История сестринского дела. Лекция предыстория сестринского дела. Любовь и забота лучшее лекарство Парацельс
Скачать 165 Kb.
|
В 1845 году Софья Степановна принимает на себя обязанности председательницы Совета детских приютов. В 1848 году во время эпидемии холеры в Москве, С. С. Щербатова основывает общину сестер милосердия, получившую название Никольской. К организации данной общины она привлекла известного доктора Федора Петровича Гааза. Ф. П. Гааз был одним из первых врачей, привлекших женщин к уходу за больными. Им первым в штатное расписание Павловской больницы в Москве был включен женский обслуживающий персонал: «Для улучшения ухода за больными вместо состоящих для ухода инвалидных солдат и жен их поставлено определить по найму исключительно женскую прислугу - сидельниц, вместо поваров иметь кухарок». В 1850 году в Одессе была учреждена «Стурдзовская богадельня сердобольных сестер». Богадельня состояла из общины сестер и больницы для их практического обучения. Позже была организована бесплатная лечебница для приходящих больных и детская больница. Медицинское обслуживание получали только больные женского пола. При больнице состояли старший врач и несколько и лекарей-помощников. Как и Петербургская служба сестер милосердия, Одесские «Сердобольные сестры» едва справлялись с наплывом желающих получить хотя бы какую-нибудь медицинскую помощь. Во время Крымской войны (1853-1856) особенно остро проявился недостаток сестер милосердия. Русская женщина всегда отзывалась сердцем на народные бедствия и шла бескорыстно на помощь в горе, в нужде и несчастии. Великая княгиня Елена Павловна взяла на себя организацию женской помощи больным и раненым на поле битвы. Таким образом, в 1854 году в Петербурге была создана община сестер милосердия, названная Крестовоздвиженской. Пошли туда богатые и знатные, бедные и простые - все одинаково воодушевленные горячим желанием послужить людям в несчастии, помочь и утешить в страданиях. Устав общины был составлен Н. И. Пироговым. Главной целью общины была подготовка сестер милосердия для ухода за ранеными и больными в действующей армии. Известно, что Н. И. Пирогов предложил разделить сестер на перевязочных, дежурных, аптекарек и сестер-хозяек. Он разработал специальные инструкции для каждой из этих групп. Сестры милосердия вели журнал, где отмечали недостатки в уходе за ранеными и больными, обнаруженные во время дежурств. Это значительно повышало качество их работы и ответственность. Забывая собственную опасность, эти святые женщины дни и ночи проводили в госпиталях и на перевязочных пунктах. Сестры Крестовоздвиженекой общины помогали хирургам во время операций: следили за пульсом, держали руку или моту во время ампутации и даже накладывали лигатуру на сосуд, из которого после отнятия конечности сочилась артериальная кровь. Они помогали докторам на перевязках, подавали больным лекарство, питье. Ни гангрена, ни тиф, ни холера - ничто не страшило этих отдавшихся на великий христианский подвиг женщин. С необыкновенной кротостью и терпением отвечали они на капризы больных, успокаивали их ласковым словом, утешали скорым выздоровлением. В результате перегрузки передовых госпиталей ранеными Н. И. Пирогов предложил создать госпиталь в Екатеринославле. После его развертывания началась эвакуация раненых из Крыма. Н. И. Пирогов лично организовывал отправку раненых и больных, выделял для ухода за ними в пути лучших сестер милосердия. Много сделали сестры милосердия для улучшения медицинской помощи раненым и больным при введении Н. И. Пироговым сортировки. Во время Крымской войны и сестры Никольской общины вместе с отрядом «Сердобольных вдов» Московского вдовьего дома помогали в действующей армии. Именно в период Крымской войны русская женщина впервые вышла из сферы домашней жизни на поприще государственной службы, показав высокие деловые и нравственные качества. Примером явилась дочь Петербургского губернатора Екатерина Михайловна Бакунина. Когда формировалась община сестер милосердия для помощи раненым на театре военных действий, Е. М. Бакунина жила в Москве и оттуда, руководствуясь лучшими побуждениями, стремлением оказывать помощь раненым на бастионах Севастополя, она ходатайствовала о зачислении в общину. В связи с этим Е. Бакунина стала посещать московские больницы с целью знакомства с делом ухода за больными. Из Петербурга не было известий, родные и близкие были против затеи Екатерины Михайловны, и она вынуждена была написать в Петербург следующие замечательные слова: «Внучка адмирала Ивана Логиновича Голенищева-Кутузова желает ходить за матросами, то странно, кажется, отказывать ей в этом...» Е. М. Бакунина все-таки выехала в Севастополь и своей деятельностью там заслужила полное признание и любовь со стороны раненых и уважение Н. И. Пирогова: «Е. М. Бакунина вела все дела присмотра за уходом больных с таким тактом, энергией и совестливостью, что полученный успех оказался блестящим и для всех здравомыслящих людей неоспоримым. Все, что прежде удерживали и не выдавали, и теперь еще старались удерживать, но Бакунина, пунктуально исполняя мои и других медиков предписания, настоятельно вытребовала недоданное». Е. М. Бакунина участвовала и в русско-турецкой войне (1877-1878) в качестве члена отряда Красного Креста на Кавказе. В целях поощрения и увековечения заслуг сестер в Крымской войне комитетом Крестовоздвиженской общины был учрежден позолоченный крест. 158 сестер были награждены этим крестом, 68 сестер были представлены к бронзовой медали «За оборону Севастополя», среди них Екатерина Хитрова, Екатерина Бакунина, Дарья Севастопольская и многие другие. Вернувшись домой, они продолжали трудиться у постели больных. В марте 1856 года в Петербурге Обществом призрения бедных была создана Максимилиановская лечебница для приходящих больных. За два месяца существования она оказала бесплатную помощь 180 больным. В этой лечебнице по инициативе главного врача Крестовоздвиженской общины В. И. Тарасова работали сестры милосердия, вернувшиеся с Крымской войны. Они были также прикомандированы к больницам для чернорабочих, к Елизаветинской детской больнице. Немного позднее сестры милосердия были введены в военно-сухопутные госпитали. Цель В. И. Тарасова состояла в подготовке «деятельных помощниц врача», но, кроме того, и в помощи бедным больным, которым предоставлялась возможность бесплатно лечиться. Движение сестер милосердия стало распространяться по России. Несколько сестринских общин было открыто в Москве. Из Никольской общины выделилась группа сестер милосердия во главе с княгиней Н. Б. Шаховской, которая в 1866 году учредила общину сестер милосердия «Утоли моя печали». Сестры этой общины работали в тюремной больнице. Через 8 лет было выстроено главное здание общины, в котором было устроено общежитие сестер. На третьем этаже здания была психиатрическая больница на 70 коек, а в центре здания находилась церковь. Плата за лечение была довольно высока: в общей палате - 100 руб; в отдельной - 200 руб. В 1892 году начала функционировать бесплатная амбулатория, названная Александро-Мариинской. Была выстроена больница, которая давала приют и лечение детям и молодым людям до 18 лет, тут же размещался приют для престарелых сестер общины на 30 человек. В 1866 году Дамское попечительство о бедных создает совершенно новое для России учреждение - приют во имя св. Марии Магдалины для женщин, девушек и малолетних девочек, занимавшихся проституцией и пожелавших встать на праведный путь. Первой руководительницей приюта была княгиня Ольга Алексеевна Голицына - дочь С. С. Щербатовой. Женщины и девушки, прожившие в приюте 3 года, получали право на его попечение, заключавшееся в оказании помощи в трудоустройстве. Они работали сиделками в больницах, устраивались в мастерские и частные дома. Выходившие замуж получали скромное приданое. Вслед за Александровской в Москве открылись другие общины сестер милосердия. Наиболее крупной явилась Покровская. При этой общине действовали: приют для детей-сирот, шестиклассная школа, фельдшерские курсы, школа шелководства, амбулатория, больница, госпиталь, дом для престарелых монахинь и сестер милосердия. В Уставе общины определялись следующие задачи: подготовка сестер милосердия, оказание помощи больным, воспитание детей. Существовало три разряда сестер: испытуемые, младшие, старшие - крестовицы (5 лет работы). Все те, кто хотел поступить в сестры милосердия, предварительно проходили испытательный срок по крайней мере один год. В 1867 году было создано Общество попечения о раненых и больных, которое в дальнейшем было переименовано в Российское Общество Красного Креста, основной задачей которого являлась подготовка сестер милосердия. В 70-х годах под руководством С. П. Боткина организована община Святого Георгия (Георгиевская) по подготовке сестер милосердия. К 1877 году Россия имела 300 дипломированных сестер. Опыт Крымской кампании получил развитие в русско-турецкой войне (1877-1878), на театрах военных действий в Черногории и в Сербии. Перед началом русско-турецкой войны на учете было всего 279 сестер. Председатель общества попечения о раненых и больных запросил у Главного