Главная страница
Навигация по странице:

  • Упанишады

  • В Упанишадах содержатся почти все основные мировоззренческие понятия и идеи, ставшие основой для большинства философских школ: - майя

  • Брахман

  • будда

  • Неортодоксальные школы не признают авторитета Вед

  • Чарвака (санскр. – четыре слова) – единственное материалистическое учение Древней Индии

  • Основой буддистской философии является учение о страдании («догмат о страдании»), состоящее из «четырех благородных истин»

  • Этап соблюдения обетов и норм морали

  • Философия Древнего Китая

  • Конфуцианство Конфуцианство

  • Конфуций

  • Конфуций разработал учение о нормах социальной иерархии

  • лекции по философииии. Лекции по дисциплине Философия


    Скачать 1.15 Mb.
    НазваниеЛекции по дисциплине Философия
    Анкорлекции по философииии
    Дата04.11.2022
    Размер1.15 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаLekcii_po_filosofii.pdf
    ТипЛекции
    #769878
    страница3 из 27
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
    Философия Древней Индии
    Теоретической основой древнеиндийской философии являются
    Веды – сборники религиозных и предфилософских текстов, уходящих своими корнями во второе тысячелетие до н.э. Как и все древние книги,

    Веды долгое время существовали в устной форме и передавались непосредственно от учителя к ученику. Этот факт нашел отражение в названии сборника религиозно-философских ведических текстов:
    Упанишады – буквальный перевод: «сидящие около и внимающие наставлениям». Для записи ведических текстов был создан специальный язык
    санскрит, в переводе с которого слово «веды» означает «знание».
    В Упанишадах содержатся почти все основные мировоззренческие
    понятия и идеи, ставшие основой для большинства философских школ:
    - майя (санскр. – иллюзия) – представление об иллюзорном характере чувственно-воспринимаемого мира;
    - Брахман - мировая душа, высшая объективная реальность, невидимая духовная сущность мира;
    - атман – индивидуальная душа, субъективное психическое начало
    («Я»), часть Брахмана, находящаяся в любом живом существе;
    - йога (санскр. – связь, оковы) – идея о неразрывной связи атмана и материального тела, зависимости духа от плоти;
    - сансара (санскр. – переселение) – представление о переселении души
    (атман) в другую материальную оболочку после смерти предыдущего тела;
    - карма (санскр. – деяние, поступок) – идея воздаяния за все совершенные в течение жизни поступки, в соответствии с которыми душа переселяется в новое тело. От кармы зависит сущность тела (человек, животное, насекомое и пр.), его пол, здоровье; у человека – еще и внешний вид, социальное происхождение и т.п.;
    - нирвана (санскр. – угасание, затухание, небытие) – состояние покоя, блаженства, абсолютной свободы; высшее состояние сознания, достичь которое из всех живых существ может только человек, ставший буддой;
    - будда (санскр. – просветленный) – человек, достигший предельного духовного развития, постигший высшую истину.
    Согласно традиции, все философские школы Индии в зависимости
    от их отношения к Ведам делятся на две больших группы:
    ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика).
    Ортодоксальные
    школы
    признают абсолютный
    духовный
    авторитет Вед, относятся к ним как к священным текстам, которые существовали еще до начала мира и возникли «из дыхания Брахмана» – мирового духа. Поэтому второе название этого направления – «астика» – буквально переводится, как «Он существует» (то есть признается реальное бытие Брахмана). К этому направлению относятся такие философско- религиозные учения как веданта, миманса, санкхья, вайшешика, йога и др.
    Несмотря на их единство в вопросе о Ведах, концепции этих школ отличаются разнообразием и оригинальностью в трактовке бытия.
    Веданта (санскр. – конец вед) – философия жрецов (брахманов), стремящихся к постижению духовной сущности мира (Брахмана) и практикующих спокойствие духа, умеренность, отрешенность от мирской суеты, терпение и сосредоточенность.

    Миманса (санскр. – исследование) содержит оригинальную идею о вечных звуковых сущностях мира. Человеческая речь их «выявляет», но не создает, подобно тому, как луч света в темноте выявляет, но не создает предметы.
    Вайшешика
    (санскр.
    – особенность) содержит элементы атомистической теории: физическая Вселенная состоит из вечных, несотворенных и неделимых элементов, из которых Бог и создает мир. Карма
    – нравственный закон, управляющий миром.
    Санкхья(санскр. – число, счет) содержит интересную идею множественности этапов эволюции мироздания, которые создатели этой концепции и попытались пересчитать. Они полагали, что изначально существовали две реальности: пуруша (дух) и пракрити (материя). Их взаимодействие породило первый продукт эволюции мира – махат – интеллект, из него возник второй продукт эволюции – аханкара – «Я»
    (самосознание, индивидуальность). Затем появились пять органов восприятия мира, пять органов действия ипять«тонких элементов», порождающих звук, вкус, цвет, запах и осязание. И уже на их основе возниклипять материальных элементов мира: эфир, огонь, воздух, вода, земля.
    Неортодоксальные школы не признают авторитета Вед, относясь к ведическим текстам не как к священному писанию, а просто как к древней мудрости. Отсюда и другое название – «настика» – «Он не существует», отражающее нежелание мыслителей этого направления признавать существование Брахмана в качестве духовной сущности мира и источника
    Вед. Настика возникла в борьбе с ортодоксией и догматизмом астики как проявление религиозно-философского свободомыслия. К наиболее известным неортодоксальным философским школам относятся чарвака (локаята), буддизм и джайнизм.
    Чарвака
    (санскр.
    – четыре слова)

    единственное
    материалистическое учение Древней Индии, поздняя разновидность локаяты (санскр. – идущее из этого мира), с которой иногда вообще отождествляется. Считая истинным лишь постигаемое с помощью органов чувств и отвергая невидимую духовную реальность (Брахман и атман), последователи этой школы считали единственной реальностью материальный мир. Материю они понимали как совокупность четырех элементов (отсюда и название – чарвака): земли, воды, воздуха и огня, из которых состоят все окружающие нас предметы и явления. Добро и зло – иллюзия, созданная человеческим воображением; реальны лишь наслаждения и страдания.
    Отвергая аскетизм, свойственный многим другим индийским учениям, чарвака утверждает в качестве единственной цели человеческой жизни получение наслаждения.
    Буддизм – наиболее известное в западноевропейской культуре философское учение Древней Индии, поскольку к I веку н.э. он вышел за пределы своей исторической родины, превратившись в мировую религию.
    Основателем буддизма считается царевич из кшатрийского рода
    Шакьев по имени Сиддхартха Гаутама. Согласно преданию, принц Гаутама
    жил в роскошном дворце, полностью изолированный от столкновений со страданиями мира, которые могли бы настроить его на поиски смысла жизни и религиозные размышления. Тем не менее, однажды во время охоты царевич встречает похоронную процессию, больного, нищего и мудреца и понимает, что жизнь наполнена страданиями. С целью поиска пути к постижению причин страданий и пути избавления от них Сиддхартха тайно покидает дворец и становится сначала отшельником-аскетом Шакья-Муни, затем, после достижения просветления – Буддой. После смерти будда Гаутама, как говорят буддисты, «отошел в окончательную нирвану», навсегда выйдя из круговорота смертей-рождений сансары.
    Основой буддистской философии является учение о страдании
    («догмат о страдании»), состоящее из «четырех благородных истин»
    (именно они, согласно преданию, открылись Гаутаме в момент его
    «просветления»):
    1. Жизнь есть страдание. Страдание органически присуще любой форме существования: рождение – страдание, болезнь – страдание, разлучение с приятным – страдание. Смерть не несет избавления от страданий, поскольку сансара (перерождение) превращает страдание в вечное и неотвратимое состояние. Страдание в буддизме - космическое явление, связанное с процессом появления и исчезновения живых существ, основу которого составляют вспышки и угасания жизненной энергии – дхарм
    (нематериальных частиц бытия).
    2. Причина страданий – желания (влечения, привязанности, стремление к приятному и настойчивые попытки избежать неприятного).
    Люди ошибочно считают, что удовлетворением желаний они избавятся от страданий. Но место удовлетворенной потребности тут же занимает новая, порождающая новые желания и страдания.
    3. Единственный метод избавление от страданий - это
    «погашение» желаний, отказ от жажды жизни, счастья, благополучия. Это состояние - нирвана - полное успокоение своей психики, избавление от неведения, страстей, забот и желаний.
    4. Путь, ведущий к нирване – «восьмеричный путь спасения» (то есть, состоящий из восьми ступеней), открытый Буддой.
    Восьмиступенчатый путь включает в себя три этапа:
    Этап мудрости – первые две ступени:
    1) правильное видение мира – знание основ буддизма;
    2) правильную решимость следовать этому учению до конца.
    Этап соблюдения обетов и норм морали - следующие три ступени:
    3) правильное поведение – отказ от насилия в любой форме;
    4) правильную речь – воздержание ото лжи, клеветы, грубости и сплетен;
    5) правильный образ жизни – отказ от занятий и профессий, противоречащих нормам буддистской морали (торговля оружием, живыми существами, алкоголем, занятия гаданиями и прорицаниями и т.п.).

