Критический реализм в европейской литературе XIX века. Лекции Социальноисторические предпосылки формирования критического реализма
Скачать 2.28 Mb.
|
4. Сборник «Романсеро» и стихотворения последних лет. Замечательным образцом поэзии Гейне последнего этапа является сборник стихов «Романсеро», составленный преимущественно из стихотворений 1848 – 1851 -ого годов. Наряду с «Книгой песен» и поэмой «Германия» этот сборник занимает заметное место в творческом наследии поэта. Характерно, что уже само название сборника, которое Гейне определил как «отличную находку», подчеркивает общую боевую направленность стихов. «Романсеро» – так назывались сборники старинных испанских народных песен, воспевавших главным образом борьбу испанского народа против мавританских завоевателей. В ряде поэм этого сборника поэт выступил в новом жанре – в жанре исторической реалистической повести в стихах, своеобразной исторической стихотворной новеллистики. Сюда относятся «Испанские Атриды» и «Фицлипуцли», к ним примыкают «Диспут», «Иегуда бен Галеви», «Биминии», «Поэт Фирдуси» и др. Отличительная черта этих поэм – их лиро-эпический характер. Многим произведениям, вошедшим в состав «Романсеро», присущ ясно выраженный сюжет, в то время как в раннем творчестве поэта преобладал субъективно-лирический элемент, и сжатые, чрезвычайно четкие реалистические характеристики действующих лиц, например портреты Кортеса в «Фицлипуцли», монаха и раввина в «Диспуте» и др. Вместе с тем в них по-прежнему выступает лирический герой, особенно в лирических отступлениях, большинство которых развивается либо в плане политической сатиры, либо в духе иронического осмеяния романтической старины. Основное направление и характер всего цикла определяется решительным стремлением Гейне противопоставить послереволюционной политической реакции в Европе традиции революционной борьбы. Лучшие стихотворения цикла направлены против монархии, дворянства и духовенства. Такое идейное созвучие с лирикой 40-х годов определялось тем, что и после 1848 года задачи буржуазной революции оказались в Германии нерешенными. В «Романсеро» обращено большое внимание на композиционное построение сборника. Все стихи разбиты на три книги по общности тематики и тональности. В первой книге, озаглавленной «Истории», продолжая уже наметившуюся в ранней лирике линию, Гейне развивает и совершенствует жанр баллады. Оригинальная по форме и по содержанию, она связана с такими лирическими стихотворениями 40-х годов, как «Генрих», «Адам I» и некоторыми другими, написанными в разговорно-повествовательной интонации и приближающимися к жанру баллады. К числу лучших стихов первой книги относятся «Карл I» и «Мария Антуанетта». Оба стихотворения звучали актуально. В первом из них поэт выражает твердую уверенность в том, что коронованные монархи найдут в народе своего могильщика. Идея стихотворения «Мария Антуанетта» – монархический принцип давно изжил себя, он обезглавлен французской революцией 1789 года. Как реакция на неудачный исход революции 1848 года в первой книге резко звучит мотив гибели истинных героев и торжества всякого рода проходимцев («Валькирии», «Поле битвы при Гастингсе», «Мавританский король»). Эта тема приобретает характер трагического пессимизма. Поражение революции вызывает у Гейне на время сомнения в возможности победы сил прогресса. Вторая книга «Романсеро» – «Ламентации» – ценна прежде всего стихотворениями, являющимися непосредственным откликом на ход революционных событий. Поистине драматично звучит стихотворение «В октябре 1849 года». Произведение проникнуто глубокой душевной скорбью по поводу поражения революции в Венгрии, гибели ее героев, страстной ненавистью против реакции. Несмотря на сильно звучащие в книге мотивы скорби, они, однако, в этой книге далеко не главные. Не случайно завершает книгу такое революционное стихотворение, как «Enfant perdu» – одно из лучших и сильнейших по своему боевому оптимистическому духу произведений Гейне. У поэта, страдающего и физически и духовно, сохранилась воля к борьбе, вера в победу над реакцией: Я весь в крови. Боец на смену нужен! Один сражен, другие уж близки... Нет, я не побежден, не разоружен, Ружье в порядке, сердце лишь — в куски! В «Ламентациях» есть ряд стихотворений, представляющих собой блестящие образцы общественно-политической сатиры Гейне, откликающейся на события современности. Так, в стихотворении «Ишачество» сатирически изображается прусская монархия. В сатирических стихотворениях «Экс-живой» и «Бывшему ночному сторожу», направленных против поэтов буржуазно-радикального лагеря Гервега и Дингельштедта, изменивших делу революции, Гейне клеймит предательский буржуазный либерализм. В книге «Ламентации» представлена и интимно-бытовая лирика, в которой мрачно звучат мотивы скорби и пессимизма. В то же время на основании этих текстов нельзя утверждать, что в «Романсеро» отразился глубокий духовный кризис Гейне, уход в личные переживания от общественных противоречий современности. Это опровергается тем, что в «Романсеро» есть немало блестящих революционных и сатирических стихотворений. В этих стихах вырисовывается трагический образ больного и старого поэта, неустанно боровшегося за идеи революции и оставшегося совершенно одиноким перед лицом реакции. Именно в этом следует искать объяснение тем стихотворениям, где поэта охватывает тяжелая грусть, одиночество, где громко звучат пессимистические ноты («Лесное уединение», «У камина», «Ауто-да-фе» и др.). Поэта мучает мысль, что в пору политической реакции он, оставшийся верным демократическим идеям, больной и старый, нигде не сможет найти себе пристанища, в том числе и в Америке, в этом «огромном свинарнике свободы» («Теперь куда?»). В третьей книге – «Еврейские мелодии» – поэт обращается к мотивам еврейского фольклора, к темам истории своего народа, но трактует их смело и широко, противопоставляя свою точку зрения на прошлое националистическим тенденциям, стремлениям изобразить евреев избранным народом. Враг всякого национализма, Гейне показывает себя здесь противником буржуазно-националистических настроений, нараставших во второй половине XIX века в кругах еврейской буржуазии. Используя экзотический материал романтизированной еврейской старины, он нередко идет по линии его иронического развенчивания, вкладывает в него совершенно новое идейное содержание. Свободолюбивый дух Гейне, его непримиримый атеизм и антиклерикализм, его прогрессивная позиция в национальном вопросе ярко раскрывается в замечательной своим веселым, жизнерадостным реализмом поэме «Диспут». Долго длится спор между раввином и монахом о сравнительных достоинствах их религий. Двор испанского короля, присутствующий при этом словопрении, уже стал и смеяться и зевать, слушая нудный спор двух изуверов, одинаково лукавых и отвратительных в своем фанатизме и лицемерии. Угрюмый король дон Педро решает обратиться за окончательным приговором к своей очаровательной юной супруге Бланш Бурбонской: Донья Бланка на него Посмотрела в размышленье И, прижав ко лбу ладони, Так сказала в заключенье: Ничего не поняла Я ни в той, ни в этой вере, Но мне кажется, что оба Портят воздух в равной мере. Так поэт еще раз подчеркнул свое ироническое отношение к религиозному фанатизму, к нетерпимости. «Диспут» – один из ярких примеров реализма позднего Гейне. На фоне конкретной исторической эпохи, изображенной несколькими характерными чертами, он сумел показать порожденные ею типы – средневековых схоластов, угрюмого короля-дельца Педро Жестокого, тоскующую при его чопорном дворе французскую королевну Бланш. Последние стихотворения 1853 – 1856-ого годов не представляют единого целого в композиционном отношении. Часть из них появилась в печати в 1854-ом году в составе отдельного цикла под названием «Стихотворения 1853 и 1854 годов», остальные были опубликованы в разные годы, в том числе и после смерти Гейне. Однако все эти произведения сохраняют идейное направление и общий характер «Романсеро». Дальнейшее развитие получает здесь политическая сатира, блестящие образцы которой по своим идейным и художественным качествам ни в чем не уступают стихотворениям этого жанра 40-х годов. Злой сатирой на выборы во франкфуртский парламент звучит стихотворение «Ослы-избиратели», в котором поэт заклеймил националистически настроенную либеральную буржуазию, предавшую революцию. Ядовито осмеивает Гейне законопослушных немецких филистеров («Король Длинноух I»). На исходе своего творческого пути Гейне не уставал призывать к продолжению революционной борьбы, к пробуждению немецкого Михеля. В самом названии стихотворения «1649 – 1793 – ???» звучит настойчивый призыв к немцам следовать примеру англичан и французов, казнивших своих королей. Гейне уверен, что немцы, наконец, решатся на это, хотя и совершат казнь своего повелителя с соблюдением соответствующего этикета и выражением верноподданнических чувств. Только при помощи вооруженной борьбы можно покончить со старым порядком, говорит поэт в стихотворении «Посредничество». Стихотворение «Масса сделает это» является одним из лучших в общественно-политической лирике Гейне последних лет. Оно представляет собой полную гневного накала сатиру на прусскую военщину, пруссаческий Берлин, реакционную университетскую профессуру и Фридриха Вильгельма IV. Поэт предупреждает, что вся эта реакционная шайка во главе с королем будет вышвырнута народом через Бранденбургские ворота: Но берегитесь – беда грозит, Еще не лопнуло, но трещит! Ведь Бранденбургские ворота у вас Грандиозностью славятся и сейчас. И в эти ворота, дождетесь вы чести, Всех вас вышвырнут с прусским величеством вместе. Все зависит от массы! Великие традиции Гейне связывают его с последующим развитием передовой литературы Германии. Воздействие Гейне-лирика сказывается на основном направлении развития немецкой поэзии, начиная от середины XIX века до современности. Гейне-поэт оказал мощное и непреходящее воздействие на немецкую литературу, увлекая и задушевностью своей поэзии, и разящей силой своей сатиры, и искусством иронии, и боевым пафосом стихов. Не менее значительно воздействие Гейне на немецкую реалистическую прозу. Гейне-обличитель реакции, первый разоблачитель немецкой буржуазии стоит у истоков искусства немецкого критического реализма. Известность Гейне в других странах мира была довольно велика, особенно в XIX веке. Но ни в одной стране, в том числе и в Германии, Гейне не был так популярен, не вызывал такого живого сочувствия, как в России. Гейне был широко известен в нашей стране уже с 30-х годов XIX века. Русская революционно-демократическая критика видела в нем представителя лучших традиций немецкой литературы, гениального поэта и смелого мыслителя. Белинский называл Гейне «энтузиастом свободы» и считал его подлинным немецким патриотом, страстно ненавидевшим немецкую реакцию. Чернышевский называл имя Гейне среди самых дорогих для него имен западноевропейских писателей. Добролюбов, талантливый переводчик Гейне, избрал эпиграфом к своей статье «Когда же придет настоящий день?» стих из «Доктрины» Гейне, звучавший как прямой революционный призыв. Салтыков-Щедрин писал, что Гейне для него – «сочувственнейший из всех писателей». Основной мыслью статьи Писарева «Генрих Гейне» является признание великих заслуг Гейне перед мировой литературой, перед человечеством. Многие русские поэты XIX – XX веков – и среди них Лермонтов, Тютчев, Фет, Толстой А. К., Блок – переводили Гейне. В России было, осуществлено первое более или менее полное иностранное издание произведений Гейне в переводе его страстного поклонника, известного русского знатока Гейне – Вейнберга П. И.. Лекция 11 Реализм в литературе Англии 30-70-х годов Х1Х века. Творчество Уильяма Теккерея. План лекции 1. Особенности социально-политического развития Англии и литературный процесс 30-70-х годов ХIХ века. 2. Жизненный и творческий путь У.Теккерея. Общественная и эстетическая позиция писателя. 3. Основные этапы творчества Теккерея. 4. «Книга снобов» Теккерея. 5. Роман Теккерея «Ярмарка тщеславия». 1. Особенности социально-политического развития Англии и литературный процесс 30-70-х годов ХIХ века. В XIX веке английская литература начала играла все возраставшую роль в мировой культуре. В 30-х годах английская литература вступила в новую полосу своего развития. В 20- 30-е годы ушли из жизни Байрон и Шелли, Китс и Скотт. Романтизм не пополнялся новыми именами. Правда, он не прекратил своего существования и был еще значительным явлением в литературе, но ряды его сторонников явно и значительно поредели. Поэтому в английской литературе, как и в ряде других европейских литератур, в 30-50-е годы крепнут демократические и реалистические тенденции. Именно в эти годы складывается направление критического реализма, выступают такие писатели как Диккенс, Теккерей, Ш. Бронте, Гаскелл и др. Для понимания литературного процесса второй трети XIX века необходимо принять во внимание расстановку социальных сил в Англии этого периода, особенности той общественной и идеологической борьбы, которая развернулась в стране после принятия избирательного закона 1832 года. Содержание и характер английской литературы тех лет обусловлены своеобразием историко-политического и социально-экономического развития Англии в период формирования чартистского движения, обострения противоречий в стране, вступившей в викторианскую эпоху (1837 – 1901). Понятие викторианства, связанное с викторианской эпохой, означает определенную идеологию, образ мыслей и жизни, духовную атмосферу, комплекс нравственных и эстетических установлений. Викторианство – феномен культуры, в котором активно выстраивалась концепция национального характера. Начинается ли викторианский век с вступлением на трон королевы Виктории или он был подготовлен предшествующим развитием исторических событий? Современные историки отвечают на этот вопрос неоднозначно, но прослеживается явная тенденция доказать вероятность второго предположения. Именно в 20-30-е годы обозначились те политические и идеологические тенденции, которые подготовили почву для ускоренного формирования идей и оценочных критериев, обычно ассоциирующихся в викторианством. В историко-литературном процессе Англии XIX века можно выделить 3 основных периода: 1) 30-е годы; 2) 40-е или «голодные сороковые»; 3) 50 – 60-е. Классическая страна капитализма, Англия стала в 30-х годах XIX века ареной острых социальных, политических и идеологических боев. К началу 1830-х годов в стране окончательно побеждает фабричное производство. Бурными темпами идет развитие промышленности. Огромные успехи национальной индустрии, отмена в 1834 году «хлебных» законов сопровождались расширением деятельности Англии в других странах мира, развитием ее внешней торговли. К середине столетия Англия все более богатеет и становится не только самой могущественной капиталистической державой, но и державой колониальной: нуждаясь в рынках сбыта, она захватывает все новые и новые колонии. Развитие промышленности и неслыханный ранее рост богатства имущих классов сопровождались страшным обнищанием основной массы трудящегося населения. Положение рабочего класса в Англии было крайне тяжелым. Никогда ранее страна не знала такой нищеты большинства своего населения, никогда контрасты имущественного положения не были столь разительными. С первых лет после закона о реформе политика парламента, в котором буржуазия получила решающее слово, показала, за чьи интересы шла всенародная борьба накануне 1832 года. Уже через два года после избирательной реформы прошел знаменитый закон о бедных, лишивший рабочего приходской помощи по безработице и предоставивший ему выбор между нищенским заработком на фабрике и работным домом – застенками, названным английскими рабочими «Бастилией для бедных». В 30-е годы среди английских промышленных городов на первый план выдвигается индустриальный город Манчестер, давший название школе политэкономии, интересующейся в равной степени и этикой и социологией. Требование свободы торговли, благополучия и процветания для всех слоев населения оказались актуальными проблемами и для науки, и для литературы, и для искусства. Наиболее значительным идеологом буржуазного либерализма был Д. Бентам, положивший начало теории утилитаризма, нашедшей выражение в проповеди практицизма, личной инициативы и предпринимательства. Его лозунг «наибольшего счастья для наибольшего количества людей» должен был привлечь массы своим откровенным утопизмом и иллюзорностью, успокоив общественное мнение, непуганое размахом рабочего движения. Обострение социальных противоречий привело буржуазную науку к постановке и необходимости разрешения ряды важнейших социальных задач, в частности проблем народного образования, борьбы с нищетой, состоянию тюрем и работных домов. В английской буржуазной идеологии, либеральной по своим устремлениям всячески пропагандировалась и обретала своих сторонников идея усовершенствования политической системы мирными парламентскими методами, законными средствами. Немалую роль в этом сыграл компромиссный характер развития Англии после «Славной революции» 1688 года и постепенное, медленное, поступательное движение в сторону развития «демократии для всех». Не случайно именно в 30- е годы возродились старые традиции выражения идей и суждений в эссеистике и очерке, стали обновляться уже известные концепции историзма в свете умеренного эволюционного плана обновления общества и его институтов. Позднее, в 50-60-е годы эти идеи найдут отражение в романах Диккенса, наряду с остронегативным отношением писателя к теории разумного эгоизма, себялюбие и практицизма. В то время как хозяева промышленности еще вели борьбу за безраздельное господство с исторически обреченной аристократией, родился и быстро начал развиваться чартизм – первое массовое, политически оформленное рабочее движение. Чартизм развернулся в середине 30-х годов и не затухал на протяжении двух десятилетий. Чартизм, принявший поистине массовый характер, наложил свою печать на целую эпоху. Участники этого движения, имевшие самостоятельные цели и интересы, противопоставляли себя эксплуататорским классам. Политическая программа, сформулированная чартизмом, предусматривала полное переустройство общества. В идеологической борьбе 30-х годов особую роль было суждено сыграть «Молодой Англии» – обществу, собравшему представителей аристократии, выступившей против политики буржуазии с позиций феодального социализма. Главой «Молодой Англии» был Б. Дизраэли. Представители «Молодой Англии» ратовали за возрождение нации, «погрязшей в грехе и пороке», и рекомендовали обратиться к религии как к серьезному нравственному оружию, нацеленному на исправление общественных противоречий. Подлинным выразителем сложностей и противоречий викторианского века было суждено стать Томасу Карлайлу, сочинения которого отразили духовную жизнь нации на протяжение целого столетия. Блестящий мыслитель и оратор, памфлетист и историк, он оказал влияние на творчество Диккенса и Герцена, Толстого и Уитмена. Он был связан с итальянскими карбонариями и английским утопическим социалистом Р. Оуэном. Карлайлу принадлежат памфлеты «Чартизм», «Прошлое и настоящее», свидетельствующие о том, что их автор был далек от апологетического восхваления буржуазных порядков и осуждения подъема рабочего движения. Десятилетия, последовавшие за избирательной реформой 1832 года, были в английской литературе временем борьбы различных направлений и тенденций. Этот период характеризовался активизацией как прогрессивных, так и реакционных сил в литературе. Основными вопросами, обсуждаемыми в конце 20 –начала 30-х годов, были вопросы, связанные с романтизмом и судьбой романтического героя. Большую популярность получили уголовно-романтические или «ньюгейтские» (от названия уголовной тюрьмы в Лондоне – Ньюгейт) романы Э. Б. Литтона, У. Эйнсворта и их школы. В этих романах на первый план выдвигалась сильная энергичная личность, рассмотренная вне общественных связей, романтизировался преступный мир. «Ньюгейтские» романы отвлекали от вопросов, волновавших в 30-х годах всю Англию, и тем самым выполняли вполне определенные общественные функции. Лорд Эдуард Бульвер Литтон – основоположник «ньюгейтского» направления в английском романе, романист, получивший широкую известность в Англии первой половины XIX века и не лишенный дарования, взял на себя в своих произведениях 30-х годов миссию обличителя буржуазных порядков, но вкладывал приговор современным законам и отношениям в уста обаятельных правонарушителей, овеянных ореолом фальшивой романтики. По своему стилю эти романы были новым вариантом «черного» или «готического» романа конца XVIII века. Героями произведений были опоэтизированные разбойники с больших дорог, совершавшие свои «подвиги» на фоне жизни провинциальной аристократии, с которой их связывали нити родства или любви. Наряду с «ньюгейтским» романом распространились многочисленные произведения школы «серебряной ложки» – светские романы таких многочисленных писательниц как Ф. Троллоп, К. Гор, Л.Лэндон и др. Увлекательный сюжет и запутанная интрига обеспечивали этим романам сбыт на книжном рынке и популярность у достаточно широкой аудитории, любящей развлекательное чтение. Авторы светских романов и поэм (произведений «серебряной ложки») рисовали искусственный мир чувств и переживаний «избранной» части общества, приукрашивали быт людей, бесконечно далеких от страданий и чаяний народных масс. Одновременно создавались десятки произведений бытописательного реализма, в который звучал голос новой крепнущей буржуазии (романы и повести Марии Эджуорт, Теодора Хука, Уильяма Коума и др.). Определяющим признаком произведений было безоговорочное принятие существующего порядка. Писатели были далеки от какого- либо посягательства на существующие отношения. В их книгах не было обличительных тенденций, которые появляются в творчестве критических реалистов. Отличительными чертами английского бытописательного реализма были юмор и кропотливое выписывание деталей быта заурядных представителей буржуазного общества. Творцы бытового романа и повести смотрели на мир глазами утилитаристов, и отнюдь не хотели видеть в окружающем чего – либо, что поколебало бы оптимизм победившего буржуа. В поэзии певцом буржуазного строя выступил Альфред Теннисон (1809 – 1892), получивший звание придворного поэта – лауреата. Стихи Теннисона, чрезвычайно мелодичные о обнаруживающие большое дарование поэта, почти все (за исключением произведений, воспевающих красоты природы) пропитаны идеями викторианской буржуазии. Мораль большинства лирических произведений Теннисона – терпение и смирение перед волей провидения, принятие вещей такими, какими они есть. Поэт, пользовавшийся широкой популярностью среди читателей середины XIX века, воспевал любовь, якобы сглаживающую социальные различия («Леди Клер», «Лорд Бэрли», «Годива»). Философские поэмы Теннисона (наиболее известная среди них – «В память» (1850)) сочетали позитивизм и христианскую религиозность. В цикле поэм, которые сам автор считал своим важнейшим произведением и над которыми работал в течение десятилетий – «Идиллии короля» – Теннисон, стилизуясь под средневековье (в основе произведений лежат средневековые легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола), проповедовал викторианскую буржуазную мораль. Писатели и поэты, которые выражали интересы пришедшей к власти буржуазии, занимали в английской литературе значительное, но отнюдь не ведущее место. Лицо английской литературы со второй трети XIX века определяют писатели – реалисты, выступившие не только правдивыми «живописцами» людей и отношений своего времени, но чаще всего суровыми и гневными их обличителями. Лучшее, что дала английская литература в этот период, написано теми авторами, которые, выступив с различных позиций критиками восторжествовавшего правопорядка, создали произведения, правдиво рисующие картину современной жизни. Страдания народных масс, рост народного протеста против гнета и эксплуатации нашли отражение в творчестве поэтов и писателей – чартистов (Эрнест Джонс, Джеральд Масси, Уильям Линтон и др.). К ним присоединили свой голос поэты и писатели, хотя и не разделявшие идеалы чартизма, но в силу тех или иных причин недовольные существующим положением вещей – передовые представители буржуазной и мелкобуржуазной интеллигенции, сторонники партии «Молодая Англия». В 30-е годы в литературу вступают Диккенс и Теккерей. Романы «Оливер Твист» и «Кэтрин» были своеобразной реакцией этих писателей на «ньюгейтские» романы. 40-е годы открывают новый этап в развитии английской литературы. Это период общественного подъема, размаха чартистского движения. Основные вехи данного периода – съезд чартистов, состоявшийся в Манчестере в 1849-ом году – революция 1848 года на континенте. Изменения идеологического климата в условиях нарастающего общественного подъема отразился на литературном процессе, и прежде всего на романе как жанре, имеющем огромное воспитательное значение. В социальных романах «голодных сороковых» – Дизраэли, Диккенса, Теккерея, сестер Бронте – получили отражение и идеи века, и состояние общественного движения, и нравственные принципы эпохи. В этот период в литературе были сильны связи с предшествующей эпохой, о чем свидетельствует проблематика исторических романов Теккерея и Бульвера, опирающихся на события XVIII века. Они выражались в прямом следовании традиции просветительского эссе и памфлета, в развитии предромантических элементов (в частности, готического романа). Просветительские тенденции сказались в постановке проблем воспитания, образования человека, формирования его идейных, нравственных и эстетических принципов. Третий этап развития английской литературы XIX века приходится на 50-60-е годы. Это было время утраченных иллюзий, пришедших на смену «большим ожиданиям». Облик романа существенно менялся вместе с изменениями общественной и духовной атмосферы. В современной английской литературоведческой науке укрепилось мнение о правомерности выделения ранних и поздних викторианцев. Если первых отличало аналитическое критическое отношение к действительности, то в творчестве поздних викторианцев заметно стремление сосредоточиться на человеке, способном абстрагироваться от окружающего и погрузиться в мир. имеющий свои нравственные и этические ценности. Меняется и отношение к литературным традициям: если раньше художников слова привлекали Филдинг и Смоллетт, то теперь они чаще опираются на традиции сентиментального бытового романа с преимущественным акцентом на обыденном, прозаическом. Погружение в человеческую психологию означает изменение масштабов изображения жизни и соотнесенности человеческой судьбы с судьбой общества. Усиливается внимание к роману эпическому, но сама эпичность снижается. Повествовательная линия обогащается за счет ее психологизации, создания атмосферы действия. Д. Элиот и Э. Троллоп знают о своих героях, их происхождении, болезнях, одежде, привычках, духовном мире больше, чем знали Диккенс и Теккерей, но степень типичности у поздних викторианцев уменьшается, поскольку в соответствии в позитивистской доктриной явления описывались, но не вскрывалась их суть. Изменение характера романа диктовалось требованиями времени, условиями социального и духовного развития Англии. Викторианская эпоха вступала в новую фазу своего развития, приближающую ее к культуре рубеже веков. Таким образом, рассматривая английскую литературу второй трети XIX века следует отметить, что ведущим направлением, главной магистралью в ней стал критический реализм, творцами которого выступили такие прозаики как Диккенс, Теккерей, Гаскелл и др. Имена Диккенса и Теккерея – крупнейших представителей направления – приобрели всемирную известность. Их творческое наследие по своему художественному и познавательному значению может быть сопоставлено с творчеством таких классиков французского критического реализма как Бальзак и Стендаль. Близко к Диккенсу стояла писательница Элизабет Гаскелл (1810 – 1865). Ее художественная манера обнаруживает несомненное воздействие манеры Диккенса. В сфере влияния Теккерея находилась Ш. Бронте (1816 – 1855), пламенная поклонница его мастерства, писавшая в совершенно своеобразной манере. Число критических реалистов в английской литературе не исчерпывается названными именами. Лучшие романы Б. Дизраэли и Ч.Кингсли, написанные в конце 40-х годов, не могут быть отнесены ни к какому другому литературному направлению. С реализмом связано и творчество такой достаточно известной в свое время писательницы как Дж. Элиот (Мэри Анн Эванс). Элиот приобрела известность благодаря таким произведениям как сборник повестей «Сцены из жизни духовенства» (1858), романы «Адам Бид» (1859), «Мельница на Флоссе» (1860) и др. Все они посвящены сельской Центральной Англии, а бытописательство в них дополняется стремлением автора преподать читателям нравственный урок. Следует отметить, что как писатель Элиот состоялась в тот период, когда западноевропейский реалистический роман уже впитал в себя идеи позитивистской философии. Писательница тяготела к натуралистическим мотивам, показывала образы своих персонажей обусловленными не только социальными, но и биологическими факторами. Соответственно драматичность и фабульность в ее произведениях отходят на второй план, а главный интерес сосредоточивается на характерах персонажей, исследовании их внутреннего мира. В целом можно сказать, что английский реализм XIX века выступает преемником реалистических традиций эпохи Просвещения. От своих предшественников- просветителей реалисты заимствуют концепцию социальной детерминированности человека, но не могут не учитывать и опыт романтиков, наследуя от них идею зависимости личности от современной ей исторической обстановки и своих психических особенностей. Подобно реалистам других европейских стран, английские писатели чаще всего ставили в центр внимания проблемы обыкновенного, взятого из жизни человека, лишенного и традиционных героических качеств, и возможности эти качества проявить. Писатели стремились к показу личности в различных связях, общественных и личных. Подавляющее большинство английских писателей и поэтов обнаруживает горячий интерес к социальной тематике, подчеркнутое стремление ставить и так или иначе разрешать коренные проблемы современности. Сложившийся в бурную эпоху, английский социальный роман критического реализма не ограничивался обличительным изображением буржуазных характеров и типизацией буржуазных отношений. Английские реалисты, рисовавшие облик современного им капитализма, касались и основных противоречий буржуазного общества. Ни Диккенс, ни Теккерей, ни другие представители критического реализма не разделяли взгляды чартистов. Все они стояли далеко от рабочего движения и не были свободны от многих представлений и предрассудков буржуазного класса. Но как бы ни была сильна зависимость этих писателей от буржуазного мировосприятия, все они восставали против худших сторон современного общества, против своекорыстия, лицемерия, эгоизма и лицемерия буржуазии. В то же время, вскрыв крупнейшие противоречия и открыв болезни современного общества (снобизм, чрезмерный эгоизм, тщеславие), писатели стремились выдвинуть на первый план благородные гуманистические идеалы – идеалы людей, нравственно здоровых и чистых, способных на самопожертвование. Обрушив беспощадную критику на все стороны современной жизни, английские реалисты опирались на богатые традиции бытоописательного и нравоописательного романа просветительского романа, боевую по тону публицистику, материалы газет и журналов своего времени. Они обогатили роман, привнеся в него элемент публицистичности, плакатности, прямой полемики с существующими идеями и философскими концепциями. Кроме того, Диккенс и Теккерей, сестры Бронте и Э. Гаскелл смогли обогатить художественную палитру своего творчества тем, что внесли в реалистическую структуру символику, элементы театра, пародии, бурлеска. Они значительно расширили функциональность художественных образов и значимость самостоятельности персонажа, чрезвычайно разнообразили повествовательную линию и обогатили диалог. Реалисты, блестящие страницы произведений которых открыли миру больше политических и социальных истин, чем это сделали все профессиональные политики, публицисты и моралисты вместе взятые, показали в своих творениях все слои буржуазии, начиная с рантье и держателя ценных бумаг, который смотрит на любое предпринимательство как на нечто вульгарное, и кончая мелким лавочником и клерком в конторе адвоката. Лучшие представители критического реализма – Диккенс, Теккерей и др. – не ограничивались изображением отдельных типов, построением типических характеров. Они давали в своих романах широкую картину жизни, обнажали мрачную изнанку тех общественных отношений, которые строила недавно восторжествовавшая промышленная олигархия, и достигали при этом высокого мастерства типизации, совершенства художественной формы. В XIX столетии наивысшего расцвета в Англии достигает роман, связанный с активной политической и социальной жизнью страны, отражающий духовные потребности общества. Писатели чаще всего создают такие разновидности романов как социальные или социально- психологические. «Домби и сын», «Холодный дом» Диккенса, «Ярмарка тщеславия» Теккерея стали наиболее яркими обобщениями, символом эпохи. Вместе с тем в стране, где всегда чтились традиции и ощущалась связь времен, огромную роль в литературе играли идеи предшествующего века – эпохи Просвещения, этой своеобразной колыбели различных жанровых разновидностей романа. Роман XVIII века – это устойчивое типологическое понятие, которое несет в себе важные структурообразующие принципы. Они характеризуются определенными свойствами, переданными в наследство XIX веку. Национальная специфика реализма, безусловно, существующая во всех литературах, объясняется и особенностями развития конкретной страны и спецификой национального менталитета. Национальное своеобразие английского реализма определяется прежде всего критической направленностью творчества большинства писателей, «живописностью», опирающейся на традиции нравоописательной сатирической живописи и графики Хогарта и Крукшенка и проявившейся не только в описаниях, пейзажных зарисовках, но и в самом принципе изображения личности и среды. Сопоставляя произведений английских реалистов с произведениями реалистов других стран, нельзя не заметить, что в английском романе шире и чаще, чем изображается рабочий класс, его страдания, обездоленность и даже его борьба. Так, люди из народа с большим сочувствием показаны почти во всех произведениях Диккенса, начиная с первых рассказов и очерков («Очерки Боза») и до последних романов писателя. В «Тяжелых временах» (1854) Диккенс рисует столкновение предпринимателей и рабочих, забастовку на предприятии. В романе «Мэри Бартон» (1848) Э. Гаскелл изображает страшные условия, в которых живут рабочие одного из промышленных пригородов Англии – Манчестера – и возникновение чартистского движения как результат этих условий. Ш. Бронте в романе «Шерли», написанном вслед за событиями 1848 года и опубликованном в 1849 году, рисует борьбу луддитов против машин в период наполеоновских войн. Говоря о положении и борьбе английских рабочих в 1810 -1812-ом годах, Бронте высказывает свои суждения об актуальных событиях современности, горячо осуждает британскую буржуазию – корыстную, эгоистичную и лицемерную. Как и вся английская литература второй трети XIX века, так и английский реалистический роман того же периода были отнюдь не однородны. Создатели реалистического романа разделяли различные убеждения, боролись за различные идеалы и принципы, причем, хотя эти идеалы были часто диаметрально противоположными, изображение современной жизни, и в частности картины жизни народа, вставали со страниц почти всех произведений. Творцы английского критического реализма в какой-то мере выражали мечту народа о лучшей жизни. В то же время все они в той или иной мере проявляли стремление оградить основы капиталистического строя, требующего в их представлении лишь решительных реформ и настоятельно необходимых, но все же не кардинальных изменений. Писатели явно искали путей примирения анталонистических сил и выступали с проповедью классового мира. Произведения английских реалистов отличаются ярко выраженным дидактизмом, отчасти связанным с протестантско-пуританскими традициями, отчасти заимствованным у просветителей. Дидактизм и нравственные категории, формирующиеся в викторианскую эпоху в общем русле развития наук, особенно политэкономии, социологии, философии, накладывают отпечаток на произведения таких писателей, как Диккенс, Элиот, Бронте и др. Именно в английском реализме XIX века сочетаются резкое обличение с тенденцией сгладить и смягчить остроту социальных конфликтов с помощью проповеди христианского гуманизма и морального совершенствования. Нравственное перевоспитание рассматривается большинством реалистов как единственно правильный путь разрешения общественных противоречий. Поражение революции 1848 года, спад чартизма после 1854 года привели к кризису в творчестве даже самых крупных писателей критического реализма. В 1860-е годы, в период экономического процветания буржуазии, промышленного подъема в Англии, который сопровождался спадом рабочего движения, вся английская литература вошла в новую фазу своего развития. |