Критический реализм в европейской литературе XIX века. Лекции Социальноисторические предпосылки формирования критического реализма
Скачать 2.28 Mb.
|
2. Жизненный и творческий путь У.Теккерея. Общественная и эстетическая позиции писателя. Вильям Мейкпис Теккерей (1811 – 1863) – крупнейший представитель английского критического реализма XIX века, один из наиболее замечательных сатириков мировой литературы. С первых дней своей творческой деятельности Теккерей – писатель и публицист – в повестях и романах, статьях и очерках беспощадно показывал неприглядные пороки современного ему общества, строго и справедливо обличал искусство, которое эти пороки скрывало или приукрашивало. Теккерей-сатирик разоблачал людей, которыми руководили законы корысти и эгоизма, подчеркивал, что эти люди не уродливые единицы, а порождение порочных общественных отношений. Троллоп Э., которого всегда считали учеником Теккерея, верно отметил, что Теккерей «всегда шутил и неизменно был серьезен. Чтобы понять его характер, нужно проникнуться сознанием того, что грусть в нем уживалась с буффонадой, слабости – с насмешками. В его душе жил дух бурлеска, тот самый дух, который не считает, что великое себя роняет, если напрашивается на улыбку». Говоря о французских реалистах своего времени Тургенев И.С. однажды заметил: «Ни один из них не решился бы сказать ... полной беззаветной правды, как, например, у нас Гоголь, а у англичан Теккерей». Вильям Мейкпис Теккерей родился в Калькутте, где его отец Ричмонд Теккерей – человек незаурядного ума и большой гуманности, состоял на британской административной службе. В 1815 году Ричмонд Теккерей внезапно скончался. Шестолетний мальчик был отправлен в Англию, чтобы получить образование, соответствующее представлениям его родных о воспитании джентльмена. Школьные годы были безрадостными для будущего писателя. «Мудрость наших предков (которой с каждым днем все более и более восхищаюсь), – писал Теккерей позднее в «Книге снобов», – установила, что воспитание молодого поколения – дело столь пустое и маловажное, что за него может взяться почти каждый человек, вооруженный розгой и надлежащей ученой степенью и рясой». Получив среднее образование в Чартерхаусе, Теккерей в 1828 году поступил в Кэмбриджский университет, где проучился очень недолго. Будучи студентом, он принимал участие в неофициальной студенческой печати. Первые стихотворные опыты Теккерея, в том числе и пародийная поэма по поводу конкурса на лучшую поэму «Тимбукту», были напечатаны в студенческом журнале «Сноб». Пробыв в университете меньше полутора лет, Теккерей, глубоко неудовлетворенный Кэмбриджем, покинул университет весной 1830 года и уехал в Германию. В Германии Теккерей с огромным интересом погружается в литературную жизнь страны. Он изучает немецкий язык, переводит произведения ряда авторов, читает произведения современной ему европейской литературы. Необходимость подумать о самостоятельном заработке заставила Теккерея вернуться на родину. Будущий писатель выбирает юридическую карьеру и начинает готовиться к ней в Темпл Баре. Маленькое наследство, полученное летом 1832 года, вскоре позволило Теккерею освободиться от занятий, которые его отнюдь не привлекали. Он едет в Париж, намереваясь там учиться рисунку и живописи. В молодости он мечтал стать художником, точнее рисовальщиком; уже в Чартерхаусе Теккерей обнаружил незаурядные способности художника. Здесь же он начал писать стихи, носившие, как правило, юмористический и сатирический характер. Вращаясь в кругу художников и литераторов, будущий писатель много и настойчиво работал над собой, часами просиживал в музеях столицы, копируя картины знаменитых мастеров. Маленькое наследство было быстро прожито. К концу 1832 года Теккерей вынужден был вернуться в Лондон, отказавшись от надежды стать художником. Вообще, можно отметить, что талант Теккерея - рисовальщика был столь значителен, что он долгое время не мог решить, кем же будет – художником или писателем. Ему принадлежат более 2000 рисунков, в том числе иллюстрации к его собственным произведениям и текстам других писателей. Обстоятельства толкнули Теккерея на тот путь, который в дальнейшем привел его в литературу: весной 1833 года Кармайкль Смит – отчим Теккерея – начал издавать небольшой радикальный журнал «Нэшнл стандарт». Соредактором отчима выступил молодой Теккерей. В качестве иностранного корреспондента он помещает в журнале статьи и очерки, посвященные вопросам международной политики. В своих статьях Теккерей затрагивает как политические, так и эстетические вопросы. Скоро «Нэшнл стэндарт» перестал выходить, просуществовав всего один год. Независимый тон некоторых статей, появившихся в журнале, вызвал недовольство в правящих кругах. После закрытия журнала Теккерей вновь уехал в Париж, где с еще большим рвением, чем прежде, стал изучать искусство. Свою деятельность репортера по вопросам международной жизни он возобновил в 1836 году, когда его неутомимый отчим вновь организовал периодическое издание – газету «Конституционалист», по своему направлению не отличающуюся от «Нэшнл стэндарт». В 1833 – 1834 годах во время своих поездок в Лондон Теккерей начал сотрудничать в журнале «Фрезере мэгезин», в котором печатался затем непрерывно в течение десяти лет. Здесь во второй половине 30-х – начале 40-х годов публикуются его замечательные литературно-критические статьи, здесь обнаруживается незаурядное дарование Теккерея как публициста, наконец, здесь же под различными псевдонимами выходят первые сатирические произведения молодого писателя. Сотрудничество Теккерея в журнале «Фрезере мэгезин» длилось вплоть до середины 50-х годов. С 1844 года писатель оказался тесно связан еще с одним сатирическим журналом – «Панч». В нем он сотрудничал также в течение ряда лет. Десятилетие 1836 – 1846 годов было тяжелым временем в жизни писателя. В 1840 году его постигает тяжелый удар: сходит с ума жена. Теккерей вынужден писать и печататься где попало, заботясь о детях, оставшихся без матери. Несмотря на тяжелые обстоятельства личной жизни, Теккерей много пишет. Именно эти годы – самый плодотворный, самый яркий и интересный период в его творческой деятельности как реалиста-сатирика. Многочисленные пародийные и сатирические повести, созданные Теккереем в конце 30-х – начале 40-х годов, сознательно замалчивались критикой, хотя и имели успех. Известность приходит к Теккерею лишь в конце 40-х годов, когда он печатает очерки «Книга снобов» и «Ярмарку тщеславия» – произведения, сделавшие его знаменитым. Только с этого времени (1846 – 1848) Теккерей заслуженно занял в современной ему литературе Англии место крупнейшего, наряду с Диккенсом, писателя. После «Ярмарки тщеславия» Теккерей выступил с рядом больших романов, которые печатались как в журналах, так и отдельными изданиями, читал публичные лекции, сотрудничал в различных журналах, сам издавал и редактировал журнал. Но тяжелая болезнь на протяжении ряда лет подтачивала здоровье замечательного мастера английской литературы. В 1863 году Теккерея не стало. Жизнь Теккерея, как и жизнь Диккенса, проходила в годы ожесточенных социальных боев в Англии. Уже первые выступления Теккерея как публициста, не говоря о его переписке и дневниках, свидетельствуют о том, как рано сложились общественно-политические взгляды писателя. В первых статьях, написанных в Париже для «Нэшнл стандарт» и потом перепечатанных, Теккерей осуждает не только монархические режимы, но самый принцип монархии: «Величие монархии, – заявляет он, – определяется лишь париком, высокими каблуками и королевской мантией, усыпанной лилиями. Цирюльник и сапожник создают те божества, которым мы готовы поклоняться». Он беспощадно издевается над королем-буржуа Луи Филиппом и лицемерием его режима. Он критически относится ко многим явлениям буржуазного строя. Во всех статьях 30-х годов Теккерей осуждает компромисс, заключенный правящими классами Великобритании, компромисс, на котором держится как государственная система, так и вся общественная жизнь Англии. Он отрицательно относится как к тори, так и к вигам и мечтает о республике, говоря о всеобщем равенстве как о самом прекрасном из идеалов. В одном письме 1831 года будущий сатирик с глубокой иронией замечает: «Рад слышать, что ныне царствующий король хорош. Но в то же время надеюсь, что он будет и последним из наших королей... Интересно бы знать, кто будет командовать армией Британской