История сестринского дела. Лекция предыстория сестринского дела. Любовь и забота лучшее лекарство Парацельс
Скачать 165 Kb.
|
ЛЕКЦИЯ № 1. ПРЕДЫСТОРИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА. «Любовь и забота – лучшее лекарство» Парацельс Медицина существует столько же, сколько существует культура. Медицина является не только наукой, но и социальным институтом, т.е. исторически обусловленной системой социальных учреждений. О сестринском деле говорят, что это самая юная наука и самое древнее искусство. Как всякая наука, сестринское дело имеет свою историю, которая охватывает тысячелетия. Зарождение медицины связано с ранними этапами развития человека и человеческого общества. Весьма реально, что вначале медицина была достоянием всех и каждого, а не профессией немногих избранников. Впоследствии, женщина, став главой человеческого рода, первой начала сознательно обобщать этот народный опыт и в силу своего ответственного положения в обществе, использовать его на практике в целях излечения сородичей. История дает основания полагать, что именно женщина была первым лекарем нашей планеты; и народный эпос сохранил об этом добрую память. Женщина, как глава рода, заботилась не только о питании, поддержании очага, но также о благополучии и здоровье своих сородичей. Древние славяне называли их «берегинями». Первобытный человек увековечил память о женщинах, оставив их изображения: каменные изваяния женщин-прародительниц, женщин-хранительниц домашнего очага. Женщин-«берегинь» находят сегодня на всех континентах и многочисленных островах нашей планеты в археологических слоях, относящихся к позднему палеолиту. Подробных данных о первых женщинах-врачевателях история не сохранила. Но народный эпос из глубины веков донес до нас имена врачевательниц, живших в эпоху матриархата: в Египте - Могучая Полидамна, в Чехии - мудрая Каза, в Колхиде - Медея. В древнейших памятниках письменности сохранились имена женщин-врачевательниц, живших в эпоху первобытного строя. Так, в «Илиаде» Гомер называет светлокудрую Агамеду, знавшую все целебные травы, «сколько земля их рождает». Можно утверждать, что накапливавшихся в период матриархата опыт врачевания лег в основу медицинских знаний, которые человечество обрело гораздо позднее. Первые медицинские познания зародились в человеческом обществе не в связи с верованиями, а в тесной связи с условиями жизни, питанием, борьбой за существование. Религия возникла в человеческом обществе значительно позже в связи с расслоением его на классы. Помощь больным, страждущим являлась долгом каждого, кто исповедовал христианство. Основными «лекарями» были священники или знахари, а потому и основными «лечебными учреждениями» были храмы (например, храмы Асклепия). Больницы развивались из церквей. В средние века они скорее походили на прибежище бедняков, на пресловутые приюты. По мере утверждения христианства как государственной господствующей религии в Европе, христианская церковь взяла на себя заботу о немощных и больных. Эта обязанность лежала на дьяконах (от греческого diakonos - служитель). Им помогали женщины, называвшиеся дьякониссами. В число дьяконисс нередко вступали лица знатных фамилий и даже особы царского рода. В византийских христианских монастырях в обязательном порядке создавались богадельни и убежища-кельи для больных; как правило, там проживала небольшая группа бедных (до десяти больных). Это было милосердие «Богу угодное». С XI века дома-кельи стали называться больницами, а в странах Европы — госпиталями. Христиане верили, что спасение в загробной жизни будет зависеть от хорошего обращения друг с другом в этой жизни. Это оказывало сильное воздействие на развитие заботы о бедняках, голодных и больных. Характерным для общества того времени была ценность людей, способных беречь здоровье и исцелять. Древние целительницы использовали то, чему их научили наблюдения и история. Основными приемами исцеления в рабовладельческом обществе были заклинания, молитвы, амулеты, жертвоприношения. С течением времени, с прибавлением знаний по уходу за больными стали использоваться домашние снадобья - уголь, сажа, зола, холодная и теплая вода, покой, хорошая пища, чистый воздух, травы, различные массажи, молитвы и обряды. В XI веке во многих городах Германии и Нидерландов были созданы общины женщин и девиц, называвшие себя бегинами. Они также занимались уходом за больными. Такие общины сохранялись до XX века. За больными и умирающими ухаживали не только женщины. Во времена Крестовых походов (XII век) появились военизированные медицинские ордена, например, тевтонских рыцарей. После военных походов было основано много монастырей, где в свод необходимых знаний и умений входило умение оказывать медицинскую помощь. Поскольку там можно было получить образование, многие молодые люди стремились в монастыри с целью изучения медицины. С учреждением рыцарских орденов многие из них посвящали себя уходу за больными. Так, например, члены ордена святого Лазаря в Иерусалиме посвящали себя уходу за прокаженными. От названия ордена св. Лазаря произошло название лазарета. Получил большую известность основанный крестоносцами в Палестине духовно-рыцарский орден госпитальеров, названный по иерусалимскому госпиталю св. Иоанна - странноприимному дому для паломников. Небезынтересно, что великим магистром его в 1798 году был избран российский император Павел I. С XII века появляются духовные попечительства о больных - госпитальные братья и сестры. Орден «Братьев милосердия» был основан в 1540 году в Испании. Община св. Елизаветы («Елизаветинки») существовала с ХШ века в Германии. В XII веке появились различные учения, трактаты об уходе за больными. Один из трактатов принадлежит Салернской школе. Салернская медицинская школа возникла на юге Италии в IX веке ив 1213 году вошла в состав Салернского университета на правах факультета. Ученые этой школы написали множество сочинений, посвященных уходу за больными. Так, Феррарий написал исследование о лихорадке, Музандин - сочинение о приготовлении кушаний и напитков для больных. Арнольд из Виллановы является создателем написанного в стихах трактата под названием: «Regimen sandtatis Salernitanum» - «Салернский кодекс здоровья». В этом кодексе сформулированы правила режима дня и питания, подробно рассматриваются свойства различных пищевых продуктов, плодов и растений и их лечебное действие. Немалое место в этих наставлениях занимают описания рациональных движений и омовений, которым еще древние предшественники Салерно уделяли большое внимание. Салернские предписания для сохранения здоровья не утратили своего значения и в настоящее время и во многом соответствуют современным гигиеническим и диетическим требованиям. Таким образом, дошедшие до нас исторические сведения о становлении заботы и ухода за больными в обществе, дают нам представление о характере оказываемой помощи, о страждущих этой помощи и, наконец, о самих представителях «богу угодного» милосердия, которые являются неиссякаемым источником добра, любви, терпения, умения и сострадания по настоящий день. Женщина в силу своих природных особенностей (меньшая по сравнению с мужской физическая сила, врожденный инстинкт материнства) на первых этапах становления человеческой цивилизации выхаживала больных, раненых, страдающих, отождествляя их с беспомощными детьми. Когда же общество достигло достаточно высокого уровня развития, и возникла необходимость ухода за большим количеством страждущих, это благородное дело стало неотъемлемым атрибутом тех, кто исповедовал христианство. Вера в Бога была и организатором помощи страждущим недугами и мощной психологической поддержкой для тех, кто занимается этой тяжелой работой. Предыстория сестринского дела, т.е. науки и искусства ухода за больными, самым тесным образом связана с христианской религией. Термин "сестра милосердия" был предложен французским священником Викентием Полем, который в 1617 г. организовал первую общину сестер милосердия. Он говорил, что милосердие — это важнейшее качество христианина, а главным его делом является посещение бедных и больных и помощь им. Спустя 24 года в рамках общины была создана специальная школа по обучению сестер. Первые сестры милосердия не должны были быть монахинями, не давали никакого обета и носили светское платье. В то же время основу Устава общины, опубликованного В. Полем в 1665 г., конечно, составили христианские идеалы ("быть истинными последователями Христа"). В XVIII в. В. Поль был канонизирован католической церковью; он считается покровителем благотворительной деятельности. ИСТОРИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА. Возникновение и развитие сестринского дела за рубежом Известно, что у истоков развития сестринского дела за рубежом стоят три ранних образа медицинской сестры. Это фольклорный образ «сестра-мать» - период, когда уход за больными осуществлялся на дому женщинами из числа домашних и ограничивался лечением обрядами и травами. Другой религиозный образ «божий работник» - период, характеризующийся появлением всевозможных богаделен, где за больными ухаживали служители церкви. И третий этап («темный» период), это образ «слуги» - когда помощь стали оказывать люди, получившие специальное образование. Особенность и недостаток последнего периода в том, что медицинская сестра выступает лишь в роли исполнителя указаний врача. В развитии сестринского дела в странах Европы в XIX веке большую роль сыграла деятельность выдающейся личности, англичанки Флоренс Найтингейл (1820-1910). Флоренс родилась во Флоренции (Италии), в богатой аристократической семье и получила блестящее образование для женщины своего времени. Она прекрасно знала литературу, владела пятью иностранными языками, изучала математику и естественные науки, занималась живописью и музыкой. Но спокойная и обеспеченная жизнь не привлекала девушку. Флоренс искала возможность активно помогать бедным и больным. Но в то далекое время деятельность, связанная с милосердием, оказанием помощи нуждающимся, считалась занятием, не достойным знатной женщины. Девушка пожертвовала яичным счастьем, дорогими отношениями с родителями, но осталась верна своему призванию. Благодаря упорству и настойчивости, она в 1851 году поступает в общину сестер пастора Ф. Флендера в Германии, где и получает сестринское образование. Через два года Флоренс занимает пост заведующей больницей для учительниц в Лондоне. Во время эпидемии холеры в Лондоне, она работает сестрой милосердия в холерной больнице. Имя Флоренс Найтингейл приобретает известность, и ей предлагают заведовать Королевской больницей, но начавшаяся Крымская война (1853-1856) изменила ее планы. В ходе боевых действий английская армия несла большие потери, которые возрастали из-за плохой организации военно-медицинской службы. Поэтому, военное министерство искало опытного, знающего человека с организаторскими способностями, которому можно было доверить возглавить отряд медицинских волонтеров. Таким человеком и оказалась Флоренс Найтингейл. Она лично отобрала 38 будущих сестер милосердия и отправилась с ними в английский госпиталь в Скутари (Турция). Отважных женщин ожидала страшная картина: прогнившие, грязные бараки, кишащие паразитами тюфяки, нехватка белья и перевязочного материала, отсутствие топлива. Более 2000 раненых лежали вповалку на прогнивших нарах, больные тифом и холерой не были изолированы от других больных и раненых. Сестры милосердия во главе с Флоренс энергично взялись за переустройство госпиталя, за обеспечение в военно-полевых условиях максимально эффективного санитарного режима и сестринского ухода. Они добились снижения смертности с 42% до 2%. По ночам повсюду мелькал огонек Флоренс Найтингейл. Прозванная солдатами «Женщиной со светильником» она не отходила от больных и раненых. К концу войны под руководством Флоренс работало уже 125 сестер милосердия. После окончания войны, перед отъездом в Англию, она на свои деньги поставила на высокой горе над Балаклавой в Крыму большой крест из белого мрамора в память о погибших солдатах, врачах и медицинских сестрах. Помощь на театре военных действий принесла Флоренс еще большую известность. Ее именем на родине был назван корабль. Королева Виктория неоднократно приглашала замечательную женщину в резиденцию и подарила ей бриллиантовую брошь с надписью: «Блаженны милостивы». После окончания Крымской войны Флоренс Найтингейл продолжила свою деятельность в медицине, но уже на другом уровне. Она пишет много книг и статей о назначении, роли, деятельности и подготовке сестер. Выходят в свет такие работы как «Заметки о госпиталях», «Заметки о сестринском деле», «Как надо ухаживать за больными» и многие другие, которые получают восторженную оценку медиков и в настоящее время. Влияние мисс Найтингейл на положение женщин в Великобритании было огромным. В 1856 году одна высокопоставленная дама так отозвалась о мисс Найтингейл: «Важнейшим делом Флоренс было то, что благодаря ей в обществе возросло мнение о возможностях женщин, их работе». Много времени и сил отдавала Флоренс делу подготовки медицинских сестер. В 1860 году по инициативе Найтингейл в Лондоне при больнице Святого Фомы была открыта испытательная школа для сестер милосердия. В течение 27 лет этой школой руководила подготовленная Флоренс квалифицированная медицинская сестра. Заканчивая школу, сестры милосердия произносили составленную Найтингейл торжественную клятву, где были такие слова: «Всеми силами я буду стремиться помочь врачу в его работе и посвящу себя обеспечению здоровья тех, кто обратился ко мне за помощью». Умерла Флоренс Найтингейл в возрасте 90 лет, она похоронена в кафедральном соборе Святого Павла в Лондоне. Самоотверженная женщина стала примером служения людям и прообразом международного милосердия. Медалью с ее изображением награждают за особые заслуги отличившихся медицинских сестер. На оборотной стороне медали латинская надпись по кругу гласит: «Pro Vera Misericordia et cara Humanitate Perennis decor universalis» -«За истинное милосердие и заботу о людях, вызывающие восхищение всего человечества» и посередине гравированная фамилия владельца. Медаль Флоренс Найгингейл была учреждена в 1912 году. К настоящему времени этой медалью награждено около 1000 человек, из них 46 российских медицинских сестер. В 1934 году Международный Совет медицинских сестер совместно с Лигой обществ Красного Креста основал международный денежный фонд имени Флоренс Найтингейл, целью которого является содействие делу подготовки и переподготовки медицинских сестер во всем мире. Имя Флоренс известно во всем мире. Ей посвятил поэму «Святая Филомена» американский поэт Т. Лонгфелло. В ее честь в Лондоне и во Франции воздвигнуты памятники. Изображение Флоренс мы можем встретить и на денежных купюрах, и на почтовых марках. Ежегодно, 12 мая, в день рождения Ф. Найтингейл, во многих странах проводится в ее память «День больницы». Ее имя носят многие медицинские школы в разных странах. Большая, роль в развитии сестринского дела за рубежом принадлежит международному обществу Красного Креста. Международный комитет помощи раненым во главе с А. Дюнаном созвал в октябре 1863 года в Женеве конференцию с участием представителей 13 стран, на которой был выработан устав Международной организации Красного Креста и принята эмблема общества. Наибольших успехов в развитии сестринского дела в XIX-XX веках добились США, где впервые была создана Американская Медицинская Ассоциация. (АМА). В 1873 году в США открываются первые три сестринские школы по модели школ Ф. Найтингейл в Лондоне, с 1877 года начата подготовка патронажных сестер по уходу за больными на дому. К 1869 году относится создание Американской Ассоциации Красного Креста, первым президентом которой стала Клара Бартон. В 1886 году в США. было создано первое профессиональное Общество медицинских сестер, а в 1899 году Международный Совет сестер; в этом же году в Колумбийском университете был впервые создан годичный курс академической подготовки сестер для работы в области сестринского администрирования. С 1900 года стал выходить первый профессиональный сестринский журнал "American Journal of Nursing", первым его редактором была медицинская сестра Софья Пальмер. В 1907 году впервые в мире получила ученое звание профессора в области сестринского дела М. A. Nutting, которая заняла должность профессора кафедры сестринского образования в учительском колледже Колумбийского университета, готовившего сестер-администраторов и преподавателей. В 1919 году в США образован Комитет по изучению сестринского образования, а с 1920 года введены первые магистерские программы в сестринском деле. С 1952 года стал издаваться первый международный научный журнал по сестринскому делу "Nursing Research", сейчас число профессиональных сестринских журналов только в США издается более 200. С I960 года стали появляться программы докторантур в области сестринского дела; к концу 70-х годов число медсестер, имеющих степень доктора наук, достигло в США 2000 человек. В 1971 году в Международном Совете сестер был создан постоянный комитет медицинских сестер при ЕЭС, первым президентом которого стала медсестра Мари-Поль Флоран. В 1973 году Американская Ассоциация сестер создала в США Национальную академию сестринских наук. В 1977 году Международная организация труда (МОТ) приняла Конвенцию N° 149 о сестринском персонале, в которой закреплены роль, положение, использование, условия и нормативы сестринского обслуживания. С 1979 года по решению Совета Министров ЕЭС было положено начало созданию общей основы для подготовки и деятельности сестринского персонала Европы. Важным свидетельством признания и необходимости дальнейшего развития и совершенствования сестринского дела для здравоохранения всех стран является тот факт, что с 1948 года, когда была создана Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), советником по сестринскому делу и акушерству 26 лет проработала госпожа Дороти Холл, которая неоднократно отмечала, что неправильное использование сестринского персонала затормозило не только развитие сестринского дела, но и всего здравоохранения в целом. За рубежом, как и в России, главным стимулом развития "раннего сестринского дела" послужило возникновение и распространение христианства. В связи с этим в основу сестринского дела были положены христианские идеалы и ценности: милосердие, доброта, забота о ближнем. Привлечение в раннем Средневековье к деятельности по уходу за больными и ранеными женщин из богатых и знатных семей, движимых христианскими идеалами, не только повышало престиж этого дела, но и явилось важнейшим фактором, обусловившим создание таких учреждений, как больница, приюты, госпитали и хосписы. Возникновение светских сестринских общин также способствовало дальнейшему развитию сестринской помощи, основанной на принципах автономии от церкви и, по существу своему, более связанной с медициной. Многочисленные войны, стихийные бедствия, массовые эпидемии и связанные с ними кризисные явления являлись важными социальными факторами, способствовавшими дальнейшему развитию сестринского дела. Поиски наиболее рациональных форм и методов сестринской помощи в периоды военных кампаний способствовали активизации научных исследований в области сестринского дела. Существование этой закономерности подтверждается участием сестринского персонала в Крымской, в I и II мировых и других войнах. Началом современного сестринского дела можно считать реформы, предложенные Ф. Найтингейл в области профессиональной подготовки сестер, их деятельности, управления сестринскими службами на основе применения специально разработанных ею научных методов, что оказало определяющее влияние на развитие сестринского дела во всем мире в последующие периоды. Укреплению социального и профессионального статуса сестры в значительной мере способствовало также создание с конца XIX века национальных и международных сестринских ассоциаций, обществ и союзов. Создание многоуровневой системы сестринского образования, ранжирование сестринского персонала по уровням профессиональной квалификации были обусловлены, в первую очередь, экономическими причинами, так как система здравоохранения в западных странах развивалась как прибыльный бизнес, обеспечивающий условия быстрого технологического прогресса и создание широкого рынка медицинских услуг. |