Главная страница
Навигация по странице:

  • Критерий Байеса

  • Критерий Вальда

  • Критерий Севиджа

  • Проведение идеального эксперимента

  • Критерий Гурвица

  • Множество Парето

  • В чем состоит отличительная особенность принятия решения в игре с «природой»

  • Специфика мажорирования стратегий в игре с природой

  • Опишите два способа задания матрицы игры с природой.

  • laboratornaya-rabota-78-отчет. Лабораторная работа 7 Создание макросов в Excel Цель работы Ознакомиться со способами создания и использования макросов


    Скачать 40.23 Kb.
    НазваниеЛабораторная работа 7 Создание макросов в Excel Цель работы Ознакомиться со способами создания и использования макросов
    Дата26.04.2023
    Размер40.23 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаlaboratornaya-rabota-78-отчет.docx
    ТипЛабораторная работа
    #1090634

    Лабораторная работа № 7
    Создание макросов в Excel
    Цель работы: Ознакомиться со способами создания и использования макросов.

    Задание на выполнение работы: создать макросы с использованием Excel

    Порядок выполнения работы:
    Вариант 20

    Дана следующая матрица выигрышей:



    Определите оптимальную стратегию используя критерии Вальда, Сэвиджа и Гурвица (коэффициент пессимизма равен 0,5).



    Решение:

    Критерий Байеса.
    По критерию Байеса за оптимальные принимается та стратегия (чистая) Ai, при которой максимизируется средний выигрыш a или минимизируется средний риск r.
    Считаем значения ∑(aijpj)
    ∑(a1,jpj) = 10*0.25 + 20*0.25 + 30*0.25 + 40*0.25 = 25
    ∑(a2,jpj) = 15*0.25 + 25*0.25 + 35*0.25 + 20*0.25 = 23.75
    ∑(a3,jpj) = 37*0.25 + 70*0.25 + 15*0.25 + 65*0.25 = 46.75
    ∑(a4,jpj) = 85*0.25 + 15*0.25 + 45*0.25 + 10*0.25 = 38.75

    Ai

    П1

    П2

    П3

    П4

    ∑(aijpj)

    A1

    2.5

    5

    7.5

    10

    25

    A2

    3.75

    6.25

    8.75

    5

    23.75

    A3

    9.25

    17.5

    3.75

    16.25

    46.75

    A4

    21.25

    3.75

    11.25

    2.5

    38.75

    pj

    0.25

    0.25

    0.25

    0.25





    Выбираем из (25; 23.75; 46.75; 38.75) максимальный элемент max=46.75
    Вывод: выбираем стратегию N=3.
    Критерий Вальда.
    По критерию Вальда за оптимальную принимается чистая стратегия, которая в наихудших условиях гарантирует максимальный выигрыш, т.е.
    a = max(min aij)
    Критерий Вальда ориентирует статистику на самые неблагоприятные состояния природы, т.е. этот критерий выражает пессимистическую оценку ситуации.

    Ai

    П1

    П2

    П3

    П4

    min(aij)

    A1

    10

    20

    30

    40

    10

    A2

    15

    25

    35

    20

    15

    A3

    37

    70

    15

    65

    15

    A4

    85

    15

    45

    10

    10


    Выбираем из (10; 15; 15; 10) максимальный элемент max=15
    Вывод: выбираем стратегию N=2.
    Критерий Севиджа.
    Критерий минимального риска Севиджа рекомендует выбирать в качестве оптимальной стратегии ту, при которой величина максимального риска минимизируется в наихудших условиях, т.е. обеспечивается:
    a = min(max rij)
    Критерий Сэвиджа ориентирует статистику на самые неблагоприятные состояния природы, т.е. этот критерий выражает пессимистическую оценку ситуации.
    Находим матрицу рисков.
    Риск – мера несоответствия между разными возможными результатами принятия определенных стратегий. Максимальный выигрыш в j-м столбце bj = max(aij) характеризует благоприятность состояния природы.
    1. Рассчитываем 1-й столбец матрицы рисков.
    r11 = 85 - 10 = 75; r21 = 85 - 15 = 70; r31 = 85 - 37 = 48; r41 = 85 - 85 = 0;
    2. Рассчитываем 2-й столбец матрицы рисков.
    r12 = 70 - 20 = 50; r22 = 70 - 25 = 45; r32 = 70 - 70 = 0; r42 = 70 - 15 = 55;
    3. Рассчитываем 3-й столбец матрицы рисков.
    r13 = 45 - 30 = 15; r23 = 45 - 35 = 10; r33 = 45 - 15 = 30; r43 = 45 - 45 = 0;
    4. Рассчитываем 4-й столбец матрицы рисков.
    r14 = 65 - 40 = 25; r24 = 65 - 20 = 45; r34 = 65 - 65 = 0; r44 = 65 - 10 = 55;

    Ai

    П1

    П2

    П3

    П4

    A1

    75

    50

    15

    25

    A2

    70

    45

    10

    45

    A3

    48

    0

    30

    0

    A4

    0

    55

    0

    55


    Результаты вычислений оформим в виде таблицы.