республики?». Политические взгляды Теккерея складываются на заре 30-х годов и постепенно эволюционируют в годы чартизма. Обнажив противоречия английского буржуазного общества, чартизм способствовал усилению критического отношения к нему писателя. Но тот же чартизм внушил ему и острейшую тревогу. В начале 40-х годов Теккерей с отвращением говорил о тех порядках, которые царят в Англии. «Когда наконец наступит день и эти обманщики сгинут с лица земли! – восклицает он в одном из писем к матери, с которой делился обычно самыми сокровенными мыслями и чаяниями. – Проклятые тори и виги опять договорились!» В том же письме он прямо называет свои взгляды республиканскими, говорит о ненависти к лордам, которых называет «подонками общества», о желании видеть всех равными. Значение и силу чартизма Теккерей понимает лучше многих современников: он видит его размах и сознает, какую угрозу это движение представляет для буржуазной системы. Но он же двойственно относится к чартизму. «Я очень встревожен положением в стране, – писал он матери в январе 1840 года. – А впрочем, что значит встревожен? Что мне терять? Но я совершенно убежден в том, что некоторая часть из нас пойдет к черту и что готовится потрясающая революция. А уже если она начнется, ей не будет конца. Снова вырастут баррикады на улицах Парижа и пойдет по всей Европе!» В писателе уживаются два человека: один, которому свойственна большая широта взглядов, большая глубина понимания действительности, и другой, скованный представлениями, воспитанными в нем средой, школой, людьми, с которыми он находился в постоянном общении. Относясь с отвращением ко многим явлениям буржуазного общества, Теккерей не мог отказаться от его основ. Находясь в Париже во время Июльской революции и внимательно следя за событиями на родине, Теккерей пишет матери летом 1840 года: «Я не чартист, я только республиканец. Я хотел бы только видеть всех людей равными, а эту наглую аристократию развеянной по всем ветрам». Более того, в том же письме он предсказывает то время, когда «великий лев» (то есть чартизм) встряхнет мощной гривой и стряхнет всех паразитов. Мы переживаем удивительное время и, кто знает, может быть, увидим еще свершение великих дел». И тут же звучат иные мотивы, говорящие о противоречиях в сознании писателя. Теккерей, мечтая о больших потрясениях и называя себя республиканцем и сторонником всеобщего равенства, с тревогой отстраняется от «физической силы» и видит в революционных лидерах чартизма «опасных фанатиков», которые погубят успех дела. После событий 1848 – 1849 -ого годов как в Англии, так и за ее пределами во взглядах Теккерея наступил перелом, который отразился и на его творчестве в последние 10 – 12 лет жизни. Резко критическое отношение к обществу, в котором он жил и творил, и одновременно тревожное и недоверчивое отношение к революционным методам его перестройки – таково противоречие, характеризующее настроение Теккерея в зрелые годы. Отсюда его скептицизм, наложивший свой неизгладимый отпечаток на все творчество писателя начиная с «Ярмарки тщеславия», отсюда и пессимизм, который звучит в большинстве произведений великого сатирика. В своей переписке с друзьями Теккерей не раз признавался в том, что не знал народа, и упрекал себя в том, что предметом его изображения были лишь господствующие классы. Но как бы писатель ни ограничивал картину изображаемого им общества, обличительный характер его образов поставил его в первый ряд крупнейших художников-реалистов Англии XIX столетия. Жизнь английского буржуа начинает восприниматься Теккереем как «жизнь вообще». Противоречия буржуазной английской действительности XIX века писатель возводит в общий закон жизни. Не социальные отношения определяют для него характер общества, а то, что он называет «человеческой натурой». Пороки современного ему английского буржуа рассматриваются им как неизменные качества человека. Вся человеческая история начинает восприниматься Теккереем как бесконечная и бессмысленная карусель. «Какие истории можно назвать новыми, – пишет он, начиная роман «Ньюкомы».– Все типы и все характеры проходят через все мировые басни... И басни были до Эзопа, и, без сомнения, ослы под львиными шкурами ревели и по-древнееврейски, и хитрые лисицы льстили по-этрусски, и волки в овечьей шкуре скрипели зубами по-санскритски». Признав английского буржуа мерилом человека, Теккерей делает и следующий шаг, логически вытекающий из этого признания. Он раскрывает пропасть, которая существует между практикой буржуазного общества и моралью, которую оно проповедует, и в то же время подменяет противоречия буржуазного общества исконными, с его точки зрения, пороками человеческой натуры. Рассматривая зло буржуазного мира как неустранимое, он приходит к выводу о неустранимости и вечности зла, царящего во всем мире, что углубляет его пессимизм. Борьба становилась бессмысленной. Вывод, сделанный Теккереем еще в конце первого этапа его литературной деятельности, определил как творческий метод, так и характер сатиры одного из крупнейших представителей английского критического реализма. Эстетическая позиция Теккерея определилась рано. Его воззрения на искусство, сложившиеся к началу 30-х годов, ясно говорят об общественной направленности его мыслей уже в начале творческой деятельности. В те годы, когда формировалось мировоззрение писателя, в литературной жизни Англии еще не закончились бои между романтиками различных направлений, и в то же время в Западной Европе уже рождался критический реализм. В философско-эстетических взглядах писателя на первый план выдвигается его непримиримость ко всякому украшательству, чрезмерному преувеличению, ложной патетике и искажению истины. Основное и исходное положение эстетики молодого Теккерея – требование строгой правдивости в искусстве. Второе, неразрывно связанное с первым, – требование осознать общественную роль всякого искусства. В эстетике Теккерея улавливается связь с традицией Просвещения. XVIII век был любимым веком писателя, он часто повторял, что живет именно в нем. С просветителями, о которых Теккерей с самого начала своего творческого пути говорил с большой теплотой и восхищением, писателя роднило сознание глубокой ответственности художника перед обществом, стремление к правдивому отражению жизни. В очерке «Сочинения Филдинга» (1840) писатель дает высокую оценку автору «Тома Джонса», называет его одним из самых тщательных и взыскательных художников в истории английской литературы. «Историю Тома Джонса Найденыша» Теккерей рассматривал как «изумительное создание человеческого гения». В это романе, по его мнению, «нет ни одного, пусть самого незначительного эпизода, который не способствовал бы развития действия, не вытекал бы из предыдущего и не составил бы неотъемлемой части единого целого». Все, что противоречит в искусстве правдивому отражению жизни, все, что смягчает и сглаживает, скрывая ее суровые стороны, он уже в молодые годы сурово и непримиримо осуждает. Он питает ненависть ко всякой аффектации, риторике и пафосу, ко всему, что лишает художественный образ простоты и естественности и тем нарушает его убедительность. В связи с этим Теккерей одностороннее и порой слишком критически относился к романтикам всех направлений, включая даже Байрона и Скотта. Романтическая приподнятость была несовместима с представлениями Теккерея о прекрасном (то есть правдивом)в искусстве. Враждебны были Теккерею все виды искусства, претендующего на то, чтобы стоять «над жизнью». По его убеждению, художник обязан учить и не имеет права бесстрастно фиксировать явления жизни, не вмешиваясь в кипящую вокруг него борьбу. Жонглирование фразами в прозе, изысканность формы при пустоте содержания в поэзии выводили писателя из себя. Все эти взгляды Теккерея определили не только его отношение к литературе, но и его позицию в современной борьбе направлений – позицию страстного и активного борца. Объявив себя учеником Филдинга, но пойдя дальше писателя XVIII века по пути реалистического и обличительного изображения современной ему жизни, Теккерей с первых шагов своей литературной деятельности стремился к реалистическому живописанию современных нравов и отдал много сил последовательной борьбе против тех направлений в литературе и искусстве, которые считал основанными на порочном эстетическом фундаменте. 3. Основные этапы творчества Теккерея. В творчестве Теккерея можно выделить два больших этапа: первый – 1834 – 1848 -ой годы, второй – 1848 – 1863 -ий годы. Наиболее плодотворным периодом в творчестве Теккерея были первые 14 лет его литературной деятельности (1834 – 1848). В это время искусство Теккерея как сатирика и реалиста непрерывно совершенствовалось, а реализм его углублялся. Писатель выступал в различных литературных жанрах, много и плодотворно работал. Характер его творчества в 30 – 40-х годах определялся глубоким интересом к общественно-политической жизни его времени. Став профессиональным журналистом, Теккерей в своих статьях, а также в очерках и сатирических стихах, помещавшихся в различных газетах и журналах, живо и чрезвычайно горячо откликался на важнейшие события современности как на родине, так и за ее пределами. С позиций демократа и республиканца он обрушивался на те явления в общественной, политической и культурной жизни, в каких она так или иначе проявлялась. Будучи талантливым графиком, он сам иллюстрировал свои статьи и очерки злыми и меткими карикатурами, удачно дополнявшими и развивавшими литературный текст. В статьях-памфлетах Теккерей в начале 30-х годов разоблачал режим Луи Филиппа (многие .из его статей были перепечатаны в «Парижских заметках», вышедших в 1840-ом году). В очерках и заметках он высказывал свои суждения о порядках в Великобритании. В 1842-ом году Теккерей создает памфлет «Лекции мисс Тикльтоби по истории Англии», в которых сатирическое осмысление получает официальное толкование истории. Это произведение было снабжено писателем великолепными злыми карикатурами, иллюстрациями, не оставлявшими ни малейшего намека на святость и порядочность законных монархов и аристократических особ. Цикл лекций печатался в журнале «Панч», но повествование было доведено лишь до Столетней войны, так как редактор журнала был, очевидно, несколько скандализирован слишком вольным обращением молодого автора с устоявшимися авторитетами национальной истории. Комментарии мисс Тикльтоби иногда воспринимаются как откровенные выпады самого Теккерея против коронованных особ, делавших историю: «Это войны, о которых так приятно читать у Фриссуара… но в действительности они не так приятны. Когда мы читаем, что королевский сын Черный Принц сжег 500 городов и деревень на юге Франции, опустошив всю округу и изгнав население Бог весть куда, вы можете себе представить, каковы были эти войны и что если они служили хорошей потехой для рыцарей и воинов, то для народа они были вовсе не так приятны». Обращение к истории означало для Теккерея и более пристальное внимание к современным событиям, которые имели непосредственную связь с прошлым. Наследуя великие традиции Шелли и Байрона, Теккерей пишет «Книгу ирландских очерков» (1843). Это по существу отчет писателя и публициста, посетившего страну и делящегося своими грустными впечатлениями с современниками, которые плохо знают об истинном положении ирландского народа. Теккерей отмечает вопиющие случаи безработицы, нищеты, социальной несправедливости, которые он наблюдал в Ирландии, и называет причины недовольства ирландского народа объективными, указывая, что ирландцы хотят добиться соблюдения элементарных человеческих прав. Как и Диккенс, Теккерей составляет для себя политическую программу улучшения состояния дел в стране, предлагая укрепить положение среднего класса, который станет оплотом демократических свобод и будет способствовать устранению социального неравенства. Развитие политических событий в Англии и на континенте побуждает Теккерея к созданию сатирического произведения «История будущей французской революции» (1844). Это своеобразный футурологический памфлет – предсказание, действие которого отнесено к 1884 году; в шуточном изображении событий выступают сатирически острые зарисовки характеров претендентов на престол и взгляды автора на важнейшие политические и социальные проблемы. Существенную роль в формировании взглядов молодого Теккерея сыграло его сотрудничество во «Фрэзерс мэгезин», где он регулярно печатал очерки об известных романистах. («Романы прославленных авторов»). Статьи Теккерея были насыщены наступательным духом, полны непримиримости по отношению к обличаемому противнику. Автор горячо отстаивал общественный смысл искусства, остроумно и зло полемизируя с теми писателями, которые пытались объявить искусство самоцелью. Политические настроения и эстетические взгляды Теккерея нашли отражение в той борьбе, которую он повел с середины 30-х годов против реакционных направлений в английской литературе этих лет. Голос торийской реакции, ненавистной Теккерею, звучал в 30-х годах в произведениях различного характера, но все они имели в конечном счете единый общественный смысл. Теккерей ополчался против писателей, выступавших как идеологи реакционных кругов английского общества после реформы 1832 года (уголовно-романтически произведения Бульвера и его школы, фальшиво приукрашавшие благородных разбойников; творения светских авторов «школы серебряной ложки» того же Бульвера и целой плеяды писательниц и поэтесс). Критически высказывался Теккерей и против политической ориентации «Молодой Англии», главой которой являлся в то время Дизраэли. Свое отношение к романтизму, точнее, к романтической идеализации и преувеличениям, Теккерей изложил в знаменитой «Рейнской легенде» (1845). Объектом пародии становятся романы Дюма, в которых действуют герои, совершающие невероятные подвиги и распутывающие огромное количество тайн. Нарочито преувеличивая и героизируя похождения героев Дюма, Теккерей вступает в полемику с современной историографией, утверждающей результаты прогресса в разумной и просвещенной стране. Теккерей доказывает обратное – современная эпохи негероическая, а романтических героев не существует. Эта пародия появилась тогда, когда школа В. Скотта была вытеснена его эпигонами и посредственными учениками, которые отдали дань историческому роману, нисколько не думая о невозможности механически переносить в другое время открытия и достижения Скотта. Все антиреалистические произведения вызывали негодование молодого Теккерея. Поэтому он полемизировал с авторами так называемого ньюгейтского романа Бульвера и его учеников не только в своих публицистических очерках, но и в ряде пародийных произведений: «Катерина» (1840), «Убого благородная» (1840), «Карьера Барри Линдона» (1844) и др. В этих произведениях Теккерей остро, едко и смело издевался над напыщенным, играющим на мелодраматических эффектах и ложной сентиментальности творчеством своих современников. Персонажи Теккерея этого периода являются подчеркнуто приземленными. В них нет ничего от роковых, загадочных, таинственных и привлекательных героев Бульвера и Дизраэли. Это жестокая и корыстная содержательница трактира Катерина Хейс, убившая мужа, чтобы вступить в более выгодный брак. Это Джордж Брандон (пародия на денди и светского льва), соблазнивший наивную и доверчивую Кэрри Ганн, дочь хозяйки меблированных комнат. Самым крупным из пародийных произведений стал роман «Карьера Барри Линдона», по- своему значению далеко выходящий за пределы полемики с Бульвером и его школой. Высмеивая сторонников «ньюгейтских» романов – приключений, Теккерей изображает похождения обнищавшего английского дворянина XVIII века Барри Линдона, выдающего себя за кавалера дю Барри. Приключения Барри оказываются столь же неприглядны, как непригляден он сам – циник, лжец, обманщик и шулер, человек, лишенный каких-либо принципов. Барри высокомерно-презрительно относится к окружающим, он самоуверен и беспринципен, готов торговать своим титулом, оружием, родиной. В жизни он преследует только одну цель – достижение наибольшей выгоды и наибольших наслаждений, какой бы ценой это ни давалось. Его образ должен был вызвать отвращение к подобным личностям и учить видеть фальшь романтической их трактовки в литературе. Барри начисто лишен всяких романтических черт. Но в отличие от романтических героев он везде преуспевает. Теккерей, упрекавший создателей «ньюгейтского» романа в том, что изображаемые ими события происходят вне всякой связи с общественной обстановкой, тщательно следит за типичностью тех обстоятельств, в которых выступает его герой, убедительно мотивирует как его характер, так и причину его успеха. Барри Линдон – отпрыск обнищавшего дворянского рода Ирландии. Испорченность Барри – результат того воспитания, которое он получает в совершенно деморализованной семье. Причина этой деморализации – порабощение Ирландии и ее зависимое от