военно-госпитального комитета об ускоренной (6-недельной) подготовке сестер. Ряд общин медицинских сестер Петербурга (Свято-Троицкая, Крестовоздвиженская, Георгиевская и Покровская) стали принимать женщин на курсы. Аналогичные курсы подготовки сестер милосердия открылись и в других городах России. Весной 1878 года в войсках разразилась эпидемия тифа. Тиф с каждым днем разрастался, и вскоре все госпитали оказались переполнены больными. Почти все медсестры переболели тифом, немало их погибло. Несмотря на невероятно тяжелые условия работы в госпиталях, сестры по-прежнему сохраняли самообладание и с еще большей самоотверженностью обслуживали раненых и больных. Они провели гигантскую работу на эвакопунктах. Если учесть, что Дунайская армия за всю кампанию потеряла ранеными 43 416, а больными 875 543 человека, значительная часть которых была эвакуирована в Россию, то можно себе представить титанический труд сестер, работавших на эвакопунктах и санитарном транспорте. Более 5% от общего числа сестер стали жертвами тифа и других заболеваний. Все участницы войны получили медали, учрежденные в память о русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Шесть медицинских сестер были награждены серебряными медалями «За храбрость», и почти все сестры - знаком отличия Красного Креста. Многие сестры милосердия, вернувшиеся домой, остались материально необеспеченными и не у дел. По ходатайству главного военно-госпитального комитета 23 января 1879 года был издан приказ о материальной помощи и назначении пенсии, что несколько улучшило положение сестер, вернувшихся с войны. В 1897 году Русское общество Красного Креста учредило в Петербурге институт братьев милосердия, существовавший до 1917 года, целью которого была подготовка мужского персонала по уходу за больными и ранеными и оказанию помощи в несчастных случаях, с двухгодичным сроком обучения. В 1901 году возникла община сестер милосердия св. Апостола Павла. Задачи общины были следующими: оказание помощи больным, бедным, которая выражалась в бесплатном уходе за ними на дому по запросам участковых попечительств, городских и университетских клинических амбулаторий. Не остались безучастными медицинские сестры и к военным действиям в русско-японской войне (1904-1905). В 1904 году получила развитие новая форма помощи пострадавшим воинам - посемейный приют, стали создаваться частные лазареты и госпитали. В целом, общины сестер милосердия были своеобразными трудовыми коммунами, где функционировали детские приюты и школы, больницы и амбулатории, ремесленные и художественные мастерские и обязательные постоянно действующие курсы медицинских сестер. Уставы общин мало чем отличались один от другого. Неизменными их условиями были целомудрие и строгость поведения, любовь и милосердие к ближнему, трудолюбие и самоотверженность, дисциплинированность и беспрекословное подчинение начальству. Уставы общин хотя и были строгими, но в отличие от монастырских сохраняли за членами общины некоторые элементы свободы. Сестры имели право владеть наследственным и собственным имуществом, при желании могли вернуться к родителям, вступить в брак. Среди сестер милосердия было много женщин и девушек знатного происхождения. Однако устав не позволял никому делать никаких скидок, да никто и не стремился к привилегиям, все с одинаковой самоотверженностью переносили тяготы трудовых будней мирного времени и лишения и опасности фронтовой жизни. В 1914 году началась первая мировая война. С первых же дней объявления войны все находившиеся в России женщины дома Романовых принялись за организацию лазаретов, санитарных поездов, складов белья и медикаментов, приютов и мастерских для увечных воинов, помощи семьям солдат. Уже к декабрю 1914 года в Москве было открыто 800 лазаретов. Вдовствующая императрица Мария Федоровна учредила госпитали в Минске, Киеве и Тифлисе. Лазареты организовали и все великие княжны. Но блестящие светские дамы не ограничивались попечительством и ассигнованием денег. Они работали. Когда началась война, императрица Александра Федоровна вместе со старшими дочерьми Ольгой и Татьяной прошла кратковременные курсы ухода за ранеными. Простыми сестрами милосердия они ежедневно трудились в царскосельском лазарете - на операциях подавали инструменты, делали перевязки, в том числе самые сложные, требовавшие большого профессионализма, ухаживали за ранеными, чистили инструменты, работали на складе - делали бинты, готовили к отправке на фронт одежду и медикаменты. В сохранившихся дневниках Великой княгини Ольги Николаевны, не предназначенных для постороннего, особенно чувствуется неподдельный интерес, любовь и сострадание к людям. Императрица Александра Федоровна писала о перевязках, которые делала, о состоянии подопечных раненых, о смерти тех, к кому успела привязаться и кого успела полюбить. Из записок Великого князя Александра Михайловича: «...иногда и солдаты отказывались верить, что сестра, которая так нежно и терпеливо за ними ухаживала, была родною сестрою Государя и дочерью императора Александра III». В 1914 году вышло распоряжение пригласить на добровольных началах вдов и направить их в Санкт-Петербургскую больницу для «прямого назначения как ходить и смотреть за больными». После годичного испытания они были приведены к присяге, после которой на каждую посвященную императрица Мария Федоровна возложила особый знак - золотой крест, на одной из сторон которого было написано: «Сердоболие». Женский труд в медицине становится заметным явлением и занимает подобающее ему место в лечении и уходе за ранеными и больными. Высокие моральные качества, служение страдающим людям становятся традицией русских сестер милосердия. После Октябрьской революции 1917 года практически все центры подготовки сестер милосердия подчинялись Главному управлению Российского Общества Красного Креста (РОКК). 7 августа 1918 года Совнарком РСФСР издал декрет, которым Советскому Красному Кресту были присвоены юридические права общественной организации, работающей на основе Женевской конференции 1864 года. Председателем Советского Красного Креста был назначен заместитель Наркома здравоохранения и начальник Главного военно-санитарного управления 3. П. Соловьев. Функции подготовки сестер были переданы Наркомздраву. 15 октября 1921 года Международный Красный Крест опубликовал Постановление о признании Советского Красного Креста. До революции практически не существовало подготовки медицинских сестер по охране материнства и младенчества. Только в 1905 году в Москве по инициативе акушера А. Н. Рахманова был основан первый образцово поставленный родильный дом, в котором, кроме оказания квалифицированной акушерско-гинекологической помощи, детей впервые отделяли от матерей в детские палаты и уход за ними поручали специальным сестрам. Поэтому в 1918 году Институтом охраны материнства и младенчества был поставлен вопрос о необходимости подготовки сестер данного профиля. Были открыты 9-месячные курсы по их подготовке, которые через четыре года стали 2-годичными. После Октябрьской революции подготовкой медицинских сестер занимались школы, открытые в 1920 году. Для этих школ Наркомздрав утвердил «План обучения и программы школ сестер милосердия». В задачу школ входило «подготовить ухаживающий персонал у постели больных, умелый, добросовестный, правильно понимающий свою роль в жизни лечебного заведения». В Положении о школах особенно подчеркивалась необходимость сугубо практического метода обучения: «Центр тяжести обучения сестер в правильно поставленной школе должен лежать в практических занятиях у постели больных». Поэтому признавалось необходимым «постоянное пребывание учащихся в больнице на протяжении всего рабочего дня». В 1922 году средние медицинские учебные заведения перешли в ведение Главпрофобра Наркомпроса РСФСР. В 1927 г. утверждается Положение о медицинской сестре, в котором были четко определены обязанности медицинской сестры по уходу за больными. С этого времени профессиональный статус медицинской сестры был определен. 25-30 октября 1922 года была проведена 1-я Всероссийская конференция по среднему медицинскому образованию, на которой были определены типы средних медицинских учебных заведений и основные профили подготовки медицинских сестер. Для практической работы лечебных учреждений было признано необходимым готовить медицинскую сестру по следующим направлениям: сестра для лечебных учреждений, по охране материнства и младенчества (позже сестра-воспитательница), для социальной помощи. В стране начали создаваться фельдшерско - акушерские школы, школы по подготовке сестер по уходу за больными, сестер по охране материнства и младенчества, курсы по переквалификации ротных фельдшеров. В Москве был организован специальный профилактический техникум по подготовке сестер социальной помощи. К 1924 году были составлены новые учебные планы и программы для школ (позднее курсов) подготовки сестер по уходу за больными. В пояснительной записке к учебному плану была указана особенность этих программ: «Сестра должна быть не только механическим выполнителем назначения врача, но она должна ясно отдавать себе отчет в значении указанного метода лечения». |