Главная страница
Навигация по странице:

  • Таблица 4

  • Подумаем вместе!

  • Приложение 1 Хронологический обзор

  • Ваш комментарий о книге Обратно в раздел Экономика и менеджмент Список тегов

  • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ К. МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА

  • Автор Афанасьев В.С. (Введение к разделу – Экономическая теория Маркса и Энгельса)

  • экономическое учение Маркса и Энгельса. экономическое учение к. Маркса и Ф.Энгельса». Лекция 4 экономическое учение к. Маркса


    Скачать 1.07 Mb.
    НазваниеЛекция 4 экономическое учение к. Маркса
    Анкорэкономическое учение Маркса и Энгельса
    Дата10.08.2022
    Размер1.07 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаэкономическое учение к. Маркса и Ф.Энгельса».docx
    ТипЛекция
    #643711
    страница6 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    дущей социально-экономической и политической силой общества.
    Постиндустриальная цивилизация — это современное общество самых развитых социально-экономических систем, в котором главной отраслью производства становится сфера услуг, ведущую роль приобретает наука и образование, главным объектом собственности выступает информация, а ведущей силой общества — ученые и профессиональные специалисты*.
    Если очень захотеть, то можно увидеть, что формационная теория вполне корреспондирует с цивилизационной концепцией, а обе эти доктрины могут быть синтезированы в одну. Этот гипотетический синтез можно увидеть в табл. 4.
    Естественно, в истории не все так схематично, но все-таки таблица показывает, что между двумя концепциями нет "китайской стены".

    Таблица 4 Гипотеза синтеза цивилизационного и формационного подходов


      * Если у читателя возникнет подозрение, что определение постиндустриального общества слишком утопично, пусть он вспомнит судьбу Билла Гейтса, создателя Microsoft Современная постиндустриальная цивилизация способна вернуть долг трудящимся за тысячелетия их эксплуатации, обеспечивающей прогресс Этот долг уже возвращается посредством роста благосостояния граждан, относительной свободы личности, социальных гарантий трудящимся

    Подумаем вместе!

    1. Попробуйте соотнести с формационной точкой зрения периодизацию У. Ростоу. Получилось что-нибудь?
    2. Найдите книгу Дж. К. Гэлбрейта "Новое индустриальное общество" и прореферируйте ее с точки зрения темы этой главы.
    3. Существует некогда модная теория "конвергенции". Слышали с ней? Если нет, то покопайтесь в литературе 70—80-х годов. Узнаете много любопытного о прогнозах развития СССР.
    4. Возможно ли создание универсальной концепции социально-экономического развития человеческого общества? Пофантазируйте, может быть, у вас получится. Только помните, что формационная теория уже от крыта до вас.
    5. Во многих трудах цивилизационного направления Россию называют "промежуточной цивилизацией". Что бы это значило?
    6. В приложении 1, как и в других хронологических обзорах, специально оставлены "белые пятна" (лакуны). Попробуйте самостоятельно запомнить их значимыми для истории экономики фактами.

    Приложение 1 Хронологический обзор
    ДОИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ—ДРЕВНИЙ МИР























    .

    Ваш комментарий о книге
    Обратно в раздел Экономика и менеджмент

    Список тегов:
    дихотомии веблена индустриальная цивилизация учение о благах и обмене 

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ К. МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА







    Автор Афанасьев В.С.

    (Введение к разделу – Экономическая теория Маркса и Энгельса)

    Учение немецких экономистов, философов и политических деятелей Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895) было создано в XIX в., за период 40-90-х годов. Однако в ХХ столетии оно не только не утратило своей актуальности, а стало еще более злободневным. «История ХХ века во многом определялась борьбой между сторонниками и противниками Маркса. – пишет британский биограф К. Маркса Фрэнсис Уин…В течение ста лет после его смерти половина населения планеты была в руках правителей, которые исповедовали марксизм в качестве руководящей идеи. Мысли Маркса трансформировали сами предметы изучения экономики, истории, географии, социологии и литературы. После Иисуса Христа ни один человек не вызывал подобного всеобщего поклонения и в то же время не был настолько неправильно истолкован».[1] Известный американский политолог З. Бжезинский в 1970 г. отмечал, что марксизм представляет собой «наиболее влиятельную теорию нынешнего столетия»[2],

    Факт широкого распространения идей Маркса требует своего объяснения. В период существования Советского Союза его можно было бы попытаться связать с успехами советской пропаганды, хотя и при этом оставались неясными причины распространения марксизма в капиталистических странах.

    Однако опрос, проведенный в сентябре 1999 года в Интернет (службой BBC news outline), дал, казалось бы,, неожиданные результаты: в канун 2000-го года самым выдающимся мыслителем последнего тысячелетия подавляющее большинство опрошенных назвали Карла Маркса.[3] На эту весьма высокую оценку Маркса, как видим, фактически не повлиял развал социалистической системы в СССР и ряде других стран в 90-х годах ХХ века. Причина заключается прежде всего в том, что строительство социализма, хотя оно и осуществлялось под флагом «марксизма-ленинизма», было достаточно далеким от учения, разработанного Марксом. Известный английский философ и критик теории Маркса Карл Поппер констатирует: «Как таковой, марксизм определенно не являлся основой политики Российской коммунистической партии после прихода её к политической власти». И далее: «…НЭП (новая экономическая политика) и последующие эксперименты – пятилетние планы и т.п. не имели ничего общего с теориями «научного социализма», выдвинутыми Марксом и Энгельсом».[4]

    Не смогло подорвать авторитет теории Маркса и ее превращение в СССР в некую разновидность религиозной догмы, с присущей им нетерпимостью к инакомыслию. Френсис Уин пишет о Марксе: «В Советском Союзе в середине ХХ века он приобрел статус светского Бога, у которого Ленин выступал Иоанном Крестителем, а товарищ Сталин, конечно же, был Мессией. Этого оказалось достаточно, чтобы обвинить Маркса в соучастии в массовых убийствах и чистках». Однако, продолжает автор, «только дурак может считать Маркса ответственным за ГУЛАГ, но дураков, увы, всегда хватает».[5]

    И в наши дни вокруг теории Маркса продолжается активная полемика. Одни теоретики полностью отрицают как научную значимость, так и практическую применимость теории Маркса. С их точки зрения, она внутренне противоречива и не подтверждается фактами реальной жизни. По мнению других исследователей, теория Маркса, верная для своего времени, к ХХ в. устарела и не может быть использована для объяснения современных социально-экономических процессов. Точка зрения третьих сводится к тому, что эта теория, несмотря на ее некоторую историческую ограниченность, и в наши дни представляет собой непреходящую научную ценность, что она во многом верно отразила глубинные закономерности общественного развития.

    Учение Маркса и Энгельса разрабатывалось в условиях завершающего этапа промышленной революции в развитых странах - прежде всего в Англии, Франции, Германии. Промышленная революция вызвала глубокую классовую поляризацию буржуазного общества, превратив большую часть населения в лишенных средств производства наемных рабочих, уделом которых был тяжкий, изнурительный труд, нищета, голод и болезни, а меньшую – в класс буржуазии, сосредоточивший в своих руках все богатства общества и политическую власть. В этих условиях борьба рабочих против капитализма, ранее стихийная и разрозненная (движение луддитов в Англии во второй половине XVIII-начале XIXвв.), впервые стала приобретать открытый и массовый характер (движение чартистов в 1837-1848 гг. в Англии), а подчас выражалась и в форме вооруженных выступлений (восстания лионских ткачей во Франции в 1831 и 1834 гг. и силезских ткачей в 1844 г. в Германии).

    Новые условия общественного развития, вызванные к жизни промышленной революцией, ставили перед экономической наукой важные и сложные проблемы о социально-экономической природе, движущих силах и перспективах развития буржуазного строя. Ранее капитализм представлялся вечным и естественным, а теперь, когда основная производительная сила общества – рабочий класс – начала открыто бороться против капитализма, когда появились кризисы перепроизводства, стало очевидным, что эта социально-экономическая система носит исторический характер. Решить эти новые проблемы с позиции классической школы А. Смита и Д. Рикардо, считавшей капитализм вечным и естественным, было невозможно. Только точка зрения рабочего класса, объективно заинтересованного в глубоком изменении существовавших социально-экономических порядков, на позицию которой стали Маркс и Энгельс, создавала возможность нового подхода к раскрытию закономерностей общественного развития в новых исторических условиях.

