Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.1. Сущность социального действия

  • 2.3. Мотивация социального действия

  • Потребность достижения

  • Потребность соучастия

  • Потребность властвовать

  • 2.4.Формы социального взаимодействия: сотрудничество и соперничество. Социальный конфликт как разновидность соперничества

  • Соц. лекция №2 Социальное действие и взаимодействие. Лекция Формирование социальных отношений социальное действие и взаимодействие


    Скачать 87 Kb.
    НазваниеЛекция Формирование социальных отношений социальное действие и взаимодействие
    Дата03.04.2023
    Размер87 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлалекция №2 Социальное действие и взаимодействие.doc
    ТипЛекция
    #1033045

    Лекция № 2. Формирование социальных отношений:

    социальное действие и взаимодействие

    2.1. Сущность социального действия

    Природа сыграла большую роль в формировании социума, однако первой и важнейшей «единицей отсчета» социальной жизни, исходным элементов и единицей анализа социума является социальное действие – осознанное усилие индивида, направленное на достижение цели, находящееся в связи с действиями других, влияющее на них и испытывающее влияние поведения других.

    Сознательный выбор цели – непременное условие социального действия. Оно совершаются на основе осознания ситуации и возможных последствий. Но действия приобретают социальный характер не только потому, что осознаются, но и потому, что ориентируются на реакцию других людей. Социальная жизнь – это система взаимных ожиданий и обязательств многих людей.

    Ориентация действий индивида на реакцию других людей, по мнению М.Вебера, является своеобразным «индикатором», позволяющим отличить социальное действие отмнимого. «Социальное действие, - пишет М.Вебер, – включая невмешательство или терпеливое принятие - может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других».

    Социальный характер действиям придают только социальные причины. М.Вебер привел такой пример. Предположим, что внезапно пошел дождь – и прохожие открыли зонты. Со стороны может показаться, что они сделали это, учитывая реакцию других прохожих, но на деле причиной этого действия была природная стихия. Открытие зонта, бегство от наводнения, пожара не является социальным действием.

    Таким образом, отличительными чертами социального действия являются: преднамеренность, целенаправленность, сознательность, ориентированность на оценки и реакции других людей, повторяемость, регулярность, систематичность.

    Когда люди учитывают в своих действиях ожидания других, социальные отношения обретают предсказуемость и стабильность.

    Индивид не в состоянии просчитать до конца все свои действия, учесть возможные содействия и противодействия. Именно поэтому социальная жизнь полна неожиданностей. Но она всегда есть результат усилий самих людей, которые совершают различные выборы. Совокупность разнонаправленных действий и особенно их мотивы помогают понять сущность социума. Важнейшими мотивами деятельности людей, как установили А.Маслоу, К.Альдерфер, Д.Макклелланд, Ф.Герцберг, являются многообразные потребности, как витальные (в пище, одежде, отдыхе, безопасности), так и социальные, специфически человеческие (потребность в общении, принадлежности к социальной группе, признании, творческом самовыражении).

    Спорным в социологии остается вопрос о субъекте социального действия. В рамках социологического реализма, получившего наиболее полное воплощение в учении Э.Дюркгейма, считается, что это общество, «надиндивидуальная реальность», не сводимая к простой сумме индивидов. Общество предопределяет поведение индивида, предоставляя ему в пользование сложившиеся задолго до его рождения ценности, нормы, традиции.

    Выразителем другого подхода - социологического номинализма - стал М.Вебер, настаивавший на том, что единственным реальным социальным субъектом является единичный индивид, реализующий во взаимодействии с другими индивидами свои цели. Любые формы коллективности (государство, общество, экономика, культура) – это результат совместной деятельности людей, а не ее начало.

    Теория индивидуального действия Т.Парсонса (1902-1979) в некоторой степени примиряет крайности предшествующих концепций. Человек, реализуя свои потребности, ориентируется на определенную цель. Для ее достижения он выбирает из множества средств те, которые подходят ему и соответствуют условиям ситуации, одобряются (или нет) принятыми в обществе нормами и ценностями.

    2.2. Социальный контакт и взаимодействие как виды социальной связи

    Человек связан с другими людьми множеством невидимых нитей. Эти связи могут быть разными по форме, продолжительности, значимости: кратковременными или долговременными, постоянными, важными или малозначимыми, неформальными или формальными. Безотносительно к своему характеру, социальная связь возникает тогда, когда существует зависимость индивидов друг от друга в процессе реализации их жизненных целей. Социальная связь - это зависимость, реализуемая через социальное действие.

    Любая социальная связь характеризуется наличием таких элементов:

    • взаимодействующие субъекты;

    • интересующий их объект;

    • разделяемые субъектами правила, на основании которых будет строиться взаимодействие.

    Каждый элемент по-своему важен для осуществления социальной связи, отсутствие хотя бы одного из них сделает ее невозможной.

    Социальная связь осуществляется в форме социального контакта или социального взаимодействия. Социальный контактэто единичное, случайное, мимолетное действие, не оказывающее существенного влияния на жизнь и деятельность людей.

    Ежедневно каждый из нас совершает множество таких действий: покупает проездной билет в автобусе, газету в киоске, батон хлеба в магазине, здороваемся с вахтером. Несмотря на многочисленность таких связей, они не играют серьезной роли в социальной жизни. Ведущее значение в ней имеетсоциальное взаимодействие.

    Социальное взаимодействие– регулярный, систематический, возобновляемый обмен действиями, ориентированными на ответную реакцию партнера, сопровождающийся усложнением социальных связей.

    Вся жизнь сложноорганизованного (современного) общества основана на взаимодействиях - скоординированных, надежных и устойчивых связях – взаимодействиях. Государство, церковь, трудовые коллективы, общественные организации, социальные группы, семья – это различные формы социальных взаимодействий.

    Современные исследователи Дж.Хоманс, П.Блау представили социальные взаимодействия как обменматериальными, моральными, эмоциональными ресурсами. По мнению Дж.Хоманса, «социальное поведение представляет собой обмен деятельностью, осязаемый или неосязаемый, приводящий к большему или меньшему вознаграждению и издержкам, в котором участвуют, по крайней мере, два человека».

    Для того чтобы обмен действиями состоялся, каждый участник должен быть заинтересован в нем. Чем же так привлекает людей этот процесс? Прежде всего, ценностью средств обмена - материальных объектов или духовных качеств, способностей, достоинств и умений, которые в нашем понимании являются ценностью.

    Обладая ими, мы имеем возможность приобрести в порядке обмена не менее ценные объекты или отношения. Ценности, участвующие в обмене, делят на материальные (деньги, товары) или социальные (уверенность в завтрашнем дне, безопасность), моральные (верность, дружба, любовь, уважение) или интеллектуальные (знания, профессиональные навыки), а также уступки, влекущие изменение поведения. Наиболее ценным средством вознаграждения, по мнению П.Блау, являются уступки, на которые одна сторона, пользуясь властью, вынуждает идти другую, находящуюся в зависимости от нее.

    Для успешного взаимодействия люди должны придерживаться единых принципов, «правил игры» или постулатов, по выражению Дж. Хоманса:

    А) постулат успеха: чем чаще какое-либо действие приводит к вознаграждению, тем более вероятно, что человек вновь поступит так же: «Рыбак, который забросил удочку в темную заводь и поймал рыбу, с большей охотой будет вновь рыбачить в темных заводях». Большим стимулирующим действием, по мнению Дж. Хоманса, обладают не регулярные, а спорадические вознаграждения (как в азартных играх). Они заставляют человека вновь и вновь повторять успешное действие.

    Б) постулат ценности: чем большую ценность представляет для человека результат его действия, тем выше вероятность того, что он так поступит. Если нам важно одобрение конкретного человека, мы будем прилагать все усилия для того, чтобы его получить.

    В) постулат насыщения – пресыщения: чем чаще в недавнем прошлом человек получал определенные вознаграждения, тем меньшую ценность будет для него представлять каждое последующее вознаграждение.

    Г) постулат рациональности: выбирая между альтернативными действиями, человек изберет то, которое одновременно обладает высокой ценностью и наиболее легко достижимо.

    Д) постулат равновесия: вознаграждение индивида должно соответствовать его затратам по выполнению функциональных обязанностей. Иными словами, в социальной системе должно существовать единое и обязательное для всех участников правило вознаграждения, которое образно можно сформулировать так: каждому – по его труду (чем сложнее и качественнее выполненная работа и чем большее значение она имеет, тем выше должно быть ее вознаграждение).

    Представленные Дж.Хомансом постулаты (принципы) социального взаимодействия раскрывают механизм формирования системы ценностей общества, в рамках которой индивид взвешивает собственные и чужие действия. На этих принципах формируются многообразные общественные отношения – от межличностных до международных.

    2.3. Мотивация социального действия

    Система социальных действий и взаимодействий образует социальную реальность - систему ценностных ориентиров общества. Её развитие происходило от случайных взаимодействий к систематическим, от преходящих, временных идеалов к устойчивым ценностям, которые раскрывают сущность того или иного общества.

