Главная страница
Навигация по странице:

  • Антиномия Канта – Демаркация – граница

  • Субстанция есть причина самой себя – Спиноза

  • Лозунг Спинозы

  • ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

  • 11 тезис Маркса: Философы только объясняли мир, а дело было в том , чтобы изменить его

  • Материя существует независимо от человека и воспринимается им

  • Сознание – форма психического отражения.

  • Мировой, абсолютный дух – идея, выраженная в обществе.

  • Конспект лекций (полный) + семинары. Лекции Рябова А. А. Философия. 1 курс спбгуэф. 0405 уч г


    Скачать 334 Kb.
    НазваниеЛекции Рябова А. А. Философия. 1 курс спбгуэф. 0405 уч г
    АнкорКонспект лекций (полный) + семинары.doc
    Дата21.02.2017
    Размер334 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКонспект лекций (полный) + семинары.doc
    ТипЛекции
    #2954
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница5 из 5
    1   2   3   4   5
    Реальность + отрицание поождают ограничение.

    Determinatioesnegatio. – определение есть отрицание.

    Любой предмет – отрицание всего остального. Категория отношения – субстанциональность, причинность взаимодействия. Категории модальности, возможности существования. Это порождает необходимость и сущность. С помощью априорных форм рассудка субъект познания, осуществляя трансцедентальное единство апперцепции или всеобщего и необходимого характера знания, он не хочет ограничиваться этим уровнем. Он пытается с помощью этих же категорий познать и вещи в себе. Зжесь же он попадает в так называемое заблуждение. Антиномия Канта – Демаркация – граница. Линия, за которую переходить нельзя. Антиномия – противоречие, предел нашей познавательной деятельности.

    Четыре антиномии Канта в рамках Космологии: (математические и динамические)

    Математические:

    1.Мир конечен.

    2. Всё в мире состоит из простого, неделимого, в мире нет частиц, а есть некая тотальность, всеобщность.

    Динамические:

    1. Существуют свободные причины – всё по необходимости.

    2. Существует некое сверхъестественное начало, никакого бога.

    Диалектическая истина – момент тождества мышления и бытия. Истина – не результат а процесс. Практическая философи Канта отвечает на вопрос что он должен делать. Категорические – безусловные, единственные требования, которые человек должен выполнять всегда и везде. Второе направление – Шелленг и Гегель, в основе – панлогизм, принцип тождества мышления и бытия. Формируются принципы, законы. Природа есть отрицание идеи. Природа – инобытиё идеи. Высшее проявление духа – Триада.Религия, философия, искусство. Философская идея распадается на учение о бытие, о сущности, о понятии. Механика, физика, органика.
    Спиноза
    Порядок и связь идей тождественны порядку и связи вещей. Ключевой принцип Спинозы – Пантеизм. Поскольку бог в своём бытии не нуждается ни в какой внешней причине. Постольку и субстанция, а следовательно и природа является причиной самой себя. Субстанция есть причина самой себя – Спиноза. Пантеизм Спинозы имманентно имеет материалистическую окраску. Бог выступает как некая аналогия. Согласно Спинозе существует два уровня природы – порождающая – производящая и порожденная – натуро натурато.

    Наряду с перечисленными принципами панлогизма и пантеизма, Спиноза характеризуется как жёсткиё детерминист – определённость. Нет случайности, есть только противоположность или необходимость. Абсолютная свобода бога совпадает с его абсолютной необходимостью в силу его самоопределения. Отсюда и понимание свободы человека в мире как познанной необходимости. Таким образом, в системе онтологии Спинозы главное понятие – категория субстанции, она отождествляется им с богом и природой. Эта субстанция имеет атрибуты и модусы. Атрибуты субстанции – её неотъемлимые качества и свойства. По Спинозе их два:

    1.Мышление.

    2. Протяженность. Без них нет субстанции. Протяженность – материальная, порожденная сторона. Мышление – порождающая.

    Модусы субстанции (модальность у Канта) - случайные несущественные проявления субстанции, трансформации субстанции, единичные вещи.Субстанция самоограничивает, самодетерминирует себя, порождая мир единичных вещей. Самоопределение, самоограничение есть отрицание. Сао определение – произвольное ограничение. Гносеология Спинозы рационалистична. Существует как он говорил три рода познания:

    1. Чувственное – смутные идеи, связанные с воображением.

    2. Абстрактное – интеллектуальные идеи. С их помощью достигается ясность, а, соответственно и понимание.

    3. Интуиция – синтез первых двух – наиболее общие идеи.

    Достиается целостная картина мира.

    Лозунг Спинозы:

    1.Не смеяться, не плакать но понимать.

    2.человек свободный ни о чем так много не размышляет как о смерти, и в этом заключается его свобода. Абсолютной свободы не сущ. Она совпадает с разумом.

    Наиболее ярким выражением Панлогизма Спинозы выступает его произведение Этика. Написано геометрическим способом – способом теорем и доказательств. Бэкон, Гоббс, Локк – эмпиризм, сенсуализм.
    ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ.
    Просвещение – необходимая фаза в расцвете любой нации, любой культуры при переходе от феодальных отношений. Просвещение – распространение света знаний. Эта эпоха приходит как доступность для народа. Populis – народ.

    Эпоха европейского просвещения – 18, середина 19 века. Связана с буржуазными революциями, которые в течение столетий сотрясали германское и английское просвещение. Самое спокойное – английское просвещение, самое радикальное – французское. Именно французы были теоретиками французской буржуазной революции. Свобода, равенство, братсво – лозунг этой революции. Самое философичное и глубокое просвещение – в Германии. Лозунг просвещения – имей смелость пользоваться собственным разумом. Он нужен всем. Лозунг Знания – сила направлен не на природу, а на человека. Раннее просвещение рационалистично. Главные проблемы философии смещаются с человека на общество. Эпоха нового времени утверждала ярковыраженный либерализм а просветители – утопический социализм. Свобода – необходимое условие, цель существования человека. Учитывая социологизм философии, во Франции формируется прогресс. Прогресс – направленное развитие от простого к сложному. Заслуга просветителей – в констатации прогресса, но при этом они не могли объяснить причины и механизмы прогресса. Жак Тюрго, Жан Кондорсе, Клодт Анри де сен Симон. Английское просвещение – умеренное и ограниченное. Англия – консервативное государство. Негативные оценки английскиим мыслителями французской революции. Дезм – бог создает мир и уходит. Деистические взгляды во Франции переходят в воинствующий атеизм. Вольтер – раздавить гадину.

    В англии деистический и атеистический способ материализма представлен именами дж. Толланда и Энтони Коллинма. Нет материи без движения, как и наоборот. Атомистическое подтверждение. Все вещи складываются из атомов и воспринимаются нашими органами чувств. Беркли, Юм – скептицизм. То есть существовало два основных направления – материализм и идеализм. Быть значит восприниматься. Мир есть комплекс моих ощущений. Именно скептицизм Юма разбудил Канта от догматического сна. Юм выдвигает принцип причинности. Отношение между причиной и следствием носит не объективный характер, а выступает как связь наших впечатлений. Скептицизм Юма закономерно переходит в агностицизм Канта. Революция пожирает своих детей. Старшее и младшее поколение. Вольтер, Руссо.

    Умеренный деистический материализм. Монтесльер написал свой знаменитый трактат о духе законов и одним из перых сформулировал идею социально-географического детерминизма, согласно которому развитие общества связано с географией. Жан Жак Руссо сформулировал новую идею. Главный источник – частная собственность. Призывают к её уничтожению. Однако наиболее радикальным и воинствующим было направление энциклопедистов. Дени Дидро. Кондильер – знаменитый сенсуалист. Клодт Гильведий. Согласно Лапласу, если бы существовал такой ум, который изначально знал бы все исходные условия, то для такого ума не существовало бы ни прошлого, ни настоящего ни будущего.

    Он недостижим. Французский материализм эпохи просвещения.

    1. Механицизм.

    2. Метафизичность – недиалектическое понимание – развитие.

    Игнорирование вопроса об источнике. Немецкое просвещение.

    Разум как критерий истинности – Декарт. Фидеизм – принцип религиозной веры.

    МАРКС.
    Последовательность Гегеля. Ананке – мифологема судьбы. У Гегеля – абсолютный идеализм. Человек, взятый изолированно от социальных форм.

    Религия – сердце бессердечного мира.

    Это отдушина, в неё уходит человек, зажатый экономической несвободой. У Маркса главное – понимание общества.

    11 тезис Маркса: Философы только объясняли мир, а дело было в том, чтобы изменить его.

    Философия Марксизма – диалектический и исторический материализм. Согласно диалетическому материя – единственное начало и причина мироздания.

    Материя существует независимо от человека и воспринимается им.

    Исторический материализм –философия общества.

    Мысль – результат развития материи.

    Сознание – форма психического отражения.

    Истина – знание. соответствующее действительности.

    Человек есть мера всех вещей – Протагор.

    Мировой, абсолютный дух – идея, выраженная в обществе.

    Материя – объективная реальность.




    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта