Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные структурные компоненты сознания

  • 1. Знания. Это главный компонент, ядро сознания, способ её существования. Знание

  • Эмоции

  • Эмоциональная сфера

  • К структуре сознания также принадлежат внимание и память. Внимание

  • Теория познания. Познание как предмет философского анализа

  • Современная гносеология

  • Познание как процесс: чувственное и рациональное познание

  • Практика: основа, движущая сила и цель познания Основной формой познания и критерием истины при познании является практика.

  • философия. философия лекция3. Лекция 3 Философия сознания. Теория познания. Философия сознания. Основные традиции в объяснении природы сознания


    Скачать 71.17 Kb.
    НазваниеЛекция 3 Философия сознания. Теория познания. Философия сознания. Основные традиции в объяснении природы сознания
    Анкорфилософия
    Дата05.05.2022
    Размер71.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия лекция3.docx
    ТипЛекция
    #514093
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5

    Мышление и язык


    Язык и мышление с древнейших времен неразрывны. Как невозможно представить книгу без страниц, так и мыслить не возможно без слов. Мысль не имеет никакой другой формы, кроме словесной. Каждый из нас знает, что такое слово, мы его видим, слышим, ощущаем. Но мало кто задумывается о том, каким, же на самом деле является его содержание с точки зрения философии. 

    МЫШЛЕНИЕ и ЯЗЫК — неразрывно связанные между собой явления: первое как высшая форма отражения действительности, а второе — как материальная форма осуществления мыслительной деятельности. Посредством языка мысли отдельных людей превращаются из их личного достояния в общественное, в духовное богатство всего общества. Человек может выражать свои мысли многими способами (мимикой, жестами, поступками, рисунками, чертежами, формулами и т. д.), однако универсальным средством выражения мысли является язык. В языке человек фиксирует свою мысль и благодаря этому имеет возможность подвергать ее анализу как вне его лежащий объект. Язык служит средством понимания не только чужих, но и своих собственных мыслей.

    Основные структурные компоненты сознания

    Структура сознания


    Структурность сознания в значительной мере имеет достаточно условный характер. Дело в том, что элементы сознания тесно связаны друг с другом. Но, при всей условности, можно выделить такие три элемента:

    1. Знания.

    Это главный компонент, ядро сознания, способ её существования. Знание — это понимание человеком действительности, отображение её в виде осознанных чувственных и абстрактных логических образов. Благодаря знаниям человек способен «охватить», осознать всё то, что её окружает и составляет предмет познания. Знание обусловливает такие свойства сознания, как возможность через предметную деятельность целенаправленно «творить мир», предвидеть ход событий, проявлять творческую активность. Иначе говоря, сознание — это отношение к действительности в форме знаний с учетом нужд человека.

    2. Эмоции.

    Человек познает окружающий мир не с холодным безразличием автомата, а с чувством удовлетворения, ненависти или сочувствия, восторга или возмущения. Он переживает то, что отображает. Эмоции стимулируют или притормаживают осознание индивидуумом реальных явлений действительности. Высшим уровнем эмоций являются духовные чувства, например, любовь, которые формируются в последствии связей особи с существенными общественными и экзистенциальными ценностями. Эти чувства характеризируются предметным содержанием, постоянством, независимостью от ситуации. Эмоциональная сфера имеет значительное влияние на все проявления сознания человека и выполняет функцию основ деятельности.

    3. Воля.

    Воля — это осознанное целенаправленное регулирование человеком своей деятельности. Это способность человека мобилизировать и направлять свои психические и физические силы на достижение цели, решение задач, которые требуют сознательного преодоления субъективных и объективных трудностей и преград. Изготовление орудий человеком — первая и самая главная школа формирования воли. Воля и цель взаимодополняют друг друга. Без воли нельзя достичь цели, а без адекватной цели — нет воли.

    Воля — это осознанные стремления и побуждение к действию. Но для человека характерны и несознательные побуждения. Иногда бывает так, что человек куда-то стремится, а куда и зачем — сам не знает. Такая подсознательная регуляция остается от животных.

    Стоит также подчеркнуть еще один элемент структуры сознания — мышление.

    Мышление — это процесс познавательной деятельности индивидуума, который характеризуется обобщением и опоссредованным отображением действительности. Этот процесс завершается созданием абстрактных понятий, суждений, которые представляют собой отображение существенных, закономерных отношений вещей на основе известного, ощутимого, услышанного и т.д. Благодаря умственной деятельности мы проникаем в невидимое, в то, что не воспринимается, не чувствуется и не слышится. Мышление дает нам знание о существенных свойствах, связях и отношениях. При помощи мышления мы совершаем переход от внешнего и внутреннего, вот явления до сущности вещей и процессов.

    К структуре сознания также принадлежат внимание и память.

    Внимание — это форма психической деятельности, которая проявляется в направленности и концентрации на конкретных объектах.

    Память — это психический процесс, который состоит в закреплении, сохранении и воссоздании в мозгу индивидуума его прошлого опыта. Основными элементами памяти есть: запоминание, сохранение, воссоздание и забывание.

    В субъективной реальности человека имеет место такая важная под-структура, как самосознание.

    Самосознание — это осознание человеком себя, как самобытности, осознание своей способности принимать самостоятельные решения и вступать, на их основе, в осознанные отношения с людьми и природой, нести ответственность за принятые решения и действия. Иначе говоря — это целостная оценка самого себя, своего морального облика, собственных знаний, мыслей, интересов, идеалов, мотивов поведения, целей, действий, моральных свойств и т.д. При помощи самосознания человек реализует отношение к самому себе, совершает собственную самооценку, как мыслящего существа, способного чувствовать. В этом случае объектом познания для субъекта является он сам и его сознание. Итак, человек — самооценивающее существо, которое без этого характеризирующего действия не смогло бы определить себя и найти свое место в мире.

    Понимание человеком своего внутреннего мира, её способность к самоконтролю, приходят не сразу. Самосознание, наряду с такими духовными элементами личности как мировоззрение, способности, характер, интересы, формируется под влиянием социальной среды. Среда требует от личности контроля над своими действиями и ответственности за их результат. Уровень сознания в большой мере зависит от того, какие требования ставятся перед личностью и какие социальные ценности культивируются в данной среде. Основным условием тут выступает то, что человек сам должен контролировать свои действия и отвечать за их результаты.

    Теория познания.

    Познание как предмет философского анализа

    В системе многообразных форм отношения человека к миру важное место занимает познание или приобретение знания об окружающем человека мире, его природе и структуре, закономерностях развития, а также о самом человеке и человеческом обществе.

    Познание — это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее.

    Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения. Иными словами, речь идет о выяснении предпосылок и обстоятельств, условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и понятиями.

    Философские проблемы познания составляют предмет теории познания, или гносеологии. “Гносеология” — слово греческого происхождения (гнозис — знание и логос — слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект и объект познания, какова структура познавательного процесса, что такое истина и каков ее критерий, а также на многие другие.

    В философию термин “теория познания” ввел шотландский философ Дж. Феррьер в 1854 г. Совершенствование средств познания — неотъемлемая часть истории человеческой деятельности. К разработке вопросов познания обращались многие философы прошлого, и совсем не случайно эта проблематика выдвигается на первый план и становится определяющей в развитии философской мысли. Вначале познание выступает в наивных, порой весьма примитивных формах, т.е. существует как обыденное познание. Его функция не утратила своего значения до сих пор. По мере развития человеческой практики, совершенствования навыков и умения людей в постижении реального мира важнейшим средством не только познания, но и материального производства становится наука. Выявляются принципы научного познания, которые легли в основу формирования и организации научного мышления.
    В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания:

    - гностицизм;

    - агностицизм.

    Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

    Агностики (часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:

    - сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);

    - сам окружающий мир непознаваем в принципе — человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений — "вещей в себе".

    Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что:

    - идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;

    - материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность — сознание — изучает сама себя.

    Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах:

    - диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики;

    - историзма — рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления;

    - практики — признавать главным способом познания практику — деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя;

    - познаваемости - быть убежденным в самой возможности познания;

     - объективности — признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания;

    - активности творческого отображения действительности;

    - конкретности истины — искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.

    Познающим субъектом является человек — существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.

    Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры — носителей результатов познания, также является познавательным субъектом.

    Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.

    Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

    Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной.

    Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением.

    Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, является оценкой.

    Основной формой познания и критерием истины при познании является практика.
    Понятие познания
    Познание – совокупность процессов, целью которых является знание о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом теории познания – гносеологии. Процесс познания всегда представлял особый интерес для исследователей. Так, Декарт рассматривал познание как действие, нацеленное на овладение силами природы и совершенствование самой природы человека. Платон разделял все, что доступно познанию, на два вида – чувственно-воспринимаемое и познаваемое рассудком. Отношения между этими двумя категориями определяют отношения разных познавательных способностей: через ощущения появляется возможность познавать мир вещей, в то время как разум позволяет найти истину. Кант писал о существовании двух направлений человеческого познания, которые, возможно, произрастают из одного, но неизвестного до сих пор целого. Одно – это чувственность, второе – рассудок. Если через первое даются предметы, то через второе они мыслятся. В современной литературе целью познания называют истину.

    Формы познания могут быть различны – научное и ненаучное, причем последнее включает обыденное и художественное, а также мифологическое и религиозное познание. В психологии познание определяется термином «когнитивность», и под ним понимают способность умственного восприятия внешней информации для дальнейшей переработки. Когнитивные процессы на протяжении долгого времени приписывали памяти, вниманию, восприятию, действию, принятию решения и воображению, в то время как эмоции традиционно исключались из этого списка. Современные исследования нацелены на когнитивную составляющую эмоций, поскольку вышеупомянутое деление сейчас считается устаревшим.

    Познание как процесс: чувственное и рациональное познание


    В процесс познания включена вся психическая деятельность человека, однако основную роль выполняют чувственное и рациональное познание.

    В истории философии сложилось несколько основных направлений в ответе на вопрос об источниках знания, в оценке роли органов чувств и мышления в процессе познания.

    Современная гносеология рассматривает познание как диалектическое единство чувственного и рационального.

    Чувственное познание – т.е. познание с помощью органов чувств - это первая ступень познавательного процесса, источник непосредственных знаний о предметах и их свойствах, связывающий человека с окружающим миром. Природа органов чувств человека биосоциальна.

    Чувственное познание происходит в трех основных формах.

    1) Ощущение – это простейший чувственный образ отдельных свойств и признаков предметов и явлений (зрительные, слуховые, осязательные и т.д. ощущения).

    2) Вторая форма чувственного познания – восприятие – представляет собой целостный чувственный образ предметов окружающего мира. Восприятия образуются на основе ощущений, представляя собой их комбинацию. Ощущение и восприятие формируются в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств.

    3) Более сложной формой чувственного познания является представление – сохранившийся в сознании чувственный образ предмета или явления, не воздействующего на органы чувств в данный момент. В формировании представлений ведущую роль выполняют такие свойства сознания, как память и воображение. Представления играют исключительную роль в процессе познания: без представлений человек был бы привязан к непосредственной ситуации.

    На основе представлений формируется рациональное познание, или абстрактное мышление, которое также выражается в трех основных формах.

    1. Понятие – форма абстрактного мышления, в которой отражаются наиболее общие, существенные и необходимые свойства, признаки предметов и явлений. Любое мышление – обыденное, научное, философское – осуществляется при помощи понятий. Понятия выделяют предметы по общим для них признакам и представляют их в обобщенном виде (*понятие «человек» отражает то общее, что свойственно всем людям, и то, что отличает человека от других живых существ).

    2. Суждение – такая форма мышления, в которой посредством связи и соотношения понятий утверждается или отрицается что-либо, дается оценка. Суждения невозможны без понятий и строятся на их основе. Обычно суждение включает в себя три элемента: два понятия и связка между ними.

    3. Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение о предметах или явлениях мира. Умозаключения позволяют на основе ранее полученного знания приобрести новое знание, не обращаясь к чувственному опыту.

    Таким образом, процесс познания представляет собой движение от чувственных к рациональным формам познания:

    1) выделение отдельных свойств и признаков предмета (ощущение),

    2) формирование целостного чувственного образа (восприятие),

    3) воспроизведение чувственного образа предмета, сохранившегося в памяти (представление),

    4) образование понятий о предмете на основе подытоживания предшествующих знаний,

    5) оценка предмета, выделение его существенных свойств и признаков (суждение),

    6) переход от одного, ранее полученного знания к другому (умозаключение).

    Особенности чувственного и рационального познания.

    Рациональное познание

    Чувственное познание

    1. способность к отражению общего в предметах;

    1. общие и единичные признаки не различаются;

    2. способность к отражению существенного в предметах;

    2. существенное не отграничивается от несущественного.

    3. способность к конструированию идей.





    Практика: основа, движущая сила и цель познания

    Основной формой познания и критерием истины при познании является практика.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта