Главная страница
Навигация по странице:

  • Сознание и мозг

  • философия. философия лекция3. Лекция 3 Философия сознания. Теория познания. Философия сознания. Основные традиции в объяснении природы сознания


    Скачать 71.17 Kb.
    НазваниеЛекция 3 Философия сознания. Теория познания. Философия сознания. Основные традиции в объяснении природы сознания
    Анкорфилософия
    Дата05.05.2022
    Размер71.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия лекция3.docx
    ТипЛекция
    #514093
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5

    Сознание – продукт высокоорганизованной материи мозга



    Сознание является формой идеального бытия, способностью человека при помощи мозга воспринимать окружающий мир. Сознание вызывает различные эмоции и мысли, тем самым, как-бы заставляет человека познавать окружающее. Кроме того, необходимость в практической деятельности обязывает человека думать, анализировать и делать выводы. В результате данных манипуляций и размышлений, человек, исходя из своих потребностей, формирует свою мысленную модель бытия. Сознание тесно взаимосвязано с речью и языком. Ведь без основы формирования языка обобщенное отражение и выражение - невозможно. Ни язык жестов, ни мимика не способны выражать передачу и обмен информацией. 

    Сознание и мозг

    Человеческий мозг - поразительно сложное образование, тончайший нервный аппарат. Это самостоятельная система и вместе с тем подсистема, включенная в состав целостного организма и функционирующая в единстве с ним, регулирующая его внутренние процессы и взаимоотношения с внешним миром. Какие же факты неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган сознания, а сознание - функция человеческого мозга?

    Прежде всего, тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания.

    Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга. Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания. Когда повреждаются лобные доли, больные не могут продуцировать и осуществлять сложные программы поведения; они не имеют устойчивых намерений и легко возбуждаются побочными раздражителями. При поражении затылочно-теменных отделов коры левого полушария нарушаются ориентировка в пространстве, оперирование геометрическими отношениями и т.д. Известно, как деформируется духовный мир личности, а нередко происходит ее полная деградация, если человек систематически отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками.

    Экспериментальные данные различных наук, таких как психофизиология, физиология высшей нервной деятельности и др., неопровержимо свидетельствуют о том, что сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит. Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них. Но не они составляют сущность сознания.

    Как уже отмечалось, диалектический материализм рассматривает сознание как функцию мозга, а мозг – как орган, порождающий, продуцирующий сознание. Однако сознание не только продукт деятельности нейрофизиологических процессов мозга, но и продукт сложных общественных отношений, в которые погружен человек.

        В истории философии была попытка со стороны, так называемых, вульгарных материалистов (Фогт, Бюхнер и др.) отождествить сознание, мышление с нейрофизиологическими процессами. К. Фогт утверждал, что мозг выделяет мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Такое грубо примитивное сведение психического к физиологическому подверглось справедливой критике в рамках диалектического  материализма, который рассматривает сознание как идеальное (нематериальное) отражение реальности. Иными словами, в мысли присутствует не материальный субстрат отображаемого объекта, а лишь его идеальный информационный образ. Но точно также мысль не содержит в себе ничего и от высокомолекулярного нейрофизиологического субстрата, который ее порождает. Итак, мысль будучи нематериальной (идеальной), т.е. не содержащей в себе материальный субстрат мозга, отображает не материальные процессы, происходящие в мозге, а процессы, происходящие вне мозга, вне человека. Сознание характеризуется свойством интенциональности (направленности на отображаемый объект). Идеальный не материальный образ переживается как вынесенный вовне, т.е являясь порождением нейрофизиологического субстрата, отображает не этот субстрат, а материальные внешние объекты, что является необходимым условием для регуляции целеполагающей деятельности.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта