Главная страница

лекции по философииии. Лекции по дисциплине Философия


Скачать 1.15 Mb.
НазваниеЛекции по дисциплине Философия
Анкорлекции по философииии
Дата04.11.2022
Размер1.15 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаLekcii_po_filosofii.pdf
ТипЛекции
#769878
страница25 из 27
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27
исторического релятивизма, с точки зрения которого в истории нет общих, одинаковых для всех народов закономерностей, и, следовательно, не имеет смысла говорить о единой
истории человечества.
Прямо противоположную точку зрения на историю человечества занимали сторонники концепции линейности исторического процесса,
которые трактовали историю как некую линейную последовательность событий в направлении от прошлого к будущему.
Теория линейности исторического развития также возникла в глубокой древности, хотя в античном мире история, зачастую, рассматривалась как регрессивныйпроцесс, идущий по нисходящей линии от
«Золотого века», который остался в прошлом.

Представление о человеческой истории как о поступательном движении от прошлого через настоящее к будущему вошло в европейскую культуру через иудео-христианскую мифологию. Библейские мифы как бы
«расставили точки» на оси времени:
- творение мира и человека, изгнание его из Рая - первая «точка» на шкале отсчета, начало истории человечества, наше общее «прошлое»;
- рождение Иисуса Христа - вторая «точка», начало новой эры в истории человечества, наше «настоящее»;
- второе пришествие Спасителя, «конец света», «страшный суд» и пр.
– третья веха истории, наше «будущее».
Это позволило выстроить исторические события в определенной последовательности, внести в историческое развитие идею его направленности.
В отличие от представителей «исторического релятивизма»
сторонники линейности исторического развития считают, что
человечество внутренне едино в своих истоках и сущности, поэтому
история человечества – единый процесс.
Единство человеческой истории мыслители объясняли различными причинами:
- природными факторами (например, позитивист Г. Спенсер (1820-
1903) для которого моделью развития социальных явлений был живой организм);
- сверхприродными (например, Г.Гегель, в концепции которого история выступает как процесс саморазвития и самопознания Мирового
Духа);
- взаимодействием общества и природы (например, философия марксизма, в которой исторический процесс развертывается как процесс взаимодействия человечества с природой в трудовой деятельности и двигателем истории выступает не энергия Мирового Разума (как у Гегеля), а потребности людей).
Признание единства исторического поступательного развития
привело к постановке вопроса об этапах общечеловеческой истории и
критериях социального прогресса.
Проблема социального прогресса
Общественный прогресс как тенденция исторического развития
означает движение человечества вперед, от менее совершенных к более
совершенным способам и формам жизнедеятельности. Общественный прогресс – это единство предыстории и истории человечества, его прошлого, настоящего и будущего.
Идея социального прогресса достаточно «молода». В древности условия общественной жизни видоизменялись так медленно, что вполне естественным было мнение о том, что общество почти не меняется. А неудовлетворенность жизнью и неуверенность в завтрашнем дне заставляла
людей идеализировать прошлое и с пессимизмом глядеть в будущее. История рисовалась как движение к худшим временам, как деградация, регресс.
Греческий поэт и философ Гесиод сожалел о бывшем некогда «золотом веке». О возврате назад, «от пороков цивилизации» к «золотому веку» мечтал Ж.Ж.Руссо; к этому призывают и сегодня те, кого пугает угроза ядерной войны или экологической катастрофы.
Понятие «социальный прогресс» вошло в научный оборот в Новое
время как результат философского осмысления направленности общественного развития. Оптимистично настроенные буржуазные философы были уверены, что «золотой век» лежит не в прошлом, а в будущем и представляет собой «царство разума». Ранее всего прогресс был замечен в сфере научного познания (Ф.Бекон, Р. Декарт и др.), затем французские философы-просветители А.Тюрго, Ж.Кондорсе идею поступательного развития распространили и на сферу социальных явлений. В этот период сложились представления о беспредельном могуществе человеческого разума и способности общества к неограниченному движению вперед; поэтому данная концепция получила название
«исторический
прогрессизм».
Одним из первых вопрос о закономерном и прогрессивном характере исторической эволюции, критериях социального прогресса и его этапах поставил Г.Гегель. В его объективно-идеалистической концепции критерием периодизации всемирной истории является прогресс в
осознании свободы и в соответствии с этим выделяется три этапа исторического процесса:
1) «Восточный» (Китай, Индия, Египет и др.) – осознает себя свободным и реально свободен только один человек – правитель; остальные - его рабы.
2) «Античный» (Греция, Римская империя, Средневековая Европа) – осознает себя свободной и свободна лишь одна небольшая группа людей – элита, «верхушка» общества; остальные – зависят от нее и служат ей.
3) «Германский» - германские народы, усвоив плоды Реформации и
Французской революции 1789 года, достигли всеобщей гражданской и политической свободы; то есть - все свободны и все осознают себя свободными.
В марксистской концепции главным критерием прогресса являлся
уровень развития производительных сил общества. В соответствии с этим критерием Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций
(первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая), которые рассматривались как основные вехи человеческой истории, как основная прогрессивная тенденция исторического процесса.
Концепция стадий, разбившая социально-историческую эволюцию на доиндустриальную
(традиционную, аграрную), индустриальную и постиндустриальную стадии развития, также усматривает критерий

