Конспект лекций (полный) + семинары. Лекции Рябова А. А. Философия. 1 курс спбгуэф. 0405 уч г
Скачать 334 Kb.
|
Лекции Рябова А.А. Философия. 1 курс СПбГУЭФ. 04/05 уч.г. История философии. Понятие философии. Философия и мировоззрение. Предмет философии, ее основные вопросы и проблемы.Области философского знания. Роль в обществе: 1.Соотношение философии и мировоззрения. Мировоззрение – система взглядов, представлений и идей человека о мире в целом и о его месте (роли) в этом мире. Человек, таким образом – это единственное живое существо которое обладает мировоззрением. Для того чтобы обладать мировоззрением надо противопоставлять себе мир и себя миру. Существует обыденное и системно-теоретическое мировоззрение. Мы не удовлетворены самим миром, хотим его понять, объяснить, изменить. Первый трагический раскол между человеком и миром. Чем человек отличается от животного? Человек – это единственное животное которое выживает, приспосабливая среду к своим потребностям, тогда как остальные приспосабливают себя. Язык человека – это материализация мысли, способ выражения мысли. Историческое развитие, становление мировоззрения начинается с мифологии, которая в свою очередь порождает религию и философию. Мифология=Религия и Философия=Мировоззрение Мифология как мировоззрение на ранней стадии человечества, из которого в дальнейшем развитии возникает религия, религиозное знание, философия. МИФ=ЛОГОС ЛОГОС БЫВАЕТ: ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ЛОГОС, БОЖЕСТВЕННЫЙ ЛОГОС и Слово-Мысль + Слово – понятие. Миф – слово, образующее представление. О Боге и о мире мы можем знать из священной книги, священных писаний. – Божественный логос.Вообще религия в переводе – связь человека с богом. Мифология – полуфантастика, мировоззрение, в котором сочетаются реальности и фантазии, вымысел и действительность, ложь и истина. Религия – вся правда, но какая? Человек не отделен от Бога. Все – один мир. Мир возникает из чего-то, сам по себе, не по велению богов. Главным принципом мифологического сознания является судьба. Судьба стать празом – неизбежность. Судьба фортуны – случай. Богиня судьбы – Зиет. Боги не властны над судьбой. Религия четко фиксирует: вначале ничего не было, только слово и Бог, не было мира. Бог создает мир тз НИЧЕГО! посредством слова. Существует два мира: земной – временный, несовершенный,изменчивый и божественный – вечный, бесконечный, абсолютный, неизменный, совершенный. Эскатология – наука о конце света, основу которой составляет учение Нона Богослова. Смерть – переход либо в ад либо в рай. Первый принцип религиозного открытия. Теизм – сформировался в европейской культуре в 18-19 веке. умеренная форма богоотрицания, согласно которому бог создает мир, приводит его в движение и больше не вмешивается, он больше не нужен. Пантеизм – признание бога как первосущности, стоящей по ту сторону мира. Пан – всё. Всё есть бог, бог есть всё. Атеизм – отрицание бога. По Ницше Бог умер, т к люди его убили. Достоевский – Бога нет – все дозволено! Но нет бога, нет и человека. Сверхчеловек не знает понятий добра и зла. Мерой добра и зла в человеке является совесть, если её нет, то нет и человека. Основные принципы религиозного мировоззрения. Принцип откровения.
