Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.Причины смутного времени

  • 2. Ход и итоги Смутного времени

  • 3. Россия во времена первых Романовых

  • Принятие «Соборного Уложения» 1649 г.

  • Церковные реформы патриарха Никона.

  • Итоги деятельности первых Романовых.

  • Контрольные вопросы 1. Назовите основные причины смутного времени.2. Почему Борис Годунов не мог удержаться на русском престоле

  • 3. Как организовалось второе земское ополчение

  • Лекция. Лекция 5 Смутное время в России и правление первых Романовых План лекции Причины смутного времени


    Скачать 45.98 Kb.
    НазваниеЛекция 5 Смутное время в России и правление первых Романовых План лекции Причины смутного времени
    АнкорЛекция
    Дата09.10.2022
    Размер45.98 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаLEKTsIYa_5 5.docx
    ТипЛекция
    #722703

    Лекция № 5 Смутное время в России и правление первых Романовых 

    План лекции

    1.   Причины смутного времени.

    2.   Ход и итоги смутного времени.

    3.   Россия во времена первых Романовых.

     

    1.Причины смутного времени

    ХVII в. открыл собою новый период всемирной истории. В передовых странах Европы - Нидерландах и Англии - произошли буржуазные революции, положившие конец эпохе средневековья.

    Россия, в свою очередь, в конце XУI - начале ХУП веков пережила такие политические события, которые поставили госу­дарство на грань распада. Этот период (1598-1613г.г.) принято на­зывать смутным временем. Заметим, что это был и самый трудный период в нашей истории. Ибо время Лихолетья затронуло все сто­роны русской жизни - экономику, власть, внутреннюю и внеш­нюю политику, идеологию и нравственность.

    К сожалению, историография долго не разбиралась в об­стоятельствах смутного времени, настолько, чтобы показать в ка­кой мере его неизбежность определялась условиями внутренней жизни народа, насколько оно было вызвано и различными случай­ностями, какова роль в этом внешних факторов.

    Безусловно, своим происхождением Смута обязана делу и итогам предшествующего времени. Тяжелейший экономический кризис 70-80 годов XУI века получил название «поруха». Запусте­ли наиболее развитые в экономическом отношении центр (Моск­ва), северо-запад (Новгород и Псков) страны. Одна часть населе­ния разбежалась, другая погибла в годы опричнины и Ливонской войны. Более 50% пашни (местами до 90%) остались необрабо­танными. Резко возрос налоговый гнет, цены выросли в 4 раза. В 1570-71 г.г. по стране прокатилась эпидемия чумы. Опора страны

    - крестьянское хозяйство потеряло устойчивость, в стране начался голод.

    Помещики в этих условиях не могли выполнить свои обя­зательства перед государством, а у последнего не доставало средств для ведения войны и управления огромной державой.

    Выход был найден на пути дальнейшего усиления гнета, закрепощения основного производителя (крестьянства) к земле феодалов - землевладельцев. Правительством, начиная с 1581 го­да, были приняты ряд постановлений, которыми устанавливались так называемые «заповедные лета» (т. е. запрет перехода крестьян даже в юрьев день), вводились писцовые книги (приписка кресть­ян к феодалу), о сыске беглых крестьян и др. Уже к концу XУI ве­ка в России фактически в государственном масштабе устанавлива­лась система крепостного права, которая юридически будет оформлена Соборным уложением 1649 года.

    Другой причиной стал династический кризис. Опричнина Ивана Грозного не разрешила до конца разногласия внутри гос­подствующего класса. Она укрепила личную власть царя, но оста­лось еще достаточно сильное боярство. Кроме того, усилилось влияние в стране служивого люда в лице дворянства, а также каза­чества, с его противогосударственными устремлениями.

    Уже после смерти Ивана IV (1584 г.) началась острая борь­ба за власть в правительственной верхушке. А со смертью его без­детного сына Федора (1598 г.) - династия Рюриковичей прерва­лась. Общество оказалось перед лицом династического кризиса.

    В-третьих, нельзя не согласиться с взглядами С. М. Со­ловьева о том, что причиной Смуты было и «дурное» - состояние народной нравственности, явившейся результатом столкновений новых государственных начал со старыми дружинными традиция­ми и порядками, отношением к царю, как помазаннику божьему.

    Таким образом, в Смуте виновны, фактически, все классы и слои русского общества.

    И, наконец, смута внутри страны стала вновь той благо­приятной средой для папской католической церкви, ее ставленни­ков в Польше, Литве, других государствах, чтобы вновь попытать­ся подчинить себе Восточную (христианскую) церковь, добиться политического и военного ослабления России.

    Не исключалось также и полное подчинение страны папст­ву, разрушение ее государственной самостоятельности. Поэтому их вмешательство и придало российской Смуте такой тяжелый характер и такую продолжительность во времени.

     

    2. Ход и итоги Смутного времени

    После смерти Ивана Грозного (1584 г.), русский престол занял его сын Федор (1584-1598 гг.). Царь Фёдор был физически нездоровым человеком, всё время проводил в чтении церковных книг, молитвах и поездках по монастырям. Управление страной он доверил брату своей жены Борису Годунову. В. Годунов был та­лантливым и энергичным деятелем, проводил осторожную и ра­зумную политику: возрождал экономику страны, укреплял грани­цы.

    Он отвоевал у Швеции устье Невы, утерянное после Ли­вонской войны. В 1592 г. отразил последний набег крымского хана Казы - Гирея на Москву.

    Но самым крупным успехом дипломатических способно­стей В. Годунова было возведение московского митрополита Иова в сан патриарха (патриарх - родоначальник, высший духовный сан в Православной Церкви). Со времён принятия православия в 988 г. Русская Православная Церковь была митрополией (отделением) Вселенской Константинопольской патриархии. После падения Константинополя в 1453 г., т.е. почти полтора века как Русская Церковь была фактически автокефальной (самоуправляемой). Воз­ведение русского митрополита в сан патриарха повышало престиж Русской Церкви во всём православном мире, а Москва - столица самого крупного православного государства - становилась одним из столпов православия в мире.

    Но в 90-е годы произошла одна трагедия, которая в даль­нейшем отразилась как на политической судьбе В. Годунова, так и страны в целом. В Угличе (1591г.) при невыясненных обстоятель­ствах погиб девятилетний и последний сын Ивана Грозного царе­вич Дмитрий. В последствии, после смерти в 1598г. бездетного царя Федора Иоанновича прямая династия Рюриковичей, правив­шая Русью с 862г. прервалась. Патриарх Иов предложил избрать новым правителем России В. Годунова, как человека, который уже положительно зарекомендовал себя в качестве государственного деятеля. Годунов, зная, что род Рюриковичей был очень много­числен, особым авторитетом пользовались родовитые семьи Шуй­ских, Мстиславских, Голицыных и др., наотрез отказался от этой идеи. Тогда был собран Земский собор на котором царём был из­бран Б. Годунов. Так он стал первым царем, избранным Земским собором.

    Годуновы, происходили из незнатных костромских бояр, находившиеся в услужении у бояр московских, которые были в очень тесном родстве с Рюриковичами. Они считали, что у них больше прав на русский престол, чем у выскочки Годунова. По­этому за новым царём сразу закрепилось название «безродного» царя, и он получил оппозицию в лице мощного московского бояр­ства. Положение Годунова на престоле было очень непрочным.

    Однако, самостоятельное его правление в первые годы бы­ло многообещающим.

    Свою главную задачу он видел в преодолении хозяйствен­ной разрухи. Для этого:

    •    в интересах дворян - помещиков издал указы о прикреп­лении крестьян к земле. В 1592 г. было закончено составление писцовых книг, куда вносились имена крестьян, горожан. В 1597 г. Б. Годунов ввёл пятилетний срок сыска беглых крестьян;

    •    для помещичьих крестьян были определены нормы пода­тей и повинностей;

    •    жители наиболее бедных областей были освобождены от повинностей.

    Однако эти и другие меры не встретили понимания в наро­де. По инициативе бояр распространялись слухи о недобрых делах Бориса, что страну ожидает большая беда.

    Кроме того, на это время пришлись невиданные стихийные бедствия: в 1601 г. три месяца весной шли проливные дожди, по­том ударили морозы. Все посевы погибли. В 1603 г. в стране воз­никла угроза голода. Б. Годунов быстро предпринял самые энер­гичные меры: были установлены твёрдые цены на хлеб, в Москве была организована и бесплатная раздача хлеба. Но чиновники шли на различные махинации, в том числе и заранее посылали в дома, назначенные для раздачи хлеба, своих родственников, которые забирали весь хлеб, вызывая гнев у простых людей.

    Б. Годунов, чтобы не вызвать ненависть со стороны мос­ковского боярства, репрессии в отношении бояр-мошенников не допускал.

    В результате в стране разразился голод, он достиг чудо­вищных размеров. По некоторым данным в России вымерла 1/3 населения. Начались волнения, которые переросли в восстание холопов (1603 - 1604 гг.) под предводительством Хлопка Косола­па. Оно было жестоко подавлено.

    Среди населения стали распространяться различные слухи, в том числе и объяснения стихийными бедствиями как гнева Божьего. Причиной всему видели в Борисе Годунове. Ему народ­ной молвой приписывалось убийство царевича Дмитрия, ставилась в вину ранняя смерть Федора Иоанновича и др.

    Всенародно избранный царь стал вызывать недоверие, а со временем в ненависть у большинства народа.

    А в это время в Польше, с подачи московских бояр, объя­вился человек, который стал выдавать себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия. Историки до сих пор точно не установили, кем же на самом деле был этот человек, но наиболее убедительной яв­ляется точка зрения, что первым самозванцем был монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Он вошел в историю как Лже­дмитрий I. Самозванца поддержала польская шляхта (дворянство) и польская католическая церковь. Шляхта хотела вернуть те земли, которые до этого 100 лет входили в состав Польши, католическая церковь распространения католичества в России.

    Король Польши Сигизмунд III Ваза (1587-1632 гг.) был ярым поборником католичества. Одной из главных идей всей его жизни было страстное желание распространения католичества и в России. Он и станет главным режиссером русской Смуты.

    В 1604 г., снаряжённый на польские деньги, самозванец двинулся к Москве. О том, как сработали слухи, говорит тот факт, что на всём пути следования все слои населения встречали его хлебом - солью. Народ считал, что с воцарением на престоле сына Ивана Грозного прекратится гнев Божий на Россию.

    В свою очередь, царь Борис к этому времени сильно пере­менился. Обычно активный, он отошел от дел, стал мнительным, окружил себя колдунами. В апреле 1605 г. внезапно умер.

    Судьба Бориса Годунова на русском престоле сложилась трагично. Вся его семья заплатила самую высокую цену за выс­шую власть в стране - он сам, его жена, сын и дочь погибли в пе­риод Смутного времени. И, тем не менее, его заслуги перед рус­ской историей высоки:

    • Борис Годунов был царем созидателем, устроителем страны;

    •    Это благодаря его усилиям народ более 20 лет жил в ус­ловиях мира;

    •    именно Борис Годунов фактически организовал возведе­ние московского митрополита в сан патриарха, и другие полезные дела.

    Неслучайно, что сам царь, его жена и дети были похороне­ны на территории самого святого места в России - в Троице-Сергиевой лавре.

    Итак, первая попытка русского общества преодолеть Сму­ту закончилась неудачей. Б. Годунов стал жертвой того, что риск­нул быть первым избранным царём. Народ не понимал и не мог смириться с мыслью о выбранном царе. Ни народ, ни сам Б. Году­нов не верили в его богоизбранность, т.е. в то, что сам Господь - Бог вручил Годунову Русскую землю в управление.

    Тем временем спустя несколько месяцев после кончины Б. Годунова самозванец торжественно въехал в Москву, были аре­стованы новый царевич Федор Борисович, его мать, и тайно уби­ты. Москва колокольным звоном встречала, как она считала, сына Ивана Грозного - царевича Димитрия. Димитрий был венчан на престол и стал новым царём.

    Следует заметить, что Лжедмитрий показал значительные способности к управлению страной. Под страхом смертной казни он запретил чиновникам брать взятки, повысил должностные ок­лады. Два раза в неделю - в среду и субботу - сам лично принимал челобитные, и все желающие могли встретиться с ним. Царь пре­образовал думу, участвовал в ее заседаниях, вникал во все дела, быстро схватывал суть вопроса и тут же принимал разумные ре­шения.

    Активно приобщая Русь к европейской культуре, расширяя контакты с заграницей.

    Конечно, Дмитрий был авантюристом. Но его главная беда заключалась в том, что он не оправдал как польских, так и бояр­ских ожиданий. Поверив в царское происхождение, он действовал самостоятельно, развивая свои особые политические планы. Бояр­ская камарилья не могла смериться с этим и используя его прома­хи и ошибки, сделало все, чтобы ореол богоизбранности вокруг "царя Димитрия" постепенно исчезал,

    Одной из главных его ошибок было то, что он привёз с со­бой из Польши католических священников. Царь любил устраи­вать прилюдные споры католических и православных священни­ков на тему, чья же вера лучше. Кроме того, царь отверг русскую царевну Ксению, дочь Годунова, и сделал её лишь наложницей. К нему приехала невеста - дочь польского дворянина Марина Мни­шек. Она сразу же стала демонстрировать пренебрежение ко всему русскому. Это больно ударило по самолюбию русских людей.

    Иерархи Церкви потребовали, чтобы «Маринка» приняла православие. Не сделать этого она была венчана на русский пре­стол и стала русской царицей, состоялось бракосочетание Дмитрия и Марины.

    Создалась неслыханная ситуация. На русском престоле оказались две царствующие особы - самозванец, в этом уже никто не сомневался, и иностранка - католичка. В 1606 г. В разгар сва­дебных торжеств Лжедмитрий I был убит.

    Вторая попытка преодолеть Смуту также закончилась не­удачей.

    Во время народного возмущения против Лжедмитрия I с Лобного места на Красной площади царём был «выкликнут» Василий Шуйский, стоявший во главе боярского заговора против самозванца. 1 июня 1606 г. В. Шуйский торжественно венчался на царство. Он пришёл к власти при помощи бояр, поклялся, что бу­дет править с их помощью и в их интересах. Это сразу вызвало раскол в обществе, поскольку в стране уже набрал силу и новый слой феодалов - дворянство. Были недовольны Шуйским и другие слои населения, что и вылилось в первую крестьянскую войну под предводительством И.И. Болотникова (1606-1607 гг.). В восстании приняли участие дворяне, посадские люди, крестьяне. Страна рас­кололась на два лагеря. Восстание охватило центр, юг страны. Мо­сква оказалась в осаде. Но в решающий момент дворяне пошли на сговор с В. Шуйским. У села Коломенское И.И. Болотников по­терпел поражение от войск Василия Шуйского. Он снял осаду и ушёл к Калуге, затем к Туле. В 1607 г. восстание было разгромле­но.

    А в это время в Польше объявился новый самозванец, ко­торый также выдавал себя за сына Ивана Грозного. Он вошел в русскую историю под именем Лжедмитрий II. Снаряженный опять на польские деньги, новый самозванец в 1608 г. начал поход на Москву. Жители русских городов и его встречали хлебом - солью. Лжедмитрий II подошёл к Москве, но взять ее не смог и стал лаге­рем в 17 км. от Москвы у села Тушино.

    В Тушине он стал создавать свои органы государственной власти: Боярскую думу, приказы. Назначил патриарха Филарета, в провинции стал направлять своих воевод. Раздавал поместья, стал платить жалованье тем, кто переходил к нему на службу. Бояре и дворяне толпами стали уходить от Василия Шуйского.

    Лжедмитрий II стал одной из самых разрушительных фи­гур русской истории. Он расколол страну на две части. За год су­ществования Тушинского лагеря в стране возникло две власти: правительство царя В. Шуйского в Москве и правительство Лже­дмитрия II в Тушине. Государственность «перетекала» из Кремля в Тушино. Самозванец как бы «воровал» власть у Шуйского. За это его прозвали «Тушинским вором».

    Возникла прямая угроза правительству Василия Шуйского в Москве. Тогда царь обратился за военной помощью к Швеции. В 1609 г. русские войска под руководством племянника царя моло­дого воеводы М. В. Скопина - Шуйского вместе со шведами раз­били войска Тушинского вора.

    Польский король использовал этот факт как повод для от­крытой интервенции в Россию. Поляки во главе с королём осадили форпост России на Западе - г. Смоленск, но взять его не смогли. Тогда по приказанию короля отряд поляков двинулся к Москве. Когда они подошли к Тушинскому лагерю. Лжедмитрий II бежал в Калугу, где и был убит.

    В это время, в результате заговора, Василий Шуйский был низложен и пострижен в монахи. В Москве было образовано пра­вительство из семи бояр во главе с князем Ф.И. Мстиславским -т. н. «семибоярщина».

    Третья попытка преодолеть Смуту также не удалась. Раз­рушение русского общества зашло слишком далеко. Остановить его могли только кардинальные меры. Василий Шуйский, как и Борис Годунов, не верил в свою богоизбранность и на кардиналь­ные меры в обществе не пошёл.

    В России началось боярское правление - семибоярщина. Страна переживала наивысший момент разрушения. Предательст­во государственных интересов России боярами превзошло все мыслимые пределы. Поляки подошли к самой Москве, шведы гра­били северо-западные русские земли. Не прекращались народные выступления. По стране свободно рыскали шайки своих и ино­странных разбойников, грабили местное население. Россию охва­тила всеобщая война: все воевали против всех.

    В этих условиях московское боярство решило обратиться к польскому королю с просьбой: отпустить на русский престол его сына - королевича Владислава. На тот момент Речь Посполитая была в Европе могущественным государством и представляла для России большую опасность. Казалось, избрание польского короле­вича русским царём разрешит все проблемы и противоречия.

    Москва присягнула на верность Владиславу. Московские бояре ночью впустили поляков в «святая святых» русской земли - Кремль. Возникла прямая угроза потери независимости страны.

    В Польшу было собрано посольство, чтобы обговорить ус­ловия избрания на престол Владислава. Главой посольства был назначен митрополит Филарет, в миру Фёдор Романов. В то время ни одно важное дело не начиналось без согласия главы Русской Церкви. Митрополит Филарет должен был получить благословление патриарха Гермогена. Он, несмотря на преклонный возраст, отличался твёрдостью духа и неуступчивостью характера, что и спасло государственность России в это самое сложное время.

    Патриарх взял с митрополита слово, что непременным ус­ловием восхождения польского королевича на русский престол должно быть принятие Владиславом православия. Филарет по­клялся патриарху, что этот пункт договора он будет отстаивать ценой собственной жизни.

    Переговоры начались в Смоленске. Польский король, что и следовало ожидать, отверг требование русской стороны о приня­тии его сыном православия. Филарет же клятвы, данной патриар­ху, не нарушил, договор не подписал. За это русское посольство было заключено под стражу. Митрополит Филарет пробыл в поль­ском плену до 1619 г.

    В Москве патриарха Гермогена заключили в темницу. Но и здесь он нашел способ и стал рассылать из заключения грамоты в монастыри, города с призывом подняться ради спасения родины и православия от иноверцев и идти к Москве. Тогда поляки ужесто­чили содержание патриарха и бросили его в каменный подвал Чудова монастыря. Там патриарх был уморен голодом.

    Мученическая кончина патриарха за православную веру всколыхнула русское общество. Патриарх успел сформировать общественное мнение в пользу восстания против поляков. Смерть главы Русской Церкви дала толчок национальному самосознанию. Спасение России пришло из провинции. Первое земское ополче­ние было создано в Рязани дворянином П. Ляпуновым. Основой ополчения стали дворяне и горожане Рязани, Владимира, Мурома, Суздаля, Вологды, Ярославля, Костромы и других городов. Вли­лись в ополчение казаки-тушинцы во главе с Иваном Заруцким. Весной 1611 г., когда ополчение подступило к Москве, в городе вспыхнуло восстание против поляков.

    Но вскоре между руководителями ополчения и казацкими отрядами начались разногласия. Первое земское ополчение распа­лось.

    Между тем грамота патриарха Гермогена была получена и в Нижнем Новгороде. Земский староста Козьма Минин зачитал её после богослужения в одном из храмов. Тут же было принято ре­шение - на организацию ополчения собрать со всех нижегородцев и жителей окрестных деревнь 1/3 имущества. Сборщиком средств был назначен К. М. Минин. Воеводой был выбран князь Д. М. По­жарский.

    Патриотическое движение, которое началось в Нижнем Новгороде, было поддержано другими городами. Стараниями К. М. Минина и Д. М. Пожарского численность ополчения, состоявшего сначала из 2-3 тыс. чел., начала быстро увеличиваться. В марте 1612 г. ополчение выступило вверх по Волге к Костроме и Яро­славлю. В Ярославле был создан "Совет всея земли" - временное правительство из представителей духовенства и Боярской думы, выборных дворян и посадских людей. Во главе его встали Д. М. Пожарский и К. М. Минин. Начали действовать и приказы. К этому времени численность ополчения составила уже 10 тысяч чел.

    В августе 1612 г. основные силы второго ополчения подо­шли к Москве. Д. М. Пожарский разбил свой лагерь у Яузы и ок­ружил укреплениями Кремль, в котором засели польско-литовские интервенты. В октябре ополченцы с боем взяли Китай-город, и 22 октября на день обретения иконы Казанской Богоматери. Москва была освобождена от поляков.

    Князь Д. М. Пожарский в память обо всех погибших в пе­риод Смутного времени, а также в честь иконы Казанской, при­нёсшей ему победу и славу, на Красной площади выстроил Собор Казанской Божьей Матери. В 30-е гг. при Советской власти собор был разрушен, а в 90-е гг. ХХ в. был воссоздан по старым черте­жам.

    В начале 1613 г. в Москве был созван Земский собор для избрания нового главы государства. Вокруг кандидатуры будуще­го царя разгорелась острая борьба. Одна группа бояр предлагала польского королевича Владислава, другая - шведского Филиппа. Руководители казаков выдвигали сына Лжедмитрия II и Марины Мнишек - Ивана, прозванного в народе «воренком» а также пред­лагали кандидатуры из старых княжеско-боярских родов - Мсти­славских и Голицыных

    В конце концов, к новому царю были предъявлены три требования:

    • он должен быть русским;

    • иметь кровную связь с предыдущей династией Рюрико­вичей;

    • поддерживаться всеми сословиями.