прогресса в сфере экономики (технико-экономические показатели
общества).
Сегодня большинство мыслителей при решении вопроса об общественном прогрессе предлагают использовать не один, а несколько
параметров, по которым можно сопоставлять различные социальные образования.
«Комплексный критерий» социального прогресса учитывает:
- качество и количество материальных и духовных благ, их соответствие потребностям и интересам общества;
- уровень развития производительных сил общества, их неконфликтное соотношение с производственными отношениями;
- характер и содержание научно-технического прогресса, отсутствие его негативных последствий глобального характера;
- качество функционирования политико-правовой системы общества, ее непротиворечивость с гражданским обществом и социальным статусом личности;
- состояние демократизма и гуманизма в обществе, определение человека основной и конечной целью социокультурного развития; сохранение мира на планете и т.п.
При этом следует учитывать, что общественный прогресс – это
доминирующая, но не единственная тенденция исторического развития.
Прогресс в истории всегда сочетается с регрессом, с деструктивным социальным развитием, с утратами и лишениями. Прогресс складывается из достижений всех народов и государств на планете, но соотношение прогресса, регресса и «застоя» всегда конкретно на различных стадиях и этапах исторического развития отдельных стран и народов, а также человечества в целом.
Таким образом, процесс исторического развития общества и исторический прогресс – разные понятия, которые не следует смешивать.
Происходящие в обществе изменения не обязательно должны способствовать улучшению человеческой жизни. Понятие «общественный прогресс» - это
характеристика, которую люди дают объективно происходящим в
истории изменениям. Основой оценки являются представления об идеалах, к которым должно стремиться человечество: свобода, равенство, счастье…
В последнее время на фоне кризисных явлений в современной культуре и цивилизации, появления глобальных проблем и нарастания нестабильности в мире, понятие линейного прогресса подвергается критическому переосмыслению. Факты, свидетельствующие о противоречивости, неоднозначности и неравномерности социального развития различных стран и народов, постоянно привлекают внимание мыслителей к проблеме социального прогресса, которая, по-видимому, далека от однозначного решения.

Будущее человечества как философская проблема: перспективы
современной цивилизации
Законы истории таковы, что предсказания будущего всегда сопряжены с неуверенностью и проблемами. Футурология – наука, предлагающая прогнозы будущего, - строит свои выводы, главным образом, путем перенесения на него существующих в настоящем тенденций развития.
Каковы же эти тенденции?
Большинство современных ученых полагают, что современная эпоха носит двойственный характер. Она представляет собой завершающую фазу гигантского «мегацикла» человеческой истории и вместе с тем начальный этап возникновения какого-то принципиально нового этапа эволюции.
С одной стороны, в ряде стран по-прежнему действуют сохранившиеся с прошедших времен тенденции изоляционизма, культурной замкнутости, технико-экономического застоя, тоталитаризма и враждебности к внешнему миру. Человечество и сейчас по инерции сохраняет доставшееся ему от прошлого раздвоение на «Восток» и «Запад».
С другой стороны, развертывается процесс формирования
принципиально нового типа социальной реальности. Этот процесс идет одновременно в двух основных направлениях: 1) становление в наиболее развитых странах нового типа общества; 2) образование глобального, охватывающего весь мир социального организма (глобализация).
Новый тип общества, идущий на смену индустриальному, называют по-разному: «постиндустриальное общество», «сверхиндустриальная цивилизация», «информационное общество», «технотронное общество» и т.п. Высказывается мнение, что такое общество уже сложилось к началу XXI века в наиболее высокоразвитых странах (США, Япония, страны ЕЭС), другим же государствам потребуется для этого еще 25 – 50 лет.
Переход от индустриального общества к постиндустриальному – далеко не гладкий процесс. Он имеет свои трудности и противоречия, причем такие, которых человечество прошлых эпох не знало. Это, прежде всего,
глобальные кризисы и проблемы.
Глобальные проблемы – это проблемы, затрагивающие интересы каждого человека, каждой страны, человечества в целом. Они носят общепланетарный, интернациональный характер, проявляют себя как объективный фактор развития общества во всех регионах планеты. Их
глобальность определяется, прежде всего, тем, что от их решения
зависит существование человечества в целом, и что они не могут быть
разрешены в рамках отдельных государств или группы стран.
Глобальные проблемы взаимосвязаны, но условно их можно разделить на три группы: интерсоциальные, экологические и антропосоциальные.
1)
Интерсоциальные проблемы возникают как результат
взаимодействия государств, их союзов, различных регионов планеты.К наиболее значимым проблемам этой группы относят задачу сохранения мира и предотвращение новой мировой войны, преодоление международной
дестабилизации, устранение неравномерности экономического развития различных стран и регионов, борьбу с международным терроризмом и др.
2)
Экологические
проблемы возникли как
результат
взаимодействия общества и природы, которое привело в середине ХХ веке к катастрофическому разрушению природной основы существования мировой цивилизации. Это – загрязнение окружающей среды и истощение природных ресурсов (почвы, запасов топлива, энергии, сырья, воды), необходимость освоения Мирового океана и космоса и др.
3) Антропосоциальные проблемы – это проблемы, связанные с
взаимодействием человека и общества: демографическая проблема, проблемы здравоохранения, сохранения генофонда человека и предотвращения генетической катастрофы и др.
Изучение глобальных проблем началось в 1968 году, когда группа ученых во главе с итальянским экономистом А.Печчеи образовала так называемый «Римский клуб» - международную неправительственную организацию, цели которой – выявление проблем современного мира в их совокупности, рекомендации правительствам, ознакомление мировой общественности с глобальными проблемами.
В качестве причин возникновения глобальных проблем в первую очередь называют усиление воздействия человечества на природу и возрастание размаха (масштаба) его хозяйственной деятельности, который сопоставим с геологическими и другими естественными планетарными процессами. Другая причина – хищнический характер отношения человека к природе. Поэтому магистральным направлением в решении глобальных
проблем является не только совершенствование технологических
процессов по типу природных, но и достижение высокого уровня
экологической культуры всего человечества.
Противоречие и негативные тенденции, сопровождающие развитие постиндустриального общества, повергают некоторых философов, социологов и культурологов в уныние. Происходящие в современном мире процессы иногда изображаются, чуть ли не как предсмертная агония всего человечества или, по крайней мере, западной цивилизации. Возникают полярные оценки перспектив технического прогресса (технократия и
технофобия), развития науки и ее роли в современном мире (сциентизм и
антисциентизм), перспектив решения экологических проблем
(экологический пессимизм и экологический оптимизм).
Глобализация
– это процесс всемирной экономической,
политической и культурной интеграции стран и народов. Он сопровождается такими явлениями как мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капиталов, человеческих и производственных ресурсов, унификация законодательств, экономических и технологических процессов, сближение культур различных стран.
Глобализация является закономерным следствием предыдущих исторических этапов экономического, социального и культурного развития человечества. Но если в прошлом контакты между географически далекими
странами были затруднены (что и обуславливало «локальность» их развития), то ныне практически все народы втянуты в общую сеть разнообразных связей и образуют, хотя и полный противоречий, но единый мир.
Глобализация несет новый уровень самоорганизации человечества.
Исторической эпохе разрозненного существования стран и народов приходит конец. Наступает эпоха их объединения и сотрудничества во всепланетном масштабе. Мировой экономический рынок, международное право, единые стандарты образования и услуг, непрерывное передвижение через границы государств людей, товаров, денег, информации и т.д. – все это постепенно сплачивает человечество в единый социальный организм.
В сущности, лишь в современную эпоху человечество обретает
единство не только антропологическое – как биологический вид, но и
социальное – как охватывающая весь мир целостная социальная
система.
Глобализация имеет свои трудности и проблемы. Опасение утраты странами и народами своей национально-культурной самобытности, политической и экономической независимости, породило движение
антиглобалистов. Стремление к лидерству наиболее развитых стран приводит к взрывам национализма в экономически слаборазвитых государствах.
Глобальность возникающего на наших глазах нового типа
социальной реальности ведет к фундаментальной перестройке
всемирно-исторического процесса. До сих пор история свершалась через
«пробы и ошибки» различных стран и народов. Неудачный выбор приводил народы к гибели или к ассимиляции с другими цивилизациями, удачный выбор которых позволял им совершенствовать организацию своей жизни. Но человечество в целом продолжало существовать. Однако глобальный
человеческий мир как единое целое не может двигаться к будущему
сразу несколькими путями. Выбор ошибочного пути может завести в
«эволюционный тупик» все человечество, непоправимая ошибка грозит гибелью уже не отдельному народу, а всему миру.
Отныне на все народы и страны, на всех людей, своей деятельностью создающих условия для выбора путей в будущее, ложится ответственность за будущее человечества.
Вопросы для самоконтроля
1) Чем отличается материалистический подход к анализу общественных явлений от идеалистического? Что такое «географический детерминизм?
2) Какую роль в развитии общества играют природные факторы?
Перечислите основные этапы взаимодействия общества и природы.
3) Назовите основные сферы общественной жизни и покажите их взаимосвязь.

4) Перечислите основные элементы духовной жизни общества, уровни и формы общественного сознания.
5) Перечислите основные концепции общественного развития.
6) В чем принципиальное различие между линейной и циклической трактовками человеческой истории?
7) Перечислите основные концепции циклического и линейного развития общества.
8) В чем сущность понятия «социальный прогресс»? Назовите основные критерии прогресса в обществе.
9) Перечислите основные глобальные проблемы современности и вероятные пути их решения.
10) Что обозначают понятия «глобальные проблемы», «глобализация» и «антиглобализм»? Какова их взаимосвязь и в чем различия?
Лекция 9. Философская антропология и актуальные проблемы
современного естествознания.
1. Современная наука о соотношении биологического и социального в человеке. Антропогенез как научная и философская проблема.
2. Смысл жизни человека; смерть и бессмертие с позиций философии, религии и современной науки.
3. Человек и Вселенная. Антропный принцип в современной философии и естествознании.
4. Актуальные философские проблемы современного естествознания.
Постижение человека – центральная проблема философии. Постановка ее содержится уже в словах Сократа: «Познай самого себя». Считается, что термин «антропология» (греч. anthropos – человек) ввел в употребление
Аристотель для обозначения того раздела философии, который изучает человека.
Стремление человека к самопознанию всегда было одним из главных стимулов развития философской и научной мысли. В современном научном знании существует свыше 800 дисциплин, изучающих человека в различных его аспектах, в том числе и антропология – биологическая наука о происхождении и эволюции физиологической организации человека и человеческих рас. Философию интересует не то, что представляет собой человек с точки зрения медицины, биологии и пр., а, прежде всего, следующие проблемы: возникновение человека как социального существа, соотношение в нем биологического и социального начал, сущность человека, смысл его бытия в мире, наличие или отсутствие в его бытии свободы и т.п.
Совокупность этих проблем и составляет содержание
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27


написать администратору сайта