Физика. Методичка Родной язык. Лекция Современный русский литературный язык нормы, формы и стили
Скачать 290.74 Kb.
|
Вопросы для самоконтроля Что такое спор, полемика, дискуссия? Какие существуют приемы борьбы в споре? Какие Вы знаете допустимые психологические приемы в споре? Приведите примеры некорректных психологических приемов в споре. Какие разновидности спора Вам известны? Что такое эристика? Каковы ее правила? Встречали ли Вы людей, которые по-настоящему владели искусством спора? Приведите примеры. К какой разновидности спора можно отнести политические предвыборные дебаты в США и в России? Как Вы думаете, почему культура спора в наше время упала? ЛЕКЦИЯ № 10. Ораторское мастерство Публичная (ораторская) речь произносится с целью информирования слушателей, оказания на них желаемого воздействия путем убеждения и внушения. Она представляет собой монолог, рассчитанный на пассивное восприятие и не предполагающий ответной словесной реакции. Оратор всегда стремится преодолеть пассивность восприятия адресата и втянуть его в активную мыслительную деятельность. В идеале ораторская речь – двусторонний процесс (диалог на уровне мышления). Особенности ораторской речи: наличие «обратной связи». Оратор должен наблюдать за поведением аудитории, улавливать ее настроение по реакции на свои слова, корректировать собственную речь, то есть устанавливать контакт со слушателем; устная форма общения. Публичная речь реализуется в устной форме литературного языка. Для оратора важно так построить публичное выступление, чтобы содержание его речи было понятно слушателям. Ученые доказали, что при восприятии письменной речи усваивается только 50% полученной информации, а при восприятии устной – 90%; сложная взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением. Ораторская речь тщательно готовится. Подготовленная речь – это, по сути, книжная речь. Тем не менее, выступая с трибуны, оратор должен не просто механически прочитать текст, а именно произнести его. Тогда, в процессе импровизации, и появляются элементы разговорной речи. Чем опытнее оратор, тем искуснее переходит он от книжно-письменной формы речи к живой; использование различных средств общения (лингвистических и паралингвистических). Оратором часто называют человека, обладающего даром красноречия. Слово оратор появилось в русском языке в XVIII в. Оно происходит от латинского глагола orare‘говорить’. В.И. Даль подобрал следующие синонимы и синонимические выражения к этому слову: вития, краснослов, речистый человек, мастер говорить, краснобай. Образцом мастера ораторского искусства считается Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) – римский политический деятель и писатель, сторонник республиканского строя. В современной литературе по ораторскому искусству выделяются два типа ораторов. Для представителей первого типа основное средство ораторского искусства – логика рассуждений, представители второго типа воздействуют на слушателей эмоционально. Речь каждого оратора должна быть логичной и эмоциональной. Это неразрывное единство. Оратор должен вызывать у слушателей добрые чувства и намерения, быть высоконравственным человеком, эрудированным, хорошо разбираться в общественно-политической ситуации, литературе, искусстве. При этом бывают исключения. Так, например, Гитлер был выдающимся оратором, обладавшим магическим даром привлекать внимание аудитории, но при этом совершенно безнравственным. Оратор должен обладать определенными навыками и умениями: при подготовке своих выступлений правильно подобрать литературу, составить план, написать текст. На протяжении всего выступления оратору в любом случае следует сохранять самообладание перед аудиторией, ориентироваться во времени, уместно использовать технические средства и наглядные пособия. Основная задача оратора – установить контакт с аудиторией и добиться нужного эффекта воздействия на нее. Аудиторией в античные времена называли публику, слушающую речь оратора или пришедшую в театр. Психологи выделили три группы мотивов, которые побуждают людей слушать лекции ораторов: интеллектуально-познавательные мотивы; мотивы морального плана (обязаны присутствовать); мотивы эмоционально-эстетического плана (нравится оратор). Оратору необходимо выявить основной мотив, объединяющий данную аудиторию, и соответствующим образом построить свое выступление. Оратор должен постоянно совершенствовать свои навыки и умения, то есть заниматься систематическим риторическим самообразованием. Ему следует создавать собственный архив иллюстративного материала (примеров, фактов, цифр). Оратору необходимо также овладеть техникой речи, которая предполагает правильное дыхание во время говорения, хорошо поставленный голос, четкую дикцию (отчетливое произнесение звуков), безупречное произношение. Все это позволяет говорящему привлечь внимание аудитории, воздействовать на сознание, воображение, волю слушающих. Оратор должен постоянно повышать культуру письменной и устной речи, чаще выступать, участвовать в дискуссиях, писать письма, статьи. Нужно уметь критически анализировать выступления других. Подготовка оратора к выступлению предполагает серьезные предварительные размышления над его композицией. Оратор должен сформулировать тему, определить перечень вопросов и степень их важности для раскрытия темы, продумать начало (введение) и конец (заключение) выступления, выделить рему, поддерживающую обоснование темы, сверить тезисы и аргументы, выбрать ораторские приемы, способные украсить выступление. При этом на вступление и заключение отводится по 10% регламента. Подготовке публичного выступления обязательно предшествует написание плана. Существует несколько видов планов выступления: предварительный; рабочий (после того как изучена необходимая литература, собран фактический материал); основной. Важную роль в восприятии речи играет ее композиция. Принципы логико-композиционного построения ораторской речи можно сформулировать следующим образом: принцип последовательности – каждая вновь высказанная мысль должна вытекать из предшествующей; принцип усиления – значимость и убедительность аргументов должны постепенно нарастать, самые сильные доводы приберегаются к концу выступления; принцип экономии – поставленная цель должна достигаться наиболее простыми рациональными способами с минимальными затратами усилий, времени и речевых средств. Публичная речь обязательно должна иметь вступление – своеобразную прелюдию, цель которой состоит в том, чтобы привлечь внимание аудитории. Опытные ораторы рекомендуют начинать с интересного примера, пословицы, поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. Во вступлении можно использовать цитату. Не следует начинать выступление непосредственно с существа вопроса, потому что аудитории требуется несколько минут, чтобы привыкнуть, приспособиться к внешности выступающего, тембру его голоса, манере поведения. Именно по этой причине опытные ораторы тратят первые несколько минут на то, чтобы поблагодарить председателя, объявившего их выступление. Однако в начале выступления не следует приносить извинений за то, что не готовы, за то, что недостаточно компетентны, за то, что вообще взяли слово. Чтобы найти оригинальное начало речи, надо много работать. Для основной части важно сохранить логическую последовательность и стройность в изложении материала. Существуют различные методы преподнесения материала: индуктивный метод – от частного к общему. Оратор начинает речь с конкретного случая, а затем подводит слушателя к обобщениям и выводам. Этот метод часто используется в агитационных выступлениях; дедуктивный метод – от общего к частному. Оратор сначала выдвигает какое-либо положение, затем разъясняет его смысл на конкретных примерах (данный метод применяется в выступлениях пропагандистского характера); метод аналогии – сопоставление различных явлений, фактов, событий с тем, что хорошо известно слушателю; концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором (в его речи присутствует центральная проблема и круг более частных проблем, которые рассматриваются в связи с центральной); ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим, без возвращения к предыдущему; исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности. Известно, что при восприятии устной речи лучше всего запоминается то, что дается в начале и в конце сообщения. Заключение является важной композиционной частью выступления (Конец – делу венец). В конце рекомендуется повторить основные мысли, суммировать наиболее важные положения и сделать краткие выводы. Убедительное и яркое заключение всегда запоминается слушателям. Недопустим обрыв речи по причине нарушения регламента. Плохо, если оратор заканчивает речь в стиле самоуничижения. Конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего. Последние слова оратора призваны мобилизовать слушателей, воодушевить или призвать к активной деятельности. В Древнем Риме была фраза, которой оратор заканчивал свое выступление: Dixi! (‘Я все сказал’). В целом, можно сказать, что композиция устного публичного выступления подобна композиции музыкального произведения, которое подчинено законам гармонии. Не случайно многие ораторы сравнивали публичную речь с музыкальным произведением. Анатолий Федорович Кони (1844–1927) – юрист, член Государственного Совета, выдающийся оратор, советовал лекторам: «Кто имеет музыкальное чутье, тот всегда может сказать, не зная пьесы, судя только по аккорду, что она закончилась». Оформление публичного выступления Римский оратор Марк Фабий Квинтилиан (жил ок. 35-96 гг.), теоретик ораторского искусства (главный его труд – «Об образовании оратора»), утверждал, что лишь с помощью писания можно достигнуть легкости речи. Некоторые пытаются заучивать речь (это оправдано, если речь пишется для митинга), другие – выступают с опорой на текст. В этом случае важно выделить, пронумеровать, подчеркнуть наиболее значимые моменты текста. Мечта многих ораторов – импровизация. Это вершина мастерства публичных выступлений. Прекрасным импровизатором был Анатолий Васильевич Луначарский (1874–1933), писатель и общественный деятель, нарком просвещения, полпред СССР в Испании с 1933 года. Однажды на вопрос, как ему удалось так легко выступить, он ответил: «Я готовился к этому всю жизнь». Таким образом, следует усвоить, что удачный экспромт – это награда за многолетний труд. Искусство словесной импровизации достигается большой практикой. Многие ораторы специально запинаются и делают ошибки, чтобы их выступление звучало более естественно и непринужденно. Тот, кто говорит очень уверенно, иногда рискует утратить расположение аудитории. Очевидно, это происходит из-за того, что каждый слушатель мысленно ставит себя на место выступающего и болезненно переживает собственную неловкость и замешательство, которые могли бы возникнуть при подобных обстоятельствах. Вот почему слишком самоуверенное и бойкое начало речи часто вызывает враждебность аудитории. Для установления контакта с аудиторией необходимо интеллектуальное и эмоциональное сопереживание. На контакт с аудиторией влияют актуальность обсуждаемого вопроса, личность оратора и его репутация. Внешне контакт проявляется в поведении аудитории (тишина, реакция на шутки, замечания). Существует определенная коммуникативная техника публичных выступлений. К основным приемам управления аудиторией относятся: прямое требование внимания; обращение с неожиданным вопросом; юмор, каламбур; прием сопереживания, соучастия; апелляция к речи и личности предыдущего оратора; ссылки на авторитетные источники; примеры из художественной литературы, фольклора, фразеологические выражения; удачное обращение к аудитории; голосовые приемы (понижение и повышение тона, ускорение и замедление темпа), а также выдержанная пауза. Следует помнить, что особо невыразительна речь, изобилующая традиционными избитыми клише: Тема моего выступления…, С чувством глубокого удовлетворения…, И в заключение хотелось бы отметить и т.д. Чем естественнее звучит голос оратора, чем проще его язык и манера поведения, тем больше доверия к нему со стороны аудитории. Готовясь к публичному выступлению не следует забывать, что очень многие люди плохо воспринимают информацию на слух, вот почему одну и ту же мысль необходимо повторять несколько раз в разных формулировках, а также постараться использовать любую возможность проиллюстрировать речь: с помощью чертежей, графиков, слайдов, фильмов. Таким образом, ораторское искусство – это мастерство построения публичного выступления с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Основатель Московского университета Михаил Васильевич Ломоносов был прекрасным оратором, постоянно работал над совершенствованием своего мастерства и в 1747 году создал «Краткое руководство к красноречию», или «Риторику». Ломоносов отмечал, что «красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению». Он мечтал научить читателей «о всякой предложенной материи красно говорить и писать». М.В. Ломоносов задумал написать трилогию: «Риторику», «Ораторию» и «Поэзию», но написал только «Учение о красноречии вообще, поколику оно до стихов и прозы касается». Основоположник отечественной риторики, по словам А.С. Пушкина, «первый наш университет», Ломоносов считал, что для приобретения красноречия требуется пять условий: природные дарования; научные знания; подражание классическим авторам; упражнения в составлении речей; знание других наук. По мнению М.