Главная страница

лекции по философииии. Лекции по дисциплине Философия


Скачать 1.15 Mb.
НазваниеЛекции по дисциплине Философия
Анкорлекции по философииии
Дата04.11.2022
Размер1.15 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаLekcii_po_filosofii.pdf
ТипЛекции
#769878
страница2 из 27
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
три основных онтологических направления в философии:

1) материализм: внешний мир, окружающая нас действительность представляют собой объективную реальность, существующую независимо от сознания: наша Вселенная, природа сформировались естественным путем задолго до появления человека и могут существовать без него;
2) субъективный идеализм: внешний мир существует только благодаря нашему субъективному сознанию и является продуктом его деятельности, иллюзией;
3) объективный идеализм: как внешний мир, так и человеческое сознание не являются самостоятельно существующими реальностями. Они - порождение какой-то иной, «третьей» реальности – высшего духовного первоначала (мирового разума, мировой идеи, Бога и т.п.).
Субъективных и объективных идеалистов объединяет то, что они
кладут в основу бытия духовное начало: субъективные идеалисты - человеческий разум, объективные идеалисты - сверхчеловеческий разум.
Поэтому их учения можно рассматривать как две ветви одного
направления – идеализма.
Субъективный идеализм составляет мировоззренческую основу подавляющего большинства индийских религиозно-философских концепций, полагающих, что внешний мир – это «майя» (в переводе с санскрита – иллюзия).
В западноевропейской философии родоначальником субъективного идеализма считается английский мыслитель Джордж Беркли
(1685 – 1753), трактующий предметы внешнего мира как «комплексы ощущений». Последовательно проведенная логика субъективного идеализма может привести к солипсизму (лат. solus – единственный, ipse – сам) – парадоксальному выводу о том, что не только мир, но и другие люди являются порождением сознания одного-единственного существующего мыслящего субъекта. Поэтому философы данного направления обычно допускали существование сверхиндивидуального, божественного сознания как источника наших ощущений.
Объективный идеализм допускает существование некой высшей духовной реальности, порождающей все существующее. К этому типу идеализма относились подавляющее число философов-идеалистов западноевропейской культуры. Наиболее крупными представителями объективного идеализма были: древнегреческий мыслитель Платон (427 -
347гг. до н.э.), немецкий философ Г.Гегель (1770 – 1831). На позициях объективного идеализма стоят и различные религиозно-философские школы. Одним из наиболее влиятельных религиозных объективно- идеалистических течений нашего времени является неотомизм – официальная католическая философия, родоначальником которой был средневековый теолог и философ Фома Аквинский (1225 – 1274).
Материализм является достаточно целостным направлением в философии, поскольку всех материалистов объединяет убеждение в том,
что окружающий нас мир, природа - совокупность естественных
материальных процессов. Что касается человеческого сознания, то оно, с точки зрения материалистов, представляет собой продукт работы мозга

(высокоорганизованной материи), отражение внешнего материального мира; и в этом смысле сознание - производно, зависимо от материи.
Несмотря на идейную целостность материализма как онтологического учения, в истории философии существовало несколько его разновидностей.
Исторические формы материализма:
Древний материализм; его часто называют «наивным» или
«стихийным», так как в нем материалистический взгляд на мир представлялся чем-то само собой разумеющимся; теоретическое обоснование его, в силу неразвитости науки, почти отсутствовало. Материалисты древности опирались, главным образом, на житейские наблюдения, здравый смысл и обыденный опыт людей. Выдающимися философами-материалистами этого типа были древнегреческие мыслители: Фалес (ок.652 – ок.547 гг. до н.э.),
Гераклит Эфесский (ок.520 – ок.460 гг. до н.э.), Демокрит (ок.460 – ок.370 гг. до н.э.).
«Механистический»
материализм Нового времени. Название обусловлено тем, что философы-материалисты этой эпохи стремились опираться в своих выводах на механику, которая занимала лидирующее положение в науке XVII-XVIII вв. Поэтому среди мыслителей сложилось убеждение, что научное объяснение мира (человека, природы и общества) возможно только при помощи законов и принципов механики. Наиболее крупными представителями этой формы материализма были: Д.Дидро (1713 –
1784), П.Гольбах (1723 – 1789) и другие французские просветители XVIII века.
«Вульгарный» материализм (лат. vulgaris – простой, обыкновенный), основатели которого немецкие мыслители, врачи-физиологи XIX века
(Бюхнер, Фохт, Молешотт) упрощали проблему сущности сознания, сводили все мыслительные процессы к их физиологической основе. Они считали, что мозг так же выделяет мысль, как, например, печень – желчь; полагали, что содержание наших мыслей зависит от химического состава пищи, объясняя, например, рабство колониальных народов употреблением преимущественно растительных продуктов.
Антропологический материализм – специфическая разновидность материализма, которую разработал в XIX веке представитель немецкой классической философии Л.Фейербах (1804 – 1872), рассматривавший человека как центральную философскую проблему и одновременно исходный пункт своей материалистической философии.
Диалектический материализм – философия, которую разработали немецкие мыслители К.Маркс (1818 – 1883), Ф.Энгельс (1820 – 1895) и их последователи. Особенностью этой формы материализма было, во-первых,
соединение материализма с диалектикой – методологией познания,
требующей изучать явления в их изменчивости, противоречивости и
взаимосвязи и, во-вторых, распространение идей диалектического материализма на область общественных явлений и исторический процесс
(«исторический материализм»).

