|
Документ Microsoft Office Word. Лексические средства тропы
Лексические средства: тропы |
| Аллегория — Фемида (женщина с весами) – правосудие.
| Замена отвлеченного понятия конкретным образом.
|
| Гипербола—Шаровары шириною с Чёрное море (Н. Гоголь)
| Художественное преувеличение.
|
| Ирония —Откуда, умная, бредёшь ты голова. (Басня И. Крылова).
| Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому.
|
| Лексический повтор — Озера кругом, озера глубокие.
| Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания
|
| Литота — Мужичок с ноготок.
| Художественное преуменьшение описываемого предмета или явления.
|
| Метафора — Сонное озеро города (А. Блок)
| Переносное значение слова, основанное на сходстве
|
| Метонимия — Класс зашумел
| Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий
|
| Окказионализмы — Плоды образования.
| Художественные средства, образованные автором.
|
| Олицетворение —Дождь идёт. Природа радуется.
| Наделение неживых предметов свойствами живых.
|
| Перифраз—Лев = царь зверей.
| Подмена слова схожим по лексическому значению выражением.
|
| Сарказм —Сарказма полны произведения Салтыкова-Щедрина.
| Язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии.
|
| Сравнение —Молвит слово - соловей поёт.
| В сравнении есть и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Часто используются союзы: как, словно, будто.
|
| Синекдоха —Каждую копейку в дом несет (деньги).
| Перенос значения по количественному признаку.
|
| Эпитет—«румяная заря», «золотые руки», «серебряный голос».
| Красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении.
|
| Синонимы— 1)бежать – мчаться. 2)Шум(шелест) листвы.
| 1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению. 2) Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста
|
| Антонимы—оригинал – подделка, чёрствый - отзывчивый
| Слова, имеющие противоположенные значения
|
| Архаизм—очи — глаза, ланиты — щёки
| Устаревшее слово или оборот речи
|
|
Синтаксические средства
| Анафора — Не напрасно шла гроза.
| Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк.
| Антитеза — Волос длинный – ум короткий;.
| Противопоставление.
| Градация — Пришёл, увидел, победил!
| Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости.
| Инверсия — Жили-были дед да баба.
| Обратный порядок слов.
| Композиционный стык (лексический повтор) — Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы.
| Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.
| Многосоюзие — Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал.
| Намеренное использование повторяющегося союза.
| Оксюморон — Мёртвые души.
| Сочетание не сочетаемых по смыслу слов.
| Парцелляция — Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал.
| Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки.
| Риторический вопрос, восклицание, обращение — Какое лето, что за лето! Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным!
| Выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия.
| Ряды, парное соединение однородных членов — Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей.
| Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста
| Синтаксический параллелизм — Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв)
| Сходное, параллельное построение фраз, строк.
| Умолчание — Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена.
| Автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чём хотел тот сказать.
| Эллипсис — Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись»)
| Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста
| Эпифора — Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя.
| Одинаковая концовка нескольких предложений.
|
Фонетические средства: звукопись
| Аллитерация — Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей
| Повтор согласных, создающий образ.
| Ассонанс — Люблю березу русскую То светлую, то грустную – передает легкую грусть, нежность.
| Повтор гласных, создающий образ.
| Градация — Пришёл, увидел, победил!
| Расположение слов, выражений по возрастающей (в
| |
|
|