Главная страница

Философия. Философия_Спиркин_2006. Л. Е. Серебряков Спиркин А. Г. С философия Учебнике изд. М гардарики, 2006. 736 св пер Автор учебника Л. Г. Спиркин членкорреспондент ран, создатель популярнейших в е годы учебников по философии. Настоящий учебник


Скачать 3.09 Mb.
НазваниеЛ. Е. Серебряков Спиркин А. Г. С философия Учебнике изд. М гардарики, 2006. 736 св пер Автор учебника Л. Г. Спиркин членкорреспондент ран, создатель популярнейших в е годы учебников по философии. Настоящий учебник
АнкорФилософия
Дата20.10.2022
Размер3.09 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаФилософия_Спиркин_2006.pdf
ТипУчебник
#743395
страница32 из 52
1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   52
§ 2. Душа и тело Телесное и душа Душа не есть нечто пребывающее в покое, скорее, наоборот, это — нечто постоянно беспокойное, деятельное. Можно даже сказать, что душа в каждое мгновение есть нечто само от себя отличающееся. Душа — это не что-то готовое до своего проявления, не какое-то, как говорил Г. Гегель, за горой явлений укрывающееся существо, но такое, которое обладает подлинной действительностью только вследствие определенных форм своего необходимого самообнаружения». Душа — не только (как полагала психология) некоторая «душа-вещь», стоящая лишь во внешнем отношении к телу, но нечто внутреннее, связанное с телом, образующее с ним нечто единое-цельное — живой организм человека. Тело являет собой туже жизнь, что и душа, и тем не менее их можно назвать различными. Душа без тела не была бы живой земной душой, также и наоборот. Когда душа покидает тело, то оно никнет. Тело человека само по себе не имеет самодостаточной силы жизни оно получает ее животворящей силой души. Нов тоже время бесспорно, что душа находится в теле, она осуществляется в теле, и тело есть предел ее осуществления. Без души вообще не существовало бы никакого организованного живого тела когда организм лишается души, он оказывается неживым, а мертвым, он, разлагаясь, теряет свою живую организо-
1
Гофман ЭТА Избранные произведения Вт. М, 1962. Т. 2. С. 271.

§ 1. Общее представление о душе
339 Духовный мир человека — прежде всего едино-цельный феномен он конкретен ипритом конкретен не в том смысле, что он слагается или срастается из множества самостоятельных образований, скажем, интеллекта, воли, памяти, как из первичных монада в том смысле, что реальная ткань этого мира непрерывно и сращенно-сплошна, и только в своем функционировании это едино-цельное образование проявляет себя по-разному — интеллектуально, эмоционально, интуитивно, сознательно, бессознательно, целеполагающе. Глубоко прав А. Бергсон, говоря та психология, по которой душа определяется симпатией, отвращением или ненавистью, те. различными силами, из которых каждая тянет ее в свою сторону, — грубая психология, продукт обмана языка. На известной глубине каждое из этих чувств представляет собой всю душу в том смысле, что в каждом из них отражается все содержание души как едино-цельного феномена. Душа приобретает форму индивидуального субъекта. Но эта субъективность выступает как обособленность природной определенности характера, темперамента, таланта или тупости, смекалки, воли, словом, духовной физиономии человека. Индивидуальные души отличаются друг от друга. Это бесконечное множество модификаций. От природных данных души ребенка следует отличать то, чем стал человек благодаря своей деятельности, а также благодаря воспитанию и образованию. Природные данные — это скорее возможности, дающие лишь направление нашего развития. Воспитание и обучение совершенствуют природные данные, придавая им широту и более или менее глубокое понимание сути вещей в различных областях знания, тем самым шлифуя природные способности, поднимая их на более высокий уровень. Душа совершенствуется, обретая духовную силу и объем. Каждый обладает такой душой, которая свойственна именно данному конкретному человеку, являя собой нечто совершенно уникальное. Это связано и с природной данностью, и с воспитанием, которое получает человек на стадии детства в семье, школе ив обществе, в жизни среди своего народа, а также приобщаясь к общечеловеческим ценностям культуры. Итак душа каждого человека — сугубо индивидуальный феномен, она составляет и выражает собой уникальные особенноети данной личности В этом выражается духовная определенность каждой индивидуальности. Индивидуальная особенность души, разумеется, являясь носителем и общих для человека свойств, существует как модус различного темперамента, характера, меры

338 Глава 11. Душа, сознание и разум ственного пламени божественного разума. Другие верят тому, что мир есть движущаяся материя, сознание является функцией мозга человека, а душа — это выдумка идеалистов и богословов. Однако, по представлениям гениальных и талантливых философов (во всяком случае их подавляющего большинства) всех времени народов, человек обладает душой. Приведем несколько высказываний на этот счет. Вот слова Аристотеля Признавая познание прекрасными достойным, но ставя одно знание выше другого либо по степени совершенства, либо потому, что оно — знание о более возвышенном и удивительном, было бы правильно по той и другой причине отвести исследованию о душе одно из первых мест. Думается, что познание души много способствует познанию всякой истины, особенно же познанию природы. Ведь душа есть как бы начало живых существ . Можно сказать, нисколько не отступая от истины, что отношением к понятию о душе определялся общий характер любого философского учения никто из великих мыслителей не обошел этой проблемы в своих исканиях — будь то психологических, нравственных, эстетических, гносеологических проблем. Некогда студенты немалого числа университетов, желая с первой лекции уяснить уровень культуры профессора, кричали ему Говорите нам о душе!»
2
И. Кант в своей лекции о душе выдвигает следующий тезис Душа представляет собой простую субстанцию. Хорошо, но означает ли это, что она занимает место в пространстве Если да, то душа материальна, и тогда должна открыться возможность ее измерить. Вы можете себе представить 1 кубический дюйм души И скажите, в каком месте тела человека находится его душа Значит ли это, что души бестелесны? Может быть, у них особые, органические тела Как иначе они могли бы присутствовать и действовать во Вселенной Ведь существует же сила магнетизма, материальная, но невидимая. Пока напрашивается только один выводу души есть внутренняя природа, известная нам из факта сознания, что касается внешней ее природы, то об этом мы ничего не знаем. Еще проблема. Сохраняет ли душа свое бытие после смерти тела Весьма вероятно . Другое дело — как понимать феномен души В рамках учебника мы не можем вдаваться в тонкости этой проблемы, а ограничимся утверждением, что, анализируя психику, сознание, мы, по существу, анализируем феномен души, тем самым продолжая традицию всей истории философско-психологической мысли.
1 Аристотель Сочинения Вт. М, 1976. Т. 1. С. 371.
2
Ренан Э Аверроэс и аверроизм. Киев, 1903. С. 202.
3 ГулыгаА. Кант. МС Глава ДУША, СОЗНАНИЕ ИРА З УМ Духовный мир человека являет собой нечто едино-цельное. Эта едино-цель- ность испокон веков именуется душой. Будучи едино-цельным образованием, душа внутри себя есть нечто функционально дифференцированное. К душевным явлениям относятся ум, воля, характер, темперамент, память, тончайший мир эмоций и др. Мы об этом скажем, но вначале немного остановимся на общей характеристике души. Как это ни абсурдно, нос приходом к власти большевиков душа оказалась под идеологическим подозрением. Она была цензурно поставлена под запрет. Не только философия, но даже психология оказались без души. Считалось, что это религи­
озно-идеалистическое понятие. Слово душа осталось лишь на бытовом уровне, а в науке ее заменили словами психика, сознание.
§ 1. Общее представление о душе Человек владеет прекрасным даром — разумом сего пытливым полетом как в отдаленное прошлое, таки в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим воображением, умением решать практические и теоретические проблемы, наконец, возможностью воплощать самые дерзновенные замыслы. Наше сознание является способностью понимать окружающий мир, процессы, происходящие в нем, свои мысли и действия, свое отношение к внешнему миру и к самому себе. Над тайной своего сознания человек начал задумываться еще в глубокой древности. И с тех пор вокруг сущности сознания никогда не смолкали горячие споры. Достижения человечества — искусство, религия, литература, философия и исторические науки — все это, по словам И.П. Павлова, соединяется, чтобы бросить луч света на этот мрак на тайны души, сознания, разума. Споры шли о сущности, возможности и о путях познания сознания. Одни исходили из познаваемости природы души, сознания, другие, например Э. Дюбуа-Реймон, утверждал, что понять сознание — столь же тщетная попытка, как и стремление утопающего вытащить себя за волосы из болота или из окна увидеть самого себя идущим по улице. Одни отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи, рассматривая сознание как крохотную искру величе-

336 Глава 10. Человек и его бытие в мире формы своеобразия отдельных индивидуумов (даже сих причудами, очень важно. Как говорил Г. Гегель, для жизни такое знание несомненно полезно и нужно, в особенности при дурных политических обстоятельствах, когда господствуют неправо и нравственность, но упрямство, прихоть и произвол индивидуумов, в обстановке интриг, когда характеры людей в своих проявлениях опираются не на существо дела, а держатся только на хитром использовании своеобразных особенностей других людей и таким путем хотят достичь своих корыстных целей. к -к -к Всю свою жизнь я наблюдаю и размышляю о природе человека, и должен признаться, что невозможно все знать о природе человека сколько ее ни изучай, рано или поздно непременно убедишься в том, что человек — это великая тайна и для других, и для самого себя. С этой тайной в самом себе и для себя он родится и живет до конца дней своих, унося в мир иной свою тайну, особенно тайну своей души, своего сознания и разума. Говоря о загадочной человеческой личности, ее непроницаемости для вскрытия всей полноты ее сущности, мы не должны впадать в крайность антропологического агностицизма. Мы ведь пока рассмотрели проблему человека, личность в общих чертах. А тайна личности далеко не ограничивается тем, что нами сказано. Эта тайна пребывает в глубинах духовного мира личности, в ее душе, психике, сознании.

§ 5. Идея личностной уникальности 3 3 5 всегда обременена багажом своей биографии. Индивидуальность — это неделимость, единство, целостность, бесконечность с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду Я — индивидуальное существо. Индивидуальность не есть, конечно, некий абсолют, она не обладает полной и окончательной завершенностью, что является условием ее постоянного движения, изменения, развития, нов тоже время индивидуальность — это самый устойчивый инвариант личностной структуры человека, изменяющийся и одновременно неизменный на протяжении всей жизни человека, скрывающаяся подмножеством оболочек самая нежная, самая сакраментальная часть его — душа
1
Чтобы понять, какова же значимость уникальных особенностей личности в жизни общества, ответим на вопрос каким было бы общество, случись вдруг, что в силу каких-то причин все люди в нем оказались бы на одно лицо, со штампованными мозгами, мыслями, чувствами, способностями Представим себе мысленно, что все люди данного общества оказались каким-то искусственным образом перемешанными в однородную массу телесного и духовного, из которого рука всесильного экспериментатора, разделив эту массу ровно пополам на женскую и мужскую части, сделала всех однотипными и во всем равными друг другу. Могла ли бы эта двойная одинаковость образовать нормальное общество Разнообразие индивидуальностей — существенное условие и форма проявления успешного развития общества. Индивидуальная неповторимость и оригинальность личности — это непросто величайшая общественная ценность, а настоятельная потребность развития здорового, разумно организованного общества. Таким образом, понятие человеческой уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма функционирования и развития общества, эффективного управления им. Знание людей, направленное не только на сущностное понимание, скажем, основных типов личностей, но и на неисчислимые
1
К.И. Чуковский, например, так говорило А. Блоке Блок, как и всякий поэт, есть явление единственное, с душой, непохожей ни на чью, и если мы хотим понять его душу, мы должны следить не затем, чем он случайно похож на других, а лишь затем, чем он ни на кого непохож. Разве мы не стремимся увидеть в нем именно то, чего никто, кроме него, не имеет, то редкостное и странное нечто, которое носит наивное, всеми забытое. имя душа (Чуковский КМ Собрание сочинений Вт. М, 1969. Т. 6. С. 523—524).

334 Глава 10. Человек и его бытие в мире ка я более таинственна, чем мир, ее тайна никому неизвестна до конца»
1
В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное. Углубленное постижение сущности личности предполагает рассмотрение ее не только как социального, но и как индивиду­
ально-самобытного существа. Уникальность человека проявляется уже на биологическом уровне. Сама природа зорко бережет в человеке не только его родовую сущность, но и уникальное, особенное в нем, хранимое в его генофонде. Все клетки организма заключают в себе генетически контролируемые специфические молекулы, делающие данного индивида биологически неповторимым ребенок появляется на свет уже с даром уникальности. Разнообразие человеческих индивидуальностей поразительно, и на этом уровне уникальность наблюдается даже у животных кто имел возможность хоть сколько-нибудь наблюдать за поведением нескольких животных одного видав одинаковых условиях, не мог не заметить различий в их характерах. Уникальность людей поразительна даже в своем внешнем проявлении. Однако подлинный ее смысл связан не столько с внешним обликом человека, сколько сего внутренним духовным миром, с особенным способом его бытия в мире, с манерой его поведения, общения с людьми и природой. Уникальность личностей имеет существенный социальный смысл. Что же представляет собой личностная уникальность Личность включает в себя общие черты, свойственные ей как представителю человеческого рода ей свойственны и особенные признаки как представителю определенного общества сего специфическими социально-политическими, национальными, историческими традициями, формами культуры. Но вместе стем личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых» с неповторимыми условиями микросреды, в которых она взращивается. Но это еще не все. Наследственные особенности, неповторимые условия мик­
росреды и разворачивающаяся в этих условиях деятельность личности создают неповторимый личностный опыт. Все это вместе формирует социально-психологическую уникальность личности. Но индивидуальность есть не некая сумма этих аспектов, а их органическое единство, такой сплав, который в действительности неразложим на составляющие личность не может по своему произволу оторвать от себя что-то одно и заменить его на другое, она
1
Бердяев НЛ. Самопознание. МС. Идея личностной уникальности
333 во воспринимают как лидеров, зная, чего можно ожидать от такого человека. Признается, что великим характером обладает тот кто своими поступками добивается великих целей, соответствуя требованиям объективных, разумно обоснованных и социально значимых идеалов, служа маяком для других. Он стремится косу ществлению не только объективно, но и субъективно оправданных целей, а энергия воли имеет достойное себя содержание. Без воли невозможны ни нравственность, ни гражданственность, невозможно вообще общественное самоутверждение человеческого индивида как личности. Если же характер человека теряет свою объективность, размельчаясь в случайных, мелких, пустых целях, то он переходит в упрямство, становится деформированно субъективным. Упрямство — это уже не характера пародия на него. Препятствуя общению человека с другими, оно обладает отталкивающей силой. Особым компонентом личности является ее нравственность. Нравственная сущность личности проверяется на многое. Социальные обстоятельства нередко приводят к тому, что человек, поставленный перед выбором, не всегда следует самому себе, этическому императиву своей личности. В такие моменты он превращается в марионетку социальных сил, и это наносит непоправимый ущерб цельности его личности. Люди по-разному реагируют на испытания одна личность может сплющиться под ударами молота социального насилия, а другая — закалиться. Только высоконравственные и глубоко интеллектуальные личности испытывают острое чувство трагизма от сознания своей «не-личности», те. неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл Я. Только свободно проявляющаяся личность может сохранить чувство собственного достоинства. Мера субъективной свободы личности определяется ее нравственным императивом и является показателем степени развитости самой личности. Таким образом личность — это мера цельности человека без внутренней цельности нет личности.
§ 5. Идея личностной уникальности Как писал в своей повести Невский проспект Н.В. Гоголь, человек такое дивное существо, что никогда не можно исчислить вдруг всех его достоинств, и чем более в него всматриваешься, тем более является новых особенностей, и описание их было бы бесконечно. А по словам НА. Бердяева, личность человечес-

332 Глава 10. Человек и его бытие в мире либо центра ближайшие круги — это плоды созидания, близкие люди, личная собственность, друзья (они ведь — зеркало нашей сущности. Уходящие вдаль круги вливаются в море социума и далее в бездну Космоса. Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я — он-то и служит основой внутренней самооценки и представляет собой тока к им индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть, каким мог бы быть, если бы хотел. При этом личность оценивает себя и непосредственно, и опосредованно — через оценку других. Прислушайтесь, как человек оценивает других, ивы узнаете его самооценку оценка других — это своего рода зеркало самооценки. Процесс соотнесения образа Я с реальными жизненными обстоятельствами, результирующийся в мотивациях и направленности личности, служит базой для самовоспитания, те. для постоянного процесса совершенствования, развития собственной личности. Человек как личность не есть некая законченная данность. Он — процесс, требующий неустанной душевной работы. Главным результирующим свойством личности, ее духовным стержнем выступает мировоззрение. Оно являет собой привилегию человека, поднявшегося до высокого уровня духовности. Человек вопрошает себя кто я Зачем я явился в этот мир В чем смысл моей жизни, мое предназначение Живу ли я согласно ве­
лениям бытия или нет Только выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознанно, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Мировоззрение — это как бы мост, связывающий личность и весь окружающий её мир. Одновременно сформированием мировоззрения складывается и характер личности — психологический стержень человека, стабилизирующий его социальные формы активности. Только в характере индивидуум приобретает свою постоянную определен­
ность»
1
Слово характер, употребленное в качестве синонима слова личность, означает, как правило, меру личностной силы, те. • силу воли, которая тоже есть результирующий показатель личности. Сила воли делает мировоззрение цельным, устойчивыми придает ему действенную энергию. Люди с сильной волей обладают и сильным характером. Таких людей обычно уважают и справедли-
1 Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М, 1956. Т. III. С. 76.

§ 4. Личность и Я 331 Человек есть личность не по естеству, те. не по своей телесности, и непросто по духу, а по высокому уровню совершенства своего духа. Сравнительно с эмпирической личностью чистое Я представляет, по словам У. Джемса, гораздо более сложный предмет для исследования. Я есть то, что в каждую данную минуту сознает, между тем как эмпирическая личность есть только одна из созна­
ваемых реальностей. Другими словами чистое Я есть мыслящий субъект, высшая самость нашего едино-цельного духа Возникает вопрос что такое этот мыслящий субъект Является ли он одним из преходящих состояний сознания или чем-то более глубокими неизменным Текучесть нашего сознания представляет саму воплощенную изменчивость. Между тем всякий из нас добровольно рассматривает свое Я как нечто постоянное, неизменяю­
щееся. Это обстоятельство побудило большую часть философов предполагать за изменчивыми состояниями сознания существование некоторого неизменного субстрата, деятеля, который ивы зывает изменения в нашем сознании. Этот деятель и есть мыслящий субъект. Душа, дух, трансцендентное Я — вот разнородные названия для этого наименее изменчивого субъекта мысли и воли. Личность становится личностью только при наличии в ней само­
сознающего Я. Можно сказать Я — это высший, регулятивно-
прогпозирующий духовно-смысловой центр личности. Под личностью подразумевают кристаллизованные в духовном мире человека его социальные, нравственно-психологические и эстетические качества и социальные роли, которые приходится выполнять человеку в обществе. Однако личность нельзя свести к этим функциям, пусть даже в их интегральном единстве. Дело в том, что личное — это то, что принадлежит человеку, что является его собственностью. В известном смысле можно согласиться с мнением У. Джемса, который считает, что трудно провести черту между тем, что человек называет самим собой, и своим. Личность составляет и сумма всего того, что человек может назвать своим не только его физические и душевные качества, но также его платье, его дом, жена, дети, предки, друзья, его репутация и труды. К этому можно было бы добавить и свое имя и фамилию. Все это его собственность и все это кристаллизуется в идею личности. Скажем, имя человека не есть только нечто внешнее для него оно как бы срослось сними стало одним из конституирующих элементов его Я. Таким образом, границы личности значительно шире границ не только тела человека, но и его духовного мира. Границы личности можно уподобить кругам, расходящимся на воде от какого

330 Глава 10. Человек и его бытие в мире ная оформленность, самосознание и социальный образ жизни, а главное проявление ставшей личности — наличие у человека мировоззрения. Что составляет личность отдельных людей, которых мы знаем как представителей различных сфер деятельности — писателя, продавца, врача, землекопа, конторщика Что составляет ту внутреннюю душевную храмину, которая закрыта для людей, но открыта для Бога Таким вопросом задается С.Н. Булгаков. На него можно ответить так этой внутренней духовной стихией является прежде всего мировоззрение, понимаемое в самом широком смысле этого слова чем живет человек что он считает для себя самым святыми дорогим как он живет как служит своей святыне. Узнать человека как личность — значит узнать основные изгибы его душевного состояния, паутину его мыслей, чувств, желаний и надежд, его ценностные ориентации, его веру и убеждения. Личность формируется в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формирование ее есть в сущности процесс социализации индивида. Этот процесс происходит путем внутреннего формирования неповторимо-уникального его облика и требует от индивида продуктивной активности, выражающейся в постоянной коррекции своих действий, поведения, поступков. Это в свою очередь вызывает необходимость развития способности самооценки, связанной с развитием самосознания. В этом процессе отрабатывается свойственный именно личности механизм рефлексии. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг которого складывается неповторимый по богатству и разнообразию тончайших оттенков уникальный узор личности, присущая только ей специфика. Что такое Я Личность есть совокупность трех ее основных составляющих биогенетических задатков, воздействия социальных факторов (среда, условия, нормы, регулятивы) и ее психосо­

циального ядра — Я А что такое Я Это интегральное ядро духовного мира человека, его регулятивный центр Оно представляет собой как бы внутреннее социальное личности, ставшее феноменом психики, определяющее характер, сферу мотивации, проявляющуюся в определенной направленности, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентации, словом, мировоззрения. Оно же является основой формирования социальных чувств человека чувства собственного достоинства, долга, ответственности, совести, нравственно-эстетических принципов и т.д.

§ 4. Личность и Я 3 2 9 ные связи человека или происходят патологические процессы в организме (душевные расстройства и т.д.), личность распадается полностью или частично в зависимости от силы такого рода неблагоприятных и трагических обстоятельств. Таким образом личность — это результирующая функция социального и биологического начал человека Без какого-либо из этих ингредиентов личность не состоится более того, даже при частичном ущемлении или биологического, или социального начала в человеке эта деформация сразу же скажется наличности. Хотя само по себе тело не составляет сущности личности, но без него нет никакой личности. Сущность личности укоренена в ее теле как материальном носителе личностного начала. Думать иначе — значит возвращаться к исторически пройденным этапам становления категории личности, когда обособлялось и абсолютизировалось сознание человека, считавшееся единственным носителем личностного начала. Личность выступает с ее конкретной телесной организацией, фигурой, походкой, с особенным выражением лица, манерой говорить и т.д. Было бы абсурдом думать, что серьезная болезнь, гнездящаяся в человеке, вовсе не влияет наличность. Человек, страдающий тяжелым заболеванием, это в какой-то мере больная личность, и как бы ни были с виду неуловимы личностные изменения в заболевшем человеке, они всегда присутствуют. Таким же необходимым обеспечением целостности личности является и окружающая его социальная среда, которая не только формирует личность, но, главное, является полем ее проявления. Лишенная возможности своего внешнего проявления, личность, также как в случае телесного недуга, деформируется и как бы заболевает некой социальной болезнью, например отчуждением. Вместе стем личность не сводится ник ее телесным, антропологическим, особенностям, ник ее многообразным социальным функциям. Личность — это замкнутая в себе целостность, ее телесные и социальные проявления суть атрибуты личности, ноне ее ингредиенты. С другой стороны, и биологическое, и социальное играют главенствующую роль в генезисе личности. Итак, под личностью имеется ввиду интегрирующее и цементирующее начало, объединяющее в единое целое и биологическое, и социальное, и психологическое в человеке. Личность как бы венчает, замыкает, делает устойчивым все море бушующих в человеке социальных и биологических сил. Личность — конечный результат действия этих сил. Личностно в человеке то, что устойчиво. Необходимыми условиями становления личности являются телес

328 Глава 10. Человек и его бытие в мире есть производное от его образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда духовно развитый человек. В понятии человеческого организма подчеркивается его биологическое начало, в понятии человека — его биосоциальное начало, а в понятии личности оттеняются прежде всего интегративные со­
циально-психологические особенности человека мировоззрение, самооценка, характер, чувство собственного достоинства, ценностные ориентации, принципы образа жизни, нравственные и эстетические идеалы, социально-политические позиции и убеждения, стиль мышления, эмоциональная среда, сила воли и т.д. Будучи высшей ступенью иерархического рассмотрения человека, понятие личности вместе стем более конкретно и более содержательно, чем понятие человека вообще. Но иногда понятия человек и личность резко разводятся и даже противопоставляются. С этим нельзя согласиться. Любой человек является той или иной личностью. Личность есть обладающий самосознанием и мировоззрением человек, достигший понимания своих социальных функций, своего места в мире, осмысливающий себя как субъекта исторического творчества, как звено цепи поколений, в том числе родственных, один вектор которых направлен в прошлое, а другой — в грядущее. Личность есть индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм, в том числе и юридических. Личностные качества человека есть производные от двух моментов от его самосознающего разума и от его социального образа жизни. Полем проявления личностных свойств служит его социальная жизнь. Чтобы проиллюстрировать зависимость личностного становления человека от развитости его самосознания и окружающего его социума, мысленно заглянем вглубь веков. Когда появляется личность в философском понимании этого слова Вместе с появлением человека как биологического вида Нет. Наш отдаленный предок, находившийся в условиях первобытной орды и начальных стадий формирования сознания, еще не был личностью, но уже был человеком. Личность — это общественно развитый человек. Не только исторически, но и генетически человек становится личностью по мере создания социальной и мыслительной культуры и по мере своего индивидуального приобщения к ней. Ребенок, особенно в самом-раннем возрасте, — это, разумеется, человек, но еще не личность. В нем лишь проклевывается личность, он еще должен статьею. Если же нарушаются социаль-

§ 4. Личность и Я 327 социальное, и высшее дело его жизни, окончательная цель и смысл его усилий лежит не только в его личной судьбе, а прежде всего в социальных судьбах своего народа и даже всего человечества.
§ 4. Личность и Я Индивид как особая единичная ценность. Человек, как родовое существо, конкретизируется в реальных индивидах. Понятие индивида указывает, во- Первых, на отдельную особь как представителя высшего биологического вида Homo sapiens ив о - вторых, на единичный, отдельный атом социальной общности. Это понятие описывает человека в аспекте его отдельности и обособленности каждый индивидуум имеет право на свою особенность — это его природная данность, развернутая социализацией. Индивид как особая единичная цельность характеризуется рядом свойств целостностью морфологической и психофизиологической организации, устойчивостью во взаимодействии со средой, активностью. Понятие индивида есть лишь первое условие обозначения предметной области исследования человека, содержащее возможности дальнейшей конкретизации с указанием его качественной специфики в понятиях личности и индивидуальности. Идея личности. В настоящее время существуют две основные концепции личности личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как его сущностная характеристика. Первая концепция опирается на понятие социальной функции человека, а точнее, на понятие социальной роли. При всей значимости этого аспекта понимания личности (он имеет большое значение в современной прикладной социологии) он не позволяет раскрыть внутренний, глубинный мир человека, фиксируя только его поведение, которое не всегда и необязательно выражает действительную сущность человека. Более глубокая интерпретация понятия личности раскрывает ее уже не в функциональном, а в сущностном плане она здесь — сгусток ее регулятивно-духовных потенций, центр самосознания, источник воли и ядро характера, субъект свободных действий и верховной власти во внутренней жизни человека Личность — индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм Личностные качества человека в таком случае

326 Глава 10. Человек и его бытие в мире личность — сжатое, или сосредоточенное, общество. Отсюда он делает историософский вывод человек изначала является как существо лично-общественное, и вся история есть лишь постепенное углубление, возвышение и расширение двусторонней, лично-об­
щественной жизни. Принципиального противоборства между личностью и обществом не может быть, а бывает лишь столкновение по личному почину между новой и прежней стадиями лично-об­
щественного развития
1
Ведь никто, по словам Вл. Соловьева, не отрицает действительности элементарных терминов геометрии — точки, линии, поверхностной фигуры, наконец, объема, или фигуры стереометрической, те. геометрического тела. Все это действительно существует, всем этим мы оперируем ив жизни, ив науке. Нов каком же смысле мы приписываем действительность этим геометрическим стихиям При сколько-нибудь отчетливом мышлении ясно, что они существуют не в отдельности своей, а единственно в определенных отношениях друг к другу, что их действительность исчерпывается, или покрывается, этой относительностью, что они, собственно, и представляют только закрепленные мыслью простые отношения, отвлеченные от более сложных фактов. Эта аналогия точки с человеком — явное упрощение. Но все мы прекрасно понимаем, что она правомерна для разъяснения сути дела общество — непростая сумма человеческих единица человечество — непростая сумма наций, народов иго сударств, а целостность более высокого и качественно иного порядка. Но при всем этом мы нив коем случае не принижаем значимость личности без нее не было бы ни общества, ни нации, ни человечества. Все эти составляющие человечества имеют смысл лишь в их единстве. О. Конт — ив этом большая его заслуга и слава — яснее, решительнее и полнее всех своих предшественников указал на это собирательное целое, по внутренней сущности, а не внешним только образом превосходящее каждого единичного человека, действительно его восполняющее как идеально, таки совершенно реально он указал на человечество как на живое положительное единство, нас обнимающее, на великое существо по преимуществу. Исторический процесс развития человечества предполагает деятельное участие индивидуальных сил каждый из нас своими повседневными делами тянет воз истории. Человек — существо
1 См Соловьев B.C.
Указ. соч. Т. 1. С. 65.

§ 3. Человек и человечество
325 внешнем бессилии или торжествующее над ним греческое (афинское) гражданство в своей внутренней неправде А если, однако, и Сократ, при всей полноте своего личного достоинства, не был в своей отдельности вполне, или совершенно, человеком, если он нуждался в восполнении, то, конечно, не от гражданства или отечества своего, которое наполнило ему только чашу с ядом, а от чего-то другого
1
Далее, анализируя проблему соотношения человека и человечества, Вл. Соловьев говорит, что подобно тому как тело не слагается из точек, линий, фигура уже предполагается ими, таки человечество не слагается из лиц, семей, народов, а предполагается ими. Мы видим, продолжает Вл. Соловьев, что в общем ходе всемирной истории эти единичные и собирательные элементы человеческой жизни все более и более сближаются, но этим они не создают человечества в самом существе его, ибо оно уже предполагается самым этим объединительным движением как его необходимая основа, побуждение и руководство. Если всемирная история есть последовательное и систематическое собирание частных элементов, слагающихся вместе в крайнюю реальность целого человечества, то для этого само человечество должно было предварительно разложиться на ограниченные группы, не доходя, впрочем, до крайнего предела. Конт, как основатель социологии, не упускает заметить, что человечество разлагается сначала на общины, потом на семьи, но никогда на отдельные лица
2
Возьмем еще один пример. Национальный патриотизм, впервые мощно заявивший о себе на полурелигиозной почве в XV в. в лице Жанны д'Арк, был все более и более секуляризуем течением последующих веков и окончательно утвержден в своем чисто мирском виде Французской революцией. Чем был восблагодарен величайший героизм этой крестьянской юной девы, взошедшей на пьедестал вечной славы и явившей собой истинную полноту великой личности Ее «восблагодарили»... сожжением на костре. Но ведь иона, эта обожаемая человечеством личность-героиня, сама по себе не есть нечто абсолютное в своей сущности она выразила полноту своего бытия в контексте своей нации, своего народа в целостности человечества. Подчеркивая социальную сущность человека, Вл. Соловьев говорит общество есть дополненная, или расширенная, личность, а
1
См Соловьев B.C.
Сочинения Вт. М, 1989. Т. 2. С. 567.
2 См Там же. С. 570.

324 Глава 10. Человек и его бытие в мире ализовать всю полноту жизненного бытия. Это в принципе недоступно отдельному человеку, если даже поселить его, как Робин­
зона Крузо, на необитаемый остров. Идея высшего целого связана с народом, с обществом, а всякое общество имеет свою историю, поток которой, тянущийся из глубин седой старины в неведомое будущее, образует то, что именуется человечеством. По словам АИ. Герцена, за нами, как за прибрежной волной, чувствуется напор целого океана всемирной истории мысль всех веков на сию минуту в нашем мозгу. В этом же духе высказывается и И. Фихте: Я составляю необходимое звено великой цепи, которая протянулась в вечность от первого человека до полного самосознания человечества, все, что было среди людей великого, благородного и мудрого, — все благодетели рода человеческого, чьи имена вписаны в историю, и те, кто остался в ней неизвестным, — все они работали на меняя урожай от семян, ими посеянных, я вступаю на землю, ими обжитую, иду по их стопам. И меня охватывает желание продолжить начатое ими дело, сделать счастливее и мудрее наш общий братский род . Мы знаем, что человек в правовом государстве является гражданином это член гражданского общества. Настоящим, полным человеком-личностью является только гражданин он — сын своего отечества, единичный субъект человечества, ибо человек одинокий, предоставленный самому себе, бессилен против стихий природы, бесчеловечных людей и хищных зверей. Осуществление нашей индивидуальной жизни невозможно без соответствующей ее интеграции в сфере социально-исторической: за каждым из нас тянется культурно-исторический шлейф всемирной истории. О. Конт полагал, что такая общность, как нация, в своей наличной эмпирической действительности и собирательной цельности, которая конкретно существует и развивается, есть нечто само по себе не вполне самодостаточное, хотя нация сама по себе куда могущественнее и физически долговечнее любого отдельного человека. Но она, по словам Вл. Соловьева, далеко не всегда являет собой нечто более достойное по сравнению с некоторой личностью (по своему внутреннему существу) — в смысле духовном. Кто был ближе к истинной полноте человеческого достоинства убиваемый ли праведник, символ человеческой мудрости Сократ в своем
1 Герцен АЛ. Собрание сочинений Вт. М, 1956. Т. 11. С. 252—253.
2
Фихте И.Г. Избранные сочинения. М, 1961. Т. 1. С. 31.

§ 3. Человек и человечество
323 ритмических структур. Видимо, существует относительно синхронное биение пульса в макро- и микромире, в том числе ив энергосистемах человеческого организма. В этом отношении нам представляются актуальными и прозорливыми идеи К.Э. Циолковского, В,И. Вернадского и А.Л. Чижев­
ского. Их идеи заключаются в том, что мы со всех сторон окружены потоками космической энергии, которые поступают к нам, преодолевая огромные расстояния, от звезд, планет и Солнца. Помысли
Чижевского, солнечная энергия не является единственным созидателем сферы живого на Земле во всех ее низших и высших уровнях структурной организации и функционирования. Энергия безмерно удаленных от нас космических тел и их ассоциаций имела большое значение в зарождении и эволюции жизни на нашей планете. Все космические тела, их системы и все процессы, происходящие в беспредельных далях мироздания, так или иначе постоянно влияют на все неорганическое и живое на Земле, в том числе на человека.
«...Где-то в глубоком подполье, в подземных пластах человеческой мысли, мало-помалу накапливаются наблюдения огромной важности и созревают первоначальные порывы грандиозных обобщений будущего. И если кто-то, стоя на поверхности этого оживающего океана, зло и остро смеется над потугами связать мир астрономических и мир биологических явлений, тов глубине человеческого сознания уже много тысячелетий зреет вера, что эти два мира, несомненно, связаны один с другим. И эта вера, постепенно обогащаясь наблюдениями, переходит в знание. Нас перестают уже удивлять самые поразительные открытия .
В.И. Вернадский ввел термин ноосфера, обозначающий сферу живого и разумного на нашей планете. Ноосфера является естественной средой человека, оказывающей на него формирующее воздействие. Объединение в этом понятии двух моментов — биологического (живое) и социального (разумное) — является основой расширенного понимания термина среда. Нет никаких оснований считать ноосферу сугубо земным явлением, она может обладать и общекосмическим масштабом. Жизнь и разум, видимо, есть ив иных мирах, так что человек как частица ноосферы — это социально-планетарно-космическое существо.
§ 3. Человек и человечество Утверждая принцип самоценности личности, мы не должны забывать, что единичная личность как таковая не в состоянии ре Чижевский А.Л.
Земное эхо солнечных бурь. МС Глава 10. Человек и его бытие в мире ным существом, но и существом биологическим, человек точно также, как он погиб бы без общества людей, погибнет и без общения с природой. В этом смысле и социальные, и природные силы действуют беспощадно. Понятие природы не ограничивается только сферой Земли, но включает в себя и Космос в целом. Земляне изолированное во Вселенной космическое тело. В современной науке считается твердо установленным, что жизнь на Земле возникла под влиянием космических процессов. Поэтому вполне естественно, что всякий живой организм каким-то образом взаимодействует с Космосом. Так, солнечные бури и связанные сними электромагнитные возмущения влияют на клетки, нервную и сосудистую системы организма, на самочувствие человека, его психику. Мы живем в унисон со всей космической сферой, и любое ее изменение отзывается на нашем состоянии. Проблема «вписанности» живых организмов в контекст энергоинформационных взаимодействий, происходящих во Вселенной, в настоящее время интенсивно разрабатывается. Существует предположение, что не только возникновение жизни на Земле, но и ежесекундное функционирование живых систем не может быть отделено от постоянного взаимодействия с различного рода излучениями (известными и еще неизвестными, идущими из Космоса. Мы воспитаны на довольно ограниченном воззрении на жизнь как на результат игры стихийных сил земного пребывания. Но это далеко не так, что интуитивно понимали уже мыслители далекого прошлого, рассматривавшие человека в контексте всего мироздания как микрокосм в составе макрокосма. Эта «вписанность» человека и всего живого в контекст мироздания, его зависимость от всех происходящих в нем событий всегда выражалась ив мифологии, ив религии, ив астрологии, ив философии, ив научных воззрениях, и вообще во всей человеческой мудрости. Возможно, что жизнь в гораздо большей степени зависит от влияний сил Космоса, чем нам думается. И динамика этих сил заставляет все без исключения клетки живого организма, а не только сердце биться в унисон с космическим сердцем в бесконечной гармонии сне бесными телами и процессами, разумеется, прежде всего с теми, которые нам всего ближе — с планетами и Солнцем. Ритмы Космоса оказывают огромное влияние на динамику изменения биополей растений, животных и человека. Наше время характеризуется повышенным вниманием не только к космическим проблемам, нов той же мере и к микромиру. Обнаруживается удивительное ритмическое единообразие, наводящее на мысль об универсальности

§ 2. О многомерности человека
1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   52


написать администратору сайта