    Попытки выяснить зависимость характера общества от распространенных в нем мотивов социальных связей предпринимали многие исследователи. Так, Ф.Тённис обнаружил в человеческой истории два отличающихся типа организации социальной жизни – общину и общество, регулировавшихся на основе двух видов воли – инстинктивной (эмоциональной: дружба, любовь, семейно-родственные отношения) и рассудочной (в основе которой лежит стремление к достижению сознательно поставленной цели – государство, торговля).

    Э.Дюркгейм различал механические солидарные связи примитивного общества и органическую солидарность развитого общества. Механическая солидарность основана на сходстве, эмоциональной близости индивидов, кровно-родственных узах, а органическая – на разделении труда, различиях выполняемых функций, порождающих взаимную зависимость индивидов. Органическая солидарность более требовательна, беспристрастна, объективна, связана не с конкретной личностью, а с выполняемыми ею функциями.

    Вывод Ф.Тённиса и Э.Дюркгейма состоял в том, что социальная реальность развивается по пути от преимущественно эмоциональных отношений к рациональным. Эта идея получила дальнейшее развитие в работах М.Вебера (типология действий – см. лекция 1) и Т.Парсонса.

    В жизни перечисленные виды социальных действий, как правило, сочетаются: люди сознательно стремятся к рационально обоснованным целям, соблюдают при этом традиции и принятые правила, жертвуют выгодой ради сохранения своего доброго имени, испытывают гнев, ненависть или эйфорию. Но в истории общественных отношений та или иная мотивация социального действия всегда доминирует: традиционная преобладает в традиционном обществе (в Европе этот тип общества существовал до XVIII века), а в современном господствуют рациональные мотивы. На их распространение, по мнению М.Вебера, огромное влияние оказал протестантизм, который поощрял такие качества личности как трудолюбие, дисциплина, бережливость, стремление к профессиональному успеху.

    Теории мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере их предмет сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка понять, что побуждает человека к деятельности. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются: теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория ERG (потребностей существования роста и связей), разработанная К. Альдерфером, теория приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланда, теория двух факторов Ф. Герцберга, теория ожиданий В. Врума, модель Портера-Лаулера.

    Теория мотивации потребностей Маслоу


    Концепция иерархии потребностей Маслоу включает следующие основные идеи и предпосылки мотивации:

    • человек постоянно ощущает какие-то потребности;

    • человек испытывает определенный набор сильно выраженных потребностей, которые могут быть объединены в определенные группы;

    • группы потребностей иерархически расположены по отношению друг к другу;

    • потребности, если они не удовлетворены, побуждают человека к действиям; удовлетворенные потребности не мотивируют людей;

    • если одна потребность удовлетворяется, то ее место занимает другая неудовлетворенная потребность;

    • обычно человек ощущает одновременно несколько различных потребностей, комплексно взаимодействующих между собой;

    • потребности, находящиеся ближе к основанию «пирамиды», требуют первостепенного удовлетворения; потребности более высокого уровня начинают активно действовать на человека после того, как в основном удовлетворены потребности более низкого уровня;

    • потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим числом способов, нежели потребности нижнего уровня.

    Так же, как и Маслоу, Клейтон Альдерфер в своей теории исходит из того, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы. Но считает, что существует три группы потребностей: 1) потребности существования, 2) потребности связи, 3) потребности роста.

    Группы потребностей в данной теории достаточно четко соотносятся с группами потребностей теории Маслоу.

    Потребности существования как бы включают две группы потребностей пирамиды Маслоу — потребности безопасности, за исключением групповой безопасности, и физиологические потребности. Группа потребностей связи явно корреспондируете группой потребностей принадлежности и причастности.

    Потребность связи, по Альдерферу, отражает социальную природу человека, его стремление быть членом семьи, иметь коллег, друзей, врагов, начальников и подчиненных. Поэтому к данной группе можно отнести также часть потребностей признания и самоутверждения из пирамиды Маслоу, которые связаны со стремлением человека занимать определенное положение в окружающем мире, а также ту часть потребностей безопасности пирамиды Маслоу, которые связаны с групповой безопасностью. Потребности роста аналогичны потребностям самовыражения пирамиды Маслоу и включают также те потребности группы признания и самоутверждения, которые связаны со стремлением к развитию уверенности, к самосовершенствованию, и т.п. Эти три группы потребностей, также как и в концепции Маслоу, иерархичны.

    Однако между теориями Маслоу и Альдерфера есть одно принципиальное различие: если Маслоу считает, что происходит движение от потребности к потребности в основном снизу вверх — от низших потребностей к высшим, то, по Альдерферу, движение происходит в обе стороны — вверх, если не удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если неудовлетворена потребность более высокого уровня; при этом в случае неудовлетворения потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека на этот уровень.

    В соответствии с теорией Альдерфера иерархия потребностей отражает восхождение от более конкретных потребностей к менее конкретным и каждый раз, когда потребность не удовлетворяется, происходит переключение на более простую потребность. Процесс движения вверх по уровням потребностей Альдерфер называет процессом удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз — процессом фрустрации. Наличие двух направлений движения в удовлетворении потребностей открывает дополнительные возможности в мотивировании человека. Теория потребностей Альдерфера относительно «молода» и не имеет достаточного эмпирического подтверждения ее правильности. Однако знание этой теории полезно для практики управления, так как она открывает для менеджеров перспективы поиска эффективных форм мотивирования, соотносящихся с более низким уровнем потребностей, если нет возможности создать условия для удовлетворения потребностей более высокого уровня.

    Теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда


    Теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда определяет мотивацию человека к деятельности и связана с изучением и описанием влияния соучастия и потребности властвования. По мнению Мак-Клелланда, потребности низших уровней (витальные) в современном мире, как правило, уже удовлетворены, поэтому следует уделять внимание удовлетворению высших потребностей человека. Эти потребности, если они достаточно четко проявляются у человека, оказывают заметное воздействие на его поведение, заставляя прилагать усилия и осуществлять действия, которые должны привести к удовлетворению этих потребностей. При этом Мак-Клелланд рассматривает эти потребности как приобретенные под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения.

    Потребность достижения проявляется в стремлении человека достигать стоящих перед ним целей более эффективно, чем он это делал раньше. Человек с высоким уровнем потребности достижения предпочитает самостоятельно ставить перед собой цель и обычно выбирает умеренно сложные цели и задачи, исходя из того, чего он может достичь и что он может сделать. Таким людям нравится принимать решения и отвечать за них, они одержимы теми задачами, которые решают, и берут на себя персональную ответственность.

    На основе проведенных исследований Мак-Клелланд пришел к выводу, что данная потребность может характеризовать не только отдельных людей, но и отдельные общества. Те общества, где высока потребность достижения, обычно имеют развитую экономику. Наоборот, в обществах, характеризуемых слабой потребностью достижения, экономика развивается низкими темпами либо совсем не развивается.

    Потребность соучастияпроявляется в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими. Люди с высокой потребностью соучастия стараются устанавливать и поддерживать хорошие отношения, получить одобрение и поддержку окружающих, обеспокоены тем, что о них думают другие. Для них очень важен тог факт, что они нужны кому-то.

    Потребность властвовать так же, как и две предыдущие, является приобретенной, развивается на основе обучения, жизненного опыта и состоит в том, что человек стремится контролировать ресурсы и процессы, протекающие в его окружении. Основной направленностью данной потребности является стремление контролировать действия других, оказывать влияние на их поведение, брать на себя ответственность за их действия и поведение. Потребность властвовать имеет два полюса: во-первых, стремление иметь как можно больше власти, контролировать все и всех, во-вторых, стремление полностью отказываться от каких-либо притязаний на власть, желание избегать таких ситуаций и действий, которые связаны с необходимостью выполнять властные функции.

    Потребности достижения, соучастия и властвования в теории Мак-Клелланда не исключают друг друга и не расположены иерархически, как концепции Маслоу и теории Альдерфера. Более того, проявление влияния этих потребностей на поведение человека зависит от их взаимовлияния. Например, если индивид находится на руководящей позиции и имеет высокую потребность властвования, то для успешного осуществления управленческой деятельности в соответствии со стремлением к удовлетворению этой потребности желательно, чтобы потребность в соучастии была у него выражена относительно слабо. К негативному, с точки зрения выполнения менеджером своей работы, влиянию также может приводить комбинация сильной потребности достижения и сильной потребности властвования, так как первая потребность все время будет ориентировать властвование на достижение личных интересов менеджера. По-видимому, нельзя делать однозначных выводов о том, в каком направлении воздействуют друг на друга три названные потребности. Однако совершенно очевидно, что необходимо принимать во внимание их взаимовлияние при анализе мотивации и поведения человека и выработке методов управления процессом формирования и удовлетворения потребностей.

    2.4.Формы социального взаимодействия: сотрудничество и соперничество.

    Социальный конфликт как разновидность соперничества

    В самом общем виде взаимодействия людей можно разделить на горизонтальные (когда индивиды или социальные группы не находятся в отношениях господства и подчинения между собой) и вертикальные (когда участники занимают разные ступени на социальной лестнице). К горизонтальным формам социального взаимодействия можно отнести сотрудничество и соперничество (отношения между соседями, друзьями, конкурентами), а к вертикальным – власть и зависимость (начальник – подчиненный, хозяин – рабочий, помещик – крестьянин и т.д.). Сотрудничество имеет множество проявлений: деловое партнерство, дружба, солидарность, политический союз государств, политические блоки партий и общественных организаций, клубы по интересам, различные организации, дружба и любовь. Иными словами, всякое взаимодействие, сопровождаемое взаимной заинтересованностью, поддержкой, уважением, взаимными гарантиями, направленное на достижение в чем-то совпадающих (но не аналогичных) целей можно назвать сотрудничеством.

    Соперничество проявляется в стремлении опередить другого, добиться большего успеха, овладеть единолично желаемым ресурсом. Характерная особенность соперничества – наличие неделимого объекта, представляющего интерес для участников взаимодействия. Именно он определяет аналогичность целей участников и создает основу для соперничества. Формами соперничества являются конкуренция и конфликт. В отличие от конфликта, конкуренция не сопровождается агрессивными попытками одной из сторон лишить другую ценности или даже уничтожить. Другим отличием является то, что конкуренция не всегда предполагает знакомство с соперником (конкурирующие производители товаров не обязательно знакомы друг с другом), а конфликт имеет адресную направленность. Кроме того, главное в конкуренции – произвести положительное впечатление на третью сторону, независимого арбитра (потребителей товаров, приемную комиссию). Конфликт же предполагает прямое воздействие на конкурента.

    Социальный конфликт не всегда является продолжением конкуренции, его причины гораздо шире. Он может возникнуть и на основе сотрудничества, если одна из сторон будет предпринимать попытки изменить устоявшиеся правила взаимодействия, перераспределить ресурсы или полномочия в свою пользу.

    Конфликт может быть вызван: информационными причинами (искажение информации, умышленное сокрытие фактов, многозначность высказываний); структурными преобразованиями (сокращение штатных единиц, увольнение сотрудников, необоснованные наказания или поощрения, перераспределением ресурсов между отделами); факторами, связанными со спецификой отношений в коллективе (неопределенная система оценки поведения, его одобрения или неодобрения, отсутствие единых критериев оценки деятельности и продвижения персонала, психологическая несовместимость сотрудников, неодобрение стиля поведения руководства: проявлений агрессии, эгоизма, жестокости и множеством других причин).

    Причины конфликтов всегда сводятся к несогласию одной из сторон с ценностями и целями другой, взаимной непримиримости их установок, нежеланию идти навстречу друг другу. Для развития конфликта необходимы лидеры, ресурсы. Углублению конфликта способствуют попустительская политика руководства (если конфликт развивается в деловой организации), исторические традиции (например, кровная месть), слабость политических институтов, не обеспечивающих порядок в обществе. По своей сути любой конфликт есть «одновременно развертывание действия и противодействия. Это реализация намерений и вместе с тем преодоление сопротивления, которое неизбежно встречается в ходе этой реализации. Это исключительно сложное совместное действие, по меньшей мере, двух сторон, объединенных противостоянием».

    Конфликт имеет множество форм проявления: а) по масштабам распространения (локализации) выделяют межличностные конфликты, конфликт между личностью и группой, межгрупповые, региональные, глобальные; б) по направленности: горизонтальные (между равными по положению субъектами) и вертикальные (между вышестоящими и нижестоящими на социальной лестнице субъектами, например, начальником и подчиненным); в) по социальным последствиям: позитивные конфликты (например, творческие конфликты, результатом которых является нахождение нового нестандартного решения творческой проблемы, создание научной школы, нового направления в исследованиях, внедрение инноваций, сплочение единомышленников в борьбе против общей проблемы и др.) и негативные, разрушительные, заканчивающиеся распадом коллектива, снижением творческой активности, потерей ориентиров развития.

    Современные руководители знают, что конфликт – это одна из форм взаимодействия, но его негативные последствия легче предупредить, чем разрешить.

    Таким образом, сущность социума предопределяется реализующимися в различных формах (сотрудничество и соперничество, господство и подчинение, организация и дезорганизация) социальными взаимодействиями, выступающими первоосновой любой человеческой деятельности, ее базовыми элементами.



    написать администратору сайта