    Поэтому нет ничего удивительного в том, что Маркс и Энгельс открыто формулировали свою политическую позицию. Они объявляли, что выступают как теоретики и идеологи рабочего класса, придерживающиеся революционных методов борьбы с капиталистической системой. Они были жизненно заинтересованы в том, чтобы разработанное ими учение было в максимально возможной мере научным. На это обстоятельство обратил внимание известный британский философ Карл Поппер в работе «Открытое общество и его враги» (1957). Рассматривая Маркса в качестве «врага открытого общества», он писал: «Чтобы справедливо судить о марксизме, следует признать его искренность. Широта кругозора, чувство фактов, недоверие к пустой и особенно морализирующей болтовне сделали Маркса одним из наиболее влиятельных борцов против лицемерия и фарисейства. У него было пылкое желание помочь угнетенным, он полностью сознавал необходимость показать себя в деле, а не только на словах. Его главные таланты проявились в области теории. Он затратил гигантские усилия для того, чтобы выковать, так сказать, научное оружие для борьбы за улучшение доли громадного большинства людей. Я считаю, что искренность в поиске истины и интеллектуальная честность отличают его от многих его последователей».[6] По выражению Ф. Энгельса изложенное в «Капитале» Маркса экономическое учение – «это политическая экономия рабочего класса в ее научном выражении».[7] Труды Маркса и Энгельса положили начало особому течению экономической мысли – марксистской политической экономии. Их учение, с одной стороны, является непосредственным продолжением и развитием классической школы А. Смита и Д. Рикардо, а с другой - качественно от неё отличается, как по содержанию, так и по своей социально-экономической направленности.

    Система экономических взглядов, получившая наименование экономической теории Маркса, в действительности была разработана двумя исследователями - Марксом и Энгельсом. Их встреча в Париже в 1844 г. положила начало тесной дружбе и долголетнему творческому сотрудничеству. Энгельс раньше Маркса проявил интерес к анализу экономических явлений. Его первая политико-экономическая работа - «Наброски к критике политической экономии» - была опубликована в 1844 г. в «Немецко-французском ежегоднике», издаваемом Марксом вместе с немецким демократом А. Руге. Она сыграла важную роль в переориентации основных научных интересов Маркса от философии к политической экономии. Однако первой скрипкой в разработке экономической теории был все же Маркс. Его перу принадлежит главное экономическое произведение марксизма - «Капитал» (в 4-х томах), в написании и издании которого активное участие принимал и Энгельс.

    Карл Маркс родился в 1818 г. в г. Трире (Рейнская провинция Пруссии) в семье адвоката. Исследователи научной деятельности Маркса подчеркивают присущую ему многогранность не только как экономиста, но и как философа, социолога, историка, журналиста и политолога. Вместе с тем, Маркс не замыкался рамками кабинетного ученого. Он был видным политическим деятелем своего времени. В 1847 г. вместе с Энгельсом он принял активное участие в организации «Союза коммунистов» и разработке его программы - «Манифеста Коммунистической партии» (1848). Маркс выступил - наряду с Энгельсом - одним из основателей I Интернационала - «Международного товарищества рабочих» (1864), входил в его руководство, много сил отдавая пропаганде разработанной им теории «научного коммунизма».

    На формирование мировоззрения Маркса значительное влияние оказали идеи немецкой классической философии (Г. Гегеля, Л. Фейербаха), великих французских социалистов-утопистов конца XVIII - начала XIX вв. (Ш. Фурье, С. Сен-Симона) и английской классической политической экономии (А. Смита, Д. Рикардо). С 1835 по 1841 г. Маркс изучал философию и право в университетах Бонна и Берлина. Интерес к экономическим проблемам у Маркса возник в 1842 г. в связи с обсуждением проблемы кражи леса крестьянами[8] в «Рейнской газете», в которой Маркс принял активное участие и как автор статей на эту тему, и как один из редакторов этой газеты. Постепенно он начинал уделять все больше внимания положению и общественной роли рабочего класса. Уже в 1843 г. в работе «К критике гегелевской философии права» Маркс пришел к заключению о ведущей роли рабочего класса в борьбе против капиталистических порядков. Этот класс, отмечал Маркс, «...зарождается в Германии в результате ...промышленного развития». Его интерес состоит в устранении частной собственности, от которой страдают не только рабочие, но и все общество». Маркс писал: «Требуя отрицания частной собственности, пролетариат лишь возводит в принцип общества то, что общество возвело в его принцип, что воплощено уже в нем, в пролетариате, помимо его содействия, как отрицательный результат общества».[9] Видное место среди работ Маркса второй половины 40-х годов принадлежит «Нищете философии» (1847) и «Наемному труду и капиталу» (1849), в которых он делает крупные шаги вперед в разработке своей экономической теории, прежде всего трудовой теории стоимости и теории прибавочной стоимости. В первой из них Маркс пересматривает свое прежнее негативное отношение к трудовой теории стоимости классической школы, тщательно изучает её научные достижения, отмечая их недостаточность и ограниченность, а также закладывает основы собственного учения о закономерностях товарных отношений. В работе «Наемный труд и капитал» Маркс ставит задачу раскрыть механизм капиталистической эксплуатации, процесс образования капиталистической прибыли с позиции закона стоимости, закона эквивалентного обмена товаров. Вместе с тем, здесь же намечается путь к её решению, поскольку Маркс близко подходит к разграничению труда и рабочей силы, хотя ещё не формулирует это различие в соответствующих понятиях. В 1842 – 1849 гг. Маркс участвовал в революционно-демократическом движении в Германии, Франции и Бельгии. После его поражения в 1849 г. и до конца своих дней (1883) Маркс оставался в эмиграции в Лондоне. И именно в Англии – наиболее промышленно развитой стране того времени – Маркс разработал свою экономическую теорию.

    Фридрих Энгельс - видный ученый (экономист, философ, историк, теоретик коммунизма) - родился в 1820г. в г. Бармене (Рейнская провинция Пруссии) в семье фабриканта. В 1841-1842 гг., будучи вольноопределяющимся на военной службе, он посещал лекции в Берлинском университете. Обширные знания Энгельс получил главным образом благодаря самообразованию. Его первая публикация - «Письма из Вупперталя» - вышла в свет, когда её автору было всего 19 лет. В 1842- 1844 гг. некоторое время Энгельс, готовясь стать предпринимателем, работал в конторе текстильной фабрики в Манчестере (Великобритания). Знакомство с самой передовой капиталистической страной того времени ускорило переход Энгельса от идеализма и революционного демократизма к материализму и коммунизму. В 1845 г. вышел в свет капитальный труд Энгельса - «Положение рабочего класса в Англии. По собственным наблюдениям и достоверным источникам», в котором раскрываются материальные основы рабочего движения; рабочий класс рассматривается не только как страдающий от тяжелого труда и нищеты, но и как класс, борющийся за улучшение своего положения. В этом же году публикуется совместный труд Маркса и Энгельса «Святое семейство», посвященный критике воззрений левых гегельянцев и формированию основ философии марксизма - диалектического и исторического материализма. В 1846 г. вышла в свет работа Маркса и Энгельса «Немецкая идеология», в которой подвергается критическому разбору философия Гегеля и Фейербаха, а также разрабатывается учение о решающей роли развития способа производства в общественно-историческом процессе и ряд других концепций коммунистической теории. После поражения революции 1848-1849 гг. и переезда Энгельса в Лондон возобновляется активная совместная научная деятельность Маркса и Энгельса. Среди работ Энгельса, написанных в последующие годы, особое значение имеют «Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом». (1878) и «Происхождение семьи, частной собственности и государства».(1884). Обобщая огромный фактический материал Энгельс показал, что семейные отношения, отношения собственности и политические отношения людей отнюдь не являются вечными и неизменными, а носят исторический характер. Так, коллективная собственность, характерная для первобытного общества и обусловленная крайне низким уровнем развития его производительных сил, с течением времени сменяется частной собственностью, порожденной качественно более высоким уровнем развития общественного производства, при котором возникает общественное разделение труда, появляется прибавочный продукт, начинают развиваться товарно-денежные отношения.

    В 1859 г. выходит в свет работа Маркса «К критике политической экономии», содержащая изложение его трудовой теории стоимости. Публикация представляла собой часть рукописи 1857-1859 гг., первого варианта будущего «Капитала». В экономических рукописях 1861-1863 гг. и 1863-1865 гг. Маркс продолжил разработку свой теории, написав к выходу в свет в 1867 г. I тома «Капитала», все тома своего главного научного труда.

    Маркс посвятил свою жизнь выяснению причин, в силу которых рабочий класс, создающий все богатства общества, при капитализме влачит жалкое, нищенское существование, и того, что нужно сделать, чтобы человек труда на практике осуществил свое естественное право на достойную и обеспеченную жизнь. Отвечая одному из своих корреспондентов накануне выхода в свет I тома «Капитала», Маркс писал: «Итак, почему же я Вам не отвечал? Потому, что я все время находился на краю могилы. Я должен был поэтому использовать каждый момент, когда я бывал работоспособен, чтобы закончить свое сочинение, которому я принес в жертву здоровье, счастье жизни и семью. Надеюсь, что этого объяснения достаточно. Я смеюсь над так называемыми «практичными» людьми и их премудростью. Если хочешь быть скотом, можно, конечно, повернуться спиной к мукам человечества и заботиться о своей собственной шкуре. Но я считал бы себя поистине 
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта