Главная страница
Навигация по странице:

  • Что же такое внешняя культура медицинского работника

  • работа. Лекция 2 по теории сестринского дела


    Скачать 36.05 Kb.
    НазваниеЛекция 2 по теории сестринского дела
    Анкорработа
    Дата24.05.2022
    Размер36.05 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла07032021metodicheskiy-material-po-temefilosofiya-sestrinskogo-de.docx
    ТипЛекция
    #547999

    ЛЕКЦИЯ 2 ПО ТЕОРИИ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА.

    ФИЛОСОФИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА: Основные понятия и содержание философии сестринского дела. Сестринская деонтология. Принципы и этические элементы философии сестринского дела. Биоэтика, понятие. Основные биоэтические принципы и правила.
    ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ФИЛОСОФИИ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА.
    Философия (от греч. phil - любовь, sophia - мудрость; в более точном понимании стремление к истине) - это форма духовной деятельности человека, в которой находят свое отражение вопросы целостной картины мира, положения человека в мире, отношений между человеком и миром в результате этого взаимодействия. Необходимость философского осмысления сестринского дела возникла потому, что в профессиональном сестринском общении все чаще появлялись новые термины, которые уточнялись, развивались, обсуждались. Они обсуждаются и сейчас. Возникла необходимость нового качества знаний медсестры. Согласно международной договоренности, философия сестринского дела базируется на четырех основных понятиях:

    • Пациент как личность;

    • Сестра, сестринское дело как искусство и наука;

    • Окружающая среда;

    • Здоровье.


    ПАЦИЕНТ - человек, нуждающийся в сестринском уходе и получающий его. Понятие «личность» занимает в философии сестринского дела особое место. Проблема личности в философии это прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире. Человек - это целостная, динамическая, саморегулирующаяся биологическая система, совокупность физиологических, психосоциальных и духовных нужд, удовлетворение которых определяет рост, развитие, слияние с окружающей средой. Биологические, психологические, социальные и духовные компоненты составляют единое целое человека, пациента. Они характерны для всех людей, но индивидуальны для каждого и образуют уникальную личность. Медицинская сестра должна быть готова иметь дело с любым пациентом, уважительно относиться к его прошлому и настоящему, жизненным ценностям, обычаям и убеждениям.
    МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА - это специалист с профессиональным образованием, разделяющая философию сестринского дела и имеющая право на сестринскую деятельность. СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО - часть медицинского ухода за пациентом, его здоровьем, это наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в изменяющихся условиях окружающей среды. Сестринское дело опирается не только на медицинские знания, но и на психологию, социологию, культурологию, историю, этику и эстетику. Искусство оказывает большое воздействие на духовный мир человека. Сила воздействия искусства на общее состояние и настроение человека и его благотворное влияние на здоровье были замечены еще в глубокой древности. В свое время Ф. Найтингейл говорила, что сестринское дело - одно из древнейших искусств и одна из самых молодых наук, которая концентрируется на заботе о пациентах.

    ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА - существенный фактор в предотвращении заболеваний и поддержания здоровья. Окружающая среда - это совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов и условий, в которых происходит жизнедеятельность человека. Она подразделяется на:

    • физическую, включающую географическое положение, климат, качество воздуха, воды и т.п., в дополнение к природной окружающей среде необходимо учитывать и техногенную;

    • социальную, оказывающую огромную роль на личность пациента (семья, школа, знакомые, рабочий коллектив и т.д.);

    • культурную, которая включает поведение человека, его взаимоотношение с другими людьми (язык, традиции, обычаи, вера, манеры общения и т.п.).

    Медицинская сестра строит свои взаимоотношения с пациентом в зависимости от окружающей среды, в которой он рос, живет и работает. Следует помнить, что среда обитания накладывает отпечаток на конституцию и характер людей, а значит, на их болезни и здоровье.

    ЗДОРОВЬЕ - динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации.
    ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФИИ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА ЯВЛЯЮТСЯ:

    • уважение к жизни,

    • уважение к достоинству,

    • уважение к правам человека.


    Реализация принципов философии сестринского дела зависит от взаимодействия сестры и общества. Эти принципы предусматривают ответственность сестры перед обществом, пациентом и ответственность общества перед медицинской сестрой.

    Общество обязано признавать важную роль сестринского дела в системе здравоохранения, регламентировать, поощрять его через издание законодательных актов.
    СУЩНОСТЬ ФИЛОСОФИИ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА состоит в том, что она является фундаментом профессиональной деятельности медсестры, выражением ее мировоззрения и лежит в основе ее общения с пациентом.

    Сестра, разделяющая принятую философию, принимает на себя следующие ЭТИЧЕСКИЕ ОБЯЗАННОСТИ (правильно или неправильно мы поступаем):

    • говорить правду,

    • делать добро,

    • не причинять вреда,

    • уважать обязательства других,

    • держать слово,

    • быть преданной,

    • уважать право пациента на самостоятельность.

    Согласно теории сестринской философии ЦЕЛИ, К КОТОРЫМ СТРЕМИТСЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА, ТО ЕСТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАЗЫВАЮТСЯ ЭТИЧЕСКИМИ ЦЕННОСТЯМИ (идеалам):

    • профессионализм,

    • здоровье,

    • здоровая окружающая среда,

    • независимость,

    • человеческое достоинство,

    • забота (уход).


    Философия сестринского дела определяет и личные качества медсестры, которыми должна обладать хорошая медсестра - добродетели, определяющие что является добром, а что злом в людях: ЗНАНИЕ, УМЕНИЕ, СОСТРАДАНИЕ.

    Этические, принципы определяют Этический Кодекс медсестры в каждой из стран, в том числе, и в России и являются стандартами поведения медсестер и средством самоуправления для профессиональной медсестры.

    ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ РОССИИ принят на III Всероссийской конференции по медсестринскому делу в июне 1996 г., рассмотрен Этическим комитетом России и одобрен Минздравом в апреле 1997 года, после чего вступил в действие.

    Основным этическим принципом сестринского дела является уважение к жизни, достоинству и правам пациента.

    Этические обязанности медицинской сестры в процессе работы с пациентом - это определенный круг действий, безусловных для выполнения.

    Например, следует уважать пациента и его право на самоопределение, т.е. выявление своей воли в отношении чего-либо, не причинять вреда, держать слово, сотрудничать с пациентом.

    ПАЦИЕНТ - это человек, который нуждается в сестринском (медицинском) уходе и получает его. В системе взаимоотношений «медицинский работник - пациент» им обоим принадлежит одинаково важная роль. Пациенты могут быть разного пола, возраста, национальности, специальности, социального положения, состояния здоровья. Однако все они имеют право на то, чтобы медицинская сестра видела в них личность, заслуживающую уважения, внимания, сострадания. Сотрудничество с пациентом означает совместную работу над решением проблем с его здоровьем. Взаимоотношения медицинских работников и пациентов должны быть партнерскими. В современной медицине надежность партнера зачастую определяет успех лечения, операции, диагностической или профилактической процедуры.

    МЕДИЦИНСКИЕ СЕСТРЫ не только участвуют в лечении, но и вносят в него очень важную часть, долю труда, без которой не может обойтись ни хирург, ни терапевт.

    В процессе таких взаимоотношений формируется коллектив (команда) - объединение людей, связанных постоянной совместной работой или деятельностью.

    Медицинский коллектив - это больница и поликлиника, отделение и лаборатория, курс медицинского института и колледжа, бригада скорой помощи и эпидемиологический отряд. Коллектив может состоять из отдельных и совсем не одинаковых по возрасту, психологии, культуре, знаниям, опыту личностей. Поэтому эффективность труда медицинских работников повышается при правильно налаженном сотрудничестве при лечении пациента.

    Медицинская сестра должна стремиться быть профессионально грамотным, компетентным, независимым специалистом, обладающим необходимыми для данной работы личностными характеристиками, а также достаточно крепким здоровьем. Чтобы осуществлять свои профессиональные обязанности, медицинскому персоналу очень важно поддерживать свое физическое и психическое здоровье, т.е. динамическую гармонию личности с окружающей средой, достигнутую посредством адаптации.

    ЭТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ПРИНОСИТЬ ДОБРО ДРУГОМУ, ДЕЙСТВИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА БЛАГО ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА ИЛИ ОБЩНОСТИ, НАЗЫВАЕТСЯ БЛАГОДЕЯНИЕМ. Это не только доброжелательность, бескорыстие, щедрость, но и понимание другого человека, сострадание к нему, соучастие в его судьбе.

    Философия, которая рассматривает человека как наивысшую ценность и поощряет его творческое и моральное развитие сознательным разумным путем, называется гуманизмом. Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе формирует в человеке собственное достоинство. Осознание собственного достоинства наряду с совестью и честью является одним из способов понимания человеком ответственности перед собой как личностью. Совесть, в свою очередь, является внутренним контрольным механизмом, показывающим, в какой мере личность сохраняет верность своим нравственным убеждениям и в какой мере сами нравственные убеждения соответствуют принятым общественным образцам. Если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении, то понятие «честь», наоборот, дифференцированно оценивает людей, что находит отражение в их репутации. Честь требует от человека поддерживать (оправдывать) ту репутацию, которой обладает он сам или коллектив, к которому он принадлежит. Репутация - это сложившееся у окружающих мнение о нравственном облике того или иного человека (коллектива), основанное на его предшествующем поведении и выражающееся в признании его заслуг, авторитета, в том, что от него ожидают в дальнейшем, какая мера ответственности на него возлагается и как оцениваются его поступки.
    СЕСТРИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ.

    Сестринская деонтология - наука о долге перед пациентом и обществом, профессиональном поведении медицинского работника, является частью сестринской этики. Наш соотечественник А.П. Чехов писал: «Профессия медика - подвиг. Она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это». Медицинскому работнику доверяется самое дорогое - жизнь, здоровье, благополучие людей. Он несет ответственность не только перед пациентом, его родственниками, но и перед государством в целом. К сожалению, и сейчас встречаются случаи безответственного отношения к пациенту, стремление снять с себя ответственность за него, найти предлог, чтобы переложить ответственность на другого и т.д. Все эти явления недопустимы. Надо помнить: интересы пациента превыше всего.

    Медицинская сестра должна обладать профессиональной наблюдательностью, позволяющей увидеть, запомнить и оценить мельчайшие изменения в физическом, психологическом состоянии пациента. Она должна уметь владеть собой, научиться управлять своими эмоциями, воспитывать эмоциональную устойчивость. Культуру поведения медицинского работника можно разделить на два вида.

    1. Внутренняя культура. Это отношение к труду, соблюдение дисциплины, бережное отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство коллегиальности.

    2. Внешняя культура. Это приличие, хороший тон, культура речи, соответствующий внешний вид и т.п.


    Что же такое внешняя культура медицинского работника?

    1. Внешний вид. Основное требование к одежде медика - чистота и простота, отсутствие излишних украшений и косметики, белоснежный халат, шапочка и наличие сменной обуви. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают некоторые аспекты личности медицинского работника, степень его заботы, внимания к пациенту. «Медикам следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду, ибо все это приятно для больных» (Гиппократ).

    Помните!

    Медицинская форма не нуждается в украшениях. Она сама украшает человека, символизирует чистоту помыслов, строгость в выполнении профессиональных обязанностей. Не будет доверия у пациента к медицинскому работнику, у которого взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит так, словно делает одолжение. Медицинский работник должен держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно.

    2. Культура речи является второй составной частью внешней культуры. Речь медицинского работника должна быть четкой, негромкой, эмоциональной, отличаться вежливостью. Нельзя использовать уменьшительные эпитеты при обращении к пациенту: «бабулька», «голубушка» и т.д. Нередко приходится слышать, как о пациенте говорят: «диабетик», «язвенник», «астматик» и т.д. Иногда речь медицинских работников пересыпана модными, жаргонными словами, примитивна, пациент не проникается доверием к ним. Такие издержки речевой культуры медицинских работников как бы отгораживают его от пациента, отодвигают на задний план личность пациента, его индивидуальность, а у пациента вызывают негативную реакцию.

    Основными принципами сестринской этики и деонтологии, изложенными в клятве Флоренс Найтингейл, Этическом кодексе Международного совета медицинских сестер и Этическом кодексе медицинских сестер России являются:

    1. Гуманность и милосердие, любовь и забота.

    2. Сострадание.

    3. Доброжелательность.

    4. Бескорыстие.

    5. Трудолюбие.

    6. Учтивость.

    При составлении этого кодекса были учтены основные международные документы, относящиеся к работе медицинских сестер. Составляющие его содержание принципы и нормы конкретизируют нравственные ориентиры в профессиональной сестринской деятельности. В США приняты пять фундаментальных принципа медицинской этики.
    1. Принцип философии информированного согласия.

    Независимость пациента основана на праве и свободе пациента на информацию о своем состоянии, плане лечения, информации о том, что будет выполнено. Также признается право пациента на сохранение тайны его заболевания. Под информированным согласием понимается добровольное принятие пациентом курса лечения и процедур после предоставления медицинским работником компетентной и адекватной информации и получения согласия.

    2. Принцип милосердия. Он включает в себя доброе отношение к другим и отзывчивость к тем, кто в беде.

    3. Принцип исключения должностных преступлений. Это принцип «не навреди», который обязывает как врача, так и среднего медицинского работника защищать других от опасности, снимать боль и страдания в меру своей компетенции.

    4. Принцип справедливости. Включает в себя беспристрастность, уважение человеческого равенства и равное распределение дефицитных средств.

    5. Принцип правдивости (сообщение правды пациенту). Он формирует основу открытых взаимоотношений между пациентом и лечебным учреждением и выполнение своих обязанностей последним.
    ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА.
    Термин «БИОЭТИКА» или этика жизни предложен В.Р. Поттером в 1969 году. Предметом изучения биоэтики являются моральные и нравственные аспекты взаимоотношений между людьми. Тысячелетиями существовала тесная связь этики и медицины.

    МЕДИЦИНА - наука о болезнях человека и их лечении.

    ЭТИКА - учение о нравственности, означает систему непротиворечивых суждений о смысле и назначении морали. Слово «этика» произошло от греческого ethos - обычай. Именно нормы, правила, обычаи регулируют поведение и взаимоотношения людей в обществе. Медицинская этика является составной частью этики. Этика не только изучает нравственность человека, но и воздействует на его идеологическое формирование. Принципы медицинской этики должны соблюдаться медицинскими работниками в их повседневной деятельности. На основе норм, правил, обычаев сформулированы наиболее обобщенные понятия морали или этические категории: долг, честь, достоинство, совесть, счастье.

    НРАСТВЕННОСТЬ - это совокупность норм, ценностей, идеалов и установок, которые регулируют человеческое поведение и являются основными составными культуры общества (достижений в науке, искусстве, медицине, технике). Это код человеческих отношений, запрещающий следовать злу. Нравственность должна быть глубоко усвоена человеком, «войти в его душу», стать частью внутреннего мира.

    Пациент, доверяющий сестре свое здоровье, должен быть уверен в ее высоком профессионализме и в порядочности, честности, доброте, милосердии, чуткости и отзывчивости. Поэтому с давних времен общество, больные, пациенты предъявляли высокие требования именно к моральным, нравственным качествам врача, медицинской сестры и подчинялись моральным законам, традициям.

    Понятие «МОРАЛЬ» - это совокупность принципов и норм поведения людей в обществе. Каждый поступок человека является результатом взаимодействия его права («природы», «свободы») и моральных норм («долга», «обязанностей» и т. д.). Человек морален, если соответствует нормам общества. Тогда нравственное поведение становится органичным. Для него не нужен надсмотрщик, который проверяет и понукает. Это «внутренний голос» человека, который помогает упорядочить поступки, страсти, силы и помогает жить нравственно. Нравственной, моральной основой поведения медицинских сестер, ее эталоном (стандартом) поведения является Этический Кодекс медицинской сестры России.
    НРАВСТВЕННЫЙ ДОЛГ - это категория морали, которую не следует отождествлять с наукой о должном - деонтологией, имеющей более узкое содержание.

    ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОЛГ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА - это комплекс исторически сложившихся норм и требований, регулирующих отношения врача и больного, врачей между собой, врача и. общества.

