Главная страница
Навигация по странице:

  • Племенной союз саков (V1I-IV вв. до н.э.) Расселение С середины 1 тыс. до н.э. кочевые племена казахских степей известны под этнонимом «саки».

  • «азиатскими скифами»;

  • «туры с быстрыми конями»;

  • Крупный рогатый скот

  • Общественный строй саков

  • 1. Воины

  • Политическая история саков. • Греческий историк Геродот и другие авторы древности повествуют о войнах саков с персами. В VI

  • В IV в до н.э. по VI в до н.э. против саков начали войну

  • Культура саков Религия. Религиозные представления саков имели ярко выраженную военную окраску, а) Главными были - культ вождя и

  • Археологические памятники саков: • Иссыкский курган

  • Городище Чирик-рабат, мавзолеи Баланды, Бабиш-мулла

  • Племенной союз сарматов Расселение

  • Археологические памятники

  • Племена саков. 3 тема Племенные союзы саков и сарматов. Лекции дать общеисторическое представление о развитии раннегосударственных образований на территории Казахстана


    Скачать 39.59 Kb.
    НазваниеЛекции дать общеисторическое представление о развитии раннегосударственных образований на территории Казахстана
    АнкорПлемена саков
    Дата13.09.2022
    Размер39.59 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла3 тема Племенные союзы саков и сарматов.docx
    ТипЛекции
    #675860

    Тема 3: Племенные союзы саков и сарматов
    Цель лекции – дать общеисторическое представление о развитии раннегосударственных образований на территории Казахстана


    Ключевые слова – ранний железный век, эпоха ранних кочевников, «звериный стиль», «Великое переселение народов»


    План лекции

    1. Особенности эпохи железа.

    2. Племенной союз саков.

    3. Племенной союз сарматов


    Тезисы лекции
    1) Сакские племена на территории Казахстана

    1-е тысячелетие до н.э.- первая половина 1-го тысячелетия н.э.- новый этап отечественной истории, который известен под названиями-сакская эпоха, период ранних кочевников, эпоха раннего железа. Наряду с материалами археологических раскопок, история этого периода освещается уже письменными источниками, к числу которых можно отнести произведения античных (древнегреческих) авторов - «отец истории» Геродот («История греко-персидских войн»), Страбон («География»); персидские источники (надписи на каменных стеллах в честь персидских царей, Авеста- свод книг зороастрийской религии древних иранцев); китайские династийные хроники.

    Достоверно известно, что сакские племена (тиграхауда, массагеты, парадарайя, хаомоварга, исседоны, аримаспы, аргипеи) были расселены по всей территории Казахстана. Однако в имеющихся исторических материалах нет точной географической привязки. Предположительно, массагеты занимали территорию Приаралья, тиграхауда - Семиречье, аримаспы - Восточный Казахстан, Алтай. Саки были активными участниками многих исторических событий тех лет - греко-персидских войн, сражений против персов, Александра Македонского. Они активно развивали политические, экономические, культурные связи с цивилизациями древнего мира.

    В хозяйственной жизни саки унаследовали и продолжили традиции эпохи бронзы – скотоводство (кочевое, полукочевое, оседлое), земледелие, металлургия, различные ремесла. Одним из символов эпохи, отражающим высокий уровень развития сакской цивилизации является «золотой человек», обнаруженный в результате археологических раскопок на территории Алматинской области (1969-1973 гг.) научной экспедицией под руководством доктора исторических наук, профессора Кемаля Акишевича Акишева.

    Сакское общество не является ни рабовладельческим, ни феодальным в классическом смысле этого слова. Оно сочетало в себе различные формы эксплуатации. На высшей ступени сакского общества находилась аристократия, среди которой особо выделялся «царский род». По представлениям саков только царскому роду было ниспослано свыше право власти над соплеменниками. Большим влиянием в сакском обществе пользовались жрецы. Имелось воинское сословие. Основную массу населения составляли простые свободные саки. Рабов, в основном военнопленных, было немного. Их труд использовался, главным образом, в домашнем хозяйстве.

