Философия. Философия_Спиркин_2006. Л. Е. Серебряков Спиркин А. Г. С философия Учебнике изд. М гардарики, 2006. 736 св пер Автор учебника Л. Г. Спиркин членкорреспондент ран, создатель популярнейших в е годы учебников по философии. Настоящий учебник
Скачать 3.09 Mb.
|
§ 3. Ф. Шеллинг Ярким представителем немецкой классической философии является Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775—1854), ставший посредствующим звеном между И. Фихте и Г. Гегелем. Совсем юным (в 22 года) Шеллинг стал профессором. В творчестве Шел линга выделяется ряд этапов, которые мы кратко рассмотрим. Натурфилософия. Шеллинг предпринял попытку философского обобщения достижений естествознания своего времени в самых различных областях. Природа, по Шеллингу, есть становление духовного начала. Он считал, что если в человеке духовное начало осознает себя, тов природе оно бессознательно. Движение от бессознательной духовности природно-сущего к сознанию проходит ряд прогрессирующих ступеней. Природа, в понимании Шеллинга, представляется как силовое динамическое единство противоположностей, при этом на всех этапах развития наблюдается противоположность объекта и субъекта. Прообраз этого — магнит как проявление универсального мирового закона. В основе всякого раздвоения сущего лежит изна- 1 Фихте И.Г. Избранные сочинения Под ред. С. Н. Трубецкого. М, Т. 1. С. XXIV. 2 Несколько биографических замечаний. Будучи, по существу, юношей, он стал профессором, блестящим лектором. Его лекции посещали не только студенты, но весь цвет общества, даже глава государства со свитой. Он читал с упоением, с горящим взором, даря драгоценные россыпи ума, эрудиции, особенно в истории искусства, да ив сфере естествознания. Любопытна и романтична его личная жизнь. Из нее — лишь об одном о любви к умной, талантливой женщине. Он полюбил жену А.В. Шлегеля — Каролину, которая, в свою очередь, влюбилась в Шеллинга и стала его женой. И его творческая жизнь била ключом. Каролина выслушивала и обсуждала с Шеллингом все его рукописи, давала мудрые советы, вела переписку. Это было лучезарное горение творческого содружества двух страстно любящих сердец. Все шло блестяще. И вдруг Каролина заболевает, и вскоре ее не стало. Это коренным образом изменило жизнь и творчество Шеллинга. Он долго молчал. Потом погрузился в религиозную жизнь. Женился, у него появились дети. Шеллинг стал совсем иным, сникшим. Вот, читатель мой, какую стимулирующе-гигантскую роль может играть умная женщина на кухне духовного творчества. 148 Глава 6. Немецкая классическая философия чально единая сила, которая мыслится Шеллингом только как живая. Природа есть космический организм, обладающий мировой душой. По Шеллингу, лестница бытия со всеми ее ступенями дана от века. Все ступени абсолютно одновременны. Материя для него — загадка, волнующая, влекущая к себе, неразрешимая. Она не существует без духа, как дух без нее, — даже в Боге. Трансцендентальный идеализм Шеллинг задается вопросом как возникшее в процессе развития природы субъективное (бессо знательно-духовное) становится объективным На этот вопрос отвечает труд Шеллинга Система трансцендентального идеализма. Шеллинг исходит из субъективного Я, полагая его как нечто первичное, а из него выводится объективное. Внутренним актом субъективного является интеллектуальная интуиция. По Шеллингу, формы разумного познания — не умозаключения и доказательства, а непосредственное постижение в интеллектуальном созерцании- интуиции. Но субъектом такого постижения сущего может быть непросто рассудок, а лишь философский и художественный гений. Философия тождества Шеллинг утверждал тождество духа и природы. Здесь исходным было понятие абсолютного разума, в котором субъективное и объективное неразличимы. Абсолютное полагает своей деятельностью субъект и объект. Но то, что в Абсолюте тождественно, вечно и совершенно, в мире раздельно, необозримо, множественно, развивается во времени, представляется как процесс. Природа каждой вещи определяется перевесом в ней субъекта или объекта, иначе говоря, — степенью Абсолюта. При этом развитие характеризуется как целесообразное на одном полюсе — материя, а на другом истина познания. По Шеллингу, идея абсолютного тождества тесно связана с мыслью о самосознании единого — Бога. Они есть разум. Шеллинг большое внимание уделяет идее свободы, которую увязывал с феноменами добра и зла. Та воля свободна, для которой одинаково возможны то и другое человек стоит перед выбором. Правомерен вопрос как согласовать существование зла со всемогущими благим Богом. Человек социальное существо в нем зло побеждается добром. На последнем этапе своего творчества Шеллинг рассматривал проблему откровения и мифологии. 1 См Гулыга А.В. Шеллинг. М, 1982 (если вы сколько-нибудь любите философию, прочитайте эту книгу, написанную умно и ярко. § 4. Г. Гегель 149 В заключение необходимо сказать, что труды Шеллинга оказали очень большое влияние не только на немецкую философию, но и на философские воззрения мыслителей других стран, в том числе и деятелей русской философской культуры. Он дружил с ФИ. Тютчевым, переписывался с П.Я. Чаадаевым, его идеями вдохновлялись Вл.Ф. Одоевский, Д.В. Веневитинов, Н.В. Станке вич, братья Киреевские, Ап. Григорьев, B.C. Соловьев и др. § 4. Г. Гегель Высшим достижением немецкой классической философии явилась философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770— 1831). Мировой разум и абсолютная диалектика. По словам Вл. Со ловьева, Гегель может быть назван философом по преимуществу, ибо из всех философов только для него одного философия была все. У других мыслителей она есть старание постигнуть смысл сущего, у Гегеля же, напротив, само сущее старается стать философией, превратиться в чистое мышление. Прочие философы подчиняли свое умозрение независимому от него объекту для одних этот объект был Бог, для других — природа. Для Гегеля, напротив, сам Бог был лишь философствующий ум, который только в совершенной философии достигает и своего собственного абсолютного совершенства. На природу же в ее неисчислимых эмпирических явлениях Гегель смотрел как на своего рода чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной 1 Когда Гегель переехал на работу в Берлин, последний стал мировым философским центром. Гегель читал там множество курсов историю философии, эстетику, логику, философию права, философию истории, философию религии, философию природы, философию науки и т.д. Образ Гегеля-лектора сохранил редактор труда Гегеля по эстетике — Готто. По его воспоминаниям, Гегель не был выдающимся оратором, однако изложение им философского материала необычайно захватывало и покоряло слушателей. На лекциях Гегель всегда пользовался подробно разработанным конспектом. Говорил он необычайно медленно, мучительно, как бы выдавливая из себя предложения и с трудом подыскивая подходящие слова. Лекции Гегеля являли собой как бы философскую лабораторию, где он перед слушателями вырабатывал свои идеи. Поэтому слушать его было исключительно трудно. Но результаты этого были чрезвычайно положительными слушатели как бы вместе с Гегелем проходили тот творческий путь по созданию идей, который проходил самих создатель, основоположник великой философской системы. Гегель умер от холеры. Он был уже при смерти, когда супруга обратилась к нему с вопросом о Боге. Ослабевший от страданий, Гегель показал пальцем на Библию, лежавшую на столике у постели, и сказал вот тут вся мудрость Божия. 150 Глава 6. Немецкая классическая философия диалектики. Гегель развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики. Кантонской вещи в себе он противопоставил диалектический принцип сущность проявляется, явление существенно. Гегель, усматривая в жизни природы и человека имманентную силу абсолютной идеи, движущей мировой процесс и раскрывающей себя в нем, утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе которой лежит мировой разум, абсолютная идея или мировой дух. Это — деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель — в самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит три этапа пребывание само познающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления (логика, в которой идея раскрывает свое содержание в системе законов и категорий диалектики развитие идеи в форме инобытия в виде явлений природы (развивается не сама природа, а лишь категории развитие идеи в мышлении ив истории человечества (история духа. На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания. Эта позиция Ге геля отражает его панлогизм (от греч. pan — все и logos — мысль, слово, восходящий к Б. Спинозе и тесно связанный с признанием бытия Бога. По словам Гегеля, половинчатая философия отделяет от Бога, истинная же философия приводит к Богу. Дух Бога, по Гегелю, не есть дух над звездами, за пределами мира, но Бог присутствует вездесущно. В своих трудах Ге гель выступает как биограф мирового духа. Его философия не претендовала на предвидение того, что предпримет в будущем этот дух о его действиях можно узнать лишь после их свершения. Философия не в состоянии предвидеть будущее Гегель Г.В.Ф. Философия права. МС В качестве мысли о мире она (философия. — АС) появляется лишь тогда, когда действительность закончила свой процесс образования и завершила себя. Этому учит понятие, и история также необходимо показывает нам, что лишь впору зрелости действительности идеальное выступает наряду с реальными строит для себя в образе интеллектуального царства тот же самый мир, лишь постигну тый в своей субстанции. Когда философия начинает рисовать своей серой краской по серому, это показывает, что некоторая форма жизни постарела, и своим серым по серому философия может не омолодить, а лишь понять ее сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек (Гегель Г.В.Ф. Сочинения. МЛ. Т. VII. С. 1 7 - 1 8 ) . § 4. Г. Гегель 151 Огромная заслуга Гегеля заключается в установлении в философии и общем сознании истинных и плодотворных понятий процесса, развития, истории. Все находится в процессе — не существует никаких безусловных границ между различными формами бытия, нет ничего отдельного, несвязанного совсем. Философия и наука приобрели во всех сферах генетический и сравнительный методы. Философские взгляды Гегеля пронизаны идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия противоречие движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составляет принцип всякого самодвижения. В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов. Однако гегелевская философия проникнута глубоким внутренним противоречием. Что же это за противоречие Метод, разработанный Гегелем, направленна бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его является абсолютный духа целью — самопознание этого абсолютного духа, постольку познание конечно, ограниченно, те. система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершается последней ступенью — самопознанием, реализацией которого является сама философия Гегеля. По Гегелю, его философская система — высшее откровение человеческого и божественного духа, последнее и окончательное слово всемирной истории философии. Разум в истории. Поиски этого разума привели Гегеля к обнаружению исторической закономерности, в которой реализуется диалектика необходимого и случайного. Как развертывается эта диалектика в реальном историческом процессе Согласно Гегелю, история развивается не как автоматический процесс история человечества слагается из действий отдельных людей, каждый из которых стремится реализовать свои собственные интересы и цели. Пафос гегелевского понимания истории заключается в утверждении активности человека, ибо ничто великое не совершается без страсти. Однако в результате действий людей, преследующих свои цели, возникает нечто новое, отличное от их первоначальных замыслов, с чем в своей дальнейшей деятельности люди вынуждены считаться как с объективной предпосылкой. Так, по Гегелю, случайность становится необходимостью. В этом беско- 152 Глава 6. Немецкая классическая философия нечном диалектическом процессе их взаимного перехода осуществляется то, что Гегель назвал хитростью исторического разума. Она заключается в опосредствующей деятельности, которая, дав объектам действовать друг на друга соответственно их природе и истощать себя в этом воздействии, не вмешиваясь вместе стем непосредственно в этот процесс, все же осуществляет лишь свою собственную цель. Поэтому разуму Гегеля предстает как надындивидуальное, всемирно-историческое начало, которое осуществляется в истории как развитие мирового духа, или абсолютной идеи. Вся история есть, по существу, история мысли, история саморазвития разума. Отсюда история в своей основе оказывается логическим процессом, те. суть лишь реализация логики. В этом выразилось общее панлогическое воззрение Гегеля. Цель всемирной истории, по Гегелю, заключается в познании мировым духом самого себя. В этом познавательном процессе он проходит ряд конкретных ступеней, воплощаясь в понятии народного духа (заключающегося в единстве законов, государственных учреждений, искусства, религии и философии. Носителем мирового духа является каждый раз дух какого-то одного конкретного народа, в то время как другие народы уже прошли этап своего наивысшего расцвета, исчерпав свои возможности, и клонятся к закату, а иные еще только нарождаются, находясь, по историческим масштабам, в детском возрасте. Согласно Гегелю, разум в истории осуществляется таким образом, что каждый народ получает право внести свою лепту в процесс восходящего самопознания мирового духа. Но процесс этот не хаотический. Гегель устанавливает четкий критерий периодизации всемирной истории, которым является прогресс в сознании свободы. Ему соответствуют четыре этапа в этом восхождении восточный мир греческий мир римский мир германский мир. У восточных народов не было свободы свободным признается лишь один — деспот, поэтому свобода здесь — произвол, разгул страсти, с одной стороны, ас другой — слепое повиновение как характерная черта народного духа. Греко-римскому миру свойственно наличие свободы, но она осознавалась лишь в ограниченных пределах — для некоторых. Поэтому государственное устройство греко-римского мира не исключало рабства. Но народный дух греческого и римского миров имел разную ориентацию. Если для греческого мира характерным было осуществление принципа прекрасной индивидуальности, то для римского — абстрактной 1 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М, 1974. Т. 1. С. 397. § 4. Г. Гегель 153 всеобщности. Полная свобода, по Гегелю, нашла воплощение лишь у германских народов, которые в своем историческом развитии, унаследовав плоды Реформации и Французской революции, достигли всеобщей гражданской и политической свободы. Таким образом, согласно Гегелю, всемирная история есть воплощение свободы в реальной жизни народов, представляющее собой великое шествие мирового духа по своеобразным ступеням непрерывного исторического процесса. Действительную историю Гегель связывает с государственно-правовой организацией жизни народа, а прогресс в сторону разумного государственного устройства — с историческим прогрессом вообще. В наличном бытии народа субстанциальная цель состоит в том, чтобы быть государством и поддерживать себя в качестве такового. Народ без государственного устройства нация как таковая) не имеет собственно никакой истории, подобно народам, существовавшим еще до образования государства, и тем, которые еще и поныне существуют в качестве диких наций. В конечном итоге Гегель стремился обосновать мысль, что именно германский народ, который якобы уже установил разумное государственное устройство, и есть настоящий носитель всемирно-исторического прогресса. Таким образом, история, представленная как саморазвитие мирового духа, есть высший этап объективно-идеалистической философии. Следует отметить, что в рамках идеального государства Гегелем снимается антиномия свободы и необходимости. Государство, по его представлению, есть божественная идея в ее земной оболочке, цель всемирной истории, где свобода получает свою объективность разумная необходимость, мировой дух находят в нем свое осуществление. Здесь разумное утверждает себя как необходимое субстанциональное свобода становится всеобщим, объективным требованием, а человек — поистине несвободным, поскольку он признает это необходимое как закон и следует ему как субстанция нашего собственного существования» 2 Сила гегелевского гения дала ему возможность проникнуть в понимание глубокой сущности труда и его значения для становления человека и общества. Лишь путем труда, согласно Гегелю, человек создает средства для удовлетворения своих потребностей. Так возникают экономическая система и отношения. Они же в свою очередь лежат в основе социальной дифференциации людей. 1 Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М, 1934. Т. III. С. 331. 2 Там же. Т. VIII. С. 38. 154 Глава 6. Немецкая классическая философия Итак, свою концепцию философии истории Гегель выстраивает на основе принципов историзма, объективности (закономерности) и монизма, которые составили золотой фонд сокровищницы мировой философии. Подобно тому, как Абсолютный разум царствует в мире, Гегель духовно царствовал в Германии, привлекая и увлекая своими лекциями и трудами. Он царствует и поныне в мировой философии. Его критикуют, но его изучают и передним преклоняются как перед величайшим гением. Он входит в четверку самых великих мыслителей в истории человечества Платон, Аристотель, Кант и Гегель. Его произведения сложны для чтения. Но если углубиться в эту бездну гениальных мыслей, то от чтения трудно и даже невозможно оторваться. В туманности его изложения то и дело сверкают золото и бриллианты глубочайших и тончайших мыслей, а они покоряют. Нельзя не оценить мысль Гегеля, которую он любил повторять всю свою сознательную жизнь Я говорю всегда — стремитесь к солнцу, друзья, чтобы скоро поспело счастье человеческого рода. § 5. Л. Фейербах Людвиг Фейербах (1804—1872) — немецкий философ, создатель одного из вариантов антропологического материализма. В молодости — ученики страстный поклонник идей Г. Гегеля, впоследствии — его непримиримый критик, особенно взглядов Гегеля на религию. Будучи материалистом, он отстаивал принцип восхождения от материального к идеальному, те. он рассматривал идеальное как нечто производное от определенного уровня организации материального. Парадокс, однако, заключается в том, что Фейербах, являясь материалистом, не считал себя материалистом. Фейербаху импонировала идея реального чувствующего человека. Характерной чертой его материализма был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрении человека в неразрывном единстве с ней. 1 Основные сочинения Гегеля: Феноменология духа, Энциклопедия философских наук (Философия природы, Философия духа и др, Философия права, Философия религии и др. 2 Лучшей работой о философии Гегеля является сочинение И.А. Ильина Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека (М, 1918. Т. 1,2). См. также ГулыгаА. Гегель. МЛ. Фейербах 1 5 5 Природа — основа духа. Она же должна стать основой новой философии, призванной раскрыть земную сущность человека, которого природа наделила чувствами и разумом и психика которого зависит от его телесной организации, обладая вместе стем качественной спецификой, не сводимой к физиологическим процессам. Однако природная сторона в человеке Фейербахом гипертрофировалась, асоциальная недооценивалась. Из всех человеческих чувств Фейербах выделял чувство любви, имея ввиду нравственную любовь. Не вникая вовсе тонкости гносеологии, он сосредоточился на проблеме нравственной сути религии, что нашло свое выражение в его основном труде Сущность христианства. Исходным пунктом воззрений Фейербаха является идея, выраженная в концептуальном афоризме Не Бог создал человека, а человек создал Бога. Тайну христианства Фейербах усматривал в объективировании человеком своих сил, придавим потусторонний, отчужденный от самого человека смысл. По Фейербаху, религия — непросто продукт человеческого невежества, как полагали некоторые авторы. Она обладает множеством достоинств в религии нельзя не видеть предписания к благоговейному отношению человека к человеку, в первую очередь к возвышенному чувству взаимной любви. Сосредоточившись на человеке, на его чувствах дружбы и любви, афористично ярко характеризуя любовь, в частности в брачных отношениях, Фейербах стремился именно на этих нравствен но-психологических началах создать теорию созидания общества, в котором царствовали бы любовь и справедливость. Видимо, этим объясняется то, что он вступил в ряды социал-демократической партии и проповедовал идеалы социальной справедливости, чем и подкупил своих поначалу влюбленных в его идеи К. Маркса и Ф. Энгельса 1 В заключение необходимо сказать, что немецкая классическая философия — это громадное достижение в области филосо- 1 К. Маркс — крупнейший ученый в области политической экономии и социальной философии. О нем и о Ф. Энгельсе говорится в разделе Основы социальной философии как в обзоре истории взглядов, таки в главе Экономическая философия. 156 Глава 6. Немецкая классическая философия фии, достижение, значимость которого трудно переоценить. Мы рассмотрели философские идеи каждого мыслителя, что позволяет увидеть все основные черты выдающейся индивидуальности. Вместе стем весь период развития классической философии предстает как целостный процесс, включающий в себя взаимодействие и противоборство различных концепций, а также их взаимовлияние. Глава ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ КОНЦА XIX—XX ВЕКОВ Конец XIX ив эпоха неклассической философии — дали плеяду замечательных мыслителей, обогативших философскую культуру глубокими и тонкими идеями, отразившими достижения науки и иные стороны материального и духовного развития человечества. Западная философия данного периода — это огромное многообразие философов всевозможных школ, направлений и концепций. Чтобы не оказаться в плену общих беглых фраз — обо всех понемногу и ни оком всерьез, мы остановимся на философских воззрениях наиболее заметных представителей различных течений в философии иррационализма (А. Шопенгауэр) и философии жизни (С. Кьеркегор, Ф. Ницше, А. Бергсон), американской философии прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи), феноменологии (Э. Гуссерль), герменевтики, философской антропологии (М. Шелер, П. Тейяр де Шарден), экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр), позитивизма и неопозитивизма (О. Конт, Б. Рассел, Л. Витгенштейн), структурализма (К. Леви-Строс), критического рационализма (К. Поппер). |