    Ai

    П1

    П2

    П3

    П4

    max(aij)

    A1

    75

    50

    15

    25

    75

    A2

    70

    45

    10

    45

    70

    A3

    48

    0

    30

    0

    48

    A4

    0

    55

    0

    55

    55


    Выбираем из (75; 70; 48; 55) минимальный элемент min=48
    Вывод: выбираем стратегию N=3.
    Проведение идеального эксперимента.
    В крайнем правом столбце рассчитаем средний риск.
















    ri
















    0
















    0
















    0
















    0


    Минимальное значение средних рисков равно 0. Следовательно, выше этой цены планирование эксперимента становится нецелесообразным.
    Критерий Гурвица.
    Критерий Гурвица является критерием пессимизма - оптимизма. За оптимальную принимается та стратегия, для которой выполняется соотношение:
    max(si)
    где si = y min(aij) + (1-y)max(aij)
    При y = 1 получим критерий Вальде, при y = 0 получим – оптимистический критерий (максимакс).
    Критерий Гурвица учитывает возможность как наихудшего, так и наилучшего для человека поведения природы. Как выбирается y? Чем хуже последствия ошибочных решений, тем больше желание застраховаться от ошибок, тем y ближе к 1.
    Рассчитываем si.
    s1 = 0.5*10+(1-0.5)*40 = 25
    s2 = 0.5*15+(1-0.5)*35 = 25
    s3 = 0.5*15+(1-0.5)*70 = 42.5
    s4 = 0.5*10+(1-0.5)*85 = 47.5

    Ai

    П1

    П2

    П3

    П4

    min(aij)

    max(aij)

    y min(aij) + (1-y)max(aij)

    A1

    10

    20

    30

    40

    10

    40

    25

    A2

    15

    25

    35

    20

    15

    35

    25

    A3

    37

    70

    15

    65

    15

    70

    42.5

    A4

    85

    15

    45

    10

    10

    85

    47.5


    Выбираем из (25; 25; 42.5; 47.5) максимальный элемент max=47.5
    Вывод: выбираем стратегию N=4.
    Таким образом, в результате решения статистической игры по различным критериям чаще других рекомендовалась стратегия A3.
    Множество Парето

    E1

    10

    20

    30

    40

    p

    0.25

    0.25

    0.25

    0.25


    ME(1)=10*0.25+20*0.25+30*0.25+40*0.25=25=25
    σ(1)=sqrt(102*0.25+202*0.25+302*0.25+402*0.25-252) = sqrt(125)=11.18

    E2

    15

    25

    35

    20

    p

    0.25

    0.25

    0.25

    0.25


    ME(2)=15*0.25+25*0.25+35*0.25+20*0.25=23.75=23.75
    σ(2)=sqrt(152*0.25+252*0.25+352*0.25+202*0.25-23.752) = sqrt(54.69)=7.395

    E3

    37

    70

    15

    65

    p

    0.25

    0.25

    0.25

    0.25


    ME(3)=37*0.25+70*0.25+15*0.25+65*0.25=46.75=46.75
    σ(3)=sqrt(372*0.25+702*0.25+152*0.25+652*0.25-46.752) = sqrt(494.19)=22.23

    E4

    85

    15

    45

    10

    p

    0.25

    0.25

    0.25

    0.25


    ME(4)=85*0.25+15*0.25+45*0.25+10*0.25=38.75=38.75
    σ(4)=sqrt(852*0.25+152*0.25+452*0.25+102*0.25-38.752) = sqrt(892.19)=29.87
    Критерии оптимизации:
    x → max
    y → min
    Операция №3 доминирует над №4.

    Операция №3 доминирует над №4.


    Следовательно, операции №3, оптимальны по Парето.
    Операции, оптимальные по Парето, не обязательно являются «самыми лучшими» и даже просто «хорошими» - эти операции не являются худшими.


    Контрольные вопросы

    1. В чем состоит отличительная особенность принятия решения в игре с «природой»?

    Ответ: Отличительная особенность игры с природой состоит в том, что в ней сознательно действует только один из участников, в большинстве случаев называемый игроком один. Игроку два (природа) не важен результат, либо он не способен к осмысленным решениям. Или, возможно, условия не зависят от действий игрока, а определяются внешними факторами: реакция рынка, который не будет вредить одному конкретному игроку, государственная политика, реальная природа.

    1. Специфика мажорирования стратегий в игре с природой?


    Ответ: Мажорирование стратегий в игре с природой имеет определенную специфику: исключить из рассмотрения можно лишь доминируемые стратегии игрока 1: если для всех j = 1,…n; akj ≤ alj; k u l = 1,..,m то k-ю стратегию принимающего. 36. решения игрока 1 можно не рассматривать и вычеркнуть из матрицы игры. Столбцы, отвечающие стратегиям природы, вычеркивать из матрицы игры (исключать из рассмотрения) недопустимо, поскольку природа не стремится к выигрышу в «игре» с человеком, она действует неосознанно, но иногда значения выигрышей лица, принимающего решение (ЛПР) не всегда располагаются по строкам


    1. Опишите два способа задания матрицы игры с природой.

    1.Задачи о принятии решений в условиях неопределенности, когда нет возможности получить информацию о вероятностях появления состояний природы

    2.Задачи о принятии решений в условиях риска, когда известны вероятности, с которыми природа принимает каждое из возможных состояний


    написать администратору сайта