Англии положение. Окруженный людьми глубоко испорченными, Барри с детства убеждается в силе денег, в том, что живет в эпоху, когда только деньги могут обеспечить счастье и успех. Мальчишкой, убив на дуэли офицера и бежав из родных мест, Барри начинает свой жизненный путь среди солдат наемной армии Фридриха II, грабит и поджигает наравне со всеми участниками захватнических войн. Он не гнушается затем роли платного шпиона, проходит все ступени успеха за карточным столом в гостиных знатных особ и владетельных князей и, наконец, женится ради денег на богатой вдове. Умирает Барри от белой горячки в стенах долговой тюрьмы. Теккерей рисует яркий сатирический образ человека, порожденного новыми буржуазными отношениями, верного эгоистической морали. Но в центре романа жизнь того общества, которое определило этот характер. Созревшее реалистическое мастерство писателя выступает в изображении захватнической семилетней войны, которую он называет бойней для народа. Сохраняя историзм в описании прошлого, автор создает образы, не теряющие своей обобщающей силы и для современности. Стилизуя свой рассказ под мемуары, он блестяще раскрывает общественную жизнь второй половины XVIII века и высказывает о ней свои суждения. Аристократия на континенте Европы рисуется не менее продажной, чем аристократия Британских островов. Притом автор показывает, что перед деньгами рассыпаются в прах все старинные представления о чести и элементарные понятия о честности. «Карьера Барри Линдона» – первый роман Теккерея, где писатель выступает обличителем общества, в котором решающую роль играют деньги. Являясь защитником правды в искусстве, Теккерей, как и Диккенс, считает, что писатели «обязаны, конечно, показывать жизнь такой, какой она действительно представляется им, а не навязывать публике фигуры, претендующие на верность человеческой природе, – обаятельных весельчаков-головорезов, убийц, надушенных розовым маслом, любезных извозчиков, принцев Родольфов, то есть персонажей, которые не существовали и не могли существовать». Теккерей выступает за реалистическую литературу, из которой пытается изгнать «фальшивые характеры и фальшивую мораль». Ведя настойчивую и чрезвычайно целеустремленную полемику со своими литературными противниками, Теккерей также печатает сатирические повести, посвященные окружающей его жизни. В них писатель воплотил те представления о правдивом отражении действительности, которые защищал в своих публицистических статьях. «С моей точки зрения, – писал Теккерей в статье в 1845 году, лучшая тема романиста – изображение быта и нравов общества». Так возникают «Записки Желтоплюша» (1837 – 1838), «Убого благородная» и «Дневник Кокса» (1840), «Бриллиант Хоггарта» (1841 – .1842), «Очерки Фитцбудля» и другие сатирические повести Теккерея, отражающие современность. Писатель создает произведения разнообразных жанров. Но все они направлены против беспринципности, ханжества и проникнуты острым пародийным духом, что ведет к развенчанию псевдогероического и ложноромантического в обыденной прозаической действительности. Эти произведения Теккерея – своеобразная проба пера, но также и реализация писательских замыслов, подтверждающих правильность его позиции художника и гуманиста. Крупнейшим из сатирических произведений, рисующих современность, становится до «Ярмарки тщеславия» «Книга снобов». Серия очерков «Английские снобы» («Книга снобов»), в которых Теккерей-сатирик впервые назвал своим именем порок, осмеянный им в более ранних произведениях, подвела итог первому этапу в развитии художника. На втором этапе своего творческого пути Теккерей пишет «Ярмарку тщеславия», которая считается вершиной творчества писателя. В дальнейшем он создает такие произведения как «Ньюкомы», «История Пенденниса», «История Генри Эсмонда», «Виргинцы» и др. Писатель все реже обращается к изображению современной ему жизни. После «Истории Пенденниса» и «Ньюкомов» – хроники одного английского семейства – автор обращается к обрисовке прошлого. Все эти произведения считаются достаточно значительным явлением в литературном процессе XIX века. И все же в историю английской литературы Теккерей прежде всего вошел как создатель «Книги снобов» и «Ярмарки тщеславия». |