им своего жизненного пути Это действительно очень важные вопросы, которые не могут не волновать людей. Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций — озабоченность, страх, сознание приближающегося конца своего бытия. При рассмотрении всех этих и других проблем представители экзистенциализма высказали немало глубоких и тонких наблюдений и соображений. 1 См Старостин БЛ. От феномена человека к человеческой сущности (предисловие к указанной книге Тейяра де Шардена); Губман БЛ. Тейяр де Шарден // Современная западная философия Словарь. МС Хюбшер А Мыслители нашего времени. МС Глава 7. Западная философия конца XIX—XX веков Наиболее крупные представители экзистенциализма — М, Хай- деггер, К. Ясперс в Германии ГО. Марсель, Ж . П . Сартр, А. Камю во Франции Аббаньяно в Италии Баррет в США. Свой метод эта философия в значительной мере заимствовала у феноменологии Э. Гуссерля. В своем труде Бытие и время М. Хайдеггер поставил во главу угла вопрос о смысле бытия, который, по его мнению, оказался забытым традиционной философией. Хайдеггер стремился раскрыть этот смысл путем анализа проблемы бытия человека в мире. Собственно лишь человеку свойственно осмысление бытия, именно ему открыто бытие, именно такое бытие — экзистенция и есть тот фундамент, на котором должна строиться онтология нельзя, пытаясь осмыслить мир, забывать о самом осмыслизающем — человеке. Хайдеггер перенес акцент на бытие для вопрошающего человека бытие раскрывается и высвечивается через все, что люди познают и делают. Человек не может смотреть на мир иначе, чем сквозь призму своего бытия, разума, чувств, воли, вместе стем вопрошая о бытии как таковом. Для человека мыслящего характерно стремление повсюду быть дома в совокупном целом, во всем мироздании. Это целое и есть наш мир — он наш дом. Поскольку конечную основу человеческого бытия составляет его временность, преходящность, конечность, постольку прежде всего время должно быть рассмотрено как наисущественнейшая характеристика бытия. Обычно же бытие человеком анализировалось специально и обстоятельно в контексте времени и лишь в рамках настоящего времени как вечного присутствия. По Хайдеттерз 7 , личность остро переживает временность бытия, но ориентация на будущее дает личности подлинное существование, а вечное ограничение настоящим приводит к тому, что мир вещей в их повседневности заслоняет от личности ее конечность. Такие идеи, как забота, страх, вина и т.п., выражают духовный опыт личности, чувствующей свою уникальность, а вместе стем однократность, смертность. Он сосредоточивается на индивидуальном начале в бытии человека — на личностном выборе, ответственности, поисках собственного Я, ставя при этом экзистенцию в связь с миром в целом. В дальнейшем по мере своего философского развития Хай деггер перешел к анализу идей, выражающих не столько личност- но-нравственную, сколько безлично-космическую суть бытия бытие и ничто, скрытое и открытое бытие, земное и небесное, человеческое и божественное. Вместе стем ему свойственно стремление осмыслить природу самого человека, исходя из «ис- § 12. М. Хайдеггер 183 тины бытия, те. исходя уже из более широкого, даже предельно широкого осмысления самой категории бытия. Исследуя истоки метафизического способа мышления и мировоззрения в целом, Хайдеггер стремится показать, как метафизика, являясь основой всей европейской духовной жизни, постепенно мировоззренчески подготавливает новую науку и технику, которые ставят своей целью подчинение всего сущего человеку и порождают стиль жизни современного общества, в частности, его урбанизацию и «омассовление» культуры. Истоки метафизики, по Хайдеггеру, восходят к Платону и даже к Пармениду, положившим начало рационалистического осмысления сущего и истолкованию мышления как созерцания вечных реалий, те. чего-то самотождественно го и пребывающего. В противоположность этой традиции Хайдег гер для характеристики истинного мышления употребляет термин вслушивание бытие нельзя просто созерцать — ему можно и нужно только внимать. Преодоление метафизического мышления требует, по Хайдеггеру, возвращения к изначальным, но нереализованным возможностям европейской культуры, к той «досокра- товской» Греции, которая еще жила в истине бытия. Такое воззрение возможно потому, что (хоть и забытое) бытие все же еще живет в самом интимном лоне культуры — в языке Язык — это дом бытия. Однако при современном отношении к языку как к орудию он технизируется, становится лишь средством передачи информации и поэтому умирает как подлинная речь, как речение, сказание, поэтому теряется та последняя нить, которая связывает человека и его культуру с бытием, асам язык становится мертвым. Вот почему задача вслушивания характеризуется Хай- деггером как всемирно-историческая. Выходит так, что нелюди говорят языком, а язык говорит людям и людьми. Язык, открывающий истину бытия, продолжает жить прежде всего в произведениях поэтов (неслучайно Хайдеггер обратился к исследованию творчества Ф. Гельдерлина, Р. Рильке и др. Он был близок духу немецкого романтизма, выражая романтическое отношение кис кусству как хранилищу бытия, дающему человеку защищенность и надежность. В последние годы жизни в поисках бытия Хайдеггер все чаще обращал свой взор на Восток, в частности к дзэн-буддизму 1 , с которым его роднили тоска по невыразимому и неизреченному, склонность к мистическому созерцанию и метафорическому выражению. 1 Дзэн — японское название одного из буддийских направлений. 184 Глава 7. Западная философия конца XIX—XX веков Итак, если в своих ранних работах Хайдеггер стремился выстроить философскую систему, то впоследствии он провозгласил невозможность рационального постижения бытия. В более поздних работах Хайдеггер, пытаясь преодолеть субъективизм и психологизм своей позиции, выдвинул на первый план бытие как таковое. Ив самом деле, вне учета объективного бытия выяснения его свойств и отношений, словом, без постижения сути вещей человек просто не мог бы выжить. Ведь бытие в мире раскрывается через неотъемлемое от человека не только осмысление мира, но и делание, которое предполагает заботу . |