    Саки были «язычниками». Их религиозные верования представлены различными культами - предков, семейно-родовых святынь, огня, солнца и т.д. Особое место в сакском искусстве и мифологии занимает «звериный стиль», который по своей сути был не просто стилем искусства. В большей степени он отражал идеологическую основу сакского общества. Есть различные версии, по-своему трактующие происхождение звериного стиля и его проникновение в жизнь саков - «ближневосточная», «европейская». Однако наиболее вероятной и исторически корректной является точка зрения, согласно которой звериный стиль имеет «местное» происхождение, олицетворяя собой исторические традиции номадной цивилизации.
    В истории древнего Казахстана в I тысячелетии начинается новый рубеж. В VIII-VII вв. до н. э. - эпоха открытия и широкого использования железа племенами Казахстана.

    Особенности эпохи железа:

    • Изготовление орудий труда из железа;

    • Освоение племенами степных, горно-степных и полупустынных пространств Казахстана;

    • Становление экстенсивного скотоводческого хозяйства у народов Евразии;

    • Объединение крупных родов и племен в племенные союзы;

    • Зарождение государственного строя у кочевых племен Казахстана.

    Племенной союз саков (V1I-IV вв. до н.э.) 

    Расселение

    С середины 1 тыс. до н.э. кочевые племена казахских степей известны под этнонимом «саки». По свидетельству археологических и письменных источников саки расселялись на всей территории Казахстана в VII-IV вв. до н. э.:

    • В южных районах и Семиречье - жили массагеты и дай;

    • На северо-востоке - аримаспы, их называли «стерегущие золото»;

    • В юго-восточном Приуралье - аргипеи;

    • В центральных районах - исседоны;

    • На западе Казахстана - сарматы (савроматы)

    Основные группы сакских племен:

    В письменных источниках саки встречаются с разными названиями:

    "Отец истории" древнегречиский историк Геродот, саков называет «азиатскими скифами»;

    • По свидетельству древне персидских источников - этноним «сак» означает "могучие мужи";

    * Иранские источники саков называют «туры с быстрыми конями»;

    • Греческий писатель II в. до н. э. называет их « из всех стрелков в мире самыми искусными, не пускающих стрел наудачу».

    Б Хозяйство саков

    1.Скотоводство - основной вид хозяйства, в сочетании с земледелием. Скотоводство у саков имело множество вариантов:

    Основные направления скотоводства у саков:

    Коневодство - одно из важных направлений скотоводства саков. По костным материалам Центрального Казахстана установлены два вида лошадей:

    а) низкорослая толстоногая, с массивной голо­вой и туловищем лошади;

    б) рослая, стройная, которую использовали под седло вооруженные всадники, наиболее крупные, резвые принадлежали вождям и знатным воинам.

    Овцеводство - важную роль в скотоводстве играли овцы, дававшее мясо, шерсть, шкуры. Были распространены крупные овцы, близкие к современной породе курдючных овец. Верблюдоводство - было развито в степных и полустепных районах Западного и Южного Казахстана. Их использовали как верховое и вьючное животное. Он давал шерсть, мясо и молоко.

    Крупный рогатый скот - играл меньшую роль в хозяйстве саков, потому что коровы, в отличие от лошадей и овец, не могут круглый год обходиться подножным кормом.

    2. Земледелие - развивалось в сочетании со скотоводством. Саки выращивали просо, ячмень, пшеницу. На юге, в долине Сырдарьи, рядом с сакскими поселениями Чирик-рабат, Бабиш-мулла найдены древние поля, которые орашались с помощью каналов. Саки-земледельцы строили себе глинобитные дома, а там, где было много леса - деревянные.

    В долинах рек Иртыша и Сырдарьи широкое распространение получило рыболовство.

    3. Ремесло - высокого уровня достигли основные направления ремесла:

    • Металлургия. Из бронзы сакские мастера отливали кинжалы, наконечники стрел и копий, предметы конской упряжи, украшения, зеркала, а также котлы и жертвенники. Из железа путем ковки изготовлялись ножи, кинжалы, мечи, доспехи. Например, в Шиликтинском кургане в Восточном Казахстане найдены 13 бронзовых наконечников стрел, останки колчана из шкуры оленя или лошади, украшенного золотыми бляшками в виде оленей. Уши и глаза оленей украшены бирюзой. В Семиречье - в Илийской долине и Прииссыккулье часто находят - медные и

    бронзовые котлы и жертвенники внушительных размеров и шаровидных форм.

    • Гончарное дело. Наибольшее количество керамической посуды производилось в Семиречье и Западном Казахстане. В отличие от андроновской посуды, сакская керамика -небольших размеров, округлых шаровидных форм. Основные виды посуды: низкие чаши типа кесе, приземистые кружки с петлеобразной ручкой, шаровидные сосуды с короткой и узкой горловиной, горшки с носиком и петлеобразной ручкой.

    • Ювелирное искусство. Мастера-художники с помощью техники литья, штамповки золота изготовляли удивительные по изяществу композиции. Изделия из золота, серебра, бирюзы украшали одежду, сбрую коня, предметы быта. Широко использовали способ обкладки листовым золотом фигурок и украшений, вырезанных из дерева.

    • Резьба по дереву, косторезное искусство, обработка камня. Из кости делали застежки, пряжки, пуговицы, из камня - алтари, блюда. Из драгоценных и поделочных камней -сердолика, халцедона, агата, бирюзы сакские мастера изготовляли бусы.

    4. Торговля - в I тыс. до н. э. в Евразии между странами Запада и Востока, Средиземноморья и Китаем шла достаточно оживленная торговля. Саки имели торговые связи с народами Алтая, Сибири, Европы и Востока.

    Существовали отдельные участки Великого Шелкового пути:

    Общественный строй саков

    Сакское время - это время высшего развития военной демократии как типа общественного устройства, основные черты которого сложились еще в эпоху бронзы. Происходит формирование государства.

    В V1I-IV вв. до н.э. сакские племена объединяются в племенные союзы:

    • Во главе племенного союза - царь. Царя избирают военным советом вождей племен. Власть царя:

    а)распределял между племенами пастбища и другие земельные угодья для перекочевки;

    б)устанавл и вал порядок использования этих земель;

    в) следил, чтобы не было вооруженных столкновений между племенами и родами;

    г) руководил объединенными войсками во время военных походов.

    • Государственные дела обсуждались на народном собрании.

    • Племенами управляли - военные вожди. Вождь избирался всеми членами племени.

     Полномочия племенного вождя:

    а) управлял своим племенем;

    б) заботился об обеспечении его вооружением и продовольствием;

    в) от имени племени вел переговоры о войне или перемирии.

    • Сакское общество было равноправным, мужчины и женщины обладали равными правами. Известны в истории имена сакских цариц - Томирис и Зарины.

    • В сакском обществе выделялись три группы населения со своими традиционными цветами:

    1. Воины - красный; Из сословия воинов происходили цари и вожди.

    2. Жрецы - белый;

    3. Общинники (пастухи и земледельцы) -желтый и синий.

    • Существовало рабство, которое носило патриархальный характер. Источником рабства были -пленники. В основном пленников-рабов использовали в домашнем хозяйстве.
    Политическая история саков.

    • Греческий историк Геродот и другие авторы древности повествуют о войнах саков с персами. В VIв. до н.э. против саков высту­пил царь ахеменидов Кир, подчинивший до саков себе страны от Ирана до Средиземного моря, считавший себя равным богам и непобедимым. Армия персов была разгромлена сакским войском во главе царицей массагетов Томирис, а сам царь Кир был убит.

    • В 519-518 гг. до н.э. против саков-тиграхаудов выступил огромным войскомдругой царь персов Дарий I. В результате длительной борьбы Дарию I удалось покорить часть саков и заставить их платить дань, а также посылать воинов для участия в персидских войнах. В составе персидских войск саки приняли участие в греко-персидской войне: в 490 г. до н.э. в Марафонской битве, в битвах при Фермопиле, также в Египте.

     • В IV в до н.э. по VI в до н.э. против саков начали войну силы Александра Македонского,разгромив и подченив державу Ахаменидов, начал завоевание Средней Азии. В 330-327 гг. до н.э. А. Македонский захватив ряд районов Средней Азии, направился к Сырдарье, которая служила границей между оседлыми жителями и кочевниками. Александр захватил несколько городов на левобережье Сырдарьи. По его приказу на Сырдарье был построен город, названныйАлександрия Эсхата (Александрия Крайняя), как опорный пункт на северо-восточной границе государства. Неудачей закончилась попытка подчинить себе сакские племена, живущие за Сырдарьей, этим самым саки остановили продвижение великого завоевателя на Восток. После смерти Александра в 323 г. до н. э. держава его распалось и в начале III в. до н.э. Александрия Эсхата была разрушена в результате восстания селевкидов.  

