Главная страница

лекции по философииии. Лекции по дисциплине Философия


Скачать 1.15 Mb.
НазваниеЛекции по дисциплине Философия
Анкорлекции по философииии
Дата04.11.2022
Размер1.15 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаLekcii_po_filosofii.pdf
ТипЛекции
#769878
страница22 из 27
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27
.
- научное открытие образует третью, завершающую стадию научного поиска. В самом общем смысле под научным открытием понимается получение нового объективно-истинного знания о свойствах, закономерных связях и отношениях природной и социальной действительности с его противоречиями. Научные открытия можно подразделить на эмпирические и теоретические.
Под эмпирическим открытием следует понимать зафиксированный в эксперименте или в наблюдении научный факт (некое событие, свойство, отношение). Теоретическое открытие – это создание новой теории как системы логически упорядоченного знания.
Процесс
развития
научного
знания
может носить как эволюционный и революционный характер. Эволюционное развитие, не предполагающее какого-либо радикального обновления теоретического фонда знаний, заключается в расширении области приложений наличных теорий за счет их распространения на новые явления действительности.
Иной характер носит революционное развитие науки. Впервые этот процесс был проанализирован американским историком и философом науки
Томасом Куном в работе «Структура научных революций». По мере развития наука может столкнуться с принципиально новыми типами объектов, требующими иного видения реальности. В системе новых фактов могут быть не только аномалии, не получающие своего теоретического
объяснения, но и факты, приводящие к парадоксам при попытках включить их в старые научные теории. Томас Кун, обозначая такие ситуации как
начало научной революции, называет их аномалиями и кризисами.
Перестройка картины мира и идеалов познания требует особых идей, которые позволяют перегруппировать элементы старых представлений о реальности и процедурах ее познания, включить новые элементы с тем, чтобы разрешить имеющиеся парадоксы. Такие идеи формируются в сфере философского анализа познавательных ситуаций науки и именуются
парадигмами. Парадигма (от греч. paradeigma - пример, образец) - теория
(или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач. Новая парадигма, пришедшая на замену старой, выполняет эвристическую функцию, обеспечивая дальнейшее интенсивное развитие научных исследований.
При анализе причин развития науки, необходимо различать два ряды факторов, детерминирующих ее изменения: внутренние и внешние.
Дискуссия об их значимости породила два историко-методологических подхода к решению проблемы роста научного знания: интернализм и
экстернализм.
С точки зрения интернализма, развитие науки обусловлено
внутренними закономерностями самой науки («идеи возникают только из идей»).
Экстернализм подчеркивает роль
внешних,
социально-
исторических факторов в развитии науки (потребности общества, финансирование научных исследований, влияние на ученых социально- политических, культурных и мировоззренческих установок и пр.).
Однако, дилемма «интернализм - экстернализм» не является неразрешимой. Наука развивается в диалектическом единстве внутренних и внешних детерминаций. Внутренняя детерминация определяет логику развития научных идей, последовательность этапов развития науки, объективное содержание научных исследований. Внешняя детерминация определяет основные тенденции научных исследований в тех или иных социальных условиях, темпы развития науки, еѐ цели и идеалы, место и роль в культуре.
Таким образом, в развитии науки диалектически сочетаются противоположные тенденции и процессы: преемственность и новаторство, периоды стабильности и эпохи революционных изменений, влияние внешних и внутренних факторов в ее развитии. Интерес к этим вопросам обусловлен тем обстоятельством, что современная наука – реальная духовная сила, влияющая на развитие современной цивилизации. Разумеется, в рамках небольшого раздела, невозможно охватить весь спектр философских проблем научного познания, однако обращение к дополнительной литературе поможет более глубоко понять этот сложный социальный феномен.

Вопросы для самоконтроля
1) Перечислите основные познавательные способности человека.
2) Чем сознание человека отличается от психики высших животных?
3) Что такое интуиция, и какова ее роль в познании?
