Главная страница
Навигация по странице:

  • Макиавелли отделяет политику от морали

  • Основные положения философии протестантизма сформулировали Мартин Лютер

  • Ренессансная натурфилософия и развитие естествознания

  • Естествознание эпохи Возрождения

  • Леонардо да Винчи

  • Галилео Галилей

  • Иоганна Кеплера

  • «природа – это Бог в вещах».

  • Вопросы для самоконтроля

  • Лекция 3. Философия XVII-XVIII веков.

  • Социокультурные предпосылки и специфика новоевропейской философии

  • лекции по философииии. Лекции по дисциплине Философия


    Скачать 1.15 Mb.
    НазваниеЛекции по дисциплине Философия
    Анкорлекции по философииии
    Дата04.11.2022
    Размер1.15 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаLekcii_po_filosofii.pdf
    ТипЛекции
    #769878
    страница9 из 27
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   27
    «христианского гуманизма».
    Виднейшим представителем гуманистической мысли позднего
    Возрождения был французский мыслитель Мишель Монтень (1533 – 1592).
    Его главное произведение - «Опыты» представляет собой сборник философских эссе (франц.essai – опыт, проба, попытка) – размышлений о жизни, событиях и фактах, о нравах и привычках людей, изложенных в непринужденной, свободной манере.
    В содержании
    «Опытов» прослеживается увлечение Монтеня этическими учениями стоицизма и
    эпикуреизма. Но преобладающей позицией является скептицизм, ибо
    Монтень подвергает сомнению и возможность познания истины, и способность людей жить в соответствии с ими же выработанными нравственными принципами и идеалами. В отличие от других ренессансных гуманистов Монтень не склонен идеализировать человека и считать его
    «венцом творения». «Мы – часть мира» и в некоторых аспектах ничуть не выше животных, «своих собратьев и сотоварищей». Признание своего несовершенства - единственно верный путь к самопознанию и, следовательно, к мудрости, отличительным признаком которой является
    «неизменно радостное восприятие жизни». Считая, подобно Эпикуру, достижение счастья важнейшей целью жизни человека, Монтень советует читателям своих эссе выработать у себя такое состояние духа, при котором радостные события воспринимаются сильнее, а различные несчастья – слабее.
    «Опыты» Мишеля Монтеня не только внесли значительный вклад в развитие гуманистической мысли Возрождения, но и по сей день воспринимаются читателями как кладезь житейской мудрости.
    В развитии социально-политической мысли Ренессанса можно выделить два основных направления: утопические концепции идеального общества (Т.Мор и Т.Кампанелла) и социально-политическое учение
    Н.Макиавелли.
    Томас Мор (1478 – 1535) – крупнейший представитель английского гуманизма, писатель, государственный деятель. Он занял выдающееся место в философии Возрождения благодаря своему знаменитому сочинению
    «Утопия» (что в переводе с греческого обозначает «место, которого нет»).
    Создавая образ идеального государства, воспроизводя платоновские идеалы отсутствия частной собственности, значимости ученых и философов в жизни общества, Т.Мор высказал ряд весьма прогрессивных для своего времени идей. В частности, он осудил войны и религиозную нетерпимость, сформулировал принцип толерантности – право каждого человека на свободу вероисповедания и уважение чужого выбора.
    Трактат «Утопия» стал литературным воплощением гуманистического идеала общества, и оказал большое влияние на развитие утопической мысли последующих эпох. Придуманное Мором слово «утопия» стало впоследствии нарицательным термином для обозначения лишенной научного обоснования концепции идеального социума или нереального с практической точки зрения проекта социальных преобразований.
    Николо Макиавелли (1469 – 1527) – итальянский общественный деятель, политический мыслитель, считается основателем политологии
    (науки о политике). В своем самом известном трактате «Государь» (1532) он описывает различные способы создания государства в условиях, когда в народе еще не развиты «гражданские добродетели». Макиавелли отделяет
    политику от морали, считая, что для достижения политических целей и процветания государства все средства хороши. Действуя как частное лицо, государь должен руководствоваться общепринятыми нормами морали. Но он
    имеет право с ними не считаться, если его поступки направляются заботой о государстве, если это выгодно его стране. По мнению Макиавелли,
    политика - это синтез науки и искусства, но к нравственности никакого отношения не имеет. (Впоследствии макиавеллизмом стали называть действия, пренебрегающие нормами нравственности при достижении политических целей).
    В трудах Макиавелли встречаются мысли о роли материальных
    (экономических) интересов в функционировании общества, о значимости активных действий сильной личности в развитии государства: «Кто меньше полагается на милость судьбы, тот дольше удерживается у власти». Особенно следует отметить исключительно светское истолкование происхождения и сущности государства в его концепции; право и политика также отделяются от религиозных предписаний. Таким образом, в учении Н.Макиавелли можно обнаружить зачатки научного подхода к анализу общественных явлений.
    Религиозная философия в ренессансной Европе развивалась в двух своих разновидностях. С одной стороны, все ещѐ продолжала существовать схоластика как господствующий тип католической философии. Но, начиная с
    XVI века, в европейских странах возникает и ширится Реформация –
    общественно-политическое и религиозное движение, направленное на реформу римско-католической церкви, которое привело к возникновению нового типа религиозной философии – философии протестантизма.
    Основные положения философии протестантизма сформулировали
    Мартин Лютер (1483 – 1546) и Жан Кальвин (1509 – 1564).
    Мартин Лютер считается основателем протестантизма и как нового религиозно-философского учения, и как одной из ветвей христианства
    (лютеранства), отделившейся от католицизма. Его основные идеи заключались в следующем:
    - церковь и духовенство не являются необходимыми посредниками между Богом и людьми; человек может и должен сам общаться с Богом, самостоятельно принимать решения и сам отвечать за содеянное (принцип религиозного индивидуализма);
    - спасение достигается только верой, поэтому формальные культовые действия, религиозные обряды, самоистязания и пр. – бесполезны;
    - мирская жизнь (труд, семья, воспитание детей) чрезвычайно важна в религии; уход в монастыри, праздность и роскошь в быту недопустимы;
    - основной нравственный императив протестантизма – «молись и трудись!»
    - идеалом для подражания должен быть Иисус Христос и апостолы, поэтому человек обязан сам читать Библию и самостоятельно искать в ней ответы на жизненно важные вопросы. Требование Лютера дать каждому верующему Библию, переведя ее на национальные языки (в католицизме текст
    Библии признавался только в латиноязычном варианте), способствовало развитию книгопечатания. Считается, что первой печатной книгой в Европе стала Библия на немецком языке.

    Протестантизм сыграл большую роль в социально-экономическом и духовном развитии Европы. Лозунг «Молись и трудись!», превративший трудолюбие в нравственно-религиозную норму, аскетизм в быту, выражали интересы развивающейся буржуазии в период первоначального накопления капитала, что способствовало экономическому подъему стран, принявших лютеранство или кальвинизм.
    Ренессансная натурфилософия и развитие естествознания
    Как уже отмечалось, одной из основных доктрин эпохи Возрождении был пантеизм – деперсонализация Бога, представление о нем как о безличной силе, совпадающей с природой. Это кардинально меняло отношение мыслителей к природному миру, который наделялся
    «божественной красотой» и «божественной мудростью», поэтому изучение природных явлений стало рассматриваться как весьма достойная и необходимая цель человеческого познания.
    У истоков ренессансной натурфилософии (философии природы) стоял
    «первый философ Возрождения» Николай Кузанский (Николай из Кузы; настоящая фамилия Кребс).
    Николай Кузанский (1401 – 1464) кардинал, ученый и философ, автор многочисленных философских и математических трактатов («Ученое незнание», «О предположениях», «Об опыте с весами» и др.) был одним из наиболее последовательных пантеистов своей эпохи. Он полагал, что сущностью бытия является находящийся во всех вещах Бог. Бог как бесконечность и единство не противостоит конечным и состоящим из частей вещам, а тождественен с ними. «Бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира в Боге».
    С другой стороны, Николай Кузанский характеризовал Бога как
    «актуальную бесконечность» (то есть, бесконечность абсолютную, непостижимую), а мир – как «потенциальную бесконечность», где в процессе познания можно добиться некоторых успехов и достичь некого предела, но за ним всегда откроется новая непознанная реальность.
    Николай Кузанский стремился подчеркнуть наличие в мире математических закономерностей: «Бог при творении мира расположил все мерой, числом и весом». Математическая гармония мироздания, особенно выраженная в геометрии, арифметике и музыке, является доказательством наличия Божественного разума в мире. При помощи математики Николай
    Кузанский даже пытался проиллюстрировать некоторые «божественные истины». Например, тринитарный догмат: «Божественная Троица» - это треугольник, имеющий три прямых угла, и являющийся, поэтому, бесконечностью. Аналогичным образом, Бога можно сравнить с бесконечным кругом.
    Мир в понимании Николая Кузанского – это огромная «космическая машина», подобная организму, где камни – это кости, реки – жилы, растения
    – волосы, а животные – насекомые. Бог – это душа мироздания,
    обеспечивающая единство мира и его целостность. В духе гуманистических традиций эпохи мыслитель утверждал, что человек – это «второй Бог», имея в виду, прежде всего, человеческий интеллект и способность к созиданию, творчеству. Иисус Христос – это не богочеловек, а «человекобог»,
    «максимум человека». В сближении человека с Богом в концепции Николая
    Кузанского проявилась одна из наиболее характерных черт ренессансного гуманизма – возвеличивание человека.
    При жизни Николая Кузанского его идеи не оказали сколько-нибудь существенного влияния на духовную жизнь Италии, но через несколько десятилетий его гуманистический пантеизм получил дальнейшее развитие.
    Трансформация Бога из сверхъестественной, надприродной силы в силу, имманентную природе, побуждала ученых к поиску законов мироздания в самой природе, что привело к существенным сдвигам в области естественнонаучной мысли.
    Естествознание эпохи Возрождения было непосредственно связано, во-первых, с практическимизапросами эпохи(мореплаванием, военным делом, строительством, торговлей) и, во вторых, с искусством. В этот период центром сосредоточения науки были не только университеты, но и художественные мастерские живописцев, скульпторов и архитекторов, чья деятельность требовала научного обоснования. Деятель искусства становился и ученым, объединяя в своем творчестве большинство основных областей науки того времени (медицину, математику, анатомию, механику, инженерное дело). Среди таких универсальных мыслителей особенно выделяют Леонардо да Винчи (1452 – 1519), называя его первым естествоиспытателем в истории европейской науки.
    С периодом Возрождения совпала эпоха великих географических
    открытий (экспедиции Христофора Колумба, Васко да Гамы, Фернана
    Магеллана), которая обусловила широкое развитие географии, а экспедиция
    Магеллана, кроме того, доказала, что Земля имеет форму шара.
    Революционный переворот в XVI веке произвели космология и астрономия Николая Коперника (1473 – 1543), фактически утвердившие гелиоцентрическую систему мира и заложившие основу детерминистически- механистического мировоззрения XVII века. Большой вклад в последующее развитие новоевропейской науки внес итальянский ученый Галилео
    Галилей (1564 – 1642), один из основоположников точного естествознания, открывший закон инерции, законы падения тел и др.; с помощью изготовленного им телескопа открыл горы на Луне, пятна на Солнце, спутники Юпитера. В книге «Диалог о двух крупнейших системах мира, птолемеевой и коперниковой» (1632) он развил учение Н.Коперника о движении Земли, за что в 1633 г. был осужден судом инквизиции.
    Значительную роль в развитие астрономии сыграли открытия Иоганна
    Кеплера (1571 – 1630), в частности, открытие им законов движения планет
    Солнечной системы.
    В области анатомии и медицины следует отметить научную деятельность Андрея Везалия (1514 – 1564), который в труде «О строении
    человеческого тела» впервые дал не умозрительное, а естественное описание анатомии человека.
    Таким образом, успехи в естествознании эпохи Возрождения подготовили переход к новой науке и философии XVII в. (экспериментально- математическому естествознанию и механистическому материализму).
    В то время как в области естествознания делались первые шаги, в рамках натурфилософии предпринимались попытки целостного рассмотрения и истолкования природы. Среди крупнейших представителей ренессансной натурфилософии можно назвать немецкого врача, естествоиспытателя и философа Парацельса (1493 – 1541), положившего начало сближению медицины с химией, итальянского философа Бернардино
    Телезио (1509 – 1588), поставившего задачу опытного исследования природы в организованной им в Неаполе академии, а также крупнейшего представителя ренессансной натурфилософии Джордано Бруно.
    Джордано Бруно (1548 – 1600) – итальянский философ и поэт. Будучи монахом доминиканского ордена, он покинул монастырь и уехал на север
    Европы, где в течение ряда лет читал лекции в Кембридже и Оксфорде, пропагандируя гелиоцентризм Николая Коперника, свои натурфилософские воззрения, а также разработанное им самим учение о бесконечности
    Вселенной и множественности обитаемых миров («О бесконечности, вселенной и мирах», 1584). По возвращению в Италию (1592) Дж. Бруно был обвинен в свободомыслии, пропаганде «коперниканской ереси»,
    «пантеистической ереси» и других, противоречащих догматам римско- католический церкви «еретических» идей. В 1600 г. как «нераскаявшийся еретик» он был сожжен на площади Цветов в Риме.
    Вслед за Николаем Кузанским, Джордано Бруно встал на позиции пантеизма. Он утверждал, что Бог «находится во всем и повсюду», следовательно, «природа – это Бог в вещах». Отождествляя понятия
    «природа» и «материя», Бруно, вопреки господствующей в схоластической философии аристотелевской традиции видеть источник активности только в
    «форме», а материю трактовать как нечто абсолютно пассивное и инертное, наделил материю активностью. Именно материя, «божественное бытие в вещах», является тем началом, которое «все производит из собственного лона».
    Подобно другим ренессансным мыслителям, Бруно придерживался идеи тождества человека (микрокосмоса) и Вселенной (макрокосмоса): «Все вещи находятся во Вселенной и Вселенная во всех вещах; мы – в ней, она – в нас». Человек как микрокосмос неограничен в своих познавательных способностях, высшей целью которых Бруно считал достижение максимального единства всех знаний. Совершеннейшим математиком стал бы тот, «кто сумел бы свести к одному-единственному положению все положения, рассеянные в началах Евклида; превосходнейшим логиком – тот, кто все мысли свел бы к одной». Отвергая официальную церковную доктрину бессмертия индивидуальной души, Бруно верил в принципиальное бессмертие человека как частицы мироздания, полагая, что жизнь во