    • Саки вступали в мирные торговые и культурные контакты с другими странами, как Хорезм, Бактрия, Ассирия, Индия и Китай.

    Культура саков

    Религия. Религиозные представления саков имели ярко выраженную военную окраску, а) Главными были - культ вождя и царя. Царь считался - избранником богов, посредником между небом и землей, центром мира, носителем земного процветания. От его физической мощи и духовной энергии зависло благосостояние народа. Он был воплощением всех слоев народа. Он проводил первую борозду на весенней пахоте.

    Саки поклонялись силам природы - солнцу, ветру, грозе, грому. По их представлениям, боги перевоплощались в различных животных и птиц. Например, конь - бог солнца и огня; кабан - бог грома. Кочевые племена больше поклонялись солнцу, огню, а оседлые племена - священной земле. В святилищах, где находились алтари и жертвенники, приносили жертвы богам, совершали обряды достижения, плодородия, связанные с соблюдением культа предков и культа огня.Археологами обнаружены, что у саков Семиречья существовали «храмы огня».

    Исскуство

    • С VII в. до н.э. у населения обширной зоны степей Казахстана, Сибири, Поволжья и юга Европы возник в искусстве так называемый «звериный стиль». Главная тема -изображение зверей и мифологических чудовищ в движении. Ими украшали ювелирные украшения, оружия, одежда, конскую сбрую, бронзовые котлы и жертвенники. Сюжетной основой «звериного стиля» были сохранившиеся с глубокой древности мифы о происхождении людей от различных животных. Это своего рода особая знаковая система для выражения идеологии кочевников. В III-II вв. до н. э. этот стиль постепенно утратил реалистическую основу, превратился в орнаментальную схему, а в начале нашей эры вовсе исчез.

    • Саки - принадлежали к европеоидной расе. Антрополог О.Исмагулов считает, что в антропологическом типе саков присутствует 20% монголоидных элементов, особенно у саков северных и восточных районов Казахстана.

    • Саки говорили на восточно-иранском языке, выделившихся из индо-иранской языковой группы.

    • На развитие сакской культуры большое влияние оказало культура Ахеменидского Ирана.

    • Ярким представителем сакской духовной культуры является - мыслитель Анахарсис, живший в VI в. до н.э.

    Археологические памятники саков:

    • Иссыкский курган - В 1969-70 гг. археологической экспедицией Акишева К.А. произведены раскопки Иссыкского кургана

    близ Алматы. Курган состоит из 45 могильников. В одном из них обнаружены

    останки молодого сакского вождя. Ученым удалось реконструировать его одежду и головной убор из высокопробного золота, представлявших собой высокохудожествен­ное произведение в «зверином стиле», известное в литературе как «Золотой человек». Украшения «Золотого человека» -своебразная энциклопедия сакской мифологии и миропонимания. К.А. Акишев памятник относит к сакам-тиграхауд ам. Особое значение имеет надпись на серебряной чаше из 26 руноподобных знаков, которые, к сожалению, до сих пор не расшифрованы. Памятник датируется V-IV вв. до н.э. Всего в кургане Иссык найдено свыше 4 тысяч золотых предметов.

    • Бесшатырский курган в долине реки Или. Курган сосоит из 31 могильников. Датировка кургана V-IV вв. до н.э. Самый крупный могильник - Большой Бесшатырский имеет диаметр 104 м, высота - 17 м. (высота 5-этажного дома) В одном из куранов оказалась деревянная постройка из массивных стволов тянь-шанских елей. Находки из Бесшатырского кургана, свидетельствует о том, что сакская знать стремились увековечить свое господствующее положение и после смерти, сооружая громадные памятники. Величина насыпи свидетельствовала о высоком социальном положении человека в обществе.

    • Городище Чирик-рабат, мавзолеи Баланды, Бабиш-мулла - памятники Приаралья (Сведения греческого географа Страбона). Городище Чирик-рабат было столицей саков-апасиаков, развалины находятся в 300 км юго-западнее г.Кызыл-Орды в пустыне Кызыл-кум. Для города был выбран плоский холм высотой 15 м, длиной 800 м и шириной 600 м. Городище имеет овальную форму, с площадью 42 га. В центральной части находилась прямоугольное укрепление-цитадель, с площадью 12 га. Цитадель Чирик-рабата служила своебразным местом захоронения знатных особ. В цитадели сооружено 4 кургана, один из которых раскопан. Диаметр курагана 60 м, высота 3,5 м. Под насыпью была врублена прямоугольная камера, стены и пол которой обмазаны глиной и побелены. В погребении найдены - обломки глиняных кувшинов, железный меч с плоской рукояткой (датируется V-IV вв. до.н.э.), бронзовый наконечник и золотая обкладка. Памятник датируется IV-II вв. до н.э.

    • Шиликтинский курган в Восточном Казахстане. Первоначально раскопки кургана начались в 1947 г. ленинградской экспедицией В.В. Черникова. В 2003 г. продолжены раскопки второй группы могильников Шиликтинского кургана у села Жалши экспедицей А.Т.Толеубаева. Эти памятники называют - «царскими курганами», один из крупных курганов вЕвразии. Курган состоит из 17 могильников. Курган имеет диаметр 100 м.. с высотой 8-10 м. В Шиликтинском кургане обнаружены останки сакского царя и ученые по праву его называют третьим «Золотым человеком». Первый «Золотой человек» - найден из кургана Иссык; второй - найдено в кургане Арал-тобе в Западном Казахстане в 90-е гг. XX в. Шиликтиский курган, самый древний из них, датируется VII-VI вв. до н.э. При раскопках найдены - свыше 524 золотых изделий высшей пробы в зверином стиле. 

     • Берельский курган в Восточном Казахстане. В 1999 году археологическая экспедиция Самашева З.С. раскопало серию курганов в местности Берел в ВКО, принадлежащее сакам-аримаспам. Курган имеет диаметр - 30 м. и высотой 5 м. Погребальная камера обнаружена в глубине 7 метров в вечной мерзлоте, с захоронением знатного сакского племенного вождя. Также в кургане обнаружены останки 16 пожертвенных лошадей, много ювелирных украшений и изделии из золота в зверином стиле, изделий из бронзы и железа, керамической посуды Датировка кургана примерно IV в.до н.э.


    Племенной союз сарматов

    Расселение

    Племенной союз сарматов занимало районы Западного Казахстана. Термин «сармат»употребляется в античных источиках с III в. до н.э. В основном сведения греческих и римских авторов - Геродота, Диодора, Плиний, Полибий.

    В состав племенного союза сарматов входили племена:

    • роксоланы,

    • аорсы,

    • сираки,

    • аланы.

    Политическая история

    Сарматы принимали активное участие в политической жизни древней эпохи:

    • Сарматское племя - роксоланы уже в I в. до н.э. достигли границ Мидии. Вслед за ними шло другое племя аланов, населявших территорию севернее Аральского моря. Аланы доходят до северного Причерноморья, позднее, вместе с хунну, они достигают Испании.

    • В конце II в. до н.э. роксоланы выступают на стороне скифов в их войне с Диафантом, полководцем понтийского царя Митридата.

    • В I в. до н.э. сарматы с союзе с Митридатом ведут войну с Римом.

    • В 49 г. до н.э.римляне вместе с другим сарматским племенем аорсов побеждают другое сарматское племя - сираков, союзников босфорского царя.

    Хозяйство

    Важную роль в жизни сарматов играло -кочевое скотоводство. Они преимущественно разводили коней и овец.

    В долинах Волги и Урала, у побережья Черного моря у сарматов имелись постоянные поселения, жители которых занимались земледелием.

    Сарматы также занимались охотой. Сарматские мастеры искуссно изготовляли лук и стрелы. Стрелы с длиною 60 см скреплялись рыбьим жиром.

    Общественный строй

    Общество сарматов носил характер «военной демократии»:

    • Господствующем положении в обществе находилось - военное сословие.