Два варианта творения – теизм и пантеизм. В первом случае бог творит мир из ничего посредством слова, слово – божественный логос. Согласно этому варианту творения существуют два противоположных мира. Логика – наука о мышлении. Связь между этими двумя мирами – смерть человека. Существуют три иерархии: Небесная, церковная, земная. Трансцендентный мир (потусторонний) Второй вариант творения – пантеистический. Бог творит мир из самого себя посредством самоистечения. Эманация – самоистечение. Бог это не личность, как в теизме, это сверхъяркий свет. Истечение этого света – освещение тьмы (божественный мрак) будет создавать наш мир. Имманентность. Пантеизм – бог есть все, все есть бог. Принцип откровения. Этот принцип означает что истина (божественное знание) человекууже дано. Искать ничего не надо. Бог откровенно сообщает человеку информацию о сотворённом мире и о самом себе. Истина уже есть. Искать её не надо.Её надо принять без сомнений. Догматика – неоспоримое положение. Само это откровение содержится в священном писании любой религии. Причем каждая религия имеет свою ТЕОЛОГИЮ – науку о боге. Возможность толковать и объяснять божественные советы дана богом только отцам церкви. Теодицея – оправдание бога, объяснение зла – объяснение того, почему бог творит несовершенный мир. Грехопадение, Спасение, Свобода воли, бессмертие души – четыре принципа характеристики человека. Грехопадение – человек вкусил запретный плод с дерева познания добра и зла. Бог наделил человека свободой воли – возможностью выбора м-ду добром и злом. Следование и бесконечное приближение к богу – добро. Принцип бессмертия души – сохранить нравственные заповеди. Будда – просветленный. Истина буддизма – жизнь есть страдание. В европейской культуре в эпоху средневековья христианская религия подчиняет себе философию. Философия выступает как служанка богословия. Главным принципиальным отличием философии от религии выступает доминирование веры и разума. Вера – способ существования религиозного сознания. Для верующих все доводы разума ограничены. Квинт Септими Тертулиан – Верую ибо абсурдно. Абсурд – все то что невозможно объяснить с помощью разума. Одиннадцатый тезис Маркса о Людвиге Фейербахе: Философы только объясняли мир, а задача заключается в том, чтобы изменять его. Согласно гностицическому религиозному подходу все люди делятся на три категории: Психики, Пнивматики и Соматики. Психики– это люди с домированием духовного начала. Пневматики – это гармонияя души и тела. (в здоровом теле – здоровый дух). Соматики – доминанта тельного начала. Философия возникает в 6 веке до нашей эры – из развитой мифологии. в переводе с Греческого философия –любовь к мудрости. Филос Эрос Аталэ. Эрос – корыстное влечение. Филос – бескорыстное – не ориентированное на результат. Аталж – любовь религиозная (к богу), принесение жизни в жертву богу. София – мудрость. Мудрость – знание добра и зла, знание справедливости, знание самого знания. Сократ – я знаю что я ничего не знаю, а другие не знают даже этого. Психологические источники философии. Это удивление, сомнение, страх. Удивление окружающему миру. Сомнение – скептики – пессимистическое направление: по мере познания мира возникает сомнение в самой возможности познать мир. В конечном счете, оно доходит до крайней формы – агностицизм – отрицание самой вохможности познать мир. Сомнение может быть и источником похнания и его необходимым условием. Декарт: Сомневаться можно и нужно во всем кроме факта самого сомнения. Страх – этот источник характерен для 20 века, человечество переживает ужас – абсурд из-за двух мировых войн, революций, использования мировых научных достижений в антинаучных целях. Философия не может объяснить эти явления рациональным образом, человек теряет возможность к нормальному существованию. Основные области и проблемы Философского знания.
Высшим достижением античного материализма выступает атомизм Демокрита. Атом – это мельчайшая неделимая материальная частица бытия. С точки зрения Демокрита, атомы это то, ччто далее делить невозможно. Атомизм просуществовал до конца 19 века – до тех пор пока атом не расщепили. Вернер Гейзенберг – основатель квантовой механики в 10 веке. Согласно ему, прав был не Демокрит с атомизмом, а Платон со своими идеями. В истории философии наряду с материалистическими, существуют альтернативные подходы. Это идеалистический – идеолого – Пифагор. По Пифагору – Все есть число, все из числа, все подобно числу. Число – единица, точка – линия, плоскость – объём. Число – это идеальное выражение множественности бытия. Согласно Галлилею, Копернику, Ньютону, нельзя войти в храм природы не зная математики. Природа говорит на языке математики. В восточной философии в качестве идеальной субстанции выступает брахман и атман. Атман – мировая душа, Брахман – всеобщая идеальная ситуация. Брахман – божество, каста, всеобщая субстанция. В качестве субстанции здесь существуют Джжива и Аджива. Джива – материальная, Аджива – нематериальная. В китайской же мифологии – Дао – высшая цель. Тот, кто постиг дао, обладает совершенством. Древняя Греция. Высшая форма философского объективного идеализма реализуется в системе философии Платона. Истоки – Пифагор, Парменид. Платон во многом воспроизводит философию Парменида, согласно которой существуют два типа бытия – подлинное бытиё, мир идей. Идея – первосущность, внутренняя идеальная сущность вещи, она существует в них изначально и независимо от самих вещей. Таким образом, весь окружающий нас мир вещей есть проявление мира идей. Второй тип мира – мир вещей. Подлинное бытиё – мир идей, бытиё вечное, абсолютное и неизменное. Иллюзорное бытиё – временное, конечное. Вся религиозная философия – это вариантфилософского идеализма, объективного идеализма. Подлинное бытиё творит Бог. Если субстанция существует вне и независимо от человека, то такая философия называется объективной. Но, наряду с этим в истории философии как восточной так и западной формируется альтернативное мышление – субъективный идеализм. Или солепсизм. Согласно ему существует только единственная реальность – реальность человеческого сознания. “Существует только одно мое я, все остальное – мое воображение”. Древнеиндийская философия Буддизма строится на основе первичности своего сознания. В др. Греции – учение Сократа. Протагор – человек есть мера всех вещей. Существующих – что они существуют и несуществующих что они несуществуют. Только человек может сказать существует вещб или нет. Однако, своего предельного логического выражения философия субъективного идеализма достигла в учении Дж. Беркли. На вопрос что значит быть он ответил: Быть значит восприниматься. Существует все то что я воспринимаю. Яблоко, как и любая вещь и как мир в целом есть комплекс моих ощущений. Нет меня, нет и вещи, нет и мира. II. Способ бытия. Субстанция – единая всеобщая самодостаточная первооснова бытия. Быть – это значит постоянно изменяться, находиться в движении, развитии. Именно из этого положения формируется диалектическое понимание мира или диалектика бытия как учение о развитии всеобщей связи и взаимной обусловленности явлений и событий бытия. Но при этом диалектика распространяется не только ны бытиё природы, общества и человека, но и на познавательную деятельность человека – на познание. В др. гр. Сократ – я знаю что ничего не знаю. Истина рождается в споре – метод майефтики Сократа. Истина – результат борьбы противополжностей, истина – не результат а процесс. Гераклит Эфесский – Все течет, все изменяется. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Почему все изменяется? Источник развития – борьба противоположностей. Борьба противоположностей – отец всего. Гармония противоп. – мать всего. Источником всякого развития выступает противоречие – внутреннее и существенное или отношение противоположностей. У Гераклита – формула о взаимопроникновении противоположностей. Теплое – остывает, холодное нагревается. Пример: Стрельба из лука – тетива из кривой становится прямой и стрела летит. Геометрическое определение бога. Бог – это сфера, границы которой нигде, а центр которой везде. В условиях бесконечности пространства центр – везде, а значит нигде. Коперник=»Бруно=»Галлилей. Проблема центра мироздания. Развитие – это направленная изменчивость, направленное движение. Результатом развития выступает новое качество. Если мир изменчив, то значит автоматически необходимо говорить о пространстве изменчивости и о времени как длительности этой изменчивости. Пространство предметного бытия – это его пределы, протяженность или сумма трех измерений. А время – форма бытия, характеризующая длительность и последовательность смены состояний. Время – мера изменчивости бытия. Истинное бытиё неизменно, а все что мы считаем изменяющимся – иллюзия. Всякое изменение всегда ведет к изменению, распаду. Подлинное бытиё – неизменное бытиё. Родоначальником этого подхода выступает Эллейская школа. (Парменид, Зинон) Бытиё – это то о чем можно мыслить. Панлогизм – мышление тождественно равно бытию. М≡Б. Все есть мысль, все что есть, есть мысль. Никто не может доказать что несуществующее существует, поэтому есть только бытиё. Логика – наука о формах и законах мышления. Главный закон логики – недопустимость логического противоречия. Логика – либо есть что нибудь либо нет. А не и/и. В эллейской школе мышление совпадает с бытиём, бытиё