Главная страница
Навигация по странице:

  • По слоям веды делятся на

  • 1. Мифологическая – Браджапати

  • Принцип одушевленности – гиллозоизм.

  • 4 вида сна характеризуют 4 уровня познания.

  • Анамнезис – теория воспоминания. Познание как воспоминание.

  • Пять нравственностей джионизма

  • Гедонизм – стремление к удовольствию, отрицание смерти.

  • Способы достижения состояния бесстрастности.

  • ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

  • Основные принципы даосизма.

  • Чтобы познать Дао нужно

  • Основные принципы конфуцианства

  • Концепция ЛИ. ЛИ – порядок, ритуал. Делится на И – долг, справедливость, СЯО – патриархальность, жень – порядочность, человечность, гуманизм, СИНЬ – доверие, истина.

  • Золотое правило нравственности

  • Критерием справедливости в конфуцианстве является совесть.

  • Философия в древней Греции формируется в период рабовладельческой цивилизации

  • . Один для меня дороже 1000 если он лучший.

  • Конспект лекций (полный) + семинары. Лекции Рябова А. А. Философия. 1 курс спбгуэф. 0405 уч г


    Скачать 334 Kb.
    НазваниеЛекции Рябова А. А. Философия. 1 курс спбгуэф. 0405 уч г
    АнкорКонспект лекций (полный) + семинары.doc
    Дата21.02.2017
    Размер334 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКонспект лекций (полный) + семинары.doc
    ТипЛекции
    #2954
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5
    Веды появились в третьем тысячелетии до нашей эры первоначально как комплекс мифов, обычаев, религиозных художеств, представлений, философских обобщений древних Алиев, записанных на языке санскрита.(Один из древних религиозных политиков).

    Веды состоят из четырех частей и слоев: (первые три – божественные, последняя - человеческая)

    1. Ригведа – около тысячи гимнов, разбитых на десять разделов в честь богов и святынь древней индии.

    2. Самоведа – веда мелодий и песнопений, дополняет ригведу.

    3. Яджульведа – веда жертвенных формул и заклинаний.

    4. Атхарваведа – веда заговоров (около 700) на все случаи жизни.


    По слоям веды делятся на:

    Самхиты – собственно сами гимны, тексты.

    Брахманы – пояснения из описания самхитов.

    Араньяки – лесные книги, жизнеописания святых.

    Упанишады – сидеть у ног учителья, слушать поучения.

    В др.Греческой философии учитель и ученик равноправны, В др. Индийской – монолог учителя. Что касается основных категорий древнеиндийской философии, то они начинаются с закона Риты, начинающейся в Ригведе.(Первый вариант детерминистского упорядочивания, понимания мира) В дальнейшем принцип Рита переходит в Дхарму – космический индивидуальный закон и потом он переходит в Карму – индивидуальное начало, судьба. кроме того, в араньяках отмечается появление нового способа постижения истины, а именно – путь от действия к знанию – в 4х йогах. Карма-йога – путь действие. Джняна-йога – путь знание. Раджас-йога – путь веры и Бхакти-йога – путь любви.

    Карма – сумма поступков, действий нашей души.

    В упанишадах формируются первые пять основных философских категорий брахманизма и последующих альтернативных школ. Как и в любой философии все начинается с поисков всеобщей основы бытия. В качестве этой субстанции (первоначала) в упанишадах можно выделить несколько концепций:

    1. Мифологическая – Браджапати – он порождает три божественные веды, а на их основе – три начала бытия. Агни – огонь, Вайю – ветер, Адити – бесконечность. Сам же Браджпати происходит из воды.

    2. Концепция праны - дыхание как основа всего существующего. Есть разнообразные способы дыхания. Дыхание – основа жизни, бытия, это способ постижения истины. На основе праны возникает концепция Атманы.

    3.Концепция Атманы – Атман – это сначала мировая душа, она трансформируется в концепцию брахмана. Выражает индивидуальное начало человека. Высшей целью атмана признаётся достижение полного тождества – растворения в брахмане.

    Первые две категории упанишад – Брахманы – индивидуальная субстанция бытия. Именно Брахманы впоследствие составляют весь смысл и содержание древнеиндийской философии.

    4.Нирвана – угасание волнений и страстей человека, уход из материальной и людской жизни, этому состоянию или его достижению препятствует закон кармы и принцип сансары. Согласно этому принципу, атман после смерти тела вынужден под действием закона кармы вновь воплощаться в новое тело и так до бесконечности, до выхода из колеса сансары. При этом карма понимается как сумма поступков и действий, совершенных атманом не только в нынешней жизни, но и во всех предыдущих. Над каждым человеком висит груз кармы – темный и светлый.

    Основным пороком в др.Инд. культуре признается принцип химса – причинение вреда всему существующему, прежде всего – живым существам. А главная добродетель – напротив – Ахимса - непричинение вреда.

    Принцип одушевленности – гиллозоизм.

    Концепция атмана в упанишадах тесно связана с идеей сна. Сон как основной тип или способ бытия атмана. Одновременно с этим, 4 вида сна характеризуют 4 уровня познания.

    1. Сон как бодрствование – означает что ва атман жестко привязан к материальной телесности и не имеет возможности покинуть материальную оболочку. Ориентировка на материальные, экономические цели. Это все уводит атман от истинного пути.

    2. Сон со сновидениями – атман получает возможность временно покидать тело и устремляться к брахману, но силы телесного еще достаточно крепки, атман вынужден возвращаться в тело.Это соответствует чувственному уровню познания.

    3. Сон без сновидений – длительное состояние освобождения атмана. Атман устремлен к брахману.Это состояние соответствует философскому метафизическому познанию. В этом состоянии человек испытывает радость и восторг, это состояние временно, атман все равно вернётся в тело.

    4. Турия – высший уровень познания, состояние нирваны.

    Альтернативными подходами в рамках брахманистской философии выступают школы буддизма и джионизма. В древнегреческой философии Платона можно увидеть очень близкие идеи творческой деятельности человека в концепции эроса и анамнезиса. Анамнезис – теория воспоминания. Познание как воспоминание. Душа покидает тело. забывая все.

    ДЖИОНИЗМ

    Основатель – Махавира. В отличие от упанишад и от буддизма, формирует достаточно сложную онтологию. Центральными понятиями Джионизма являются понятия Дживы и Адживы.

    Джива – идеальное духовное индивидуальное начало, аналог атмана в упанишадах, существует достаточно независимо от материального мира. Материальный мир – аджива.

    Аджив всего пять:

    1. Пространство

    2. Время

    3. Движение

    4. Покой

    5. Материя как субстрат – носитель.

    Цельбытия – тождество дживы и адживы. Они слияются с помощью кармы, но карма в джионизме – тонкая материя, которую тоже необходимо преодолеть.Задача – выйти из колеса сансары.

    Способ преодоления кармы и выход из колеса сансары – этика джионизма.(Способ достижения нирваны)

    Пять нравственностей джионизма:

    1.Ахимса – активное непричинение вреда всему существующему.

    2.Милосердие и правдивость души.

    3.Честное поведение, единство слова, дела и мысли.

    4. Воздержанность в словах, мыслях и делах – самоконтроль.

    5. Самоотречение от всех материальных привязанностей.

    Таким образом, высший грех в джионизме – порождение страданий (химса). Причины – жадность и честность, скупость и ненависть, лицемерие и клевета, сквернословие и зависть. А положительные качества человека – терпение, смирение и простодушие, довольствование малым, безразличие к удовольствиям как истинная свобода, независимость от внешних вещей.

    БУДДИЗМ

    Основные принципы буддизма.

    Шатрийская альтернатива брахманизму. Годы жизни будды: 563-483 г д н э. Новое имя – сидхарта. Сидхарта выполнил предназначение. Он происходил из высокого царского рода, жил в полном достатке, не знал о реальности жизни. Как-то раз, выходя ночью из дворца он види похоронную процессию, потом нищего, просящего милостыню, прокаженного, затем медитирующего аскета и, наконец, монаха. Все это приводит к его первой истине – первой истине буддизма – Жизнь есть страдание. После этой подходки он ведет аскетический образ жизни семь лет. Отбросив книжные премудрости, он перестал умертвлять тело. к своей первой истине будда приходит опытным путем – эмпирическим путем, методом индукции. Обобщения: жизнь есть зло. Каждая истина будды имеет свое название – истина страдание, освобождение, причины, пути.

    1.Страдание.

    Вся жизнь есть страдание. Рождение – страдание, болезнь, присутствие ненавидимых, отсутствие любимых – страдание. Зло – страдание, страдание – зло. Необходимо вскрыть источник страданий. Принцип Танхи – жажда жизни, привязанность к ней. Источник страданий – жадность корыстность, стремление к бесконечным наслаждениям. Именно это заставляет атман перевоплощаться, переходить.

    Гедонизм – стремление к удовольствию, отрицание смерти.
    2.Причины.

    Причинами страдания являются также невежество и неправильные ориентации, мотивы. Принцип кармы в буддизме очень тонок. Человек сам осуществляет мотивацию на те или иные поступки.

    3.Освобождение.

    Истина освобождения есть способ и выход избавиться от страданий. Он связан с полным подавлением жизненных страстей, волнений, привязанностей. Речь идет о нирване – беспристрастности.

    Полностью просветленный ученик радуется только одному – полному уничтожению радости.

    5.Истина души.

    Способы достижения состояния бесстрастности.

    а.Правильная вера или воззрение.

    б.Правильное стремление

    в. Правильная речь

    г.правильная жизнь – честное добывание средств существования.

    Правильная жизнь заключается в принципе Ахимсы – активном непричинении вреда всему существующему, неведении праздных, лживых речей, непользовании алкоголем, невзятии чужого, нормальной половой жизни.

    д.Праведное усилие, бескорыстие.

    е.Искусство памяти, правильно созерцание прошлого.

    ж.Правильное самоуглубление, медитация, сосредоточени.
    ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

    Формируется в 7-6 веке до нашей эры. Зарождается в знаменитых мифологических книгах древнего Китая. Шу-цзынь и И-цзынь. Первая – книга истории, вторая – книга перемен. В книге истории сущ. глава, назыв. великий основной закон, в которой расписываются ключевые слова древнекитайской философии. 5 НАЧАЛ У-СИН. – начала бытия, природы, человека и государства.

    1.Вода – основное свойство быть мокрой и течь

    2. Огонь – основное свойство гореть и подниматься вверх

    3.Дерево - основное свойство сгибаться и выпрямляться

    4.Металл - основное свойство подчиняться воздействию и меняться

    5.Земля - основное свойство принимать посев и давать урожаи.

    Вода порождает соленое. Огонь – горькое Дерево – кислое, Металл – острое, земля – сладкое.

    Во втором разделе книги говорится о пяти качествах человека.

    1. Внешний облик.

    2. Речь

    3. Зрение

    4. Слух

    5. Мысли

    Внешний облик порождает достоинства человека, Речь приводит к истине, Зрение характеризуется остротой. Слух – тонкостью. Мысль – проницательность человека. Достоинство создает строгость поведения. Следование истине порождает аккуратность или порядок. острота зрения порождает прозорливость, умение видеть невидимое. Тонкость слуха – осмотрительность, Проницательность – мудрость.

    В период 5-3 веков философия древнего Китая достигает рассвета. Основные школы Китайской философии:

    1. Даоская

    2. Конфуцианская

    3. Легизм – антипод конфуцианства

    4. Школа имён – софисты, логики.

    5. Инь-янь – аналог атомизма.

    6.Моизм – промежуточная стадия между даосизмом и конфуцианством.

    Основные принципы даосизма.

    Основатель Лао-цзы. 570г д н э. Лао-цзы – псевдоним, цзы – учитель, относится ко всем древнейшим философам, Лао-цзы – старик-ребенок. Достигнув вершин познания и возраста, человек должен оставаться таким же наивным, способным удивляться и бескорыстным как ребенок. Лао-цзы – средний класс.

    Фундаментом выступает Дао и Дэ-цзын – трактат о Дао и Де. Категории Дао и Дэ – исходые категории древнекитайской философии. В каждой из 6 школ они наполняются своим содержанием. В конфуцианстве – нравственно-политический смысл. В даосизме – философский смысл. Даосизм – философская диалектика – тождество противоположностей. Дао и Дэ – в основе их Цы. Цы делится на Инь и Янь. Взаимодействие двух начал порождает все многообразие мира. Дэ – проявленность Дао в вещах.. Само Дао – начало и конечная цель всех вещей. Дао – исходная, фундаментальная субстанция бытия, естественное неизменное начало бытия. Оно – ускользающее, удаляющееся и возвращающееся. Дао характеризует великий путь всего, что существует. Этот путь осуществляется по замкнутому кругу. Раскрываются основные позиции Гносеологии и этики Даосизма. Чтобы познать Дао нужно:

    Сделать сердце беспристрастным, твердо сохранять покой. И тогда все вещи остаются сами собой, они возвращаются к своему началу. Возвращение к началу – покой. Покой – возвращение к сущности, возвращение к сущности – постоянство. Знание постоянства – достижение ясности. Незнание постоянства приводит к беспорядку, хаосу, злу. Знающий постоянство становится совершенным, справедливым. Таким образом высшая добродетель по Даосизму – справедливость.

    В 11 параграфе книги – вопрос о соотношении бытия и небытия – тождество категорий бытия и небытия – Дао, но при этом небытиё в даосизме первично и воспринимается как пустота.Например потребление Дома зависит от объема, пустоты, отсюда полезность чего бы то ни было зависит от пустоты.

    В 22-36 параграфах рассказ о диалектических противоположностях, если есть ущербное, то есть и совершенное, ЕСЛИ ЕСТЬ КРИВОЕ, ТО ЕСТЬ И ПРЯМОЕ. СТАРОЕ-НОВОЕ. Прежде чем что то отнять, нужно егосначала дать. Мягкое побеждает твердое, слабое побеждает сильное.

    Если в поднебесной растет число запретов и табу, народ все больше беднеет. Больше оружия-больше слуг-больше законов-больше разбойников.

    Параграф 37. Принцип У-Вэй.

    Дао постоянно осуществляет недеяние (У-вэй), но нет ничего такого, что бы оно не делало. У человека У-Вэй – действие, не нарушающее естественного потока вещей(ДАО)

    В дао-сизме отрицается принцип судьбы, дао трактуется как самодостаточное начало. Над ним нет судьбы. Что касается этики Дао – проблемы добра и зла, до Даоская философия выступает ка источник философии ненасилия: на добро отвечать добром, на зло – тоже добром.

    Основные принципы конфуцианства

      1. г д н э

    Лунь-юнь – беседы, изречения. Авторитарный принцип строения трактата.Учитель спросил, ученик ответил. Конфуцианство – нравственная школа. Она пытается объяснить как человеку жить. Конфуцианство основано на принципе патриархальности. Кровно-родственные отношения – основа социального устройства. Концепция ЛИ. ЛИ – порядок, ритуал. Делится на И – долг, справедливость, СЯО – патриархальность, жень – порядочность, человечность, гуманизм, СИНЬ – доверие, истина. Бблагородный муж (правитель) – идеал конфуцианского человека. У него 9 правил.

    1. Видеть ясно

    2. Слышать четко

    3. Быть приветливым

    4. Почтительность в делах и поступках

    5. Искренность речи

    6. Осторожность в действиях

    7. Не стесняемость в обращении за помощью к другим

    8. Контроль эмоций и память о последствиях гнева

    9. Память о справедливости когда есть возможность извлечения выгоды.

    Принцип справедливости. Благородный муж стыдится когда его дела расходятся со словами. Во всех неудачах он винит самого себя и не ссылается на обстоятельства. Золотое правило нравственности: Не делай другим того, чего себе не желаешь. Антиподом выступает низкий, мелкий, маленький, подлый человек. Его главная доминанта – извлечение корысти и выгоды. Во всех неудачах он винит обстоятельства и окружающих.

    Исходные классические философские категории Дао и Дэ в конфуцианстве наполняются нравственным смыслом. Дао – совокупность нравственных принципов. Дэ – добродетель, которая есть проявление этой нравственности в поступках. Если в поднебесной (Китай) присутствует Дао, то гордость и нищета постыдны. Если в государстве нет нравственности, то постыдно богатство и знатность.Конфуцианское учение фаталистично, все зависит от судьбы. Дао осуществляется, присутствует – судьба. Дао разрушается – тоже судьба. Не зная судьбы не станешь благородным мужем, не зная ритуала не утвердишься, не зная речей не узнаешь людей.

    Тема судьбы возникает из мифологии. В философии тема предопределенности реализуется в принципе детерминизма. Соотношение свободы и необходимости – ключевая тема и социальной и антологической философии.

    Соотношение добра и зла. В Даосизме на зло отвечают добром. В конфуцианстве на добро – добром, на зло – справедливостью. Критерием справедливости в конфуцианстве является совесть. Совесть как мерило добра и зла.
    ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

    Философия древней Греции. Возникла в 6-7 веке до н э.

    Источники возникновения – социально исторические, экономические, культурные, теологические.

    Теоретические: развитая мифология, Гомер и Гисиод. У Гисиода 2 произведения – Теогония, Дни и ночи. Одиссей, Иллиадр. Кроме того, греческая философия развивается с греческой трагедией. Эсхил, Софокл, Еврипид. Аристофан – родоначальник комедии, подверг резкой критике Сократа. Еврипид – друг и соратник Сократа. Фридрих Ницше подчеркивал развитие греческой философии и связь ее с трагедией. Греческая философия с самого начала ориентируется не на религию, а на естествознание: математика и логика. Пифагор, Евклид, Архимед, Гиппократ – основатели. Связь с астрономий, математикой, медициной, физикой. Большинство греческих мыслителей совершали путешествия на восток, заимствовали идеи тех мыслителей. С точки зрения экономических условий происходит второе экономическое разделение труда, отделение умственного труда от физического. Философия в древней Греции формируется в период рабовладельческой цивилизации. В период трансформации аристократии в демократию. Один для меня дороже 1000 если он лучший.

    Географические условия.

    В этот период Греция представляет собой мощную колониальную морскую державу. Зарождается Греческая философия в колониях. На побережье малой азии в полюсах – Ионийская философия. А Италийская – на “сапоге”.
    Милет(Фалес, анаксимандр, анаксимен)==»Эфес(Гераклит)==»
    Клазомены(Анаксагор)==»Абдеры(Демокрит, Левкип)==»Стагиры(Аристотель)==»Остров
    Самос(Родина Пифагора)==» Кратон(Пифагорейская школа)==»Ксенофон, Парменид, зинон,
    Мелисс==»Агригент(Эмпедокл)==» Леонтины(протагор, Горгий)


    1. Ничего нет.

    2. 1   2   3   4   5


    написать администратору сайта