    Профессиональный долг, с одной стороны, служит проявлением главного принципа врачебной морали - гуманизма (человечности, человеколюбия), а с другой - гуманизм и врачебный долг часто могут выступать как противоположности. Врач никому не должен отказывать в медицинской помощи. Это моральное требование отражено в клятве Гиппократа, Женевской декларации и в других документах, хотя врачи нарушают эти каноны (примером этому служит частная медицина - когда врач устраняется от медицинской помощи больному, если не получает за нее гонорара).
    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТАЙНА.

    Понятие профессиональной тайны - относится и к медсестре. О ней упоминается во всех клятвах и обещаниях медиков мира, начиная с Гип­пократа. Сведения о результатах обследования пациента, о диагнозе и про­гнозе заболевания сообщаются самому пациенту или его родственникам только самим врачом (это его компетенция), или с его разрешения мед­сестрой. Особенно осторожно нужно подходить к просьбам о сообщении информации по телефону. Лучше всего попросить приехать в больницу и поговорить с врачом лично. Но это не значит, что пациент совершенно не имеет права на информацию о своем состоянии от медсестры. Медсестра должна обучить пациента новому способу удовлетворения потребностей в связи с изменением образа жизни (разъяснить как следует соблюдать предписанный врачом режим, как питаться в зависимости от назначенной диеты и так далее). Медсестра должна объяснить цель назначенных мани­пуляций, подготовить к ним пациента, в случае отказа от них предупре­дить о негативных последствиях этого шага. Кроме того, медсестра долж­на ориентировать пациента на выздоровление, для этого хорошо исполь­зовать жизненные ценности пациента. Медсестра самостоятельна в уходе за пациентом и должна обучить самого пациента, его родственников некоторым манипуляциям и элементам ухода. Таким образом, круг деятель­ности медсестры очень широк.
    ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ С ВОЗРАСТОМ.

    Очень важно учитывать при общении возраст больных. Если это де­ти, они тяжело переносят разлуку с матерью, отрыв от привычной обста­новки, не осознают боль, не умеют сформулировать жалобы, лечебные и диагностические процедуры их пугают. Проявляются очень четко дефекты характера и воспитания: т.е. если ребенок капризный, то кричит и каприз­ничает еще больше, если тихий - замыкается в себе, боязливый - постоян­но всего боится и т.д. В этих условиях матери должно разрешаться посе­щение. После ее ухода нужно отвлечь ребенка, почитать ему, поиграть с ним, заняться рисованием, лепкой и т.д. Боится манипуляций - отвлечь внимание. Самое главное - доверие ребенка к медсестре!

    У подростка - идет самоутверждение личности, отсюда бравада, рез­кость, притязания на взрослость, пренебрежительное отношение к болез­ни. Здесь также нужно очень большое терпение, выдержку, уважение, умение найти подход, возможно подчеркнуть отношение, как ко взросло­му.

    Пациенты работоспособного возраста. Тут все зависит от личностных качеств пациента, от того, как он воспринимает болезнь, как относится к персоналу. Тут особенно важны доверие и контакт.

    Пациенты пожилого и старческого возраста.

    Для них характерно чув­ство одиночества, «жизнь уже прошла», это доминанта их возраста. На­растает беспомощность, снижается слух, зрение, двигаться все трудней, снижается память, усиливается обидчивость, ранимость. Ухудшается воз­можность самообслуживания, ослабление мотивации к лечению и выздо­ровлению. В этих случаях очень важны теплота и забота. Медсестра долж­на согреть пожилого человека, побеседовать с родственниками, с самим пациентом, найти то, что его еще интересует в жизни (жизненные цен­ности) и на этом строить мотивацию на выздоровление.

    Профессия медсестры - тяжелая профессия. Часто можно услышать от медсестры «я очень устала». Действительно:

    1) работа трудная физически;

    2) тяжелые эмоциональные и психические нагрузки.

    Вследствие тяжести и физической и моральной у медсестры может быть профессиональная деформация личности, основные ее проявления:

    • холодность и равнодушие;

    • грубость и раздражительность;

    • подавленность от «бессилия».


    Для предотвращения профессиональной деформации необходимо со­блюдать этические нормы как фактор саморегуляции медсестры:

    • сохранение душевного равновесия больного;

    • активизация его позиции на здоровье;

    • профилактика профессиональной деформации.


    На протяжении 25 веков в европейской культуре формировались, сменяли друг друга различные морально-этические принципы, правила, рекомендации. РАЗНОВИДНОСТЬЮ ЭТИКИ ЯВЛЯЕТСЯ БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА. Она выполняет социальную функцию защиты личности медицинского работника, его права поступать не только по закону, но и по совести, выполняя свой профессиональный долг. Сегодня «биомедицинская этика» существует в четырех формах или моделях.

    1. Модель Гиппократа. Основной принцип этой модели - «не навреди». Врач завоевывает социальное доверие пациента. Принципы врачевания, заложенные отцом медицины Гиппократом (460-377 г.г.), лежат у истоков врачебной этики и отражены в знаменитой «Клятве», которая и сегодня актуальна.

    2. Модель Парацельса (1493-1541 гг.) - «делать добро», сложилась в средние века. Основное значение имеет эмоциональный контакт врача с пациентом, на основе которого строится весь лечебный процесс.

    3. Деонтологическая модель или врачебная этика, которая возникла в 1840 г. (автор Петров). Основным принципом является «нравственная безупречность», «соблюдение долга». Она базируется на строжайшем исполнении «кодекса чести», устанавливаемого медицинским сообществом, а также собственным разумом врача для обязательного исполнения.
    БИОЭТИКА – СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ТРАДИЦИОННОЙ БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ, ОСНОВНЫМ ПРИНЦИПОМ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИНЦИП УВАЖЕНИЯ ПРАВ И ДОСТОИНСТВА ЧЕЛОВЕКА.

    Биоэтика представляет собой важную точку философского знания, связанного с грандиозными изменениями в технологическом оснащении современной медицины, возникновении генной инженерии, трансплантологии, появлении оборудования для сохранения и поддержания жизни пациента и накопления соответствующих практических и теоретических знаний. Сегодня существуют этические проблемы аборта, зачатия, искусственного оплодотворения, клонирования, сексологии, эвтаназии. Все эти процессы обострили моральные проблемы, встающие перед врачом, родственниками пациента, перед средним медицинским персоналом.

    В отличие от деонтологической этики, где речь идет об осторожных высказываниях при пациенте «о завоевании доверия», «о ровном, спокойном, разумном, заботливом поведении врача», в биоэтике основным становится конфликт прав, например, «права плода на жизнь» с правом женщины на аборт (прерывание беременности),

    В современной медицине речь идет уже не только о «помощи больному», но и возможностях управления процессами патологии, зачатия и умирания с весьма проблематичными нравственными последствиями этого для человеческой популяции в целом. Сегодня медицина стремится сделать жизнь человека долгой, счастливой и лишенной болезней, но всегда на пути стоят люди, движимые жаждой власти и зараженные тоталитарной идеологией. Поэтому и возникла такая форма медицинской этики, как биоэтика, которая рассматривает медицину в контексте прав человека. Это меняет основной вопрос медицинской этики - вопрос об отношении врача и пациента. Неоспоримого приоритета врача в решении проблем пациента сегодня во многих странах не существует.
    Рекомендуемая литература:


    1. Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: учебное пособие – М., 2009.

    2. Двойников С.И. , Карасева Л.А., Пономарева Л.А. Теория сестринского дела – Самара, 2007.

    3. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела: учебное пособие – Ростов н/Д, 2011.


    Электронные ресурсы


    1. Федеральный портал «Российское образование»: http://www.edu.ru

    2. Сайт Министерства образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru

    3. Сайт Рособразования: http://www.ed.gov.ru

    4. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: http://windows.edu/ru

    5. Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»: http://www.studmedlib.ru

    6. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов»: http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru

    7. Электронная гипербиблиотека свободного доступа: http://www.koob.ru

    8. Всероссийский каталог образовательных ресурсов: http://rusobr.ru

    9. Научная электронная библиотека: http://elibrary.ru

    10. Региональный образовательный портал Оренбуржья: http://orenport.ru


    написать администратору сайта