    Вселенной вовсе не ограничивается ее земными формами, а продолжается в иных разновидностях в бесчисленных звездных мирах.
    Мировоззрение Джордано Бруно явилось наиболее последовательным вариантом ренессансной натурфилософии в преддверие появления нового научного и философского мировоззрения XVII века.
    Вопросы для самоконтроля
    1) В чем состоит специфика древневосточной философии?
    2) Какие понятия составляют основу индийского миросозерцания?
    3) Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии; перечислите основные из них.
    4) Назовите основные идеи и принципы буддистской философии.
    5) Что общего в концепциях конфуцианства и даосизма и чем эти философские системы отличаются друг от друга?
    6) Назовите характерные особенности античной философии, отличающие ее от философии Древнего Востока.
    7) Кто из философов-материалистов развивал идеи атомистики?
    8) Кто из античных мыслителей считается основателем диалектики как учения об изменчивости мира?
    9) В чем суть «сократического» поворота в античной философии?
    10) Объясните, почему философия Платона считается образцом объективного идеализма?
    11) В чем специфика средневековой философии?
    12) Что обозначают слова «патристика» и «схоластика»?
    13) Каковы характерные черты философии Возрождения?
    14) По каким направлениям развивалась философская мысль
    Ренессанса?
    15) Назовите основные идеи натурфилософии эпохи Возрождения.
    Лекция 3. Философия XVII-XVIII веков.
    1. Социокультурные предпосылки и характерные черты философии
    Нового времени.
    2. Эмпиризм, рационализм и сенсуализм в новоевропейской гносеологии.
    3. Возникновение немецкой классической философии: «критическая философия»
    И.Канта.
    4.
    Г.Гегель – вершина немецкой классической философии: объективный идеализм и диалектика.

    Социокультурные предпосылки и специфика новоевропейской
    философии
    В истории Западной Европы Новое время – это XVII и XVIII вв. – период, когда произошло становление классической философии. К основным социокультурным предпосылкам формирования новоевропейской философии в XVII в. относятся:
    - разложение феодального строя, первые буржуазные революции и развитие в европейских странах капиталистических отношений;
    - становление мануфактурного производства и возрастание потребности в точных научных знаниях о природных процессах и явлениях со стороны промышленности;
    - революция в естествознании («коперниканская революция» в астрономии - переход к гелиоцентризму, обоснование Галилеем экспериментального метода исследования природы, создание Ньютоном основ классической механики, разработка дифференциального и интегрального исчисления для математического описания физической реальности и т.п.).
    В этот период религия утратила свою былую монополию в духовной жизни общества, уступив ее науке. В общественном сознании произошел мировоззренческий переворот, в результате которого сформировался новый тип миропонимания, характерными чертами которого являлись:
    - механистическая картина мироздания, в рамках которой все процессы и явления объяснялись в соответствии с естественнонаучными законами
    (законами механической формы движения материи, сформулированными И.Ньютоном);
    - деизм – представления о Боге как о «Великом Механике», который некогда сотворил гигантский механизм Вселенной, но в ход природных процессов более не вмешивается; поскольку Бог деистов миром больше не управлял, возросла роль науки и ученых, способных объяснить различные природные процессы, выявить их естественные причины и предложить методы управления ими.
    На формирование и характер новоевропейской философии повлияли два процесса, изменившие ее взаимоотношения с религией и наукой. С одной стороны, это начавшийся еще в эпоху Возрождения, процесс освобождения философии от теологической проблематики. С другой стороны, это процесс выделения из натурфилософии (которая в прошлом была нерасчлененной областью философских и научных концепции) отдельных научных дисциплин - механики, физики, астрономии, химии и т.д. Указанные факторы коренным образом изменили предмет и проблематику философии
    Нового времени: мыслители сосредоточились, прежде всего, на гносеологических и логико-методологических проблемах (источник познания, соотношение чувственного, опытного и рационального в процессе познания, проблема метода научного познания, проблема истины и т.п.).

    При решении этих вопросов в новоевропейской гносеологии возникли такие направления как эмпиризм, рационализм и сенсуализм, противоборство которых проходит через всю философию Нового времени.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   27


    написать администратору сайта