    После долгих обсуждений Земский собор остановил свой выбор на кандидатуре 16-летнего Михаила из старинного боярско­го рода Романовых, сыне митрополита Филарета, в миру - боярина Федора Никитича, который в это время находился в польском пле­ну. Михаил Романов и стал новым русским царём.

    Выбор Земского собора оказался исключительно удачным. Избрание царём представителя русской боярской фамилии, нахо­дившейся в родстве по женской линии с Иваном Грозным, имело тогда большое значение. Россия сохраняла государственный суве­ренитет, национальную самостоятельность.

     

    3. Россия во времена первых Романовых

    К первым Романовым историки относят Михаила Фёдоро­вича (1613-1645 гг.) и его сына Алексея Михайловича (1645-1676 гг.).

    Михаилу Фёдоровичу досталась совершенно разорённая страна. В Новгороде сидели шведы. Поляки заняли 20 русских го­родов. Татары без перерыва грабили южные русские земли. По стране бродили толпы нищих, шайки разбойников. В царской каз­не не было ни рубля.

    Сил воевать с противниками у Михаила Романова не было. Нужно было находить компромиссы.

    • В 1617 г. со Швецией был заключён Столбовский мир (дер. Столбово, недалеко от Тихвина, совр. Ленинградская обл.). Швеция возвращала Новгород, но оставляла за собой побережье Балтийского моря.

    • Поляки были также утомлены долгой войной и пошли на перемирие. В 1618 г. на 14,5 лет было заключено Деулинское пе­ремирие (дер. Деулино близ Троице - Сергиева монастыря). Поля­ки освободили из плена отца царя митрополита Филарета и других бояр, но оставили за собой Смоленск - важнейшую русскую кре­пость на западной границе и другие русские города.

    Таким образом, Россия потеряв значительные территории, отстояла свою независимость.

    Следующей задачей была борьба с преступностью, отряда­ми казаков атамана Ивана Заруцкого. Которые бродили по стране и не признавал Михаила Романова царём. В результате принятых мер. Яицкие казаки выдали И. Заруцкого и перебравшуюся к нему Марину Мнишек с цесаревичем московским властям. И. Заруцкий и 3-летний Иван - «ворёнок» - были повешены в Москве, а Мари­на Мнишек отправлена в Коломну, где и умерла.

    Для восстановления нарушенной экономики и пополнения государственной казны

    • обложили налогом всё новые категории населениия; • правительство пускалось в откровенные финансовые авантюры - резко повышало цены на соль (соль была важнейшим консервантом, население закупало её в больших количествах), че­канили медную монету вместо серебряной; (отсюда «соляные» и «медные» волнения в Москве) • брали заемы у крупных монастырей и не возвращали их в оговоренные сроки; • активно осваивали Сибирь - 1/3 всех доходов приносила казне продажа за границу сибирской пушнины.

    Эти и другие меры производимые Романовым позволяли в течение 30 лет, позволяли вывести страну из глубочайшего поли­тического и экономического кризиса.

    В правление первых Романовых произошли важнейшие со­бытия в нашей истории:

    • принятие Судебника 1649 г.,

    • церковные реформы патриарха Никона 1653 г.,

    • воссоединение Украины с Россией 1654 г.

    Принятие «Соборного Уложения» 1649 г. В правление Алексея Михайловича на Земском соборе 1649 г. было принято «Соборное Уложение» - новый сборник законов.

    «Соборное Уложение» состояло из 25 глав и содержало около 1000 статей. «Уложение» было впервые отпечатано типо­графским способом тиражом в 2000 экземпляров.

    В «Уложении» наиболее важными были три группы глав.

    1.   В одной группе глав говорилось о преступлениях против царской власти и против Церкви. Любая критика Церкви и хула на Бога карались сожжением на костре. Измена царю, оскорбление чести государя, а также бояр, воевод подвергались казни. Это сви­детельствовало о том, что в России фактически сложилась абсо­лютная монархия - неограниченной полнотой власти в стране об­ладал царь. Монархия, как форма правления, начала складываться в России со времён Ивана III. В 1649 г. она оформилась юридиче­ски.

    2.   Ещё одна группа глав была посвящена правам дворян. Отныне по «Уложению» за дворянином признавалось право пере­дачи поместья по наследству, при условии, что сыновья дворянина также будут находиться на государевой службе. Эти статьи «Уло­жения» свидетельствовали о том, что дворянское поместье (полу­чали за службу) приравнивалось к боярской вотчине (получали по наследству). Новый слой феодалов - дворянство - всё более урав­нивался в правах с боярством.

    3.   Важнейший раздел «Уложения» был посвящён крестья­нам и посадским людям. Отныне по «Уложению» крестьянам за­прещался переход от одного помещика к другому и устанавливал­ся пожизненный розыск беглых. Посадским людям переход из од­ного посада в другой, переход от одного ремесла к другому - за­прещался. Беглые посадские люди также подлежали розыску.

    «Соборное Уложение» 1649г. завершило долгий процесс складывания крепостного права в России, начавшийся в 1497 г.

    Церковные реформы патриарха Никона. Патриарх Никон (в миру Никита Минов) был выдающейся личностью. Лич­ный друг и советчик Алексея Михайловича, он в 1652г. был из­бран патриархом. Никон воспринял идеи монаха Филофея о Моск­ве как третьем Риме, стал стремиться к тому, чтобы Россия, Рус­ская Православная Церковь стали центром мирового православия. Алексей Михайлович поддержал патриарха, так как и у правитель­ства были планы объединения православных церквей Украины и Балканских стран с Русской Церковью.

    Так случилось что в Москве и Константинополе установи­лись разные церковные уставы - порядок совершения церковных служб. Дело в том, что во времена принятия Русью православия в Византии действовали два равноправных церковных устава. Русь переняла один из них, а Византия позже остановилась на другом. Кроме того, в церковных книгах содержались разночтения, так как русские книги переписывались от руки, в результате были допу­щены неточности.

    Патриарх Никон стремился к тому, чтобы Русская Церковь стала наследницей Константинопольской. Но для этого требова­лось перейти на греческий церковный устав, привести тексты бо­гослужебных книг в соответствие с греческими образцами. Эта работа началась в 1653 году. Но реформы вызвали резкий протест части общества - боярства, духовенства, других слоев населения. Сторонники старых обрядов - старообрядцы - отказывались при­знавать реформы Никона и призывали вернуться к дореформен­ным порядкам. Во главе старообрядцев стал протопоп Аввакум.

    Но причина раскола и неприятия реформ была более глу­бокой. Церковные дискуссии в Византии были обычным делом. Они впитали культурное наследие Рима, в том числе и по практике этих дискуссий. У восточных славян такого культурного наследия не было в том числе и традиции вести богословские споры. По­этому ещё со времён Древней Руси богословская учёность приняла характер беспредельной веры в книгу. Настоящим, истинным и ценным на Руси считалось то, во что верили предки, что было про­верено временем. Отказ от традиций отцов частью общества был воспринят как отказ от заветов отцов.

    В это же время на страну обрушились голод и моровая яз­ва. Среди народа поползли слухи о том, что бедствия - кара Божья за отступление от веры предков. Тысячи крестьян, посадских лю­дей бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал и Сибирь. Поддержали раскол и представители некоторых знатных боярских фамилий. Были приняты жесткие меря к старообрядцам, Протопоп Аввакум и его сторонники были сосланы на Север в г. Пустозёрск. Там в земляной тюрьме в зоне вечной мерзлоты они провели 14 лет. Но от своей веры Аввакум не отрёкся, за что он и его едино­мышленники были сожжены на костре.

    Патриарх Никон также впал в немилость царя. В 1666 г. на церковном соборе он был смещен с поста патриарха и сослан под Вологду. После смерти Алексея Михайловича Никону было раз­решено вернуться из ссылки. В 1681 г. он умер под Ярославлем. Похоронен патриарх - реформатор под Москвой, в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, который построил по тому же плану, что и Храм Гроба Господня в Иерусалиме.

    С тех пор единая Русская Церковь расколота на две - Рус­скую Православную Церковь (никонианскую) и Русскую Право­славную Старообрядческую Церковь.

    Воссоединение Левобережной Украины с Россией. В 1654 г. произошло знаменательное событие русской истории - Россия вернула Левобережную Украину.

    Напомним, что к XIV в. на основе древнерусской народно­сти вокруг Москвы сложились русские, к XV - XVI вв. на землях юго-западной Руси (Галиция, Киев, Подолье, Волынь) - украинцы, к XVI - XVII вв. на землях Чёрной Руси (бассейн реки Неман) -белоруссы. В 1922 г. большевики издали декрет, по которому зем­ли юго-западной Руси были названы «Украиной», а их население «украинцами». До этого Украину называли «Малороссией», насе­ление - «малороссиянами».

    К началу XVII в. Польша стала одним из крупнейших го­сударств в Европе. Крепостное право в Польше сложилось на 100 лет раньше, чем в России и было самым суровым в Европе: поль­ские доряне имели право карать смертной казнью своих крестьян.

    Притеснения поляков, униатов привели к тому, что в 20-е гг. Украину стали сотрясать восстания украинцев. В ряде мест происходило истребление украинцев поляками, поляков - украин­цами. В 1648г. во главе восстания стал гетман запорожского вой­ска Богдан Xмельницкий. Весной 1648г. войско Б. Xмельницкого выступило из Запорожской Сечи. Началась открытая вооружённая борьба запорожцев с поляками. В 1649г. Речь Посполитая призна­ла Б. Xмельницкого гетманом Украины. Весной 1652г. Б. Xмель­ницкий наголову разбил польское войско, но чтобы окончательно освободиться от Речи Посполитой сил не хватало.

    Украина в середине ХУП в. оказалась между тремя силь­ными государствами - Речью Посполитой, Россией, Османской империей. В то время условий для создания независимого украин­ского государства не было. Б. Хмельницкий и запорожские казаки понимали, что им нужен союзник. Выбор пал на православную Россию, но при условии, что она не будет командовать ими.

    Просьбы о присоединении к Москве поступали с Украины еще с 1620- х гг. Но России очень сильным противником. Россия преодолевала последствия Смутного времени и открыто высту­пить на стороне запорожских казаков не могла.

    В 1653 г. прибыли в Москву послы от Хмельницкого с из­вестием, что украинцы обращаются к московскому царю с послед­ней просьбой. На этот раз Алексей Михайлович медлить не стал. В 1653 г. собрался Земский собор, на котором было решено взять Украину под свою защиту.

    В 1654 г. в г. Переяславле (совр. Киевская обл.) собралась рада (совет, сход). На ней присутствовали гетман, полковники, дворяне, крестьяне. Все присутствующие целовали крест на вер­ность московскому государю.

    Так, в 1654 г. Украина была принята в состав Российского государства. Украина была принята на правах самой широкой ав­тономии. Россия признавала выборность гетмана, местный суд и другие органы власти. Царское правительство подтвердило со­словные права украинского дворянства. Украина получила право устанавливать дипломатические отношения со всеми странами, кроме тогдашних врагов России - Речи Посполитой и Османской империи. Гетман мог иметь свои войска до 60 тыс. чел. Но налоги должны были поступать в царскую казну.

    Вхождение Украины в состав России означало для России войну с Польшей. Она продолжалась 14 лет и закончилась в 1667 г. Андрусовским перемирием. Речь Посполитая признала за Росси­ей Смоленск, Левобережную Украину и Киев. Правобережная Ук­раина и Белоруссия остались за Речью Посполитой.

    Воссоединение Украины с Россией имело огромное значе­ние для обоих государств:

    •   освободило народ Украины от национального и религи­озного гнёта, спасло от порабощения Польшей и Османской импе­рией, способствовало формированию украинской нации;

    •   способствовало укреплению российской государственно­сти. Удалось вернуть смоленские и черниговские земли. Это дава­ло возможность начать борьбу за Балтийское побережье. Кроме того, открывалась перспектива расширения связей России с дру­гими славянскими народами и государствами Запада.

    С XVIв. Россия и Польша вели борьбу за гегемонию в вос­точно-славянском мире. Россия эту борьбу выиграла.

     

    Итоги деятельности первых Романовых. В 1613 г. после неоднократных попыток русского общества преодолеть Смуту на русском престоле воцарились бояре Романовы. Историческая а­слуга первых Романовых заключается в том, что они смогли под­няться над узкоэгостическими интересами до понимания общена­циональных задач. Благодаря их усилиям, к концу XVIIв. Россия достигла как политической, так и экономической стабильности. Первые Романовы смогли укрепиться на престоле и положили на­чало второй правящей династии в России - династии Романовых, которая правила в стране до марта 1917 года.

    Контрольные вопросы

    1.   Назовите основные причины смутного времени.


    2.   Почему Борис Годунов не мог удержаться на русском престоле?


    3.   Как организовалось второе земское ополчение?

    4.   Основные меры Романовых по выведению страны из Смутного времени.


    5.   В чем значение воссоединения Украины с Россией?


    6.   Каковы причины проведения церковной реформы?

     


    написать администратору сайта