4) Как соотносятся между собой понятия «абсолютная истина» и
«относительная истина»?
5) Какую роль в познании выполняет практическая деятельность человека?
6) В чем специфика научного познания, его отличие от других видов познавательной деятельности человека?
7) Какова роль эмпирического уровня в научном познании?
Перечислите основные формы и методы эмпирического исследования.
8) В чем значимость теоретического уровня научного познания?
Назовите основные функции научной теории.
9) Как и какими путями возникает новое знание, новые науки?
10) Раскройте содержание понятий «интернализм»и «экстернализм».
Лекция 8. Социальная философия и философия исторического
процесса
1. Общество как предмет философского анализа в истории философской мысли: основные подходы и теории.
2. Общество как саморазвивающаяся система. Формационная, стадиальная и цивилизационная концепции.
3. Цикличность и линейность в истории. Проблема социального прогресса.
4. Многовариантность исторического развития. Будущее человечества как философская проблема.
Общество как предмет философского анализа: основные подходы и
концепции
Предметом изучения социальной философии является общество.
Однако смысл этого термина настолько неопределенен, что в «Толковом словаре русского языка» приводится сразу шесть его значений (например,
«круг людей, объединенных общностью положения, происхождения и интересов», «компания людей», «добровольное объединение людей для какой-то цели» и пр.), ни одно из которых не соответствует специфике философского подхода к изучению этого явления.
Прежде всего, следует отличать философский термин «общество» от таких понятий как «народ», «нация», «государство».

Нация – это форма общности людей, связанных, прежде всего, общим языком и культурой, а также происхождением.
Народ – форма общности людей (одной нации или нескольких), объединенных единой государственностью, экономическими, политическими духовными отношениями.
Государство – форма организации жизни наций и народов, проживающих на одной территории, основанная на праве и законе.
Философский подход к определению понятия
«общество» предполагает исследование этого феномена, по крайней мере, в двух его основных аспектах: в его соотношении с природой и в его соотношении с человеком – носителем социальной формы движения материи.
Соответственно, мы получим два определения общества:
общество – это обособившаяся от природы и не сводимая к ней часть материального мира, включающая в себя как материальные, так и духовные процессы;
- общество - совокупность исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности людей.
На основании этого можно дать развернутое определение общества:
Общество – это выделившееся из природы системное образование,
представляющее собой совокупность исторически изменяющихся форм
совместной жизнедеятельности людей.
Человеческое общество стало объектом философского анализа уже в древности. Вспомним, например, конфуцианство и легизм в Древнем Китае, социальные концепции Платона и Аристотеля. Наряду с анализом политических процессов (власть и управление в обществе), мыслители прошлого поднимали вопросы о специфике и сущности социальных явлений, их взаимосвязи с природой. Но наука об обществе – социология – появилась только в XIX в. и окончательно сложилась в ХХ веке.
Большинство концепций сущности общества и специфики общественных отношений можно разделить на три группы в зависимости от характера их подхода к анализу социальных явлений: идеалистические, материалистические и натуралистические.
Идеалистический подход к анализу общественных явлений господствовал в философии вплоть до 40-х годов XIX века. С позиций
«исторического идеализма» основой и главной причиной развития общества является духовное, разумное начало.
В философских системах, стоящих на позициях объективного
идеализма, эта роль отводилась Богу (Августин Аврелий, Фома Аквинский),
Мировому Разуму (Г.Гегель), Мировой Воле (А.Шопенгауэр) и т.п.
Философы-материалисты прошлых эпох при анализе социальных процессов отступали от материалистических принципов, переходя на позиции субъективизма (субъективного идеализма), и усматривали источник всех социальных процессов в сознании человека. Они полагали, что в обществе, в отличие от природы, все зависит от идей, взглядов, теорий, которыми руководствуются правители, принимающие судьбоносные для
страны решения (объявление войны, проведение реформ и пр.). Так, французские просветители XVIII века причины войн видели только в идейных мотивах деятельности людей (жажда славы и пр.), а возникновение государства объяснялось как результат сознательного договора между людьми (теории «общественного договора» Т.Гоббса, Ж.-Ж.Руссо).
Идеалистический подход к обществу не позволил этим мыслителям поставить вопрос о наличии объективной закономерности в общественном развитии; (это было сделаноК.Марксом и Ф.Энгельсом в рамках
материалистической концепции социальных процессов).
Материалистический подход к анализу общественных явлений предполагает, прежде всего, выделение в обществе двух классов явлений, материальных и духовных, и установления соответствующего взаимоотношения между ними. К.Маркс распространил основной
принцип материализма (первичность материального начала в мире и вторичность духовного) на общество и историю: «не сознание людей
определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их
сознание». То есть, материальные факторы общественной жизни (прежде всего – экономические отношения) определяют ее идейное содержание
(господствующие в обществе взгляды, идеи, настроения, теории и пр.).
Принцип определяющей роли общественного бытия по отношению
к общественному сознанию конкретизируется и раскрывается в ряде сформулированных К.Марксом общесоциологических законов: в законе об определяющей роли способа производства материальных благ по отношению к социальной, политической и духовной сферам общественной жизни; в законе об определяющей роли базиса по отношению к надстройке. При этом отмечается, что в отличие от законов природы, социальные законы
реализуются только через деятельность людей, обладающих сознанием и волей и преследующих в своей деятельности, как правило, свои личные цели.
Поэтому социальные законы носят статистический характер и
проявляются в виде тенденций, определяя лишь основную линию развития, не охватывая множество случайных отклонений. Через эти
«случайности» социально-историческая закономерность как бы «пробивает» себе дорогу, приводя, зачастую, к таким результатам, которых никто из людей не желал и не предвидел.
Материалистический подход к анализу общественных явлений позволил выявить повторяемость в общественном развитии и представить социальную эволюцию как закономерный процесс смены различных эпох
(«общественно-экономических формаций») в истории человечества.
Натуралистический
подход, который называется также
«географическим детерминизмом», рассматривает человеческое общество как естественное продолжение природных процессов и поэтому его развитие
всецело определяется природными факторами. Например, французский философ XVIII века Шарль Монтескье считал, что климат и географическое положение страны предопределяют характер живущих в ней народов, общественные отношения, политический режим, тип
государственного устройства. Русские мыслители XX века Александр
Чижевский и Лев Гумилев тип общественного устройства и ход истории связывали с космическими природными процессами – ритмами солнечной активности (Чижевский) и космическими излучениями (Гумилев).
Как разновидность натуралистической интерпретации можно рассматривать организмический подход к обществу, представители которого анализируют общество как целостную систему по аналогии с живым организмом. Так, английский философ XVII в. Томас Гоббс уподоблял общественное устройство живому организму, где правитель –
«душа государства», чиновники – «нервы и сухожилия», тайные агенты –
«глаза и уши», деньги – «общественная кровь» и т.п. Мир в обществе трактовался как здоровое состояние общественного организма, а гражданская война – его тяжелая болезнь, способная довести государство до распада
(гибели). Похожие взгляды развивал в XIX в. английский философ и социолог Герберт Спенсер. Он уподоблял общество телу животного, все части которого взаимосвязаны и только в своем единстве могут нормально функционировать.
В современной социальной философии и социологии, так или иначе, задействованы все подходы к анализу социума. Никто не отрицает значимости ни материальных, ни духовных (идеологических) факторов в общественной жизни, ни роли географических причин (климат, полезные ископаемые и пр.) в развитии стран и народов. Организмический подход ныне успешно применяется в рамках системного или синергетического анализа общества: рассматривая общество как единую целостную, способную к саморазвитию и самоорганизации систему, его называют
социальным организмом. При этомотмечается, что, как и биологический организм, общество обладает особыми интегральными свойствами, отличными от свойств составляющих его органов. К таким свойствам, например, относится, способность к исторически длительному (на протяжении многих поколений) автономному существованию. Этой способностью не обладают никакие отдельные составные части социального организма: ни индивид, ни семья, ни какая-либо другая социальная группа или организация не способны к историческому существованию вне взаимодействия с окружающей ее социальной реальностью.
Таким образом, в социальной философии формируются основные
теоретические позиции и подходы к изучению общества; еѐ задачей
является разработка общей теоретической концепции социальной
реальности, на базе которой определяются объекты и методы исследования отдельных социальных наук.
Природа и общество: от эволюции к коэволюционному взаимодействию
Сточки зрения современной науки становление человеческого общества – длительный процесс, продолжавшийся несколько миллионов лет и завершившийся несколько десятков тысяч лет назад. Решающим фактором
возникновения и развития общества стал труд – целесообразная деятельность человека, направленная на природу с целью получения материальных и духовных благ. Таким образом, историю человечества можно рассматривать как историю взаимодействия общества и природы, выделив в этом процессе четыре этапа.
Первый этап начинается с появления «человека разумного» и носит название «присваивающей экономики»: человек ничего не создает, а только использует для поддержания своей жизнедеятельности природные богатства, занимаясь собирательством, охотой, рыболовством.
Второй этап взаимодействия общества с природой – этап
«производящей экономики» - начинается с появления земледелия и скотоводства и продолжается до возникновения в
Европе капиталистических отношений. Этот период характеризуется активным вмешательством человека в природные процессы: вырубаются и выжигаются леса, строятся ирригационные системы, приводящие к засолению почв, хотя в целом воздействие общества на природу носит пока локальный характер.
Третий этап - «промышленной экономики» – начался с промышленной революции XVIII века в Англии и привел к возникновению в
Европе так называемой «техногенной цивилизации». В этот период масштаб хозяйственной деятельности человека по преобразованию и «покорению» природы стал сопоставим с геологическими процессами (например, возникновение землетрясений как результат выработки земных недр при добыче полезных ископаемых).
Хищническое отношение к природе, психология «хозяина», взгляд на природу как на бездонную кладовую привели в ХХ веке к появлению глобальных кризисов и проблем. Начался новый, четвертый -
«коэволюционный этап» взаимодействия природы и общества (то есть этап их совместного и взаимозависимого развития).
Активная производственная деятельность человеческого общества, таким образом, составляет особую стадию истории природы, в ходе которой человек занял господствующее положение среди других форм жизни на
Земле. Разум человека, человеческое общество в целом, становится мощной геологической силой, поскольку область социальной разумной деятельности
(ноосфера) постепенно охватывает всю нашу планету и даже околоземное пространство. Не случайно В. Вернадский называл ноосферу «новым
геологическим явлением» на нашей планете, полагая, что в ноосфере природная и социальная реальность практически сливаются.
Однако, коэволюция общества и природы, тем не менее, не означает их абсолютного отождествления. Природная реальность и социальная реальность – два различных вида объективной реальности, каждая из которых уникальна, специфична и не сводима к другой.
Природную реальность (или просто природу в узком смысле этого термина) можно представить в виде некого множества материальных объектов, существующих в пространстве и развивающихся во времени
долгое время вне и независимо от человеческого общества. Общество, социальная реальность – результат развития природой реальности и появляется лишь на определенном этапе ее эволюции.
В ходе исторического развития отношение человека к природе менялось: от ее одухотворения в первобытнообщинном строе до превращения в главный объект научного познания и преобразования. В результате активной человеческой деятельности возникла так называемая
«вторая природа» - совокупность материальных вещей, созданных человеком
(материальная культура). В отличие от «чисто природных» материальных явлений, предметы, созданные человеком из вещества природы, нельзя рассматривать как «чисто материальные». Каждый из них имеет вторую,
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27


написать администратору сайта