|
Философия. Философия_Спиркин_2006. Л. Е. Серебряков Спиркин А. Г. С философия Учебнике изд. М гардарики, 2006. 736 св пер Автор учебника Л. Г. Спиркин членкорреспондент ран, создатель популярнейших в е годы учебников по философии. Настоящий учебник
§ 1. И. Кант Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724 —1804) — поистине титаническая фигура. Именно с него занялась заря философии Новейшего времени 2 Не только в философии, ай в конкретной науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем. Разработанная им гипотеза происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности до сих пор является одной из фундаментальных научных 1 На вопрос, кого из новейших философов он считает самым выдающимся, ИВ. Гете ответил Кант — самый выдающийся, вне всякого сомнения. И именно его учение продолжало влиять и впоследствии, и глубже всего проникло в нашу немецкую культуру. Он повлияли на вас, хотя вы и не читали его. Здесь уместно привести замечание, которое мы могли сделать на своем жизненном пути ни один ученый не мог безнаказанно игнорировать то великое философское движение, начало которому положил Кант (Лихтенштадт ВО Гёте. СПб., 1920. С. 464). 2 Г. Гейне писало Канте Изобразить историю жизни Иммануила Канта трудно. Ибо не было у него ни жизни, ни истории. Он жил механически размеренной, почти абстрактной жизнью холостяка в тихой отдаленной улочке Кенигсберга, старинного города на северо-восточной границе Германии. Не думаю, чтобы большие часы на тамошнем соборе бесстрастнее и равномернее исполняли свое внешнее ежедневное дело, чем их земляк Иммануил Кант. Вставание, утренний чай, писание, чтение лекций, обед, гуляние, — все совершалось в определенный час, и соседи знали совершенно точно, что на часах — половина четвертого, когда Им мануил Кант в своем сером сюртуке, с камышовой тросточкой в руке выходил из дому и направлялся к маленькой липовой аллее, которая в память о нем до сих пор называется Аллеей Философа. Восемь раз проходил он ее ежедневно взад и вперед во всякое время года, и, когда было пасмурно или сырые тучи предвещали дождь, появлялся его слуга, старый Лампе, с тревожной заботливостью следуя за ним, с длинным зонтиком подмышкой, как символ провидения (Гейне Г Сочинения. М, 1934. Т. VII. С. 102). Образ жизни Канта — это целая наука, при этом удивительно оригинальная и поучительная. Спать он ложился ровно в 9 вечера. Подъем в 5 утра. Чашка слабозаваренного чая без ничего. После чая выкуривалась одна трубка в сутки, и не более. Ел он только один разв сутки по принципу садиться заеду нужно только очень сильно проголодавшись и набрасываться на пищу надобно с жадностью голодного волка лишь тогда возможно хорошее усвоение пищи. Обед только в кругу остроумных друзей — на шесть персон Непременны за обедом немного сухого вина, свежевыловленная треска, шутливые рассказы, анекдоты, непременно шутки, смех. Неостроумные больше не приглашаются Кант совсем не ведал очарования женской ласки. На склоне лет говорил очень рад, что избежал механических телесных движений, лишенных метафизического смысла. Диета, разработанная Кантом для себя, является ныне предметом пристального изучения диетологами. М. Зощенко, например, специально изучал ее с целью личного приобщения к ней. Родившись очень слабенькими болезненным ребенком (как и Ньютон, Кант, благодаря мудрому образу жизни, прожил долгую и духовно удивительно богатую жизнь. 136 Глава 6. Немецкая классическая философия идей астрономии. Кроме того, он выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения, а также идею естественного происхождения человеческих рас. Философские воззрения Канта существенно менялись по мере его духовного развития. Если до началах гг. XVIII в. его интересовали главным образом естественнонаучные вопросы, топотом его дух погружается в так называемые метафизические, те. общефилософские, проблемы бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики, те. всей системы философии. Человек, этика и право — вот альфа и омега всего философского учения великого мыслителя. О бытии и познании Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Они-то и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Но они же суть и непереходимые границы достоверного знания. Отвергая догматически прием познания, Кант считал, что вместо него нужно взять за основу иной — метод критического философствования, состоящий вис следовании приемов самого разума, в расчленении общей человеческой способности познания ив исследовании того, как далеко могут простираться его границы. Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены, составляющие содержание нашего опыта мир познается нами только в своих явленных формах. В результате воздействия вещей в себе на органы чувств возникает хаос ощущений. Мы приводим этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. То, что мы считаем законами природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений, те. наш разум предписывает законы природе. Но миру явлений соответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей — вещи в себе абсолютное познание их невозможно. Они для настолько ноумены, те. умопостигаемая, ноне данная в опыте сущность. Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. В принципиальной ограниченности человеческого познания он видел определенный нравственный смысл если бы человек был наделен абсолютным знанием, то для § 1. И. Кант 137 него не было бы ни риска, ни борьбы при выполнении нравственного долга. Кант был убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде восприятий. Пространство и время идеальны, а нереальны, те. не особая, самостоятельная реальность. Чувственные впечатления связываются между собой посредством суждений, в основе которых лежат категории, те. общие понятия, а они, по Канту, суть чисто логические формы, характеризующие только чистое мышление, а не его предмет. Категории даны человеку до всякого опыта, те. априори. В своем учении опознании Кант большое место отводил диалектике противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания. Но диалектика для него — лишь гносеологический принцип, она субъективна, так как отражает противоречия не самих вещей, а только противоречия мыслительной деятельности. Именно потому, что в ней противопоставляются содержание знаний и их логическая форма, предметом диалектики становятся сами эти формы. В логическом аспекте теории познания Кант ввел идею и термин синтетическая сила суждения, позволяющая нам осуществлять синтез рассудка и данных чувственного восприятия, опыта. Кант ввел воображение в теорию познания, назвав это копер- никанским переворотом в философии. Наши знания — не мертвый слепок вещей и их связей. Это духовная конструкция, возведенная воображением из материала чувственных восприятий и каркаса доопытных (априорных) логических категорий. Помощь воображения человек использует в каждом звене своих рассуждений. К своей характеристике человека Кант добавляет это существо, наделенное продуктивной способностью воображения. Но будучи великим конструктором, воображение не всемогуще. Логический каркас категорий, по Канту, априорен. Трансцендентальная философия — это, по Канту, не теория врожденных идей, посколь- 1 Смысл кантовского априоризма заключается в том,что субъект познания располагает определенными, уже до него сложившимися формами познания. Но этот априоризм не тождествен понятию врожденных идей априори — это не врожденные идеи, а формы, усвоенные человеком входе его приобщения к сложившимся до него формам культуры. 2 В философии Канта трансцендентальный (от лат. transcendens — перешагивающий, выходящий за пределы) — априорные познавательные формы, организующие эмпирическое познание. Следует отличать трансцендентальное от трансцендентного, означающего предмет, запредельный по отношению к миру явлений и недоступный теоретическому познанию. Трансцендентное — это как бы ночная сторона, темная для нас бездна бытия. Заметим, что сам Кант порой использовал эти термины один вместо другого — в смысле запредельного вообще. 138 Глава б. Немецкая классическая философия ку в таком случае они были бы лишены познавательной силы. Человек, приступающий к познанию, уже обладает сложившимися до него познавательными формами. Кант различает априорное и апостериорное (на основе опыта) происхождение понятий и категорий. Оба эти источника позволяют воображению и мышлению осуществлять постижение сущего. В своей теории познания Кант часто рассматривает и собственно антропологические проблемы. Он выделяет в познании такой феномен духа, как трансцендентальная апперцепция, те. единство сознания, составляющее условие возможности всякого познания. Это единство есть не результат опыта, а условие его возможности, форма познания, коренящаяся в самой познавательной способности. Кант отличал трансцендентальную апперцепцию от единства, характеризующего эмпирическое Я и состоящего вот несении сложного комплекса состояний сознания к нашему Я как его центру, что необходимо для объединения всего многообразия, данного в опыте и образующего содержание всех переживаний Я. Это гениальная идея великого мыслителя. Канта справедливо критикуют зато, что он отказывается признать адекватность нашего знания вещам. Согласно Канту, мы познаем только явления — мир вещей самих по себе нам недоступен. При попытке постигнуть сущность вещей наш разум впадает в противоречия. Следует сказать в рассуждениях Канта есть доля правды, так как познание ив самом деле неисчерпаемо. Это бесконечный процесс все более и более глубокого проникновения в объективную реальность, а она бесконечна. Но это не дает основания отрывать мир явлений от мира вещей в себе. Между ними нет непроходимой пропасти. Пусть даже, по Канту, формы и создаются целиком творчеством духа, все же трудно допустить, чтобы предметы, к которым постоянно применяются эти формы, не окрашивали бы их в свой собственный цвет. Ведь в той или иной мере сущность вещи в себе так или иначе высвечивается в явлении. При этом мы не должны забывать, что наши знания, при всей их глубине, все же в целом относительны. Скрупулезно разрабатывая свою концепцию о вещах в себе, Кант имел ввиду, что в жизни индивида, в нашем отношении к миру и человеку есть такие глубины тайн, такие сферы, где наука бессильна. Примером этого являются, в частности, поведенческие акты человека, его поступки, отвечающие принципу детерминации, причинной зависимости. Но, по Канту, человек живет в двух мирах. С одной стороны, он часть мира явлений, где все детерминировано, где характер человека определяет его склонности, страсти и условия, в которых
§1. И. Кантон действует. Нос другой, помимо этой эмпирической реальности у человека есть иной, сверхчувственный мир вещей в себе, где бессильны привходящие, случайные, непостижимые и непредви димые ни импульсы у самого человека, ни стечение обстоятельств, ни диктующий свою волю нравственный долг. Отсюда Кант делает вывод свобода и есть, и ее нет. Это верно. Такое противоречие Кант именует антиномией свободы. Он говорит и об иных антиномиях, например об антиномии конечного и бесконечного. В результате он приходит к выводу Бог — абсолютно необходимая сущность. Искренне верить в Бога — значит быть добрым, значит быть вообще истинно нравственным. О человеке. Специалисты (именно по творчеству Канта) считают, что целесообразно начинать изложение философии этого мыслителя сего учения о человеке. Кант изложил свои воззрения поэтому вопросу в книге Антропология с прагматической точки зрения. Главная ее часть подразделяется натри разделав соответствии стремя способностями человека познанием, чувством удовольствия и неудовольствия и способностью желания. Человек, по Канту, — это самый главный предмет в мире. Над всеми другими существами его возвышает наличие самосознания. Благодаря этому человек представляет собой индивидуальность, те. личность. Из факта самосознания вытекает эгоизм как природное свойство человека. Эгоизму Кант противопоставляет образ мыслей, при котором человек рассматривает свое Яне как весь мира лишь как часть его. Человековедение — это в сущности вместе стем есть и мироведение. Мыслитель требует обуздания эгоизма и полного контроля разума над душевными проявлениями личности. Он подчеркивает продуктивную силу воображения. По Канту, одно дело, когда мысами вызываем и контролируем наши внутренние голоса, другое — когда они без зова являются к нами управляют нами тут уже налицо признаки душевных отклонений или предрасположение к ним. Но природу души Кант не считал объектом научного познания описание душевных явлений — не дело естествознания. Кант ставит вопрос может ли человек иметь представления и не осознавать их Такие представления, согласно Канту, являются темными. Но их роль велика в творчестве. В полном мраке сознания может протекать такой сложный процесс, как художественное творчество. Представьте себе, говорит Кант, музыканта, импровизирующего на органе и одновременно разговаривающего с человеком, стоящим подле него одно ошибочное движение, неверно взятая нота — и гармония нарушена. Но этого не происхо- 140 Глава 6. Немецкая классическая философия дит, хотя играющий не знает, что он сделает в следующее мгновение. Рассудок порой не в состоянии избавиться