2014 Сравнит правовед Курс лекций. Лекции по всем темам, перечень вопросов и заданий для самоконтроля глоссарий, список необходимой литературы
Скачать 2.22 Mb.
|
Делегированное законодательство – его суть состоит в том, что законодательные (представительные) органы государства делегируют исполнительным органам (например, правительству) право принимать акты в форме законов. Это делается в целях оперативного решения некоторых важных проблем, например защиты прав и свобод человека и гражданина, поскольку, как известно, прохождение законов в представительных органах довольно длительный процесс и нет никакой гарантии, что данный закон будет принят. Однако, делегируя исполнительному органу законодательные полномочия, законодатель предусмотрел определенные гарантии, с тем чтобы не было злоупотребления этими полномочиями. Такими гарантиями являются: во-первых, точный перечень вопросов, которые могут стать предметом законодательного регулирования со стороны исполнительных органов; во-вторых, указывается срок, на который делегируются законодательные полномочия (чаще всего на полгода или год); в-третьих, законы, принятые на основе делегирования, находятся под контролем законодательных органов, и они вправе отменить данные акты, если будет обнаружено злоупотребление делегированными полномочиями. Диалектика – это наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека, его мышления. Она требует изучения действительности во взаимосвязи явлений и постоянном их изменении, развитии. Диахронное сравнение - носит исторический (диахронный) характер. Предметом сравнения являются существовавшие в прошлом правовые системы и их компоненты, Дхармасутры – индийские первые книги по вопросам права, детально разъясняющие, как члены различных каст должны вести себя по отношению к богам, царю, жрецам, своим предкам, родственникам, соседям и животным Европейский Суд по правам человека (Страсбургский суд) - призван обеспечивать исполнение Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. государствами – участниками Совета Европы. Эта задача осуществляется путем рассмотрения и разрешения конкретных дел на основе индивидуальных жалоб физических лиц, групп лиц или неправительственных организаций. Европейский Суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника. Поэтому он не может отменить решение судебных органов конкретного государства. Европейский Суд, рассматривая конкретные жалобы, устанавливает, были ли допущены нарушения Конвенции 1950 г. В то же время Европейский Суд вправе присудить «справедливое удовлетворение претензий» в форме финансовой компенсации материального ущерба или материального вреда, а также возмещения выигравшей стороне всех издержек и расходов. Невыполнение решения Европейского Суда может повлечь приостановление членства в Совете Европы или даже исключение из его состава. Надзор за исполнением решений Европейского Суда, в том числе за своевременной выплатой денежной компенсации, ведет Комитет министров Совета Европы. Европейское право - сложный правовой феномен, являющийся результатом совместного правотворчества и международного сотрудничества европейских государств. Европейское правовое пространство - содержит все положительное, что достигнуто во взаимоотношениях государств Европы в области прав человека и различных правовых форм их сотрудничества. Вместе с тем оно предполагает дальнейшее их развитие не только с помощью международного права, но и путем соответствующей эволюции европейских национальных правовых систем. Индусская правовая семья основана на своеобразном религиозном комплексе – индуизме и составляет одну из религиозно-традиционных семей права. К этой семье относятся правовые системы государств: Бангладеш, Непала, Гайаны, Бирмы, Сингапура, Малайзии, некоторых стран восточного побережья Африки, например Танзании, Уганды, Кении. Индусская система права сформировалась более двух тысяч лет назад и, пройдя сложный путь развития, сохранила свое регулирующее значение до наших дней. Для этой правовой семьи характерны: 1. Связь с кастовой системой, основной догмой которой является положение о том, что все люди с рождения разделены на определенные социальные иерархические группы – касты, каждая из которых имеет свои права, обязанности, свое миропонимание и мораль. Касты живут по своим обычаям, и собрание касты голосованием разрешает споры внутри своей группировки, применяя меры принуждения. Наиболее суровое из них – отлучение от касты. 2. Источником права и религии считаются веды – сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов, содержащих, по существу, правила поведения. 3. Индусское право основывалось на обычаях в регулировании вопросов права наследования, правового режима имущества отдельных членов неразделенной семьи и раздела семейного имущества. Поэтому в период британской колонизации, даже после введения системы общего права, семейное и наследственное право регулировалось главным образом обычаями. 4. Нормативные установления и решения судебной практики не составляли источника индусского права, которое опиралось на труды и комментарии ученых, представлявших собой описание обычного права. 5. После обретения Индией и другими британскими колониями независимости происходил процесс кодификации индусского права, был принят ряд законов, унифицировавших брачное право индусов и приспособивших его к современному мировоззрению, были приняты законы об опекунстве несовершеннолетних, о наследовании, об усыновлении и др., которыми современные судьи руководствуются при рассмотрении конкретных дел. Что касается кастовых дел, то суд не вправе пересматривать кастовые правила, он лишь следит за их соблюдением и правильным применением. Но суд может аннулировать решение собрания касты, если оно содержит «вызов национальному правосудию». Закон - представляет собой нормативный правовой акт, принятый представительным законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Источник права - представляет собой систему факторов, предопределяющих содержание права и формы его выражения. Индусское право - составляет систему религиозно-традиционной семьи и является древнейшим в мире. Это не право Индии, а право общины, которая в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки, преимущественно в Танзании, Уганде, Кении, исповедующей индуизм. Конфедерация - представляет собой государственно-правовое объединение суверенных государств. Конфедерации присущи следующие особенности: 1) сохранение за объединившимися государствами суверенитета практически в полном объеме. Они продолжают иметь собственные государственные органы, гражданство, конституцию, законодательство, самостоятельно осуществляют государственную власть на своей территории; 2) она создается на договорной основе, поэтому носит добровольный характер; 3) для достижения целей, послуживших основанием для объединения, формируются необходимые органы управления, которые могут принимать управленческие решения и нормативные акты по ограниченному кругу вопросов; 4) отсутствие единого гражданства и единой территории; 5) суверенитет принадлежит каждому из объединившихся государств; 6) рекомендательный характер актов органов конфедерации, для вступления их в силу требуется одобрение высшими органами субъектов объединения; 7) нет общей конфедеративной собственности, налогов; финансовые средства образуются по соглашению субъектов; 8) осуществление обороны конфедерации союзной армией, которая состоит из воинских формирований субъектов конфедерации; 9) право сецессии, т. е. свободного выхода из конфедерации в одностороннем порядке без согласия других членов. Конфедерация – временный союз государств, обычно неустойчивое образование, поэтому со временем перерастает в федерацию или приводит к распаду конфедерации. Коран – собрание изречений Пророка Мухаммеда, составленного через несколько лет после его смерти. Коран состоит главным образом из положений, касающихся нравственности и носящих слишком общий характер, чтобы быть точными и целенаправленными. Например, Коран поучает мусульманина выказывать сострадание слабым и неимущим, честно заниматься предпринимательством, не предлагать взятку судьям, уклоняться от ростовщичества и азартных игр. Однако в нем не указывается, каковы правовые санкции за нарушение этих заветов, правила поведения касаются большей частью молитвенных ритуалов, поста и паломничества. Латиноамериканская правовая семья характеризуется дуализмом, поскольку она восприняла, с одной стороны, романо-германскую правовую модель, а с другой – правовую систему США, как наиболее близко расположенной к Латинской Америке страны. Тяготение же к романо-германской правовой семье объясняется тем, что многие латиноамериканские государства были долгое время колониями Испании и Португалии, которые и перенесли в эти страны право метрополии. Другая особенность латиноамериканских государств – заимствование у США президентской формы правления, конституции и некоторых конституционных институтов. В целом сфера публичного права у государств Латинской Америки сформировалась под воздействием США. К числу особенностей латиноамериканской правовой системы следует отнести значительную роль делегированного законодательства, т. е. издание правительственных актов в форме законов, что объясняется длительными периодами правления военных и нефункционированием парламентов. Леги́зм (фр. Légisme) —философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих царств), известная также как «Школа законников». Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра.Легисты прославились тем, что когда они приходили к власти, то устанавливали крайне жестокие законы и наказания. Мазхабы - различные мусульманские правовые школы (суннитские и шиитские). Макросравнение - внешнее сравнение, которое проводится на уровне правовых систем в целом. Микросравнение - внутреннее сравнение, которое преимущественно проводится на уровне правовых норм и институтов. Материализм представляет собой философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, т. е. вне и независимо от сознания человека; материя первична, никем не сотворена и существует вечно. Сознание, мышление – свойство материи. Утверждается познаваемость мира, его закономерностей. Мусульманское право - как система норм, выражающих в религиозной форме в основном волю религиозной знати и в той или иной степени санкционируемых и поддерживаемых теократическим исламским государством, в своей основе сложилось в эпоху раннего средневековья в VII–X вв. в Арабском халифате и основано на религии – исламе. Оно отличается сложностью, большим своеобразием, необычностью источников, структуры, терминов и т. д. и включает в себя не только юридические нормы, но и религиозные, нравственные регуляторы, обычаи. Особенности мусульманского права состоят в следующем. 1. Норма права воспринимается как правило, адресованное всем мусульманам Аллахом, который открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. В силу божественного происхождения этого правила оно не подлежит изменению, но нуждается в разъяснении и толковании для практического использования. По содержанию нормы мусульманского права не носят предписывающего или запрещающего характера, а представляют собой обязанность, долг совершать те или иные поступки. Так, мусульманское право определяет молитвы, которые мусульманин должен знать; посты, которые должен соблюдать; милостыни, которые необходимо подавать; паломничества, которые надо совершать. При этом нельзя принуждать к соблюдению установленных правил. 2. Выделяются четыре главных источника мусульманского права: Коран – священная книга мусульман, где собраны речи и проповеди пророка Мухаммеда; она посвящена вопросам религии, нравственности и лишь в очень незначительной части затрагивает вопросы правовых взаимоотношений мусульман. Второй источник – Сунна – сборник преданий о жизни пророка, его образе мыслей и действий. В Сунне также доминируют нравственно-религиозные положения. Она содержит, по существу, интерпретации и пояснения правил Корана. Третий источник – Иджма – согласие мусульманского сообщества об обязанностях мусульманина. Четвертый источник – Кияс (Кийяс) – суждение по аналогии, т. е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, Сунной и Иджмой. К второстепенным источникам относится закон, который не может противоречить исламу и религиозно-правовой доктрине. Судья при рассмотрении дела ссылается не на Коран или Сунну, а лишь на автора, авторитет которого общепринят. 3. В структуре мусульманского права отсутствует публичное и частное право, однако в современный период выделяются в качестве основных отраслей уголовное, судебное и семейное право. Мусульманское уголовное право различает твердо установленные наказания (за воровство, убийство, прелюбодеяние, употребление спиртных напитков и др.) и дискреционные, назначаемые по усмотрению судьи, который может наказать за любое другое нарушение закона. Научное сравнение - представляет собой своеобразное, комплексное явление, единство трех моментов: логического приема познания; процесса, т.е. особой формы познавательной деятельности; особого познавательного результата, знания определенного содержания и уровня. Нормативное сравнение – сравнение, отправным пунктом которого являются сходные правовые нормы, институты, законодательные акты. Общее право (CommonLaw) - в США понятие «общее право» может быть использовано по крайней мере в трех вариантах: Во-первых, данным понятием определяется право, создаваемое судами в противоположность законодательным органам.