Главная страница

лекция. Общая характеристика политической и правовой систем Античности. Лекция для самостоятельного изучения в период с 1 по 6 ноября 2021 г


Скачать 121.71 Kb.
НазваниеЛекция для самостоятельного изучения в период с 1 по 6 ноября 2021 г
Анкорлекция
Дата01.12.2021
Размер121.71 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОбщая характеристика политической и правовой систем Античности.docx
ТипЛекция
#287530
страница5 из 6
1   2   3   4   5   6

Реформы Диоклетиана касались государственного устройства империи. Верховная власть делилась между четырьмя соправителями. Двое из них, носившие титул августа, управляли каждый своей половиной империи — Западной и Восточной. Они избирали себе соправителей, которым присваивался титул цезаря. Были разукрупнены провинции, их стало больше ста. Они, в свою очередь, объединялись в более крупные территориальные образования — диоцезы.

Другие реформы Диоклетиана усиливали власть землевладельцев над крестьянством. В частности, землевладельцы получили право посылать по своему выбору определенное число зависимых людей на военную службу, в императорскую армию.

Начатые Диоклетианом реформы продолжил император Константин. Его денежная реформа оказалась удачной и привела к стабилизации денежного обращения. При Константине завершился процесс закрепощения крестьян-колонов. Такая же политика проводилась и в отношении ремесленников, которым запрещалось изменять свое состояние.

В армию стали широко привлекаться варвары, получавшие римское гражданство и возможность продвигаться по служебной лестнице вплоть до занятия высших должностей.

Завершена была и административная реформа Диоклетиана. В каждой из двух частей империи было образовано по две префектуры, управлявшиеся префектами, обладавшими гражданской властью. Военная власть в префектурах принадлежала военным магистрам — двум начальникам пехоты и двум начальникам конницы.

Префектуры делились на диоцезы (их было шесть в западной части империи и семь в восточной), возглавляемые викариями; диоцезы состояли из провинций, которыми управляли ректоры, провинции — из округов с окружной администрацией.

Если эти реформы Константина были продолжением дела, начатого Диоклетианом, то в вопросах религиозной политики Константин придерживался противоположных Диоклетиану позиций. Диоклетиан запрещал отправление христианских религиозных обрядов, поощрял разрушение церквей, гонения на христиан. Константин же полагал, что христианство из религии бедняков и угнетенных, каким оно было в период своего возникновения, превратилось в религию, которая может идеологическими средствами укрепить государственный строй. Он увидел в христианской церкви прочную опору абсолютной власти императора, что повлекло за собой резкий поворот в религиозной политике.

В 313 г. императорским эдиктом христианство было признано равноправным с другими религиями, существовавшими в империи, а затем, после крещения Константина, — государственной религией.

При Константине столица империи была перенесена в город Византий, названный затем Константинополем (330 г.). Разделенная на две части (западную и восточную), Римская империя шла к своему закату. Восточная Римская империя (впоследствии — Византия) продержалась до 1453 г., а Западная в V в. превратилась в проходной двор для грабивших ее варваров. Она просуществовала до 476 г., когда была свергнута власть последнего римского императора Ромула Августула.

Система римского права

Развитию римского права способствовали многие обстоятельства. Прежде всего — высокий уровень экономических отношений, достигнутый Римом в периоды поздней республики и принципата.

Не меньшее значение имела многонациональность империи, породившая потребность ≪примирения≫ многих, зачастую отличающихся друг от друга, правовых систем, существовавших в завоеванных странах, прежде всего в Греции, Египте, Сирии и др. Римские юристы имели возможность

воспользоваться результатами правового развития отдельных частей империи. Особенное влияние на формирование их взглядов оказало афинское право. Нельзя не отметить, наконец, то внимание, которое уделялось праву, и тот почет, которым была окружена деятельность юристов, особенно выдающихся, таких, как Гай, Ульпиан, Модестин, Папиниан, Павел и др. По словам американского историка и философа В. Дюранта, с которыми мы не можем не согласиться, ≪право Рима явилось характерным и долговечным выражением сущности римского духа. Как Греция стоит в истории символом свободы, так Рим — символом порядка; Греция завещала демократию и философию в качестве основания личной свободы — Рим оставил нам законы, традиции управления в качестве фундамента социального порядка≫.

