План лекции. Лекции Сфера Воспитание личности в условиях цифровой среды Компетенции Обучает учащихся правилам безопасного поведения в цифровом пространстве
Скачать 1.46 Mb.
|
План лекции Сфера 2. Воспитание личности в условиях цифровой среды Компетенции: 2.1. Обучает учащихся правилам безопасного поведения в цифровом пространстве 2.2. Участвует в формировании толерантного отношения в цифровой среде к культурным, религиозным, этническим, конфессиональным и социальным различиям в обществе, и людям с особыми потребностями 6.3. Соблюдает нормы этичного поведения в цифровой среде План лекции: 1. Ключевые проекты Российской Федерации в области воспитания личности 2. Цифровизация культуры 3. Обновление формата обучения детей 4. Новая роль педагогов Страница 1. Ключевые проекты РФ в области воспитания личностиВ соответствии с реализацией федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» одной из важнейших целей образования является «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». Тема воспитания национального сознания и поддержания межэтнического мира была также обозначена Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным в Указе «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». 31 июля 2020 года был принят Федеральный закон №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» и сейчас тема патриотического воспитания личности, в том числе и в условиях цифровой среды – одна из ключевых. Школа, наряду с семьей – два самых важных института социализации ребенка, поэтому для воспитания ребенка в условиях цифровой среды важно учесть, как влияние семьи, микросоциума, состоящего из друзей, соседей, одноклассников, так и общества, и культуры, в которой воспитывается ребенок в целом. Цифровая среда, окружающая сейчас ребенка, дает неограниченные возможности для развития и образования, в то же время несет большие риски и угрозы. И родитель, и учитель в силах вовремя заметить угрожающие признаки и попытаться предотвратить нежелательное и опасное общение. В отличие от очного, цифровое общение и коммуникацию труднее контролировать, и управлять им для развития и пользы ребенка Страница 2. Цифровизация культурыВ целом, цифровизация образования – это вовсе не переход на дистанционное обучение с использованием средств связи типа Zoom или Teams, а использование IT-технологий в качестве дополнения к давно успешно зарекомендовавшим себя практикам образования и воспитания. Это система комплексной модернизации обучения, затрагивающая так или иначе все важные аспекты образования, так что можно говорить и про цифровизацию культуры Культура – один из факторов, который продолжает оказывать огромное влияние на поведение людей в современном мире. В соответствии с воспитанием, культурой и принадлежностью определенной социальной или этнической группе, люди делают выбор, какую информацию потреблять, каким источникам верить. На этот выбор влияет и воспитание внутри семьи, и дружеские связи внутри социума, и образование, и политика государства. Культура в цифровом мире будет продолжать оказывать влияние на все основные тенденции в образовании: обновление формата обучения, формирование цифровых облачных сред и ресурсов для школьников, новая роль педагогов, цифровизация результатов обучения (формирование цифрового портфолио). Страница 3. Обновление формата обучения детейОбновление формата обучения детейПостепенное обновление материальной базы школ делает неотвратимой их цифровизацию: ученики и учителя получают доступ к скоростному интернету, в школьном обучении задействуются облачные технологии как доставки образовательного контента, так и организации обучения, применяются не только компьютеры, но и персональные устройства учеников – смартфоны и планшеты. В связи с этим существенно меняются важные процессы включения ребенка в культуру и общество: социализация (процесс включения человека в существующее общество), инкультурация (воспитание в рамках той или иной культуры). Теперь этот процесс происходит не только в семье и школьном классе, дружеской компании, но и в сети, причем общение в Интернет и вхождение в цифровое общество делает социализацию и инкультурацию непрерывными процессами на протяжении всей жизни человека. Учитель и родитель зачастую конкурирует в ценностном мире ребенка с популярным блогером или тиктокером. Чтобы выдержать эту конкуренцию, и, возможно, победить в гонке, учитель должен задействовать неформальные методы и средства обучения, предлагаемые платформами социальных сетей и новыми форматами - например, подкастами, короткими видео, геймифицированными заданиями. Формирование цифровых облачных сред и ресурсов для школьниковИзменился в цифровой среде также и сам учебный контент и формы его доставки/подачи. Традиционно, в российской культуре высок престиж бумажного учебника как источника знания. Очевидно, что в самое ближайшее время стандартные школьные учебные пособия будут существенно оттеснены и заменены электронными вариантами учебников и ресурсов цифровых библиотек. Электронные учебники имеют три существенных преимущества: нелинейность, интерактивность и мультимодальность, что меняет саму структуру работы с текстом. Электронная форма учебника также помогает лучше организовать работу учителя с детьми с особыми образовательными потребностями, будь то дети, нуждающиеся в ресоциализации, имеющие проблемы со здоровьем или дети-инофоны, недостаточно владеющие языком обучения. Разным категориям учеников можно организовать с помощью цифровых носителей комфортную для них среду, в которой может быть реализована индивидуальная образовательная траектория. В таком пространстве ребенок может в индивидуальном порядке вновь вернуться к материалу, чтобы повторить, то, что непонятно или плохо запомнилось, а также начать обучение не с текста, а с мультимедийных источников, при изучение которых хорошее владение языком не так критично Однако бумажная книга из мира подростка и школьника не пропадет: она переместится в область самообразования и духовного развития. Согласно опросам, проведенным по заказу Российской государственной детской библиотеки 48% российских школьников, предпочитают читать художественную литературу в бумажном варианте. В то же время, наряду с бумажными и цифровыми текстами, в мире ученика и учителя появляются новые форматы учебного контента – подкасты (аудиофрагменты), образовательные видео, мультимедийные лонгриды (длинные, более 1000 слов), объединяющие в себе интерактивные гипертексты, иллюстрации, аудио-и видео-вставки, образовательные экскурсии в VR- и AR- форматах. Формат виртуальной образовательной экскурсии (VR) наиболее приемлем, если мы хотим эмоционально и визуально погрузить ребенка в учебный материал – перенести его в зал музея, на редкий природный объект, позволить заглянуть внутрь сложного механизма, (AR) – формат дополненной реальности, позволяет привязать к изучаемому объекту дополнительную учебную информацию, справки, а также воссоздать, например, исторические сюжеты. Цифровые технологии облегчают знакомство с классической и этнической культурой, так как VR- и AR-технологии делают образовательный контент более интерактивным, интересным для ребенка, понятным, а знакомство с отдаленными эпохами и памятниками культуры – более значимым и запоминающимся. Цифровые ресурсы могут помочь учителю, работающему в мегаполисе в поликультурном классе или в среде детей, принадлежащих к этническим меньшинствам или мигрантским сообществам: организовать комфортное общение с одноклассниками или педагогами в среде, в которой ребенок, прежде чем отвечать, может в удобном для себя темпе изучить учебный материал. Кроме того, материал может быть представлен в разных форматах: иллюстрации с редактируемыми подписями и комментариями, аудио-и видео-файлы. Страница 4. Новая роль педагоговНовая роль педагоговВ цифровой среде меняется также роль педагога: он становится не источником знания для детей, как это было в доцифровую эпоху, а медиатором, посредником при получении знания, экспертом, проводящим отбор ресурсов для ученика. Но это происходит лишь в том случае, если учитель является авторитетом для ученика, имеет на него духовно-нравственное влияние. Пересмотр роли педагога, его статуса в культуре, также может происходить непросто. В российской культуре традиционно высокий статус педагога и дистанция, существующая между ним и учеником. Сокращение дистанции, переход на горизонтальное взаимодействие, при котором учитель скорее организовывает самостоятельную работу ученика, а не дает четких указаний, также черта цифрового обучения. В связи с новой ролью педагогов расширяются возможности для преподавания тех участников, которые в силу территориальных или культурных причин ограниченно участвовали в учебном процессе: молодой учитель, проживающий в глубинке существенно расширит свою аудиторию, пожилой, но опытный педагог, имеющий ограничения по здоровью может передать свой опыт большему числу учеников. Ученик, находящийся за тысячи километров от учителя, может получить доступ к самому качественному и актуальному учебному материалу, получить консультацию опытного педагога, а также переслушать/пересмотреть учебные материалы в комфортном для себя режиме, настроить автоматический перевод текста на незнакомом языке, получить учебный материал в разных форматах. При этом, учебному процессу не помешает, что учитель и ученик живут за сотни километров друг от друга, принадлежат к разным социальным, культурным или религиозным группам. Цифровизация результатов обучения (формирование цифрового портфолио)С помощью цифровизации обучения между учеником и учителем может быть налажена полноценная и качественная обратная связь. Часть результатов ученика можно свести к самопроверке, это дает низкий порог входа в обучение: когда ученик сам может проверить и оценить свои знания. На основе выполненных заданий формируется цифровое портфолио ученика, в котором находят отражение все достижения ученика, в том числе и те, которые трудно унифицировать, подогнать под определенные критерии: творческие достижения, проектная деятельность, участие в общественных инициативах и мероприятиях. В современном цифровом мире сохранять свою культурную принадлежность и множественную идентичность одновременно и тяжелее, и легче: можно найти земляков и единоверцев в интернете, в социальных сетях и поддерживать связь с ними виртуально; с другой стороны – мировая массовая культура способствует тому, чтобы мы знакомились с достижениями мировой культуры, слушали одну и ту же популярную музыку, смотрели одни и те же кассовые фильмы. Поэтому, рассматривая культурный опыт человека важно ориентироваться на его поведение, а не только на происхождение. Сейчас культура – это не столько рождение в рамках определенной семьи или общины, сколько выбор самого человека к какому сообществу примкнуть. При том, какой характер приняло общение людей, то, что фактически не осталось регионов, где люди проживали бы компактно, в рамках одного или того же народа, языковой или религиозной общности, важно проявлять понимание и тактичность по отношению к другим культурным группам. Цифровое пространство делает общение международным и толерантность к разным проявлениям культуры становится необходимым условием общения. Под толерантностью иногда ошибочно понимается пассивный отказ от собственной позиции, неумение отстаивать свои убеждения и границы На самом деле, «толерантность есть уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира. Проявление толерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений в угоду другим. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим». Так говорится в декларации принципов толерантности ООН. В цифровом мире толерантность выражается в первую очередь в том, что с помощью новых цифровых технологий создается единое информационное пространство, организовывается эффективное взаимодействие между участниками образовательного процесса и фактически формируется новый уровень культуры и ментальности людей. В целом, современный человек связан целой цепью различных культурных связей и его самосознание можно уподобить русской игрушке - матрешке: разные его «слои» будут востребованы на разных этапах его жизни. Например, когда человек рождается в небольшом высокогогорном селе в Дагестане, он с рожденья учится родному, «материнскому» языку, андийскому например. Потом он переезжает в небольшой город, где поступает в среднюю школу: там говорят и учат на одном из самых распространенных языков Дагестана – аварском, и мальчик учится аварскому. Потом юноша заканчивает школу и уезжает учиться в институт, в Москву. Для получения высшего образования в России он учит государственный язык – русский. Молодого аспиранта приглашают на стажировку за границу, для чего наш горец изучает английский. При этом молодой человек продолжает общаться со своей семьей по-андийски, говорит с одноклассниками по-аварски, с однокурсниками – по-русски, а с зарубежными партнерами общается на английском языке. В цифровом пространстве все виды идентичности этого человека могут быть реализованы в разных форматах: закрытая группа в Фейсбуке для поддержания связи с родственниками, учебное пространство в облачном сервисе школы, онлайн площадка для выпускников вуза и набор профессиональных форумов для коллег из различных точек земного шара. Однако приобрести знания о том, как такое общение может быть реализовано в цифровом пространстве, а часть идентичности не утрачена наш ученик должен на уровне школьного образования. Что же подталкивает людей к конфликту? Как правило, основной причиной конфликта является убеждение, что одна культура чем-то принципиально выше другой, а ценности и традиции одного народа заслуживают большего уважения, нежели ценности другого. Важно в этом случае выбрать правильную стратегию общения с собеседником. Не допускать поглощения или доминирования чужой культуры, отказа или забвения своей культуры и ценностей или открытого противостояния или войны. Межкультурная коммуникация подразумевает совсем другой сценарий – построение совместного фундамента для общих ценностей: родины, семьи, любви, образования, работы, науки Цифровая культура современного мира может и способствовать, и препятствовать культурному обмену, пониманию и взаимопроникновению. С распространением интернета делиться информацией о других культурах стало одновременно и легче, и тяжелее: в целом, информации стало больше, но ее качество и экспертный уровень оставляют желать большего. Зачастую, именно из открытых непроверенных источников о какой-либо другой культуре, ребенок может почерпнуть неверную, искаженную информацию об обычаях и культуре других стран, а то и попасть под влияние националистических группировок или тоталитарных сект. Чтобы этого избежать, педагогам и родителям нужно быть в курсе какой контент потребляет ребенок, обращать внимание на то, чем он увлекается, быть готовым обсуждать политические, общественные и социальные проблемы, межэтнические и межрелигиозные отношения. Важно расширять круг общения ребенка и делать насыщенным его досуг за счет кружков по интересам, военно-патриотических клубов и спортивных секций, детских общественных организаций, волонтерства, легальных форм социальной активности и самовыражения. Когда нужно начать беспокоиться?♦ Резко изменилась манера поведения ребенка (внимание должно привлечь как демонстративно-агрессивное поведение, так и замкнутость, уход в себя), появляются резкие и крайние суждения, подросток проявляет нетерпимость, говоря о других людях, группах, сообществах, противопоставление по принципу внешности, национальности или религии. ♦ Ребенок употребляет новую специфическую или жаргонную лексику ♦ Меняется образ жизни, появляются новые ритуалы, он употребляет особую пищу либо отказывается от привычной еды. ♦ В сети ребенок проводит много времени за просмотром контента, не относящегося к обучению, радикального политического, религиозного или социального содержания ♦ Меняется тон ведения ребенком своего аккаунта, появляются радикальные высказывания или перепосты с таким высказываниями, фото, видео, непонятные знаки, символы, жесты. Подросток также может сменить аватар, никнейм или логин в соответствии с новым увлечением. ♦ Подросток интересуется оружием, проявляет несвойственное ему прежде внимание к химии, проводит опыты ♦ У ребенка появляется сразу много знакомых из новой среды, старые друзья оказываются забыты либо общение с ними резко сокращается, ребенок проявляет скрытность, общается только с узким кругом новых знакомых ♦ Ребенок начинает выносить из дома деньги и материальные ценности, у него появляются неизвестные родителям источники дохода. Бороться с такими проявлениями довольно трудно, однако сразу следует мягко ограничить интенсивность общения с новыми знакомыми. Если оно происходит в сети, с помощью фильтров и родительского контроля, если очно – тогда с помощью регламентации встреч и предложения альтернатив. Необходимо сразу же начинать «контрпропаганду» - общаться с ребенком на интересующие его темы и обозначить свое личное к ним отношение, и не осуждать категорически увлечения ребенка, а попытаться опровергнуть наиболее популистские заявления. Какие советы можно дать участникам образовательного процесса, чтобы чувствовать себя комфортно в многоликом поликультурном мире?♦ Общаясь с представителями других культур, избегайте шаблонов и стереотипов. Лучше спросите: «Как у вас принято поступать в таких случаях?». Как правило, люди из другой культуры с пониманием отнесутся к такому незнанию и радостью вам расскажут, как принято действовать в их культуре. ♦ Культура может оказать разное влияние на человека: он может принимать ее целиком и полностью, может принимать частично, и может отвергать и действовать в рамках своей культуры только неосознанно. Поэтому очень важно не зацикливаться на том, откуда родом человек, а смотреть на его реальные поступки и слушать, что он говорит, как и к чему относится. ♦ Не говорите без предварительной подготовки на потенциально конфликтные темы: расовые различия, политические взгляды, материальное положение, религиозные убеждения и личная жизнь. В разных обществах к открытому обсуждению таких тем относятся неоднозначно. ♦ Проявляйте внимание к эмоциональному настрою собеседников из другой культуры. Если что-то пошло не так, лучше напрямую спросить, в чем дело: как правило, на этот вопрос можно получить честный ответ. Не старайтесь сократить физическую дистанцию с человеком другой культуры или настойчиво ловить его взгляд, если он отводит глаза. Внимательно следите за невербальным поведением партнера и, по возможности, зеркальте его. В цифровой культуре сделать это сложнее, так как смайлы для выражения эмоций могут быть восприняты по-разному в разных культурах, лучше все проговаривать голосом или писать. ♦ При интерактивном общении в режиме реального времени используйте приемы «активного слушания»: проговаривайте своими словами то, что сказал ваш собеседники и спрашивайте, правильно ли вы его поняли. ♦ Следите за своей речью и старайтесь избегать двусмысленных шуток. Юмор на тему семейных ценностей, положения различных общественных групп, отношений «начальник»-«подчиненный» в другой культуре может быть воспринят как грубость или бестактность. ♦ Оценивайте слова и поступки человека из другой культуры с точки зрения его культуры, а не своей и старайтесь не обижаться. В то же время, оставайтесь собой: никто не упрекнет вас, если вы откажетесь участвовать в религиозных обрядах чуждой вам религии, пробовать незнакомую еду и напитки, проходить на территорию, которая кажется вам небезопасной. Никогда не опаздывайте, не приходите без предупреждения, спрашивайте разрешения на поступки на территории собеседника. Если что-то не понравилось вам, вежливо, уверенно и спокойно возражайте, говорите, что с вами так нельзя и в вашей культуре так не принято обращаться. ♦ Расширяйте свой кругозор и старайтесь как можно больше узнать о языке, культуре и стране, в которой живет ваш собеседник. Зачастую такие знания могут предупредить возникновение конфликта. Правильное организованное цифровое пространство обучения и развития ребенка способствуют успешной цифровой коммуникации, повышают компетентность участников общения, доверие людей друг к другу, взаимное приятие в межличностной коммуникации, обеспечивают быструю и эффективную обратную связь. |