В связи с этим употребляется еще ряд терминов: «судебная практика» (Case Law) применяется именно в этом смысле; «право нормоустановительных решений» (Decisional Law) охватывает правовые нормы, создаваемые, наряду с судами, другими органами, например административными трибуналами; «статутное право» (Statute Law) применяется в отношении нормативных актов законодательных органов; «законодательство» (legislation) часто используется в широком смысле, охватывая такие источники права, как конституции, договоры, административные правила, и довольно часто выступает фактически синонимом статутного права. Во-вторых, значение понятия «общее право» относится к совокупности правовых норм, применяемых судами общего права в противоположность судам справедливости. В-третьих, значение этого понятия может касаться Соединенных Штатов как страны общего права в противоположность странам романо-германского права (Civil Law), которое исторически происходит от римских правовых традиций. Общепризнанные нормы международного права - созданное соглашением формально определенное правило общепризнанное всеми субъектами международного права. Правовая семья – более или менее широкая совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью исторического формирования, структуры, источников, ведущих отраслей и правовых институтов, правоприменения, понятийно-категориального аппарата юридической науки. Правовая карта мира – это панорама правовых систем с определением места каждой отдельно взятой национальной правовой системы на правовой карте мира, принадлежностью ее к той или иной правовой семье. Правовая система - конкретно-историческая совокупность законодательства, юридической практики и господствующей правовой идеологии в данном государстве. Правовой обычай – это обычай, признаваемый или допускаемый государством. Предмет сравнительного правоведения: 1) методологические проблемы сравнения в праве («теория сравнительно-правового метода»); 2) сопоставительное изучение основных правовых систем современности (при этом весьма велико значение вопроса о классификации этих систем); 3) традиционное «сравнительное законодательство», т.е. сравнение нормативных источников по конкретным правовым проблемам, преимущественно на уровне и в рамках отраслей права; 4) так называемое функциональное сравнение и некоторые другие социологически ориентированные виды сравнительно-правовых исследований; 5) историко-сравнительное изучение права. Принцип «убедительного прецедента» - когда судебное решение, утвержденное в одной судебной иерархии обязательным прецедентом, т.е. источником права, может показаться столь убедительным для суда другой судебной иерархии (в том числе другой страны), что суд может принять свое решение на его основе и иностранный прецедент, таким образом, станет источником права страны суда. Публичное право - состоит из отраслей, которые связаны с полномочиями и функционированием государства – конституционного, административного, финансового, уголовного, уголовно-процессуального, международного публичного права. Для публичного права характерны следующие черты: 1) императивность норм; 2) ориентация на удовлетворение публичных, общественных интересов; 3) иерархические отношения субъектов публичных отношений; 4) одностороннее волеизъявление субъектов; 5) широкая сфера усмотрения государственных органов и должностных лиц; 6) санкции преимущественно штрафного (карательного) характера; 7) большая степень централизованного урегулирования. Рецепция (от лат. receptio – принятие) представляет собой одностороннее заимствование одним государством у другого крупных законодательных массивов, например, кодексов. Классический пример – рецепция римского права и Кодекса Наполеона. Романо-германская правовая семья сложилась на основе рецепции (восприятия, заимствования) римского права в XII–XVI вв. и получила распространение в континентальной Европе. Особенности этой семьи состоят в следующем: 1) основным источником права служит нормативный правовой акт (закон); 2) существует единая иерархическая система источников права; 3) признается деление на публичное и частное право, а также на отрасли права; 4) законодательство носит кодифицированный характер; 5) существует общий понятийный фонд, т. е. сходство основных понятий и категорий, в частности, норма права понимается как правило поведения, исходящее от государства; 6) относительно единая система правовых принципов; 7) в законодательстве ведущая роль принадлежит конституции, обладающей высшим юридическим авторитетом. Существует и система кодексов, например гражданский, уголовный, процессуальный. Среди источников права большое место отводится подзаконным актам, обычаям и судебной практике. |