лекция. Общая характеристика политической и правовой систем Античности. Лекция для самостоятельного изучения в период с 1 по 6 ноября 2021 г
Скачать 121.71 Kb.
|
Тема 1. Общая характеристика политической и правовой систем Античности Лекция для самостоятельного изучения в период с 1 по 6 ноября 2021 г. Возникновение античной цивилизации Новая ступень становления человеческой цивилизации связана с возникновением античного общества, которое сформировалось на юге Европы в бассейне Средиземного моря. Апогея в своем развитии античные государства достигли в середине I тысячелетия до н.э. — начале I тысячелетия н.э. Именно к этому времени относятся впечатляющие достижения греков и римлян в области государственного устройства и права. История античного мира издавна привлекала особое внимание европейских ученых: из всех периодов древности она изучена лучше всего. Считается, что цивилизации Греции и Рима стояли у истоков европейских традиций государственности. Первые государства возникли в средиземноморском бассейне еще в III—II тысячелетиях до н.э. и развивались не без влияния восточных обществ. Впоследствии на азиатском побережье образовалось множество греческих поселений, что углубило связи двух цивилизаций. Это позволяло молодым государствам использовать уже накопленный государственно-правовой опыт, искать свои более рационалистические подходы к законотворчеству и к политике. Завоевание греками Балканского полуострова обусловило появление целого ряда государств (Кносское, Микенское и др.). Эти страны имели общие с восточными государствами черты: монархическую форму правления, крупное государственно-храмовое владение, сохранение земельных общин. Монархические традиции еще долго сказывались на последующем становлении государственности греков, для которой было характерно наличие общинного уклада, связанного с царским дворцом, выполнявшим верховные функции. Процесс образования государств вследствие постоянных миграций населения шел волнообразно. Так, вторжение в XII в. до н.э. в Грецию с севера дорийских племен отбросило государство на несколько веков назад, затормозив его развитие. Естественное становление государственности во многом определялось природно-географическими факторами: Греция представляла собой горную страну, малопригодную для земледелия, здесь не могла образоваться земельная община восточного типа. Естественные барьеры предопределили жизнь небольших и достаточно изолированных городов-государств — полисов. Полисная система была одной из самых значительных, практически уникальных форм государственности, характерных не только для Греции, но и для всего античного мира. Условия для жизни на Апеннинском полуострове были более благоприятными, чем на Балканах. Здесь протекало несколько полноводных рек (крупнейшая из них — По, в древности — Пад), которые, как и на Востоке, способствовали развитию государственности. Здесь было немало зеленых долин, пригодных для ведения сельского хозяйства. Горы Апеннины были богаты полезными ископаемыми и строительным камнем. Широкое развитие торговых отношений, морской торговли способствовало быстрому расцвету рыночного хозяйства и росту частной собственности. Усилившаяся социальная дифференциация стала основой острой политической борьбы, в результате которой переход от примитивной к высокоразвитой форме государственности проходил более стремительно и с более значимыми социальными последствиями, чем это имело место в других странах Древнего мира. Значительную роль в жизни античного полиса играло море. Оно обеспечивало его связь с другими полисами и странами. Море и морская торговля связывали в единую полисную систему все города-государства, создавали единую общегреческую цивилизацию. Демократический потенциал, присущий полисной системе, предусматривающей элементы непосредственной демократии (народные собрания и т.д.), не получил полного развития. Жители полисов, не имевшие политического опыта и черпавшие свои представления о власти из патриархально-религиозного прошлого, уступили бразды правления практически во всех античных полисах родовой и жреческой аристократии. Именно такой была государственная власть в архаический период, в ранний период патрицианской республики в Риме и т.д. Дальнейший процесс демократизации политической жизни в античных городах-государствах сопровождался обострением борьбы между аристократией, державшей в своих руках власть и стремившейся законсервировать старые полисные порядки, и народом (демосом), все сильнее осознающим свое гражданское единство. Результатом этой борьбы стала серия законодательных реформ, подрывавших монополию аристократии на осуществление властной деятельности в государственных органах и создавших основу для развития демократических институтов. Государства возникали в результате разделения общества на сословия, появления частной собственности. В силу особенностей рабовладельческого способа производства внеэкономическое принуждение подневольных слоев общества (рабов) стало главной задачей и основной целью государства и права. Особенности античной государственности В античном мире были впервые разработаны принципы республиканской формы правления. Рабовладельческие государства развивались здесь в форме аристократических (Рим, Спарта) и демократических (Афины, другие греческие полисы) республик. Античная государственность не имела аналогов в Древнем мире и долго не была превзойдена ни в христианской Европе, ни в остальном мире. В античную эпоху цивилизация вышла за сравнительно узкие локальные рамки: впервые возникли мировые империи. Первое движение к ним на заре античной цивилизации выразилось в нескольких волнах греческой колонизации. Жители греческих государств-полисов основали колонии практически по всему побережью Средиземного, Черного и частично Азовского и Ионического морей. Однако эти колонии не сформировали империю: каждая из них была независима от метрополии. Гораздо более прочным образованием стала Римская империя, которая в период своего расцвета охватывала почти всю Западную и Южную Европу, Переднюю (Западную) Азию, Черноморское побережье, Северную Африку. 3. Сложился строй общественно-политических отношений — демократия, в наибольшей мере отвечавшая требованиям самоуправления сообщества свободных людей. Конечно, это была демократия для избранных. Но, тем не менее, основные принципы демократического устройства, сформулированные в период расцвета греческой цивилизации, и поныне можно найти в программах демократических партий и движений во всех странах. В греческихполисах, а затем в Риме был отработан сложный механизм функционирования демократического государства. 4. В античный период родилась и была реализована на практике идея разделения ветвей власти, заключающаяся во взаимном сдерживании и противодействии различных ветвей власти. Идеи античных мыслителей были детально разработаны в эпоху Просвещения Д. Локком и особенно Ш. Монтескье. 5. Государственно-правовой опыт Афин и Рима содержит предупреждение об опасности бюрократизма, его великой силе и живучести. Безответственность, некомпетентность, безволие, самодовольство чиновников не раз в истории античных государств порождали катастрофы. Их последствия не могли предотвратить никакие радикальные реформы. За ошибки правителей, их непродуманные эксперименты народы платили страшную цену. Под угрозой гибели оказывалось существование самого государства (достаточно вспомнить закат Рима). В то же время, как показал опыт Афин и Рима, без лиц, сведущих в управлении, цивилизованное общество существовать не может, поскольку власть толпы — охлократия — порождает опасную разновидность деспотии. 6. Рим оказал гораздо большее, чем Афины, влияние на формирование взглядов мыслителей, ученых-историков, писавших о государстве. Их восхищение вызывала существовавшая у римлян система баланса и контроля власти, препятствовавшая возникновению тирании, олигархии. Тем не менее нельзя забыть тот факт, что Римская республика все же разложилась, столкнулась с чередой бесконечных гражданских войн. Древние римляне, утратив контроль над выборными консулами, стали свидетелями становления режима личной власти, культа личности и вызванных этим трагических для народа последствий — произвола и беззакония. 7. Мыслители Античности подарили миру идеи правового государства и гражданского общества. Уже тогда власть понималась ими как ответственность правителей перед свободными гражданами. В то же время история государства и права Античности свидетельствует о том, что верховенство закона может легко обратиться в реакционную силу, если сам закон не отражает подлинной воли народа. К VI—V вв. до н.э. на первый план среди множества древнегреческих полисов выдвинулись два наиболее крупных и сильных в военном отношении города-государства: Афины и Спарта. Под знаком антагонизма этих двух полисов развертывалась вся последующая история государственности Древней Греции. В Афинах, где сложилась гражданская община, связывающая ее членов при всем различии их имущественных и политических интересов в единое целое, античная демократия достигла своего расцвета, став огромной созидательной силой. В противоположность Афинам Спарта вошла в историю как образец военно-аристократического государства, которое ради подавления огромной массы подневольного населения искусственно и безуспешно пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов. Таким образом, соперничество Афин и Спарты вылилось в своеобразное соревнование двух разных гражданских и политических общин Греции. К I в. до н.э. исчерпала себя система «город-государство» в Риме, когда стало очевидно, что республика-город не может справиться с возникающими проблемами и не в состоянии обеспечить внутреннее гражданское единство. В этих условиях сохранение республиканской системы, рассчитанной на управление городом-государством, фактически стало анахронизмом. На смену республике, превратившейся к I в. до н.