Главная страница
Навигация по странице:

  • 10 слайд

  • Этикет в деловом общении. Новомученик Алексий Порфирьев. Лекции по русскому расколу и обличительному богословию. Кроме этого, в период семинарских каникул, будучи прекрасным полемистом, батюшка постоянно участвовал в публичных диспутах со старообрядцами на знаменитой Нижегородской ярмарке


    Скачать 21.08 Kb.
    НазваниеЛекции по русскому расколу и обличительному богословию. Кроме этого, в период семинарских каникул, будучи прекрасным полемистом, батюшка постоянно участвовал в публичных диспутах со старообрядцами на знаменитой Нижегородской ярмарке
    АнкорЭтикет в деловом общении
    Дата08.10.2022
    Размер21.08 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаНовомученик Алексий Порфирьев.docx
    ТипЛекции
    #720939

    «Новомученик Алексий Порфирьев: жизнь и деятельность»

    2 слайд:

    Священномученик Алексий родился 1 октября 1855 года в селе Можаров Майдан Курмышского уезда Симбирской губернии в семье причетника (псаломщика) Александра Порфирьева, служившего в местном храме.

    Получив первоначально домашнее образование, Алексий в дальнейшем был определен своим отцом в Санкт-Петербургскую Духовную семинарию, учась в которой, он находил время для посещения лекций по истории и философии в Санкт-Петербургском университете.

    В родительском доме в Можаровом Майдане некоторое время оставались его сестры Серафима и Елизавета, которых обучал сам Александр Николаевич. Школа, основанная псаломщиком Александром Порфирьевым, существовала в этом селе еще в начале XX столетия.

    Блестяще закончив столичную Духовную семинарию, а затем и Императорскую Петербургскую Духовную академию с ученой степенью кандидата богословских наук, указом Святейшего Синода от 21 июля 1882 года Алексий Порфирьев был назначен преподавателем «учения о русском расколе и сектантстве» в Нижегородскую семинарию.

    3 слайд:

    Благодаря браку с Ольгой Михайловной Костровой, внучкой священника нижегородской Николаевской Верхне-Посадской церкви А. И. Добролюбова и племянницей литератора и философа Н. А. Добролюбова, Порфирьев вошел в родственные и дружеские отношения со многими нижегородскими семействами.

    28 сентября 1886 года Преосвященным Модестом Алексий Порфирьев был рукоположен в сан священника и направлен служить в Николаевский храм, «с оставлением в должности преподавателя Духовной семинарии». В том же году он был удостоен своей первой пастырской награды — набедренника.

    Первоначально в Нижегородской семинарии священник Алексий Порфирьев читал интереснейшие лекции по русскому расколу и обличительному богословию. Кроме этого, в период семинарских каникул, будучи прекрасным полемистом, батюшка постоянно участвовал в публичных диспутах со старообрядцами на знаменитой Нижегородской ярмарке.

    4 слайд:

    В период с 1882 по 1886 год Порфирьев являлся преподавателем русского языка и словесности в епархиальном женском училище. Начиная с 1885 года, он вел уроки русского языка в Мариинском институте благородных девиц, а с 1890 года читал лекции по церковной истории в 3-м и 5-м семинарских классах.
    Значительную роль играл Алексий Александрович в миссионерском православном братстве Святого Креста, членом которого состоял с 29 сентября 1882 года, исполняя обязанности делопроизводителя. Председателем братства в 1880 году был ректор Нижегородской Духовной семинарии протоиерей А. И. Стеклов, непосредственный начальник отца Алексия, глубоко уважавший подвижнические деяния церковного педагога.

    Своими трудами на ниве духовного просвещения он способствовал присоединению из раскола к православию немалого числа нижегородцев. Так, к примеру, в сентябре 1892 года батюшка проводил беседы со старообрядцами в Васильском уезде и там, в долгом диспуте с раскольническим начетчиком Токаревым одержал верх, что произвело на местных жителей огромное впечатление и побудило некоторых выйти из раскола. Этому событию был посвящен специально опубликованный очерк на страницах «Нижегородских епархиальных ведомостей».

    6 слайд:

    Протоиерей Алексий трижды являлся участником всероссийских миссионерских съездов духовенства: в Москве — в 1887 и 1891 году и в Казани — в 1897 году.

    15 июля 1893 года указом Нижегородской Духовной консистории, по предложению Преосвященного Владимира (Никольского), иерей Алексий Порфирьев был перемещен на должность настоятеля в Михаило-Архангельский собор в Нижегородском кремле, с возведением в сан протоиерея. Спустя два года, в 1895-м, «за отлично-усердную службу» по духовному ведомству он был удостоен права ношения наперсного креста.

    Как весьма уважаемый и образованный пастырь отец Алексий входил в круг прогрессивной нижегородской интеллигенции. В его доме частыми гостями бывали сотрудники Нижегородской губернской ученой комиссии: А. Я. Садовский, Г. Р. Килевейн, А. И. Звездин и В. И. Снежневский. Он был знаком с русским писателем В. Г. Короленко, литературное дарование которого оценивал высоко.

    Сам Порфирьев тоже неплохо владел пером и иногда публиковал статьи в «Нижегородских епархиальных ведомостях», с редакцией которых плодотворно сотрудничал. В 1916 году он стал председателем издательской комиссии «Нижегородского церковно-общественного вестника». С 1908 года отец Алексий возглавлял епархиальную издательскую комиссию. Ему принадлежала идея издания ежедневной церковной газеты для народа, которая, однако, не осуществилась из-за трагических для России событий октября 1917 года.

    До последних дней своей жизни отец Алексий активно работал в Нижегородской губернской ученой архивной комиссии, занимался изучением и описанием архивов нижегородских церквей, был большим знатоком церковной истории.

    За долгие годы своего пастырского служения на благо нижегородской епархии и жителей города отец Алексий был награжден орденами святого равноапостольного князя Владимира IV степени и святой Анны II и III степеней, на основании чего, согласно российскому законодательству того времени, получил потомственное дворянство.

    Весной 1905 года по предложению Преосвященного Назария протоиерей Алексий был перемещен на должность настоятеля Нижегородского Спасо-Преображенского кафедрального собора.

    В 1912 году отец Алексий единогласно был избран в депутаты от нижегородского духовенства в состав 4-й Государственной думы. На протяжении ряда лет (в 1909, 1911, 1913 и 1914 годах) он выдвигался председателем съездов духовенства Нижегородской епархии.

    7 слайд:

    В 1913 году вся Россия торжественно отмечала 300-летие царствующего Дома Романовых. В мае в Нижний Новгород прибыл государь император Николай II. Отец Алексий присутствовал на торжественном обеде, данном в честь Его императорского величества. Более того, он был удостоен личной беседы и получил в дар от государя два отреза дорогой парчи для пошива церковного облачения. Государь побывал в кафедральном соборе на богослужении, которое совершал протоиерей Алексий. Царь был растроган и после церковной службы, подойдя к Порфирьеву, поцеловал его и преподнес ему большой букет роз. Впоследствии цветы из этого букета отец Алексий разделил между девушками своей семьи как символическую память.

    Весной 1914 года протоиерей Алексий Александрович Порфирьев подал прошение об освобождении его от преподавания в семинарии.

    8 слайд:

    В мае 1915 года, ко дню Святой Пасхи, государь император Николай II соизволил пожаловать протоиерею Алексию Порфирьеву золотой наперсный крест с украшением из собственного кабинета Его императорского величества. В знак признания заслуг священника и дворянина перед отечеством ему была назначена пожизненная пенсия от епархии в размере 1800 рублей в год.

    Между тем, несмотря на преклонный 60-летний возраст, отец Алексий за штат не вышел и продолжал свою не только церковную, но и обширную общественную деятельность. Он был членом совета Епархиального женского училища от духовенства, занимался богоугодными благотворительными акциями, активно работал в Нижегородском отделении Императорского православного палестинского общества, в Нижегородской губернской ученой архивной комиссии. Кроме того, отец Алексий состоял в Иоанно-Дамаскинском братстве, занимался сбором пожертвований на пособия воспитанникам Духовной семинарии.

    На многих дореволюционных фотографиях известного нижегородского фотографа М. П. Дмитриева отца Алексия можно видеть рядом с губернатором, архиереем, губернским предводителем дворянства, другими значимыми лицами. Ему доводилось встречаться с высшими сановниками государства: например, подносить памятный адрес от нижегородцев графу С. Ю. Витте, давать объяснения о городских нижегородских церквах егермейстеру царского двора министру внутренних дел Д. С. Сипягину и другим почетным гостям города.

    10 слайд:

    В России наступали новые времена. Сразу после большевистского переворота в октябре 1917 года нижегородские священники стали с горечью замечать, что местные революционные газеты «стремятся возбуждать темную верующую народную массу против православного пастырства». Так, в «Нижегородском церковно-общественном вестнике» от 14 января 1918 года с чувством боли не только говорилось «о злобном отношении к священникам уличной черни, а то и полуинтеллигенции из провинции», но и утверждалось, что «осмеиваемый и оплевываемый священник должен помнить утешение Христа: радуйтесь и веселитесь, терпящие за Меня».

    Когда новая власть объявила о необходимости отобрать у Церкви землю, то нижегородское духовенство в июле 1918 года экстренно собралось на епархиальный съезд. После пылких и справедливых речей многих священников было составлено воззвание к пастве о протесте против закрытия монастырей и церквей, отобрания церковного достояния.