    • Равноправие всех членов общества. Женщины могли войти в состав военного ополчения.

    Культура.

    Культура сарматов хронологически делится на 3 этапа:

    1. Раннее сарматская (прохоровский период) -IV-II вв. до н.э.

    2. Средне сарматская (период суслово) - II в. до н.э. - I в. н.э.

    3. Поздне сарматская - II-IV вв. н.э.

    На развитие сарматской культуры огромное влияние оказала культура Греции.

    Антропологический тип сарматов -европиоидный.

    Язык - индо-иранский. С переселением хунну в среду сарматов проникают тюркские языки и монголоидные черты.

    Обряды захоронения.

    Сарматы хоронили умерших под земляными курганными насыпями. В каждый период обряды захоронения имели свои особенности:

    • Ранний период - усопшего клали на спину, вытянутом положении, головой на юг -курган Володарка в Западно-Казахстанской области.

    • Средний период - усопшего дожили в погребальной камере в скорченном положении.

    • Поздний период - усопшего клали на спину, вытянутом положении, головой на север -курганыЛебедевка, Аралтобе.

    В сарматских погребениях находят очень много керамики. Глиняные посуды ранне сарматской культуры имеют яйцевидное или шаровидное тулово. Особый вид керамики представляют курильницы - маленькие сосудики, обычно имеющие на одной из сторон сквозное отверстие. Часто в женских погребениях находят бронзовые зеркала в виде диска с ручкой.

    Археологические памятники

    • Богатые захоронения сарматов обнаружены в Чингирлауском районе Западно-Казахстанской области, вблизи селаЛебедевка. Могильники состояли из земляных курганов диаметром 10-20 м и высотой от 0,5 до 2 м. Под насыпью прямоугольная погребальная камера размером 2,9x3,7 м и глубиной 2,4 м. Умершая одета в платье, украшенное нашивками из листового золота. Найдены - золотые лунообразные серьги, два цилиндрических предмета, украшавшие прическу, три нити буз из янтаря, горного хрусталя, бронзовое круглое зеркало в кожаном футляре и лаковая шкатулка, серебрянный светильник и ситечко для процеживания. Также обнаружена медная ручка кувшина, конец которой выполнен в виде головы бога виноделия Диониса и серебрянная ложка с ручкой. Кроме украшений в могилу положены оружие, орудия труда, керамические сосуды, бронзовые котлы. Погребение датируется 11-IV вв. н. э. и относится к поздне сарматской культуре.

    • В Западном Казахстане также обнаружен еще один курган, с диаметром 30 м, высота насыпи - 2 м. В этом мужском захоронении найдены - оружие, бронзовые сосуды, бытовой инвентарь, кувшин греческой работы с изображением греческого бога виноделия Диониса, глиняная греческая амфора.

    • Курганы Целинный, Сынтас, Бесова, обнаруженные в долине реки Елек в Актюбинской области. Курган Целинный в Приуралье состоит из 100 могильников. Умерших хоронили головой на запад и хоронили на двух уровнях. Датировка - VII в.н.э. В кургане Бесоба в основном женские захоронения, принадлежащее женщинам-жрецам. Усопших ложили головой на юга-запад.
    Вопросы для контроля:



    1. Какой период истории Казахстана начинает освещаться письменными источниками?

    2. Какую роль в жизни сакских племен играло искусство «звериного стиля»?

    3. Какие ранние классовые общества жили на территории Казахстана?

    их материальная и духовная культура.

    1. Культура и религиозные верования племен Западного Казахстана.

    Литература



    1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: Очерк -Алматы, 1993

    2. Тургараева Г.М. «История Казахстана», Алматы, «Эверо», 2019

    3. Артыкбаев Ж., Раздыков С. История Казахстана, Астана, Фолиант, 2016

    4. Г.В.Кан «История Казахстана», Алматы, 2013

    5. Кузембайулы А., Абил Е. История Республики Казахстан: Учебное пособие - Алматы, 1998

    6. История Казахстана. В 5-х томах - Т.1.-Алматы, 1996.

    7. История Казахстана. – Т.2.-Алматы, 1997.

    8. История Казахстана – Т.3.-Алматы, 2001.


    написать администратору сайта