Необходимо отметить, что хотя материализм и идеализм как противоположные онтологические учения возникли более двух с половиной тысячелетий назад, термины для их обозначения лишь в начале XVII века ввел в употребление немецкий мыслитель Г.Лейбниц (1646-1716).
Философские термины «материализм» и «идеализм» не следует
путать с такими же словами, употребляемыми в повседневных
рассуждениях на нравственные темы. В обыденном языке идеалистом называют человека бескорыстного, стремящегося к возвышенным целям, высоким идеалам, а материалистом - личность противоположного типа.
Смешение философских и обыденных терминов нередко использовалось философами-идеалистами для дискредитации философского материализма как онтологического учения.
Помимо материализма и идеализма как основных онтологических направлений в философии, существуют и другие онтологические концепции –
пантеизм, дуализм, плюрализм.
Пантеизм (греч. pan – все, theos – бог) – учение в котором материя
(природа) и дух (бог) понимаются как две стороны единой субстанции.
Термин «пантеист» ввел английский философ Дж.Толанд в 1705г., а термин
«пантеизм» - его идейный противник нидерландский теолог Й.Фай (в
1709г.). Если Бог трактуется как безличный дух, растворенный в природе, слитый с ней, то можно говорить о «материалистическом пантеизме» (не случайно католическая церковь в эпоху Возрождении назвала пантеизм
«материалистической ересью»). Наиболее крупными представителями такого пантеизма были Дж.Бруно (1548 – 1600) и Б.Спиноза (1632 – 1677). От пантеизма следует отличать близкий ему по смыслу панентеизм («все в боге») – учение, согласно которому не Бог «растворен» в природе, а наоборот: мир пребывает в Боге как основе и творце мироздания. Термин
«панентеизм» был введен немецким философом-идеалистом К.Краузе (1781-
18320), для названия своей концепции, по которой мир – создание Бога и, одновременно, способ его проявления; мир покоится в Боге, но не сливается с ним полностью и т. п. Не составляет труда заметить идейную близость этого типа онтологии к объективному идеализму. Элементы панентеизма усматривают в философии Г.Гегеля и в ряде других религиозно- идеалистических учений.
Для материализма, идеализма и пантеизма (панентеизма) общим
является признание в мире только одной субстанции, одной первоосновы
всех многообразных явлений действительности. Такой тип онтологии в философии получил название «монизм» (греч. monos – один, единственный).
Философский монизм в решении проблемы количества субстанций в мире противостоит дуализму и плюрализму.
Дуализм (лат.dualis – двойственный) утверждает, что материя и дух – это две равноправные, не сводимые друг к другу и независимые друг от друга субстанции. Термин был введен немецким философом Х.Вольфом (1679-
1754). На позициях философского онтологического дуализма стоял видный мыслитель Нового времени Р.Декарт (1596 – 1650).

Однако, понятие «дуализм» применяют не только в онтологии, но и в других учениях, утверждающих равноправие двух противоположных начал
(напр., добро и зло, Бог и Дьявол в средневековых дуалистических ересях), а также для обозначения двойственности, непоследовательности мыслителя в решении какого-либо вопроса. Так, в частности, можно говорить о гносеологическом дуализме
И.Канта, допускающего познание феноменального мира («мира явлений») и одновременно отрицающего возможность познания их сущности («вещи-в-себе»).
Плюрализм (лат. pluralis – множественный) - философская позиция, согласно которой в основе мироздания лежат несколько независимых друг от друга начал (субстанций). Термин был также введен Х.Вольфом. Проявление плюралистического подхода в онтологии можно усмотреть уже в древних материалистических концепциях «четырех стихий» (напр., древнеиндийской школы чарваков, древнегреческого философа Эмпедокла). Идеалистический вариант плюрализма в новоевропейской философии разработал немецкий мыслитель Г.Лейбниц (1646-1716). В работе «Монадология» (1714) он представил реальный мир как совокупность бесчисленного количества духовных субстанций - «монад» - неделимых единиц бытия.
Сегодня термин «плюрализм» широко применяется в социально- политическом познании, как один из фундаментальных принципов устройства правового общества (плюрализм мнений, политический, экономический, культурный плюрализм и пр.).
Из вышеизложенного следует, что, несмотря на множественность онтологических теорий, большинство из них имеют либо материалистическую, либо идеалистическую направленность, что и позволяет считать именно материализм и идеализм базовыми концепциями онтологии.
Гносеологическая проблематика: агностицизм, сенсуализм,
рационализм и иррационализм
Основной гносеологической проблемой является вопрос о познаваемости мира, то есть, может ли человек в своих знаниях постичь сущность предметов и явлений действительности? Ответ на этот вопрос разделил всех философов на тех, кто признает познаваемость мира и на
агностиков - отрицающих возможность человеческого разума проникнуть в суть вещей. Ранние формы агностицизма можно найти уже в древнегреческой философии. Так, представители гносеологического
скептицизма, (напр., Пиррон из Элиды, ок.360 – ок 270 гг. до н.э.) выражали сомнение в возможности познания мира. А последователи школы софистов занимали позицию гносеологического релятивизма (напр., софист
Протагор, ок. 490 – ок. 420 гг. до н.э.), настаивая на субъективности и относительности всех человеческих знаний.
Окончательное теоретическое оформление агностицизм получил в
Новое время в концепциях английского мыслителя Д.Юма (1711 -1776) и представителя немецкой классической философии И.Канта (1724 – 1804).

Для философов, признающих познаваемость мира, главная гносеологическая проблема заключалась в ответе на вопрос о роли в процессе изучения мироздания основных познавательных способностей человека – органов чувств (зрения, слуха и т.д.) и разума (логического мышления).
Особенно остро эта проблема встала в философии Нового времени в связи с потребностями развития науки, в первую очередь естествознания и математики. Наука, как известно, призвана не только констатировать отдельные факты, но и открывать общие законы. Можно ли на основе показаний органов чувств - неполных, а зачастую и ошибочных (например, зрение фиксирует «факт» неподвижности Земли и вращения вокруг нее всех небесных светил), выводить всеобщие и необходимые законы природы?
Ответ на этот вопрос разделил философов на два противоположных гносеологических направления: сенсуализм и рационализм.
Сенсуализм (лат. sensus – чувство, ощущение), другое название -
эмпиризм (греч. emperia – опыт) считал, что наука должна опираться на показания органов чувств («чувственный опыт») и устанавливать природные закономерности на основе логического обобщения эмпирических данных (
Ф.Бэкон, 1561 – 1626; Дж.Локк, 1632 – 1704 и др.).
Рационализм (лат. rationalis - разумный) настаивал на том, что показаниям органов чувств доверять нельзя, поэтому наука должна рассчитывать только на силу мысли: опираться на выработанные разумом общие понятия («врожденные идеи») и с помощью логического мышления формулировать законы природы (Р.Декарт, 1596 – 1650; Б.Спиноза, 1632 –
1677).
В XIX веке в постановке проблемы познания произошли новые сдвиги, связанные с разочарованием в идеалах прогресса, в том числе – научного.
Вошло в моду отрицание ценностей науки, критика ее методов изучения действительности.
В европейской культуре поднимается волна иррационализма.
Иррационализм (лат. irrationalis - неразумный) – философское
направление,
которое
провозглашает
источником
знаний
неподдающиеся рациональному объяснению формы познавательной
деятельности: мистическую интуицию, сверхчувственное восприятие,
«божественное откровение», медитацию и т.п. Позиций иррационализма придерживались представители таких философских школ как «философия жизни» (напр., А. Шопенгауэр, 1788 – 1860; Ф. Ницше, 1844 – 1860), экзистенциализм (напр., К. Ясперс, 1883 – 1969, Ж.-П. Сартр, 1905 – 1980) и др.
Необходимо, однако, отметить, что развитие науки, реальная практика научной деятельности не опирается на иррационализм и в принципе не может идти на его основе.
Вопросы для самоконтроля
1) Что такое философия и что является предметом ее изучения?

2) Какова структура философского знания? Перечислите основные философские науки.
3) Чем философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического?
4) В чем суть основной онтологической проблемы, какие философские школы возникают при попытках ее решения?
5) Какие философские направления возникли в связи с гносеологической проблематикой?
Лекция 2. Философия Древнего мира, Средневековья и эпохи
Возрождения.
1. Вселенная, общество, человек в религиозно-философских учениях
Древнего Востока (Индии и Китая).
2. Античная философская мысль: от мифа через натурфилософию к
Логосу и метафизике.
3. Философия европейского Средневековья: специфика, этапы эволюции, основные проблемы.
4. Характерные черты и основные направления развития философии эпохи Возрождения.
Философские концепции Древнего Востока
Древнейшими очагами мировой цивилизации являются Вавилон и
Египет, в культуре которых можно найти мифологические, религиозные и зачаточные естественнонаучные установки. Но говорить о возникновении в этих странах философии (в классическом смысле) не представляется возможным, поскольку философское мышление в эту эпоху еще не выделилось в особую форму мировоззрения. Точкой отсчета исторического развития философии на Древнем Востоке принято считать появление первых попыток философского осмысления мира в VI в. до н.э. в Древней Индии и
Древнем Китае.
Специфика древневосточной философии
Восточная философия по целому ряду параметров отличается от западной, что сегодня проявляется в существовании двух принципиально различных типах культурно-цивилизационного развития (Восточной и
Западной цивилизаций).
Философия Древнего Востока, во-первых, имеет мифогенный
характер,
то
есть,
возникает
и
развивается,
опираясь
на
предшествующую мифологическую традицию. Так, большинство фундаментальных мировоззренческих категорий восточной философии были
заимствованы из древней мифологии (напр., «нирвана», «карма», – в Индии,
«дао» – в Китае). Между тем, древнегреческие философы сознательно создавали свои философские концепции как противоположность мифологическим историям об олимпийских богах, опираясь на знания и вводя в употребление новые понятия и категории («причина», «следствие»,
«случайность», «материя» и т.п.), которыми до сих пор пользуется современная наука; поэтому можно сказать, что древнегреческая
философия носит гносеогенный характер.
Во-вторых, в центре внимания мыслителей Древнего Востока
всегда находился человек – его жизнь и смерть, внутренний мир и поведение в обществе. Иначе говоря, для древневосточной философии
характерен антропоцентризм, в отличие от космоцентризма античной
философской традиции (термином «космос» в Древней Греции обозначался упорядоченный и структурно организованный мир, возникший из хаоса).
Поэтому в то время как для западноевропейской традиции ядром философии были онтологические и гносеологические проблемы, философия Древнего
Востока развивалась, прежде всего, как совокупность нравственных и социально-политических теорий.
В-третьих, восточная философия носит религиозный характер, ибо по своему содержанию и последующему развитию всегда была связана с религией (западная философия – с наукой). На Древнем Востоке знание носило сакральный (лат. sacri – священный) характер и не было таким общедоступным, как на Западе. Философ в Древней Греции – это, прежде всего, ученый, исследователь природы. Философ на Востоке – это учитель
(Гуру – в Индии, Цзы – в Китае), постигший истину, зачастую, иррациональным способом (медитацией). Не случайно крупнейшие философские школы на Древнем Востоке со временем эволюционировали в религии (например, буддизм стал мировой религией, а даосизм и конфуцианство - национальными религиями Китая), а их основатели
(Сиддхартха Гаутама, Лао-Цзы и Конфуций) стали объектами поклонения и религиозного почитания.
Восточная философия, таким образом, уже в древности сформировала особый тип мировоззрения и соответствующий ему тип личности, вектор активности которой направлен на себя. Человек на Востоке стремится изменить свое сознание и поведение так, чтобы не разрушить уже сложившуюся до него мировую гармонию. Главными ценностями провозглашались «не-невежество», «не-алчность» и «не-насилие»: идеал мудрого, доброго и не разрушающего свой мир человека. В этом – непреходящее значение и актуальность древневосточной философии.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


написать администратору сайта