    11 слайд:

    Спустя некоторое время новые нижегородские власти в ответ на сопротивление духовенства начали осуществлять мероприятия по отделению школы от Церкви. Отряд латышских стрелков и сотрудников ЧК был выделен специально для этих целей. В результате лучшее в Поволжье Епархиальное женское училище было закрыто с принудительным выселением воспитанниц и передано военному учреждению. Вслед за этим последовали аресты многих священнослужителей.

    Отец Алексий предпринимал неоднократные попытки вступиться за арестованных, которым власти грозили революционным трибуналом. Заслуги в этой деятельности прекрасно отражены в благодарственном адресе, преподнесенном священнослужителями Нижнего Новгорода отцу Алексию летом 1918 года. Они с умилением писали, что, когда «тяжелое время переживает наша родная Православная Церковь», сей пастырь, «невзирая на свой почтеннейший возраст (батюшке только что исполнилось 63 года), на массу дел, несомых на благо епархии, возвысил свой голос и наметил нам путь к объединению».

    2 августа 1918 года, на очередном собрании духовенства и мирян во главе с Преосвященным Лаврентием и отцом Алексием, где присутствовало более двухсот человек, было принято воззвание к сельским приходам Нижегородской епархии. В нем шла речь о том, что революционное советское правительство «осуществляя свой декрет об отделении Церкви от государства, отняло у духовенства казенное жалованье, причем захватом капиталов Святейшего Синода оно лишило даже пенсий заштатное и сиротствующее духовенство».

    12 слайд:

    Вскоре по городу поползли слухи о том, что против популярного и уважаемого среди нижегородцев пастыря замышляется недоброе. Однажды ранним утром отец Алексий вышел из дома и с изумлением увидел нескольких своих прихожан, которые пояснили, что решили охранять «своего батюшку».

    17 октября 1918 года по ордеру Губернской Чрезвычайной комиссии (Губчека) ее сотрудник Бредис произвел в доме священника скрупулезный обыск, во время которого изъял все бывшие у семьи наличные деньги. Протоиерея Алексия арестовали и до 30 октября томили в тюремной камере. Допрос начался, согласно протоколу, в три часа дня. Отца Алексия обвиняли в антисоветской политической деятельности, которую он якобы проводил в губернии совместно с епископом Лаврентием. Особенно интересовали чекистов отношения протоиерея с Патриархом Тихоном. Отец Алексий пояснил, что с главой Русской Православной Церкви он участвовал в совместных торжественных церковных службах, а встречался с ним в Москве исключительно по церковно-общественным делам.

    В сохранившемся официальном протоколе допроса, который отец Алексий написал собственноручно, отвечая на вопросы, он пояснил следователю следующее: «Меня арестовали утром 17 октября сего года на моей квартире по ордеру Губчека <…> Причина моего ареста мне неизвестна. Я состою священником 32 года, все время в Нижнем Новгороде; последние 12 лет настоятелем кафедрального собора. Во время богослужения никогда не говорил проповедей народу против советской власти. Епископа Лаврентия я знаю, о политической его деятельности мне абсолютно ничего не известно. Бывали с ним на собраниях духовенства и мирян, на которых обсуждались вопросы церковно-общественной жизни; но о политике на этих собраниях речей не было.

    6 ноября 1918 года чекисты предложили отцу Алексию свободу взамен на публичный отказ от священного сана и дачу ложных показаний против владыки Лаврентия. Получив категорический отказ, чекисты зверски избили батюшку, а на следующее утро объявили, что он будет вечером расстрелян. Спустя несколько часов в одном из помещений Губчека, на Малой Покровской улице, собрали епископа Лаврентия, протоиерея Порфирьева и губернского предводителя дворянства А. Б. Нейдгардта. Владыка причастился Святых Даров, причастил он и обоих узников.

    13 слайд:

    Иеромонах Алексий Воскресенский в своих дневниковых записках «Год в Оранском монастыре: 1918 — июнь 1919» указал, что мучеников расстреливали в саду за зданием ВЧК, и после первых выстрелов отец Алексий не упал, а двинулся по аллее сада и был убит лишь вторым залпом карателей. В газете «Нижегородская коммуна» от 6 ноября 1918 года в разделе Нижгубчека было опубликовано следующее: «Постановлением НГЧК приговорены к расстрелу архиерей Лаврентий и протоиерей Порфирьев, которые вели открытую пропаганду против проведения в жизнь декрета об отделении Церкви от государства и против социализации земли».

    После казни духовных пастырей в Нижнем Новгороде продолжилась разнузданная и безжалостная кампания по уничтожению духовенства. Нижегородские чекисты поспешили выпустить лицемерную листовку «К расстрелу епископа Лаврентия и протоиерея Порфирьева», в которой обвинили обоих церковных пастырей в призывах к народу восстать против советской власти и объявили, что и «впредь будут расстреливать духовенство, пока окончательно не сломят его».


    написать администратору сайта