Главная страница

экономическое учение Маркса и Энгельса. экономическое учение к. Маркса и Ф.Энгельса». Лекция 4 экономическое учение к. Маркса


Скачать 1.07 Mb.
НазваниеЛекция 4 экономическое учение к. Маркса
Анкорэкономическое учение Маркса и Энгельса
Дата10.08.2022
Размер1.07 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаэкономическое учение к. Маркса и Ф.Энгельса».docx
ТипЛекция
#643711
страница7 из 12
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
непрактичным, если бы подох, не закончив полностью своей книги, хотя бы только в рукописи»[10].

Говоря об основных научных достижениях Маркса в экономической науке, Энгельс в своей речи на его могиле обратил внимание на три наиболее важные открытия, совершенные Марксом:

1. Разработку материалистического понимания истории..[11]

2.Открытие закона прибавочной стоимости как закона возникновения и развития капиталистического способа производства, а также его смены социалистической системой.

3. Превращение социализма из утопии в науку.

Чтобы разобраться в приводимых ниже материалах из произведений Маркса и Энгельса, необходимо, хотя бы коротко, познакомиться с содержанием разработанного ими учения.

1. Проблема предмета политической экономии.

В отличие от своих предшественников, пытавшихся объяснить общественно исторический процесс деятельностью верховных правителей – императоров, царей, выдающихся политиков и т.п., Маркс, исследовавший экономические явления капитализма в более развитых условиях и с иных идеологических позиций, открыл, что в основе эволюции общества лежит прогресс общественного производства, определяющего в конечном итоге классовую структуру общества, политику классов, их идеологию и политические учреждения.

С этих позиций Маркс разработал учение о способе производства как противоречивом единстве производительных сил общества и его производственных отношений. При этом под производительными силами общества Маркс понимал следующие три простые элемента всякого производства вообще:

1. средства труда (орудия труда, которыми труд воздействует на предмет труда);

2. предметы труда (предметы и вещество природы, которые подвергаются обработке с помощью средств труда);

3. труд человека.

В свою очередь производственные отношения людей, в трактовке Маркса, это прежде всего отношения собственности, отношения присвоения результатов труда.

Маркс утверждал, что способ производства определяет в конечном счете весь процесс экономической, политической, социальной и духовной жизни общества и придает человеческой истории характер естественно исторического процесса. В предисловии к работе «К критике политической экономии» Маркс писал: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли независящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще».[12]

Эти методологические положения исторического материализма послужили для Маркса исходным пунктом для объяснения внутреннего механизма общественно исторического процесса, а также его основных последовательных этапов от первобытно общинного до коммунистического способа производства и решения множества более частных задач, в том числе - для определения предмета политической экономии. Таковым Маркс считал производственные отношения в их определяющей зависимости от уровня развития производительных сил, то есть исторически определенный способ производства. В предисловии к 1 изданию I тома «Капитала» Маркс писал: «Предметом моего исследования в настоящей работе является капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена».[13]

Маркс и Энгельс рассматривали способ производства как историческое явление, внутренний механизм саморазвития которого – противоречивое взаимодействие производительных сил и определяемых ими общественно производственных отношений – обусловливает поступательное развитие общества от одной качественно определенной исторической ступени к другой. В предисловии к работе «К критике политической экономии» (1859) Маркс писал: «В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства, можно обозначить, как прогрессивные эпохи экономической общественной формации».[14]

В этом перечне отсутствует упоминание первобытно общинного строя, поскольку учение о нем было разработано в последующие годы, главным образом в трудах Ф. Энгельса, прежде всего в его работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884). История способов производства (за исключением первобытно общинного и коммунистического), в трактовке Маркса, - это прежде всего история сменяющих друг друга в ходе развития производительных сил общества систем эксплуатации трудящихся масс. Этот процесс, как отмечал Маркс, приводит к формированию новой основы богатства общества, проистекающей не из «кражи чужого рабочего времени», а из возрастания производительности общественного труда, из превращения производства относительной прибавочной стоимости в свою противоположность – в источник роста общественного богатства.

2. Проблема метода экономического исследования.

Метод экономической двойственности.

Учение об общественном способе производства играет важнейшую методологическую роль в экономическом учении Маркса. Определение производственных отношений людей как одной из сторон способа производства позволило Марксу вскрыть общественную природу экономических законов. Он обнаружил, что экономические законы суть законы общественно производственных отношений людей, то есть объективные причинно-следственные связи, регулирующие эти отношения в их зависимости от уровня развития производительных сил. Марксом было доказано, что экономика общества регулируется не вечными законами «природы» и не законами «человеческой природы», а общественно-историческими экономическими законами (как общими, характерными для всех или ряда способов производства, так и формационными, присущими какому-либо одному способу производства).

Маркс не только открыл общий закон развития производственных отношений, но и опираясь на него исследовал целостную систему экономических законов капитализма, выражающих зависимость каждого существенного производственного отношения этого способа производства от уровня развития производительных сил общества (закон стоимости, закон прибавочной стоимости, закон тенденции нормы прибыли к понижению, закон равенства прибыли на равновеликий капитал и т.п.). Это обстоятельство придало учению Маркса внутреннюю динамичность, обеспечивающую адекватное отражение в экономической теории меняющейся экономической действительности капиталистического строя.

Существенным вкладом Маркса в экономическую науку явилось решение им проблемы форм проявления производственных отношений людей (формы стоимости, вещных форм проявления капиталистического отношения и т.п.). Впервые в экономической науке он установил, что производственные отношения при капитализме на поверхности явлений выступают как отношения вещей, носят товарно-фетишистский характер, маскирующий действительное содержание этих отношений.[15]

Анализ форм проявления производственных отношений имеет большое методологическое значение как для исследования экономических законов капитализма, так и для критического анализа экономических концепций. Как отмечал Маркс, описание вещных форм экономических отношений, дающих искаженное представление о сущности экономических явлений, составляет содержание категорий буржуазной политической экономии. Он писал: «Такого рода формы как раз и образуют категории буржуазной экономии».[16]«Что вещи в своем проявлении, пояснял Маркс, часто представляются в извращенном виде, признано как будто во всех науках, за исключением политической экономии».[17]

По этой причине Маркс считал совершенно недостаточным, хотя и необходимым, использование описательного метода как инструмента изучения экономических явлений и законов. Главное средство познания экономических процессов он видел в абстрактном методе, то есть методе отвлечения от обманчивой внешней вещной формы экономических явлений, от присущих им частностей и случайностей, с целью выявления их действительной социально-экономической сущности, лежащих в их основе экономических закономерностей. Абстрактный метод играет тем большую роль в изучении экономических явлений, что экспериментальные методы, как правило, не применимы к экономике. «...При анализе экономических форм, - писал Маркс, - нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции».[18] Маркс всесторонне развил абстрактный метод экономического анализа, начала которого положила классическая школа Петти, Смита и Рикардо, устранив присущий для этой школы неисторический характер его применения.

Однако главный вклад Маркса в методологию анализа экономических процессов связан с тем, что он конкретизировал абстрактный метод с учетом особенностей предмета политической экономии и на этой основе разработал специфический метод политико-экономического анализа, который можно было бы назвать - методом экономической двойственности.

Заслуга Маркса в данном отношении состояла в открытии двойственной природы труда товаропроизводителей (труда конкретного и труда абстрактного) и в последовательном использовании этого открытия в исследовании капиталистической экономики. Маркс подчеркивал особую методологическую значимость учения о двойственном характере труда для анализа экономических явлений. Он отмечал, что понимание политической экономии как науки невозможно без учета двойственной природы труда, находящей свое выражение во всех явлениях и процессах товарно-капиталистической экономики. Он писал: «Эта двойственная природа содержащегося в товаре труда впервые критически доказана мною...Этот пункт является отправным пунктом, от которого зависит понимание политической экономии...»[19]. В письме к Энгельсу, написанному в связи с завершением подготовки к печати 1 тома «Капитала», Маркс подчеркивал значение этого метода для понимания фактов экономической жизни общества. Он писал: «Самое лучшее в моей книге: 1) подчеркнутый уже в первой главе двойственный характер труда, смотря по тому, выражается ли он в потребительной или в меновой стоимости (на этом основано все понимание фактов); 2) исследование прибавочной стоимости независимо от её особых форм: прибыли, процента, земельной ренты и т.д.».[20]

Сущность метода экономической двойственности, представляющего собой модификацию общей методологии исторического материализма применительно к специфике предмета политической экономии, сводится в своей основе к следующим положениям:

1. Все экономические явления представляют собой лишь различные выражения человеческого труда - живого или овеществленного в продуктах труда, содержания труда или его общественной формы. Экономика общества есть не что иное как функционирующий труд.

2.Труд товаропроизводителя обладает двойственной природой.

Он выступает, с одной стороны, как труд конкретный, то есть как полезная форма труда, создающая потребительную стоимость товара, а с другой - как труд абстрактный, то есть как затрата физических, умственных и нервных сил человека на производство товара, которая в своем общественном качестве выступает как источник стоимости товаров.

В свою очередь и стоимость товара предстает как двойственный феномен. Она состоит, с одной стороны, из стоимости израсходованных на производство данного товара сырья, материалов, комплектующих и т.п., а также стоимости износа средств труда - амортизации (машин, производственного оборудования, зданий и сооружений и т.п.), созданных в свое время абстрактным трудом и перенесенных на производимый товар конкретным трудом (это так называемая старая стоимость, существовавшая до данного процесса производства), а с другой стороны - из вновь созданной в данном производстве стоимости (это – новая стоимость), источник которой - абстрактный труд.

 

3. Трудовая теория стоимости Маркса.

Маркс впервые решил проблему социально-экономической сущности стоимости товара, которая теоретиками классической школы даже не ставилась. В отличие от них он провел разграничение между величиной стоимости, на которой сосредоточили внимание его предшественники, и её социально-экономической сущностью. По Рикардо, стоимость - это не что иное как определенное количество труда, затраченное на производство товара. Ясно, что стоимость здесь получает количественную характеристику, а качественная сторона явления остается в стороне. Кроме того, в такой трактовке стоимость товара выступает скорее как явление естественного, а не общественного порядка, как явление, характерное для всех этапов общественного развития, а не как феномен, имеющий историческую природу и свойственный только условиям товарного производства. Маркс же рассматривал стоимость товаров в качестве сугубо общественного, исторического явления, как специфическое общественно производственное отношение людей, характерное лишь для условий товарного производства и обращения. Это было новое слово в теории стоимости. В работе «К критике политической экономии» (1859), в которой впервые дано целостное изложение его теории стоимости, Маркс писал: «...меновая стоимость есть отношение между людьми,.. отношение, скрытое под вещной оболочкой».[21] В I томе «Капитала» (1867), первый отдел которого - «Товар и деньги» - посвящен анализу товарных отношений, Маркс вновь возвращается к этой мысли, подчеркивая, что «...стоимость имеет... чисто общественный характер...» и что в нее «...не входит ни одного атома вещества природы».[22]

 

4. Теория прибавочной стоимости Маркса.

Эта теория Маркса занимает центральное место в его экономической системе, поскольку она претендует на объяснение как социально-экономической сущности капиталистического строя, так и его исторических судеб. Острота полемики вокруг Марксовой теории прибавочной стоимости определяется прежде всего тем, что в ней решается проблема происхождения всех форм доходов от собственности - промышленной прибыли, земельной ренты, торговой прибыли, ссудного процента, дивиденда и т.п. К тому же в законе прибавочной стоимости Маркс видел «закон движения» капиталистической формации в целом, определяющий ее исторически преходящий характер.

А. Смит и Д. Рикардо обнаружили, что прибыль и земельная рента - это не что иное как неоплаченный труд рабочих. Более того, они предприняли попытку объяснить происхождение прибыли с точки зрения трудовой теории стоимости. Однако она не увенчалась успехом. Рикардо, например, полагал, что рабочий продает капиталистам свой труд, который оплачивается как всякий товар по своей стоимости, т. е. в соответствии с затратами труда.. Это приводило Рикардо к противоречию между законом стоимости и законом прибавочной стоимости: если он исходил из трудовой теории стоимости, он должен был отрицать очевидное - существование прибыли; если же он признавал факт существования прибыли (фактически - прибавочной стоимости), то он должен был отвергать трудовую теорию стоимости, являвшуюся фундаментом всей его теоретической системы.

В отличие от своих предшественников Маркс решил две важнейшие задачи теории прибавочной стоимости:

1) впервые выдвинул и разработал понятие прибавочной стоимости, как особого экономического явления, отличного от её конкретных форм, и

2) объяснил возникновение прибавочной стоимости с позиции трудовой теории стоимости.

Маркс дает отрицательный ответ на вопрос, может ли прибавочная стоимость возникнуть в процессе обращения?. Если обмен является эквивалентным, прибавочная стоимость не возникает. Но она не возникает в обращении и при неэквивалентном обмене: если какой-либо товаровладелец продает свой товар выше его стоимости, это будет означать, что покупатель, переплачивая за этот товар, утрачивает точно такую же стоимость. Следовательно, общая сумма произведенной стоимости при этом не увеличивается. Происходит лишь перераспределение уже созданной стоимости из одних рук в другие. К тому же такой удачливый товаровладелец-продавец, увеличивая стоимость своего капитала за счет повышения цен, становясь покупателем, теряет то, что он выиграл как продавец. Следовательно, в обращении прибавочная стоимость возникнуть не может.

Главным в решении Марксом вопроса об источнике прибавочной стоимости явилось его открытие рабочей силы как товара.[23]

Маркс установил, что объектом купли-продажи в отношениях капиталиста и рабочего является не труд рабочего, а способность рабочего к труду, т.е. его рабочая сила.

Рабочая сила - это особый товар, поскольку он представлен в живой человеческой личности. Поэтому как потребительная стоимость, так и стоимость рабочей силы существенно отличаются от подобного рода двух сторон обычного товара.

Потребительная стоимость (полезность) рабочей силы уникальна. Это единственный товар, использование которого выступает в качестве источника стоимости всех других товаров.

Положения Маркса о рабочей силе как товаре послужили отправной точкой в его теории прибавочной стоимости. Он рассуждал следующим образом. Покупая рабочую силу в качестве товара, капиталисты оплачивают её стоимость и потому становятся собственниками её потребительной стоимости, то есть способности рабочей силы создавать новую стоимость. Между тем, произведенная рабочими стоимость больше, чем стоимость их рабочей силы. Разница между ними и образует прибавочную стоимость, которая присваивается капиталистами безвозмездно на правах собственника потребительной стоимости купленного им товара, а именно рабочей силы.

Таким образом, Маркс установил, что даже при полной эквивалентности отношений рабочих и капиталистов при купле-продаже рабочей силы (оплате рабочей силы по её полной стоимости), конечный результат их отношений является неэквивалентным (рабочими производится большая стоимость, чем та, которую они получают в виде заработной платы, поскольку прибавочную стоимость капиталисты присваивают без какого бы то ни было эквивалента).

Из теории прибавочной стоимости Маркс делал важные политические выводы: с развитием производительных сил общества эксплуатация рабочих усиливается, увеличивается как абсолютная величина прибавочной стоимости, так и её относительное выражение в норме прибавочной стоимости (отношение прибавочной стоимости к стоимости рабочей силы). В результате усиливаются противоречия между трудом и капиталом. Вместе с тем, растет концентрация производства и капитала, что также обостряет эти противоречия. Конечным итогом этих процессов, писал Маркс, может быть лишь устранение капиталистической системы производства, «экспроприация экспроприаторов».[24]

Прибавочную стоимость Маркс обозначил латинской буквой – m (от немецкого слова Mehrwert – прибавочная стоимость), а стоимость рабочей силы – v - (от слова variable – переменный). Если абсолютная величина эксплуатации определяется суммой произведенной рабочими прибавочной стоимости (m), то ее относительное значение выражается в норме прибавочной стоимости, т.е. отношении прибавочной стоимости (m) к стоимости произведшей ее рабочей силы (v): m`= m/v . 100%.

 

5. Учение Маркса о производительном труде.

В соответствии с теорией Маркса, производительный труд при капитализме характеризуется следующими двумя признаками. Во-первых, это труд, производящий какую-либо потребительную стоимость, независимо от того, будет ли это вещественный товар или услуга. Такой труд производителен в том смысле, что он воспроизводит производительные силы общества: его вещественные и личные элементы. Во-вторых, производительным, по Марксу, выступает труд, создающий прибавочную стоимость и тем самым производящий капитал. «Только труд, производящий капитал, - писал Маркс, - есть производительный труд».[25]. Такой труд производителен в том смысле, что он воспроизводит систему производственных отношений капитализма. Таким образом, производительным, в соответствии с теорией Маркса, является труд, который воспроизводит капиталистический способ производства: его производительные силы и его производственные отношения, его отношения собственности

Исторический материализм: Карл Маркс, Фридрих Энгельс
«Невежество — это демоническая сила, и мы опасаемся, что оно послужит причиной еще многих трагедий.»

К. Маркс
Исторический материализм — учение о закономерностях исторического процесса и неизбежности революции ради достижения всеобщего блага. Марксисты предприняли попытку не только рассуждать о мире, но и активно изменить его.
Материя — первична?
Карл Маркс, философ-материалист

К середине XIX столетия в философских течениях начинают преобладать материализм и атеизм. Создание громадных финансовых корпораций и «промышленных монстров», культурный и духовный кризис в Европе — все это заставляло по-иному взглянуть на место человека в мире, усомниться в правильности «Божественной идеи». Кто стал основоположником материализма, утверждающего, что только материальные предметы первичны, а идеальное — воля, вера, чувства — лишь следствие? Часто «первооткрывателем» называют немецкого философа Людвига Фейербаха, уверявшего, что идея о Боге порождена человеческим страхом и невежеством. «Дух» и «материя» в его системе слиты в человеке, но при этом мышление — вторично. Это явно противоречило господствовавшему много веков идеализму.
Искания Фейербаха и других материалистов обобщили и расширили Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895), часто писавшие в соавторстве, а также их российский последователь — Владимир Ленин (1870–1924).
Маркс и Энгельс не являлись «профессиональными» философами, начинали они с политической и экономической публицистики.
«Человека унижает не атеизм, а суеверие и идолопоклонство» (К. Маркс)

Где «двигатель» исторического процесса?

Нужно уточнить, что теория Маркса — Энгельса — это не только исторический материализм, а огромная система, освещающая практически все стороны жизни общества. Но ознакомление с ней удобно начинать именно с исторических рассуждений. Еще в ранних своих работах Маркс писал, что в основе существования человеческого общества — способ производства материальных благ. То есть производственные отношения — это базис. Все, что имеет отношение к нематериальной стороне жизни общества, — культура, религия, право, философия, наука, — это надстройка. Она имеет второстепенное значение.
РЕКЛАМА

Весь исторический процесс надо рассматривать как череду так называемых общественных формаций, которые отличаются друг от друга по способу производства материальных благ. Например, в истории можно выделить такие формации, как первобытнообщинная (достаточно справедливая, так как еще нет частной собственности), рабовладельческая (возникает землевладение и государственный строй), феодальная и т. д. Смена формаций всегда сопровождается революциями. Теория Маркса — Энгельса и его последователей рассматривает революцию как прогрессивное явление, так как она движет вперед исторический процесс. Следовательно, борьба разных классов общества между собой — классовая борьба — тоже является таким «локомотивом». Сейчас (да и в середине XIX века) многие видят в этом определенное лукавство.
«Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными»

По мнению Маркса и Энгельса, в середине XIX столетия наступил расцвет капиталистической формации: горстка промышленных воротил богатеет за счет нещадной эксплуатации рабочего класса. Спасение философы видели в социальной революции, которая сметет несправедливость с лица земли и установит справедливый — коммунистический — порядок. Практически они предлагали вернуться к плюсам первобытнообщинного строя, захватив с собой все технические и культурные достижения. Применить эту теорию на практике в России попытались В. И. Ленин и его соратники, были аналогичные попытки и в других государствах. Но… последствия революций оказались намного страшнее, чем могли предполагать разработчики теории исторического материализма.
«История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов» (К. Маркс)

«Человек общественный» изменяет мир

Ценность отдельной человеческой личности основатели исторического материализма практически не обсуждают — только в связи с общественным, коллективным. Человек для них — прежде всего субъект экономических, классовых категорий. И в последующем построении справедливого общества Маркс и Энгельс ставят на первое место коллектив, класс, социальную группу. Маркс утверждал: «Если человек по природе своей общественное существо, то он, стало быть, только в обществе сможет развить свою истинную природу, и о силе его природы надо судить не по силе отдельных индивидуумов, а по силе всего общества». В отношении экономики марксисты рассуждали так: чем богаче общество в целом, тем лучше будет жить каждый член этого общества. Были ли они правы? История XX века не подтвердила этот тезис.
Еще один важный момент философии марксистов — их уверенность, что философы должны не только объяснять мир (как было до сих пор), но и менять его. И активная пропаганда действительно выдвинула тысячи активных людей, проникшихся философией марксизма и готовых осуществить социальную революцию. Надо признать, что Маркс, Энгельс и их последователи были честны, предупреждая о том, что новое общество будет рождаться в муках и социальных потрясениях. Но всех ли устраивает такой способ достижения социальной справедливости?
«Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит» (Ф. Энгельс)

Экономическое учение К. Маркса и Ф. Энгельса

Марксизм возник в 40-е годы XIX в., во времена, когда были сделаны важные научные открытия, создана техническая основа капитализма, мир пережил три экономических кризиса (1825, 1836, 1847 гг.), имели место выступления рабочих, выдвигавших политические требования (лионских и силезских ткачей), созданы чартистские организации в Англии. Источниками марксизма явились немецкая философия (Гегель, Фейербах), французский утопический социализм (Оуэн, Фурье, Сен-Симон), английская классическая политэкономия (Смит, Рикардо).

Первым политэкономическим произведением марксизма считается работа Фридриха Энгельса (1820-1895) "Наброски к критике политической экономии". В ней рассматриваются проблемы частной собственности как исходной базы капитализма; накопления капитала; концентрации и централизации капитала; экономические кризисы.

"Экономико-философские рукописи" Карла Маркса (1818-1893) посвящены проблемам соотношения труда и капитала, динамики заработной платы. Капитал Маркс характеризует как накопленный чужой труд. Впервые отмечается, что основу человеческого общества составляет материальное производство.

Положение рабочих при капитализме на примере наиболее развитой страны очень подробно анализирует Энгельс в работе "Положение рабочего класса в Англии" (1845). Он показывает, что становление капиталистической промышленности является результатом промышленного переворота, даёт характеристику кризисов, хотя ещё не даёт полного представления о цикле и его фазах.

В совместной работе Маркса и Энгельса "Немецкая идеология" (1845-1846) создаётся учение об общественно-экономических формациях, исторический процесс характеризуется как смена этих формаций революционным путём.

Работа "Нищета философии" Маркса* посвящена экономическим категориям. В ней Маркс пишет, что экономическое понятие имеет основой не разум человека, а отношения производства, является их отражением. Он формулирует закон соответствия производственных отношений характеру производительных сил, рассматривает развитие капиталистических производственных отношений.

* Написана как ответ экономисту Прудону на его работу «Философия нищеты» (1847).

В этой работе Маркс определяет стоимость как результат труда рабочих.

В целом учение Маркса о стоимости, механизме ее образования изложено в "Наемном труде и капитале" (1849)* Маркс считал, что закон стоимости действует через отклонения цен от стоимости.

* Полностью издана Энгельсом в 1891 г.

Анализ простого товарного и капиталистического производства, стоимости, товара, денег, капитала (постоянного и переменного), прибыли Маркс проводит в первом варианте "Капитала" — рукописи 1857-1858 гг.; земельной ренты (дифференциальной и абсолютной) — во втором наброске "Капитала" (1861-1863 гг.). Рукопись 1861- 1863 г. содержит также анализ социально-экономических последствий применения машин, воспроизводства общественного капитала.

Главный труд Маркса "Капитал" состоит из четырех томов. Первый том был издан в 1867 г. и посвящен анализу производства прибавочной стоимости. Маркс подробно рассматривает товар и его свойства (потребительную стоимость и стоимость); содержание стоимости, ее источники, величину, факторы, ее изменяющие. Маркс считал, что стоимость товара создает труд, сама стоимость меняла форму от простейшей до денежной, и что это — общественное, а не природное свойство вещи. Товар, по Марксу, содержит противоречия между потребительной стоимостью и меновой стоимостью, абстрактным и конкретным трудом, частным и общественным трудом. Здесь же выводится всеобщая формула капитала:

Д — Т —... П... — Т" — Д".

Центральной проблемой первого тома "Капитала" считается производство абсолютной прибавочной стоимости, двойственный характер труда при капитализме (процесс труда и процесс возрастания стоимости) Капитал, по Марксу, — это стоимость, приносящая прибавочную стоимость.

Маркс выделяет три ступени роста производительности труда, с которыми связано производство относительной прибавочной стоимости (простая кооперация, разделение труда и мануфактуры, машинная стадия развития).

Маркс считал, что заработная плата — это превращенная стоимость (цена) рабочей силы. Он анализирует факторы, воздействующие на изменение заработной платы, ее формы, национальные особенности.

Кроме вышеперечисленных проблем, Маркс рассматривает накопление капитала, воспроизводство, превращение прибавочной стоимости в капитал, безработицу.

Второй том "Капитала" был издан в 1885 г. и посвящен анализу процесса обращения капитала, тех превращений, которые капитал претерпевает в своем движении. Маркс характеризует основные функциональные формы кругооборота производительного, денежного и торгового капитала, а также оборот капитала во времени.

Третий том "Капитала" издаётся в 1894 г. В нем Маркс анализирует процесс производства капитала в целом, превращение прибавочной стоимости в прибыль, образование нормы прибыли. Совокупный общественный продукт, по Марксу, равен сумме издержек производства и прибыли:

w = c + v + m = k + p , где:

 с — постоянный капитал;

 v — переменный капитал;

т — прибавочная стоимость;

 k — издержки производства;

р — прибыль.

Маркс рассматривает торговый капитал и торговую прибыль, ссудный капитал и ссудный процент, распределение прибавочной стоимости.

Маркс считал, что все доходы в капиталистическом обществе имеют своим источником прибавочную стоимость, они суть превращенные формы прибавочной стоимости

Анализируя земельную ренту, Маркс рассматривает ее эволюцию, образование дифференциальной ренты I и II. Он считал, что земельная рента — это сверхприбыль, образующаяся в сельском хозяйстве в результате прибавочного труда сельскохозяйственных рабочих.

Четвертый том "Капитала" подготавливал к изданию К. Каутский, рассматривавший его как работу, параллельную "Капиталу". В 1905-1910 гг. работа была издана. После второй мировой войны рукопись издавалась в СССР Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Четвертый том "Капитала" носит название "Теории прибавочной стоимости". В нем изложена критика предшествующих экономических учений, а также детальная разработка учения о производительном и непроизводительном труде, земельной ренте, национализации земли, возможности и неизбежности экономических процессов.

Важнейшим произведением Ф. Энгельса считается работа "Анти-Дюринг",* изданная в 1878 г. В ней Энгельс ставит вопрос о политэкономии в широком и узком смысле слова. В узком смысле он понимал политэкономию, изучающую только капитализм. Политэкономия в широком смысле — это наука, изучающая все общественно-экономические формации и экономические законы, "управляющие производством и обменом материальных жизненных благ в человеческом обществе".

* Е. Дюринг (1833—1921) немецкий философ и экономист, заметно влиявший на немецкую социал-демократию, автор работы «Философия действительности».

Энгельс рассмотрел процесс возникновения частной собственности, классов, государства, товарного производства, стоимости, накопления капитала, экономических кризисов. Энгельс выделил противоречия, возникающие в рыночной экономике: между общественным характером производства и частнокапиталистическим присвоением, между рабочим классом и буржуазией (трудом и капиталом), между организацией производства в отдельной фирме и анархией общественного производства в целом, между производством и потреблением.

1. Экономические взгляды К. Маркса
Одним из самых интересных направлений экономической мысли девятнадцатого века является марксизм, который можно рассматривать как своеобразное развитие классической политической экономии в той его части, где рассматриваются основы трудовой теории стоимости. Основоположником этого учения является К. Маркс (1818-1883), немецкий экономист и философ. Взяв за отправную точку своих исследований утверждения Смита и Рикардо о том, что в основе стоимости всех товаров лежит количество труда, затраченного на их производство, Маркс создал достаточно стройную теорию, описывающую законы функционирования и развития капиталистической системы хозяйства. Он показал, как из простого товарного производства, целью которого является потребление и где деньги являются лишь посредником в обмене, совершенно логично вытекает капиталистическое производство, где целью является возрастание денег, получение прибыли. Если вспомнить Аристотеля, то первый тип хозяйства соответствует понятию "экономика", а второй - понятию "хрематистика". Почему же из экономики неизбежно вырастает хрематистика? [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]

Экономическое учение К. Маркса и Ф. Энгельса. Закон прибавочной стоимости
http://www.kontrolnaja.ru/dir/economy/17419

4

4

Нравится

Ответить на вопрос

Начало формы



ФотоВидео
 Ответить
Нажимая на кнопку, вы принимаете условия
пользовательского соглашения

Конец формы

Похожие вопросы

макс заяц в «Гуманитарные науки», 7 лет назад

как вы объясните тезис ф. энгельса кальвинизм создал республику в голландии помогите плиз
1Ответить
Евгения Сунцова в «Добро пожаловать», 11 лет назад

Почему именно Атлантический океан стал, по выражению Ф. Энгельса, "великим путем мировой торговли"?
1Ответить


раткий анализ экономической теории К. Маркса и Ф. Энгельса 157 УДК 338 Н.М. Тюкавкин* КРАТКИЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ К. МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА В статье представлены основные положения экономической теории К. Маркса. Проведен анализ становления и этапы развития учения, представлены основные экономические подходы и выводы, сравнение с существующими и «старыми школами». Проведена систематизация основных научных знаний данной теории на основе методологических направлений развития теоретических вопросов учения, даны пояснения по исследованиям концепций К. Маркса. Ключевые слова: марксизм, теория прибавочной стоимости, средства производства, предметы труда, прибавочная стоимость, прибыль, социальные институты, организация, максимизация, ограниченность, анализ, индукция, дедукция. 1800-е годы характеризуется началом классовой борьбы пролетариата против буржуазии. Назрели главные противоречия капитализма, которые начали обостряться периодически повторяющимися кризисами перепроизводства, чартистским движением в Англии, забастовками лионских ткачей во Франции, восстанием силезских ткачей в Германии. Карл Маркс (1818–1883), будучи философом, юристом, политологом, социологом, анализируя закономерности общественного развития, проводит собственное политико-экономическое исследование. Предметом изучения в экономической теории К. Маркса выступают отношения, которые складываются между людьми в процессе производственной деятельности, другими словами – производственные отношения, а также основные законы развития существующего на то время капиталистического общества [1]. Методологией исследования у К. Маркса является изучение общественных отношений с помощью материалистического подхода: «В общественном производстве люди вступают в определенные производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени их материальных производительных сил» [4]. К. Маркс вводит понятие общественно-экономической формации как совокупности общественных отношений, отношений, формируемых в обществе, в производственной деятельности. Классическая школа экономики, являясь на то время ведущим экономическим учением, считала данные отношения естественными и не привязывала их к развитию производства и историческому процессу. К. Маркс использовал исторический подход, открыв факт того, что процесс исторического развития общества представляет закономерную, последовательную смену экономических формаций. Формационная теория К. Маркса предполагает следующее: производительные силы, которые существуют на определенном этапе развития об- * © Тюкавкин Н.М., 2014 Тюкавкин Николай Михайлович (tnm-samara@mail.ru), кафедра экономики Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1. 158 Вестник СамГУ. 2014. № 4 (115) щества, и производственные отношения в обществе находятся во взаимодействии и единстве. Этот дуализм он назвал способом производства. Смена общественно-экономических формаций обусловлена опережающим развитием производительных сил, на определенном этапе вступающим в конфликт с существующими на тот момент времени производственными отношениями, которые сдерживают их дальнейшее совершенствование. Данное противоречие разрешается революционным путем и приводит к формированию новых, более развитых производственных отношений, в свою очередь, стимулирующих дальнейшее развитие производительных сил. В ходе исторического развития общества происходит замещение менее прогрессивных производственных отношений более развитым способом производства. К. Маркс распространил данную логику исследований общественных отношений на капитализм, раскрыл его проходящий характер, а также неизбежную его смену коммунистическим обществом, основывающимся на общенародной (общей) собственности и нерыночном обмене результатами труда. Он отмечал: «...основные производственные средства не должны быть объектом для индивидуального присвоения: в этом случае человек способен обрести свободу» [3]. А далее К. Маркс, согласно своей концепции, должен был бы предложить новую ступень развития, которая начинается с отрицания именно коммунизма, но на этом качественном уровне заканчивается спираль развития общества. Данная убежденность К. Маркса основывается на том, что при коммунизме упраздняются классы. Начало становления и развития марксизма относится к 1840-м годам. В это время Ф. Энгельс (1820–1895 годы) приводит анализ ведущих экономических категорий и положений, представленных классической экономической школой, и делает вывод о главных противоречиях экономической теории А. Смита. В результате проведенного анализа Ф. Энгельса в 1844 году К. Маркс издал работу «Экономико-философские рукописи». В ней он на основании анализа издержек производства делает вывод, что частная собственность – это результат отчужденного труда. Первой совместной работой К. Маркса и Ф. Энгельса явилась книга «Святое семейство», изданная в 1844 году, где критикуются взгляды на пролетариат как на неспособную к самостоятельной классовой борьбе трудовую массу, а также определено историческое место и роль пролетариата как передового класса, который призван полностью уничтожить частную собственность [2]. В другом совместном труде К. Маркса и Ф. Энгельса «Немецкая идеология», опубликованном в 1846 году, предлагается расширенное материалистическое объяснение истории, где основой общественного развития ими признается главное противоречие капитализма: противоречие между производственными отношениями и производительными силами [5]. В работе «К критике политической экономии» (1859 г.) нашли дальнейшее развитие экономические взгляды К. Маркса, а также его основные принципы исследования предмета политической экономии. С данной работой связано начало возникновения всей концепции политико-экономической системы К. Маркса. Им впервые обосновано понятие денег как «всеобщего эквивалента» и сделан вывод, что возникновение существования денег обусловливается наличием товара. Он опровергает мнение Р. Оуэна и П.