Римские юристы делили право своей страны на публичное и частное. ≪Публичное право, — говорил римский юрист Ульпиан, — есть право, которое относится к положению римского государства, частное — к пользе отдельных лиц≫.

Критерием такого деления являлся характер интересов, защищаемых правом: нормы публичного права защищали интересы государства и его органов, определяли компетенцию учреждений и должностных лиц, регулировали взимание налогов, определяли, какие деяния являлись преступными, какие наказания полагались за них, регулировали отношения между государством и частными лицами; нормы частного права охраняли интересы частных лиц.

К публичному праву, исходя из современной правовой систематики, принято относить государственное, административное, финансовое, уголовное, военное, международное право и т.д. Частное же право защищает интересы частных лиц, субъектов права, равных перед законом, в случае их вступления в имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения (вещные, семейные, обязательственные, наследственные и т.д.).

Традиционно считается, что римское частное право по сравнению с правом публичным представляет собой бо́льшую ценность, как более развитое и приспособленное к регулированию отношений, возникающих из форм товаропроизводства и товарооборота.

Однако, на наш взгляд, нельзя пренебрегать изучением положений публичного права, ведь между частным и публичным правом существовала органическая связь. Деятельность тех же юристов и магистратов протекала в рамках публично-правовых установлений. Частное право то явно, то незримо поддерживалось публично-правовыми нормами, публичным правопорядком. Вне этого правопорядка немыслимо было издание законов и вообще правовых норм, невозможно было осуществление административной и судебной деятельности. Публичное право составляло не только фон, но и до некоторой степени основу, на которой строилось и развивалось частное право. Возможности публичного права подчеркиваются известной формулой римских юристов: ≪Частные соглашения не могут изменить предписаний публичного права≫.

Римское частное право было представлено тремя ветвями, появившимися в различное время. Первую составляли нормы квиритского (цивильногоправа, формирование и развитие которого пришлось на VI — середину III в. до н.э. Нормы данного права регулировали исключительно отношения между квиритами — римскими гражданами.

Параллельно с квиритским правом появилось преторское право — вторая ветвь частного прававыросшая из эдиктов магистратов, в особенности из преторских эдиктов. Позднее преторские эдикты включали формулы, которые были направлены на изменение норм цивильного права. Они регулировали отношения между римскими гражданами. В отличие от норм квиритского права, эти нормы были освобождены от формализма, религиозной обрядности и символики.

В республиканский период появилась еще одна система римского права — право народов. Эта система впитала в себя институты римского права и нормы права Греции, Египта и некоторых других государств.

В отличие от квиритского и преторского права нормы права народов регулировали отношения между римскими гражданами и перегринами, а также между перегринами на территории Римского государства. Это право по сравнению с римским правом древнейшего периода отличалось простотой, отсутствием формальностей и гибкостью. Исконное римское частное право и ≪право народов≫ длительное время дополняли друг друга.

Постепенно происходило сближение всех трех систем права. Если в начале III в. н.э. еще сохранялись некоторые различия между ними, то уже к середине IV в. все три  системы образовали единое римское частное право.

Источники римского права

Римское право как единое целое восходит к четырем источникам.

1. Самым древним неписаным источником права Рима было обычное право как совокупность правовых обычаев. ≪Обычай, — говорили римляне, — делает закон≫. Нормы обычного права длительное время регулировали различные стороны общественных отношений. Даже после появления писаных источников права обычаи еще долго продолжали дополнять их.

2. Наряду с обычным правом уже в древнейший период появились законы (leges) как вторая форма источников права. Не все нормативные предписания являлись законами. Для того чтобы получить признание, закон, по мнению римлян, должен был обладать соответствующим внутренним содержанием и быть принятым с учетом определенного порядка, предписанного правом. Закон должен был представлять собой оформленное выражение общей воли римского народа. Соответственно, силу закона могли получить только постановления учреждений, воплощавших эту волю.

Существовало несколько видов законов. Чтобы любые вновь изданные законы не нарушали раз за разом всю систему правовых норм, были выработаны определенные правила. Для придания действительности своим правовым предписаниям закон должен был быть должным образом обнародован или опубликован. В Риме эта процедура влияла на вступление закона в силу самым непосредственным образом. Закон должен был быть вписан определенным образом в историческую систему правовых норм прежнего и будущего законодательства.

Обратной силы законы не имели. Действие закона характеризовалось временными и территориальными качествами. Подразумевалось неограниченное время действия закона (закон не предусматривал точно означенного срока окончания действия). Он прекращал свое действие в связи с изданием нового закона, регулирующего те же отношения. Первыми законами стали законодательные акты, принимавшиеся в республиканский период на куриатных и центуриатных собраниях, и plebiscita (постановления плебса) — акты трибутного собрания. Они признавались сенатом только в том случае, если перед их вынесением на рассмотрение народного собрания были соблюдены надлежащие формальности и они представлялись народу магистратом сенаторского сословия. Если сенат и народное собрание были единодушны в принятии закона, его непреложность освящалась именем римского народа (Populus Romanus).

В период поздней республики в связи с падением роли народных собраний утратили свое значение и законы, принимаемые народными собраниями. Законодательные полномочия перешли к сенату. Уже в начале I в. н.э. акты сената (senatus consult) стали основной формой закона. Правда, сенат был лишен законодательной инициативы, и постановления, принимаемые этим органом, исходили от императора-принцепса и закрепляли его волю.

По мере укрепления императорской власти принимали силу закона распоряжения императора, или конституции (constitutiones). Их разновидностями были:

1) эдикты — общие распоряжения императора, обращенные ко всему населению Рима;

2) мандаты — инструкции, адресуемые должностным лицам (императорским чиновникам, правителям провинций и др.);

3) декреты — решения по судебным делам, которые рассматривались императором;

4) рескрипты — императорские распоряжения по отдельным вопросам, с которыми к нему обращались

римские граждане и магистраты. Декреты и рескрипты играли особую роль, поскольку они толковали нормы права.

Наиболее значимым моментом в истории становления римского законодательства стало издание в середине V в. до н.э. Законов XII Таблиц — свода публичного и частного праваДвенадцать таблиц вызвали двойную юридическую революцию: обнародование и секуляризацию римского права. Они привели к превращению неустойчивого неписаного обычая в ясные писаные нормы законодательства.

Право перестало считаться божественным. Законы XII Таблиц формировали правовые нормы, которые носили, как правило, не казуистический, а общий характер, регулировали наиболее типичные общественные отношения. Полный текст Законов XII Таблиц не сохранился. Фрагменты текста Законов сохранились в отдельных письменных текстах или в ссылках, представленных в сочинениях известных римских юристов. Исследователями римского права предпринимались неоднократные попытки реконструировать Законы, систематизировать их положения. Некоторые из них были весьма успешны. Современная юридическая наука признает подлинность 140 правовых положений таблиц, которые систематизированы по разделам. Даже простой перечень названий таблиц дает возможность составить представление о том, насколько широко и полно

Законы регулировали существовавшие общественные отношения:

- о вызове в суд;

- о свершении исков;

- о долговом рабстве;

- о порядке манципации при сделках;

- о завещании и семейных делах; о пользовании земельным участком;

- о воровстве;

- о личном оскорблении — обиде;

- об уголовных наказаниях; о порядке похорон и церемоний;

- о публичных делах в городе.

По словам Цицерона, одна небольшая книжица Законов XII Таблиц весом своего авторитета и объемом пользы превосходила все библиотеки философов.

3. Наибольшее значение для развития римского права имели эдикты магистратов, и в первую очередь — эдикты преторов. Они формировали особую систему римского права — преторское право. Эдикты представляли собой распоряжения и программы преторов как администраторов. Полномочия по изданию эдиктов вытекали из права претора лично отправлять правосудие в определенной сфере и из полномочия высшего магистрата, согласно которому ему предоставлялась власть как судебная, так и административно-принудительная.

Истории римского государства известны эдикты других должностных лиц, в частности чиновников, которые контролировали экономическую сферу. Их законодательные распоряжения касались вопросов правового регулирования торговли, прав и обязанностей участников гражданских сделок, исковых требований, вытекавших из рыночного оборота.

Преторские эдикты играли важную роль и в формировании законов. Каждый новый городской претор издавал преторский эдикт, который обнародовался на Форуме глашатаем и записывался на стене. В этом документе провозглашались принципы, опираясь на которые, претор намеревался отправлять свои судебные функции. Например, претор указывал, в каких случаях он мог рассмотреть иск, а в каких отказать в его рассмотрении. Эдикт был действителен в течение года. По истечении этого срока вступал в силу эдикт вновь избранного магистрата. Однако новый магистрат, как правило, брал из программы своего предшественника удачные формулировки, приобретавшие из года в год устойчивую форму. Подобные эдикты могли издаваться и провинциальными преторами. Благодаря предоставлению им властных полномочий преторы могли не только толковать, но и вырабатывать новые законы.

В эпоху принципата одновременно с усилением власти принцепсов и возрастанием их законодательных полномочий стала терять значение деятельность преторов. Этому в немалой степени способствовало и то, что основные типы исков и способы защиты права уже были сформированы. Претор нередко отменял решения своего предшественника, а иной раз и придерживался противоположных ему

принципов, в связи с чем расплывчатость законов и предвзятость приговоров накладывались на распространенные в любой юридической системе злоупотребления и недостатки. В первой половине II в. по указанию императора был составлен окончательный текст преторского эдикта.

4. Самостоятельной формой правообразования в классический период являлась деятельность юристов. Юристы вырабатывали формулы для юридических действий, давали консультации частным лицам по вопросам права и ведения дел в судах. Осуществляя консультационную деятельность, они решали казусы и восполняли пробелы в праве. Юридические решения конкретных вопросов стали приобретать обязательное значение и распространяться на аналогичные ситуации.

Октавиан Август установил правило, в соответствии с которым мнения юристов, соответствующие определенным требованиям, приобретали полную силу закона. Требования эти сводились к следующему: юрист должен был предварительно получить от императора право на формулировку юридических мнений, его ответ-мнение должен был скрепляться печатью судьи, рассматривавшего данное дело.

К эпохе Юстиниана юридические мнения составили обширную правовую литературу, во многом повлияв на создание выдающихся источников римского права — Дигест и Кодекса Юстиниана. С середины III в. деятельность юристов утратила свое значение как источник права. Юристы перестали создавать правовые конструкции, превратились в чиновников, исполнявших волю императора.

В эпоху принципата римские классические юристы разделялись на две школы: консервативную школу сабинианцев и более прогрессивную школу прокулеанцев. В 426 г. был принят закон, согласно которому обязательную силу по вопросам права имели лишь сочинения пяти юристов: Гая, Папиниана, Павла, Ульпиана и Модестина. Именно их сочинения занимают более трех четвертей объема текста Дигест Юстиниана.

Периодизация и систематизация римского права

Право Рима развивалось более тысячи лет. В литературе существуют различные подходы к определению этапов развития римского права. На наш взгляд, наиболее удобной для изучения является следующая периодизация истории римского права:

древнейший период (VI в. до н.э. — середина III в. до н.э.);

классический период (середина III в. до н.э. — конец III в. н.э.);

постклассический период (конец III в. н.э. — VI в. н.э.).

Данная периодизация весьма условна, как и любая другая. В реальном историческом контексте римское право лишь постепенно переходило из одного состояния в другое. Кроме того, в одних сферах оно развивалось быстрее, в других — медленнее.
1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта