Главная страница
Навигация по странице:

  • Общая характеристика творчества Глинки

  • Основные факты творческой биографии, периодизация

  • Характерные черты стиля

  • Глинка. Лекции по русской музыке на musike ru Михаил Иванович Глинка (18041857) сыграл особую роль в истории русской культуры в его творчестве завершился процесс формирования национальной композиторской школы


    Скачать 27.61 Kb.
    НазваниеЛекции по русской музыке на musike ru Михаил Иванович Глинка (18041857) сыграл особую роль в истории русской культуры в его творчестве завершился процесс формирования национальной композиторской школы
    Дата08.05.2019
    Размер27.61 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГлинка.docx
    ТипЛекции
    #76505

    1.М. И.Глинка. Творческий метод. Характеристика творчества. 
    2. М. И.Глинка. Оперное творчество. Общая характеристика 
    3. М. И. Глинка. "Руслан и Людмила". Сравнение либретто с поэтическим первоисточником. 
    4. М. И. Глинка. "Иван Сусанин". Первая национально-патриотическая опера-трагедия. 
    5. М. И. Глинка. Симфоническое творчество. Истоки и традиции.
    6. М. И. Глинка. "Камаринская".
    7. А. С. Даргомыжский. Творчество. 
    8. А. С. Даргомыжский. Драматические песни-сценки: особенности жанра.
    9. А. С. Даргомыжский. Оперное творчество. Общая характеристика
    10. А. С. Даргомыжский. Симфонические произведения. 


    1 и 2

    Общая характеристика творчества Глинки

    Лекции по русской музыке на musike.ru

    Михаил Иванович Глинка (1804-1857) сыграл особую роль в истории русской культуры:

    • в его творчестве завершился процесс формирования национальной композиторской школы;

    • в его лице русская музыка впервые выдвинула композитора мирового уровня, благодаря которому она включилась в контекст вершинных достижений искусства XIX;

    • именно Глинка придал общезначимое содержание идее русского национального самовыражения.

    Первый русский композитор-классик, современник Пушкина1, Глинка был представителем бурного, переломного времени, насыщенного драматическими событиями. Важнейшие из них – Отечественная война 1812 года и восстание декабристов (1825). Они определили основную направленность творчества композитора («Отчизне посвятим души прекрасные порывы»).

    Основные факты творческой биографии, периодизация

    Самым надежным источником сведений о композиторе являются его «Записки», являющиеся замечательным образцом мемуарной литературы (1854-55). В них Глинка, со свойственной ему склонностью к точности и ясности, четко обозначил основные этапы своей жизни.

    Первый этап – детство и юность (до 1830). Родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. Самые сильные впечатления детских лет: русская крестьянская песня, крепостной оркестр дяди, пение церковного хора, звон колоколов сельской церкви.

    Благотворное влияние на Глинку оказало пребывание в Петербургском Благородном пансионе (1817-22), где его воспитателем был В. Кюхельбекер, будущий декабрист.

    Главные творческие достижения молодого Глинки связаны с жанром романса.

    Второй этап – период профессионального становления (1830 – 1835). В это время немало ярких художественных импульсов композитору дали путешествия: поездка на Кавказ (1823), пребывание в Италии, Австрии, Германии (1830-34). В Италии он познакомился с Г. Берлиозом, Ф. Мендельсоном, В. Беллини, Г. Доницетти, увлекся итальянской оперой, на практике изучал искусство bel canto. В Берлине серьезно занимался гармонией и контрапунктом под руководством известного теоретика З. Дена.

    Начало центрального периода (1836 – 1844) ознаменовано созданием оперы «Жизнь за царя»2. Одновременно с ней появляются романсы на стихи Пушкина, вокальный цикл «Прощание с Петербургом», первый вариант «Вальса-фантазии», музыка к трагедии Н. Кукольника «Князь Холмский». Около 6 лет Глинка работал над второй оперой – «Руслан и Людмила» (на сюжет поэмы Пушкина, поставлена в 1842). Эти годы совпали с активной педагогической деятельностью Глинки. Прекрасный вокальный педагог, он воспитал многих талантливых певцов, среди которых С.С. Гулак-Артемовский, автор классической украинской оперы «Запорожец за Дунаем».

    Поздний период творчества (1845-1857). Последние годы жизни Глинки провел в России (Новоспасское, Петербург, Смоленск), часто выезжая за границу (Франция, Испания). Испанские впечатления вдохновили его на создание двух симфонических пьес: «Арагонская охота» и «Воспоминание о летней ночи в Мадриде». Рядом с ними – гениальное «русское скерцо, «Камаринская», созданная в Варшаве.

    В 50-е годы намечаются связи Глинки с молодым поколением русских музыкантов – М.А. Балакиревым, А. С. Даргомыжским, А.Н. Серовым (которому продиктовал свои «Заметки об инструментовке»). Среди незавершенных замыслов этих лет – программная симфония «Тарас Бульба» и опера-драма «Двумужница» (по А. Шаховскому).

    Стремясь «связать узами законного брака» русскую народную песню и фугу, весной 1856 года Глинка отправился в последнюю заграничную поездку в Берлин. Здесь он умер 3 февраля 1857 года, похоронен на кладбище Александро-Невской лавры Петербурга.

    Стиль Глинки, как и стиль его современников Пушкина, Брюллова, является синтетическим по своей сути. В нем сплелись в нераздельном единстве классицистская рациональность, романтическая пылкость и юный российский реализм, расцвет которого был еще впереди.

    Параллели между Глинкой и Пушкиным стали хрестоматийными. Глинка в русской музыке – такое же «наше всё», как Пушкин в поэзии. Муза Пушкина вдохновила Глинку на создание целого ряда романсов и оперы «Руслан и Людмила». И композитора, и поэта сравнивают с Моцартом, говоря о «моцартовском совершенстве» их дарований. С Пушкиным Глинку роднит гармоничное восприятие мира, стремление к торжеству разума, добра, справедливости, удивительная способность поэтизировать действительность, видеть прекрасное в повседневном (признаки эстетики классицизма).

    Как и поэзия Пушкина, музыка Глинки – явление глубоко национальное.Оно питалось истоками русского народного творчества, усваивало традиции древнерусской хоровой культуры, новаторски претворяло важнейшие достижения национальной композиторской школы предшествующего периода. Стремление к национальной характерности стало важным связующим звеном между искусством Глинки и эстетикой музыкального романтизма.

    Огромное влияние и на Пушкина, и на Глинку оказало народное творчество. Знаменитые слова композитора «создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем» (записаны А.Н. Серовым) вполне конкретно выражают его творческое кредо.

    Закономерно, что Глинку особенно привлекала поэзия Пушкина, где эмоциональное и логическое начала слиты в неповторимом единстве. Композитор и поэт наиболее близки друг другу в классическом понимании красоты художественного произведения. Не случайно Асафьев говорит, что Глинка был «классик по всему складу своей мысли, лишь соблазненный и восхищенный артистической культурой чувства – романтизмом...».

    Выросшее на русской почве, искусство Глинки – явление не только национальное. Композитор был необыкновенно чутким к фольклору разных народов. Вероятно, эта черта была сформирована еще в детстве: народная культура Смоленщины, где прошло его детство, вобрала в себя элементы украинского, белорусского, польского фольклора. Много путешествуя, Глинка жадно впитывал впечатления и от природы, и от встреч с людьми, и от искусства. Он был первым русским композитором, побывавшим на Кавказе3. Кавказ и, шире, тема Востока со времени Глинки стали неотъемлемой частью русской музыкальной культуры.

    Глинка был прекрасно образованным человеком, знал европейские языки.К высшим своим достижениям он пришёл, изучая опыт великих западноевропейских мастеров. Знакомство с западноевропейскими композиторами-романтиками расширило его кругозор.

    Осмысление опыта современной истории ярко преломилось в важнейшей теме творчества Глинки – теме жертвенного подвига во имя Святой Руси, царя, веры, семьи. В первой опере композитора, «Жизнь за царя», эта героическая тема персонифицируется в конкретно-историческом образе крестьянина Ивана Сусанина. Новизна этого сочинения было оценена самыми передовыми умами того времени. Жуковский:

    Пой в восторге, русский хор,

    Вышла новая новинка.

    Веселися, Русь! Наш Глинка –

    Уж не глинка, а фарфор.

    Характерные черты стиля

    • идеальное чувство формы, классическая стройность пропорций, продуманность малейших деталей всей композиции;

    • неизменное стремление мыслить по-русски, близость русской народной песне. Цитаты подлинных фольклорных мелодий Глинка использует редко, – зато его собственные музыкальные темы звучат как народные.

    • мелодическое богатство. Функция мелодии – ведущая в музыке Глинки. Певучая мелодичность, распевность роднит музыку Глинки с русским народно-песенным творчеством; особенно типичны секстовые и гексахордовые попевки, опевание квинтового тона, нисходящий ход V–I;

    • с вокальностью, распевностью связана в музыке Глинки свобода и плавность голосоведения, опора на традиции подголосочной полифонии;

    • преобладание вариантно-попевочного и вариационного развития. Вариантность как метод развития наследуется композиторами «Могучей кучки», Чайковским, Рахманиновым.

    • мастерство оркестрового колорита. Использование метода дифференцированной оркестровки. В «Заметках об инструментовке» Глинка определяет функции каждой оркестровой группы. Струнные – «их главный характер – движение». Деревянные духовые – выразители национального колорита. Медные духовые – «тёмные пятна в картине». Особые колористические нюансы создаются путём применения дополнительных инструментов (арфа, фортепиано, колокольчики, челеста) и богатейшей группы ударных.

    • многие особенности гармонии Глинки связаны с национальной спецификой русской музыки: плагальность, ладовая переменность, широкое применение побочных ступеней лада, переменный лад, лады народной музыки. Вместе с тем, композитор пользуется средствами современной романтической гармонии: увеличенное трезвучие, доминантовый нонаккорд, средства мажоро-минора, целотоновая гамма.

    Творческое наследие Глинки охватывает все основные музыкальные жанры: оперу, музыку к драме, симфонические произведения, фортепианные пьесы, романсы, камерные ансамбли. Но главная заслуга Глинки – создание русской классической оперы. Оперное творчество Глинки стало магистральным для русской оперы, определив два главных ее направления – народная музыкальная драма и сказочный эпос. По словам Одоевского, «с оперой Глинки является то, чего давно ищут и не находят в Европе – новая стихия в искусстве, и начинается в его истории новый период: период русской музыки.

    Огромную роль обе оперы сыграли в развитии русского симфонизма. Глинка впервые отказался от прежнего разграничения инструментального изложения на «зоны» аккомпанированного речитатива и сквозного симфонического изложения.

    М. И. Глинка (1804 – 1857)

    М. И. Глинка, основоположник русскойкомпозиторской национальной школы. С имени Глинки начинается первый период развития в истории русской школы, всё что было до него – «Доклассический» период. Весь 19 век можно с полным правом можно назвать эпохой Глинки, потому что он заложил основы всех музыкальных жанров последующего поколения композиторов – опера, инструментальная симфоническая музыка, вокальное творчество, камерно инструментальная музыка. Историческая роль Глинки проявилась не сразу, прошло немало времени, чтобы современники осознали его вклад в русскую музыку.

    Глинку сравнивают с Пушкиным, оба воспитаны в один исторических периодах, оба являются основоположниками русских национальных школ, и к тому же в творчестве композитора много произведений поэта. Главное историческое событие, повлиявшее на композитора – восстание декабристов. Он в одной плеяде с В. Адоевский, Братья Кереевские.

    Своё творческое кредо Глинка сформулировал так – «Музыку создаёт народ, а мы, композиторы её только аранжируем» (В. Серов – критик).

    С точки зрения стиля, творчество Глинки основывается на русско-европейском классицизме и начинающемся русском романтизме, которое проявляется как сентиментализм (Жуковский, Батюшкин). Это «чувствительный» стиль, который только зарождался в России. Он отражён в романсах, отчасти в операх.

    Глинка большую часть жизни провёл в деревне, поэтому с детства впитал русский фольклор, на который опирался всю свою жизнь. Учился он во Франции и Германии. Глинка является первым русским композитором, который выводит русские песню за границы её бытового понимания и использует принцип народности, особенно в операх. Глинка в качестве первоисточника берёт не только народную песню, но и обобщает внутренне ощущение народности и кладёт в основу его крупных произведений. Он берёт сюжеты, связанные с русскими героями, использует героев в качестве символа русской свободы, русского подвига во имя любви к родине и народу.

    Опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»)

    Основой стиля Глинки является его мелодическая константа, которая основывается на использовании и сочетание черт русской народной песни и классического стиля. Русская песня: плавная мелодия, трихордность, лагальность, гексохорд, натурально-ладовый, квадратность, симметрия, и законченность целого. Основной принцип развития – подголосочная полифония. Глинка был первым, который использовал эту народную особенность в национальной классической музыки. Этот принцип пронизывает всю ткань его музыки. Глинка, учился у гениальных мастеров Италии и Германии. Зитхврид Ден, от него Глинка усвоил величайшее

    мастерство баховской, контрапунктной техники. Он перенёс этот принцип с вертикали в горизонталь.

    В «Жизни за Царя» (1835г) Глинка использует метод конфликтной драматургии и этот метод будут использовать все последующие композиторы. Противостояние поляков и русских, поляки изображались инструментальными произведения, а русские песнями. Опера «Жизнь за Царя» положило начало жанру народной национальной патриотической трагедии. Основным героем является и народ, поэтому массовые сцены имеют большое значение – хорошая интродукция, эпилог.

    1) Интонационно конфликтная драматургия – вокальная русская, инструментальная польская

    2) Появление нового распевного речитативного стиля, основанного на народных интонациях – распевная декламация станет основой в произведениях могучей кучки.

    «Руслан и Людмила» (1840 г)

    Итог оперного творческого композитора – начало нового развития русской эпической оперы. Эпическая, как новый тип драматургии, она основана на контрасте крупных планов. Здесь нет конфликтов и столкновений драматизма. Медленное развёртывание, как в русских былинах и сказаниях. Такой тип развития был характерен для сочинений Бородина, Рахманинова, отчасти Прокофьева.

    Время создания оперы совпало с интересом к эпическому слою русского фольклору, который тогда активно собирался и выпускался (былины, духовные стихи, эпические сказание). Вместе с либретистом Ширковым они переработали сюжет Пушкина. Сценическая жизнь оперы сложилась нелегко, при жизни она была исполнена один раз в урезанном виде. В этой опере больше романтических черт, чем в «Жизни за Царя»:

    1) Глинка трактует её как сказку.

    2) Восточная культура была в почёте. Персидский танец, был написан на первоисточник. Мелодия неизменна, а басовые и средние голоса меняются

    3) Музыкальный язык. Здесь больше красочных гармоний.

    4) Музыкальный язык более европейский

    Классицизм – структура. В опере 5 действий, они симметрично расположены. По краям картины киевской Руси, в центре путешествие. Тематические арки – эпилог и финал в одной тональности. К моменту написания оперы, Глинка хорошо владел оркестровкой, отсюда много симфонических вставок. Использование лейт-тем. Есть ещё две заимствованных мелодии – лезгина и ария Ратмира.

    1) Новый жанр – эпическая опера.

    2) Симфоническая драматургия в опере, которая выходит на один план с вольным пластом, наряду с европейской оперой

    3) Русивосток, тема особенно важная для 19 века.

    4) Принцип цитат.

    Инструментальная музыка

    Инструментальная музыка была самым любимым жанром Глинки, но его творческий путь в это м жанре был самым сложным, многие произведения он не написал. Главным желанием было создание русской национальной симфонии, но эта идея была неосуществлённой. Это реализовали Бородин и Чайковский. Главная заслуга создание русского национального жанрового симфонизма – увертюры «Камаринская», «Арагонская хота», «Летняя ночь в Мадриде».

    Ещё один симфонический шедевр, положивший начало целой линии хореографических поэм, - «Вальс фантазия». В архивах Глинки можно найти много незавершённых увертюр и симфоний, потому что он был в поисках нового метода развития русского национального тематизма. До Глинки русская национальная музыка развивала как непрограммная, и была представлена малым кол-вом произведений, а именно: Бортнянский, несколько камерных ансамблей Алябьева, несколько симфоний Виильгорского.

    Молодой Глинка сразу намечает две линии пути развития:

    1) Овладение западноевропейским симфонизмом

    2) Поиски национального тематизма и способов его развития.

    Промежуточным сочинением является произведение к трагедии Кукольника «Князь Холмский». Музыка, представленная увертюрой и тремя музыкальных номера. Именно в этом произведении 1840-й год формируется зрелый оркестровый стиль Глинки:

    - Чистые несмешанные тембры

    - Парный состав

    - Преобладание солирующих, чистых тембров

    Программные концертные увертюры «Камаринская», «Арагонская хота», «Летняя ночь в Мадриде», в основе всех этих музыкальных произведений лежит принцип цитаты, отсюда и их жанровая основа. «Камаринская» в основе лежат плесовая и свадебная «Из-за гор гор высокий». В основе других двух увертюр восточные мотивы. «Камаринская» последняя из написанных увертюр. Глина никак не мог определиться с жанром данного произведения. Произведение программное, из-за названия и национального тематизма. Глинка выступал за создания русской демократической увертюры. Принцип работы – двойные вариации. Гайдн любил этот принцип в своих ранних симфониях.

    Восточные увертюры представляют собой дань романтическому направлению, с его красочностью и любовью к востоку. «Арагонская Хота» – испанская песня, мыслилась как исполнение в театре, активная, действенная музыка. «Летняя ночь в Мадриде» - медленная, неторопливое развёртывание картин востока. Эти произвдеения положили начало целой цепочке оркестровых произведений композиторов 19 века – восточное произведение «Шахиризада», «Антар», Балакирев «Тамара», Бородин симфоническая картина «Ночь в средней Азии». Лядов «Баба Яга», «Кикимора», «Волшебная опера».

    «Вальс фантазия» - произведение посвящено Анне Керн. Меланхоличное произведение, написанное для вальсовых вечеров. Форма рондо. Балетный симфонизм, был первым, кто сделал это, затем Чайковский, Глазунов, Скрябин.

    Вокальная лирика, на протяжении всего творчества писал романсы. Ему было необходимо писать романсы, так он само реализовывался, романсы давались ему легко. Он подытожил весь свой путь развития. Писал баллады, элегии, любовно лирические романсы. В музыку он ввёл рускоть.

    Камерно инструментальное творчество Глинки. Фортепьянное салон


    написать администратору сайта