должно быть непротиворечевым. Между тем движение (изменение) и в своем логическом определении и в своем рельном проявлении есть противоречие. Движение – это такое состояние (изменение), когда тело находится в данной форме и одновременно в ней не находится. И на этом основании движения как непротиворечивого основания быть не может. Подлинное бытиё неизменно. Небытиё отрицается как логическое противоречие. Небытиё – пустота. Эти идеи в дальнейшем получаю развитие в системе Платона, согласно которому существуют два мира: мир идеальных первосущностей, неизменных идей и производная от него – изменяющийся материальный мир веще. Мир идей Платона – объективный мир, не зависит от человека. Все идеи человек черпает оттуда. Философия Платона не совпадает с языческими представлениями о мире. В любой религии есть два мира: Первый – вечный, божественный, неизменный. Второй – тварный, сотворенный. Основной вопрос Онтологии – что значит быть? Соотношение единичного и общего бытия – одна из центраьлных проблем онтологии. Источник бытия – концепция Праны. Восточная философия предельно субъективна. Что есть и что существует. Как это существует. ГНОСЕОЛОГИЯ От греческого Гносис –знание. Философское учение о познании. Ее главный вопрос – что есть истина и как ее найти. Для Сократа знание есть высшая добродетель человека. Этический рационализм: Все зло есть результат невежества. Согласно Сократу именно знание делает человека свободным. Сократ-Спиноза-Гегель-Маркс. Развитие познавательного процесса движется от мифа к …(?). К субъективному знанию и наконец к гносису – логическому и практическому обоснованному знанию. Гностицизм – истинное знание есть только у бога. Бог, для того чтобы спасти людей, посылает миссию. Гносеологически, основной вопрос философии – соотношение между субъектом и объектом. Познание есть процесс взаимодействия, это отношение субъекта и объекта, оно целенаправленно и осмысленно. Познавательное отношение между субъектом и объектом – знание. Знания могут соответствовать объекту, тогда они будут истинными и не соответствовать, тогда они будут ложными. Критериями истинности и лжи выступают практика и логика. Объективность истины и диалектика познавательного процесса. Закон – общая объективная связь. Законы бытия – объективные, общие существенные и необходимые связи между явлениями бытия. Объективная истина – такое содержание наших знаний, которое не зависит от человека и всего человечества, т к содержанием наших знаний является объективный окружающий мир, тогда как по форме своего проявления истина всегда субъективна. В истории философии многие направления, начиная со скептиков подвергали сомнению возможность получения объективной истины. Крайняя форма скептицизма получила название агностицизм – отрицание возможности познания сущности бытия. Наиболее ярким проявлением скепсиса является гносеология канта, согласно которой существуют некоторые вещи в себе. Они принципиально недоступны сознанию. Диалектическое определение истины: истина есть момент тождества мышления и бытия, субъекта и объекта. Абсолютная истина есть тот предел наших знаний, (постоянно отодвигающийся) складывающийся из абсолютной суммы истин относительных – временных, неполных, ограниченных.) Таким образом, истина есть бесконечный процесс обновления и накопления знаний. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ Древняя Индия, древний Китай. Понятиие – выявление сущности. Формула понятия:Субъект есть предикат S=P Роза есть цветок. В древнеиндийской восточной философии было 4 социальных группы: 1.Кшадры – воины и чиновники 2.Шудры – слуги, подчиненные 3. Вайяши – рабочие и ремесленники 4. Брахманы – жрецы. Критерии выделения таких каст – отношение к частям тела бога.Главная проблема древнекитайской философии – Человек и общество. Направления восточной философии Древнеиндийская философия. Её развивают Брахманы и Кшатрии. Философия брахманизма более эзотерична (секретна). А кшатрийская философия как альтернатива более открыта. Вторая особенность древнеиндийской философии – неразрывная связь с мифологией и религией. Еще одна особенность – символическая и метафорическая форма выражения. Кроме того, древнеинд. философия персонифицирована и антропоморфна, то есть ее главной проблемой выступает проблема человека, смысла его жизни и его конечных целей, т. о. это- субъективно идеалистическая, религизная философия. Восточная деспотия. Феномен страданий как некая доминанта культуры. Освобождение от невзгод и страданий – внутри человека, но вне общества. Общим теоретическим источником древнеиндийской философии выступает кодифицированная мифология. Древнеиндийская философия зарождается в ведах. |