Главная страница
Навигация по странице:

  • Социальность

  • Опосредованность

  • Пластичность

  • Стереотип

  • Социальная психология конспект лекций. Лекция Понятие и стереотипы социального развития личности 10


    Скачать 228.47 Kb.
    НазваниеЛекция Понятие и стереотипы социального развития личности 10
    Дата02.12.2021
    Размер228.47 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоциальная психология конспект лекций.docx
    ТипЛекция
    #288870
    страница3 из 30
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

    ЛЕКЦИЯ № 3. Понятие и стереотипы социального развития личности



    Необратимость, направленность и закономерность выступают основными характеристиками любого развития как процесса.

    В психологии понятие социального развития человека означает развитие его личности и психики в процессе установления многообразных социальных отношений.

    Под развитием личности понимается формирование социального качества индивида в результате его социализации и воспитания.

    Развитие психики определяется как закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

    Развитие рассматривают в процессе филогенеза и онтогенеза. Филогенетическое становление структуры психики осуществляется в ходе биологической эволюции вида.

    Онтогенетическое формирование структуры психики происходит в течение жизни отдельного индивида от рождения до смерти.

    Выделяют три основных фактора развития личности: задатки, активность и внешнее окружение.

    Учение Л. С. Выготского о высших психических функциях человека обусловило необходимость исследования развития психики и социального развития человека в диалектическом единстве.

    Он один из первых изучил вопрос о влиянии социальных условий на динамику психических процессов человека, выделил психические функции человека, которые формируются в специфических условиях социализации и обладают некоторыми особыми признаками.

    Определены два уровня психических процессов: естественные и высшие.

    Естественные функции даны индивиду как природному существу и реализуются в спонтанном реагировании (как, например, у животных).

    Высшие психические функции (ВПФ) могут быть развиты только в процессе онтогенеза при социальном взаимодействии.

    Определены пять основных признаков ВПФ: сложность, социальность, опосредованность, произвольность и пластичность.

    Сложность проявляется в том, что ВПФ многообразны по особенностям формирования и развития, по структуре и составу условно выделенных частей и связей между ними.

    Сложность определяется спецификой отношений некоторых результатов филогенетического развития человека с результатами онтогенетического развития на уровне психических процессов.

    Социальность ВПФ определяется их происхождением.

    Они могут развиваться только в процессе взаимодействия людей друг с другом.

    Опосредованность ВПФ наблюдается в способах их функционирования.

    Произвольными ВПФ являются по способу осуществления. Человек способен

    осознавать свои функции и осуществлять деятельность в определенном направлении, предвосхищая возможный результат, анализируя свой опыт, корректируя поведение и деятельность.

    Произвольность ВПФ определяется тем, что индивид способен действовать целенаправленно, преодолевая препятствия и прилагая соответствующие усилия.

    Пластичность ВПФ представляет собой их способность к относительно устойчивому существованию вне зависимости от некоторых повреждений.

    В наше время достаточно широко распространены стереотипы понимания социального развития человека , часто декларируемые на публицистическом уровне средствами массовой коммуникации, к ним относятся:

    1. стереотип ограничения возраста социального развития;

    2. стереотип абсолютизации детства;

    3. стереотип абсолютизации факторов предопределенности;

    4. стереотип абсолютизации задатков и способностей;

    5. стереотип неограниченных возможностей человека. Рассмотрим суть первых двух стереотипов.

    Стереотип ограничения возраста социального развития человека возник как побочный эффект распространения результатов исследований в области детской и возрастной психологии.

    На протяжении многих лет внимание психологов было прежде всего приковано к проблемам детской психологии, динамике детского развития, возрастным изменениям, противоречиям и кризисам.

    Такое внимание вполне оправдано, поскольку именно в детском возрасте формируются психологические основы личности.

    Возрастных периодизаций детского развития значительно больше, чем периодизаций развития взрослого человека, и они более широко известны.

    Получило распространение мнение, что человек развивается до определенного возраста, а дальше идет только процесс старения и угасания.

    Это не совсем так.

    Формы развития человека меняются на протяжении жизни: физическое развитие, интеллектуальное, социальное, духовное.

    Те или иные формы развития преобладают на разных возрастных этапах жизни. Доминирование физического развития сменяется преобладанием интеллектуального,

    затем социального и духовного.

    Многие величайшие открытия были сделаны учеными, возраст которых превышал 50

    лет.
    То же самое можно сказать и о создании многих произведений искусства.

    Более того, творческая активность личности рассматривается современной психологией

    как наиболее благоприятное условие долгой и продуктивной жизни.

    Взрослый человек интересен современной психологии не менее, чем ребенок.

    Интенсивно развиваются и получают распространение науки, изучающие именно взрослого человека, например андрогогика – наука о закономерностях развития, обучения и воспитания взрослых.

    Второй стереотип понимания социального развития человека связан с первым и во многом обусловлен им.

    Это стереотип абсолютизации детства .


    Суть данного стереотипа заключается в ошибочном мнении, что в детстве закладываются все предпосылки развития личности.

    Детство столь значительно определяет многие направления социального развития индивида и жизненный путь личности, что его абсолютизация на первый взгляд кажется правильной.

    Особое влияние на представления о значении детства оказали всемирно известные работы З. Фрейда и Э.Берна.

    Однако в данных исследованиях изучались проблемы социальной патологии, развития

    неврозов, обусловленных нарушениями социализации и воспитания именно в детском возрасте.

    Согласованные действия людей отличаются высокой пластичностью и гибкостью.

    Хотя для всех повторяющихся ситуаций существует сеть конвенциальных норм, любая ситуация уникальна. Люди способны справляются с трудностями.

    Такая гибкая координация возможна потому, что каждый участник действует независимо, приспосабливаясь к другим участникам, по мере того как они вместе продвигаются к общей цели.

    В каждом случае человек принимает решение и действует в соответствии с собственной оценкой ситуации.

    Джордж Мидутверждал, что взаимные приспособления значительно облегчаются благодаря способности людей формировать представления о самих себе как о перцептуальных объектах. Этот процесс обеспечивается путем принятия ролей других.

    Каждый человек способен сформировать «я-образ» он может представить, как выглядит в глазах других людей, включенных в данную ситуацию.

    Личная ответственность фиксируется человеком в тот момент, когда он представляет себе, чего ждут от него другие участники.

    Бывают моменты, когда самосознание очень остро: кто не привык к публичным выступлениям и вынужден обратиться к группе, может забыть, что хотел сказать.

    Иногда самосознание почти полностью отсутствует. Если человек поглощен захватывающей картиной, он не сознает ничего, кроме развития сюжета.

    В большинстве случаев люди находятся между этими двумя крайностями.

    Человек особенно ясно сознает себя в тех ситуациях, где люди зависимы друг от друга.

    Любой человек, который зависит от кооперации с другими, становится особенно восприимчив к их взглядам.

    Он не может себе позволить сделать такое, что вызвало бы у других колебания, лишило бы его их поддержки.

    Формирование «я-образов» есть распространение приспособительной тенденции.

    Образы возникают, когда появляется какого-то рода препятствие в деятельности; этот же принцип справедлив и для «я-образов». Человек начинает сознавать самого себя как особый объект в таких ситуациях, когда он зависит от других.

    По мнению Дж. Мида, самоконтроль возможен потому, что действия людей по отношению к самим себе в значительной мере того же порядка, как и их действия по отношению к другим людям или действия других по отношению к ним.

    По З. Фрейду, чувство вины может рассматриваться как форма самонаказания. Самоконтроль невозможен без «я-образов».

    Пока человек не способен относиться к себе как к перцептуальному объекту и ясно представить себе, как ему следует поступить, он не может реагировать на свои действия.

    Когда человек сформировал «я-образ», происходит воображаемая репетиция, в ходе которой оцениваются возможные реакции других на его поступок.

    Самосознание служит защитой от импульсивного поведения. Оно позволяет людям изолировать себя от других и делать свое поведение более конвенциальным.

    Благодаря обдуманному планированию действия становятся менее спонтанными. Самоконтроль связан с таким поведением, которое изменяется в зависимости от того,

    как оно выглядит с точки зрения, приписываемой другим участникам совместной деятельности.

    Сущность полоролевой идентификации индивидов усвоение субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола.

    В процессе первичной социализации индивид усваивает нормативные представления о соматических, психологических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.

    Ребенок сначала осознает свою принадлежность к определенному полу, затем у него формируется социальный идеал полоролевого поведения, отвечающий его системе

    представлений о наиболее положительных чертах конкретных представителей данного пола.

    Механизм полоролевой идентификации претерпевает существенные изменения в современном мире.

    В традиционных обществах, лишенных социальной динамики, полоролевая идентификация отличается относительно жесткой определенностью, что связано с четкой социальной фиксацией маскулинности (социальный эталон мужественности) и фемининности (эталон женственности).

    Для обозначения людей, успешно сочетающих в себе мужские и женские психологические качества, американский психолог С.Беемввел понятие андрогинии .

    Андрогинные индивиды выступают в процессе социализации как наиболее адаптивные, поскольку, не нарушая эталонных моделей поведения представителей своего пола, обладают некоторыми психологическими качествами, составляющими социальные достоинства представителей другого пола.

    Чем патриархальнее страна, тем в большей степени можно наблюдать жесткое деление деятельности на традиционно мужскую и традиционно женскую.

    Д.Майерсрассматривает такое деление в зависимости от факторов культуры и эпохи.

    Половая социализация имеет существенные различия в индустриальном обществе, земледельческом обществе и номадических культурах (культурах кочевников и собирателей).

    Половые различия между мужчинами и женщинами, определяющие набор ожидаемых образцов поведения, обозначаются как тендерные различия , или тендерные социальные роли .

    Динамика процессов полоролевой идентификации в противоречивых условиях современной социализации способствует появлению негативных социально-психологических явлений.

    Нарушения полоролевой идентификации возникают чаще всего при неправильном воспитании, например, когда родители очень хотели мальчика, а родилась девочка, которую они воспитали, как мальчика, и наоборот.

    Иногда это происходит, если в воспитании ребенка принимает участие только один родитель, представляющий эталон только мужского или только женского поведения.

    Возникает путаница ролей, приводящая к нарушению нормальных отношений с представителями другого пола.

    Иногда на процессы полоролевой идентификации может негативно повлиять мода, если она нацелена на устранение различий в стиле одежды, манерах поведения и характерных социальных проявлениях мужчин и женщин.

    Полоролевая идентификация является одним из ведущих механизмов социализации в любом обществе.

    Она сопровождает реализацию многих других механизмов: социальную оценку желаемого поведения, подражание, конформизм и др.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


    написать администратору сайта