В. Ломоносова, главными достоинствами оратора являются «сòвоображение» и «остроумие». Оратор должен учитывать свойства слушателей: возраст, пол, воспитание и образование – и вести себя перед аудиторией подобающим образом. Автор отмечал, что у людей «обученных» «надлежит возбуждать страсти с умеренной живостью», а «у простаков… должно употреблять всю силу стремительных и огорчительных страстей», так как нежные страсти для них, что «лютня для медведя». История свидетельствует о том, что важнейшим условием появления и развития ораторского искусства является активное участие граждан в политической жизни страны. Не случайно ораторское искусство называется «духовным детищем демократии». Наибольшая активность в этой области наблюдается в переломные эпохи жизни общества. Расцвет ораторского искусства отмечался в эпоху Возрождения, в периоды социальных революций, борьбы за власть. Выделяются следующие виды красноречия: социально-политическое; академическое; судебное; социально-бытовое; духовное. Оратор всегда стремится в чем-то убедить аудиторию. Ситуация убеждения включает в себя три компонента, это: говорящий (оратор) – внешний фактор убеждения; публичная речь и ее содержание – внутренний фактор убеждения; слушающий (аудитория) – внешний фактор убеждения. Убедительность общения оратора с аудиторией зависит, прежде всего, от внутреннего фактора (то есть от содержания речи). В целом, ораторское мастерство – это искусство использования внешних факторов убеждения. Цицерон в свое время придумал формулу: логика + риторика + этика, которая четко отражает квалификацию оратора. Цицерон писал, что «оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении». В 30–40-е годы прошлого века появились книги талантливого популяризатора ораторского искусства Дейла Карнеги (1888–1955), посвященные факторам убеждения, – «Как завоевать друзей», «Как перестать беспокоиться и начать жить», которые не потеряли своей актуальности и по сей день. Черты красноречия: остроумие; литературный вкус; владение приемами ораторской речи; умение пользоваться образцами народной мудрости; собственный риторический стиль. «Цветами красноречия» называют тропы и фигуры. Троп – это выражение, употребленное автором в переносном значении. К тропам относятся метафора, оксюморон, гипербола, литота, сравнение, перифраза, аллегория(иносказание) и т.д. Фигура – оборот речи, необычный по синтаксису. Основные фигуры речи – это: анафора – совпадение начальных слогов или слов: Бриллианты в свете лунном, Бриллианты в небесах, Бриллианты на деревьях, Бриллианты на снегах. (А.А. Фет); градация – усиление действия или признака: Не жалею, не зову, не плачу (С.А. Есенин); инверсия – обратный порядок слов: В школу сегодня не пойду я – заболела; парцелляция – разрыв высказывания с определенной стилистической целью: Пришел. Увидел. Победил; антитеза – противопоставление: Познай, где свет – поймешь, где тьма (А.А. Блок); эллипсис – значимое отсутствие языковых единиц: В первом классе они дружили, во втором – дрались; эпифора – совпадение конечных слогов, рифма Любил студентов засыпать Он, видно, оттого, Что те любили засыпать На лекциях его. (С.Я. Маршак); риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа: Знаете ли вы украинскую ночь? (Н.В. Гоголь); риторическое обращение – подчеркнутое обращение к кому/чему-либо не столько с целью называния адресата, сколько с целью выражения к нему своего отношения: Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ маузер! (В.В. Маяковский); синтаксический параллелизм: Молодым везде у нас дорога, Старикам везде у нас почет. (В.И. Лебедев-Кумач) Выдающийся оратор и политический деятель граф Михаил Михайлович Сперанский (1772–1839) – ближайший советник Александра I, инициатор либеральных преобразований, в частности создания Государственного Совета (1810), писал: «Основанiе красноречiя суть страсти. Сильное чувствованiе и живое воображенiе для оратора необходимы совершенно. И какъ сiи дары зависятъ от природы, то ораторы столько же родятся, как и пiиты». Каждый представитель лингвоинтенсивной профессии должен работать над мастерством публичных выступлений, следуя полезным советам: настойчиво практикуйтесь – только практика способна избавить от страха перед аудиторией; готовясь к выступлению, надо твердо знать свой предмет; начало речи должно быть очень энергичным и показывать, что вы стремитесь достичь своей цели; речь должна иметь четкую композицию (ясные начало и концовка). Бывает, что начало неумеренно затянуто, а финал представляет собой судорожные дополнения к основной части. Произнося речь, оратор должен идти прямо, как поезд по рельсам, не возвращаясь, не задерживаясь, не отходя в сторону; в речи должна быть свежесть и индивидуальность. Часто самое важное заключается не в том, что вы говорите, а в том, как вы говорите; речь не следует читать по бумажке и не нужно заучивать ее наизусть. Оратору следует уметь импровизировать на основе собственного текста; очень важно установить контакт с аудиторией, стремясь удержать ее внимание до конца; нельзя говорить без воодушевления, то есть равнодушно. Эмоциональный накал оратора должен «заразить» аудиторию, заставить сопереживать; не следует демонстрировать, что вы специально обучались ораторскому искусству, но нельзя забывать также о тропах, фигурах, цитировании, игре слов и т.д. |