Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. С. Кьеркегор

  • Философия. Философия_Спиркин_2006. Л. Е. Серебряков Спиркин А. Г. С философия Учебнике изд. М гардарики, 2006. 736 св пер Автор учебника Л. Г. Спиркин членкорреспондент ран, создатель популярнейших в е годы учебников по философии. Настоящий учебник


    Скачать 3.09 Mb.
    НазваниеЛ. Е. Серебряков Спиркин А. Г. С философия Учебнике изд. М гардарики, 2006. 736 св пер Автор учебника Л. Г. Спиркин членкорреспондент ран, создатель популярнейших в е годы учебников по философии. Настоящий учебник
    АнкорФилософия
    Дата20.10.2022
    Размер3.09 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия_Спиркин_2006.pdf
    ТипУчебник
    #743395
    страница13 из 52
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   52
    § 1. А. Шопенгауэр Одной из самых ярких фигур иррационализма является Артур
    Шопенгауэр (1788—1860), который также, как и Л. Фейербах, был неудовлетворен оптимистическим рационализмом и диалектикой Г. Гегеля. Но он не приняли фейербаховской концепции.
    Шопенгауэр тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой. Он преклонялся перед философией И. Канта и философскими идеями Востока (в его кабинете стояли бюст Канта и бронзовая фигурка Будды. /
    Шопенгауэр непросто уменьшил роль разума за счет эмоций и, главное, абсолютизированно понимаемой им воли, он оспорил
    1
    В широком смысле слова под иррационализмом имеют ввиду учение, согласно которому решающим фактором в познании, в поведенческих актах людей, в мировоззрении, входе исторического процесса играют не силы разума, нерациональное начало, а иррациональное (от лат. irrationalis — неразумный, бессознательный, что предполагает признание ведущей роли инстинкта, интуиции, слепой веры, чувства, словом, тех срезов духовного начала, которые противопоставляются разуму, рассудку, мудрости. В более узком смысле под иррационализмом имеют ввиду различные философские учения, в которых умаляется разумное начало в пользу иррациональных сил, например воли в противовес разуму.

    158 Глава 7. Западная философия конца XIX—XX веков само понятие разума как области осознанной ментальной деятельности человеческого сознания, введя в него бессознательно-ирра­
    циональные моменты. Это уже не было бессознательное в кантовском понимании, когда бессознательное действовало рука об руку с рассудком и могло быть осознано разумом (как у И. Фихте и Ф. Шеллинга) в своей структуре, это уже было бессознательное как универсальная иррациональная стихия, неподвластная никаким рациональным методам исследования. Интеллект, согласно
    Шопенгауэру, сам того не сознавая, функционирует не по своему рациональному плану, но по указаниям воли, которая признается единой энергийной основой всех личных воль и самого объективного мира для него интеллект — это лишь орудие воли к жизни, как когти и зубы зверя. Интеллект утомляется, а воля неутомима. Таким образом, Шопенгауэр, с одной стороны, стремился, как и
    Фейербах, к расширению наших представлений о мире человеческой психики, сводимой ранее преимущественно к рациональному началу, ас другой — он остался на позициях объективного идеализма Гегеля, заменив на посту первопричины мира рациональную абсолютную идею на иррациональный момент человеческой психики — метафизическую первовслю. Реальна только одна кос­
    мически громадная воля, которая проявляется во всем течении событий Вселенной мир — только зеркало этого воления, выступающее как представление. Если идея рациональной причины мира была естественна для европейского сознания, то идея волевого первоимпульса, неподвластного никаким рациональным, этическими даже эстетическим ограничениям, была для Европы инородным явлением. Неслучайно сам Шопенгауэр признавал, что в числе стимулировавших его мысль источников одно из первых мест занимали буддийские представления о майе и нирване. Шопенгауэр созвучен не только логике мысли индийских философов, но и ее глубинному эмоциональному нерву его метафизическая воля как первопричина мира представляет собой ненасытное слепое влечение, темный глухой порыв. Мир, по Шопенгауэру, нелепа вся история мира — это история бессмысленной флуктуации волевых искр, когда воля вынуждена пожирать самое себя, так как, кроме нее, ничего нет иона к тому же — голодная и жестокая, постоянно ткущая паутину страдания. Отсюда травля, боязнь и страдание. Точно также и буддизм провозглашает земное бытие в психофизической оболочке человеческой личности неискоренимым страданием.

    § 1. А. Шопенгауэр 159 Для европейской же культуры этот мотив неестествен кроме того, что Европа всегда видела в личности цель и смысл существования мира, она всегда была склонна к признанию и объективному истолкованию материи. Европейская античность в отличие от идеализма Вед была насквозь пронизана гилозоизмом, и даже христианство признавало материю в телесном образе Иисуса Христа. Испуг перед темными безднами бессознательной среды человеческой личности вызывал в Европе не стремление отказаться от личностной формы существования, но желание подавить и, если это возможно, вылечить (3. Фрейд) личность посредством осознания хотя бы малой толики из бездны бессознательного. Отстаивая примат воли по отношению к разуму, философ высказал немало тонких и оригинальных идей относительно особенностей волевых и эмоциональных составляющих духовного мира человека и их жизненной значимости. Он подверг критике ошибочную позицию сторонников крайнего рационализма, согласно которому воля являет собой простой придаток разума или просто отождествляется с ним. По Шопенгауэру, воля, те. хотения, желания, мотивы побуждения человека к действию, и сами процессы его осуществления специфичны они в значительной степени определяют направленность и характер реализации действия и его результат. Однако
    Шопенгауэр превратил волю в совсем свободное хотение, те. он абсолютизировал волю, превратив ее из составляющей духа в самодостаточное начало. Более того, Шопенгауэр рассматривал волю как нечто родственное неисповедимым силам мироздания, считая, что всему сущему свойственны волевые порывы. Воля для
    Шопенгауэра — абсолютное начало, корень всего сущего. Мир мыслился им как воля и представление. Таким образом, волюнтаризм является основными универсальным принципом всей философии мыслителя. В противоположность Канту Шопенгауэр утверждал познаваемость вещи в себе. Первый факт сознания он видел в представлении. Познание осуществляется либо как интуитивное, либо как отвлеченное, или рефлективное. Интуиция — это первый и важнейший вид знания. Весь мир рефлексии в конечном счете покоится на интуиции. По Шопенгауэру, истинно совершенным познанием может быть только созерцание, свободное от всякого отно-
    1
    Будучи молодым (около 30 лет, Шопенгауэр написал свой основной фундаментальный труд Мир как воля и представление. Самоназвание этого труда выражает суть исходных принципиальных мировоззренческих позиций мыслителя.

    160 Глава 7. Западная философия конца XIX—XX веков шения к практике и к интересам воли научное мышление всегда сознательно. Оно отдает себе отчет в своих принципах и действиях, а деятельность художника, напротив, бессознательна, иррациональна она неспособна уяснить себе собственную сущность. Этика Шопенгауэра безотрадно пессимистична. Страдание, по
    Шопенгауэру, присуще жизни неотвратимо. То, что называют счастьем, имеет всегда отрицательный, а не положительный характер и сводится лишь к освобождению от страданий, за которым должно последовать новое страдание либо томительная скука. Этот мир нечто иное, как арена замученных и запуганных существ, которые живут лишь благодаря тому, что одно существо истребляет другое, где поэтому каждый зверь представляет собой живую собственность тысяч других, а его самосохранение — цепь мучительных смертей. Из признания доминирующей роли страдания следует сострадание в качестве важнейшего этического принципа. Противоборствующим состоянием духа, препятствующим страданию, является состояние полного отсутствия желания. Симптом этого — переход к полному аскетизму
    1
    В полном соответствии с глубинной эмоцией восточной культуры Шопенгауэр видел разрешение трагедии человеческой жизни в умерщвлении плоти ив угасании рациональных исканий человека. Более того, пессимистический волюнтаризм Шопенгауэра предполагал в качестве исхода апологию самоубийства. Недаром последователь Шопенгауэра Э. Гартман призывал даже не к индивидуальным, а к коллективным самоубийствам. Для Европы самоубийство всегда было грехом. Таковым оно осталось и для всех философских и идеологических систем, основанных на христианской культуре. В заключение следует сказать, что Шопенгауэр был первоклассным писателем, блестящим стилистом. Чтение его произведений доставляет не только интеллектуальное, но и эстетическое наслаждение. Ни один автор философской литературы, по словам В. Виндельбанда, неумел формулировать философскую мысль с
    1
    В связи с этими рассуждениями уместно рассказать о характере Шопенгау­
    эра. Он был одиноки озлоблен. Проклинал, ругал последними словами Гегеля и его произведения. Он затеял чтение лекций в Берлинском университете, где тогда читал лекции Гегель. Он хотел переманить студентов от Гегеля к себе, ноу него ничего не получилось, что озлобило его еще больше. Он постоянно скандалил с соседкой, один раз даже избил ее. Он злился Почему его не читают Почему не покупают его книги Но обладая поразительной силой воли, он пишет снова и снова ив конце концов становится знаменитым. Как тут не вспомнить слова И. Фихте: Каков человек, такова и его философия.

    § 2. С. Кьеркегор 161 такой ясностью, с такой конкретной красотой, как Шопенгауэр. У него был дар представить в действительно блестящем и прозрачном изложении множество философских идей. (Видимо, этим объясняется, что в рабочем кабинете Л . Н . Толстого висел на стене портрет Шопенгауэра, единственного из всех философов) Воззрения Шопенгауэра оказали большое влияние не только на отдельных крупных мыслителей, но и наряд направлений философской мысли. Стоит заметить, что во многом под влиянием Шопенгауэра сформировались эстетические взгляды великого композитора Р. Вагнера.
    § 2. С. Кьеркегор
    Серен Кьеркегор (1813—1855) — датский теолог, философ, представитель философии жизни, и писатель. Как и А. Шопен­
    гауэр, он высказывал недоверие к разуму. Он отрицал единое идеальное начало мира, — будь то воля, разум или что-либо другое из области абсолютизированных моментов сознания. Кьеркегор выдвинул идею экзистенциального мышления. В отличие от научного мышления, исходящего из теоретических принципов (оно абстрактно и безлично, экзистенциальное мышление связано с внутренней духовной жизнью личности, с ее интимными переживаниями именно такое мышление только и может быть подлинно конкретным, имеющим настоящий человеческий смысл. В то время как объективное мышление, согласно Кьеркегору, безразлично по отношению к мыслящему субъекту и его экзистенции, субъективный мыслитель как экзистенциальный заинтересован в своем мышлении он существует в нем. В силу этого он не может относиться к реальности как к чему-то объективному как таковому, незатронутому человеческой субъективностью. Вместе стем
    Кьеркегор обращал пристальное внимание на неустойчивость человеческого бытия, его обреченность насмерть, фиксируя это в понятиях страх, сомнение, трепет и т.д. Чрезвычайно сложная и полная противоречий человеческая жизнь не поддается
    1
    В истории философии принято именовать некоторые учения и таким словосочетанием, как философия жизни. Это направление возникло как оппозиция классическому рационализму и как реакция на кризис механистического естествознания, базирующегося на принципе строгости и точности испытующего ума. Опираясь на традиции немецкого романтизма, философия жизни, в лице, например, Ф. Ницше, А. Бергсона, О. Шпенглера подходит к жизни как первичной и исходной реальности в построении философских учений.
    6-927

    162 Глава 7. Западная философия конца XIX—XX веков усилиям рассудка понять ее, результатом чего является бессилие мысли, подлинный скандал для рассудка, а отсюда — переход к мифу. Относясь к человеку как к цели и смыслу мировой эволюции,
    Кьеркегор критиковал предшествующих философов, прежде всего Г. Гегеля, за слишком абстрактный подход к человеку. Философы, говорил он, превыше всего ставят всеобщее, дух, материю, Бога, прогресс, истину и этим всеобщим принципом стремятся подчинить реального человека вне его индивидуального бытия. Они ищут в человеке только его сущность, теряя из вида живую, уникальную индивидуальность с ее мыслями, чувствами, радостями и страданиями. Кьеркегор исходил из того, что у каждой эпохи свои умонастроения, свои особые моральные принципы и своя безнравственность •>. Безнравственность своей эпохи он усматривал в том, что всякое индивидуальное забывается в общем. Он призывал к тому, чтобы внимательнее вглядеться и вчувствоваться в реальную человеческую жизнь, в личные страдания. Индивид Кьеркегора самоценен и возвышенно он же — одиноки беспомощен в этом мире, как узник, бьющийся в камере-одиночке. Многие, по Кьеркегору, суть критерии неистинности: каждый имеет свои критерии оценки, искреннее личностное заблуждение может превратить не-истину в истину. Естественно, что долго удержаться на этой холодной и открытой для пессимистических выводов личностной вершине Кьерке­
    гор не мог. В результате возвышающая идею человека личностная интуиция привела к апологии страха, для преодоления которого и утешения, полагал Кьеркегор, необходимо религиозное общение с Богом. Не приняв межчеловеческое общение за возможную форму выхода из личностного одиночества, Кьеркегор возвращается в лоно христианской религии, в которой Бог также обладает личностной формой. Кьеркегор противопоставил веру разуму как начало полностью иррациональное, коренящееся в воле, которая трактовалась им как предшествующий всякому разуму корень человеческого бытия. Несомненная заслуга Кьеркегора заключается в постановке собственно человеческих вопросов, проблем субъективного бытия он сосредоточил свое внимание на страхе и ужасе непосредственного бытия (Кьеркегор назвал одну из своих книг Страхи трепет. По словам Л. Шестова, он отошел от традиционного онтологического анализа бытия и сосредоточился на тончайших переживаниях личностью своего уникального бытия. Как уже говорилось,
    Кьеркегор остро критиковал традиционное понимание задач фи

    § 3. Ф. Ницше 163 лософии зато, что она теряет именно личностный аспект бытия, его субъективную сторону. Ив самом деле какой интерес математике или физике, да и вообще научному познанию до индивидуальных страданий людей, личных судеб, радостей, смеха и плача Если в нескольких словах сформулировать заветные мысли Кьер- кегора, следовало бы сказать самое большое несчастье человека — безусловное доверие разумному мышлению. Во всех своих произведениях он на тысячи ладов повторял задача философии в том, чтобы вырваться из власти разумного мышления и найти в себе смелость искать истину в том, что все привыкли считать парадоксом и абсурдом. Это, конечно, крайность, быть может, оправданная крайностями противоположных позиций. Вероятно, в этом какая-то уникальная правда Говорят же в народе чтобы выпрямить палку, нужно перегнуть ее в противоположную сторону Даже величайший психолог Ф.М. Достоевский не мог избежать художественного обобщения, типизации всевозможных страданий и парадоксов именно индивидуальной психологии.
    § 3. Ф. Ницше Фридрих Ницше (1844—1900) — немецкий философ и филолог, яркий проповедник индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма. Для творчества Ницше характерно необычное употребление общепринятых в философии понятий. Его идеи, как правило, облечены в форму фрагментов и афоризмов. Ему чужды всякие попытки построения философской системы. Согласно Ницше, мир есть постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее вечного возвращения одного итого же. Лишь понятие вещи выступает как некий момент устойчивости в хаосе становления. Вслед за А. Шопенгауэром Ницше в основе мира мыслил волю как движущую силу становления, как порыв, как волю к власти, волю к расширению своего Як экспансии. Ницше переносил идеи Ч. Дарвина о борьбе за существование животных на жизнь человеческого общества. Центральным понятием у Ницше является идея жизни. Он родоначальник направления, именуемого философией жизни. В человеке он подчеркивал принцип телесности и вообще биологическое организменное начало. Интеллект же есть лишь высший слой, необходимый для сохранения организменных
    1 См Шестов Л Умозрение и откровение. Париж, 1946. С. 238, 239.
    6'

    164 Глава 7. Западная философия конца XIX—XX веков образований, в первую очередь инстинктов. По Ницше, интеллект не познает, а схематизирует мир в той мере, в какой это нужно для практической потребности. Мышление — метафорично, что в наибольшей степени связывает нас с реальностью. Каждый человек по-своему конструирует мир, исходя из своих индивидуальных особенностей у каждого в голове — своя индивидуальная мифология в условиях его стадного бытия. Теория познания в ее классическом смысле не была предметом особого внимания мыслителя. А некоторые его высказывания по этим вопросам проникнуты субъективизмом и агностицизмом.
    Ницше отвергает принципы демократии и исторического прогресса он противопоставляет ему amor fati — любовь к судьбе он отвергает также идеи равенства и справедливости как разлагающие цельность человеческой природы. Ницше, будучи сторонником принципа социальной иерархии, развивает элитарную концепцию абсолютного господства высшей касты — тех немногих, которые имеют право воплощать счастье, красоту и добро, господствовать над подавляющим большинством — серостью, которую не общество, а сама природа будто бы предназначила к тому, чтобы быть общественной пользой. Ницшеанский образ сверхчеловека воплощает его критику морали. Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль, предполагая послушание, терпение, совестливость все это размягчает и расслабляет волю человека. А это резко претило воззрениям
    Ницше: он гипертрофировал волю, особенно волю к власти, вши роком смысле этого слова. Читая работы Ницше, остро чувствуешь, как он всласть описывает власть. Образ сверхчеловека — это культ сильной личности, одержимой жаждой власти. По Ницше, все критерии морали носят чисто произвольный характера все формы человеческого поведения маскируют волю к власти. У людей слабых она проявляется как воля к свободе, у более сильных — как воля к большей власти или, если это не приводит к успеху, как воля к справедливости, у самых сильных — как любовь к человечеству, чем маскируется стремление к подавлению чужой воли. Наконец, представление о хаотичности мира, об отсутствии в нем закономерного развития означает и бессмысленность морали. Для Ницше как философа жизни критерием оценки всех явлений духа служит степень автоматической включенности человека в стихийный и нерасчлененно-целостныи поток бытия.
    Ницше не только характеризовал волю к власти как определяющий стимул поступков человека, как главную особенность его

    § 3. Ф. Ницше
    165 деяний, но простирал этот принцип на всю ткань бытия. Чтобы понять, что такое жизнь и какой род стремления и напряжения она представляет, эту форму в одинаковой мере следует отнести как к дереву и растению, таки к животному. «Из-за чего деревья первобытного леса борются друг с другом — ...Из-за власти Характеризуя жизнь как специфическую волю к аккумуляции силы, Ницше утверждает жизнь как таковая стремится к максимуму чувства власти»
    1
    Основное внимание Ницше было сосредоточено на проблемах культуры, на вопросах этики и эстетики, в частности музыки, а также на идеях бытия человека. Современная ему культура оценивалась им как культура декаданса, когда, по Ницше, возрастание интеллекта ослабляет инстинкт человека, приглушая ощущение его слиянности с природой, умаляя смысл жизни как единственно абсолютной ценности. Над всем человечеством, утверждает Ницше, царит бессмыслица. Для культуры декаданса якобы характерна христианская мораль с ее культом утонченной духовности и милосердия, когда вместе стем происходит явное умаление ценности земной жизни и усиливаются принципы сострадания. Рассматривая искусство, Ницше выделяет в нем два начала дионисийское — стихийное, оргиастическое, экстатическое — и аполлоновское — просветленное, гармоническое, рефлексивное. Эти противоборствующие силы характеризуют само бытие, причем дионисийское, изначально-жизненное, лежит в основе бытия. Идеал культуры заключается в опосредовании и достижении равновесия этих полярных начал. Искусство — это сублимация чувственного удовольствия восприятие произведений искусства сопровождается возбуждением полового инстинкта, опьянением, жестокостью как глубинным состоянием психики. Их смешение производит эстетическое состояние. Искусство, по
    Ницше, есть избыток, излияние цветущей телесности в мир образов и желаний. Ницше характеризует эстетику как прикладную физиологию, а в эстетическом чувстве усматривает интуитивную оценку явления как психофизиологически полезного или вредного для организма.
    1 Ницше Ф Полное собрание сочинений. М, 1910. Т. 9. С. 346, 347, 349. Замечу, что я не склонен понимать эти высказывания крупного мыслителя буквально, так сказать, напрямую, а скорее как образные выражения. Ницше, конечно, понимал, что нельзя отождествлять властолюбца-политика с деревьями и животными. Но. подумайте сами над этими мыслями Ницше потоньше, поглубже, по- философичнее.

    § 4. А. Бергсон 167 В заключение хочется сказать произведения Ницше критикуют, а некоторые даже просто ругают, но очень многие ими зачитываются, его высоко ценят приобщение к его творениям, несомненно, обогащает, утончает наш духовный мир.
    §
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   52


    написать администратору сайта