э. в мировую державу, пришла империя. Императоры, стремившиеся создать централизованную бюрократическую монархию, еще долго не могли упразднить республиканские институты. Укрепление власти поздних римских императоров и принятие христианства подвели окончательную черту под республиканскими порядками. Что же касается самой поздней Римской империи, то она окончательно отказалась от традиций республиканской демократии и начала приобретать (особенно в восточной своей части) черты политического устройства средневековых государств. Право Античности Стабильность государства и его устоев связывалась в античном мире с наличием и соблюдением законов, с верховенством права. Система афинского права оказала влияние на формирование и развитие права других полисов, особенно входивших в состав Афинского морского союза. Учения Демосфена, Аристотеля, Платона и других философов в значительной степени предопределили становление системы римского права, а тем самым и современной правовой культуры. Обычаи и законы Афин и Рима содержали нормы, определяющие понятия справедливости, чести, достоинства граждан. Римские юристы придерживались мнения о том, что истинное народовластие зиждется на человеческой нравственности, соблюдении этических норм, в том числе на честности, порядочности, ответственности. Право как один из факторов, скрепляющих гражданское общество в эпоху Античности, не сразу достигло зрелости и совершенства. На ранних этапах своего развития оно по уровню юридической техники и степени разработанности основных институтов имело определенное сходство с правовыми системами государств Востока. Формирование системы права в античных Греции и Риме проходило в рамках отдельных городов-государств, уровень развития демократических институтов которых находил свое отражение и в праве. Утверждение полисной системы повлекло активизацию правотворческой деятельности и ее постепенное освобождение от религиозно-мифологической оболочки. На смену неписаным обычаям пришел закон, имеющий светский характер и выраженный обычно в письменной форме. Таким образом, право в античном мире стало авторитетным и обязательным регулятором полисной жизни, лишенным какой-либо мистической или религиозной силы. Признание закона, а не обычая основной формой правотворчества (Греция) или же его утверждение в качестве одного из важнейших источников права (Рим) сопровождалось кодификацией правовых обычаев. Таковы древнейшая, согласно греческой традиции, кодификация права, проведенная Залевком в Локрах (Юг Апеннинского полуострова), и кодификация Харонда (Катана, Сицилия). Предпосылки создания новой демократической процедуры принятия законов народным собранием были заложены в Афинах реформами Солона и Клисфена в VI в. до н.э. В Риме традиционные правовые обычаи подверглись обработке и были записаны в Законах XII таблиц. В этих законах также предусматривалось правило, согласно которому законом считалось решение народного собрания. В греческих городах-государствах у граждан с детских лет воспитывалось уважение как к законам, так и к установленным в них порядкам. Право в глазах граждан ассоциировалось с разумом и справедливостью. Еще в большей степени культ права и почитание законов развились в римском обществе. Безусловное следование республиканским законам было для римлян не только обязанностью, но и делом чести. Впервые была создана правовая система с абстрактными нормами светского права. Именно в римском обществе была выработана наиболее совершенная в условиях Древнего мира правовая система, имевшая целостный и всеобъемлющий характер. Римское право впервые в истории выступило в качестве системного, тщательно разработанного, собственно правового образования. Римское право строилось как рабовладельческое, но вместе с тем являлось правом абстрактным и могло быть применено, например, к любым имущественным отношениям, что нашло свое отражение в последующие эпохи. Римское право в том виде, в каком оно приобрело мировое значение (прежде всего как частное право, закрепляющее интересы индивида), является результатом экономических отношений того времени. На ранних этапах истории Римского государства, когда в обществе сохранялись многие элементы патриархального быта, а товарно-денежные отношения еще не получили развития, римское право отличалось традиционализмом, формализмом и обрядностью, тормозившими экономический оборот. Постепенный процесс превращения Рима из полиса в империю повлек за собой не только рост рабства, но и товарного производства, а в конечном счете создание самых сложных за всю историю Древнего мира социально-экономических отношений, требовавших адекватной правовой регламентации. Создавалось новое и совершенное в технико-юридическом отношении право, способное урегулировать потребности развитого гражданского общества. Именно в таком виде римское право стало универсальной правовой системой, применимой в разных исторических условиях. Вместе с римским правом в историю цивилизации вошла и римская юриспруденция, на основе которой зародилась юридическая профессия. С нее же берет начало и специальное правовое образование. В античный период суд был признан в качестве самостоятельного государственного органа. Именно в это время были разработаны основные принципы судебной деятельности, которые и по сей день лежат в основе правосудия (нельзя быть судьей в собственном деле; один свидетель — не свидетель, состязательность сторон; отказ в правосудии недопустим; право на пересмотр дел независимым судом). Особенно явно тенденции изменения судоустройства и судопроизводства прослеживались в зависимости от порядка сбора, оформления и оценки доказательств. Многие принципы античного права и судопроизводства впоследствии стали частью как континентальной, так и англосаксонской системы права. Афинские и римские правовые термины вошли в названия многих государственных институтов, в понятия гражданского, уголовного и международного права. Рецепция римского права как связующее звено правового развития Древнего мира, Средневековья и Нового времени неизменно привлекает и еще долгое время будет привлекать внимание тех, кто интересуется правом и его историей. |