Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Задачи работы

  • 3. Теоретическая часть

  • 3.1. Алгебра логики

  • 3.2. Логические основы устройства компьютера

  • 3.3. Триггер

  • 3.4. Составление логических схем в программе Logisim

  • 4. Задание на лабораторную работу Составить логическую схему для высказывания и RS-триггера. Вариант задания выдается преподавателем. 5. Методика выполнения задания

  • 6. Требования к содержанию и оформлению отчета

  • Контрольные вопросы

  • ЛБ по Logisim. Лабораторная работа 3 Цифровая логика компьютера


    Скачать 0.57 Mb.
    НазваниеЛабораторная работа 3 Цифровая логика компьютера
    АнкорЛБ по Logisim
    Дата02.02.2022
    Размер0.57 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла8a5692adccb63288d1ecd7d97e8d8e8f.pdf
    ТипЛабораторная работа
    #349627

    Лабораторная работа № 3
    Цифровая логика компьютера.
    1. Цель работы
    Целью работы является изучение логических элементов компь- ютера и их таблиц истинности, а также построение триггеров в про- грамме Logisim.
    2. Задачи работы
    – Закрепление, углубление и расширение знаний студентов о ло- гических элементах компьютера.
    – Приобретение умений и навыков построения триггеров в про- грамме Logisim.
    Выработка способности логического мышления, осмысления полученных результатов при построении триггеров.
    3. Теоретическая часть
    Любая информация в компьютере или в другом устройстве вы- числительной техники представляется в виде двоичного цифрового сигнала. Все виды информации (текстовая, графическая, звуковая, видео-) кодируются в последовательности нулей и единиц.
    3.1. Алгебра логики
    Алгебра логики появилась в середине XIX в. в трудах англий- ского математика Джорджа Буля.
    Логическое высказывание – это любое повествовательное пред- ложение, в отношении которого можно однозначно сказать, истинно- го оно или ложно. При этом не всякое предложение является логиче- ским высказыванием. Например, «Хороший студент» не является ло- гическим высказыванием, так как невозможно судить об его истинно- сти или ложности, а высказывание «Иванов – хороший студент» яв- ляется логическим высказыванием.
    Употребляемые слова и словосочетания «не», «и», «или», «если,
    то», «тогда и только тогда» позволяют из уже заданных высказы- ваний строить новые. Такие слова и словосочетания называются ло-
    гическими связками. При этом высказывания, образованные из других высказываний с помощью логических связок, называются составны-

    2
    ми. Высказывание, не являющееся составным, называется элемен-
    тарным.
    Для того чтобы обращаться к логическим высказываниям им на- значаются имена. Например, через А обозначим высказывание «Петя был во Франции», а через B высказывание «Петя был в Италии». То- гда составное высказывание примет вид - «Петя был и во Франции, и в Италии», далее можно записать кратко: «A И B». Здесь И – логиче- ская связка, A,B – логические переменные, которые могут принимать только два значения: истинна и ложь, обозначаемые 1 и 0.
    В алгебре логики высказывания могут принимать лишь два зна- чения: истинна – 1 и ложь – 0.
    С логическими высказываниями можно производить следующие операции:
    1. Операция отрицания (НЕ).
    2. Операция конъюнкции (И).
    3. Операция дизъюнкции (ИЛИ).
    4. Операция импликации (ЕСЛИ…ТО).
    5. Операция эквиваленции (ТОГДА, И ТОЛЬКО ТОГДА).
    Порядок выполнения логических операций задается круглыми скобками, но для уменьшения числа скобок договорились считать, что сначала выполняется операция отрицание (НЕ), затем конъюнк- ции (И), затем дизъюнкции (ИЛИ) и в последнюю очередь - имплика- ции. Это называется приоритетом операций.
    3.2. Логические основы устройства компьютера
    Логический элемент компьютера – это часть электронной логи- ческой схемы, которая реализует элементарную логическую функ- цию.
    Логическими элементами компьютеров являются электронные схемы И, ИЛИ, НЕ, И-НЕ, ИЛИ-НЕ и др. (называемые также венти- лями), а также триггер.
    Триггер - это устройство позволяющее запоминать, хранить и считывать информацию (каждый триггер может хранить 1 бит ин- формации).
    С помощью этих схем можно реализовать любую логическую функцию, описывающую работу устройств компьютера. Обычно у элементов бывает от 2 до 8 входов и один или два выхода. Чтобы представить два логических состояния 1 и 0, соответствующие им

    3 входные и выходные сигналы имеют один из двух установленных уровней напряжения, например 5 и 0 В. Высокий уровень обычно со- ответствует значению «истинна» (1), а низкий – значению «ложь» (0).
    Каждый логический элемент имеет свое условное обозначение, которое выражает его логическую функцию, но не указывает на то, какая электронная схема в нем реализована. Это упрощает запись и понимание сложных схем.
    Работу логических элементов описывают с помощью таблиц ис- тинности. Основные структурные схемы логических элементов ком- пьютера и их таблицы истинности, представлены в таблице 1.
    Таблица 1
    Структурные схемы логических элементов компьютера
    Условное обозначение
    Структурная схема
    (отечественное обозна- чение)
    Структурная схема
    (зарубежное обозна- чение)
    Таблица истинности
    И
    A
    B
    Y (A&B)
    0 0
    0 0
    1 0
    1 0
    0 1
    1 1
    ИЛИ
    A
    B
    Y (A˅B)
    0 0
    0 0
    1 1
    1 0
    1 1
    1 1
    НЕ
    A
    Y (Ā)
    0 1
    1
    И-НЕ
    A
    B
    Y
    0 0
    1 0
    1 1
    1 0
    1 1
    1 0

    4
    ИЛИ-НЕ
    A
    B
    Y
    0 0
    1 0
    1 0
    1 0
    0 1
    1 0
    Исключающее
    ИЛИ
    A
    B
    Y
    0 0
    0 0
    1 1
    1 0
    1 1
    1 0
    Исключающее
    ИЛИ-НЕ
    A
    B
    Y
    0 0
    1 0
    1 0
    1 0
    0 1
    1 1
    3.3. Триггер
    Важнейшей структурной единицей оперативной памяти компь- ютера, а также внутренних регистров процессора, является триггер.
    Триггер можно построить из двух логических элементов ИЛИ и двух элементов НЕ, схема RS-триггера показана на рисунке 1. Им со- ответствует таблица истинности 2. Также схему триггера можно реа- лизовать на двух элементах ИЛИ-НЕ, либо И-НЕ, заменив элементы
    ИЛИ и НЕ на соответствующие.
    Рис. 1. Схема RS-триггера
    S
    R
    Q
    Q
    0 0
    Хранение бита
    0 1
    1 0
    1 0
    0 1
    1 1
    Запрещено
    Таблица 2.
    Таблица истинности

    5
    Тип триггер на рисунке 1 соответствует – RS-триггеру (от англ. reset – сброс, set – установка). Он имеет два симметричных входа R и
    S и два симметричных выхода Q и
    Q
    (от англ. Quit – выход). В обычном состоянии на входы R и S триггера подан сигнал 0 и триггер по умолчанию хранит 0. Для записи 1 (Q=1) на вход S подается сиг- нал 1. После того как сигнал на входе S исчезнет, состоянии сохра- нится, т.е. будет состояние хранение бита информации.
    Для того чтобы сбросить информацию подается сигнал 1 на вход
    R, после чего триггер возвращается к исходному (нулевому) состоя- нию (
    Q=0,Q=1
    ). Если на входы S и R подан сигнал 0, то состояние не меняется. Подача сигнала 1 на оба входа S и R приводит к неорди- нарному результату, поэтому эта комбинация входных сигналов за- прещена.
    Работу RS-триггера иллюстрирует временная диаграмма, пока- занная на рисунке 2.
    Рис. 2. Временная диаграмма RS-триггера
    Временная диаграмма описывает работу RS-триггера при подаче на входы R и S различных значений «0» и «1». Как видно на рисунке
    2, период времени t
    0
    соответствует, что на входы R и S подан «0» на

    6 выходе Q храниться «0»,
    Q
    хранит «1». В период времени t
    1
    на вход S подается «1» и на выходе Q устанавливается «1», а на
    Q
    устанавли- вается инверсное значение. После сброса S на «0» и установки R в
    «1», что соответствует периоду t
    2
    , наблюдается смена выхода Q на
    «0», и установки
    Q
    в «1». При этом в периоде t2 происходит сброс R в «0», и как видно состояние Q равное «0» продолжает храниться.
    В периодах t
    3
    ,t
    4
    ,t
    5
    ,t
    6
    ,t
    7
    ,t
    8
    значение выхода Q устанавливается рав- ным «1» при смене состояний входов R и S. При этом в периоде t
    4
    на входах R и S устанавливается «1», что соответствует запрещенному состоянию, а на выходах Q и
    Q
    устанавливается «1», что противоре- чит закону алгебры логики (Q≠
    Q
    ). В период t
    9
    происходит одновре- менно сброс входов R и S в «0», что порождает неопределенное со- стояние на выходе. При этом в схеме RS-триггера будет наблюдаться циклическая смена состояний на выходах Q и
    Q
    Также существуют другие типы триггеров, такие как T- триггеры, D-триггеры, JK-триггеры. Также принято рассматривать асинхронные и синхронные триггеры. На рисунке 1 представлен асинхронный RS-триггер, а синхронный триггер характеризуется до- полнительным синхросигналом на входе.
    3.4. Составление логических схем в программе Logisim
    Logisim – это инструмент, позволяющий разрабатывать и моде- лировать электрические (логические) схемы, используя графический интерфейс пользователя. На рисунке 3 представлен интерфейс
    Logisim.
    Рис. 3. Графический интерфейс Logisim

    7
    Рабочая область Logisim разделена на три части: холст, панель проводника и таблица атрибутов. Холст – это место рисования схем.
    Панель инструментов содержит инструменты (элементы) для дости- жения поставленной цели. Таблица атрибутов содержит свойства вы- бранного элемента.
    Для реализации логических схем в Logisim существуют элемен- ты И, ИЛИ, НЕ, И-НЕ, ИЛИ-НЕ, исключающее ИЛИ, исключающее
    ИЛИ-НЕ, доступ к которым можно получить в панели проводника в разделе «Элементы» (рис. 4).
    Рис. 4. Раздел панели проводника «Элементы»
    Помимо логических элементов необходимы генераторы сигна- лов, которые представлены в Logisim в виде контактов (
    ) в разделе «Проводка».
    Контакт используется как для подачи сигналов (0 или 1), так и для отображения значений выходов элементов. В таблице атрибутов контакта настраиваются его свойства (рис. 5).
    Рис. 5. Таблица атрибутов контакта
    Основные свойства контакта определяются при его помещении на холст, где направление – это сторона выхода или входа контакта,

    8
    выход – значение является ли данный контакт выходом или входом,
    биты данных – определяет количество значений, которое может при- нимать контакт (1 бит – это 2 значения: 0 и 1), три состояния – ука- зывает, что у контакта может быть 3 состояния (0, 1 и не работает).
    Логические элементы также имеют свойства, которые можно настроить в зависимости от решаемой задачи. Существуют такие свойства как направление, биты данных, количество входов, размер элемента и возможность инвертировать значения входов (рис. 6
    Рис. 6. Таблица атрибутов элемента ИЛИ-НЕ
    Пример построения асинхронного RS-триггера на 2 элементах
    ИЛИ-НЕ показан на рисунке 7.
    Рис. 7. Асинхронный RS-триггер в Logisim

    9
    Здесь для реализации асинхронного RS-триггера используется 2 элемента ИЛИ-НЕ, и 4 контакта, причем 2 контакта на входы S и R и
    2 контакта на выходы
    Q
    и
    Q
    4. Задание на лабораторную работу
    Составить логическую схему для высказывания и RS-триггера.
    Вариант задания выдается преподавателем.
    5. Методика выполнения задания
    1. Изучить теоретическую часть.
    2. Составить логическую схему для высказываний указанных в таб- лице 3 в программе Logisim.
    Таблица 3
    Варианты заданий

    Высказывание
    1




    A & B
    C & A
    C


    2




    A & B
    C & A&C

    3




    A & B &C
    A
    C


    4




    C
    A
    B & A
    C



    5




    A &
    C &
    C
    C
    B


    6




    A & B
    C & A
    B


    7




    ( A
    B &C) & A
    C


    8




    A & B
    C & A
    C


    3. Заполнить таблицу 4, указывая значения A, B, C, и также получае- мое значение Y на выходе, используя программу Logisim.
    Таблица 4
    Таблица истинности
    A
    B
    C
    Y
    0 0
    0 y
    1 0
    0 1 y
    2 0
    1 0 y
    3





    10 4. Составить схему асинхронного RS-триггера на основе элементов указанных в таблице 5. Удостовериться в возможности хранения бита информации. Объяснить циклическую смену состояний на выходах при неопределенном состоянии. Составить таблицу истинности.
    Таблица 5
    Варианты элементов

    Элементы
    1 2шт «ИЛИ»
    2шт «НЕ»
    2 3
    4 2шт «И»*
    2шт «НЕ»
    5 6
    7 2шт «И-НЕ»*
    8
    *при составлении схемы с элементом «И» входы R и S должны быть инвертированы.
    6. Требования к содержанию и оформлению отчета
    Отчет по лабораторной работе должен содержать: а) титульный лист; б) описание хода выполнения работы; в) логическая схема высказывания; г) схема асинхронного RS- триггера; д) таблицы истинности; е) заключение по выполненной работе; ж) ответы на контрольные вопросы.
    Контрольные вопросы
    1. Что такое логическое высказывание?
    2. Какие операции можно производить с высказываниями?
    3. Что такое триггер?
    4. Какие типы триггеров существуют?
    5. Какие структурные схемы у элементов И, НЕ, ИЛИ? Привести таблицы истинности.


    написать администратору сайта