-Ж. Прудона, которые говорили о необходимости осуществления «правильного» обмена без использования денег. К. Маркс доказал, что деньги – это объективная необходимость товарного обращения, и, следовательно, они не могут отрицаться и упраздняться [5]. Краткий анализ экономической теории К. Маркса и Ф. Энгельса 159 Проводя анализ капитала, К. Маркс определяет его как стоимость, которая приносит прибыль, и связывает главное содержание капитала с живым и овеществленным трудом, считая, что труд не только сохраняет, но и приумножает капитал. Он устанавливает различие между прибавочным и необходимым трудом, что позволило в более поздних работах привести определение и понятие прибавочной стоимости. Теория К. Маркса о деньгах и товаре в книге «К критике политической экономии» не достигла совершенства, но, рассматривая и анализируя товар как «внутреннее и противоречивое единство между потребительной и меновой стоимостью», он приходит к выводу, что данная двойственность товара определяется двойственным характером самого труда, который заключен в изготовлении товара. Причем именно в потребительной стоимости товара находится конкретный труд работника, а в меновой стоимости – абстрактный труд, т. е. затраты рабочей силы работников независимо от проявления ее конкретной формы или содержания. Именно научный труд К. Маркса «К критике политической экономии» послужил основой для написания его главной экономической работы – «Капитал». Свою основную экономическую теорию К. Маркс подробно изложил в работе «Капитал», которая состоит из четырех томов. Первый том «Капитала» вышел в 1867 году. Завершение второго и третьего томов «Капитала» было произведено Ф. Энгельсом. Четвертый том, посвященный анализу экономической теории современников и предшественников К. Маркса, известный как «Теория прибавочной стоимости», был издан в 1905 г. В первом томе «Капитала» К. Маркс определяет товар как результат труда и повторяет основные положения, рассмотренные в книге «К критике политэкономии». Рассматривая потребительную стоимость и стоимость свойств, присущих товару, он формирует трудовую теорию стоимости, где раскрывает принципиально новую мысль о двойственном характере труда, который заключен в товаре. Потребительная стоимость товара, определяемая материально-вещественной формой, определяется именно конкретным трудом работника, а стоимость товаров, которая их соизмеряет, создается абстрактным трудом. За меру стоимости товара К. Маркс принимает рабочее время, говоря не об индивидуальных издержках труда работника, а о том общественно необходимом (нормируемом) рабочем времени, затрачиваемом на производство конкретного вида товара при усредненных условиях производства. Усредненными считаются такие условия производства, в которых происходит выпуск подавляющего большинства товаров конкретного вида. Из всей массы товаров капиталистического общества К. Маркс особо выделяет товар – рабочую силу, которая, в свою очередь, тоже имеет потребительную стоимость. В отличие от положений классиков, которые считали товаром именно сам труд, К. Маркс раскрывает, что при капиталистическом способе производства рабочий продает не сам труд, а только способность к нему, другими словами – рабочую силу. Он определяет стоимость рабочей силы совокупностью тех жизненных благ, которые необходимы для сохранения и развития жизненных сил конкретного работника и членов его семьи. Ценой рабочей силы выступает заработная плата. Потребительная стоимость рабочей силы проявляется в способности этого специфического товара (рабочей силы) производить в процессе труда еще большую стоимость, чем ту, которую на нее заранее авансировал капиталист. Это количество вновь произведенной стоимости, которая превышает первоначальную стоимость рабочей силы и которая присваивается капиталистом, К. Маркс обозначил прибавочной стоимостью и показал условия по извлечению абсолютной и относительной прибавочных стоимостей. К. Маркс стоимость любого товара подразделяет на три составные части и выражает формулой: 160 Вестник СамГУ. 2014. № 4 (115) W = c + v + m, (1) где с – это «постоянный капитал», или стоимость материальных (производственных) затрат; v – «переменный капитал», или стоимость рабочей силы; m – вновь создаваемая, или прибавочная стоимость. Далее, определив основное и принципиальное отличие постоянного капитала от переменного при формировании стоимости товара, К. Маркс приходит к выводу, что присвоение прибавочной стоимости капиталистом (собственником производства) является эксплуатацией наемного труда. Степень эксплуатации К. Маркс определяет отношением доходов капиталиста к доходам рабочего, называя ее нормой прибавочной стоимости: СЭ (НПС) = m/v. (2) Во втором томе своего основного труда К. Маркс вводит новое понятие нормы прибыли (НП), определяемой отношением прибавочной стоимости ко всему авансируемому на производственный процесс капиталу: НП = НПС/с. (3) Кроме этого, он вводит понятие органического строения капитала (ОСК), которое определяет как отношение различных частей используемого капитала: ОСК = с/v. (4) В зависимости от отношения (4) выделяются отрасли с высоким и низким ОСК, который показывает, что в отраслях производства с более низким ОСК производится больше прибавочной стоимости, поэтому НП в данных отраслях больше из-за того, что прибавочная стоимость может создаваться только живым трудом, работником. Проводя дальнейший анализ капиталистического способа производства, К. Маркс утверждает, что путем межотраслевой конкуренции, а также межотраслевого перелива капитала норма прибыли выравнивается, поэтому независимо от ОСК в любой отрасли производства на равный капитал можно будет получить равную массу прибыли. Исходя из этого положения, К. Маркс делает вывод, что в условиях капиталистического способа производства экономика государства стремится к образованию средней прибыли, цены на товар формируются не благодаря стоимости товара, а благодаря цене производства, которая определяется издержками производства и средней прибылью. В данном случае, рассматривая цену производства как превращенную форму стоимости, К. Маркс пытался разрешить «мнимое» противоречие, которое создается между законом стоимости и существующей реальностью извлечения равной прибыли на одинаково вложенный капитал в производство [2]. Говоря о происхождении и сущности денег, К. Маркс разрабатывает теоретическую концепцию форм стоимости, смена которых неизбежно приводит к образованию денежного выражения стоимости или цены товара. Определяя деньги основой для товарного обмена, он довольно точно определил их функции, а также необходимую массу денег для формирования всего процесса обращения товаров в государстве. Необходимая масса денег находится в прямой зависимости от общей суммы всех цен товаров, которые подлежат реализации, а также обратную зависимость от скорости оборота денег. Являясь конечным продуктом обращения товаров, согласно взглядам К. Маркса, деньги являются первой формой для формирования капитала. Капитал начинает свое обращение именно с денежной формы, проходя свои стадии кругооборота. Процесс кругооборота капитала описывается К. Марксом как: Краткий анализ экономической теории К. Маркса и Ф. Энгельса 161 Д – Т– (РС + СП) ... П ... Т* – Д*. (5) Весь цикл распределяется по трем стадиям, на которых капитал принимает определенные функциональные положения. Капитал начинает свое обращение в виде денег (Д), которые необходимо потратить на покупку товаров: рабочей силы – РС и средств производства – СП. На второй стадии, где РС соединяется с РП, капитал превращается в новую, производительную форму – П, а дальше он переходит в совершенно иную, товарную форму – Т, которая, в свою очередь, вновь реализуется в деньгах, а капитал возвращается к первоначальной форме. К. Маркс ввел основное понятие производственного процесса «оборот капитала», определяя его как непрерывный и повторяющийся процесс кругооборота денежных средств (капитала). Новационным в разработке К. Маркса явилось то, что он предложил процесс обращение капитала рассматривать как единство трех кругооборотов: – денежного (Д – Т ... П ... Т* – Д*); – производительного (П ... Т* – Д* – Т ... П); – товарного капитала (Т* – Д* – Т ... П – Т*). Данное определение процесса обращения капитала было дано К. Марксом впервые, в то время как классики выделяли движение только производительной формы капитала, меркантилизм сводил процесс обращения к кругообороту одного денежного капитала, а физиократы ограничивались только кругооборотом товарного капитала. Впервые в теории финансов К. Маркс в зависимости от функционального характера кругооборота разных частей капитала произвел его разделение на основной и оборотный капитал, раскрыв, что в процессе своего движения данные части капитала переносят свою стоимость на выпущенную с их использованием продукцию по разному: основной капитал принимает долгосрочное участие в производственном процессе и переносит свою стоимость на произведенную продукцию по частям в зависимости от процесса производства и износа основных фондов предприятия, а оборотный капитал одновременно и полностью потребляется за отдельный производственный цикл, переходя полностью в стоимость готовой продукции. Особое место в экономическом наследии, оставленном К. Марксом, принадлежит теории воспроизводства. Здесь нужно отметить, что даже те ученые-экономисты, которые критически высказывались по ряду положений К. Маркса, признали научность его моделей общественного воспроизводства. В своем подходе к исследованию данного вопроса К. Маркс, который считал себя продолжателем идей Ф. Кенэ, разработанных в труде «Экономическая таблица», решил «заменить» схему воспроизводства и производства общественного продукта. Основываясь на своей логике, К. Маркс подвергает критике «абсолютно неприемлемую догму» Адама Смита о цене товара, считая, что цена товара подразделяется на три вида, и доказывая, что, кроме этого, цена любого продукта должна включать в себя и возмещение «постоянного» капитала [5]. По процессу производства К. Маркс делает вывод, что он должен быть непрерывным в части производства и воспроизводства, и выделяет в нем простое воспроизводство, определяя его как качественно и количественно неизменный процесс производства продукции, а также расширенное воспроизводство, как процесс непрерывного увеличения количества и повышения качества благ, производимых обществом. Кроме этого, исследуя условия функционирования расширенного и простого воспроизводства с учетом вещественной формы выпускаемого продукта, Маркс разделил имеющееся общественное производство на две структуры: 1. Производство средств производства (ПСП); 2. Производство предметов потребления (ППП). 162 Вестник СамГУ. 2014. № 4 (115) Далее, он предложил следующее: весь продукт, производимый данными подразделениями за один год, это есть годовой общественный продукт. Исходя из вышесказанного, К. Маркс разработал условия по реализации этого общественного продукта, которые требуют соблюдения ряда пропорций: – в случае простого воспроизводства получаем соотношения: ПСП(c + v + m) = c + ППП(c); (6) ПСП(v + m) = ППП(c); (7) ПСП(c + v + m) = ПСП(v + m) + ППП(v + m). (8) Отсюда следует ряд выводов: 1) Продукция средств производства должна производиться в количестве, необходимом для пополнения использованных в предшествующем периоде предметов потребления и средств производства; 2) Новая полученная стоимость в производстве средств производства должна быть равна потребности предметов потребления в средствах производства; 3) Общая стоимость производства предметов потребления, которая создана в производстве предметов потребления, должна равняться общей сумме необходимой потребности в них средств производства и предметов потребления; – в случае расширенного воспроизводства получаем следующие соотношения: ПСП(c + v + m) > ПСП(с)+ ППП(с); (9) ПСП(v + m) > ППП(с); (10) ППП(c + v + m) < ПСП(v + m) + ППП(v + m). (11) Выводы по данному случаю: 1) В случае производства средств производства необходимо выпустить больший объем средств производства, чем это необходимо для возмещения в обоих случаях производства; 2) Новая полученная стоимость при производстве средств производства должна быть больше потребности для производства предметов потребления в средствах производства; 3) Стоимость производства предметов потребления, которая ими создается, должна быть ниже вновь создаваемой стоимости предметов и средств производства, вместе взятых, так как ее часть будет истрачена для покупки дополнительных средств производства. Учение К. Маркса об общественном способе производства до настоящего времени остается предметом дискуссий, хотя он разработал свои труды более ста лет назад. В западной теории и практике труды К. Маркса всегда были актуальны. В российской практике его учения были востребованы с 1917 по 1993 годы, т. е. в период социализма, а в настоящее время они применяются антимарксистами, несмотря на то что при детальном изучении в капиталистической экономике России можно было бы применять и формационные подходы, и теорию прибавочной стоимости, и многое другое. Труды К. Маркса, так же как и труды других выдающихся экономистов, таких как А. Смит, Д. Рикардо и Дж.С. Милль, стоят по своей значимости на одном уровне и являются основной для формирования многих современных экономических школ. Библиографический список 1. Основы философских знаний: учебное пособие для вузов / под ред. Г.А. Югай. М.: ЮНИТИ, 1998. Краткий анализ экономической теории К. Маркса и Ф. Энгельса 163 2. Философия: Исторический и систематический курс: учебник / под ред. В.А. Канке. М.: Логос, 1996. 3. Философия: учебник / под ред. А.Г. Спиркина. М.: Гардарики, 2001. 4. Тюкавкин И.Н. Теоретические основы информационных систем // Основы экономики, управления и права. 2012. № 4 (4). С. 74–79. 5. Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2004. References 1. Foundations of wisdom: schoolbook for higher education institutions / ed. by G.A. Iugai. M.: IuNITI, 1998. 2. Philosophy: Historic and systematic course: textbook / ed. by V.A. Kanke. M.: Logos, 1996. 3. Philosophy: textbook / ed. by A.G. Spirkin. M.: Gardariki, 2001. 4. Tyukavkin I.N. Theoretical foundations of information systems // Osnovy ekonomiki, upravleniia I prava. 2012. № 4 (4). P. 74–79. 5. Encyclopaedic dictionary. M.: Gardariki, 2004

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


написать администратору сайта