Главная страница

лекции по философииии. Лекции по дисциплине Философия


Скачать 1.15 Mb.
НазваниеЛекции по дисциплине Философия
Анкорлекции по философииии
Дата04.11.2022
Размер1.15 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаLekcii_po_filosofii.pdf
ТипЛекции
#769878
страница12 из 27
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   27
развитие Абсолютной Идеи в сфере «чистой мысли», («чистого
бытия» (до возникновения мира и человека), где она раскрывает свое содержание в системе категорий диалектики - «наука логики»;
2) развитие Идеи в форме своего «инобытия», то есть в виде объективных, материальных природных явлений (от механических процессов до возникновения жизни и человека); причем сама природа, по
Гегелю, не развивается, а лишь отражает саморазвитие составляющих ее духовную сущность логических категорий – «философия природы»;
3) развитие Абсолютной Идеи в человеческом мышлении и
историческом процессе, где Абсолютная Идея, вернувшись из природы в сферу мышления, постигает свое содержание в многообразных формах человеческой деятельности и общественного сознания (в правовых, политических, нравственных идеях; в искусстве, религии и философии) –
«философия духа».
Искусство, религия и философия – высшие формы самосознания
«Абсолютного Духа», в которых завершается всемирная история, а сама история человечества трактуется как «процесс духа в сознании свободы».
Величайшим достижением Гегеля является создание системы
идеалистической диалектики – диалектики Мировой Идеи как первоосновы и источника всего существующего. Он первым из философов
Нового времени дал развернутую критику господствовавшего в науке и философии метафизического (догматического) метода, противопоставив ему диалектический метод.
Гегель впервые сформулировал
основные
принципы
диалектического миропонимания: принцип развития и принцип
всеобщей связи явлений. Он показал внутреннюю противоречивость, взаимопроникновение и переходы таких парных категорий, как сущность и явление («сущность является, явление существенно»), форма и содержание
(«форма содержательна, содержание оформлено») и др.
Помимо обобщенного диалектического анализа принципов и всех важнейших категорий диалектики,
Гегель
сформулировал на идеалистической основе три основных закона диалектики: закон перехода
количественных
изменений
в
качественные,
закон
взаимопроникновения противоположностей и
закон
отрицания
отрицания (названия законам были даны последователями гегельянства).

Раскрывая всеобщий характер закона перехода количественных
изменений в качественные, Гегель отмечал, что те или иные предметы или явления могут количественно изменяться (уменьшаться или увеличиваться), но если эти изменения протекают в границах меры, специфической для каждого предмета или явления, то качество останется прежним. Если изменение перейдет границы меры (например, нагревание воды до
100градусов), то это приведет к изменению качества (вода превратится в пар). Таким образом, данный закон вскрывает внутренний механизм
развития. Он показывает, что развитие – это единство эволюционных
(постепенных, количественных) и «революционных» (качественных, скачкообразных) изменений.
Закон взаимопроникновения противоположностей (другое название

закон
единства
и
борьбы
противоположностей)
Гегель проиллюстрировал на примере таких явлений, как магнетизм (неразрывная связь двух полюсов) и электричество (положительные и отрицательные заряды). Он указывал, что противоположности находятся в состоянии непрерывного взаимодействия между собой и, одновременно, отрицают друг друга. Такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель называл противоречием. Настаивая на всеобщем характере противоречий, немецкий философ именно в них видел источник движения и развития всего существующего.
Действие закона отрицания отрицания (закона двойного отрицания)
Гегель показывал на следующем примере: зерно – растения – зѐрна, то есть каждый последующий этап развития «отрицает» предыдущий (тезис – антитезис – синтез). В этих триадах Гегель увидел некий ритм развития, в котором есть и повторяемость, и поступательное движение. Закон двойного
отрицания, таким образом, показывает направленность развития и его
результаты.
Гегель считал, что излагаемая им диалектика проявляется во всех областях мира: в природе, в обществе, в познании: «Все, что нас окружает, может быть рассматриваемо как образец диалектики».
Философия Г.Гегеля оказала огромное влияние на мыслителей XIX века. Его многочисленные ученики и последователь образовали после смерти
Гегеля различные философские кружки и направления: «правые» гегельянцы предлагали теологическую интерпретацию его учения, а «левогегельянцы», напротив, делали из концепции Гегеля радикальные атеистические и даже революционные выводы. К представителям «левого» крыла последователей
Гегеля относился и кружок «младогегельянцев», из которого вышли
Л.Фейербах, Ф.Энгельс, К.Маркс и др.
«Антропологический материализм» Л.Фейербаха
Людвиг Фейербах (1804 – 1872) – последний крупный представитель немецкой классической философии и первый критик гегелевского идеализма, создатель так называемого «антропологического материализма».

На формирование философской концепции Л.Фейербаха большое влияние первоначально оказало учение Гегеля, лекции которого он слушал в
Берлинском университете. Однако вскоре он разошелся с Гегелем в отношении к религии вообще и к христианству в частности, несовместимого, по мнению Фейербаха, с разумом и истиной. В 1830г. он анонимно издал работу «Мысли о смерти и бессмертии», где высказал сомнение в существовании бессмертной нематериальной души. Авторство было раскрыто, и Фейербах за свое свободомыслие был лишен права преподавания в учебных заведениях Германии.
С 1833 по 1838гг. Фейербах опубликовал три работы, посвященные истории новоевропейской философии от Бэкона до Лейбница, где уделил значительное внимание идеям материализма и атеизма и трактовал историю европейской философии как процесс освобождения человеческой мысли от власти религии. Подчеркивая противоположность религии и философии, он указал на слепое подчинение авторитету церкви, веру в чудеса как основу теологии и на свободу творчества, научного поиска в философии и науке.
Эти мысли Фейербах развивал и в последующих сочинениях: «Философия и христианство» и «Сущность христианства».
«Сущность христианства» (1841) – самое значительное философское произведение Фейербаха, где он выступил с позиций материализма и атеизма как активный критик идеалистической философии и религии.
Раскрывая мистическую сущность гегелевской философии, Фейербах сделал вывод о ее идейной близости с религией: «Кто не отказывается от философии
Гегеля, тот не отказывается и от теологии. Учение Гегеля, что природа, реальность положена идеей, есть лишь рациональноевыражение теологического учения, что природа сотворена богом…».
Главным объектом познания, по Фейербаху, является природа, включая человека как природное существо: «Созерцайте природу, созерцайте человека!», призывает он. Фейербах трактует все природные процессы материалистически. Человек – также продукт природы, которая создала «не только мастерскую его желудка, но и храм мозга». Однако, отвергнув гегелевскую философию, Фейербах отверг и диалектику Гегеля, поэтому его концепция, местами, метафизична (недиалектична).
В гносеологии Фейербах выступил против агностицизма: «У нас нет никаких оснований полагать, что если бы человек имел бы больше органов чувств, он познал бы больше свойств или вещей природы». Критикуя ограниченность сенсуализма и рационализма, Фейербах замечает:
«Чувствами мы читаем книгу природы, но понимаем ее – не чувствами».
Учение
Фейербаха обычно называют
антропологическим
материализмом, поскольку в его концепции проблема человека занимает центральное место. В работе «Основные положения философии будущего»
(1843) он так обосновывает свою позицию: «Новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию…в универсальную науку».

Критика Фейербахом религии также опирается на антропологический принцип его философии. Немецкий мыслитель доказывает, что не Бог создал человека, а человек – Бога, причем создал по своему образу и подобию. Все божественные атрибуты – это доведенные до совершенства человеческие качества: человек смертен, Бог – бессмертен; человек видит, Бог - всевидящий; человек обладает силой, Бог – всесильный и т.д. Словом, Бог
есть то, чем человек хотел бы быть. Бог – это идеал человека, вынесенный за пределы самого человека, это вознесенное на небеса воплощение всех человеческих стремлений. Анализируя причины возникновения религии,
Фейербах усматривает их в тяжелых условиях жизни людей, порождающих чувства отчаяния, несвободы, бессилия, которые ищут выход в порождаемой фантазией надежде на посмертное воздаяние и потустороннем утешении.
Поэтому, считает Фейербах, «нужда – отец религии, а воображение – ее мать». Религия парализует стремление человека к лучшей жизни, подменяя его покорностью судьбе и терпеливым ожиданием лучшей посмертной доли.
«Все оставить таким, каково оно есть, - вот необходимый вывод из веры в то, что Бог правит миром, что все происходит и существует по воле Божией».
Борясь против традиционных форм религии, Фейербах с то же время указывал на необходимость создания новой религии, религии любви человека к человеку. Любовь к Богу, по логике Фейербаха, есть ложная форма подлинной любви – любви к людям.
Антропологический принцип лежит и в основе фейербахианской этики.
Стремление к счастью рассматривается им как движущая сила всех человеческих усилий. Однако человек не может быть счастливым, ни вообще существовать без другого человека. Поэтому стремление к счастью разрушает рамки человеческого эгоизма и влечет за собой осознание нравственного долга по отношению к другому человеку.
В историю философии Людвиг Фейербах вошел как крупнейший мыслитель-материалист и атеист, труды которого оказали заметное воздействие на философию XIX –XX вв. (в частности, явились, наряду с гегелевскими работами, одним из теоретических источников марксизма).
Вопросы для самоконтроля
1) Назовите основные социокультурные предпосылки философии
Нового времени. В чем еѐ специфика?
2) В чем суть спора между рационализмом и сенсуализмом? Назовите основных представителей этих направлений.
3) Как в новоевропейской философии решалась проблема метода научного познания (на примере Ф.Бэкона и Р.Декарта)?
4) Кто из мыслителей данного периода развивал концепцию
«общественного договора»? В чем еѐ суть?
5) Кто был основателем субъективного идеализма и гносеологического скептицизма? Изложите кратко суть этих концепций.

6) Почему в философском творчестве И.Канта выделяют два периода –
«докритический» и «критический»?
7) Почему в учении Канта усматривают элементы агностицизма?
8) Что такое «категорический императив» и какую роль играет это понятие в нравственной философии Канта?
9) Какую роль в объяснении процессов движения и развития играют сформулированные Гегелем законы диалектики?
10) Почему философскую концепцию Людвига Фейербаха называют
«антропологическим» материализмом?
Лекция 4. Зарубежная философия XIX-XX веков.
1. Появление иррационалистических тенденций в западноевропейской философии. «Философия жизни» в Германии Х1Х века.
2. Экзистенциальная философия: возникновение, сущность, этапы эволюции.
3. Идея создания «научной» философии в концепциях позитивизма и марксизма.
4. Философия психоанализа: от Фрейда к Фромму.
В 40-е гг. ХIХ века в европейской философии происходят существенные изменения: среди мыслителей формируется критическое отношение ко всей предшествующей философской традиции и выдвигаются претензии на создание принципиально нового типа философии. Возникает так называемая «постклассическая философия» - специфический феномен ХIХ в., во многом предопределивший панораму философской мысли в ХХ в.
В развитии постклассической философии XIX в. можно выделить два основных направления:
С одной стороны, возникает иррационалистическая философия, в рамках которой подвергаются критике основные принципы и ценностные установки классической философии Нового времени: вера в разум, в нравственно-гуманистические принципы, в возможности науки и социальный прогресс и т.п. Первыми мыслителями, поставившими под сомнение рационализм, сциентизм и прогрессизм европейской философии, были немецкий философ Артур Шопенгауэр (основатель «философии жизни») и датский религиозный мыслитель Сѐрен Кьеркегор (основатель философии экзистенциализма).
С другой стороны, как сохранение традиции научно-философского
осмысления мира возникают позитивизм и философия марксизма, основатели которых, Огюст Конт и Карл Маркс, напротив, критикуют классическую новоевропейскую философию за «недостаток научности», заявляя о необходимости создании принципиально новой, действительно научной философии.

Философия марксизма
Марксистская философия – это целостная система философских, политических и экономических взглядов, разработанная в 40-70-х гг. XIX столетия немецкими мыслителями Карлом Марксом (1818 – 1883) и
Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895). На формирование этого учения особое влияние оказали:
- классическая немецкая философия (в особенности диалектика Гегеля и антропологический материализм Фейербаха);
- классическая английская политическая экономия (в особенности учения А.Смита и Д.Рикардо);
- критически-утопический социализм начала XIX века (в основном учения Сен-Симона и Ш.Фурье).
В марксистской философии можно выделить два раздела – диалектический материализм и исторический материализм.
Диалектический материализм – это философская основа марксизма, синтез материализма и диалектики. Основные идеи изложены в работах
Ф.Энгельса «Анти-Дюринг» (1878) и «Диалектика природы» (1894). С позиций диалектического материализма материя находится в постоянном движении и развитии, обусловленном борьбой противоположностей. Природа развивается во всех своих проявлениях (включая мыслящую материю) исключительно по присущим ей самой закономерностям. В основе теории познания марксизма – учение об отражении объективного мира в сознании человека. Существенная роль в познавательной деятельности отводится практике – материальной деятельности людей по преобразованию окружающего мира. Трудовая концепция антропосоциогенеза, изложенная
Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», также подчеркивает решающее значение активной практической деятельности людей в процессах возникновения, развития и существования человека и общества.
Исторический
материализм представляет собой результат распространения идей материализма и диалектики на историю и социальную реальность. Суть «материалистического понимания истории» заключается в признании определяющей роли материального производства
(экономической сферы общественных отношений) по отношению к другим сферам общественной жизни (социально-классовой, политической и идейной). Считая, что не сознание людей определяет их бытие, а напротив,
«общественное бытие определяет общественное сознание», Маркс и
Энгельс выделили в структуре каждого определенного общества два основных элемента: «базис» и «надстройку».
«Базис» - экономическая основа общества, которая представляет собой систему производственных отношений, зависящих от уровня и характера развития производительных сил общества.

«Надстройка»
- система политико-юридических институтов
(государство, политические партии и пр.) и различные формы общественной мысли (политика, право, мораль, искусство, религия и философия).
Экономический базис и соответствующая ему надстройка образуют особый исторически определенный тип общества – общественно-
экономическую формацию. Развитие и смена формаций (где движущей силой выступает классовая борьба) составляет процесс поступательного движения общества: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая формации; последняя состоит из двух этапов – социализма и собственно коммунизма (см. также 3.6.3 и 3.6.4).
Марксизм был не только философским учением, но и социально- преобразовательной программой, попытки реализации которой были предприняты в ХХ в. Споры по поводу элементов «научности» и
«утопичности» в марксистском учении не утихают до сих пор. Это свидетельствует о том, что, несмотря на явные недостатки, марксизм остается явлением общеевропейского и мирового философского масштаба.
Философия позитивизма
Позитивизм (лат.positivus – положительный) – одно из крупнейших направлений в философии ХIХ-ХХ вв., последователи которого обосновывали фундаментальное значение конкретного, основанного на опыте, проверяемого и практически эффективного («позитивного») знания.
В развитии позитивизма можно выделить четыре этапа:
- «первый позитивизм» возник в первой половине XIX века, основатель
О. Конт (1798 – 1857), основные представители: И.Бентам (1748 – 1832),
Д.С.Милль (1806 – 1873), Г.Спенсер (1820 – 1903) и др.;
- «второй позитивизм» (иные названия - эмпириокритицизм, махизм), основные представители: Э.Мах (1838 – 1916), Р.Авенариус (1843 – 1896);
- «третий позитивизм» (логический позитивизм, неопозитивизм), куда входили представители «Венского кружка» философов: М.Шлик (1882 –
1936), Р.Карнап (1891-1970) и др.;
- «постпозитивизм» (философия науки): К.Р.Поппер (1902 – 1994),
Т.С.Кун (1922 – 1996), П.Фейерабенд (1924 – 1997), И.Лакатос (1922 – 1974).
Основателем позитивизма как философского направления был французский мыслитель Огюст Конт. В работе – «Курс позитивной философии» (1830 – 1842) Конт сформулировал главные принципы
позитивизма, которые, так или иначе, воспроизводились на всех последующих этапах развития этого философского течения:
- устранение философии из конкретно-научного знания: («Каждая наука сама себе философия»);
- отказ от рассмотрения философией мировоззренческих вопросов как
«ненаучных» и эмпирически необоснованных (отказ от «метафизики»);
- создание «научной», позитивной философии, способной давать проверяемое опытом и практикой знание.

Поскольку сфера природных явлений уже была «захвачена» естествознанием, Конт обратил внимание на общество как вероятный предмет исследования для позитивной философии и пришел к выводу, что
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   27


написать администратору сайта