Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Общая характеристика коррупции

  • 3. Понятие коррупции как антисоциального явления

  • 1 лекция. Лекция 1 Модуль Теоретикометодологические основы понятия коррупции Тема Антикоррупционная культура понятие, сущность, структура. Вопросы Предмет,метод,система и функции курса


    Скачать 72.5 Kb.
    НазваниеЛекция 1 Модуль Теоретикометодологические основы понятия коррупции Тема Антикоррупционная культура понятие, сущность, структура. Вопросы Предмет,метод,система и функции курса
    Дата22.10.2022
    Размер72.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла1 лекция.doc
    ТипЛекция
    #747801

    Лекция 1

    Модуль 1. Теоретико-методологические основы понятия «коррупции»

    Тема 1. Антикоррупционная культура: понятие, сущность, структура.

    Вопросы

    1. Предмет,метод,система и функции курса

    2. Общая характеристика коррупции

    3. Понятие коррупции как антисоциального явления
    1. Предмет,метод,система и функции курса

    Коррупция – это довольно сложное и неоднозначно понимаемое понятие, которое имеет исторический характер, развивается во времени и существенно зависит от социальных условий и традиций той или иной страны. В советский период официальная пропаганда навязывала обществу представление о том, что коррупция – это взяточничество. Большинству граждан в это было довольно легко поверить, поскольку для них единственной формой коррупции, в которую они или их близкие, знакомые и коллеги были вовлечены, действительно являлось взяточничество.

    В постсоветский период с развитием денежного обращения, фондового рынка и рынка ценных бумаг, предоставления гражданам возможностей приобретать и владеть любой собственностью, в том числе, недвижимостью и средствами производства, наибольшие финансовые потери для общества и государства стали приносить коррупционные сделки, связанные с перераспределением и нецелевым использованием бюджетных финансовых средств, а также уклонением от налогов через коррупцию налоговых органов.

    Коррупция может проявляться в преступлениях, правонарушениях, различных этических отклонениях в поведении, в нарушении норм морали и нравственности. Она может проявляться также в использовании должностным лицом своего служебного статуса для незаконного обогащения. Довольно часто коррупция проявляется в прямом воровстве денег или иных государственных или общественных ресурсов. Но наличие некоторых и даже всех перечисленных признаков может и не быть связано с коррупцией, что создаёт существенные трудности в её квалификации.

    Среди различных методов исследования коррупции общественными науками следует отметить прежде всего философско-этический подход, который исторически сложился в качестве самого первого объяснения этого феномена. Первым автором, предложившим объяснение коррупции, был древнегреческий мыслитель Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.), который в работе «Труды и дни» изложил свое представление о неизбежном движении человечества от «золотого века» к веку «железному» через порчу нравов. Морально-нравственные отношения людей и их «порча» в концепции Гесиода были представлены основой всех исторических изменений общественных отношений и процессов.

    Среди современных сторонников «морально-этических» методов борьбы с коррупцией можно назвать представителей международной организации «Транспэренси Интернэшнл», по мнению которых коррупция является следствием недостатка в обществе этических правил и не соблюдением моральных норм. Главным средством борьбы с коррупцией, по мнению сторонников этого подхода, должно быть установление и принятие строгих этических норм и правил в государственных структурах, бизнесе и в других сферах общества. Несомненно, в такой точке зрения присутствует известная доля истины, так как ослабление моральных устоев в обществе неизбежно ведет к пренебрежению и нормами права, запрещающими коррупционные схемы и действия.

    История человечества свидетельствует, что нравственность общества есть продукт общественно-политического бытия человека, а не врожденное природное его качество. Следовательно, чтобы управлять обществом государство должно заботиться о нравственности и морали каждого его члена, так как мораль сама по себе никакой особой власти над людьми не имеет иначе, как толь­ко через власть государства. На необходимость государства регулировать нравственные основы и общественную мораль указывал Платон, Спиноза, Гоббс, Кант, Руссо, Шопенгауэр и др. известные ученые прошлого.

    Начало философско-политологическому методу исследования коррупции было положено политическими теориями Платона (427-347 до н.э.) и Аристотеля (384-322 до н.э.), в которых принципиальную роль играло представление о «порче» государственного устройства общества, «порче» политических нравов граждан, приводящей общество к самым серьезным социально-политическим последствиям. Древнегреческие философы Платон и Аристотель в своих работах неоднократно упоминали о разлагающем и разрушающем воздействии злоупотребления властью и взяточничества на экономическую, политическую и духовную жизнь общества.

    Аристотель определял тиранию как неправильную, испорченную, т.е. коррумпированную форму монархии. В работе «Политика» он выделял коррупцию как важнейший фактор, способный привести государство если не к гибели, то к вырождению. Борьбу с коррупцией Аристотель рассматривал как основу обеспечения государственной стабильности и честности носителей этой власти. При этом древнегреческий философ увязывал представителя власти с носителем высокой морали и нравственности (в понимании того времени).

    В философии Гегеля существенную роль, как известно, играет диалектика. Для него диалектика – это «движущая душа всякого научного развёртывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость». Применительно к диалектическому развитию общества Гегель отдавал должное праву, и поэтому социальный прогресс он видел, с одной стороны, в расширении на всех членов общества всей полноты прав, которой в древности пользовались лишь некоторые члены общества, а, с другой стороны, – во всё большем торжестве в обществе и самого права, то есть – в движении к так называемому правовому обществу, в котором, с одной стороны нет бесправных, а, с другой, – нет и произвольных («волюнтаристских»), неправовых способов управления обществом. Другими словами, все члены общества должны в идеале обладать одинаковыми правами, и во всех её сферах должно торжествовать право и закон.

    Весьма интересным является определение коррупции, данное итальянским мыслителем, писателем и политическим деятелем Никола Макиавелли (1469 - 1527). Автор работ о государстве и государственном устройстве определял коррупцию как "использование публичных возможностей в частных интересах". В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» он сравнивал коррупцию с болезнью: в самом начале заболевания ее трудно распознать, но легче лечить, а когда она запущена, то ее уже легче распознать, но труднее лечить. Аналогичное происходит и с коррупцией в государственном устройстве и управлении. Если своевременно обнаружить зарождающийся недуг, что дано лишь мудрым правителям, то избавиться от него нетрудно, если же он запущен так, что всякому виден, то никакое снадобье уже не поможет. Получившему свободу, но развращенному народу, по утверждению Н. Макиавелли, крайне трудно остаться свободным.
    2. Общая характеристика коррупции

    В римском праве термин "сorrumpire" понимался как разламывать, портить, разрушать, повреждать, фальсифицировать, подкупать и первоначально обозначал противоправное действие в отношении судьи. Он обозначал участие нескольких лиц в "порче" или "повреждении" нормального хода судебного процесса. Позднее этот термин стал применяться для определения "порчи" (то есть, коррупции) в управлении делами общества и означал подкуп и продажность служебных действий.

    В современной социологии коррупция рассматривается и определяется с двух точек зрения: как форма девиантного поведения отдельной личности и как особый социальный институт,встроенный в систему всех других, в том числе политических институтов. Так, по мнению оксфордского профессора К. Фридриха, «коррупция – это девиантное поведение, ассоциированное с определенной мотивацией, в частности с получением личной выгоды за общественный счет».

    Среди ученых-социологов, рассматривающих коррупцию как особый социальный институт, можно выделить Л.В. Гевелинга, которому принадлежит следующее определение этого феномена: «Коррупция – это деструктивная по отношению к действующим на данной территории общественным нормам и господствующей морали система социальных связей, которые характеризуются использованием должностных полномочий для получения материальной и (или) нематериальной выгоды». Под это понятие коррупции подпадают все так называемые «теневые» явления, институты и социальные процессы.

    Коррупцией в экономическом понимании считается деятельность должностных лиц государственного или муниципального управления и бизнеса, приносящая финансовые потери и потери других ресурсов для государства, местных сообществ, бизнеса, для развития экономики страны в целом, а также в некоторых случаях – для развития социальной сферы. Опасность тех или иных коррупционных действий чаще всего оценивается по уровню финансовых потерь, которые они могут принести при корыстной мотивации своих противоправных действий.

    Однако рассмотрение коррупции с сугубо экономической точки зрения, хотя и помогает понять некоторые ее особенности и оценить экономический ущерб обществу от коррупционной деятельности, тем не менее не позволяет, на наш взгляд, все же охватить этот феномен во всей его сложности и проявлениях не только в сфере экономики. Поэтому экономический подход дает нам возможность исследовать коррупцию лишь с одной ее стороны, но далеко не самой существенной.

    3. Понятие коррупции как антисоциального явления

    Волженкин Б.В. определяет коррупцию как «социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус, авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах». В данном определении коррупция определяется как корыстное злоупотребление своими полномочиями только со стороны государственных служащих.

    Коррупцией в социологическом понимании чаще всего считается использование неформальных связей и отношений при решении политических, государственных и муниципальных проблем в личных или корпоративных интересах. Процедуры решений таких проблем нередко связываются с фаворитизмом и клиентелизмом, особенно в области принятия кадровых решений и последующего содействия деятельности получившим таким образом свои назначения должностным лицам.

    Лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, традиции перехода политических лидеров и государственных чиновников на должности почетных президентов корпораций и частных фирм, инвестирование коммерческих структур за счет госбюджета, перевод государственного имущества в акционерные общества, использование связей преступных сообществ и т.д. являются завуалированными формами коррупции".

    Следовательно, с государственно-правовой точки зрения, непременным условием коррупции является ее противоправный, криминальный характер. Поэтому коррупцией в юридическом понимании считается преступление, связанное с использованием служебного положения или социального статуса должностного лица в личных или корпоративных интересах. Чаще всего, такой интерес сводится к получению незаконных доходов, а правонарушения или преступления сводятся к тем или иным вариантам получения или дачи взяток. Предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи). Выгодами имущественного характера могут быть также занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами и т.п.

    Без нарушения законов или иных правовых норм никакое социальное действие не может быть отнесено к криминальным и коррупционным даже и в том случае, если должностное лицо, его совершившее, извлекло из этого какую-то личную выгоду или позволило извлечь такую выгоду третьим лицам. Так, например, решение о победителе в тендере по государственным закупкам на получение государственного заказа, дает определенную выгоду только одним участникам тендера, другие же остаются объективно в проигрыше. Но если решение о победителе конкурса было принято с соблюдением всех установленных процедур и правил, предусмотренных действующим законодательством, то как можно отнести проведенный тендер или государственную закупку к коррупционным действиям.

    Таким образом, коррупция в Казахстане приобрела многочисленные формы и виды, а в коррупционные отношения втянуты сотни тысяч, если не миллионы россиян, что, безусловно, ослабляет государство, негативно влияет на происходящие в стране политические процессы и преобразования. И чтобы успешно бороться с той или иной разновидностью коррупции, надо знать как она возникает, какие стадии проходит и каковы тенденции её развития.


    написать администратору сайта