    Этап сосредоточения, то есть занятия психотехникой – буддистской йогой, что помогает пройти последние три ступени:
    6) правильное усердие в овладение методами сосредоточения
    (медитацией),
    7) правильное направление мысли – успокоение психики, избавление от страстей и желаний на основе понимания того, что всѐ в мире преходяще;
    8) правильное сосредоточение – достижение высшей степени сосредоточения, способной привести к нирване.
    Буддистская онтология трактует мир как «океан дхарм» –
    (нематериальных частиц психической энергии), временные упорядоченные сочетания которых и составляют личность живых существ. Сансара безначальна и никем не сотворена. Еѐ причинами являются аффекты (бурные эмоциональные переживания – гнев, ужас, ярость и т.п.) и совокупная карма живых существ предыдущего космического цикла. Подобно тому, как каждое существо в отдельности умирает и в соответствие с кармой обретает новое рождение, также и весь мир в целом возникает, проходит цикл развѐртывания, а потом разрушается, чтобы воссоздаться вновь в соответствии с коллективной кармой всех живых существ. Буддизм признает множественность параллельно существующих и абсолютно изоморфных миров, но все они не выходят за пределы сансарического существования и принципиально отличны от нирваны, которая есть полное и абсолютное освобождение от сансары. Интересным феноменом в буддистской онтологии является учение о «великом молчании Будды». Речь идет о двух вопросах (о существовании богов и о первоначальном происхождении мира), которые
    Будда Гаутама при жизни просто игнорировал и никогда не давал на них ответа. По этой причине буддизм получил называние «религии без Бога».
    Изречения и высказывания Будды Гаутамы были еще при его жизни записаны учениками и позже составили священную книгу буддистов, которая называется «Трипитака» (санскр. «три корзины»).
    Ранний буддизм позже получит название «Хинаяна» - «малая колесница» или «узкий путь спасения», поскольку в этом варианте учения нирвана достигается индивидуально и лишь благодаря собственным усилиям каждого отдельного человека. Будда Гаутама – не божество, а человек, первоучитель, который открыл людям путь к спасению. После смерти своей материальной оболочки он ушел в «окончательную нирвану», полностью утратив связь с нашим миром. Поэтому ему можно поклоняться, но молиться бесполезно.
    Постепенно к V–VI вв. н.э. складывается новая разновидность буддизма
    – «Махаяна» - «большая колесница» или «широкий путь спасения». В основе
    Махаяны лежит уже не этика индивидуального спасения, а этика активного действия. Идеалом становится бодхисатва (санскр. – пробужденное существо) - человек, достигший состояния Будды, но отказавшийся уходить в окончательную нирвану во имя спасения всех живых существ. Современные буддисты верят, что после смерти очередной материальной оболочки бодхисатва некоторое время пребывает между земным миром и нирваной,
    затем вновь вселяется в тело новорожденного, чтобы помогать людям.
    Именно бодхисатвам, во время их пребывания «на небе», адресуют свои молитвы последователи буддизма, а земные воплощения бодхисатв возглавляют иерархию буддистских священнослужителей – лам. Так, глава современного буддизма, далай-лама, считается уже четырнадцатым воплощением бодхисатвы. Наличие культа бодхисатв свидетельствует о превращении буддизма из философской концепции в религию.
    Философия Древнего Китая
    Культурная история Китая восходит к рубежу III–II тыс. до н.э., а возникновение древнекитайской философии относят к VII–VI вв. до н.э.
    В этот период распространяются идеи натурфилософского характера, например, учение о пяти первоэлементах природы (вода, огонь, металл, дерево, земля). Существенное влияние на развитие китайской философии оказала «Книга перемен» («И цзин»), где среди первооснов реального мира называется уже восемь стихий. В это же время происходит становление учения о противоположных и взаимосвязанных началах всего сущего – Ян и
    Инь, которые практиковались как символическое выражение всех действующих в мире природных и социальных противоположностей
    (мужское и женское, светлое и темное и т.п.).
    Для традиционной китайской культуры была нехарактерна вера в бессмертие души, способной существовать вне тела. Реальной признавалась только единая психофизическая целостность живого существа. Сам дух понимался вполне натуралистически: как утонченная материально- энергетическая субстанция (ци). После смерти тела это «ци» рассеивалось в природе. Поэтому уже в глубокой древности огромное значение придавалось средствам продления физической жизни, а долголетие (шоу) стало одной из важнейших ценностей китайской культуры.
    В VI в. до н.э. сформировались и основные философские направления
    Древнего Китая, ориентированные, главным образом, на этико-политическую проблематику: конфуцианство, даосизм, моизм и др. Начиная с I в. н.э. в
    Китае распространяется буддизм, который уже к середине I тыс.н.э. становится, наряду с конфуцианством и даосизмом, ведущим течением китайской философской мысли.
    Конфуцианство
    Конфуцианство сыграло исключительно важную роль, как в истории китайской культуры, так и в социально-политической истории Китая. На протяжении более чем двух тысячелетий (с рубежа II – I вв. до н.э. и до свержения монархии в 1911 г.) конфуцианство являлось официальной идеологией Китайской империи. Оно и сегодня продолжает выполнять мировоззренческие функции, существенно влияя на менталитет китайского народа.

    Европейское название это учение получило от латинизированной формы фамилии и титула своего основателя: Конфуций - это Кун Фу-цзы, т.е. Мудрый учитель Кун.
    Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.) жил в эпоху раздробленности страны и постоянных междоусобиц, поэтому главной идеей его учения было
    преодоление хаоса и наведение порядка в обществе. В основе конфуцианства лежит идея гармонии принципов личного самосовершенствования и деятельности, направленной на упорядочение государства.
    Государство рассматривалось как аналог большой патриархальной семьи, в которой император выполнял ту же роль, что и полновластный глава клана или рода. В китайской семье господствовал принцип беспрекословного подчинения младшего старшему, поэтому Конфуций разработал учение о
    нормах социальной иерархии, выраженных в «пяти взаимоотношениях»:
    1)между государем и подданными, 2)между отцом и детьми, 3)между старшими и младшими братьями, 4)между мужем и женой и 5)между друзьями. В этой системе взаимоотношений только пятое предполагает равенство лиц, тогда как предыдущие четыре основаны на подчинении
    (подданного – государю, сына – отцу, младшего брата – старшему, жены – мужу).
    Важным принципом конфуцианства является учение об «исправлении
    имен», согласно которому каждое «имя» («государь», «отец», «сын»,
    «учитель» и т.п.) должно соответствовать своей «сущности», то есть социальное положение человека должно определять характер его поведения.
    С другой стороны, каких бы успехов на государственном поприще не добился человек, по отношению к своему отцу он останется сыном, по отношению к старому учителю – учеником и т.п. С точки зрения этой теории проявлением высшей степени собственной невоспитанности было бы показать учителю или отцу, что они ошибаются, что ты знаешь и понимаешь больше, чем они.
    Идеальная личность в конфуцианстве называлась «благородным мужем»; им мог быть любой человек, независимо от происхождения, если он строго и неукоснительно следовал нормам конфуцианской морали и обладал тремя основными добродетелями: «жень» - гуманностью, «и» - чувством долга, «ди» - уважением к старшим. «Благородного мужа» Конфуций противопоставлял «низкому человеку» (невоспитанному): «Благородный муж думает о долге, низкий человек - о выгоде, благородный муж управляет собой, низкий человек пытается управлять другими, благородный муж требователен к себе, низкий человек – к другим» и т.п. Интересны мысли
    Конфуция о развитии человека, его изменчивости: «Не меняются только самые мудрые и самые глупые. Благородный муж движется вверх, низкий человек катится вниз».
    До сих пор не решен однозначно вопрос о религиозном аспекте конфуцианства. Сам Конфуций не учил вере в сверхъестественное.
    Напротив, он говорил: «Не знаем, что такое жизнь, как же можем знать, что такое смерть», «Не знаем, как служить людям, как же мы сможем служить
    духам». Обряды почитания духов предков, которые практиковались в конфуцианстве, очень походили на современные государственные и гражданские ритуалы. Не был обожествлен и сам Конфуций, всегда считавшийся только человеком, хотя и совершенным по своей мудрости.
    Поэтому не случайно конфуцианство сегодня называют «светской религией».
    Многие ученики Конфуция стали впоследствии известными государственными деятелями и учеными. После того, как конфуцианство стало официальной идеологией империи, его идеи оказали сильнейшее влияние на формирование всей политической системы. Особенно это проявилось в системе экзаменов, которые сдавали будущие чиновники, претенденты на государственные должности. Экзаменующийся должен был продемонстрировать свое знание конфуцианского учения и уметь применять его принципы при решении различных политических проблем. Этот порядок просуществовала в Китае до 1905 г., когда он был заменен европейской общеобразовательной системой.
    В западноевропейской культуре конфуцианство стало известно благодаря деятельности католических миссионеров-иезуитов в XVII – XVIII вв. Многие конфуцианские идеи нашли в Европе признание, в частности, весьма популярным стало конфуцианское выражение «все люди братья».
    Переосмысленные в духе философии Просвещения, идеи конфуцианства оказали влияние на Вольтера и его теорию «просвещенного абсолютизма», а китайская экзаменационная система, разработанная Конфуцием, повлияла на формирование практики проведения экзаменов в Европе.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


    написать администратору сайта