от влияния представлений даже в тех случаях, когда считает их нелепыми и пытается противоборствовать им. Так, например, обстоит дело с сексуальным чувством, когда от страсти мутится разум. На большой карте нашей души, говорит Кант, освещены только немногие пункты — это обстоятельство может возбуждать у нас удивление перед нашим собственным существом, ведь если бы некая высшая сила сказала да будет свет, то это произошло бы без малейшего содействия с нашей стороны. Перед нашими глазами открылось бы как бы полмира (если, например, мы возьмем писателя совсем тем, что он имеет в своей памяти. Кант анализирует такие способности человека, как талант и гений. Талант к изобретению и открытию — это высший уровень дарования. Таков гений. Анализируя существо человека, Кант рассматривает природу чувств. Например, чувство удовольствия в общем способствует жизни. Ноу человека на животный инстинкт наслаждения наложена нравственная и культурная узда. Кант говорит один способ удовольствия есть в тоже время культура, а именно, увеличение способности испытывать еще большее удовольствие — таково удовольствие от науки изящных искусств, другой же способ — истощение, которое делает нас все менее способными к дальнейшему наслаждению. Говоря о необходимости самосовершенствования человека, его души, Кант подчеркивает Развивай свои душевные и телесные силы так, чтобы они были пригодны для всяких целей, которые могут появиться, не зная при этом, какие из них станут твоими» 1 Нравственное учение и проблема религии Кант отрицательно относился к мнимой морали, основанной на принципах полезности и приятности, на инстинкте, внешнем авторитете и на различного рода чувствах. Ни благоразумие, ни умение еще не составляют нравственности. Как говорил Вл. Соловьев, анализируя нравственные идеи Канта, человек, с технической ловкостью удачно действующий в какой-нибудь специальности или благоразумно устраивающий свое личное благополучие, может, несмотря на это, быть совершенно лишен нравственного достоинства. Такое достоинство приписывается лишь тому, кто не только какие-нибудь 1 Кант И Собрание сочинений Вт. М, 1964. Т. 6. СИ. Кант 141 частные и случайные интересы, но и все благополучие своей жизни безусловно подчиняет моральному долгу или требованиям совести. Лишь такая воля, желающая добра ради него самого, а не ради чего-нибудь другого, есть чистая, или добрая, воля, имеющая цель сама в себе. Ее правило, или нравственный закон, не будучи обусловлен никакой внешней целью, есть категорический императив, выражающий абстрактную обязанность Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в тоже время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом. поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству ив своем лицеи в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бык нему только как к средству . Имея ввиду именно категорический императив, Кант с пафосом говорит Две вещи наполняют душу все новыми нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, — звездное небо надомной и моральный закон во мне. Кант призывает определи себя сам, проникнись сознанием морального долга, следуй ему всегда и везде, сам отвечай за свои поступки. Такова квинтэссенция кантовской этики, строгой и бескомпромиссной. Именно долг перед человечеством и перед своей совестью заставляет нас вести себя нравственно. В философии Канта нравственное слиянно с идеей религиозного, божественного По Канту, согласно идеалу веры, церковь есть всеобщее и необходимое нравственное единение всех людей. Она представляет собой царство Божие на земле. Сточки зрения религиозного развития человечества в истории, господство нравственного миропорядка в земной, чувственной жизни, есть высшее благо. При этом в опыте идеал церкви превращается в эмпирически объяснимые формы, выступившие в истории 2 Отрицание божественного существования, согласно Канту, — полнейший абсурд. Космологическое доказательство, как мне кажется, — писал он, — столь же старо, как и человеческий разум. Оно так естественно, так убедительно и до такой степени способно расширять круг размышлений вместе с развитием наших воззрений, что оно должно будет существовать до тех пор, пока в мире останется хоть одно разумное существо, склонное принять 1 Кант И Сочинения. М, 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 260, 270. 2 См Виндельбанд В История новой философии. СПб., 1913. Т. 2. С. 113.
142 Глава 6. Немецкая классическая философия участие в этом благородном рассмотрении, дабы познать Бога из его творений» 1 Идея права и государства Кант разработал философское учение оправе и государстве, а также об отношениях между государствами, те. международном праве. В своем учении оправе Кант развивал идеи, выдвинутые французскими просветителями. Это прежде всего признание необходимости уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенства всех людей перед законом, ликвидация всех юридических привилегий. Юридические законы он выводил из нравственных, а те и другие носили у него априорный характер, подчинялись чистому практическому разуму. Кант определяет государство в широком смысле как объединение множества людей, подчиненных правовым законам. В каждом государстве существуют три власти, те. объединенная воля в трех лицах верховная власть в лице законодателя, исполнительная власть в лице правителя (правящего согласно закону) и судебная власть в лице судьи (присуждающего каждому свое согласно закону. Законодательная власть может принадлежать только объединенной воле народа. Так как всякое право должно исходить от нее, она непременно должна быть не в состоянии поступить с кем- либо не по праву. В своем учении о государстве Кант развивал идеи Ж . Ж . Руссо, в частности идею народного суверенитета. Источником суверенитета он считал не народа монарха, отрицая право судить главу государства, который не может поступать не по праву. Следуя идеям Вольтера (сторонника просвещенного абсолютизма, Кант признавал право на свободное высказывание своего мнения, ограничивая его, однако, необходимостью гражданского и политического повиновения властям, без чего немыслимо само существование государства Рассуждайте сколько угодно и о чем угодно, но повинуйтесь . Подходя к государственному устройству исторически, Кант считал, что оно не может оставаться неизменным те или иные формы правления существуют до тех пор, пока они необходимы. Республика — это единственный правовой государственный строй, который отличается прочностью здесь закон самодержавен и не зависит ни от какого отдельного лица. Истинная республика, 1 Кант И Сочинения Вт. М, 1964. Т. 1. С. 504—505. 2 Кант И Сочинения. 'Г. 4. Ч. 2. С. 243. :i Цит. по Политические учения история и современность. МС. И. Каят 143 по Канту, есть система, управляемая уполномоченными депутатами, избранными народом. Во взглядах на отношения между государствами Кант выступал против неправового состояния этих отношений, против господства на международной арене права сильного. Выход из такого состояния он видел в создании равноправного союза народов, задача которого — оказывать помощь государствам при нападении извне. Существование такого союза — залог жизнеспособности человечества в целом. Неотъемлемой частью всей философской системы Канта является идея вечного мира. Хотя эту идею сам он считал нереализуе мой, однако полагал, что союз государств может приблизить человечество к осуществлению такого идеала. Взгляды Канта на проблемы войны и мира пронизаны идеями гуманизма. Он резко отрицательно относился не только к самой войне, но и к постоянной подготовке к ней бремя вооружений часто делает мир более тяжелым, чем сама война. Попытку европейских государств достигнуть равновесия.в области вооружений Кант назвал чистейшей химерой, подобно дому Свифта, который был построен с таким строгим соблюдением всех законов равновесия, что тотчас рухнул, как только на него сел воробей» 1 Наука оправе, писал он, есть часть философии. Она должна поэтому развить идею, представляющую собой разум самого предмета. Любопытно, что Кант обращает свой взор на Восток, в сторону гигантской Российской империи, где народ лишен элементарных прав (крепостное право, и задается вопросом Не предстоит ли нам еще одна революция, которую осуществит славянское племя Что это Пророчество гения Оконце всего сущего Когда Канту было 70 лет (этот возраст он считал своим творческим расцветом, он написал статью в Берлинском ежемесячнике (июнь 1794 г, заметив, что читать ее грустно и смешно. В то время, возможно, это было и смешно, а вот ныне — это не смешно, а грустно и должно быть предупреждением для всего человечества. Эта статья — образец иронической и меланхолической философской публицистики, имеющей в наше время особую актуальность и глубокий нравственный смысл. Идея конца всего сущего рождена в размышлениях не о физической, а о моральной стороне дела. В статье говорится око Кант И Сочинения. Т. 4. Ч. 2. С. 106.
144 Глава б. Немецкая классическая философия печной цели человеческого бытия, или, скорее, об участи всего человечества. Если эта цель оказывается недостижимой, тов глазах простых людей сотворенное бытие теряет смысл, как спектакль без развязки и замысла. По ироническому, но прозорливому мнению Канта, конец всего сущего может быть троякого рода 1) естественный, соответствующий моральным целям божественной мудрости 2) сверхъестественный — под воздействием причин, нашему пониманию недоступных 3) противоестественный, который мы вызовем сами вследствие неправильного понимания конечной цели» 1 В заключение следует подчеркнуть, что Кант оказал огромное влияние на умы всего мыслящего человечества многие философские направления, школы и учения так или иначе восходят к нему. Его идеи, подвергаясь постоянному осмыслению и переработке, продолжают свою плодотворную жизнь. Гений этого мыслителя, выраженный в его творениях, — это такой храм духа, мимо которого не проходили не может пройти ни один из тех, кому дорога широкоохватная мудрость. ИВ. Гете уловил в кантовских анти номиях плутовскую иронию, с которой Кант то убеждает читателя в чем-либо, то призывает подвергнуть сомнению свои же положения. Гете говорили так когда прочтешь страницу Канта, чувствуешь, что вошел в светлую комнату. § 2. И.Г. Фихте Значительное место в развитии немецкой классической философии принадлежит Иоганну Готлибу Фихте (1762—1814). В философии И. Канта он пытался устранить идею предметов самих по себе и диалектически вывести все содержание знания, те. теорию и практику, из деятельности нашего Я. Фихте указал на противо- 1 От себя замечу. Нам даны разум и свобода воли. Но человечество в немалой степени злоупотребляет и теми другим. Не ведая конечных результатов в своих благих устремлениях, усилиями непредусмотрительного злонамеренного ума оно, ускоренно совершенствуя техногенную сферу, устилает своими благими пожеланиями и дорогу в ад погибели совершенствуя цивилизацию, оно одновременно и насилует природу, загаживая ее отбросами своего собственного бытия. Мы уже ныне остро ощущаем дьявольскую порчу экологии А что человечество ждет впереди Тут уместно вспомнить мудрые слова поэта-философа Лукреция: Дабы дары, приносимые мной в беспристрастным усердием, Прежде чем в них разобраться, с презрением прочь не отринул (Лукреций. О природе вещей. МС Гулыга А Кант. М, 1977 (талантливо написанная книга Прочтите ее это доставит вам большое удовольствие. § 2. И.Г. Фихте 145 речие понятия предмета самого по себе, те. вещи в себе, — непознаваемой, не влияющей на мир явлений ив тоже время заключающей в себе причину явлений. Устранив это противоречие, Фихте стремился преобразовать критический метод Канта в субъективный идеализм, сходный с идеями Дж. Беркли. Для Фихте подлинная реальность — единство субъекта и объекта мир — это «субъект-объект, причем ведущую роль играет субъект. Фихте конструирует субъективный субъ ект-объект». Опираясь на каждодневный жизненный опыт человека, Фихте предлагает отличить и противопоставить реальное событие воображаемому, существующему лишь в сознании. Согласно Фихте, внимание сознания может занять и факт, уже исчезнувший из непосредственного созерцания, бывший в прошлом и тем самым запечатленный. Поскольку и при наблюдении реального события, и при воспоминании прошлых действий у человека одинаково проходит, исчезает часть жизни, часть времени, то Фихте полагает возможным оба явления — воображаемое и реально существующее — объявить одинаково реальными. А где же критерий такой реальности В субъекте — отвечает Фихте. Тут невольно вспоминаются слова ФИ. Тютчева: О, нашей мысли обольщение, Ты, человеческое Я. Воспринимая предмет или задумавшись о прошедшем, человек забывает себя. Самозабвение — это одна из особенностей человека, переживающего связь с действительностью. Отсюда определение действительности то, что отрывает тебя от самого себя, и есть действительно происходящее и наполняющее данный момент твоей жизни. Это и есть, по Фихте, начало и истинный фокус всей философии и жизни. Прийдя к такому общему определению действительности, нельзя отождествлять то, что связано с действием человека в области воображения, стем, что непосредственно не зависит от него. Таким образом, получаются два ряда действительности одна создает сама себя, другая возникает в результате творческого акта сознания того, кому нужно ее существование. Фихте говорит обрати внимание на эту действительность, войди с ней в соприкосновение, иона станет событием индивидуальной жизни, в которой как бы удерживается и сохраняется жизнь объекта. Возможность такой зависимости между реальным бытием и духовной жизнью субъекта Фихте, как и Дж. Беркли, распространяет и на ту действительность, в отношениях с которой человек не находится. Отсюда течение всей объектив 146 Глава 6. Немецкая классическая философия ной реальности рассматривается как ее возможное осознание человеком реальное существует только в связи с жизнью человека. Затем Фихте уже совсем отвлекается от объективной реальности, занимаясь исследованием реального только как факта сознания, как внутреннего чувства и функции души. Его науко- учение (так он именует всю свою систему) имеет дело лишь с определениями сознания. Будучи незаурядно одаренной личностью, Фихте высказал немало ценных идей 1 Существенный интерес представляют этические воззрения Фихте. Исходя из факта множественности самоопределяющихся существ, он сформулировал условия их совместного существования, которые заключаются в добровольном ограничении свободы каждого лица это ограничение возможно прежде всего, если каждому предоставлены права свободного телесного и духовного развития и права собственные, выводимые из воздействия свободы на природу. Государство, по Фихте, есть гарант реализации права. В дальнейшем взгляды Фихте во многих пунктах сблизились сучением социалистов, в частности он оказал влияние на Ф. Ласса- JtJT, немецкого социалиста, организатора и руководителя Всеобщего германского рабочего союза. Философия Фихте оказала значительное влияние на последующее развитие немецкой классической философии, особенно на раннего Ф.В. Шеллинга и даже Г. Гегеля, а также на формирование философско-этических воззрения романтизма —- своими идеями творческой активности духа, учением о гении, об иронии и др. Философию Фихте остро критиковали и его современники Кант, Гегель и др, и все последующие философы за субъективизм и за чрезмерную самоуверенность автора в абсолютности своей правоты. Сравнивая свои взгляды с воззрениями своих предшественников и современников, Фихте писал У меня столь безудержное воображение, что оно позволяет всему моему духу непостижимо возвыситься над всеми вещами. Я принял более благо Он, например, тонко подметил, что ребенок только тогда становится личностью, когда впервые говорит о себе не Иоганн хочет есть, атак Мама я хочу есть чЯ хочу гулять. Ребенок, заявляющий о своем Я, — это уже личность. Мне (как психологу) очень импонируют многие наблюдения и рассуждения Фихте о становлении сознания и самосознания в онтогенезе, характеристика человека как личности, меткие описания психики животных и т.д. 2 Гаиденко П.П. Философский словарь. МС История философии. М, 1943. Т. 3.
§ 3. Ф. Шеллинг 147 родную мораль и вместо того, чтобы заниматься вещами, вне меня сущими, стал заниматься больше самим собой» 1 Гете писал с иронией о субъективно идеалистическом кредо Фихте: Вот назначенье жизни молодой Мир не был до меня и создан мной.
|
|
|